Строительство и ремонт

Вездеход мтлб на гусеницах. Вездеход мтлб: технические характеристики, функции и фото Кто входит в экипаж мтлб

МТЛБ – это гусеничный многоцелевой тягач – уникальный в своем роде. Предназначение – перевозка людей и груза на различные дистанции. У МТЛБ технические характеристики такие, что позволяют беспрепятственно проходить на неустойчивых нетвердых грунтах в труднопроходимых местностях.

Гусеничный вездеход-тягач

В 1964 году с конвейера в Харькове сошел первый легкий бронированный многоцелевой тягач. МТЛБ (в народе «Мотолыга»), по понятным причинам, не имел толстой брони и имел отличное от БМП или БТР техническое описание.

Он применялся исключительно для перевозки пассажиров, артиллерийских орудий, при устранении последствий чрезвычайных ситуаций или как санитарная машина. Сейчас он используется геологами, разведкой, охотниками и рыболовами в труднопроходимых местностях, при обустройстве дорог или транспортировки прицепов.

Технические характеристики

Кузов вездехода вмещал в себя 11 мотострелков. В кабине находилось до трех человек. Бригада размещалась во фронтовой части шумоизолированного кузова. Попасть в машину можно через 2 дверей и 2 люка. Тягач отапливался, а в условиях северных широт имел дополнительную печку.

Благодаря широкому обзору, и водитель, и механик уверенно управляли им днем и ночью. Техника также оснащена двумя фарами и фарой-искателем для улучшенного ночного виденья. Характеристики МТЛБ позволили ему развивать скорость до 6 км/час в воде. В стандартный набор (военной комплектации) входил пулемет с ручным поворотом на вращающейся башне калибром 7,62 мм и защита против ОМП.

Двигатель

Тягач имеет предпусковой механизм, а запуск двигателя осуществляется с места шофера. Система впрыска топлива – непосредственно в цилиндры.

Габаритные размеры

Эксплуатационный вес гусеничного вездехода 9700 кг, а вес буксируемого прицепа – 6500 кг.

Обозначенная тоннажность при транспортировании прицепов – 2 т, а предельная – 2,5 т, при транспортировании груза без прицепа.

Подвижность

За счет подвижных ленточных гусениц, вездеход легко покоряет болота и мягкий зыбучий грунт. Чтоб увереннее проходить через такие места, ширина гусениц увеличена. Тогда у него повышается проходимость, и уменьшается нагрузка на грунт.

Управление

Практически все функции бронетранспортера легко доступны водителю. Помимо описанного выше пуска мотора, он может также включить систему отопления и иные функции, важные для комфортного пребывания внутри.
Купить МТЛБ можно как новый – с разными улучшениями и модификациями, так и снятый с консервации.

Модификации

За прошедшие годы советские, российские, украинские и польские конструкторы изобрели достаточное количество модификаций.

Самые популярные модели:

  1. МТЛБВ или снегоболотоход – используется в основном в северных регионах. Расстояние между гусеницами шире, чем у базовой модели, для меньшего давления на землю.
  2. МТЛБВ – для народного использования.
  3. МТ-ЛБВМ – с установленным зенитным пулеметом с калибром 12,7 мм.
  4. МТ-ЛБВМ1К – для работ на большой высоте над уровнем моря. Мощность мотора 310 л.с.

Тягач МТЛБу прочный, надежный и универсальный.

Предельное количество человек, которое он может вместить – 18.

Эксплуатация


Фото МТЛБу.

Тягач - вездеход активно использовался во времена войны в Афганистане, в разных других вооруженных конфликтах в странах бывшего СССР и ближнего зарубежья.

Срок службы техники зависит от правильной эксплуатации и своевременного ремонта.

В техническом описании и в написано, что нужно производить ежедневную проверку всех узлов и механизмов, проверять отдельные его части до и после преодоления водных преград.

Периодичность и виды ТО:

  • контрольный осмотр – перед выездом и на всех остановках;
  • ежедневное ТО – после окончания работ;
  • ТО 1 – после 800 - 1000 км пробега;
  • ТО 2 – после 2400 - 3000 км;
  • сезонное ТО – подготовка к летнему и зимнему сезону.

Вывод

Так что такое МТЛБ. Это помощник в поле деятельности человека. Машина, которая верой и правдой служила многие годы и до сих пор находится на вооружении у многих стран.

Видео

В видео показана работа техники.

Многоцелевой транспортер (тягач) лёгкий бронированный МТ-ЛБ был создан в 1964 году конструкторским бюро Харьковского тракторного завода, которое в то время возглавлял А. Ф. Белоусов. Серийное производство машины началось в 1966 году. Данная машина в первую очередь предназначалась для перевозки артиллерийских орудий и использовалась в роли артиллерийского тягача, который перевозил расчет и боекомплект орудия.

В ряде воинских частей машина выполняла функцию легкого бронетранспортера и использовалась для перевозки десанта и грузов. МТ-ЛБ очень хорошо показал себе в вооруженных конфликтах и локальных войнах прошлых лет. Единственным его недостатком можно было признать слабое вооружение, но для артиллерийского тягача оно было вполне достаточным , более того сегодня в России создано несколько различных модификаций, получивших усиленное вооружение.

Всего с момента начала эксплуатации в 1966 году было выпущено более 9000 различных вариантов МТ-ЛБ. На 2010 год на вооружении российской армии находилось около 4000 подобных машин.

За свою более чем 40-летнюю историю эксплуатации МТ-ЛБ завоевал заслуженную популярность в войсках, как в России, так и за рубежом. Наверное, называя свою машину «многоцелевым тягачом», создатели даже не догадывались, что на ее базе будет создано более 80 различных модификаций – от БТРов до боевых комплексов.

На базе данного тягача были разработаны система ПВО 9А35 Стрела-10, противотанковый комплекс 9М144 Штурм-С, противобатарейная РЛС 1Л219 «Зоопарк», САУ 2С1 «Гвоздика» и множество других боевых машин. Даже сейчас этот тягач остается незаменимым в частях на Крайнем Севере, Дальнем Востоке, где одним из важнейших показателей боевой эффективности техники является проходимость. Находится он на вооружении и созданных в России специализированных горных бригад.

Компоновка и устройство

Компоновка МТ-ЛБ несколько необычна для советского танкостроения, так как трансмиссия в тягаче была расположена спереди, а двигатель был расположен в средней части машины с небольшим смещением к левому борту. Между трансмиссионным отделением и дизельным двигателем находится отделение управления. За счет того, что двигатель относительно продольной оси был смещен влево, в машине имеется проход из отделения управления в десантное (грузовое) отделение.

В отделении управления располагаются механик-водитель и командир машины, водитель слева, командир справа. Для удобства наблюдения машина оснащена двумя стеклоблоками (как на БТР-60), которые могут прикрываться броневыми заслонками. При этом наблюдение за дорожной обстановкой механиком-водителем ведется через 3 призменных смотровых прибора ТНПО-170А, центральный из которых может быть заменен на ТВН-2Б – прибор ночного видения.

Справа на корпусе МТ-ЛБ в носовой части над местом командира смонтирована бронированная коническая башенка кругового вращения ТКБ-01. В башне смонтирован 7,62-мм пулемет ПКТ . Наведение его на цель командир машины осуществляет в ручном режиме.

Десантное отделение оно же грузовое находится в корме МТ-ЛБ и первоначально использовалось для размещения в нем боекомплекта и артиллерийского расчета буксируемого орудия. В дальнейшем, когда машина стала использоваться в качестве бронетранспортера, десантное отделение было оборудовано для посадки 11 пехотинцев в полной экипировке .

Десант размещается на сидениях вдоль бортов машины, которые смонтированы поверх топливных баков. Для посадки/высадки пехотинцев и погрузки груза и имущества в корме корпуса имеется двустворчатая дверь, а также 2 люка в крыше десантного отделения. Машина оборудована фильтровентиляционной установкой (ФВУ) и отопителем.

Корпус транспортера сварной с использованием катаных броневых листов, которые обеспечивают защиту экипажа и десанта от пуль ручного стрелкового оружия, мин малого калибра и осколков артиллерийских снарядов . Машин имеет герметичный корпус, что позволяет ей преодолевать водные преграды вплавь. Общий вес машины составляет 9,7 тонн , полезная нагрузка достигает 2,5 тонн. При этом машина в состоянии тянуть прицеп весом до 6,5 тонн.

Движение МТ-ЛБ по воде осуществляется за счёт перемотки гусениц . Перед тем как преодолевать водную преграду в передней части корпуса поднимается специальный водоотражающий щиток, а с обеих сторон в корме корпуса опускаются и фиксируются специальные гидродинамические щитки. На случай попадания внутрь корпуса воды имеется водооткачивающая помпа.

Применение МТ-ЛБ оказалось особенно успешным зимой и в переходные времена года – начало весны и поздняя осень. Так как машина обладает отличными подвижными качествами и высокой проходимостью. На МТ-ЛБ установлен дизельный двигатель ЯМЗ-238В мощностью 240 л.с. Данный двигатель обеспечивает тягачу движение по шоссе со скоростью 60 км/ч и удельную мощность 19,6 л.с/т, которая в купе с низким давлением на грунт (0,46 кг/кв.см) обеспечивает машине высокую проходимость по глубокому снегу, грязи и крутым горным дорогам.

Ширина стандартного трака составляет 350 мм, в то время как в заболоченных и заснеженных районах для повышения проходимости на нее могут устанавливаться гусеницы с увеличенной шириной траков 565 мм. МТ-ЛБ с такими гусеницами получил обозначение МТ-ЛБВ. Данная машина обладает давлением на грунт на уровне всего 0,28 кг/см 2 , что меньше, чем у человека . По сухому грунту МТ-ЛБ с грузом в состоянии преодолеть подъем с крутизной до 35°, при наличии прицепа до 25°.

Подвеска машины торсионная, независимая с использованием гидравлических телескопических амортизаторов на первых и последних узлах подвески. МТ-ЛБ обладает хорошей плавностью хода по пересеченной местности. Оригинальная конструкция трансмиссия вкупе с двойным подводом мощности обеспечивает транспортеру разворот вокруг своей оси с радиусом, который равен 1/2 ширины машины. Этот факт имеет особое значение при перемещении по узким дорогам в лесистой или горной местности.

МТ-ЛБ является, по сути, единственным средством передвижения в труднодоступных районах России . На Дальнем Востоке, Сибири, Крайнем Севере, горах Кавказа МТ-ЛБ используется мотострелковыми подразделениями в роли бронетранспортера.

Вторая жизнь МТ-ЛБ

С развалом СССР все заводы по производству машин семейства МТ-ЛБ оказались за пределами России на Украине, в Польше и Болгарии. Поэтому закупок данной техники не производилось с 1990 года . При этом в стране осталось огромное количество машин, которые еще имели сроки эксплуатации более 10 лет.

Было очевидно, что за прошедшие 40 лет с момента создания машины она заметно подотстала в техническом плане и уже не отвечала требованиям времени. Неудивительно, что вскоре возникла идея проведения в промышленных масштабах капитального ремонта и работ по повышению ТТХ МТ-ЛБ, для приведения их в соответствие с сегодняшней действительностью.

В России за данную проблему взялось предприятие ОАО «Муромтепловоз», конструкторы завода имели для этого все необходимые условия. Во время выполнения работ по капитальному ремонту сложились достаточно тесные творческие связи между конструкторами предприятия и научными организациями Минобороны и промышленности.

Главной целью модернизированных на «Муромтепловозе» МТ-ЛБ было повышение их огневой мощи . Для этого машины оснащались новой башенной пулеметной или пулеметно-пушечной установкой, кроме этого их ресурс восстанавливался на 80%. В кратчайшие сроки на предприятии были созданы 2 основные модификации машины МТ-ЛБМ 6МА и МТ-ЛБМ 6МБ.

Результатом одной из самых простых модернизаций стала машина МТ-ЛБВМК, которая получила новую башню с 12,7-мм пулеметом 6П49 «КОРД». Все остальные механизмы и системы МТ-ЛБ изменений не претерпели.

В варианте МТ-ЛБМ 6МА на транспортер была смонтирована башня от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм ПКТ . С этой башней МТ-ЛБ превращается в полноценный бронетранспортер на гусеничном ходу. Вариант МТ-ЛБМ 6МБ оснащается башней с установленной 30-мм пушкой 2А72, которая спарена с пулеметом ПКТ. Такой комплект вооружения позволяет эффективно бороться с легкобронированными целями и танкоопасной живой силой противника.

Данные модификации достаточно широко используются в войсках, успели побывать в «горячих точках», состоят на вооружении частей морской пехоты. На этом работы по модернизации МТ-ЛБ не закончились и на отечественных выставках вооружений можно вживую посмотреть на другие варианты модернизации. По сути, МТ-ЛБ уже давно превратился из тягача/транспортера в полноценную боевую машину.

МТ-ЛБМ 6М1А3 вариант для транспортировки мотострелковых подразделений к полю боя, выполнения задач охраны воинских колонн и объектов, разведки, борьбы с малоразмерными целями, живой силой и современными и перспективными танками противника, в том числе и обладающими динамической защитой. В этом варианте машина, по сути, представляет собой самоходный ПТРК. В этой версии МТ-ЛБ получает башню с 4 ПУ ПТУР «Корнет».

И если на модификациях 6МА и 6МБ вооружение наводится вручную, то на данной машине башня имеет электроприводы наведения, обеспечивающие большую скорость наведения. Помимо «Корнета» на вооружении машины имеется пулемет ПКТ установленный в башне и 30-мм автоматический гранатомет АГ-17. При этом угол возвышения ствола пулемета составляет +50°, что позволяет вести огонь в особых условиях (бои в городе, горах, лесу и т.д.).

На данной версии ставится более мощный двигатель ЯМЗ-238БЛ мощностью 310 л.с., а также применяется новая трансмиссия с гидрообъемной передачей (ГОП). Отдельно стоит отметить, что вместо рычагов управления на машине установлен штурвал, что вместе с новой трансмиссией и более мощным двигателем снижает утомляемость водителя при управлении машиной .

Версия машины МТ-ЛБМ 6МА4 выполняет схожие с предыдущей машиной задачи, за исключением борьбы с бронированной техникой. Для выполнения основных задач машина вооружается 23-мм автоматической пушкой КПВБ спаренной с 7,62-мм пулеметом ПКТ или ПКТМ, а также 30-мм автоматическим гранатометом АГ-17. Приводы наведения вооружения ручные.

Версия МТ-ЛБМ 6М1Б2 , по сути, превращается в полноценную БМП. Она оснащается мощным стабилизированным в 2-х плоскостях вооружением и обладает отличной подвижностью. На машине используются 30-мм автоматическая пушка 2А42 спаренная с 7,62-мм пулеметом ПКМ и 30-мм автоматическим гранатометом АГ-17. В состав комплекса вооружений помимо дневного прицела, включен и ночной. Угол стрельбы по вертикали достигает +70°. Все вооружение на данной модели вынесено за пределы башни, поэтому при стрельбе не возникает загазованности в отсеках машины.

Еще одной близкой версией является МТ-ЛБМ 6МБЗ . Данная машина получила более мощное вооружение – стабилизированную в 2-х плоскостях двуствольную автоматическую пушку ГШ-23В, 12,7-мм пулемет «КОРД» и автоматический гранатомет АГ-17.

Следующая модификация 6МБ4 обладает еще более сильным вооружением за счет установки спаренной 30-мм автоматической пушки ГШ-ЗОВ. Такие машины в состоянии бороться не только с колесной и легкобронированной техникой, но и с низколетящими воздушными целями. Для повышения эффективности этой борьбы версия 6МБ5 получила на вооружение 2 ПЗРК «Игла».

Также на базе этого варианта был сделан полноценный ЗРАК — зенитно-артиллерийско-ракетный комплекс. В этой версии машина оснащается небольшой РЛС обнаружения целей, ЦЭВМ и оптико-электронной станцией сопровождения целей. Достаточно мощное вооружение данной модификации в совокупности с применением тепловизора позволяет успешно бороться и с живой силой и легкобронированными целями противника.

При всех своих замечательных качествах МТ-ЛБ обладает и достаточно существенным недостатком – слабый уровень бронирования . Его броня достаточно тонкая и пробивается бронебойными винтовочными пулями с дистанции в 200 м. Поэтому в настоящее время перед конструкторами ОАО «Муромтепловоз» стоит и задача повышения уровня защиты.

По словам главного конструктора предприятия Сергея Серебрякова, наработки в этом направлении есть, и обеспечить машине дополнительное бронирование, позволяющее выдерживать попадания бронебойных 12,7-мм пуль на любых дистанциях, возможно без потери подвижности машины.

На данный момент можно с уверенностью сказать, что, не смотря на свой более чем преклонный возраст, модификации на МТ-ЛБ будут актуальны и востребованы еще достаточно длительное время.

Многоцелевой тягач лёгкий бронированный (МТ-ЛБ) - это быстроходный вездеход, предназначенный для доставки людей и транспортировки грузов в закрытом отапливаемом кузове в условиях бездорожья, снежных заносов, топкого грунта. Также МТ-ЛБ используется, как шасси для большого количества технологического оборудования, работы в геологоразведке, обустройстве дорог, буксировки прицепов, для охоты в труднодоступных местах.


Вездеход МТ-ЛБ оборудован цельнометаллической кабиной для посадки 2-х человек, а также закрытым кузовом для перевозки грузов или людей, в количестве 11-ти человек. Моторное отделение МТ-ЛБ отличается свободным доступом к деталям и узлам двигательной установки. Водитель со своего посадочного места имеет возможность включать предпусковой подогреватель, производить запуск двигателя, включать другие системы машины.

Для эксплуатации в условиях крайнего севера, на вездеходе МТ-ЛБ предусмотрен дополнительный отопитель, в добавок к штатной "печке", создающий комфортную температуру как для водителя, так и для пассажиров. Кабина имеет широкий обзор, позволяющий уверенно вести вездеход МТ-ЛБ в дневных и ночных условиях. Дополнительный обзор в тёмное время суток обеспечивают две фары и фара - искатель.

Модификации

МТ-ЛБ (Объект 6) - базовый вариант


МТ-ЛБВ - вездеходный вариант. Модификация имеет более широкие траки и пониженное удельное давление на грунт (около 0,27 кгс/см2). Предназначена для арктических регионов.


МТ-ЛБВМ - версия с установкой 12,7-мм зенитного пулемёта НСВТ.


МТ-ЛБМ (Объект 6М) - современная модификация, разработана в ОАО «Муромтепловоз»


МТ-ЛБМ1 (Объект 6М1) - модификация МТ-ЛБМ с установкой нового двигателя, мощностью 300-310 л.с.


МТ-ЛБМ2 (Объект 6М2) - модификация МТ-ЛБМ от «Курганмашзавода» с установкой нового двигателя и трансмиссии.


Объект 6МА - вариант МТ-ЛБМ с установкой башенной установки идентичной бронетранспортёру БТР-80


Объект 6МА1 - модернизация «Объекта 6МА» с дополнительной установкой 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя»


Объект 6МА2 - модернизация «Объекта 6МА» с установкой 23-мм автоматической пушки 2А14 вместо пулемёта КПВТ


Объект 6МА3 - модернизация «Объекта 6МА» с установкой 4 пусковых установок ПТУР 9М133 «Корнет», 7,62-мм пулемёта ПКТМ и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант»


Объект 6МА4 - модернизация «Объекта 6МА1» с установкой 23-мм автоматической пушки 2А14 вместо пулемёта КПВТ


Объект 6МБ - вариант МТ-ЛБМ с установкой башенной установки идентичной бронетранспортёру БТР-80А


Объект 6МБ2 - модернизация «Объекта 6МБ» с дополнительной установкой 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя»


Объект 6МБ3 - вариант МТ-ЛБМ с установкой 23-мм авиационной пушки ГШ-23в, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд» и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант»


Объект 6МБ4 - вариант МТ-ЛБМ с установкой 23-мм авиационной пушки ГШ-23к, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд» и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант»

МТ-ЛБу (Объект 10) - советское плавающие лёгкое многоцелевое гусеничное шасси с универсальным корпусом. Разработанное в конце 1960-х годов.

Демилитаризированный МТ-ЛБу предназначен для установки различного оборудования (мастерских, лабораторий, грузопассажирских перевозок), других применений в геологической, нефтегазопромысловой отраслях и для передвижения в условиях бездорожья.

В настоящее время МТ-ЛБу изготавливается на ОАО «Муромтепловоз». Стоимость шасси МТ-ЛБу, прошедшего капитальный ремонт составляет 4,5 млн. руб., а изготовленного вновь - 5,8 млн. руб.

История

В 1967 году постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР №609-201 Харьковский тракторный завод был назначен главным разработчиком 122-мм САУ.
Первичным вариантом было предложено установка гаубицы Д-32 на платформу МТ-ЛБ. В ходе испытаний выяснилось что гусеничное шасси на 6 опорных катках не выдерживает нагрузки. В связи с этим в конструкцию шасси был добавлен 7-й опорный каток. Модифицированный образец шасси с удлинённым корпусом получил название МТ-ЛБуш («изделие 26»). Он стал платформой для 122-мм САУ, который в свою очередь получил название 2С1 «Гвоздика».
Новая САУ была разработана в короткие сроки. К августу 1969 года 4 единицы поступили на государственные испытания.
В тот же период велась активная разработка комплексов средств автоматизации управления огнём артиллерии (КСУАО) и зенитно-ракетных комплексов ПВО, что потребовало создания гусеничных и колёсных шасси с высокой проходимостью. По плану поставленному перед оборонной промышленностью на первую половину 70-х годов началась разработка «изделия 10» - унифицированного гусеничного шасси повышенной грузоподъёмности.
Разработка была поручена конструкторскому бюро Харьковского тракторного завода. За основу нового изделия был взят МТ-ЛБ, который выпускался этим заводом и эксплуатировался в войсках с 1964 года.
Для размещения большого количества аппаратуры требовалось увеличение внутреннего объёма и грузоподъёмности машины, что в свою очередь требовало увеличение мощности двигателя.

Кардинальными изменениями от МТ-ЛБ в конструкции новой машины, получившей наименование МТ-ЛБу стало следующее:

Изменение корпуса машины
удлинение корпуса на 810 мм за счёт добавления 7-го опорного катка;
увеличение высоты машины на 200 мм, что позволило увеличить внутренний объём и переместить отсек управления сверху над трансмиссионным отделением. Если в МТ-ЛБ отсек управления находится в передней части машины через перегородку после трансмиссионного отсека, доступ к которому осуществлялся через капот снаружи машины, то на МТ-ЛБу механик водитель находится прямо над трансмиссионным отсеком, доступ к которому осуществляется через люки в полу;
поскольку по обоим бортам в кормовой отделении требовались места для размещения аппаратуры, вместо двух задних дверей открывающихся аналогично дверям на БМП-1, была установлена одна дверь по середине;
убрана пулемётная башня.
установка более мощного двигателя ЯМЗ-238Н мощностью 300 л.с. (против 240 л.с. на МТ-ЛБ);
установка опускающихся гидродинамических щитков спереди и решёток сзади, улучающих управление машиной при движение на плаву;
установка вспомогательной силовой установки (с 1985 года), обеспечивавшей электропитание аппаратуры без включения ходового двигателя.

Описание конструкции

Лёгкое многоцелевое гусеничное шасси с универсальным корпусом МТ-ЛБу предназначено для монтажа на нём различных объектов военной техники. В передней части корпуса находятся трансмиссионный отсек и отделение управления, за ними - у левого борта средней части корпуса - установлен двигатель, далее - кормовое отделение. Корпус МТ-ЛБу - цельносварной, коробчатой формы, изготовлен из броневой стали. Внутри разделён перегородками, панелями и поликами на функциональные отделения. Герметизирован, водонепроницаем. Обладает водоизмещением, позволяющим машине с номинальным грузом преодолевать водные преграды на плаву.

В трансмиссионном отсеке установлены механизмы силовой передачи, пневмосистемы, часть электрооборудования. Трансмиссия шасси состоит из главной передачи, промежуточного редуктора, центрального карданного вала, карданных валов, бортовых передач, тормозов и управления механизмами поворота. Над трансмиссионным отсеком расположено отделение управления, отделённое от него съёмными поликами. Здесь в два рядя установлены четыре мягких сиденья. Переднее левое предназначено для механика-водителя. Оно регулируется по расстоянию от передней стенки, по высоте, наклону спинки в зависимости от роста и «габаритов» механика-водителя.

Перед сиденьем механика-водителя находятся рычаги управления и переключения передач, а также педали сцепления, тормоза, подачи топлива, рукоятка управления ручной подачей топлива, щиток отопителя. На передней стенке размещены щиток приборов, вентилятор обдува, рукоятка управления фарой-прожектором и её выключатель. Наблюдение за дорогой и местностью ведётся через лобовые стекла, снабжённые стеклоочистителями, через шесть смотровых приборов. Лобовые стекла могут закрываться снаружи защитными крышками. На левом борту отделения установлены фильтро-вентиляционная установка, реле-регулятор, фильтр радиопомех, щиток нагнетателя, левый щиток приборов, блок питания прибора ТВН-2Б, аппарат А-4 переговорного устройства, выключатель батарей, редуктор привода к датчику пути навигационной аппаратуры, корпус прибора ТНПО-170А.

Двигательный отсек ограждён изоляционными панелями. Здесь находится силовая установка: двигатель с системами охлаждения, подогрева и смазки, а также топливной и воздушной. Дизельный двигатель ЯМЗ-2Э8Н - многотопливный, 8-цилиндровый, четырехтактный, V-образный, с газотурбинным наддувом. Номинальная его мощность - 300 л.с. при 2100 об/мин. В кормовой части корпуса машины, предназначенной для монтажа объектов техники и перевозки грузов, размещены отопитель (по правому борту) и топливные баки (по два на правом и левом бортах).

В ходовой части применена торсионная подвеска. С каждого борта расположено по семь обрезиненных пустотелых опорных катков из алюминиевого сплава. На передних и задних узлах подвески установлены телескопические гидроамортизаторы и ограничители хода балансиров. Гусеница - стальная, мелкозвенчатая. Ширина гусеничных траков - 350 мм. На обледенелых дорогах, особенно на скользких подъёмах и спусках, к тракам гусениц могут крепиться добавочные грунтозацепы, имеющиеся в комплекте ЗИП. При движении по шоссе машина развивает скорость до 60 км/ч, при движении на плаву - 6 км/ч Запас хода по топливу - 500 км. Максимальный угол подъёма составляет 35°, а крена - 25°. Движение на плаву обеспечивается перемоткой гусениц. Для повышения их эффективности в передней части подкрылков устанавливаются гидродинамические щитки, а сзади опускаются кормовые решётки.

Электрооборудование изделия составляют: две аккумуляторные батареи, генератор, реле-регулятор, стартер, электродвигатели подогреватели, нагнетатели ФВУ, вентилятора обдува водителя и стеклоочистителей, свечи накаливания подогревателя и отопителя.
Аккумуляторные батареи – две стартерные кислотные (6СТ-190ТР), соединение батарей последовательное. Генераторная установка – Г290В-0.
Водооткачивающий насос – вихревой, двухсекционный. Подача одной секции насоса при противодавлении не более 0,1МПа (1кгс/см2) не менее 450 л/мин. Отопитель – ОВ-65.

Тактико технические характеристики МТ-ЛБу

Масса в рабочем состоянии – 11500-11800 кг
Масса монтируемых на изделии объектов – не более 4000 кг
Габаритные размеры:
~ длина – 7210 мм
~ ширина – 2850 мм
~ высота (по корпусу) – 2035 мм
Дорожный просвет (клиренс –)400 мм
Колея – 2500 мм
База – 4445 мм
Среднее удельное давление на грунт – 0,5 кгс/см2
Двигатель – ЯМЗ-238Н,
Номинальная мощность – 220 (300) кВт (л. с.)
Топливные баки – четыре (заправочный объем 550 л)
Максимальная скорость движения на сухой грунтовой дороге – не менее 60 км/ч
Средняя скорость при дви¬жении по грунтовой дороге – 26-32 км/ч
Средний расход топлива на 100 км пути – 100-120 л
Запас хода по топливу – не менее 500 км
Максимальный угол подъема – 350
Максимальный угол крена – 250
Скорость движения на плаву – 4-5 км/ч
Угол входа в воду – не более 200
Угол выхода из воды – не более 150

Модификации и машины на базе

МТ-ЛБу-М - в 2003 году на Мотовилихинском заводе был создан модифицированный вариант МТ-ЛБу-М. Вездеход МТ-ЛБу-М представляет собой модернизацию шасси МТ-ЛБу, в котором произведены следующие изменения:
увеличение высоты корпуса в водительском и рабочем отделениях с сохранением габаритов моторного отделения
установка застеклённых боковых дверей в водительском отделении
изменение лобового листа с установкой на нём увеличенных лобовых стёкол
установка стёкол на боковых стенках рабочего отделения
установка эффективных стеклоочистителей на лобовых стёклах
установка дополнительных поворотных осветительных фар с задней части изделия
установка сигнальных поворотных фонарей, повторителей поворотов, проблескового маячка, дополнительных осветительных плафонов в водительском и рабочем отделениях изделия
установка дополнительного электрообогревателя в водительском отделении
установка в крыше рабочего отделения увеличенного люка с крышкой для монтажа оборудования в рабочем отделении
установка аварийных люков в крыше водительского и рабочего отделений
установка деревянного пола в рабочем отделении
установка на стенки водительского и рабочего отделений обивки, состоящей из пенополиуритана, древесноволокнистой плиты и оклейка кожей, для обеспечения звуко- и теплоизоляции и улучшения внешнего вида внутри изделия

Транспортная машина переднего края ТМПК "МУЛ" на базе МТ-ЛБу

Предназначена для доставки боеприпасов, ГСМ и других материально-технических средств на позиции войск первого эшелона, действий в районах (зонах), требующих повышенной защиты перевозимых грузов и личного состава. Варианты применения машины:
- транспортная;
- транспортно-эвакуационная медицинская;
- транспортно-заряжающая для САУ;
- топливозаправщик.
Тактико-технические данные ТМПК "МУЛ"
База…………………………………………………………………………...МТ-ЛБу
Масса, т: машины…………………………………………………………..11,3
перевозимого груза………………………………………......………………4
Экипаж, чел………………………………………………………….………………2
Площадь грузовой платформы, м2…………………………………..6,5
Объем заброневого пространства грузового отсека, м2...8
Запас хода по топливу, км………………………………………………500
Бронирование……………………………………………...противопульное
Вооружение………………………………………………...7,62-мм пулемет

МТ-ЛБ… Эта аббревиатура прочно закрепилась в лексиконе наших военных. Появление МТ-ЛБ – многоцелевых легких бронированных транспортеров – было вызвано велением времени. И действительно: танкисты на поле боя передвигались на своих грозных машинах, мотострелки – на БТР и БМП, артиллеристы крупнокалиберной самоходной артиллерии были защищены броней САУ. А что оставалось делать тем, у кого на вооружении находились несамоходные пушки? Ездить на грузовиках? Можно было. Но… Не всякий грузовик потянет, например, 100-мм противотанковую пушку или 122-мм гаубицу, особенно на слабонесущем грунте. И потом: как защитить расчет орудия? Ехать ему в кузове машины, как говорится, с ветерком, конечно, комфортно. Но это – в тылу. А на передовой? Когда кругом свистят пули и осколки снарядов? Сам собой напрашивался вывод: нужна броня. И она появилась: в 1964 году увидел свет многоцелевой транспортер легкий бронированный МТ-ЛБ. Создали его конструкторы Харьковского тракторного завода под руководством А.Ф. Белоусова. В 1966 году началось серийное производство МТ-ЛБ.

«Рабочая лошадка» для армии

То, как эти машины появились в армии, было совсем необычно. Раньше вся перспективная техника создавалась сначала для нужд укрепления обороноспособности страны, а уж потом ее приспосабливали для использования в народном хозяйстве. С МТ-ЛБ все получилось с точностью до наоборот. Когда было принято решение снять с вооружения устаревшие гусеничные артиллерийские тягачи АТ-П, производившиеся с 1949 года, заменить их сразу оказалось нечем. Необходимо было быстро создать новую, более совершенную машину. Конструкторы решили сэкономить время и деньги, взяв за основу будущего армейского тягача легкий транспортер МТ-Л, успешно эксплуатировавшийся в народном хозяйстве. Собственно, особой доработки и не требовалось: нужно было только «облачить» МТ-Л в бронированный корпус и внести кое-какие чисто специфические коррективы в конструкцию.

Машина сразу пришлась военным ко двору. Она снимала множество проблем. Теперь любые артсистемы весом до шести с половиной тонн были обеспечены своей тягой, а расчеты надежно защищены: сварной водонепроницаемый корпус тягача, изготовленный из катаных броневых листов, отражал как пули стрелкового оружия, так и осколки мин и снарядов. Более того, новый транспортер перевозил практически весь спектр военно-технического имущества, начиная от боеприпасов и заканчивая, грубо говоря, дровами для полевой кухни. Для бронемашины были разработаны специальные прицепы, что повышало функциональность МТ-ЛБ.

Многоцелевой тягач имеет три отделения: управления, силовое и грузовое. Отделение управления располагается в передней части. В нем находятся сиденья двух членов экипажа: слева – механика-водителя, справа – командира. Командир помимо своих основных выполняет обязанности пулеметчика: 7-62-мм пулемет ПКТ вмонтирован во вращающуюся коническую бронированную башенку прямо над его головой. Попадают в машину командир и механик-водитель через люки в верхней части корпуса МТ-ЛБ.

Обзор командиру и механику-водителю обеспечивают лобовые стекла, которые в боевой обстановке закрываются стальными крышками. В этом случае у членов экипажа имеется по три призменных смотровых прибора ТНПО-170-А. Командир для наблюдения за местностью пользуется к тому же специальным прицелом. Для езды ночью на МТ-ЛБ можно устанавливать прибор ночного видения с инфракрасной подсветкой.

Силовое отделение находится сразу за механиком-водителем и состоит из мощного дизельного двигателя с системами обслуживания, помещенного в специальный шумопоглощающий кожух. Поначалу на МТ-ЛБ устанавливался 8-цилиндровый 4-тактный V-образный дизель жидкостного охлаждения ЯМЗ-238В, имевший весьма приличные характеристики. Его мощность составляла 192 кВт (260 л.с.), а показатель удельной мощности равнялся 19 кВт/т, что по тем (да и по нынешним) временам было весьма неплохо. В настоящее время МТ-ЛБ также комплектуются ярославскими двигателями, только более современными – ЯМЗ-238ВМ, ЯМЗ-238ВЗ и другими модификациями.

Двигатель занимает не все место за экипажем. Прямо за командиром имеется проход в грузовое отделение. Вдоль прохода установлены топливные баки, которые используются в качестве сидений для десанта. В грузовом отделении также есть сиденья. Когда предстоит перевозка грузов, они складываются. Чтобы десант во время боестолкновения мог помочь командиру огнем, в бортах тягача имеются амбразуры для стрельбы из стрелкового оружия. Посадка в МТ-ЛБ и высадка из нее бойцов осуществляется через кормовые двери и люки в крыше корпуса. Тягач рассчитан на размещение внутри до одиннадцати десантников.

Ходовая часть машины состоит из 12 опорных катков (по шесть с каждого борта), двух направляющих и двух ведущих колес. Ведущие колеса, расположенные спереди, имеют съемные зубчатые венцы, что позволяет быстро заменить их в случае необходимости. Подвеска МТ-ЛБ – торсионная. Коробка передач – шестискоростная. Управляется тягач с помощью двух рычагов. Кстати, об управлении. Тягач имеет уникальное свойство: он может развернуться практически на месте. Это создает ему большие преимущества на труднопроходимой местности, например в лесу или в горах.

Легкобронированный тягач обладает завидными скоростными качествами, передвигаясь со скоростью до 60 км/ч по шоссе. Он способен преодолевать 2,5-метровые рвы и вертикальные стенки высотой 80 сантиметров.

МТ-ЛБ – плавающая машина. Перед преодолением водной преграды на ней спереди поднимается волноотражающий щиток, удлиняется воздухозаборная труба, а сзади в рабочее состояние устанавливаются гидродинамические решетки. Движение на плаву осуществляется за счет перематывания гусениц. Вода, попадающая внутрь машины, откачивается высокопроизводительной – до 450 литров в минуту – помпой. Тягач может продолжать дальнейшее движение даже при значительной потере плавучести. Он способен преодолевать водные преграды, имея на борту до двух тонн полезных грузов.

Как и все отечественные боевые бронированные машины, многоцелевой тягач оборудован отопителем и фильтровентиляционной установкой.

Одним из немногих недостатков машины явилась слабая броневая защита. Толщина брони составляет всего десять миллиметров. От шальных осколков и попаданий обычных пуль легкого стрелкового оружия она, как отмечалось выше, спасает. Но вот от прицельной стрельбы бронебойными патронами, особенно крупнокалиберными, защиты уже нет. Конструкторам пришлось делать сложный выбор: либо скорость, маневренность, проходимость, либо тяжелая бронезащита. Предпочтение, причем совершенно сознательно, было отдано первым качествам – ведь МТ-ЛБ все же тягач, хоть и военный, а не бронетранспортер. Забегая вперед, скажем, что со временем были предприняты определенные усилия для увеличения защитных свойств этой прекрасной боевой машины.

Основные тактико-технические характеристики МТ-ЛБ

Экипаж, чел.

Десант, чел.

Масса машины, т

Масса буксируемого прицепа, т

Грузоподъемность, т

Длина, мм

Ширина, мм

Высота, мм

Клиренс, мм

Двигатель:

– тип, марка

дизельный, ЯМЗ-238В

– мощность, кВт (л.с.)

Скорость движения, км/ч:

– максимальная

– максимальная с прицепом

– средняя с грузом и прицепом

– на плаву

Максимальный угол, град.:

– подъема

Запас хода по топливу, км

Вооружение

7,62-мм пулемет ПКТ

Боекомплект

2.500 патронов

На фото: МТ-ЛБ занимает позицию на одном из горных перевалов в Дагестане, август 1999 г.

Бронированный долгожитель

Итак, на вооружение армии был принят МТ-ЛБ – многоцелевой транспортер легкий бронированный, уже при жизни ставший не только армейской «рабочей лошадкой», любимой за простоту и надежность в эксплуатации, но и поистине легендой Советской, а затем и Российской армии. Почему легендой? Судите сами.

Наверное, в том далеком 1964 году, когда в конструкторском бюро Харьковского тракторного завода под руководством Анатолия Белоусова на базе «гражданского» легкого транспортера МТ-Л был создан знаменитый МТ-ЛБ, специалистам и в голову не могло прийти, какая долгая жизнь уготована этой бронемашине. Никто, вероятно, и помыслить не мог, что она полвека будет находиться в боевом строю, что завод выпустит ее огромной серией – свыше двух десятков тысяч экземпляров – и что на базе МТ-ЛБ – внимание! – будет создано около 90 модификаций! Такого, пожалуй, история танкостроения не знала!

Об основных тактико-технических характеристиках базовой машины уже было сказано выше. Надо сказать, что они не сильно изменились со временем. Конечно, совершенствовались агрегаты и узлы, на МТ-ЛБ устанавливались новые, более «продвинутые» дизельные двигатели, но в основном эти изменения были «косметическими», поскольку сама по себе база бронированного тягача оказалась близкой к идеальной, позволившей устанавливать на ней самые разнообразные комплексы вооружений и использовать машину для самых широких армейских нужд.

Уже в самом начале «жизненного пути» у МТ-ЛБ появилась модификация МТ-ЛБВ, главное отличие которой от базовой машины состояло в ширине гусеничных траков. Вместо стандартных 350 мм, ширина гусеницы составила целых 565 мм. Модифицированный тягач легко преодолевал болотистую местность, был незаменим в северных районах или при действиях в условиях значительного снежного покрова. И это неудивительно – его удельное давление на грунт вместо 0,48 кгс/ кв. см стало равняться 0,28 кгс/кв. см, что было меньше удельного давления человека на грунт!

Шасси МТ-ЛБ было использовано при создании около двадцати образцов различной боевой и вспомогательной техники.

Одним из них стал самоходный зенитный ракетный комплекс ближнего действия . В ходе эксплуатации этот комплекс неоднократно подвергался модернизации, один из последних вариантов – «Стрела-10М3» – был принят на вооружение в 1989 году. ЗРК мог вести успешную борьбу с самолетами на высотах от 25 до 3.500 м, летящих на встречных курсах со скоростями до 415 м/с и до 310 м/с – вдогон, вертолетами со скоростями полета до 100 м/с, крылатыми ракетами со скоростями полета до 200-250 м/с, беспилотными летательными аппаратами со скоростями от 20 до 300 м/с на высотах от 10 до 2.500 м. Боевая часть массой 5 кг оснащалась стержневыми поражающими элементами.

В настоящее время в России проведена глубокая модернизация ЗРК «Стрела-10», вылившаяся в новый комплекс малой дальности .

Базу МТ-ЛБ успешно «примерил на себя» и самоходный противотанковый ракетный комплекс . Сначала это был полуавтоматический комплекс второго поколения, ракеты которого управлялись по радиолучу. ПТРК поражал бронированные цели и другие защищенные объекты противника в диапазоне от 400 метров до 5 километров, имел скорострельность 3-4 выстрела в минуту. Боекомплект из 12 выстрелов располагался в механизированной боеукладке барабанного типа. Перезаряжание пусковой установки производилось автоматически. Масса ракеты в транспортно-пусковом контейнере составляла 46,6 кг. Комплекс обслуживался расчетом из двух человек. Со временем на вооружение ПТРК «Штурм-С» стали поступать более совершенные ракеты «Штурм» и «Атака».

По отзывам специалистов, неплохи были станции разведки и засечки позиций стреляющей артиллерии СНАР-10 «Леопард». Антенна РЛС станции обнаруживала летящий снаряд на дальностях до 20 километров, бортовой компьютер по двум точкам траектории рассчитывал место, с которого был произведен выстрел, и передавал данные своей артиллерии, которая и уничтожала вскрытую позицию противника.

Были незаменимы в войсках и машины технической помощи МТП-ЛБ с краном-стрелой грузоподъемностью в полторы тонны, различным ремонтным оборудованием, мощной лебедкой с тяговым усилием почти в 7 тонн, газосваркой.

Отлично зарекомендовали себя в войсках созданные на базе МТ-ЛБ 122-мм самоходные гаубицы «Гвоздика», машины авианаведения «Трель», дорожно-землеройные машины «Восторг», санитарно-эвакуационные машины с медицинским оборудованием для оказания первой помощи раненым, разведывательные химические машины «Кашалот». Последние, кстати, прошли проверку на прочность в условиях почти боевых – им пришлось принимать самое активное участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

С 1967 года стал выпускаться модернизированный вариант МТ-ЛБ – МТ-ЛБУ, не имевший пулеметной башенки. У этой модификации машины была несколько увеличена длина и высота корпуса, появилось по одному дополнительному опорному катку с каждой стороны. На машине был установлен 300-сильный двигатель, и она стала прародительницей целого семейства специальных машин, насчитывавшего около 70 наименований. Из заводских ворот выходили всевозможные командно-штабные машины и машины управления огнем артиллерии и средствами ПВО, спецмашины для войск радиоэлектронной борьбы, войск связи. Для химических войск было создано несколько модификаций, в том числе комплекс наземной дистанционной химической разведки КДХР-1Н, обеспечивающий дистанционный контроль приземного слоя атмосферы на площади до 75 квадратных километров. Востребованной в войсках оказалась транспортная машина переднего края ТМПК «Мул». Появились машины с установленными на них зенитными установками ЗСУ-23-2, 82-мм минометом «Василек» и т.д.

Многие из становившихся в армейский строй бронемашин имели названия различных животных. И логически «закольцевал» этот «зоосад» разведывательный комплекс «Зоопарк-1» – автоматизированная система обнаружения позиций артиллерии, минометов, реактивных систем залпового огня, стартовых позиций тактических ракет, определения их координат и обеспечения прицельной стрельбы своих огневых средств на дальностях до 45 километров. Технические возможности этого комплекса весьма высоки: его радар с фазированной антенной решеткой способен в условиях активного радиоэлектронного противодействия противника обнаруживать до 70 вражеских позиций в минуту, одновременно сопровождать до 12 целей и выдавать их координаты на командные пункты наших средств уничтожения еще до того, как выпущенные противником снаряды или ракеты поразят определенные им цели. Комплекс «Зоопарк-1» имеет высокую степень автоматизации: его обслуживают всего три человека…

Все бы хорошо, но в 90-х годах прошлого столетия огромный парк МТ-ЛБ Российской армии чуть было не приказал долго жить: основной завод, производивший их, оказался за границей. Оставалось три пути: либо платить огромные деньги за запчасти и ремонт техники братьям-украинцам (единственный оставшийся в России завод по ремонту МТ-ЛБ в городе Белогорске Амурской области не мог справиться с большими объемами работ), либо вообще отказаться от использования МТ-ЛБ, либо организовывать собственное производство многоцелевых транспортеров. Мы пошли по третьему пути. На заводе «Муромтепловоз» сначала стали делать капитальный ремонт тягачей, производить для них запчасти, а потом, по мере накопления опыта, наладили глубокую модернизацию МТ-ЛБ и их модификаций, в основе которой лежало стремление повышения огневой мощи машин. Этого требовала сама жизнь: как-никак за долгие годы службы техника и в особенности вооружение устарели морально.

Необходимо отметить, что после проведения капитального ремонта на «Муромтепловозе» ресурс МТ-ЛБ восстанавливался более чем на 80 процентов. Это объяснялось тем, что на заводе обеспечили стопроцентную замену всех резинотехнических и пластмассовых изделий, имевшихся в машине, всей электропроводки и осветительной арматуры, установили жесткий объективный инструментальный контроль деталей, проходящих дефектацию.

Вскоре в Муроме наладили производство самых современных бронемашин, оснащенных различными комплексами вооружения. Первой ласточкой стал МТ-ЛБВМК с новой башней, в которой устанавливался 12,7-мм пулемет «Корд». Затем появился вариант 6МА, в башне которого, взятой «взаймы» у БТР-80А, начали устанавливать 14,5-мм пулемет КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Вслед за вариантом 6МА появился вариант МТ-ЛБ 6МБ, вооруженный 30-мм пушкой 2А72 и 7,62-мм пулеметом ПКТ.

На этом муромчане не остановились и вскоре выдали на-гора вариант 6МБ3, вооружение которого составляли 23-мм автоматическая пушка ГШ-23В, 12,7-мм пулемет «Корд», .

Но и это не было пределом. В настоящее время на «Муромтепловозе» идет напряженная работа по установке на модернизированный МТ-ЛБ различных вариантов комплексов вооружений, включающих пусковые установки современных ПТУР, двухствольные 30-мм автоматические пушки ГШ-30В, ПЗРК «Игла» и т.д.

Изменилась и сама машина: в последних модификациях установлены современный двигатель, новая трансмиссия, механику-водителю теперь не приходится дергать за рычаги – вместо них появился, на манер БМП, элегантный штурвал, оружие в башне стабилизировано в двух плоскостях, управление им осуществляется посредством электроприводов, появились новые прицелы, улучшенная оптика, установки пуска дымовых гранат, другая современная аппаратура.

Одним словом, из оружейного тягача, средства доставки боеприпасов и другого имущества, современный модернизированный МТ-ЛБ превратился в настоящую боевую машину, способную сказать свое веское слово в бою и на равных сражаться с противником.

К сказанному выше остается добавить, что многоцелевые тягачи по лицензии производились в Болгарии и Польше. Причем тамошние конструкторы в свое время тоже воспользовались уникальными возможностями МТ-ЛБ, создав на их базе большое количество модификаций: боевых машин пехоты с различным вооружением, самоходных минометов, противотанковых средств, САУ, командно-штабных, разведывательных, ремонтно-эвакуационных, медицинских и других специальных машин, зенитных самоходных установок, машин технической помощи, инженерной разведки, дистанционного минирования и т.д. О высокой надежности и функциональности наших тягачей говорит и тот факт, что в настоящее время они стоят на вооружении почти трех десятков стран, в том числе государств-членов НАТО.

Основные тактико-технические характеристики модернизированных МТ-ЛБ

Экипаж, чел.

Двигатель:

тип, марка мощность, кВт (л.с.)

дизельный, ЯМЗ-238ВМ (ЯМЗ-238ВЗ)

176 (240) / 228 (310)

Скорость движения, км/ч:

– максимальная по шоссе

– максимальная на плаву

Максимальный угол, град.:

– подъема

Запас хода по топливу, км

Варианты вооружения:

комплектация 6МА

14,5-мм пулемет КПВТ (или 23-мм пушка КПВБ),

7,62-мм пулемет ПКТ

комплектация 6МБ

30-мм пушка 2А72 (2А42),

7,62-мм пулемет ПКТ

комплектация 6МБ3

23-мм автоматическая пушка ГШ-23В,

12,7-мм пулемет «Корд»,

30-мм автоматический гранатомет АГС-30

комплектация 6МБ4

30-мм автоматическая двухствольная пушка ГШ-30В,

12,7-мм пулемет «Корд»,

30-мм автоматический гранатомет АГС-30