Строительство и ремонт

Блаженный старец павел таганрогский. Святой праведный павел таганрогский Молитвы святому праведному павле таганрогском

Келья Святого Павла (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

В центре Таганрога можно увидеть небольшой глиняный домик, будто бы вросший в землю. Домик этот пользуется особенным уважением в народе. Ведь здесь провел часть жизни подвижник Святой Блаженный Павел Таганрогский, который особенно почитается жителями города. Слава об этом богоугодном человеке разошлась за пределы Таганрога еще задолго до его смерти. Очень многие спешили сюда, и выходили из кельи старца обновленными духовно и излеченными телесно. Канонизация состоялась на рубеже 20 и 21 веков, а святые мощи Блаженного хранятся в Свято-Никольском храме, недалеко от места, где провел он свои земные годы.

В келье Святого Павла все осталось также, как и при жизни подвижника. Здесь можно увидеть в какой скромной обстановке обитал человек великих духовных сил. Повсюду иконы, свечи, лампады, из предметов мебели лишь простые лавки и горшки, используемые как подсвечники.

Святой Блаженный Павел Таганрогский (Павел Павлович Стожков) родился 8 ноября 1792 г. в Черниговской губернии. Наречен Павлом он был в честь Святого Павла исповедника, и с первых лет жизни обнаружил в себе стремление к спасению и праведной жизни. По достижении 20 лет молодой человек получил наследство от отца, которое составило обширные угодья и несколько сот душ крепостных, это было очень солидное состояние. Но поскольку душа его была далека от земных забот, Павел отпустил всех своих крепостных на волю. Конечно, такой поступок здорово удивил соседей и знакомых семьи. После этого Павел, исполняя свою давнюю мечту, отправился в странствия по святым местам Руси.

Путешествие это было долгим, в общей сложности заняло около 10 лет. В итоге дорога привела его в Таганрог, где он и остался.

Поселившись в городе, Павел становится известен своей скромной жизнью, тем, что посещает все церковные богослужения, строго постится и усердно молится, жертвует на храмы. К божьему человеку потянулись послушники. Господь даровал Павлу дар исцеления и слухи о чудесных выздоровлениях разнеслись далеко за пределы города. В Таганрог со своими бедами, горестями и хворями потянулись люди со всей губернии. За свою жизнь подвижник жил в разных местах города, а последние годы провел в квартире на Депальдовском, ныне Тургеневском переулке. В это небольшом домике старец и встретил свою кончину. Сейчас этот дом называется подворьем старца Павла или, как принято в народе, кельей Святого Павла.

Усмиряя плоть, святой спал лишь на жесткой скамье, а вместо подушки подкладывал под голову какую-нибудь одежду. Святой Павел вел аскетичную жизнь и к этому же призывал свою паству.

Комната, где Святой Павел Таганрогский возносил молитвы, была вся в иконах, повсюду горели свечи и лампадки. Усмиряя плоть, святой спал лишь на жесткой скамье, а вместо подушки подкладывал под голову какую-нибудь одежду. Святой Павел вел аскетичную жизнь и к этому же призывал свою паству. Очень многие приходили к нему в эту небольшую келью, получали духовное или физическое исцеление. Почитать его стали еще до кончины, которая последовала в марте 1879.

На рубеже XX и XXI веков среди бесчисленного сонма православных святых появился ещё один – праведный Павел Таганрогский. Таганрог - небольшой приморский город, славу которому принесли родившиеся в нём политики, актёры и писатели - обрёл, наконец, своего Небесного покровителя, творящего о нём неусыпную молитву у Престола Всевышнего. Об этом угоднике Божьем наш рассказ.

Благочестивый отрок

Из дошедших до нас документов известно, что благочестивый старец Павел Таганрогский, снискавший неувядаемую славу своей постнической и молитвенной жизнью, родился в 1792 году в дворянской семье, проживавшей недалеко от Чернигова. Своё имя во святом крещении он получил в честь великого подвижника христианской церкви святителя Павла Исповедника – константинопольского архиепископа, принявшего в 350 году мученическую смерть в борьбе с ересью, господствовавшей тогда в Византии.

Родители Павла были людьми весьма обеспеченными. Они владели обширными земельными угодьями, на которых жили и трудились сотни принадлежавших им крепостных. Своего сына они желали видеть в будущем таким, каким подобало быть истинному дворянину екатерининской эпохи – обеспеченным, образованным и имеющим достойное положение в обществе.

Однако Господь совсем иное положил на сердце молодому человеку. С ранних лет будущий блаженный Павел Таганрогский шумному и разноголосому обществу своих сверстников предпочитал уединение и молитву, а светской литературе – чтение Священного Писания и житий святых. Но настоящей его страстью было слушать рассказы странников, оставивших родные дома и с посохом в руках путешествовавших по святым местам, коими столь богата была Русская земля.

Божьи странники

Надо заметить, что в православной Руси эта форма крайней религиозности была распространена во все времена. Испокон веков тысячи богомольцев, имея в котомке за спиной лишь краюху хлеба да сменные лапти, мерили шагами бескрайние российские дороги, направляясь из одной святой обители в другую.

В холод и зной, в дожди и метели гнала их вперёд неуёмная жажда поиска Бога и Его Правды. И не только по святой Руси пролегал их путь – доходили они в своих странствиях до пустынь египетских и стен священного града Иерусалима, где коленопреклоненно замирали перед Гробом Господним. А затем отправлялись назад в родную сторонушку, да не самолётами компании «Эль-Аль», а ноженьками своими, в обход двух морей, кормясь по дороге Христовым именем.

Исполнитель Божьей заповеди

Их-то рассказы и определили дальнейшую жизнь Павла. Когда исполнилось ему двадцать пять лет, что, по законам того времени, считалось совершеннолетием и давало право самостоятельно распоряжаться имуществом, отец выделил ему причитающуюся часть наследства.

Она включала в себя, кроме значительных земельных угодий и ожидающей его на банковском счету денежной суммы, триста крепостных крестьян, или, как тогда было принято говорить, «душ». Столь солидный капитал позволял молодому человеку вести широкую, подобающую его дворянскому происхождению, жизнь не только в России, но и в любой из европейских столиц.

Однако не о земных благах помышлял Павел. Помнил он слова Господа о том, сколь трудно богатому стяжать Царство Небесное, и что лишь продав имение своё и раздав всё нищим, можно войти в Горний мир. Павел Таганрогский не стал искать в тех словах иносказания, а выполнил завет Божий в буквальном смысле – крепостных крестьян отпустил на волю, выручку за проданную землицу и банковские накопления роздал нищим, а сам, благословясь у отца с матерью, отправился в странствия по святым местам.

Десять лет посвятил он странничеству. За давностью времён нет возможности узнать, где именно побывал за эти годы Павел Таганрогский. Житие святого, написанное через много лет после его блаженной кончины, оставляет сей вопрос без ответа. Но известно, что по завершении пути поселился он в приморском городе Таганроге, где, презрев своё дворянское происхождение, повёл простую и богоугодную жизнь, зарабатывая тяжёлым трудом кусок хлеба насущного.

На портовых причалах

В те годы основные средства к существованию жителям этого приморского города давал порт, принимавший множество торговых судов со всех концов мира. Вот на его-то причалах и проводил все дни святой праведник, тяжёлым трудом и непрестанной молитвой очищая душу от всего страстного и греховного. Был он грузчиком, а вполне ли понятно современному человеку, что значило сие в те времена?

Основным товаром, перевозимым через Таганрогский порт, был хлеб. Прежде чем оказаться на столах румяными караваями, зерну предстояло проделать длинный путь в стандартных мешках, вес которых был строго установлен – шесть пудов, то есть девяносто шесть килограммов. Так было принято. Даже при заключении сделок купцы указывали в бумагах не общий вес покупаемого или продаваемого хлеба, а количество мешков.

Так вот, никакой погрузочной техники в те годы не было. Просто взваливал мужик на плечи 96-килограммовый мешок и нёс его по хлипким сходням на берег или с берега в судовой трюм. А потом бегом за следующим, да не мешкая, не то артельщик увидит и взыщет за нерадивость. И так весь день. Ну-ка, нынешние качки-бодибилдеры, призадумайтесь: надолго ль хватило бы ваших мускулов?

Вот так и трудился в течение многих лет будущий святой Павел Таганрогский. Вместе со всеми появлялся он на причалах в ранние часы, когда в утреннем тумане едва угадывались очертания судов, и покидал их уже под покровом ночи. Если становилось совсем невмоготу и темнело в глазах от смертельной усталости, творил мысленно молитву Иисусову, и Господь посылал силы своему смиренному рабу.

Таганрогское житьё раба Божьего Павла

Своего дома у Павла не было, потому снимал он жильё в разных концах Таганрога, но главным образом у добрых и благочестивых людей. Вначале довелось ему поселиться на северо-восточной окраине, в так называемой Касперовке – обширном районе, принадлежавшем некогда коменданту местной крепости генерал-лейтенанту И. П. Касперову. Затем перебрался на житьё в саму крепость, а затем на целых двадцать лет обосновался у многодетной вдовы Е. Н. Баевой, чей дом помещался на Банном спуске.

В 1999 году к лику святых был причислен человек, который усердием, трудом и молитвой очистил свою душу и стал наставником многих православных людей. Павел Таганрогский считается самым почитаемым старцем не только в Ростовской области и городе Таганроге, но и во многих уголках России и Украины.

История жизни святого Павла

В 1792 году в семье дворянина Стожкова родился мальчик, которого окрестили в честь Павла Исповедника. С самого детства маленького Павла приучали к дворянской жизни: ему нанимали самых лучших учителей, учили игре на различных музыкальных инструментах и старались дать ему все самое лучшее, чтобы в обществе молодой человек мог выглядеть достойно.

Но Павлуше не нравилась эта жизнь, он стремился к послушанию и молитве. Когда ему исполнилось 25 лет, он решил, следуя божьей воле, отправиться по святым местам. Чтобы ничто не мешало ему стать божественным человеком, все свое имение, которое досталось ему по наследству, Павел раздал бедным, а крепостным дал вольную. Затем спросив благословение родного отца, отправился странствовать.

После 10 лет странствий, молодой человек нашел пристанище в городе Таганроге. Здесь он вырыл себе землянку и стал в ней жить, при этом при разговоре с ним никто не мог сказать, какого он происхождения, так как речь его была близка и понятна самым простым людям.

Всю оставшуюся жизнь Святой Павел провел в молитвах, трудах и покаянии, за что Бог послал ему особую Благодать.

Дела, за которые Павла прозвали святым:

  • трудился на самых тяжелых работах в порту;
  • беспрестанно молился;
  • стал примером благочестия и смирения для многих простых людей;
  • давал наставления всем посещающим его;
  • держал строгий пост и поддерживал духовную чистоту.

Этот человек спал на обычной деревянной скамейке без подушки и других видов постельного белья. Под голову он клал любую свернутую вещь. Он старался поддерживать душевную чистоту, но мало заботился о чистоте физической. Даже послушницы редко убирали в его келье, а если решали навести в ней порядок, весь мусор сжигали в печи, а не выбрасывали за двор.

Старец все дни и ночи проводил в молитвах. Особенно нравился ему акафист Божьей Матери.

Когда Павел стал слабым и больным стариком, и не мог уже работать в порту, всю свою жизнь он посвятил служению людям. Как только утром раздавался звон колокола, Павел спешил на службу. Там он, как мог, помогал служащим церкви. Поправлял лампадки, ставил свечки и вытирал иконы. Всегда при нем можно было увидеть специальное белое полотенце, которое Павел носил с собой.

После службы старец медленно брел по торговым рядам, выслушивая торговцев и раздавая свои советы. В ответ получал милостыню. Если Павел видел, что милостыню подают не от чистого сердца или людям больно расставаться с деньгами, то старался ничего у них не брать, иногда даже кричал на таких людей и махал клюкой.

Всё остальное время, с вечера до утра, святой вставал на колени и безостановочно молился. Никто не мог зайти к нему без слов молитвы Иисусу Христу, так как Павел считал ее одной из главных молитвенных речей.

За все свои добрые дела Павел был награжден Господом тем, что мог предвидеть будущее и исцелять больных. Например, у всех на слуху такая история. Пришел к старцу торговец и стал жаловаться на то, что воры украли у него товар. Павел спросил, а не ворует ли сам торгаш у других людей. На что получил утвердительный ответ. Тогда Павел дал совет вспомнить своих предков. Просветленный торговец ушел поминать своих родителей и даже не вспомнил о вещах, которые у него пропали.

Другой простолюдин пришел к старцу за советом, так как очень хотел стать послушником монастыря. Павел попросил его пожить с ним на печке. После 12 дней заточения и поста мирянин, выдержав это испытание, стал монахом.

В марте 1879 года святой Павел Таганрогский скончался, но до сих пор память об этом удивительном человеке жива в сердцах православных христиан. И в 1999 году было принято решение канонизировать святого. Одновременно с этим были перенесены мощи Павла из маленькой часовни в большой Свято-Никольский храм. Причем Павел предсказал перенесение своих мощей еще перед смертью.

Когда проходило это мероприятие, стали происходить невероятные чудесные вещи:

  • около яркого Солнца появились разноцветные круги, похожие на большие мыльные пузыри, которые продержались 60 минут;
  • после этого из белых облаков сложился образ креста;
  • вода, которую давали испить при входе в храм, превратилась в сладкую и мягкую.

Все эти чудесные моменты - свидетельства того, что святой Павел Таганрогский -действительно угодник Божий, и его канонизация - благое дело. А Таганрог теперь имеет своего родного святого, которому все об исцелении и наставлении на путь истинный.

Павел Таганрогский

келья Св. Павла Таганрогского на пер. Тургеневском в Таганроге
Имя в миру:

Павел Павлович Стожков

Рождение:
Смерть:
Почитается:

в Русской православной церкви

Канонизирован:

в 1999 году

В лике:

святого блаженного старца

Главная святыня:

мощи в Церкви Николая Чудотворца

День памяти:

Святой Блаженный Павел Таганрогский (Павел Павлович Стожков ; 8 (21) ноября 1792(17921121 ) , Черниговская губерния - 20 марта 1879, Таганрог) - святой Русской Православной церкви.

Биография

При крещении было дано ему имя Павел, в честь святого Павла исповедника. Родители хотели обеспечить своему сыну образование и хорошее общественное положение, юноша же стремился к спасению и богоугодной жизни в молитве и странничестве по святым местам. По достижении возраста двадцати пяти лет он получил от своего отца полагавшуюся ему часть наследства - земельные угодья и порядка трёхсот душ крепостных крестьян. «По тем временам это было достаточно завидное состояние, позволявшее проживать в столице России или даже за рубежом, ведя безбедный образ жизни. Однако то, как поступил Павел Павлович со своим наследством, удивило многих, кто был знаком с семьёй Стожковых. Он взял и отпустил доставшихся ему крепостных крестьян на волю» .

Освободившись от мирской суеты и от опеки отца, Павел отправился по святым обителям. Пространствовав около десяти лет, он поселился в Таганроге. Город в то время нуждался в своем старце, и герой будущего жития не обманул ожиданий.

В Таганроге Павел ведет простой образ жизни и забывает свое дворянское происхождение. Он стал принимать к себе в качестве послушников стариков и юношей, вдов и девиц и держал их очень строго, приучая к посту молитве, ежедневно ходил в церковь и выстаивал там все церковные службы. Павел Павлович любил храмы и часто жертвовал на них иконы, лампады, свечи. Получив от Господа дар исцеления и прозорливости, направил его на вспоможение людям. «Слух о подвижнике Павле прошел далеко за пределы Таганрога, во всех окрестностях верст за 100 150 очень многие знали его, часто посещали и приносили ему пожертвования, ибо все были уверены, что деньги, данные ему, не пропадут даром и что старец распорядится ими с пользою для их душевного спасения» .

В Таганроге Павел жил на разных квартирах. Некоторое время обитал он на Касперовке, потом в крепости, а затем около 20 лет жил на Банном спуске у вдовы Елены Никитичны Баевой. Последний период своей жизни он провел в квартире на Депальдовском переулке у Ефима Смирнова: там жил до самой старости, там и скончался.

В настоящее время это место называется в Таганроге подворьем старца Павла, или, как принято в народе, кельей, хотя келья - это лишь одна комната, находящаяся в доме, в которой старец молился. Вся она была уставлена иконами, на деревянной скамейке стояли кувшины с песком, туда были вставлены большие свечи, горевшие день и ночь, не затухали пред иконами и лампады. Ничем не покрытая скамья служила старцу постелью. Подушкой Павел не пользовался, но подкладывал себе под голову что-нибудь из одежды, которую носил.

Старец Павел больше любил жить жизнью внутреннею, духовною и мало заботился о внешней чистоте: он не велел послушницам часто подметать келью, разрешал это делать только по субботам, причем сор не велел выбрасывать на улицу и во двор, а требовал, чтобы все выметаемое палили в печи. Предпочтя чистоту душевную, старец стремился к ней всеми силами своей души и старался поддерживать её неослабными трудами и молитвенным подвигом. Высшее наслаждение его состояло в молитве: каждый день и каждую ночь в его келье читали акафисты Спасителю и Божией Матери. Особенно любил старец акафист Казанской Божьей Матери.

Выше всех жертв и приношений Богу он считал бескровную жертву за грехи людей Сына Божия, поэтому любил нанимать обедни и людям внушал то же, считая это добродетелью.

Всех приходящих к нему, а посещали его по преимуществу простые сельские люди, благочестивый вел к спасению через свои наставления, учил делать добрые дела, проводить время в труде и почитать праздники и воскресные дни. Сам он был великий постник и требовал, чтобы все живущие у него в доме и посещающие его, тоже несли пост, воздержание и тяготу. Никому не было от старца поблажки.

Чудеса и канонизация

Кончина старца Павла последовала в 1879 году в марте месяце. С этого момента не прекращается народное почитание угодника. 20 июня 1999 года в Таганроге состоялось знаменательное событие: канонизация блаженного Павла Таганрогского и перенесение его чудотворных мощей из небольшой часовни на старом городском кладбище в Свято-Никольский храм. Этим жарким июньским днем свершилось предсмертное предсказание старца о перенесении мощей: «Понесли Павла на могилу, а с могилы да в собор». Торжества сопровождались многочисленными чудесами. Во время чтения жития Павла перед глазами многочисленных паломников предстала необычная картина: вокруг солнца, стоявшего в зените над Свято-Никольским храмом, среди совершенно ясного неба неожиданно появился большой радужный круг. Чудесное явление продолжалось около часа. Позднее в небе над храмом образовался крест из облаков. Обычно жесткая и невкусная таганрогская вода, которую предлагали входящим в храм, сделалась вдруг удивительно сладкой. Православные России расценили эти знамения как благоволение Неба к прославлению святого угодника. Подробные сообщения о чудесах, сопровождающих канонизацию, отразили средства массовой информации: «Таганрогская правда», «Таганрогский курьер», «Грани месяца», «Православный Таганрог», «Ветеран Дона», «Молот» и другие источники.

Избрав целью жизни своей тяжелый христианский подвиг, Павел продемонстрировал истинную глубину мудрости: смысл жизни истинного христианина - это стяжание Божественной благодати в миру. И за это ещё при жизни были уготованы старцу дары прозорливости, исцеления и чудотворения, о которых таганрожцы, его современники, слагали легенды, вошедшие впоследствии в «Житие» Павла, а затем, уже в наше время, в книгу «От земли и до неба. Чудеса и Житие блаженного Павла Таганрогского», первую часть большого издательского проекта «Старцы Кавказа». А Таганрог, маленький южный город, прославившийся известными писателями, актёрами, политиками, теперь обрел и своего святого.

С церковным прославлением блаженного Павла Таганрогского «своего» святого обрел не только Никольский храм, но и весь Таганрог. «Мой куст никогда не будет пуст», — говаривал старец. Его слова сбылись.

Святой Блаженный Павел Таганрогский был обычным мирянином, причем дворянского происхождения. Святые, прославленные в лике блаженных и праведных (такие, например, как или ), часто пользуются особой любовью верующих, потому что кажется, будто их отделяет от нас гораздо меньшее расстояние, чем святых из священнослужителей.

Однако достичь святости, оставаясь мирянином, — великий подвиг, и совершить его способны люди, отличающиеся совершенно особым смирением и непомерной любовью к ближним. Таков и наш герой. Блаженный Павел скромно жил недалеко от и был ее прихожанином, причем в не какие-то незапамятные времена, а всего лишь полтора века назад, но ныне его образ, значение которого с годами явным образом вырастает, приобрел в Таганроге черты почти мифические.

Странник Павел Таганрогский

Полное имя блаженного Павла — Павел Павлович Стожков; родители назвали мальчика при рождении в честь святителя Павла Исповедника. Он появился на свет в 1792 году в городе Кролевце Черниговской губернии (сейчас это Сумская область Украины).

Черниговская земля — одна из колыбелей русской цивилизации; в самом Чернигове до наших дней сохранилось пять домонгольских храмов. Здесь чувствуется особый дух православия, который, как кажется, в этих местах был меньше искажен жестоким XX веком, нежели во многих других уголках бывшей Российской империи.

Павел вырос в глубоко верующей семье. Этот факт — вкупе с местом рождения и возрастания — имел, вероятно, немалое значение в деле его внутреннего самоопределения, хотя, разумеется, всей судьбы святого этим не объяснишь.

Необычен сам жизненный путь, который избрал дворянский сын, — дворяне все-таки, в массе своей, предпочитали более «светские» варианты: как правило, военную или гражданскую службу. Однако для Павла, находившегося в состоянии молитвенного горения, соблазны дворянской жизни не играли никакой роли. Как заключил еще блаженный Августин, сам по себе человек не способен на веру, ее ему дает только Бог, и Павел, возможно, осознав это, всю свою жизнь посвятил служению Богу в благодарность за этот дар.


Уже в 25 лет он с благословения отца раздал доставшуюся ему часть имения, отпустил на волю крестьян, а сам отправился в долгое паломничество по русским монастырям. Странствовал он ни много ни мало десять лет, и за это время вовсе забыл о своем дворянском происхождении, жизнь вел самую простую, а говорить стал на малороссийском наречии, что было не характерно для русскоязычных украинских дворян. Именно таким, по виду — малороссийским крестьянином, пришел он на четвертом десятке своей жизни в приморский Таганрог и остался там навсегда. Десятилетнее странствие Павла, очевидно, дало ему то, что он искал, и Господь привел его в город, который нуждался в своем святом.

Таганрогская община Павла

В Таганроге Павел поселился в землянке, подобно местным отчаянным беднякам, но укрыться от любопытных глаз не сумел, и по городу поползли слухи о духоносном пришельце. К святому стали приходить люди, кто — из любопытства, а кто — из искренней потребности в духовной беседе, и постепенно вокруг него сформировалась община почти монастырского типа, хотя пострига ни сам старец, ни его «послушники» (среди них были и женщины) не принимали.

Павловская община вместе с блаженным несколько раз меняла место своего обитания. Пока Павел был силен и здоров, он много и изнурительно работал в порту и на других тяжелых работах, при этом почти все свободное время посвящая молитве.

К старости подступила слабость, и он оставил физические труды, поселившись в глинобитном домике у домовладельца Ефима Смирнова. Бытовые условия везде, где он жил, оставались неизменно простыми и скромными.

Каждый день рано утром святой отправлялся на литургию, захватив с собой маленькую скамеечку, чтобы поправлять лампады, и белое полотенце, чтобы вытирать иконы. После храма шел на базар, где у него была своего рода «приемная» — там старец общался с таганрогским людом, утешал страждущих и давал наставления. Ночи же проводил в коленопреклоненной молитве в своей келье.

В настоящее время келья старца Павла превращается в музей и духовно-просветительский центр при Никольской церкви; к концу 2015 года в ней собираются окончательно восстановить обстановку, максимально приближенную к той, какой она была при земной жизни блаженного.

Часть дома, или «подворья», как теперь именуют это место, а именно комната, где жил сам старец, и соседняя с ней превращены в часовню, там — множество икон, перед которыми горят свечи в горшках с песком (так было и при старце), на аналое лежит раскрытый старинный молитвенник. В келье сохранилась узкая деревянная скамья, служившая старцу ложем.

В других комнатах жили члены сформировавшейся вокруг Павла общины во главе с послушницей Марией, деревенской девушкой, которая однажды пришла к святому с вопросом, идти ли ей замуж или в монастырь, да так и осталась при нем навсегда.

Жизнь общины отличалась крайним аскетизмом. Старец, ведший строгую жизнь молитвенника и постника, не давал поблажек тем, кто окружал его. Общинники питались простой постной пищей и посвящали многие часы молитве. Однако это не было абсолютно герметичное образование, никак не сообщавшееся с «внешним» миром; напротив, последователи старца старались быть «социально»-активными — как могли помогали нуждающимся, утешали попавших беду, выхаживали больных. Много они делали и для благоустроения таганрогских храмов.


В этом же домике святой мирно отошел ко Господу в 1879 году, причастившись перед этим у своего духовника отца Дамиана. Таганрогский священник Василий Бандаков на следующий день засвидетельствовал, что видел в ту ночь ангелов, несших на небо с радостным пением святую душу. На вопрос батюшки, чья это душа, с небес раздался голос: «Эта блаженная душа есть душа Павла Павловича». До прославления Павла Стожкова в лике блаженных оставалось еще 120 лет.

После кончины старца Павла община продолжала существовать и благодаря помощи состоятельных покровителей смогла сохранить практически неизменной обстановку жилища святого. Советская власть не обращала большого внимания на неприметную келью, и после десятилетий забвения она снова приобретает первозданный вид.


Саша Митрахович 30.01.2018 10:10


На фото: Икона святого блаженного Павла Таганрогского в Никольском храме.

Живший неподалеку от Никольского храма в небольшой келье, скончался в 1879 году. Его похоронили на старом городском кладбище, где вскоре над могилой святого возвели небольшую часовню. К тому времени старец был известен не только в Таганроге, но и в окрестных губерниях, откуда — еще при его жизни — многие приезжали к нему за советом и утешением.

Знавшие старца Павла не сомневались, что рано или поздно он будет канонизирован, однако за остававшиеся до революции четыре десятилетия этого не произошло, хотя вопрос обсуждался, но дальше обсуждения дело не продвинулось.

Дары прозорливости и исцеления святой обрел при жизни, поэтому недостатка в формальных поводах для прославления не было. В Таганроге зародилось местное «неофициальное» почитание старца, еще не причисленного к лику святых, которое продолжалось, по большей части тайно, и в советские годы. Возможно, такая «задержка» уберегла мощи блаженного от поругания и уничтожения — всю советскую эпоху они мирно покоились на кладбище, и властям не к чему было придраться — святой Павел не являлся даже священнослужителем, поэтому формально его могила оставалась простым захоронением таганрогского горожанина.


Святые останки пережили богоборческие годы; торжественно обрели их и перенесли в уже в новейшее время. Случилось это жарким летним днем 20 июня 1999 года, после того как состоялась долгожданная канонизация таганрогского праведника. Так исполнилось предсмертное пророчество святого, который говорил:

«Понесли Павла на могилу, а с могилы да в собор».

Стоял ясный и солнечный день, однако при перенесении мощей вокруг стоявшего в зените солнца образовался радужный круг — его могли видеть все в течение примерно часа. А потом набежали небольшие облака, принявшие над храмом форму креста. Свидетели также отмечали удивительно сладкий вкус воды, которую раздавали присутствующим, дабы уберечь их в знойный день от обезвоживания организма, — обычно вода в приморском Таганроге, где нет большой реки, жесткая и невкусная.

С тех пор мощи блаженного пребывают в Никольском храме и доступны для поклонения всем прихожанам, паломникам и просто путешествующим. Рядом с ними — большая икона старца Павла, перед которой никогда не гаснут свечи. В настоящее время готовится общецерковное прославление блаженного Павла Таганрогского.


Саша Митрахович 30.01.2018 12:11