Строительство и ремонт

Что такое равнодушие. Равнодушие и отзывчивость Зачем писать сочинение о милосердии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

ЯКУТСКИЙ ФИЛИАЛ

Заочное отделение

Экономический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Этика.

Выполнила : студентка 1 курса Каморникова В. К.

Якутск 2011

Введение

1. Что такое равнодушие

2. Сострадание в истории этической мысли

3. Внутреннее сопереживание чужого несчастья

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Реализация демократических реформ в России имеет основную цель - построение гражданского общества. Однако сегодня развиты пассивность и равнодушие граждан, их неверие в свои силы, привычка перекладывать всю ответственность на власть, то есть отсутствие практических навыков жизни в гражданском обществе.

Бывает, что человек, не в силах решить, какую же ценность выбрать, и тогда он желает отказаться от решения. Устраниться. «Залечь на дно». Оставить проблему другим. Однако это значит, что даже отсутствие выбора есть выбор. Ничего не сделать -- тоже поступок.

Не оказать помощь -- промолчать, закрыть глаза -- это тоже свободное решение. В не меньшей степени данное положение относится в выбору между равноправными ценностями. Если ты не выбрал -- значит, кто-то выбрал за тебя, и люди чаще всего знают, кто сможет решить вопрос «за них» и каким именно образом. Поэтому уклонение от выбора -- не более чем самообман.

У равнодушия очень много масок. Многолико оно в притворстве. А если ещё человек хитёр и рационален, то всегда по ситуации - и добрые мы, и честные, и гневно осуждаем... А внутри - пустота.

1. Что такое равнодушие

сострадание милосердие равнодушие прагматизм

Равнодушное отношение... Равнодушие... Что это такое? Откуда оно берется в людях? И если равнодушие - это диагноз, то чем его лечить?

В последнее время равнодушие - привычное слово. Мы часто слышим о нем по телевидению, по радио. Оно витает в воздухе на улице. Все его боятся, а сталкиваясь с ним, не узнают.

Потому что равнодушие - это не здоровенный дядька с окровавленным топором в руках и не шахидка-смертница со взрывчаткой на поясе, а маленький серый человечек, который сидит в уголочке и читает тихонько газету в то время, пока орудуют дядька с шахидкой. Он сидит и надеется, что его не заметят, ждет, что придет добрый милиционер и всех арестует, что все обойдется и без него, а он зря только встанет… У него всегда найдется логичное объяснение своему бездействию. В конце концов, он ничего не делал… такого.

Но так ли это на самом деле? Что чувствует человек, испытавший на себе равнодушие? Оно методично убивает все живое в человеке, все чувства, в том числе и надежду. При этом оно как бы и ни при чем. На то оно и равнодушие. Никакой ответственности. Никакого сожаления. Да и винить его не в чем, оно ведь ничего не сделало. Как удобно..., как мелко...

Говорят, равнодушие передается по наследству. Равнодушие сродни трусости и подлости. Оно никогда не отзовется на чужую боль. Просто не услышит.

Равнодушие - это черствость и несостоятельность человеческой души. Как правило, равнодушные люди не признают себя таковыми, более того, некоторые из них совершенно серьезно считают себя романтиками. Смешно... По определению, романтика - это чувства и эмоции, возвышающие человека, она «характеризуется изображением сильных страстей». Если говорить проще, то романтика - это истинная любовь, преданная дружба... Так что равнодушие и романтика несовместимы.

Я бы скорее отнесла равнодушных, наоборот, к прагматикам. Но и это сложно. Потому что они - никакие, ни то ни сё, ни рыба, ни мясо, пресные и безвкусные. Иногда начитанные. И даже довольно эмоционально могут пересказывать то, что прочитали или услышали. Но очень скоро начинаешь понимать, что в этих высказываниях содержится мало личного отношения, и теряешь интерес.

Равнодушие всегда маскируется. Маскируется под всевозможные человеческие чувства. Оно обманывает. И само верит в свой обман. И потому его не сразу можно распознать. И тем оно опасно. Обман и разочарование причиняют боль.

Равнодушные люди - полулюди, недочеловеки, стоящие на более низкой ступени человеческой эволюции. И по сути своей, это страшные люди, потому что у них отсутствуют все чувства, кроме голода, холода и удобства. Равнодушие, как таковое, жестоко. Оно уничтожает любовь, убивает веру в людей.

Равнодушие - это состояние человека, в котором он не проявляет ни малейшего интереса к чему-либо. Синонимы: апатия, безразличие, чёрствость, бесчувственность, бессердечность, безучастность, бесстрастие, индифферентность, пассивность, бездушие.

Часто люди называют равнодушие нейтральностью, чтобы звучало более прилично. Однако от этого смысл равнодушия не меняется. Равнодушие остаётся равнодушием.

Мир глазами равнодушного:

Моя хата с краю, ничего не знаю.

Своя рубашка ближе к телу.

После нас - хоть потоп.

Наше дело - сторона.

Хоть трава не расти.

Ни во что я не вникаю, тяжела мне роль такая!

Я вполуха слушаю. Это - равнодушие.

Равнодушие - это безразличие. В каком случае человек к чему-либо безразличен? В том случае, когда это не является для него важным или достойным его внимания. Каковы же могут быть корни равнодушия?

Гордость;

Эгоизм;

Сребролюбие;

Карьеризм.

Бруно Ясенский (1901-1938), замечательный польский и русский писатель, расстрелянный в тридцать восьмом году, в своем романе «Заговор равнодушных» написал очень правильные слова:«Не бойся друзей своих - в худшем случае они могут предать тебя, не бойся врагов своих - в худшем случае они могут убить тебя, бойся равнодушных - только с их молчаливого согласия происходят на Земле предательства и убийства».

Не менее красноречиво высказался на этот счет А.П. Чехов: «Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть.»

Однако все вышесказанное - лирика, эмоции. Кто-то, возможно, воспримет это на свой счет и возмутится, что уже неплохо. А если проанализирует, то совсем хорошо.

Потому что у нашей медали есть и обратная сторона. И на той стороне равнодушие уже не кажется таким пороком. Равнодушие может быть проявлением, так называемой, алекситимии - состояния хоть и не заразного, но довольно навязчивого и неполезного.

Люди, страдающие алекситимией, не способны понять и разобраться в собственных чувствах и переживаниях, и поэтому, как следствие, им чужды эмоции других людей. Им чуждо сострадание, чуждо сопереживание и чужда жалость. Им не хватает интуиции и воображения. Личность таких людей, цитируя психологию, «характеризуется примитивностью жизненной направленности, инфантильностью и, что особенно существенно, недостаточностью функции рефлексии».

Для справки. Рефлексия - это обращение к своему внутреннему миру, к своему опыту, возможность осмыслить свои собственные действия и их мотивацию, способность понять, что чувствуешь и почему чувствуешь.

Далее термин алекситимии уточняется: «Совокупность перечисленных качеств, приводит к чрезмерному прагматизму, невозможности целостного представления собственной жизни, дефициту творческого отношения к ней, а также трудностям и конфликтам в межличностных отношениях. Это такое состояние, когда человек не способен увидеть всю свою жизнь в едином, а также проблемы в общении с прочими людьми

Происхождение алекситимии бывает разное. Это явление может носить врожденный характер. Как, например, устойчивое качество личности человека. А может иметь приобретенный, т. е. временный, характер. Примером может служить посттравматическая реакция, состояние вследствие пережитого стресса, длительной депрессии, как защитная реакция организма на агрессию внешнего мира.

Одной из причин может выступать недостаток тепла, ласки, участия в воспитании личности с раннего детства. По статистике, большинство равнодушных людей в детстве недополучило материнской любви и внимания. Зачастую родители, вместо того чтобы расспросить ребенка о том, что он чувствует и переживает, не только не обращают внимания на это (другими словами, остаются равнодушными), но и учат ребенка скрывать свои чувства. Вот так просто у здорового ребенка может развиться алекситимия, которая лишит его впоследствии многих человеческих радостей, в том числе радости любить и быть любимым.

Безусловно, я упомянула не все симптомы и проявления алекситимии, тем более, что тяжесть ее может быть различной. Кто-то видит в ней болезнь, психическое расстройство, кто-то - определенный психологический склад личности человека. Но цель данной статьи не алекситимия, как таковая, а суть человеческого равнодушия…

В связи с этим хочу заметить, что не каждый равнодушный человек поражен алекситимией. Многие равнодушные люди просто притворяются таковыми или являются людьми душевно-ленивыми, которые прекрасно осознают ситуацию, бережно относятся к собственным чувствам, но стараются лишний раз не расходовать силы на другого, даже близкого, человека. И это уже жестоко.

Проверить наличие истинного равнодушия, или алекситимии, помогает Торонтская алекситимическая шкала (TAS) - специальный тест, состоящий из 26 пунктов. Кто заинтересовался, легко найдет его в сети.

Что касается лечения равнодушия, то тут ничего утешительного. Ученые в один голос утверждают, что равнодушие не лечится. Правда, некоторые оптимисты советуют применять сочувствие.

И в этой связи нельзя не признать, что равнодушие достойно жалости, потому что равнодушным людям недоступны краски жизни. Они не способны переживать и не способны радоваться. Они не способны любить. И поэтому их тоже никто не любит. Они обречены на одиночество. Это пустоцвет. У них нет крыльев…

Спросите любого, равнодушный ли он человек?

Да что вы?! Да как можно?! Да я душу готов отдать, за ближнего! Я в детстве старушек через дорогу переводил! И еще тысячи примеров, как уступил очередь пенсионеру, помогал соседке вбить гвоздь в стенку. Как приятно ощущать себя благородным и неравнодушным человеком!

Равнодушие, если вдуматься, имеет двойной смысл. Равнодушие как РАВНОЕ, одинаковое отношение ко «всем душам», то есть ко всем людям без различия на расы, национальности и прочие отличия, «рознящие» людей, и Равнодушие как уравновешенность, сбалансированность, сила души, которую никто и ничто не может вывести из равновесия, гармонии.

Ну и что же в этом плохого? Почему большинство поговорок о равнодушии носит негативный характер? Ведь можно их трактовать и в диаметрально противоположном смысле. Что намного приближенней к нашему сегодняшнему существованию.

В Америке принцип взаимоотношения (а теперь и в нашей стране) отражён в одном, максимально ёмком выражении: “ Это - твои проблемы!” Соответственно «Это - НЕ мои проблемы!»

Каждый справляется со своими проблемами самостоятельно, не «грузя» ими окружающих. На вопрос «Как дела?» здесь не начинают долго и нудно рассказывать о проблемах, а отвечают коротко и максимально лживо: «Файн!» Прекрасно!

Даже если ты вчера потерял работу, у тебя разбили автомобиль, а представитель «расового меньшинства» ограбил твою жену. Файн! Все остальное - мои проблемы. Потому что у ТЕБЯ, спросившего, как МОИ дела, свои проблемы.

Я не знаю, как помочь самому себе, а тем более как помочь тебе. Поэтому многие предполагают считать равнодушие болезнью, которая появилась у общества от безысходности. Это так легко и так удобно считать нормальное состояние ненормальным, «больным». Это так возвышает! Достаточно «выздороветь от равнодушия», и сразу: «Человек человеку - друг, товарищ и местами даже брат!»

Равнодушие - это не болезнь, это скорее защита!

Защита от того, чтобы не сломаться, чтобы не взорваться, чтобы не начать крушить всех и вся без разбору...

Быть отзывчивым, неравнодушным - слишком большая, непозволительная роскошь в наше жестокое время. Эмоционально реагировать на все, что происходит вокруг?

Слишком сильные эмоции незамедлительно начнут разрушать нас. Поэтому мы уходим в равнодушие, в забывчивость - лишь бы не реагировать и не психовать понапрасну... Особенно если чувствуешь, понимаешь, что все равно ничего не изменишь.

2. Сострадание в истории этической мысли

Вопрос о причинах и жизненном смысле сострадания всегда был полем горячих споров и дискуссий. Ответ на него зависит от мировоззренческого подхода к бытию мира и месту человека в нем. Для многих творческих личностей, способных к глубокому анализу духовной жизни, этот опыт часто становился источником теоретических открытий и литературных описаний. Ф.М. Достоевский, переживший трагический фарс собственной смертной казни и познавший ужасы каторги, всю жизнь проповедовал гуманистическую сущность сострадания и искупительную силу страдания.

Интересна позиция Аристотеля по вопросу о сострадании. По его мнению, сострадание следует испытывать к «близким нам», «когда с ними случается все то, чего мы боимся для самих себя». К состраданию способны люди, уже пострадавшие, и те, кто считает других хорошими людьми, не заслуживающими несчастья. А это значит, что есть люди, не способные испытывать чувства сострадания. К ним Аристотель относит тех», кто «совершенно погиб», т.е. полагает, что уже все пережил и потерял тех, кто считает себя вполне счастливым и поэтому ведет себя надменно; и тех, кто вообще никого не любит и всех людей считает плохими.

В западной философии Нового времени сострадание оценивают по-разному. Моральной ценности сострадания, по мнению Канта, оно не является подлинно моральным, ибо испытывается человеком лишь на основе его чувственной природы. Кроме того, оно только увеличивает количество страдания, прибавляя к горю страдающего еще и горе сострадающего.

В постклассической этике эта негативная оценка сострадания сменяется двойственным отношением к нему, особенно в его толковании представителями «философии жизни» А. Шопенгауэром и Ф. Ницше.

Шопенгауэр видит в сострадании опыт непосредственного проникновения в чужое Я, слияния с ним. Способность к состраданию он рассматривает как одно из трех проявлений моральности человека (наряду со справедливостью и человеколюбием). Если Кант, Гегель и другие философы пытались исключить сострадание из этики, то Шопенгауэр, наоборот, превращает это состояние в краеугольный камень этики, распространяя его и на отношение человека к животным. Высоко оценивает Шопенгауэр и роль страдания в жизни человека.

Ницше отвергает сострадание как депрессивное состояние, уменьшающее ценность жизни, и считает его «проявлением дурного вкуса»: «Сострадание называется добродетелью у всех маленьких людей: они не умеют уважать великое несчастье, великое безобразие, великую неудачу.

Сострадание Бердяев определяет как «соединение со страдающей тварью в ее богооставленности», то есть в ее страдании. Поскольку страдание бывает разным (возвышающее и очищающее, унижающее и раздавливающее), то и сострадание неоднозначно: оно должно способствовать освобождению человека от второго вида страдания и помогать ему переносить страдание первого вида.

Вместе с тем уже с начала XX в. сострадание по каплям уходило из реальной жизни. Люди становились безжалостнее, никто уже не умел, да и не хотел жалеть. Слово «жалость» доживало свои последние дни. В пьесе «На дне» М. Горький с пафосом требовал уважения к человеку, противопоставляя уважение жалости: «Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... Уважать надо!» И до сегодняшнего дня мы, воспитанные на этих словах, испытываем некоторое презрение к жалости, не терпим, чтобы нас жалели, видя в этом унижение нашего достоинства. А ведь одним из коренных значений слова «жалеть» в русском языке является «любить, беречь, заботиться.

3. Внутреннее сопереживание чужого несчастья

Не только равнодушие к чужому страданию является негативной реакцией на собственное страдание. Еще более опасными являются озлобленность, агрессивность, жестокость, мстительность, выражающиеся формулой: «Если я страдал, то пусть пострадают и другие».

В христианской этике сострадание определяется как сочувствие чужому горю и страданию, соединенное с желанием помочь.

Если мы не в силах ослабить или ликвидировать причину чужой беды реальным делом, мы должны проявить сострадание хотя бы в виде утешительных, ободряющих слов, жестов, мимики или даже сочувственного молчания. Так, рука, всего лишь положенная на плечо скорбящего при утрате им близкого человека, означает разделенное с ним горе, облегчает тяжесть переживаний.

Проявление сострадания со стороны других людей помогает страдающему переносить муки, избавляет от чувства одиночества, покинутости, заставляет проявлять терпение, мужество, выходить за пределы своей боли, думать о других с благодарностью. И даже если страдающий человек сам виноват в собственных бедах, то он нуждается не столько в объяснении причин своего страдания («Ну что ж, ты сам в этом виноват, раньше надо было думать»), сколько в утешении и сочувствии, в возможности высказать, -а иногда и выплакать свою боль и обиду, и быть выслушанным и понятым.

Но жалеть и любить надо именно человека, а не его грех, проступок, глупость. Сострадание должно помогать человеку, но вместе с тем бороться против зла в нем, соединяя мягкость сопереживания с твердостью противостояния злу, а подчас и с суровой требовательностью, борющейся с человеком за человека. Без этого сострадание может вылиться в гибельную, расслабляющую сентиментальность.

Благотворительность может быть направлена не только на помощь отдельным людям, но и на поддержку искусств, науки, ремесел. В этом случае она принимает форму меценатства, которое, с одной стороны, способствует развитию культуры, с другой -- приобщает к ней самого мецената, что ведет к его нравственному совершенствованию.

К сожалению, спонсорство пришедшее сегодня на смену меценатству, не равно ему в своем бескорыстии, ибо предполагает получение каких-либо льгот или выгод (как правило, связанных с имиджем и благосостоянием спонсора), поэтому назвать его благотворительностью в полном смысле слова нельзя.

Милосердие проявляется в умении прощать -- «прощать тихо и незаметно» (А. Швейцер). Прощению как форме любви к ближнему особенно большое место отводится в христианской этике, которая учит прощать не только «ближнему», но и «дальнему», и даже врагу. В своих молитвах мы просим Бога явить нам милосердие, простив нам наши грехи. Мы просим прощения у тех, кому причинили страдание; и мы должны уметь прощать тех, кто заставил страдать нас. Ибо Иисус Христос своими страданиями искупил наши грехи.

Одна из самых сложных проблем, которая остается открытой: всегда ли и все мы должны прощать «врагам нашим»? Не приведет ли это к безнаказанности и даже поощрению зла? Проблематичным является и вопрос о границах милосердия и помощи ближнему. Та же эвтаназия -- помощь в смерти: следует ли облегчать человеку его предсмертные страдания, ускоряя его уход из жизни? Эвтаназия -- сострадание или преступление, добро или зло? Наконец, вопрос о том, на кого должно распространяться наше сострадание: только ли по отношению к человеку? Древнеиндийские философы, мизантроп А. Шопенгауэр, альтруист А. Швейцер и многие другие были здесь едины: сострадание -- это чувство, которое человек -- поскольку он человек, должен проявлять ко всему живому. А. Швейцер выразил это формулой «благоговение перед жизнью», а отказ от сострадания к живому назвал попыткой «замутить естественные источники нравственности».

За ключение

В 21 веке вокруг нас всё меньше становится друзей, ведь они для многих являются средством поднятия ещё на одну ступень выше, многие (большинство) шагают по головам других и процветают. Но эти люди не понимают, что, отступив от принципов морали, они становятся игроками в игре без моральных правил, где принято предавать, обманывать. Мгновенная выгода от какого-нибудь аморального поступка может обернуться неудачей в перспективе. Хотя было бы не совсем верно полагать, что в жизни злой поступок будет обязательно наказан. Люди, ценящие общечеловеческие ценности в такой игре участие не принимают. Ни один человек не рождается ни подлецом, ни героем. Он как скульптор высекает себя из глыбы мрамора, зачастую почти незаметными делами творит себя, а подвиги или преступления являются результатом этой работы. Но большинство людей имеют надёжную духовную опору - мораль, которой пользуются в соответствии с её требованиями, принципами и нормами. Ведь как учит древняя мудрость, жить по законам морали практичнее, чем нарушать их, ибо в противном случае потеряешь гораздо больше, чем приобретёшь.

Равнодушие - это не отрицательная характеристика человека. Ведь именно мудрые, духовные люди умеют поддерживать в своей душе равновесие, т.е. сохраняют "равнодушие". Страсть и мудрость никогда не стояли рядом. Наверное, надо различать человека, сострадательного, готового прийти на помощь в беде (если его просят об этом и готовы принять его помощь в нужной им форме)... и человека, который во все вмешивается со "своим добром", часто оказывая его тогда, когда он считает нужным и не в той форме, которая нужна человеку. Также есть уроки, которые человек должен пройти сам и сам справиться с ними, и помощь в этом случае будет мешать ему обретать необходимый опыт. Так что, не все так просто с понятием равнодушие.

Мне кажется, если человек равнодушен, то это во первых, для него очень большая потеря в духовном смысле, и вообще с такими людьми трудно найти общий язык. Потеря сострадания и сочувствия к ближнему ведет к полной деградации всей его сущности.

Родные, друзья, близкие и те кто нас окружают - это общество. И поэтому нужно дорожить их любовью, доверием, и дружбой, а не соблюдая хотя бы основных нравственных правил поведения мы просто не сможем существовать.

"Будьте огнем или льдом, но не будьте равнодушно-теплыми!"

Список используемой литературы

1. Алексеев П.В., А.В.Панин «Философии». - Проспект, 2008. 365-367 стр.

2. Андреева Г.М. Социальная психология., М. 1980.

3. Бердяев Н. А. О назначении человека.2010. 478 с.

4. Канке В. А. Современная этика. -Учебник.2011. 394 с.

5. Лавриненко В.Н., Ратникова В.Т. «Философия». - М.: Юнити-Дана, 2004. 356-360стр.

6. Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П. Д. Павленок.- 2-е изд. испр. и доп. -М.: Инфра-М, 2002. С.17

7. Разин А.В. «Философия». - М.: Гардарики, 2006. 304-307 стр. Название: Страдание и сострадание.

8. Этические основы социальной работы. - В кн. «Теория и методика социальной работы» (Краткий курс). М.: 2006, с. 33-39

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Страдание и сострадание в истории этической мысли. "Всеобщий характер страдания" Эриха Фромма. Смысл - центральный вопрос в проблеме страдания. Реакция на страдание и модели отношения к нему. Понятие сострадания и милосердия в христианской этике.

    реферат , добавлен 22.09.2010

    Характеристика этики XX века. Сущность марксистской этической теории. Нравственные взгляды Ф.М. Достоевского и Л. Н. Толстого, особенности русской этической мысли XIX-XX веков. Развитие религиозных этических учений, христианская этика и модернизм.

    реферат , добавлен 08.12.2009

    Развитие этической мысли Нового времени, представители английской школы этики. Сущность этической системы И. Канта, характеристика концепции Ф. Гегеля, основы философии Ф. Ницше. Теория утилитаризма Д. Милля, его суждение о нравственности и счастье.

    реферат , добавлен 08.12.2009

    Жизнь и характер Артура Шопенгауэра и характеристика эпохи, в которую он жил. Противоречие между учением и характером. Этика вселенского пессимизма. Основной вопрос этики. Сострадание как основание этической составляющей. Путь к спасению у Шопенгауэра.

    контрольная работа , добавлен 26.03.2017

    Добро и Зло - общие понятия морального сознания, разграничивающие нравственное и безнравственное. Понятие блага. Категории добра и зла в истории этической мысли. Проблема борьбы добра и зла. Сторонники этики ненасилия. Справедливость: победа добра и зла.

    контрольная работа , добавлен 19.02.2009

    Предмет изучения этики. Происхождение и содержание понятий "этика", "мораль", "нравственность". Структура этического знания. Взаимосвязь этики с другими науками, изучающими мораль. Этические идеи Древнего мира. История этической мысли в Украине.

    шпаргалка , добавлен 06.12.2009

    Моральный облик человека как совокупность личных качеств человека, позволяющих ему совершать поступки определенного типа. Главная нравственная ценность людей потребительского и героического типа. Определение конформизма и особенности его проявления.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2010

    Анализ этических понятий "честь" и "достоинство". Честь как общественная оценка личности, мера духовных и социальных качеств человека. Достоинство как внутренняя самооценка личности. Понятия репутации, деловой репутации и доброго имени в юриспруденции.

    реферат , добавлен 10.06.2009

    Милосердие внешнее и сердечное, его отличия от внешней благотворительности. Трактовка милосердия и благотворительности с позиций христианской морали и этики. Дела милосердия, относящиеся к душе. Красота окружающего мира, чувства и доброжелательность.

    реферат , добавлен 26.05.2010

    Первые попытки философского обобщения моральных принципов и зарождение этической мысли в произведениях античных мыслителей Гомера и Гесиода. Релятивистские воззрения древнегреческих софистов. Этические воззрения Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля.

сострадание милосердие равнодушие прагматизм

Равнодушное отношение... Равнодушие... Что это такое? Откуда оно берется в людях? И если равнодушие - это диагноз, то чем его лечить?

В последнее время равнодушие - привычное слово. Мы часто слышим о нем по телевидению, по радио. Оно витает в воздухе на улице. Все его боятся, а сталкиваясь с ним, не узнают.

Потому что равнодушие - это не здоровенный дядька с окровавленным топором в руках и не шахидка-смертница со взрывчаткой на поясе, а маленький серый человечек, который сидит в уголочке и читает тихонько газету в то время, пока орудуют дядька с шахидкой. Он сидит и надеется, что его не заметят, ждет, что придет добрый милиционер и всех арестует, что все обойдется и без него, а он зря только встанет… У него всегда найдется логичное объяснение своему бездействию. В конце концов, он ничего не делал… такого.

Но так ли это на самом деле? Что чувствует человек, испытавший на себе равнодушие? Оно методично убивает все живое в человеке, все чувства, в том числе и надежду. При этом оно как бы и ни при чем. На то оно и равнодушие. Никакой ответственности. Никакого сожаления. Да и винить его не в чем, оно ведь ничего не сделало. Как удобно..., как мелко...

Говорят, равнодушие передается по наследству. Равнодушие сродни трусости и подлости. Оно никогда не отзовется на чужую боль. Просто не услышит.

Равнодушие - это черствость и несостоятельность человеческой души. Как правило, равнодушные люди не признают себя таковыми, более того, некоторые из них совершенно серьезно считают себя романтиками. Смешно... По определению, романтика - это чувства и эмоции, возвышающие человека, она «характеризуется изображением сильных страстей». Если говорить проще, то романтика - это истинная любовь, преданная дружба... Так что равнодушие и романтика несовместимы.

Я бы скорее отнесла равнодушных, наоборот, к прагматикам. Но и это сложно. Потому что они - никакие, ни то ни сё, ни рыба, ни мясо, пресные и безвкусные. Иногда начитанные. И даже довольно эмоционально могут пересказывать то, что прочитали или услышали. Но очень скоро начинаешь понимать, что в этих высказываниях содержится мало личного отношения, и теряешь интерес.

Равнодушие всегда маскируется. Маскируется под всевозможные человеческие чувства. Оно обманывает. И само верит в свой обман. И потому его не сразу можно распознать. И тем оно опасно. Обман и разочарование причиняют боль.

Равнодушные люди - полулюди, недочеловеки, стоящие на более низкой ступени человеческой эволюции. И по сути своей, это страшные люди, потому что у них отсутствуют все чувства, кроме голода, холода и удобства. Равнодушие, как таковое, жестоко. Оно уничтожает любовь, убивает веру в людей.

Равнодушие - это состояние человека, в котором он не проявляет ни малейшего интереса к чему-либо. Синонимы: апатия, безразличие, чёрствость, бесчувственность, бессердечность, безучастность, бесстрастие, индифферентность, пассивность, бездушие.

Часто люди называют равнодушие нейтральностью, чтобы звучало более прилично. Однако от этого смысл равнодушия не меняется. Равнодушие остаётся равнодушием.

Мир глазами равнодушного:

  • -- Моя хата с краю, ничего не знаю.
  • -- Своя рубашка ближе к телу.
  • -- После нас - хоть потоп.
  • -- Наше дело - сторона.
  • -- Хоть трава не расти.
  • -- Ни во что я не вникаю, тяжела мне роль такая!

Я вполуха слушаю. Это - равнодушие.

Равнодушие - это безразличие. В каком случае человек к чему-либо безразличен? В том случае, когда это не является для него важным или достойным его внимания. Каковы же могут быть корни равнодушия?

  • -- Гордость;
  • -- Эгоизм;
  • -- Сребролюбие;
  • -- Карьеризм.

Бруно Ясенский (1901-1938), замечательный польский и русский писатель, расстрелянный в тридцать восьмом году, в своем романе «Заговор равнодушных» написал очень правильные слова:«Не бойся друзей своих - в худшем случае они могут предать тебя, не бойся врагов своих - в худшем случае они могут убить тебя, бойся равнодушных - только с их молчаливого согласия происходят на Земле предательства и убийства».

Не менее красноречиво высказался на этот счет А.П. Чехов: «Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть.»

Однако все вышесказанное - лирика, эмоции. Кто-то, возможно, воспримет это на свой счет и возмутится, что уже неплохо. А если проанализирует, то совсем хорошо.

Потому что у нашей медали есть и обратная сторона. И на той стороне равнодушие уже не кажется таким пороком. Равнодушие может быть проявлением, так называемой, алекситимии - состояния хоть и не заразного, но довольно навязчивого и неполезного.

Люди, страдающие алекситимией, не способны понять и разобраться в собственных чувствах и переживаниях, и поэтому, как следствие, им чужды эмоции других людей. Им чуждо сострадание, чуждо сопереживание и чужда жалость. Им не хватает интуиции и воображения. Личность таких людей, цитируя психологию, «характеризуется примитивностью жизненной направленности, инфантильностью и, что особенно существенно, недостаточностью функции рефлексии».

Для справки. Рефлексия - это обращение к своему внутреннему миру, к своему опыту, возможность осмыслить свои собственные действия и их мотивацию, способность понять, что чувствуешь и почему чувствуешь.

Далее термин алекситимии уточняется: «Совокупность перечисленных качеств, приводит к чрезмерному прагматизму, невозможности целостного представления собственной жизни, дефициту творческого отношения к ней, а также трудностям и конфликтам в межличностных отношениях. Это такое состояние, когда человек не способен увидеть всю свою жизнь в едином, а также проблемы в общении с прочими людьми

Происхождение алекситимии бывает разное. Это явление может носить врожденный характер. Как, например, устойчивое качество личности человека. А может иметь приобретенный, т. е. временный, характер. Примером может служить посттравматическая реакция, состояние вследствие пережитого стресса, длительной депрессии, как защитная реакция организма на агрессию внешнего мира.

Одной из причин может выступать недостаток тепла, ласки, участия в воспитании личности с раннего детства. По статистике, большинство равнодушных людей в детстве недополучило материнской любви и внимания. Зачастую родители, вместо того чтобы расспросить ребенка о том, что он чувствует и переживает, не только не обращают внимания на это (другими словами, остаются равнодушными), но и учат ребенка скрывать свои чувства. Вот так просто у здорового ребенка может развиться алекситимия, которая лишит его впоследствии многих человеческих радостей, в том числе радости любить и быть любимым.

Безусловно, я упомянула не все симптомы и проявления алекситимии, тем более, что тяжесть ее может быть различной. Кто-то видит в ней болезнь, психическое расстройство, кто-то - определенный психологический склад личности человека. Но цель данной статьи не алекситимия, как таковая, а суть человеческого равнодушия…

В связи с этим хочу заметить, что не каждый равнодушный человек поражен алекситимией. Многие равнодушные люди просто притворяются таковыми или являются людьми душевно-ленивыми, которые прекрасно осознают ситуацию, бережно относятся к собственным чувствам, но стараются лишний раз не расходовать силы на другого, даже близкого, человека. И это уже жестоко.

Проверить наличие истинного равнодушия, или алекситимии, помогает Торонтская алекситимическая шкала (TAS) - специальный тест, состоящий из 26 пунктов. Кто заинтересовался, легко найдет его в сети.

Что касается лечения равнодушия, то тут ничего утешительного. Ученые в один голос утверждают, что равнодушие не лечится. Правда, некоторые оптимисты советуют применять сочувствие.

И в этой связи нельзя не признать, что равнодушие достойно жалости, потому что равнодушным людям недоступны краски жизни. Они не способны переживать и не способны радоваться. Они не способны любить. И поэтому их тоже никто не любит. Они обречены на одиночество. Это пустоцвет. У них нет крыльев…

Спросите любого, равнодушный ли он человек?

Да что вы?! Да как можно?! Да я душу готов отдать, за ближнего! Я в детстве старушек через дорогу переводил! И еще тысячи примеров, как уступил очередь пенсионеру, помогал соседке вбить гвоздь в стенку. Как приятно ощущать себя благородным и неравнодушным человеком!

Равнодушие, если вдуматься, имеет двойной смысл. Равнодушие как РАВНОЕ, одинаковое отношение ко «всем душам», то есть ко всем людям без различия на расы, национальности и прочие отличия, «рознящие» людей, и Равнодушие как уравновешенность, сбалансированность, сила души, которую никто и ничто не может вывести из равновесия, гармонии.

Ну и что же в этом плохого? Почему большинство поговорок о равнодушии носит негативный характер? Ведь можно их трактовать и в диаметрально противоположном смысле. Что намного приближенней к нашему сегодняшнему существованию.

В Америке принцип взаимоотношения (а теперь и в нашей стране) отражён в одном, максимально ёмком выражении: “ Это - твои проблемы!” Соответственно «Это - НЕ мои проблемы!»

Каждый справляется со своими проблемами самостоятельно, не «грузя» ими окружающих. На вопрос «Как дела?» здесь не начинают долго и нудно рассказывать о проблемах, а отвечают коротко и максимально лживо: «Файн!» Прекрасно!

Даже если ты вчера потерял работу, у тебя разбили автомобиль, а представитель «расового меньшинства» ограбил твою жену. Файн! Все остальное - мои проблемы. Потому что у ТЕБЯ, спросившего, как МОИ дела, свои проблемы.

Я не знаю, как помочь самому себе, а тем более как помочь тебе. Поэтому многие предполагают считать равнодушие болезнью, которая появилась у общества от безысходности. Это так легко и так удобно считать нормальное состояние ненормальным, «больным». Это так возвышает! Достаточно «выздороветь от равнодушия», и сразу: «Человек человеку - друг, товарищ и местами даже брат!»

Равнодушие - это не болезнь, это скорее защита!

Защита от того, чтобы не сломаться, чтобы не взорваться, чтобы не начать крушить всех и вся без разбору...

Быть отзывчивым, неравнодушным - слишком большая, непозволительная роскошь в наше жестокое время. Эмоционально реагировать на все, что происходит вокруг?

Слишком сильные эмоции незамедлительно начнут разрушать нас. Поэтому мы уходим в равнодушие, в забывчивость - лишь бы не реагировать и не психовать понапрасну... Особенно если чувствуешь, понимаешь, что все равно ничего не изменишь.

Направление "Равнодушие и отзывчивость " входит в перечень тем итогового сочинения на 2017/18 учебные года.

Ниже будут представлены примеры и дополнительные материалы для разработки темы равнодушия и отзывчивости в итоговом сочинении.


Комментарий ФИПИ относительно сочинения по направлению "Равнодушие и отзывчивость"

Тематика направления "Равнодушие и отзывчивость" ориентирует школьников на осознание разнообразия форм отношения человека к окружающим его людям и к миру в целом.

Эти отношения могут выражаться в форме безразличия к окружающим, неготовности уделить внимание и сочувствие к чужому человеку или наоборот - в виде откровенного сопереживания за кого-либо, умении искренне радоваться чьим-то успехам и достижениям.

В литературе представлены обе ипостаси человеческих отношений. С одной стороны, мы встречаем самоотверженных героев, готовых откликаться на чужие невзгоды и радости, а с другой - эгоистичных, самолюбивых и безразличных персонажей, озабоченных лишь собственной судьбой.

Пример итогового сочинения на тему Равнодушие и отзывчивость

Можно по-разному прожить свою жизнь. Пройти ретивым шагом по головам врагов, друзей, чужих и близких. Или посильно помогать родным, внимание одиноким уделять, радеть за дом, за улицу, за город...и, безусловно, за свою страну.

Быть эгоистом, о себе лишь печься - или же чувствовать, поддерживать, сопереживать? Несмотря на очевидность ответа, всё несколько сложней, чем кажется.

Наукой доказано, что быть абсолютно равнодушным и не ощущать жалости к другим может только психопат - человек с очевидным психиатрическим расстройством. Эти люди в принципе не понимают чувств. Постепенно они овладевают языком душевных ощущений, настроений и эмоций. Но для них этот язык "неродной", он нужен лишь для манипулирования другими людьми. Даже собственные дети и родители не имеют никакой духовной ценности для страдающих психопатией личностей. И это, пожалуй, наиболее исчерпывающее и абсолютное проявление равнодушия.

В реальной жизни равнодушные люди, безусловно, не имеют столь радикальных черт характера. Обыденное равнодушие - это эгоизм, безразличие, безучастность человека. Это сосредоточенность исключительно на своих интересах, своей выгоде, своём мнении. Такие люди не хотят помогать, сочувствовать, поддерживать или одобрять.

На мой взгляд, самая главная проблема соотношения категорий равнодушия и отзывчивости состоит в том, что эти черты характера имеют глубокий подсознательный контекст. Безразличному человеку можно объяснить, что сочувствовать, поддерживать и помогать другим людям - это добро, позитив, созидание и любовь. Всё это вполне понятно для равнодушной личности, но ей управляют совсем иные помыслы и мотивы - достижение собственных целей, обеспечение личного комфорта, получение своей выгоды. Равнодушный человек приемлет все ранее перечисленные синонимы отзывчивости лишь в случае, если ему самому это окажется выгодно. Именно такое отношение к окружающим, такой образ мышления и составляет базис эгоистичной личности. Изменить такого человека практически невозможно.

Антиподом равнодушия является отзывчивость. Это черта характера, которая проявляется в сострадании, сочувствии, симпатии, добродушии и внимательном отношении к жизни окружающих. Отзывчивый человек не сможет пройти мимо нуждающегося в помощи. Его душа открыта, он искреннее сопереживает и радуется за друзей, родных и близких. И это приносит ему истинное удовлетворение и наполняет его душевными силами.

Отзывчивость - позитивное и созидательное свойство личности. Оно является неотъемлемым компонентом социального взаимодействия и поступательного развития общества. Это одна из тех важнейших черт, благодаря которым прогрессирует человеческая цивилизация.

Возвращаясь к ранее озвученному тезису о малой вероятности искоренения равнодушия, стоит признать, что отзывчивость - куда менее устойчивая и несокрушимая черта человека. Под гнётом жизненных невзгод и разочарований, злобы и агрессии окружающих - чувствительность души черствеет, искренность и откровенность сменяется недоверием, а сочувствие - лицемерием. Именно поэтому столь важно сформировать и непрестанно совершенствовать отзывчивость в нашем сердце, практиковать добро в делах, а в помыслах - открытость, чуткость и сопереживание.

Тезисы и аргументы для сочинения по теме Равнодушие и отзывчивость

1. Равнодушие и отзывчивость к людям (посторонним или близким; друзьям или оппонентам; просто к тем, кто нуждается в помощи или поддержке). Будет уместным рассмотреть равнодушное отношение к чужим бедам и безразличие к успехам. Интересным будет провести сравнение и сопоставление героев литературных произведений - филантропов и мизантропов, эгоистов и добродушных чутких персонажей).

Отдельного внимания заслуживает тема равнодушия в любви. Безразличие и неразделенные чувства - излюбленный сюжет популярной художественной литературы.

2. Равнодушие и отзывчивость к окружающему миру, живой и неживой природе.

3. Равнодушие и «отзывчивость души» к эстетическим ценностям, искусству и красоте.

4. Равнодушие и отзывчивость как две крайности человеческой натуры. Здесь можно проанализировать формы крайнего проявления этих свойств: равнодушия - в фатальном эгоизме и безразличии, а отзывчивости - в фанатизме. Склонный помогать подряд человек, забывая о себе, зачастую буквально "сажает себе на шею" объект своей заботы. В художественной литературе, как и в жизни, таких примеров предостаточно. (К примеру, «Размазня» А.П. Чехова или даже Сказка о рыбка и рыбке А.С. Пушкина).

Темы итогового сочинения по направлению "Равнодушие и отзывчивость"

Примерный список тем сочинения по данному направлению.

Что значит быть «отзывчивым»?

Что значит быть «равнодушным»?

В чём опасность равнодушия?

Как вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе!»?

Не делай добра - не получишь зла. Может ли отзывчивость привести к разочарованию?

Нужно ли учиться отзывчивости и сочувствию?

Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?

Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?

Согласны ли вы с утверждением, что «здоровый эгоизм» полезен?

Какие жизненные уроки помогают развить в себе отзывчивость?

Всегда ли нужно быть отзывчивым?

К чему приводит равнодушное отношение к природе?

Вы согласны с тем, что равнодушие «разъедает душу» человека?

Стоит ли бороться с несправедливостью?

Что сильней - равнодушие или отзывчивость?

Отзывчивость к себе предполагает равнодушие к окружающим?

Лживая отзывчивость и искреннее безразличие.

Самозабвенная отзывчивость и иждивенчество.

Одобрение, восхищение, поддержка или лицемерие?

Можно ли из равнодушного человека сделать отзывчивого, а из отзывчивого - безразличного?

Равнодушие - это просто эгоизм и безразличие или это ещё и бессердечность, злобность и недоброжелательность?

Равнодушие - это уже мизантропия или всего лишь оппортунизм?

Цитаты для итогового сочинения по направлению "Равнодушие и отзывчивость"

Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны.. Неправда, равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть. | Автор цитаты: А.П. Чехов |;

Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди. | Автор цитаты: Х. Мураками |;

Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить.

Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать.

Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство. | Автор цитаты: Б. Ясенский |;

Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности. | Автор цитаты: Бернард Шоу |;

Сочувствие — это равнодушие в превосходной степени. | Автор цитаты: Дон-Аминадо |;

Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее. | Автор цитаты: Ван Гог |;

Как тягостно равнодушие к самому себе! | Автор цитаты: А.В. Суворов |;

Я всегда полагаю и буду так полагать и впредь, что безразличие к несправедливости есть предательство и подлость. | Автор цитаты: О. Мирабо |;

Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. | Автор цитаты: Максим Горький |;

Холодность — следствие не только трезвой убежденности в своей правоте, но и беспринципного безразличия к истине. | Автор цитаты: Ч. Лэм |;

Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке.

Ты любишь всех, а любить всех — значит не любить никого. Тебе все одинаково безразличны. | Автор цитаты: О. Уайльд |;

Там, где умеренность — ошибка, там равнодушие — преступление. | Автор цитаты: Г. Лихтенберг |;

Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. | Автор цитаты: М.Е. Салтыков-Щедрин |;

Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери. | Автор цитаты: Ги де Мопассан |;

Один очень талантливый писатель в ответ на мою жалобу на то, что я не нахожу сочувствия у критики, мудро ответил мне: «У вас есть существенный недостаток, который закроет перед вами все двери: вы и двух минут не можете поговорить с дураком, не дав ему понять, что он дурак». | Автор цитаты: Э. Золя |;

Равнодушие — тяжкая болезнь души. | Автор цитаты: А. де Токвиль |;

Орлиный взгляд страстей проникает в туманную пропасть грядущего, равнодушие же слепо и тупо от рождения. | Автор цитаты: К. А. Гельвеций |;

Легко скрывать ненависть, трудно — любовь, а всего труднее — равнодушие. | Автор цитаты: К.Л. Бёрне |;

Самый непростительный грех по отношению к ближнему своему — это не ненависть, а равнодушие. Равнодушие — сущность бесчеловечности. | Автор цитаты: Дж. Шоу |;

Эгоизм — это первопричина рака души. | Автор цитаты: В. А. Сухомлинский |;

Эгоизм семейный жесточе эгоизма личного. Человек, который устыдится пожертвовать благами другого для себя одного, считает своей обязанностью пользоваться несчастьем, нуждою людей для блага семьи. | Автор цитаты: Л.Н. Толстой |;

Равнодушие — есть наивысшая жестокость. | Автор цитаты: М. Уилсон |;

Спокойствие — сильней эмоций.

Молчание — громче крика.

Равнодушие — страшней войны. | Автор цитаты: М. Лютер |;

В пути нужен спутник, в жизни — сочувствие. | Автор цитаты: пословица |;

Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости... | Автор цитаты: Э. Золя |;

Тема: «СОЧУВСТВИЕ, РАВНОДУШИЕ И ЖЕСТОКОСТЬ».

Цели: коррекция недостатков характера - жестокости, зло­сти, безразличия; содействовать развитию навыков анализа и самоанализа; воспитаниюю элементов нравственного сознания.

Методы: решение ситуативных задач, дискуссия.

Ход занятия

1 Организационный момент.

2 Введение в тему:

«Тот, кто не имеет сострадания, жесток». Б. Мандевиль.

Как понимаете данное высказывание?

3Дискуссия.

Работа в 2 группах.

1 группа – работает над объяснением высказывания Сенека «Если хочешь жить для себя, живи для других».

2 группа – готовится объяснить высказывание М. Ганди «Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают».

Сообщения детей.

Вывод: если человек живёт для других – он добр, внимателен, заботлив, его любят окружающие люди и животные. Если человек злопамятен, недобр, то у него мало друзей, он одинок в этом мире, ему трудно в жизни.

4. Дети в группах готовятся раскрыть ппонятия «сочувствие», «жестокость», «равнодушие».

Учитель предлагает каждой группе сформулировать оп­ределения: сочувствие, равнодушие, жестокость. Затем группам раздаются наборы карточек с отдельными словами, из которых нужно на доске рядом с данными словами составить определе­ния. После выполнения задания должно получиться следующее:

Сочувствие - стремление проявить к кому-либо сострада­ние, оказать помощь, сопереживать.

Жестокость - проявление к кому-либо насильственных гру­бых действий.

Равнодушие - проявление безразличного отношения к ок­ружающему.

Как вы понимаете, что такое жестокость? Приведите примеры жестокости.

Как вы понимаете, что такое равнодушие? Приведите примеры равнодушия.

Как вы понимаете, что такое сочувствие? Приведите си­туации из вашей жизни, где человек проявлял бы сочувствие.

На доске крепятся карточки со словами: «сочувствие»,

«жестокость», «равнодушие», «безразличие».

Работа у доски с тематическими карточками.

Учитель раздает детям карточки с обозначенными на них жизненными ситуациями, свойственными определенному каче­ству: сочувствию, жестокости, равнодушию.

Задание: разместить на доске полученную карточку. Объ­яснить свои действия.

В ходе выполнения задания на доске выстраивается таблица:

5 Работа в группах.

Анализ ситуативных задач.

Учитель предлагает детям обсудить предложенные си­туации.

Обсудите фразу: «Хочу, чтобы избили всех тех, кто меня обижает».

Сережа отобрал у Вовы новогодний подарок. Затем подо­шел к Саше, которого обидели старшие ребята, и отдал подарок ему. Сережа проявил сочувствие или жестокость?

На улице человека сбила машина. Находившийся рядом врач начал вправлять выбитое плечо пострадавшему. Человек кричал от боли. Врач жестокий?

Оля шла по улице и увидела, как маленький мальчик упал с велосипеда . Он не мог подняться и сильно плакал. «Не повезло малышу», - подумала Оля. Как поступила девочка? Как посту­пил бы ты на месте Оли?

Двое друзей проходили мимо беседки. Внутри они увидели лежащего человека. Всю дорогу ребята спорили: ему плохо или он употребил чрезмерное количество алкоголя? Как поступили ребята? Как поступил бы ты?

Родители запретили сыну гулять из-за плохого поведения в школе. Сын не послушался, ушёл на улицу. Как поступил мальчик?

Учительница попросила открыть тетради, записать тему и решить примеры. Ученик демонстративно лёг на парту, у него нет желания работать. Как поступает мальчик?

Старшеклассник говорит, что нужно стукнуть Сашу, он вчера обзывался, если стукнешь, то сделаешь «круто». Как ведёт себя старшеклассник. Как может поступить мальчик?

VI. Самостоятельная работа с опросными листами .

Ученикам предлагается заполнить опросные листы.

Опросный лист «Как ты поступишь в данной ситуации?»

Задание: отметить (S) тот вариант ответа, который наи­более приемлем для вас в той или иной ситуации.

Ситуация

Варианты ответов

1. Одного из ребят мо­ей компании обидели. Ребята решили избить обидчика. Я...

Откажусь. Пусть без ме­ня разбирают­ся. Меня ни­кто не обижал

Вместе с друзь­ями буду участ­вовать в драке. Надо отомстить за товарища

Попытаюсь убедить своих друзей, что так делать нельзя. Пусть разби­раются двое между собой

2. Я попросил своего друга добавить мне де­нег на покупку магни­тофона. Он мне не дал, сказав, что сам собира­ет деньги на приемник. На следующий день мой друг потерял все свои деньги. Я...

Обрадуюсь. Не нужно бы­ло жадничать, когда я к нему обратился

Отдам ему все свои деньги. Мне жаль друга

После того, как он отказал­ся мне помочь, меня не инте­ресуют его про­блемы

Анализ ответов

Итог занятия. Вывод.

Классный час. Тема: Дорогами милосердия .(4 класс)

Цель: Развить представление учащихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе.

Задачи:

1.Способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.

2.Сформировать отрицательное отношение к человеческим порокам, безнравственному поведению.

3. Воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки.

4. Формировать позитивный опыт сотрудничества, умение наблюдать за своим поведением и отношением к другим.

Оборудование: презентация ролика притчи С.Копыловой «Окно», напечатанные слова- милосердие, равнодушие, карточки с ситуациями, свечки на каждого ученика.

Форма работы : фронтальная, групповая.

Ход занятия:

I.Выход на проблему.

Просмотр ролика притчи С. Копыловой «Окно».

Учитель делает остановку. (прогнозирование).

Как вы думаете, что увидел больной из окна?

(ответы детей)

Продолжение просмотра притчи.

Что же на самом деле увидел больной из окна?

Куда же все это делось?

Учитель опять делает паузу (прогнозирование).

Зачем больной, который лежал у кровати рассказывал, что видел лес, речку, облака, людей? Ведь он не мог этого видеть, он был слепым.

(хотел утешить, приободрить, поднять настроение, облегчить страдания другому больному, который лежал у дверей)

Продолжение просмотра ролика.

Что можно сказать о слепом человеке?

(добрый, заботливый, внимательный, чуткий, душевный, отзывчивый, проявлял сочувствие, сострадание и т.д.)

Сострадание-жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Сопереживание-сочувствие другому, переживать вместе с ним душевное состояние.

Сочувствие- отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Сострадание - это умение сочувствовать, сопереживать, когда другому плохо.

Одним словом проявил-

Можно милосердие потрогать руками, услышать его? Оно живет в сердце человека. Можно ли его увидеть? Увидеть можно только в поступках, действиях человека.

(Слово прикрепить на доску)

Милосердие- готовность помочь или простить кого-нибудь из сострадания.

Милосердие- гуманное отношение(отношение направленное на благо других, человеколюбивый, отзывчивый) к страдающему человеку.

Милосердие- соучастие в облегчении беды, несчастья, страдания другого человека.

Милосердие- умение отказаться от собственного ради того, чтобы доставить облегчение другому.

Милосердие- помощь нуждающимся.

Что помешало больному, который лежал у дверей, нажать на кнопку, ведь она была у него совсем рядом, и вызвать сестру милосердия? Чего он хотел?

Что можно сказать о больном, который лежал у дверей? Какими качествами характера он обладал?

(зависть, злоба, ненависть, эгоизм, равнодушие, жестокость, бессердечность)

Какое самое страшное его качество привело к несчастному случаю?

Его тоже нельзя пощупать. Оно тоже живет в сердцах людей. Только в поступках.

(Слово на доску)

Человек, который лежал у дверей болел не только телом (физически)……он болел душой. Видимо его с детства не научили быть внимательным, чутким, доброжелательным по отношению к близким.

II. Размышление над проблемой.

Как вы думаете, человек рождается милосердным или становится им?

Для вас каким вам быть легче? Милосердным или равнодушным?

Легко ли стать милосердным? Как научиться быть милосердным?

Вывод: Чтобы воспитать в себе милосердие, нужно увидеть в другом человеке себя, свои тревоги, заботы, т.е. поставить себя на место другого человека. Тогда вы поймете, как тяжело нуждающемуся человеку. Милосердие требует приложение труда, хлопот, беспокойства, нередко отказа от своих благ и ограничения своих желаний. Стать милосердным человеком и быть им очень трудно.

Жизнь всегда дает нам шанс проявить милосердие и здесь каждый человек выбирает сам по какой тропинке он пойдет – по тропинке милосердия и помочь нуждающемуся или свернуть на тропинку равнодушия и пройти мимо, закрыв глаза.

III. Разрешение ситуации.

Вспомните, приходилось ли вам идти по тропе милосердия и оказывать кому-то помощь? (Ответы детей.)

Вспомните, какое доброе дело люди совершали по отношению к вам? (Ответы детей.)

Как вы считаете: по какой дороге идти легче, а по какой труднее? Почему? Какая из этих тропинок ровная и гладкая, а какая с преградами и трудностями?

IV. Кульминация.

Давайте вернемся к притче, к больному, который остался один в палате. Может у кого-то возникло новое чувство по отношению к этому больному, ? Никто не пожалел этого человека? Ведь ему тоже хотелось лежать у окна и любоваться небом, речкой, облаками? Он ведь тоже человек?

- Любить добро легко. Попробуйте понять и простить зло. Вот в этом и есть сила милосердия. Умение прощать из сострадания.

Как можно помочь этому человеку?

Как бы вам хотелось, чтобы закончилась притча? (Работа в группах)

(-Кто предложил в группе эту версию? Были ли другие версии? Почему выбрали именно эту?)

Нравственный выбор.

Каждый день в нашей жизни бывают разные ситуации, они ставят человека перед проблемой выбора: как поступить в данной ситуации, какую выбрать –тропинку- милосердия или равнодушия? Обсудите ситуации и поделитесь - как бы вы поступили?

Ситуация №1

Здравствуйте! Меня зовут кошка Муся. Я живу на городской свалке. Живу здесь уже четыре года. Моя мама умерла год тому назад от голода, а я стараюсь всеми силами выжить, но в последний год стала часто болеть. Недавно на окраине города, я повстречалась с одной кошечкой, которая живет в теплом доме. На ней была красивая, блестящая шубка. Много интересного она рассказала про свое жилье и о заботливых хозяевах. Я обо всем слушала внимательно, мне все было интересно, так как я никогда не заходила в жилище человека, и у меня не было доброго хозяина. Очень хочется, чтобы кто-нибудь взял меня к себе в теплый, уютный дом. Мне очень грустно без друзей, а так хочется ласки и доброго хозяина. Новый друг! Я очень жду тебя…. Ты только позови меня “Муся!”, и я тут же прибегу к тебе.
Убедительная просьба – не выкидывайте нас на улицу – нам здесь так плохо, одиноко и страшно! (иллюстрация.)

Ситуация №2.

По улице шли мальчик и девочка. Шел сильный дождь. Впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась, уронила клюку в лужу.

Подожди меня!- крикнул мальчик девочке, и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила:

Это твоя бабушка?

Нет! - ответил мальчик.

Мама? - удивилась подружка!

Нет.

Ну, тетя или знакомая?

Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка.

Ситуация №3.

Брат с сестрой гуляют вместе с мамой на лугу. Они играют в догонялки, прыгают, бегают. Когда им надоедают все занятия, они начинает с корнем вырывать траву и цветы из земли. Мама, радуясь, что дети сами чем-то увлеклись, не делает им замечаний.

Что можно посоветовать маме и детям?

По отношению к чему здесь надо проявить милосердие?

«Если все сорвать цветы, не будет в мире красоты».

Ситуация №4.

Однажды брат с сестрой вышли во двор поиграть в волейбол. Они весело перекидывали друг другу мяч и громко смеялись. А недалеко от детской площадки, в инвалидном кресле, с грустными глазами, одиноко сидел мальчик Петя. В руках у него тоже был мячик. Он мечтал тоже бегать по мягкой траве, подбрасывать и ловить мяч. А дети радостно играли между собой в мяч и никого вокруг себя не замечали. Им было безразлично, что чувствует мальчик, прикованный к инвалидному креслу. Главное, что им самим было хорошо и весело. (иллюстрация)

Чему надо научить этих детей?

Вывод: Мы видим, что жизнь все время предоставляет нам шансы встать на дорогу добра и милосердия и идти по ней.

Во время стихийных бедствий, экологических катастроф всегда приходят на помощь различные страны. Можно ли назвать это милосердием между странами?
- И еще вспомним одну трагедию. Это - Беслан. Сколько людей пострадало во время этого теракта.?! И сколько людей откликнулось на чужое горе. Независимо от национальности люди проявили милосердие и сострадание к нуждающимся.

Доброволец- тот, кто по собственному желанию, а не по принуждению взял на себя какую-нибудь работу.

Волонтер-тот же, что и доброволец.

Патриот- человек любящий свою родину, свой народ.

Добродетель- положительное нравственное качество, высокая нравственность.

Благотворительность- бескорыстное милосердие по отношению ко всякому просящему.

V. Развязка.

Мы много говорили о милосердии, а теперь мне хочется, чтобы те мысли, которые у вас возникли в процессе урока, которые вы не смогли произнести вслух, легли на бумагу.

Творческая работа по группам.

1гр. -Изобразить милосердие в виде рисунка.

2гр.- Составит «Указ о милосердии ко всему живому»

3гр.- Хокку о милосердии, добре.

4гр.-Сочинить «синквейн» о милосердии.

VI. Рефлексия.

Дети встают в круг в виде сердечка. Каждому на ладонь учитель ставит маленькую зажженную свечку.

Огонь-это символ тепла, доброты, уюта.

Совсем скоро вы закончите начальную школу, разойдетесь по разным школам, по разным классам и мне очень хочется, чтобы эти тропинки милосердия, которые мы протаптываем сейчас вместе с вами, не зарастали, а наоборот- становились все шире и шире. Чтобы вы не сворачивали с дороги милосердия? а шли по ней твердо и уверенно, оказывая поддержку и помощь нуждающимся. Любите и делайте добро тем, кто рядом с вами и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее. Задуйте вашу свечу и пусть легкий дымок от свечи укажет вам правильный тропинку в жизни.

Приложение:

Составление «Синквейна»

Прилагательные: Глаголы:

Спасает

Бескорыстное помогает

Безвозмездное облегчает

Душевное поддерживает

Добровольное прощает

Сердечное согревает

Светлое жалеет

Надежное любит

Тихое лечит

Теплое оберегает

Дарит

Предложения:

Милосердие- скорая помощь.

Милосердие- теплое солнышко.

Милосердие -лекарственный напиток.

Милосердие-спасение души от равнодушия.

Милосердие-помощь нуждающимся.

Милосердие-счастье для самого себя.

Ключевое слово:

1.Врач.

2.Спасательный круг.

3.Счастье.

4.Дождик в пустыне.