Строительство и ремонт

В каких произведениях русских писателей изображены картины революционного времени и в чем эти произведения перекликаются с поэмой блока двенадцать. Тема свободы в лирике (Пушкин А

Тема свободы в лирике. Двадцатые годы XIXстолетия… Николаевское «безвременье»… Подавление декабристов. Царизм торжествовал победу над самы­ми лучшими людьми страны, теми, кто был ее совестью и надеж­дой. И в эти мрачные времена Пушкин писал стихи, призывающие к политической свободе, к свержению самодержавия.

Стихотворение «К Чаадаеву» проникнуто патриотическим чув­ством, пламенной любовью к отечеству, оно проникнуто свободо­любием:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия встрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Нужно отметить, что для Пушкина пробуждение России окажется возможным только тогда, когда проснется и почувствует необходимость свободы каждый. Вера поэта в достижение свобо­ды основана на внутреннем законе развития человечества.

Свое отношение к крепостничеству - опоре самодержавного строя - поэт выразил в одном из самых известных своих стихот­ворений «Деревня». Оно построено на острых конфликтах, выра­зительно раскрывающих идею свободы: «барство дикое» и «раб­ство тощее» сопоставлены в соседних строфах.

Со времени написания «К Чаадаеву» прошел только год, но пылкая уверенность Пушкина в приходе свободы сменилась горь­ким сомнением. Не призыв, а вопрос завершает «Деревню»:

Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный

И Рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством Свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

Этот вопрос не риторический, он выстрадан поэтом. Желание свободы здесь ничуть не меньше, чем в послании «К Чаадаеву». Свобода видится поэту не далекой «звездой пленительного счас­тья», а «прекрасной зарей», то есть чем-то более близким, теплым, ежедневно необходимым.

В оде «Вольность» поэт смело развивает мысль о необходи­мости уничтожения тиранов, царей, всех тех, кто Держит народы в неволе. Он находит слова, полные страстного гнева и возму­щения:

Тираны мира! Трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!..

В «Вольности» поэт рисует впечатляющую картину порабощен­ной родины:

Увы! Куда ни брошу взор,

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы…

В конце стихотворения Пушкин говорит:

И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой.

Значит, свобода для Пушкина - основа стабильности госу­дарственного устройства.

К шедеврам пушкинской лирики принадлежит и стихотворе­ние «Анчар», в котором поэт гневно осуждает власть одного чело­века над другим, деспотизм и насилие не только в государстве, но и в отношениях между людьми:

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потек…

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

Вольнолюбивая лирика всегда будет волновать наши сердца, поскольку свобода и независимость для Пушкина всегда были высочайшими идеалами человеческой жизни. Его мысли находят живой отклик в сердцах потомков:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Тема свободы в лирике Пушкина.

Тема свободы — одна из важнейших тем в лирике Пушкина. Свобода для Пушкина — высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог бы представить своего существования. Свобода — основа дружбы. Свобода — условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от ее всевластия, становилась «святым провиденьем», когда сквозь ее тучи брезжил луч свободы («И.И. Пущину»). Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.

Уже в стихах 1817-1819 свобода становится то высшим общественным благом — предметом «похвального слова» («Хочу воспеть Свободу миру»), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками («звезда пленительного счастья»), то шагом от заблуждений и суетной жизни к «блаженству» истины и мудрости («Я здесь, от суетных оков освобожденный, / Учуся в Истине блаженство находить»), то смыслом поэтической «жертвы» («Свободу лишь учася славить, / Стихами жертвуя лишь ей») и обозначением душевного состояния поэта («тайная свобода»).

Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории.

Петербургский период. Свобода — абсолютная, общечеловеческая ценность, она вне времени и пространства, это высшее благо и спутница Вечности. В ней Пушкин нашел масштаб для оценки общества и перспективу преодоления его несовершенств.

Аллегории свободы противопоставлены аллегорическим образам «Тиранов мира», «Неправедной власти», «увенчанного злодея»… «Вольность» — весь мир, а не только Россия лишен свободы, а поэтому нигде нет радости, счастья, красоты и блага. Но это также взгляд просвещенных дворян.

Прославляя Закон как прочную основу Свободы, поэт с негодованием пишет о тиранах. В ни хон видит источник несвободы… …с апелляцией к разуму монарха…

Поэт — противник насилия, свобода не может быть достигнута в рез-те революции (акт возмездия тиранам).

В «Деревне» свобода не абстрактная идея всеобщего блага, а конкретно — свобода русского крестьянства..

В «К Чаадаеву» на первый пан выходит внутренняя свобода, без которой не мыслится свобода общественная. Свобода связана с жизнью сердца, с представлениями о чести и долге.

Романтическая лирика 1820-1824. Тема свободы — центральная. Кинжал — «тайный страж свободы» («Кинжал»), «Наполеон», «К морю» — пронизывает мотив свободы. «К Дельвигу» — «одна свобода мой кумир». Свобода для Пушкина в годы изгнанничества — один из политических символов, готовился к дороге «в дыму, в крови, сквозь тучи стрел», ведущей к торжеству свободы.

В 1823 — разочарование, пессимистические настроения из-за: 1) поражение европейских революций; 2)в заговорщиках, которые не решались посвятить…3) сомнения в возможности скорой революции. «Свободы сеятель пустынный…» — кризис веры в возможность скорого достижения общественной свободы (люди оказались не готовы к восприятию «живительного семени» свободы.)

Ведущим стал мотив личной свободы. «Узник» — на воле есть все, что ассоциируется с личной свободой — тучи, гора, «морские края», ветер. Узник — это поэт-изгнанник, уставший от неволи, но не сломленный, не сдавшийся. «К морю» — море, как и океан, стихия, буря, гроза, шторм, всегда ассоциировались со свободой. Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятежными порывами духа. Море — еще и символ человеческой жизни, которую может «вынести» куда угодно, к любой «земле». Но теперь его понимание свободы стало другим — т.к. свобода — благо, неугодное тиранам, он жаждет свободы стихийной, ее идеал всегда живет в сердце человека.

«Во глубине…» — послание написано языком политических аллегорий, близких и понятных декабристам.

Конец 20-х — 30-е. Свобода — личная независимость, «достоинства личного». Любое нарушение прав личности, какими обстоятельствами оно бы ни было вызвано, расценивалось поэтом как подавление личности человека, стремление унизить его, низвести до положения раба.

Свобода для Пушкина — это свобода иметь собственное мнение об обществе, об историческом прошлом своего народа, возможность критически оценивать «громкие права, от коих не одна кружится голова». К личной неприкосновенности относятся и семья, дом творческий путь.

Итог. «Я памятник…». Отмежевавшись от всего, что способно только унизить человека, Пушкин пришел к новому пониманию свободной жизни. В ней спутниками человека, ничем не ограниченного в своих передвижениях по земле, будут природа, красота которой создана творческим гением Бога, и произведениями искусства, созданные художниками — людьми, вдохновленными Богом.

Эти материалы помогут выпускникам в сдаче экзамена по литературе.

Тема природы (пейзажная лирика)

С4. Кто из русских поэтов обращался к теме человека и природы?

Истинным украшением русской литературы являются стихотворения о родной природе. К теме человека и природы обращались А.С.Пушкин, А.А.Фет.

Стихотворение «Это утро, радость эта…» А.А.Фета наполнено звуками, запахами, цветами, оно заражает радостью от ощущения весны. Примечательно, что в стихотворении нет ни одного глагола, но оно удивительно динамично. Поэт рисует картину мазками, одна картина сменятся другой, и лишь в последней строке становится понятно, что череда прекрасных мгновений природы- весна.

В стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро» отражена гармония состояния природы и настроения человека. Вечером «вьюга злилась» и подруга «печальная сидела», а с изменением погоды меняется и настроение. По контрасту со вчерашней бурей великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее. От любования красотой природы автор переходит к теме любви. Жизнерадостная картина морозного утра созвучна чувствам влюблённого человека. Всё стихотворение пронизано светом, радостным ощущением зимней русской природы: голубое небо, ослепительный солнечный свет, искрящийся снежный ковёр.

Под голубыми небесами великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…

Таким образом, поэты достигают небывалого мастерства, изображая картины родной природы.

Тема поисков жизненного смысла(философская лирика)

С4. В каких произведениях русских поэтов звучит мотив быстротечности жизни?

Мотив быстротечности жизни звучит в стихотворениях С.А.Есенина « Мы теперь уходим понемногу», А.Ахматовой «Приморский сонет», А.С. Пушкина «Элегия».

Так, в стихотворении С.Есенина « Мы теперь уходим понемногу», написанном за год до кончины поэта, лирический герой размышляет о смысле жизни. Произведение наполнено грустью, тоской о весёлых прожитых днях. ЛГ не хочет покидать этот мир, где был так счастлив.

От того и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

В философском стихотворении «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье») А.С.Пушкина в основе композиции использован приём антитезы. В первой части стихотворения изображено полное разочарование поэта в окружающем мире. Вторая часть противопоставлена первой. Лирический герой принимает жизнь во всех её противоречиях, с её страданиями и радостями. Главной ценностью для него является сама жизнь, способность любить, мыслить, чувствовать.

В стихотворении А.Ахматовой «Приморский сонет» утверждается мысль, что человек не может существовать вечно, человеческую смерть заменяет новая жизнь. Таков закон бытия. К своей смерти ЛГ относится спокойно, философски. Она ощущает себя частью огромного мира.

Таким образом, и С.А.Есенин, и А.С.Пушкин, и А.Ахматова задумываются о «вечном», осмысливают прошлое и понимают, насколько ценна человеческая жизнь.

Тема свободы (свободолюбивая лирика)

С4. В каких произведениях русских поэтов звучит тема свободы?

Тема свободы звучит в лирике А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

Так, например, стихотворение « К Чаадаеву» А.С.Пушкин пишет в жанре дружеского послания, посвящает своему другу - единомышленнику Петру Чаадаеву. Товарищи мечтали об освобождении России от гнёта самодержавия и крепостного права, но Чаадаев не верил в осуществление их надежд. Пушкин же старался убедить друга, что их мечты скоро сбудутся и что оба они примут участие в разрушении самодержавия. Поэт призывает:

Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

В стихотворении « Дума» М.Ю. Лермонтова огорчает то, что молодое поколение примирилось с самодержавием, признало революционную борьбу бесполезной. Поэт убеждён в том, что свобода не приходит сама собой, за неё борются, страдают, идут на каторгу и даже умирают. Он упрекает молодое поколение в бездействии.

Таким образом, и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов считают, что необходимо вести борьбу против самодержавно- крепостнического строя.

Тема дружбы

С4. Кто из русских поэтов обращался в своей лирике к друзьям или собратьям по перу?

В своей лирике к друзьям или братьям по перу обращались А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов.

В стихотворении « Во глубине сибирских руд» А.С. Пушкин поддерживает своих друзей - декабристов. Поэт передаёт стихотворение жене декабриста Муравьёва, которая уезжала из Москвы к мужу. Автор заверяет друзей, что революционная борьба велась ненапрасно, что придёт время и народ будет освобождён от гнёта самодержавия.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Поэт» распадается на 2 части. В первой центральным образом является боевой кинжал. Он был снят отважным казаком с убитого господина, а затем стал предметом купли - продажи. Кинжал превратился в игрушку с золотой отделкой. Такой кинжал безвреден, но и бесславен. Центральным образом второй части является поэт. Его судьба подобна судьбе кинжала. В прошлом голос поэта звучал, но нынче поэзия также не выполняет своего предназначения. Автор обвиняет поэтов- современников в том, что они отреклись от борьбы, от своей миссии.

Таким образом, слово, по мнению поэтов, должно быть оружием в борьбе за правое дело.

Столкновение мечты и реальности

С4. В произведениях каких русских поэтов отражено столкновение мечты и реальности?

Столкновение мечты и реальности отражено в стихотворениях М.Ю. Лермонтова, М.Цветаевой.

Так, например, в стихотворении «Нищий» М. Ю. Лермонтова в центре первых двух строф дан образ нищего, который просит на кусок хлеба. Чёрствость, бездушие и безразличие людей выразительно демонстрируются в следующих строчках:

И кто-то камень положил в его протянутую руку.

В заключительной строфе проводится параллель между нищим и влюблённым. Разлад между мечтой и действительностью проникает и в это прекрасное, светлое чувство: любовь приносит не радость, а боль и страдания.

Стихотворение « Тоска по родине! Давно» является одним из самых трагических в творчестве М. Цветаевой. Трагедия заключается в том, что беззаветно влюблённая в родину лирическая героиня оказалась лишена её.

Таким образом, поэты не удовлетворены действительностью, поэтому они вспоминают о прекрасном прошлом.

Тема Родины

С4. В каких произведениях русских поэтов тема Родины занимает центральное место?

Тему Родины поднимали в своём творчестве М.Ю. Лермонтов и А.Блок.

Так, в стихотворении «Родина» М.Ю. Лермонтов называет свою любовь «странной» потому, что любит в своей стране природу, народ, а не её историю и славу, «купленную кровью». Лирический герой противопоставляет этой помпезной России другую, горячо любимую им: с безбрежными степями, разливающимися реками, избами, крытыми соломой, с пьяными мужичками.

Итогом размышлений А. Блока о судьбе своей о судьбе своей страны является стихотворение «Россия». Центральная тема- страстное признание в любви к нищей, но в то же время прекрасной родине.

Россия, нищая Россия

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые-

Как слёзы первые любви.

Поэт изображает «серые избы», «расхлябанные колеи», «унылую песню ямщика», вместе с тем он любит Россию, так как это его родина.

Таким образом, и у М.Ю. Лермонтова, и у А. Блока образ Родины соткан из противоречий, но поэты любят её и верят в будущее своей страны.

Образ матери

С4. Какие стихотворения русских поэтов обращены к матери или близкому человеку?

А.С.Пушкин и С.А. Есенин в своих стихотворениях признаются в любви к близким им людям.

В русской поэзии не раз звучало задушевное слово о матери, но есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви. В « Письме к матери» лирический герой восхищается бесконечным терпением и нежной любовью к своей «старушке»:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

ЛГ с горечью осознаёт, что у матери есть основания беспокоиться о своём непутёвом сыне: она знает о запоях, о кабацких драках., пытается утешить мать, обещает вернуться домой.

В стихотворении « Няне» А.С. Пушкина также поднимается тема самоотверженной материнской любви. Её воплощением является няня, которой посвящено произведение. Оно пронизано нежностью, любовью и бесконечной благодарностью ЛГ.Обращаясь к няне, он находит самые трогательные и ласковые эпитеты: « подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя».

Таким образом, поэты бесконечно любят близких, признаются им в любви, понимают, что часто приносят им переживания, тревогу, хлопоты.

Свобода человека, защита его духовной автономии является одной самых актуальных тем в русской литературе. Она получила широкое отражение как в поэзии, так и в прозе. Особенно остро она прозвучала в романтической лирике начала XIX века.

Свобода может рассматриваться в двух планах: общественном и философском. Наиболее глубоким и трудным является второй план.

Тема свободы получает философское отражение в стихотворении «Анчар». Перед нами развертывается философский символический пейзаж – гордая пустыня и древнее, ядовитое дерево Анчар. Оно смертельно опасно, живые существа обходят его стороной, в нем таится часть вечной стихии. Но в мире людей царит несвобода, рабство, принуждение, власть сильных над слабыми. В этом корень зла. Рабство убивает человека в моральном и физическом плане. Таким образом, анчар становится символом несвободы, господства насилия и рабства.

Несколько иначе тема свободы рассматривается А. С. Пушкиным в стихотворении «К морю». Лирический герой здесь обращается к свободной стихии, вверяет ей свои заветные думы. Душа творца и состояние моря напоминают друг друга в стихийности, непрерывном движении, поиске, свободе. Первая часть стихотворения представляет собой романтическое описание бушующего моря, во второй части поэт обращается к морю, возникает тема личности и судьбы, свободы и предопределенности, тема Наполеона.

Именно в жизни французского императора слились эти составляющие. Наполеон был свободен в своих действиях и решениях. Именно поэтому ему удалось добиться всемирной славы. При этом характер Наполеона напоминает лирическому герою «неукротимость, могущество, глубину» моря. В итоге, лирический герой подводит читателей к чувству неприятия условий, при которых подавляется личность человека: «Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран».

Пушкин ратовал за свободу и в стихотворениях, посвященных поэту и поэзии: «Поэт», «Поэт и толпа». Именно свобода творческого самоопределения является одним из главных критериев творчества.

Свобода – идеал устремлений и для М. Ю. Лермонтова. Недаром в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» он утверждает: «Я ищу свободы и покоя». Общественная атмосфера тех лет подавляла духовную свободу человека. Поэтому свой идеал М. Ю.Лермонтов находил в стихии природы, вдали от светской суеты и лжи. Об этом свидетельствует поэма «Мцыри». Три дня, проведенные героем на воле, приравниваются к целой жизни: ощущение остроты бытия, счастья пронизывает всю поэму. Только свободный человек, по мысли поэта, может считаться счастливым. Даже бой с могучим барсом он воспринимает как часть свободного существования.

Именно поэтому вся композиция поэмы построена на антитезе: монастырь и свободная стихия природы. Умирая, Мцыри сожалеет о тусклой жизни старого монаха и просит похоронить его на стороне, обращенной к его родине, к природе. Судьба и свобода здесь нерасторжимы.

Мотивы жажды свободы присутствуют и в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Жалобы Турка»(1829). Поэт написал это стихотворение, когда ему было всего 15 лет, но оно отличается редкой глубиной познания жизни. Здесь звучит страстная боль, горечь человека, который наблюдает страшную картину рабства, и, вместе с тем, страстный протест, негодование против этой несвободы. М. Ю.Лермонтов всегда призывал, прежде всего, к духовной свободе, возможности активного самостоятельного действия.

Таким образом, в теме свободы выделяются два взаимосвязанных плана: личностный, духовный и план, связанный с существованием человека в обществе, зависимость его поступков от общественного мнения. Ощущение внутренней свободы позволяет творить, изливать сердце. Главное, к чему призывали поэты – сохранить и ценить это величайшее благо, которое позволяет ощутить вкус жизни.

\Что такое свобода? На этот вопрос многие литераторы отвечают по- разному. Лермонтов говорил, что свобода- это покой, Бередяев- тайна мира. Но точно сказать, что такое свобода, невозможно. Одно лишь понятно, что свобода- это важнейшее условие для самовыражения человека. Чаще всего свободу в произведениях литературы символизирует образ птицы. Вспомним хотя бы древнегреческую легенду о Дедале и Икаре.

Судьба пленника, великого художника Дедала, была жестокой и невыносимой, его мечты всегда были связаны со свободой, волей, покоем. Для побега от жадного Миноса Делал изобрел крылья. Да, да, именно крылья, так как сравнивал полёт птицы со свободой.

Тема свободы была актуальна для Пушкина на всём протяжении его творческого пути. Она приобретает романтический характер. В поэме > тема свободы перекликается с философией. Свободолюбивый романтический герой не только пленник горцев,но и пленник своих страстей, своей мечты. Он бежит из плена на волю, но и там не находит полного покоя, не ощущает трепета сердца.

Пушкин считал, что есть свобода внутренняя и творческая, которые являются главными для поэта. А в стихотворении > соединяются оба вида свободы. Ведь декабристы совершали подвиг не для себя, а для народа, для их свободы, воли. Пушкин пишет декабристам о небесполезности всего, что было сделано и о том, что непременно > >. Свобода поэта - одна из тем, присутствующих в творчестве Пушкина:

Зависит от царя, зависит от народа.>>

> Н. В. Гоголя - одно из лучших произведений писателя. В поэме присутствует тема свободы, выражающая авторскую позицию. В конце поэмы звучат слова о >, где ярко выражено сопоставление дороги со свободой. Для Гоголя дорога - этот вся русская душа, весь её размах и полнота жизни. Русская душа- это и есть >, где нет никаких ограничений и запретов: > Все препятствия пройдёт Русь - матушка, никакие преграды её не остановят, она останется не смотря ни на что, духовно свободной, великой. Русь, как и русская душа, не знает ограничений, они связаны между собой тесными, прочными цепями. Таким образом, Гоголь, рисуя дорогу, созерцает в ней всю Русь, а Русь- это ничем не стеснённая, величественная свобода.

Через всю пьесу Островского > проходит светлый образ птицы. Этот образ и есть сама Катерина с одухотворенной душой и душевным совершенством: >. Нужно обратить особое внимание на то, что мечты о полёте тесно связаны со свободой. Ведь в кабановском царстве, где вянет и иссыхает всё живое, Катерину одолевает тоска по утраченной воле. Её главное желание поднять руки, взмахнуть ими и полететь. Катерина - женщина гордая, волевая, но её выдали замуж за безвольного Тихона. Натура одухотворенная, мечтательная, попав в атмосферу жестоких законов, неравноправия, больше всего думает о свободе, как о средстве жизни на земле. Стремление к свободе в данном случае- это духовное раскрепощение.

Надо сказать, что мысль >, вызывает удивление не только у Варвары, но и у многих современников, но даже критиков того времени. В словах этих усматривается что-то непривычное, мистическое. А между тем, здесь нет ничего особенного. Слова вылетели с её уст естественно. Катерина, живя в тяжкой неволе, мечтает о свободе, как птица о полёте. Вот она и сказала это Варе, именно ей, потому что она в кабановском доме ближе всех к Катерине.

Роман Л. Н. Толстого > современен и много читаем во все времена. В нем перекликается не только тема любви и историческая действительность, но и тема вольности и свободы. Вспомним хотя бы незабываемый эпизод, когда Наташа Ростова открыв окно, сказала: > здесь главная героиня мечтает о свободе, вольности. Она, как легкий весенний ветерок, заряжает всех своим счастьем, при этом стремясь к любви и свободе. Наташа искала смысл жизни в свободе и нашла его в благородном человеке - Пьере Безухове.

У Горького есть одно из интереснейших произведений >. В главных образах воплощены образы Ужа и Сокола, как две формы жизни. Что бы ярче показать мужество и тягу к свободе борца, автор противопоставляет Соколу Ужа, душа которого гниёт из-за своих же душевных качеств. Горький выносит беспощадный приговор Ужу, а вместе с ним и всему обществу: >. В этом произведении Горький поёт песню >, а также о недостойных свободы, у тверждая всё это, как мудрость и знания жизни.

Герои Гоголя вольнолюбивцы. Не скрывая темных сторон жизни своих героев, автоопоэтизировал многих из них. Это сильные духом, красивые и гордые люди, у которых >.

Лойко Зобар- молодой цыган. Для него высшей ценностью является свобода, откровенность и доброта. >. Радда настолько горда, что её не может сломить любовь к Лойко: >. Для этих героев характерен пафос свободы. Неразрешимое противоречие между Раддой и Лойко- любовью и гордостью, по мнению Макара Чудры, может разрешиться только смертью. И сами герои отказываются от любви, счастья и предпочитают погибнуть во имя воли и абсолютной свободы.

Макар Чудра считает, что гордость и любовь несовместимы. Любовь заставляет смириться и покориться любому человеку. Макар говоря о человеке, с его точки зрения несвободном, скажет: >. По его мнению, человек рождённый рабом, не способен совершить подвиг. Но с другой стороны, мы видим, что Мака восхищается Лойко и Раддой. Он полагает, что именно так должен воспринимать жизнь настоящий человек, достойный подражания, и что только в такой жизненной позиции можно сохранить собственную свободу.

В этом рассказе Горький на примере Лойко Зобара и Радды доказывает, что человек не раб. Они гибнут отказываясь от любви, счастья. Рада и Лойко жертвуют своей жизнью ради свободы. Горький стремится своим произведением взволновать и вдохновить читателя, чтобы он как и его герои, почувствовал себя >. Гордость делает раба свободным, слабого сильным. Герои рассказа > Лойко и Радда предпочитают смерть несвободной жизни, потом, что сами горды и свободны. В рассказе Горький выступил с гимном прекрасному и сильному человеку. Он выдвинул новое мерило ценности человека: его волю к борьбе, активность, способность перестроить жизнь. Роман Булгакова > автобиографичен: Булгаков - Мастер, его жена - Маргарита. В романе есть зависимость общества, так как оно полностью подчинено коммунистическому строю, гонятся за трудовыми рекордами и социалистическими идеями, при этом забывая о духовных ценностях. Мастер как свободная личность не находит здесь свободного места. Его роман не вышел в печать по вине бездарных критиков.

В Москве нет места истинному таланту, поэтому Мастер уничтожает роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри и уходит в клинику Стравинского. Булгаков хотел нам показать, что духовная независимость- это главное во все времена. Взаимоотношения главных героев неравноправны. Маргарита - раба своей любви, в отличие от Мастера. Она делает всё, чтобы вновь с ним встретиться: становится ведьмой, идёт на бал к дьяволу, следует за любимым в потусторонний мир.

В целом, роман очень интересен своим сюжетом и мастерством автора, недаром Булгаков трудился над ним двенадцать лет. Но не смотря на свою фантастичность, это произведение затрагивает множество философских тем, о которых можно долго говорить, но для меня главной здесь является тема свободы. Она будет существовать во все века, как нам показал Булгаков.

Свобода - это закон. Закон, который ищут все от мала до велика. Свобода должна прийти от вольности, а вольность от свободы.