Строительство и ремонт

Личная жизнь федора алексеевича. Царь Федор Алексеевич: неизвестный русский царь

Федор Алексеевич (1661-1682), русский царь (с 1676 г.) из династии Романовых.

Родился 9 июня 1661 г. в Москве. Сын царя Алексея Михайловича и его первой супруги Марии Ильиничны Милославской. Просвещённый реформатор, ученик Симеона Полоцкого, увлекался науками, искусствами, разведением лошадей и стрельбой из лука. Страдал наследственным авитаминозом, на пару месяцев в году приковывавшим его к дворцовым покоям.

Фёдор Алексеевич женился по собственному выбору на Агафье Симеоновне Гружевской - дочери смоленского шляхтича (1680 г.), а после её смерти от родов - на столь же незнатной красавице Марфе Матвеевне Апраксиной (1682 г.).

На основе общей переписи населения (1678 г.) царь провёл налоговую реформу, заменив множество податей единым подворным обложением (1679 г.). Утвердил единую систему мер и единое расписание работы всех государственных учреждений. Вдвое расширил центральный государственный аппарат, унифицировал функции ведомств-приказов и создал постоянное правительство - Расправную палату (1680 г.). На местах установил единовластие воевод, отняв у них финансовые функции. Ликвидировал «кормления» - систему, по которой воевода получал жалованье («кормился») за счёт местных жителей.

В 1679 г. приступил к созданию регулярной армии, оставив за её пределами только казаков, и обязал всех дворян нести службу в полках.

Осенью 1681 - зимой 1682 г. отменил местничество - обычай, согласно которому чины в государстве давались в соответствии со степенью знатности.

Открыл в Москве светскую Верхнюю типографию, дома призрения для инвалидов, приют для сирот с обучением грамоте и ремёслам. Подписал «Привилей Московской академии» - принципы устройства всесословного учебного заведения для формирования кадров просвещённых государственных чиновников.

Пытался ввести при дворе европейскую одежду, поощрял новые направления в литературе и живописи.

Заключил после войны 1673-1681 гг. мир с Турцией, по которому последняя признавала Левобережную Украину владением России. Скончался 7 мая 1682 г. в Москве.

Его смерть вызвала народные волнения в столице - восставшие обвиняли придворных в убийстве царя.

Мать Мария Ильинична Милославская. Фёдор был третьим сыном «тишайшего» царя и не претендовал на трон, но смерть старшего брата Алексея сделала его наследником престола

«Слабый и больной Федор Алексеевич… Еще мальчиком был он чрезвычайно хилым и болезненным» — сообщал о Фёдоре С. Ф. Платонов в своих лекциях о русской истории. Это не совсем точно. Болезненным царя сделал несчастный случай: (во время прогулки) «…с своими тетками и сестрами в санях. Им подведена была ретивая лошадь: Феодор сел на нее, хотя быть возницею у своих теток и сестер. На сани насело их так много, что лошадь не могла тронуться с места, но скакала в дыбы, сшибла с себя седока, и сбила его под сани. Тут сани всею своею тяжестью проехали по спине лежавшего на земли Феодора и измяли у него грудь, от чего он и теперь чувствует беспрерывную боль в груди и спине».
При этом Фёдор Алексеевич, пребываю у власти, болел не постоянно: «Расхворался он в первые месяцы правления, болел с декабря 1677 года по февраль 1678-го, страдал от тяжелого заболевания в начале 1678 года, мучился зимой 1678/79-го, и новый приступ нездоровья унес его в могилу на рассвете 1682 года. Но в промежутках между ухудшениями здоровья царь, видимо, чувствовал себя нормально. Любил музыку, поэзию, верховую езду и высоко ценил хороших лошадей. Ездил на длительные богомолья. Наконец, принимал иноземных послов, и когда читаешь их отзывы, то вовсе не возникает впечатления, что они общались с какой-то бледной немочью» (Д. Володихин «Царь Федор Алексеевич, или Бедный отрок»)

Краткая биография Фёдора Алексеевича

  • 1661, 30 мая - рождение
  • 1661, 30 июня - крещение царевича во имя святого Феодора Стратилата
  • 1669, 3 марта - смерть матери Федора Алексеевича, царицы Марии
  • 1670 - прикрепление к царевичу Федору Алексеевичу посольского подьячего П.Т. Белянинова «во учители»

«От Белянинова царевич обучился славянской грамоте, …приобрел первичные знания по географии, истории, а также внешней политике России. Специально для занятий Белянинова с Федором Алексеевичем другие служащие Посольского приказа создали в 1672 году роскошное учебное пособие гораздо более серьезного содержания. Оно дошло до наших дней и ныне хорошо известно под названием «Титулярник». Настоящее название учебника - «Большая государева книга, или Корень российских государей»

  • 1670, 17 января - смерть старшего брата Федора Алексеевича - царевича Алексея
  • 1672 - начало учебных занятий царевича Федора Алексеевича у Симеона Полоцкого

«Симеон Полоцкий обучил Федора Алексеевича латыни и польскому языку, навыкам риторики и «пиитики», возможно, прикоснулся к философии. Фёдор прочел под его руководством классических античных авторов»

  • 1673 (приблизительно) - тяжелая травма царевича Федора Алексеевича: его переехало санями, в результате чего, видимо, был поврежден позвоночник
  • 1675, сентябрь - официальное объявление царевича Федора Алексеевича наследником русского престола
  • 1676, 29 января - смерть отца, государя Алексея Михайловича

«…как старший сын его… Феодор Алексеевич… боярами, находившимися при царе, был препровожден в большой зал и здесь в царских регалиях посажен на царский трон. Он поцеловал крест и, вслед за тем, вельможи и бояре принесли новому государю и царю присягу в верности, целуя крест, который держал в руках патриарх или праотец. Целую ночь продолжалось присягание всех дворян, стольников и разных дворцовых служителей. Посланы были гонцы во все концы государства; все иностранные офицеры и чиновники, обязанные присягать, призваны были во дворец, где они принесли присягу перед двумя Московскими проповедниками, одним реформатским и другим лютеранским. Это произошло часов в 11 ночи»

  • 1676, 18 июня - венчание Федора Алексеевича на царство
  • 1676, ноябрь-декабрь - большой богомольный поход Федора Алексеевича: Троице-Сергиева обитель, монастыри Переяславля-Залесского, Александровской слободы, а затем особое недельное богомолье в Саввино-Сторожевской обители. С этого момента царь ежегодно, вплоть до 1681 года, отправлялся осенью на большое богомолье в те же места
  • 1678, 5 сентября - пребывание государя Федора Алексеевича с членами семьи в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре
  • 1678, 5 декабря - новое посещение Федором Алексеевичем Воскресенского Новоиерусалимского монастыря
  • 1679, 29 ноября - третья поездка государя Федора Алексеевича в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь
  • 1680, 18 июля - женитьба Федора Алексеевича на Агафье Семеновне Грушецкой
  • 1680, конец года - ослабление позиций придворной аристократической партии Милославских, родни Федора Алексеевича по матери. Причины: конфликт с царем из-за его женитьбы на Грушецкой, а также давление со стороны придворных аристократических «партий» Хитрово и князей Долгоруких.
  • 1681, 11 июля - рождение единственного сына Федора Алексеевича - царевича Ильи Федоровича.
  • 1681, 14 июля - смерть жены Федора Алексеевича, царицы Агафьи Семеновны, от родовой горячки
  • 1681, 21 июля - смерть царевича Ильи Федоровича
  • 1681, сентябрь - поездка Федора Алексеевича в Ростов, Ярославль, Суздаль и «иные города», очевидно, с богомольными целями.
  • 1682, 15 февраля - женитьба Федора Алексеевича на Марфе Матвеевне Апраксиной.
  • 1682, 27 апреля - кончина великого государя, царя и великого князя Московского и всея Руси Федора Алексеевича

Правление царя Фёдора Алексеевича

«…правление Федора распадалось на две примерно равные половины, различные по своей направленности (с 1676 года по середину 1679 года и с середины 1679 года по начало 1682 года)… В первые годы фактически к власти пришла партия Милославских (родственники первой жены царя Алексея Михайловича), которую возглавлял двоюродный дядя Фёдора Алексеевича И. М. Милославский… Второй силой в правлении страной были примкнувшие к Милославскому деятели предыдущего периода - Ю. А. Долгорукий, Б. И. Хитрово и Я. Н. Одоевский… Деятели обеих групп захватили в свои руки управление большей частью центральных учреждений (приказов), в том числе наиболее доходных, то есть связанных с денежными сборами. Милославский, Хитрово и Одоевский возглавляли одновременно по 6-7 приказов каждый. Под управлением Долгорукова находилось несколько меньшее количество учреждений… Наблюдалась тенденция к «оттиранию» Милославским остальных своих соправителей от решения государственных вопросов, к единоличному управлению болезненным и слабым племянником» (Демидова, Морозова, Преображенский «Первые Романовы на российском престоле»)
«(Однако постепенно) Милославских заменили любимцы царя Федора, постельничий Языков и стольник Лихачев, люди образованные, способные и добросовестные. Близость их к царю и влияние на дела были очень велики. Немногим меньше было значение князя В. В. Голицына. В наиболее важных внутренних делах времени Федора Алексеевича непременно нужно искать почина этих именно лиц, как руководивших тогда всем в Москве» (С. Ф. Платонов)

    Внутренняя политика правительства при царе Фёдоре Алексеевиче

  • 1676, февраль-март - ликвидация приказа Тайных дел. Был личной канцелярией царя… Подьячие приказа посылались с послами в разные государства, вместе с воеводами ходили в военные походы, должны были следить за действиями послов и воевод и обо всем доносить государю. В Приказе тайных дел производились следствия по важнейшим государственным делам, например по выпуску фальшивой монеты, делу патриарха Никона т. п.
  • 1676-1680 - строительство Инсарско-Пензенской засечной черты

Пензенская Засечная черта служила для защиты от набегов татар и шла по следующей линии: оз. Долгое у реки Суры – крепость Пенза – Рамзаевский острог (ныне Рамзай) – крепость Мокшанск (Мокшан) – Мокшанский лес. Состояла из лесных и полевых укреплений. В лесах сооружались завалы из подрубленных и срубленных деревьев. Межлесные участки укреплялись рвами и земляными валами, по верху которых возводилась деревянная стена, низменные и болотные места - частоколами и надолбами. По засечным чертам ставились башни (глухие и проезжие), остроги, города-крепости. Засечные леса считались заповедными. В них запрещалось рубить деревья и прокладывать дороги

  • 1677 - ликвидация Монастырского приказа. Исполнял функции финансовые, административные и полицейские по церковным делам; осуществлял сбор денежных средств с церковных имений, Фёдор Алексеевич передал его дела Приказу Большого Дворца (закупал товары, продовольствие, ведал доходами и расходами царского двора), а финансовые дела Приказу Новой чети (заведовал доходами с кружечных дворов, судебными делами по тайной продаже вина и табака. В 1678 году к этому было прибавлено заведование калмыцкими делами)
  • 1678 — общая перепись населения (подворная перепись). Переписчики, приехав в станы и волости, в монастырские вотчины и поместья, должны были «в тех вотчинах и поместьях… государев указ (о переписи) вычитать… чтоб дворяне и дети боярские и их приказчики и старосты и целовальники приносили к ним сказки…». «Сказками» называли отчёты о численности крестьян в крепостнической вотчине или посадских людей на тяглом дворе
  • 1679 — Введение подворного налогообложения повсеместно

Основанием подворного податного обложения служили переписные книги, составленные в ходе проведения подворной переписи 1678-1679 годов. Они описывали рабочие силы, которые платили подать: налогом облагалась не земля, а рабочие руки с их инвентарем. Для каждого податного округа назначался средний подворный оклад подати и высчитывалась общая сумма податных платежей по числу тяглых дворов, а сумму плательщики сами распределяли между отдельными дворами в зависимости от уровня достатка. Подворное обложение избавило казну от потерь, какие она терпела от перехода крестьян с больших участков на меньшие, с пахотных участков на пустошные

  • 1679-1680 - оценка численности, вооружения и боеспособности всех воинских сил Московии
  • 1679-1681 - строительство Изюмской засечной черты против Крымского ханства и турок. Проходила по территории современной Белгородской и Харьковской областей. В качестве естественной преграды были выбраны реки Коломак, Мжа, Северский Донец и Оскол, на берегах которых существовали старые городища
  • 1680, 18 октября - указ Федора Алексеевича об учреждении думной комиссии, именуемой также Расправной палатой — особого отделения для ведания расправных (т.е. судебных) дел. Во второй половине XVII века обыкновенны длительные выезды царей из Москвы «в походы»; по обычаям того времени царей сопровождали все бояре и думные люди, что не могло не отзываться вредным образом на судебной деятельности Думы Боярской и на самом порядке суда, правильное течение которого должно было требовать известной постоянной организации. Эту цель и преследовало учреждение Расправной палаты
  • 1680, 22 октября - указ Федора Алексеевича о запрете на ношение охабней, чекменей и короткополых кафтанов, а также о введении вместо них для московских служилых людей длиннополых кафтанов и ферязей
  • 1680, 19 декабря - указ Федора Алексеевича о том, в каких ферязях по праздничным и торжественным дням являться ко двору при государевых выходах

Охабень — неширокая распашная длинная одежда (до щиколотки), чекмень — верхняя мужская одежда в переходной форме между халатом и кафтаном, ферязь — одежда (мужская и женская) с длинными рукавами, без воротника и перехвата

  • 1681, апрель-май - открытие на Печатном дворе по Федора Алексеевича и патриарха Иоакима греко-славянского Типографского училища. Возглавил училище иеромонах Тимофей. Учащиеся этой школы станут ядром Академии, открытой впоследствии братьями Иоанникием и Софронием Лихудами в Заиконоспасском монастыре (1687)

«…с Востока в Москву приехал монах Тимофей, сильно тронувший царя рассказом о бедствиях Греческой церкви и о печальном состоянии в ней науки, так необходимой для поддержания на Востоке православия. Это подало повод учредить в Москве духовное училище на 30 человек, начальником которого был сделан сам Тимофей, а учителями – два грека. Целью этого предприятия, было, таким образом, поддержание православия. Но этим небольшим училищем не довольствуются, – и вот появляется проект академии, характер которой выходит далеко за пределы простой школы. В ней должны были преподаваться грамматика, пиитика, риторика, диалектика и философия «разумительная», «естественная» и «правая». Учителя академии должны были все быть с Востока и, кроме того, с ручательством патриархов. Но этим еще не исчерпывалась задача академии, – академия должна была следить за чистотой веры, быть орудием борьбы против иноверцев, из нее должны были выходить апологеты православия, ей присваивалось право суждения о православии всякого, и иноземца, и русского…. Академия была учреждена после смерти Федора, и первыми ее учителями были вызванные с Востока ученые братья Лихуды (Иоаникий и Сафроний)»

  • 1681, лето — позволение патриарху Никону перейти на жительство из дальнего Кирилло-Белозерского монастыря в подмосковную Воскресенскую Новоиерусалимскую обитель. Никон скончался во время переезда, 17 августа 1681 года. Погребли его в Новом Иерусалиме с большой пышностью. На похоронах присутствовала царская семья, а в церковном хоре пел сам Федор Алексеевич
  • 1681, 23 октября - указ Федора Алексеевича о поощрении каменного строительства в Москве.
  • 1681, 24 ноября - указ Федора Алексеевича о создании «приказ Ратных дел» под управлением князя В. В. Голицына для подготовки реформы русской армии и ликвидации местничества
  • 1681, 28 декабря - указ Федора Алексеевича, регламентирующий езду в каретах и санях по Москве.
  • 1682, зима — Начало строительства Пензенско-Сызранской засечной черты. Она захватила северные части Кузнецкого и Хвалынского уездов. Уменьшение веса московской серебряной копейки с 0,45 до 0,4 грамма. Серебряные копейки постоянно уменьшались в размере, чтобы покрыть государственные расходы
  • 1681, ноябрь-1682, апрель — церковный собор, на котором было принято решение ужесточить борьбу со староверами: наиболее упорных из них передавать из церковной юрисдикции в светскую
  • 1682, 12 января — речь Федора Алексеевича перед патриархом Иоакимом, собранием высшего духовенства и Боярской думой о необходимости отменить местничество — систему распределения должностей в зависимости от знатности рода… Собрание единодушно утвердило: «Да погибнет в огне оное богоненавистное, враждотворное, братоненавистное и любовь отгоняющее местничество и впредь – во веки»
  • 1682, 15 января - указ Федора Алексеевича о строительстве в московском Заиконоспасском монастыре двух келий для размещения славяно-латинского училища, вполседствии Славяно-Греко-Латинской Академии, первого в России высшего учебного заведения
  • 1682, 19 января - подписание Федором Алексеевичем «соборного деяния» об отмене местничества
  • 1682, 14 апреля - сожжение в Пустозерске по указу Федора Алексеевича духовных вождей церковного раскола, в том числе протопопа Аввакума.
  • 1682, 23 апреля - начало стрелецкого восстания в Москве.
  • 1682, 24 апреля - приказ царя Федора Алексеевича о суровом наказании стрелецкого полковника Семена Грибоедова, чья преступная деятельность вызвала вспышку мятежных настроений в стрелецкой среде. Этот приказ мог бы остановить

Имя царя Федора Алексеевича Романова не так широко известно сегодня, как имена его отца Алексея Михайловича и младшего брата Петра Алексеевича. И напрасно.

Получив от отца укрепленную, воспрявшую духом после смут и гражданских войн страну, Федор Алексеевич стал предтечей многих реформ и преобразований, которые мы сегодня связываем с именем Петра. Все знают, что история не терпит сослагательного наклонения. И, тем не менее, можно предположить, что если бы Федор Алексеевич не умер так рано, сегодня мы говорили бы о великом преобразователе и реформаторе России царе Федоре III.

Короткая жизнь и короткое царствование

Федор был вторым сыном Алексея Михайловича и его первой жены Марии Ильиничны Милославской. В браке с Милославской у Алексея Михайловича родилось 13 детей, четверо из них - сыновья. Почти все дочки Марии Ильиничны были крепкими и здоровыми, а вот сыновья рождались слабенькими. Старший сын Алексей умер в 15 лет, Симеон дожил лишь до трех лет. Царствовали два сына Марии: Иван Алексеевич, который был соправителем Петра I, и не отличался ни здоровьем, ни умом, и Федор, который хоть и был так же слаб здоровьем, как братья, но зато имел все задатки государственного деятеля.

Он родился 30 мая 1661 года. Его воспитателем был монах Симеон Полоцкий - один из самых образованных людей своего времени, духовный писатель, богослов, поэт и переводчик. Он привил Федору интерес к западной культуре в польском ее варианте. Под руководством Симеона Полоцкого царевич выучил польский, латинский языки, смог познакомиться с трудами европейских ученых и философов.

Царствование Федора началось в 1676 году, после того, как умер Алексей Михайлович. Первые месяцы царствования Федор тяжело болел, он страдал «скробутом» - цингой. Государством фактически управляли друг покойного Алексея Михайловича Артамон Матвеев - крестный отец второй жены покойного государя Натальи Нарышкиной, родственник первой жены Иван Милославский и патриарх Иоаким. Однако, встав на ноги, Федор жестко взял власть в свои руки и начал с того, что отправил в ссылку Матвеева, слишком уж симпатизировавшего маленькому Петру Алексеевичу.

Короткое царствование Федора продлилось всего 6 лет, в 1682 году он умер. Но сделать за это время молодой государь успел довольно много.

Основные преобразования Федора Алексеевича

К числу главных заслуг молодого царя следует отнести отмену местничества - порядка занятия должностей, основанного не на личных качествах претендента, а на том, какой пост занимали его предки. Местничество было настоящей обузой для русского государства, мешавшей назначению действительно способных людей, и топившей любое начинание в спорах на тему: кто кому должен подчиняться. Федор приказал сжечь все разрядные книги, в которых указывались должности, занимаемые представителями знатных фамилий. Вместо этого он ввел родословные книги, где фиксировалась лишь генеалогия.

Следующим важным шагом была забота о просвещении России. На Печатном дворе была открыта типография, где начали издавать книги: богослужебную литературу, научные труды, произведения светского содержания, переводы с латинского. Федор Алексеевич разработал проект учебного заведения, которое было открыто уже после его смерти, и получило название Славяно-греко-латинской академии.

При Федоре Алексеевиче получили новое развитие части армии, которые были укомплектованы и вооружены по европейскому образцу и назывались «полками иноземного строя».

Занимался молодой царь и реформированием государственного аппарата: упразднил ряд приказов, объединив приказы, сходные между собой по функциям.

В 1678 году была проведена общая перепись населения, через год были введены подворные налоги. Это усилило налоговый гнет, но зато вызвало приток средств в государственную казну.

Немалых успехов Федор добился во внешней политике: победой завершилась очередная война против Османской порты и Крымского ханства. Турция и Польша были вынуждены признать за Россией Левобережную Украину и Киев. Пытался Федор Алексеевич возвратить и выход к Балтийскому морю, но безуспешно. Эту задачу смог реализовать его младший брат Петр.

Многое сделал Федор для благоустройства Москвы. Здесь начали мостить улицы, провели первую канализацию, с Красной площади были убраны торговые ряды. Кроме того, государь создал систему кредитов для москвичей, лишившихся крова в результате пожаров, которые в деревянной столице были очень частыми.

Наконец, именно при Федоре Алексеевиче русские аристократы стали носить европейскую одежду. Молодые бояре начали брить бороды, стричь волосы на польский манер, одеваться по польской моде. В однорядках и охабнях появляться при дворе было запрещено. При Федоре Алексеевиче в России появилось первое периодическое издание - «Куранты». Это был рукописный «дайджест» новостей из европейских газет, который зачитывали царю и боярской думе дьяки Посольского приказа. В это время иноземные моды проникли и в живопись, художники стали писать портреты в европейском стиле, они получили название «парсуны».

Федор Алексеевич отменил калечащие казни, такие, как отсечение рук, ушей, отрезание языка, и вообще, подумывал о гуманизации наказаний. Это, впрочем, не помешало ему отдать приказ о сожжении главного идеолога старообрядчества протопопа Аввакума Петрова. Говорят, что причиной такого решения стал тот факт, что Аввакум оскорбительно отзывался об его отце в письмах к своим сторонникам.

Федор заботился о воспитании своих младших братьев - Ивана и Петра, выписывал для них книги, глобусы, модели кораблей и другие пособия.

Сделано было немало, но еще больше проектов так и остались проектами, поскольку в 1682 году Федор Алексеевич умер.

Вопрос о престолонаследии

Федор Алексеевич был дважды женат. Первая его супруга - полька из смоленских дворян Агафья Грушецкая родила ему в 1681 году сына, которого нарекли Ильей. Мальчик умер на 10-й день своей жизни, вскоре скончалась и царица Агафья. Второй брак с Марфой Апраксиной длился чуть больше двух месяцев. Государь скончался 20-ти лет отроду.

Никаких распоряжений относительно наследника он дать не успел, поэтому возник династический кризис, вызвавший обострение борьбы между сторонниками царевича Ивана и царевича Петра. Волнения завершились компромиссным решением: сделать братьев соправителями, назначив регентшей при них царевну Софью.

Отец - Алексей Михайлович Романов, Царь и Великий государь Всея Руси. Мать - царица Мария Ильинична Милославская, первая жена Алексея Михайловича. Федор Алексеевич Романов родился в Москве 30 мая 1661 года. За время царствования Алексея Михайловича не раз возникал вопрос о наследовании престола. В шестнадцать лет умер царевич Алексей Алексеевич. Второму царскому сыну Федору было тогда девять лет, и он не отличался крепким здоровьем.

Федор наследовал престол в четырнадцать лет, венчали на царство в Успенском соборе Московского Кремля 18 июня 1676 года. Его представления о царской власти во многом были сформированы под влиянием одного из талантливых философов того времени Симеона Полоцкого, бывшего воспитателем и духовным наставником царевича. Было бы неправомерно полагать, что реформы Петра I явились чем-то совершенно для русского общества. Многое из того, что сделал Петр, было подготовлено или начато в краткий период правления его старшего брата царя Федора Алексеевича (1676 - 1682 гг.).

Федор Алексеевич Романов был прекрасно образован. Он хорошо знал латынь и свободно говорил по-польски. Его учителем был знаменитый богослов, ученый, писатель и поэт Симеон Полоцкий. К сожалению, Федор Алексеевич не отличался хорошим здоровьем, с детства был слабым и болезненным. Он правил страной всего шесть лет. Часть этого времени заняла война с Турцией и Крымским ханством из-за Украины. Только в 1681 году в Бахчисарае стороны официально признали воссоединение с Россией, Левобережной Украины и Киева. (Киев Россия получила по договору с Польшей 1678 года в обмен на Невель, Себеж и Велиж.

В делах внутреннего управления страной Федор Алексеевич больше всего известен двумя нововведениями. В 1681 году был разработан проект создания впоследствии знаменитой, а тогда первой в Москве, Славяно-греко-латинской академии. Многие деятели науки, культуры и политики вышли из ее стен. Именно в ней в XVIII в. учился великий русский ученый М.В. Ломоносов.

А в 1682 году Боярская Дума раз и навсегда отменила так называемое местничество. Дело в том, что по существовавшей в России традиции на различные должности государственные и военные люди назначались не в соответствии с их заслугами, опытом или способностями, а в соответствии с местничеством, то есть с тем местом, которое занимали в государственном аппарате предки назначаемого. Сын человека, занимавшего когда-то более низкую должность, никогда не мог стать выше сына чиновника, занимавшего в свое время более высокое положение, несмотря ни на какие заслуги. Такое положение вещей многих раздражало и, кроме того, мешало эффективному управлению государством. По желанию Федора Алексеевича 12 января 1682 года Боярская Дума отменила местничество, а разрядные книги, в которых были записаны «разряды», то есть должности, были сожжены. Вместо них все старые боярские роды были переписаны в специальные родословцы, чтобы их заслуги не были забыты потомками.

Последние месяцы жизни царя были омрачены большим горем: от родов умерла его жена, на которой он женился по любви вопреки советам бояр. Вместе с матерью умер и новорожденный наследник. Когда стало очевидно, что Федор Алексеевич долго не проживет, вчерашние фавориты стали искать дружбы у младших братьев царя и их родни.

Федор Алексеевич Романов умер 27 апреля 1682 года в возрасте 22 лет, не только не оставив прямого наследника престола, но и не назвав своего преемника. Он похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Жены: 1) Агафья Семеновна Грушецкая, 2) Марфа Матвеевна Апраксина. Дети: сын Илья от первого брака, проживший всего десять дней. После смерти Федора Алексеевича на престол вступили оба брата - Иван и Петр. Иван Алексеевич был болезненным человеком и не мог активно помогать младшему брату, но всегда поддерживал его. А Петр I смог создать из Московского государства Российскую империю.

___________________________________________________________________________

Иловайский Д. «Новая Династия» - М. 2003.

Федор III Алексеевич Романов (1661–1682) – русский царь (с 1676), старший сын царя Алексея Михайловича «Тишайшего» и Марии Ильиничны, дочери боярина И.Д.Милославского, один из наиболее образованных правителей России. Родился 30 мая 1661 в Москве. С детства был слабым и болезненным, но уже в 12 лет был официально объявлен наследником престола. Первым учителем его был подъячий Посольского приказа Памфил Белянинов, затем его сменил Симеон Полоцкий, ставший его духовным наставнико. Обучил его польскому, древнегреческому языкам и латыни, привил уважение и интерес к западному быту. Царь разбирался в живописи и церковной музыке, имел «великое искусство в поезии и изрядные вирши складывал», обученный основам стихосложения, сделал стихотворный перевод псалмов для «Псалтири» Полоцкого. Внешний облик царя позволяет представить парсуна (портрет), сделанная Богданом Салтановым в 1685.

После смерти отца, 15-летним, был венчан на царство в Успенском соборе Кремля 18 июня 1676 года. Поначалу страной пыталась руководить мачеха, Н.К.Нарышкина, которую удалось устранить от дел родственникам Федора, направив ее вместе с сыном Петром (будущим Петром I) в «добровольную ссылку» в подмосковное село Преображенское. Друзья и родственники молодого царя, боярин И.Ф.Милославский, кн. Ю.А.Долгоруков и Я.Н.Одоевской, которых в 1679 сменили постельничий И.М.Языков, стольничий М.Т.Лихачев и кн. В.В.Голицын, «люди образованные, способные и добросовестные», близкие царю и имевшие на него влияние, энергично принялись создавать дееспособное правительство. Их влиянием можно объяснить перенесение при Федоре центра тяжести в принятии государственных решений в Боярскую Думу, число членов которой при нем возросло с 66 до 99. Царь был также склонен лично принимать участие в управлении, но без деспотизма и жестокости, какие были свойственны его преемнику и брату Петру I.

Частная жизнь царя была несчастливой. Первый брак с Агафьей Грушецкой (1680) закончился через год, царица умерла в родах вместе с новорожденным сыном Федора. По слухам, царица оказывала сильное влияние на мужа, по ее «внушению» в Москве мужчины начали стричь волосы, брить бороды, носить польские сабли и кунтуши. Новый брак царя устроил его дружка И.М.Языков. 14 февраля 1682 Федора женили на Марфе Апраксиной, но через два месяца после свадьбы, 27 апреля царь скоропостижно скончался в Москве на 21-м году жизни, не оставив наследника. Царями были провозглашены два его брата – Иван и Петр Алексеевичи. Федора похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.

Царствование Фёдора III Романова

Два царствования первых государей Романова дома были периодом господства приказного люда, расширения письмоводства, бессилия закона, пустосвятства, повсеместного обдирательства работящего народа, всеобщего обмана, побегов, разбоев и бунтов. Самодержавная власть была на самом деле малосамодержавная: все исходило от бояр и дьяков, ставших во главе управления и в приближении к царю; царь часто делал в угоду другим то, чего не хотел, чем объясняется то явление, что при государях, несомненно честных и добродушных, народ вовсе не благоденствовал.

Еще менее можно было ожидать действительной силы от особы, носившей титул самодержавного государя по смерти Алексея Михайловича. Старший сын его Федор, мальчик четырнадцати лет, был уже поражен неизлечимою болезнью и едва мог ходить. Само собою разумеется, что власть была у него в руках только по имени. В царской семье господствовал раздор. Шестеро сестер нового государя ненавидели мачеху Наталью Кирилловну; с ними заодно были и тетки, старые девы, дочери царя Михаила; около них естественно собрался кружок бояр; ненависть к Наталье Кирилловне распространялась на родственников и на сторонников последней. Прежде всех и более всех должен был потерпеть Артамон Сергеевич Матвеев, как воспитатель царицы Натальи и самый сильный человек в последние годы прошлого царствования. Его главными врагами, - кроме царевен, в особенности Софьи, самой видной по уму и силе характера, и женщин, окружавших царевен, - были Милославские, родственники царя с материнской стороны, из которых главный был боярин Иван Михайлович Милославский, злобившийся на Матвеева за то, что Артамон Сергеевич обличал перед царем его злоупотребления и довел до того, что царь удалил его в Астрахань на воеводство. С Милославскими заодно был сильный боярин оружничий Богдан Матвеевич Хитрово; и у этого человека ненависть к Матвееву возникла оттого, что последний указывал, как Хитрово, начальствуя Приказом Большого Дворца, вместе со своим племянником Александром обогащался незаконным образом за счет дворцовых имений, похищал в свою пользу находившиеся у него в заведывании дворцовые запасы и брал взятки с дворцовых подрядчиков. Царь Алексей Михайлович был такой человек, что, открывая ему правду насчет бояр, Матвеев не мог подвергнуть виновных достойному наказанию, а только подготовил себе непримиримых врагов на будущее время. У Хитрово была родственница, боярыня Анна Петровна; она славилась своим постничеством, но была женщина злая и хитрая: она действовала на слабого и больного царя вместе с царевнами и вооружала его против Матвеева, сверх того врагом Матвеева был окольничий Василий Волынский, поставленный в Посольский приказ, человек малограмотный, но богатый, щеголявший хлебосольством и роскошью. Созывая к себе на пиры вельмож, он всеми силами старался восстановить их против Матвеева. Наконец, могущественные бояре: князь Юрий Долгорукий, государев дядька Федор Федорович Куракин, Родион Стрешнев также были нерасположены к Матвееву.

Гонение на Матвеева началось с того, что по жалобе датского резидента Монса Гея, будто Матвеев не заплатил ему 500 рублей за вино, Матвеева 4 июля 1676 года удалили от Посольского приказа и объявили ему, что он должен ехать в Верхотурье воеводою. Но это был только один предлог. Матвеев, доехавши до Лаишева, получил приказание там остаться, и здесь начался ряд придирок к нему. Сперва потребовали от него какую-то книгу, лечебник, писанный цифрами, которого у него не оказалось. В конце декабря сделали у него обыск и привезли за караулом в Казань. Его обвиняли в том, что, заведуя государевою аптекою и подавая царю лекарство, он не допивал после царя остатков лекарства. Лекарь Давид Берлов доносил на него, что он вместе с другим доктором, по имени Стефаном, и с переводчиком Спафари читал "черную книгу" и призывал нечистых духов. Его донос подтверждал под пыткою холоп Матвеева, карлик Захарка, и показывал, что он сам видел, как, по призыву Матвеева, в комнату приходили нечистые духи и Матвеев с досады, что карлик видел эту тайну, прибил его.

11 июня 1677 года боярин Иван Богданович Милославский, призвавши Матвеева с сыном в съезжую избу, объявил ему, что царь приказал лишить его боярства, отписать все поместья и вотчины к дворцовым селам, отпустить на волю всех его людей и людей его сына и сослать Артамона Сергеевича, вместе с сыном, в Пустозерск. Вслед за тем отправлены были в ссылку двое братьев царицы Натальи Кирилловны, Иван и Афанасий Нарышкины. Первого обвинили в том, что он говорил человеку, по фамилии Орлу, такие двусмысленные речи: "Ты Орел старый, а молодой Орел на заводи летает: убей его из пищали, так увидишь милость царицы Натальи Кирилловны". Эти слова были объяснены так, будто они относились к царю. Нарышкина присудили бить кнутом, жечь огнем, рвать клещами и казнить смертью, но царь заменил это наказание вечною ссылкою в Ряжск.

В первые годы своего царствования Федор Алексеевич находился в руках бояр, врагов Матвеева. Наталья Кирилловна с сыном жила в удалении в селе Преображенском и находилась постоянно под страхом и в загоне. В церковных делах самовольно управлял всем патриарх Иоаким, и царь не в силах был воспрепятствовать ему притеснять низложенного Никона и отправить в ссылку царского духовника Савинова. Патриарх Иоаким заметил, что этот близкий к особе царя человек настраивает молодого государя против патриарха, созвал собор, обвинил Савинова в безнравственных поступках, и Савинов был сослан в Кожеезерский монастырь; царь должен был покориться.

Внутренняя и внешняя политика Фёдора III

Политика Москвы в первых годах Федорова царствования обращалась главным образом на малороссийские дела, которые впутали Московское государство в неприязненные отношения к Турции. Чигиринские походы, страх, внушаемый ожиданием нападения хана в 1679 г., требовали напряженных мер, отзывавшихся тягостно на народе. Целые три года все вотчины были обложены особым налогом по полтине со двора на военные издержки; служилые люди не только сами должны были быть готовы на службу, но их родственники и свойственники, а с каждых двадцати пяти дворов их имений они должны были поставлять по одному конному человеку. На юго-востоке происходили столкновения с кочевыми народами. Еще с начала царствования Алексея Михайловича, калмыки, под начальством своих тайшей, то делали набеги на русские области, то отдавались под власть русского государя и помогали России против крымских татар. В 1677 году вспыхнула ссора между калмыками и донскими казаками; правительство приняло сторону калмыков и запрещало казакам беспокоить их; тогда главный калмыцкий тайша, или хан, Аюка, с другими подначальными ему тайшами под Астраханью дал русскому царю шертную грамоту, по которой обещался от имени всех калмыков находиться навсегда в подданстве московского государя и воевать против его недругов. Но такие договоры не могли иметь надолго силы: донские казаки не слушали правительства и нападали на калмыков, отговариваясь тем, что калмыки первые нападали на казачьи городки, брали в плен людей, угоняли скот. Калмыки, со своей стороны, представляли, что мир нарушен казаками, царскими людьми, а потому и шерть, данная царю, уже потеряла силу, и отказывались служить царю. Аюка стал переговариваться и дружить с крымским ханом, а его подчиненные нападали на русские поселения. Пределы Западной Сибири беспокоили башкиры, а далее, около Томска, делали набеги киргизы. В Восточной Сибири возмутились якуты и тунгусы, платившие ясак, выведенные из терпения грабительствами и насилиями воевод и служилых людей, но были укрощены.

Во внутренних делах сначала происходило мало нового 1, подтверждались или расширялись распоряжения предыдущего царствования 2. В народе не утихало волнение, возбужденное расколом, напротив, все более и более принимало широкий размер и мрачный характер. Фанатики заводили пустыни, завлекали туда толпы народа, поучали его не ходить в церковь, не креститься тремя перстами, толковали, что приближаются последние времена, наступает царство Антихриста, скоро затем мир сей постигнет конец, и теперь благочестивым христианам ничего не остается, как отрекаться от всех прелестей мира и добровольно идти на страдание за истинную веру. Такие пустыни появлялись во многих местах на севере, на Дону, но особенно в Сибири. Воеводы посылали разгонять их, но фанатики сами сжигались, не допуская к себе гонителей, и в этом случае оправдывали себя примером мучеников, особенно Св. Манефы, которая сожглась, чтоб не поклониться идолам 3.

В 1679 году царь Федор Алексеевич, уже достигший семнадцатилетнего возраста, приблизил к себе двух любимцев: Ивана Максимовича Языкова и Алексея Тимофеевича Лихачева. Это были люди ловкие, способные и, сколько можно заключить по известным нам событиям, добросовестные. Языков был назначен постельничьим. Молодой царь, воспитанный Симеоном Полоцким, был любознателен, посещал типографию и типографскую школу, любил читать и поддавался мысли своего учителя Симеона образовать высшее училище в Москве. Мало-помалу становится заметнее усиление правительственной деятельности. Издан ряд распоряжений, прекращавших злоупотребления и запутанность в делах по владению вотчинами и поместьями. Так, напр., вошло в обычай, что владелец вотчины продавал или передавал другому - родственнику или же чужому по крови, после себя свое имение, с условием, чтобы тот содержал его вдову и детей или родственников - обыкновенно лиц женского пола, напр. дочерей или племянниц; получивший вотчину обязан был выдавать замуж таких девиц как бы родных сестер своих. Но такие условия не исполнялись, и по этому поводу состоялся закон отбирать такие вотчины, если владелец не исполнит условия, на котором получил вотчину, - и отдавать их прямым обойденным наследникам. Бывали еще такие злоупотребления: мужья насилиями и побоями принуждали жен своих продавать и закладывать их собственные вотчины, полученные в приданое при выходе замуж. Постановлено было не записывать в поместном приказе, как делалось до того времени, таких актов, которые совершались мужьями от имени жен без их добровольного согласия. Ограждены были также вдовы и дочери, получавшие после мужьев и отцов прожиточные имения, которые у них нередко отнимали наследники. В это время вообще заметно желание, чтобы вотчины не выходили из рода владельцев, и потому запрещалось впредь отдавать по духовным вотчины прямых наследников, а также и дарить их в чужие руки. Самые поместья подчинялись тому же родовому началу: было постановлено, чтобы выморочные поместья давались только родственникам, хотя бы и дальним, прежних владельцев. Родственник имел право законно искать возвращения себе поместьев, поступивших в чужой род. Таким образом поместное право почти исчезало и переходило в вотчинное. Сын считал себя вправе просить правительство дать ему поместье или какую-нибудь награду, следовавшую его отцу за службу, если отец не успел ее получить.

В ноябре того же 1679 года уничтожилось некогда важное звание губных старост и целовальников. Повсеместно велено было сломать губные избы, и все уголовные дела передавались ведению воевод; вместе с тем уничтожались разные мелкие подати на содержание губных изб, тюрем, сторожей, палачей, издержка на бумагу, чернила, дрова и пр. Тогда же были уничтожены особые сыщики, присылаемые из Москвы по уголовным делам, сборщики, также приезжавшие из Москвы, горододельцы и приказчики разных наименований: ямские, пушкарские, засечные, осадные, у житниц головы и пр. Все их обязанности сосредоточивались в руках воевод. Правительство, вероятно, имело целью упростить управление и избавить народ от содержания многих должностных лиц.

В марте 1680 года предпринято было межевание вотчиных и помещичьих земель - важное предприятие, которое вызывалось желанием прекратить споры по поводу рубежей, доходившие очень часто до драк между крестьянами споривших сторон, а иногда и до смертоубийства. Всем помещикам и вотчинникам предписано объявить о числе имеющихся у них крестьянских дворов. Относительно самих крестьян не было сделано важных изменений в законодательстве, но из дел того времени видно, что крестьяне почти уже окончательно сравнялись с холопами по своему положению, хотя все-таки юридически отличались от последних тем, что в крестьяне поступали по судной, а в холопы по кабальной записи. Тем не менее, владелец не только брал своих крестьян в дворовые, но даже бывали случаи, когда продавал вотчинных крестьян без земли.

Свадьба царя Фёдора III

Летом 1680 года царь Федор Алексеевич увидел на крестном ходе девицу, которая ему понравилась. Он поручил Языкову узнать: кто она, и Языков сообщил ему, что она дочь Семена Федоровича Грушецкого, по имени Агафья. Царь, не нарушая дедовских обычаев, приказал созвать толпу девиц и выбрал из них Агафью. Боярин Милославский пытался расстроить этот брак, чернил царскую невесту, но не достиг цели и сам потерял влияние при дворе. 18 июля 1680 года царь сочетался с нею браком. Новая царица была незнатного рода и, как говорят, по происхождению полька. При дворе московском стали входить польские обычаи, начали носить кунтуши, стричь волосы по-польски и учиться польскому языку. Сам царь, воспитанный Симеоном Ситияновичем, знал по-польски и читал польские книги. Языков после царского брака получил сан окольничьего, а Лихачев заступил его место в звании постельничьего. Кроме того, приблизился к царю и молодой князь Василий Васильевич Голицын, впоследствии игравший важнейшую роль в Московском государстве.

Заключенный в это время мир с Турцией и Крымом хотя и не был блистателен, но по крайней мере облегчал народ от тех усилий, которых требовала продолжительная война, и потому был принят с большою радостью. Правительство обратилось к внутренним распоряжениям и преобразованиям, которые показывают уже некоторое смягчение нравов. Так, еще в 1679 году был составлен, но потом повторен в 1680 и, вероятно, приведен в исполнение закон, прекращавший варварские казни отсечения рук и ног и заменявший их ссылкою в Сибирь. В некоторых случаях позорное наказание кнутом заменилось пенею, как, например, за порчу межевых знаков или за корчемство. В челобитных, подаваемых царю, запрещалось раболепное выражение: чтобы царь умилосердился "как Бог"; запрещалось простым людям при встрече с боярами вставать с лошадей и кланяться в землю. Для распространения христианства между магометанами в мае 1681 года постановлено было отобрать крестьян христианской веры от татарских мурз, но оставлять им по-прежнему власть над ними, если они примут христианство; да сверх того положено поощрять принимавших крещение инородцев деньгами.

Межевание земель, предпринятое в прошлом году, не только не достигало цели прекращения драк по поводу границ владений, но еще усиливало их, потому что пока оно еще не было окончено, то возбуждало новые вопросы о границах; до правительства доходили слухи о бесчинствах, которые делали вотчинники и помещики, о нападениях их друг на друга и убийствах. В мае 1681 года издан был закон об отнятии спорных земель у тех владельцев, которые начнут самоуправства и будут посылать своих крестьян на драку, и о строгом наказании крестьян, если они без ведома владельцев станут драться между собою за границы; велено было также ускорить дело размежевания и умножить число межевщиков, выбираемых из дворян и называемых писцами. Вместо того, чтобы по старому обычаю предоставить им брать так называемые кормы с обывателей, им назначено было денежное жалованье, деньга с четверти земли, а другая деньга давалась подьячему с теми, которые с ним были для подмоги.

В июле того же года вышло два важных распоряжения: были уничтожены откупа на винную продажу и на таможенные сборы. Поводом к этому изменению было то, что порядок отдачи на откуп вел за собою беспорядки и убытки казне; откупщики винной продажи перебивали друг у друга барыши и пускали дешевле свое вино, стараясь один другого подорвать. Вместо откупов опять введены были верные головы и целовальники, выбранные из торговых и промышленных людей. Для избежания беспорядков запрещались вообще изъятия и особые права на домашнее производство хмельных напитков, исключая помещиков и вотчинников, которым позволялось приготовлять их, но только внутри своих дворов и никак не на продажу.

Среди всех этих забот правительства умерла царица Агафья (14 июля, 1681 года) от родов, а за нею и новорожденный младенец, крещенный под именем Ильи.

Не знаем, как подействовало на болезненного царя это семейное несчастье, но деятельность законодательная и учредительная не приостанавливалась. Важное дело межевания встречало большие затруднения: помещики и вотчинники жаловались на писцов, которым было поручено межевание, а писцы, которые были также из помещиков, на землевладельцев; таким образом правительство должно было отправлять еще особых сыщиков для разбирательства споров между владельцами земель и межевщиками и грозило тем и другим потерею половины их поместий; другая половина отдавалась жене и детям виновного. Сделаны были изменения в порядке приказного делопроизводства: все уголовные дела, которые производились частью в Земском приказе, а иногда и в других, велено было соединить в одном Разбойном приказе; Холопий приказ был уничтожен вовсе, и все дела из него перенесены были в Судный приказ. Наконец затевалось важное дело составления дополнений к Уложению, и по всем приказам велено было написать статьи по таким случаям, которые не были приняты во внимание Уложением.

В церковном быту совершались важные преобразования. Был созван церковный собор, один из важных в русской истории. На этом соборе (как на Стоглавом и других) от имени царя делались предложения или вопросы, на которые следовали соборные приговоры. Возникла потребность основания новых епархий, особенно в виду того, что везде умножались "церковные противники". Правительство предлагало завести у митрополитов подначальных им епископов, но собор нашел такой порядок неуместным, опасаясь, что от этого между архиереями будут происходить распри о сравнительной их "высости". Собор предпочел другую меру: учредить в некоторых городах особые независимые епархии. Таким образом были основаны архиепископства в Севске 4, в Холмогорах 5, в Устюге 6, в Енисейске; вятская епископия возвышена была в архиепископию; назначены были епископы: в Галиче, Арзамасе, Уфе, Танбове (Тамбове) 7, Воронеже 8, Волхове 9 и в Курске. На содержание новых архиерейств отводились разные монастыри с их вотчинными крестьянами и со всеми угодьями. Со стороны царя было сделано указание на отдаленные страны Сибири, где пространства так велики, что от епархиального города надобно ехать целый год и даже полтора, и эти страны легко делаются убежищем противников церкви; но собор не решился там учреждать епархий "малолюдства ради христианского народа", а ограничился постановлением посылать туда архимандритов и священников для научения в вере.

Внутригосударственные дела Фёдора III

По вопросу о противодействии расколу собор, не имея в руках материальной силы, главным образом предавал это дело светской власти; вотчинники и помещики должны извещать архиереев и воевод о раскольничьих сходбищах и мольбищах, а воеводы и приказные люди будут посылать служилых людей против тех раскольников, которые окажутся непослушными архиереям. Сверх того, собор просил государя, чтоб не давались никакие грамоты на основание новых пустынь, в которых обыкновенно служили по старым книгам; вместе с тем велено уничтожить в Москве палатки и анбары с иконами, называемые часовнями, в которых священники совершали молебны по старым книгам, а народ стекался туда толпами, вместо того, чтобы ходить в церкви и служить литургию; наконец постановлено было устроить надзор, чтоб не продавались старопечатные книги и разные писанные тетрадки и листочки с выписками из Св. Писания, которые были направлены против господствующей церкви в защиту старообрядства и сильно поддерживали раскол.

На этом же церковном соборе было обращено внимание на давние бесчинства, против которых напрасно вооружались прежние соборы: запрещалось монахам шататься по улицам, в монастырях держать крепкие напитки, разносить по кельям пищу, устраивать пиры. Замечено было, что черницы во множестве по домам сидели, по перекресткам и просили милостыню; большая часть их даже никогда не жила в монастырях, их постригали в домах, и они оставались в миру, нося черное платье. Таких черниц велено было собрать и устроить для них монастыри из некоторых, бывших прежде мужескими. Монахиням запрещалось самим управлять монастырскими вотчинами, а это дело поручалось назначенным от правительства старикам, дворянам. Запрещалось в домовых церквах держать вдов и священников, потому что, как замечено было, они вели себя бесчинно. Обращено было внимание на нищих, которых тогда накопилось повсюду чрезвычайное множество; они не только не давали никому проходу по улицам, но с криками просили подаяния в церквах во время богослужения. Их велено было разобрать и тех, которые окажутся больными, содержать за счет царской казны, "со всяким довольством", а ленивых и здоровых принудить к работе. Дозволено было посвящать священников в православные приходы, находившиеся во владениях Польши и Швеции, но только с тем, если последует об этом просьба от прихожан с надлежащими документами и с грамотами от своего правительства. Это правило было важно в том отношении, что подавало повод русской церкви вмешиваться в духовные дела соседей 10.

В том же ноябре 1681 года состоялся указ о созвании собора служилых людей для "устроения и управления ратного дела". В самом указе было обращено внимание на то, что в прошедшие войны неприятели Московского государства показали "новые в ратных делах вымыслы", посредством которых одерживали верх над московскими ратными людьми; надлежало рассмотреть эти "нововымышленные неприятельские хитрости" и устроить войско так, чтобы в военное время оно могло вести борьбу против неприятеля.

Собор собрался в январе 1682 года. Выборные люди с первого же раза выразили сознание необходимости ввести европейское разделение войска на роты, вместо сотен, под начальством ротмистров и поручиков, вместо сотенных голов. Вслед за тем выборные люди подали мысль уничтожить местничество, чтобы все, как в приказах, так и в полках и в городах, не считались местами, и поэтому все так называемые "разрядные случаи" искоренить, дабы они не служили поводом к помехе в делах.

Мы не знаем, наверно, сами ли выборные люди по своему усмотрению сделали это предложение или мысль эта была внушена им от правительства, во всяком случае, мысль эта достаточно созрела в то время, потому что во все продолжение предшествовавших войн, по царскому повелению, все были без мест, а в посольских делах местничество уже давно было устранено. За два года перед тем состоялся указ, которым постановлялось устранить всякое местничанье в крестных ходах: в этом указе было сказано, что уже и прежде в таких случаях между служилыми людьми не наблюдалось местничество, но в последнее время стали являться челобитные с указанием разных прежних случаев; поэтому-то на будущее время сочтено было необходимым поставить правилом, чтобы таких челобитных более не было под страхом наказания. Таким образом, обычай считаться местами сам собою уже выходил из употребления; служилые люди привыкли обходиться без местничества; только немногие приверженцы старых предрассудков хватались за разрядные случаи для удовлетворения своего тщеславия и докучали этим правительству. Оставалось только юридически уничтожить местничество, чтобы на будущее время оно не вошло опять в силу. Царь представил этот вопрос на обсуждение патриарха с духовенством и бояр с думными людьми. Духовенство признало местнический обычай, противный христианству, Божьей заповеди о любви, источником зла и вреда для царственных дел; бояре и думные люди прибавили, что следует все разрядные случаи искоренить совершенно. На основании такого приговора царь приказал сжечь все разрядные книги, дабы вперед никто не мог считаться прежними случаями, возноситься службою своих предков и унижать других. Книги были преданы огню в сенях царской передней палаты, в присутствии присланных от патриарха митрополитов и епископов и назначенного для этого дела от царя боярина Михаила Долгорукова и думного дьяка Семенова. Все, у кого в домах были списки с этих книг и всякие письма, относившиеся к местническим случаям, должны были доставлять в разряд, под страхом царского гнева и духовного запрещения. Затем вместо разрядных местнических книг велено было в разряде держать родословную книгу и составить новую для таких родов, которые не записаны были в прежней родословной книге, по которым члены значились в разной царской службе; всем позволено было держать у себя родословные книги, но уже они не имели значения при отправлении служебных обязанностей 11. Несмотря на уничтожение местничества, тогдашнее правительство не думало, однако, лишать служилых людей отличий по знатности их положения. Таким образом установлялись правила, как следует каждому сообразно своему чину ездить по городу: бояре, окольничьи и думные люди могли, напр., ездить в каретах и санях в обыкновенные дни на двух лошадях, в праздники на четырех, а на свадьбах на шести; другим же ниже их чином (спальникам, стольникам, стряпчим, дворянам) дозволялось зимою ездить в санях на одной лошади, а летом верхами. Подобно тому же являться ко двору дозволено было сообразно чину. Предстояло еще одно важное преобразование: в декабре 1681 года последовал указ прислать в Москву выборных людей торгового сословия со всех городов (кроме сибирских), а также из государевых слобод и сел "для уравнения людей всякого чина в платеже податей и в отправлении выборной службы". Но этот собор, сколько нам известно, не состоялся.

Вторая свадьба Фёдора III

Царь между тем день ото дня ослабевал, но ближние его поддерживали в нем надежду на выздоровление, и он вступил в новый брак с Марфой Матвеевной Апраксиной, родственницей Языкова. Первым последствием этого союза было прощение Матвеева.

Сосланный боярин несколько раз писал царю из ссылки челобитные, оправдывая себя от ложно взведенных на него обвинений, просил ходатайства патриарха, обращался к разным боярам и даже к своим врагам; так, напр., он писал к злейшему из своих врагов Богдану Матвеевичу Хитрово, убеждал воспомянуть прежнюю милость его к нему и "работишку его", Матвеева, поручал просить о том же боярыню Анну Петровну, которая, как мы сказали, постоянно клеветала на Матвеева: "Я, - писал он из Пустозерска, - в такое место послан, что и имя его настоящее Пустозерск: ни мяса, ни калача купить нельзя; хлеба на две денежки не добудешь; один борщ едят да муки ржаной по горсточке прибавляют, и так делают только достаточные люди; не то, что купить, именем Божьим милостыни выпросить не у кого, да и нечего. А у меня, что по милости государя не было отнято, то все водами, горами и переволоками потоплено, растеряно, раскрадено, рассыпано, выточено..." В 1680 году после бракосочетания царя с Грушецкою, Матвеева в виде облегчения перевели в Мезень с сыном, с учителем сына шляхтичем Поборским и прислугою, всего до 30 человек, и давали ему 156 рублей жалованья, и, кроме того, отпускали хлебного зерна, ржи, овса, ячменя. Но это мало облегчило его участь. Умоляя снова государя даровать ему свободу, Матвеев писал, что таким образом "будет на день нам холопем твоим и сиротам нашим по три денежки..." "Церковные противники, - писал Матвеев в том же письме, - Аввакумова жена и дети получают по грошу на человека, а малые по три денежки, а мы, холопи твои, не противники ни церкви, ни вашему царскому повелению". Впрочем, мезенский воевода Тухачевский любил Матвеева и старался чем только мог облегчить судьбу сосланного боярина. Главный недостаток состоял в том, что в Мезени трудно было доставать хлеба. Жители питались дичью и рыбою, которые были там в большом изобилии, но от недостатка хлеба свирепствовала там цинга.

В январе 1682 года, как только царь объявил своей невестой Марфу Апраксину, отправлен был капитан стремяного полка Иван Лишуков в Мезень с указом объявить боярину Артамону Сергеевичу Матвееву и сыну его, что государь, признав их невинность, приказал вернуть их из ссылки, возвратить им двор в Москве, подмосковные и другие вотчины и пожитки, оставшиеся за раздачею и продажею; пожаловал им в вотчину из дворцовых сел Верхний Ландех с деревнями (в Суздальском уезде) и приказал свободно отпустить боярина с сыном в город Лух, давши им подорожную и ямские подводы, а в Лухе дожидаться нового царского указа. Этой милостью Матвеев был обязан просьбе царской невесты, которая была его крестница. Хотя царь и объявил, что признает Матвеева совершенно невинным и ложно оклеветанным, хотя перед освобождением Матвеева велел отправить в ссылку одного из его клеветников, врача Давида Берлова, но не решился, однако, возвратить боярина в Москву - очевидно, препятствовали царские сестры, ненавидевшие Матвеева, и молодая царица не имела еще настолько силы, чтобы привести царя к такому поступку, который бы до крайности раздражил царевен. Тем не менее, однако, молодая царица в короткое время приобрела столько силы, что примирила царя с Натальей Кирилловной и царевичем Петром, с которыми, по выражению современника, у него были "неукротимые несогласия". Но недолго пришлось царю жить с молодою женою. Через два месяца с небольшим после своей свадьбы, 27 апреля 1682 года, он скончался, не достигши 21 года от рождения.

1. Так, между прочим издано было несколько распоряжений относительно вотчин; запрещено было давать вотчины и поместья церквам в 1671 году.

2. Еще до ссылки Матвеева расширена была привилегия, данная при Алексее Михайловиче серебряных дел мастеру Кожевникову на искание серебряной, золотой и медной руды. Кожевников с товарищами несколько лет уже скитался по северным краям и не нашел руды. Теперь ему дозволено было искать руду, дорогие камни и всякие ископаемые богатства на Волге, Каме и Оке. Видно, что правительство очень занимала мысль отыскания металлов. Нелишним считаем также упомянуть о подтверждении указа царя Алексея Михайловича, чтобы не посылать в Москву рыбу, меньше указанной меры, а мелкую недорослую рыбу велено бросать обратно в реку, чтобы не "перевести заводу". Распоряжение это замечательно тем, что показывает заботливость правительства о сбережении рыбы, важной отрасли хозяйства.

3. В Тобольском уезде, напр., чернец Данило с единомышленниками завел пустынь, куда набралось до трехсот душ обоего пола. Две черницы и две девки всенародно бесновались, бились о землю, кричали, что видят Пресвятую Богородицу, которая повелевает им убеждать людей, чтоб не крестились тремя перстами, не ходили в церковь, нс поклонялись четырехконечному кресту, который есть не что иное, как Антихристова печать. Данило всех приходящих и старых и малых постригал в монашество и убеждал не допускать к себе ратных людей, но самим предать себя сожжению; с этою целью они заранее приготовили смолы, пеньки, бересту и, услышавши, что тобольский воевода послал против них отряд, сожглись в своих избах. Их пример увлек других к такому же изуверскому подвигу.

4. Города: Севск, Трубчевск, Путивль, Рыльск.

5. Холмогоры, Архангельск, Мезень, Кевроль, Пустозерск, Пинега, Вага с пригородами.

6. Устюга, Сольвычегодск, Тотьма с пригородами.

7. Тамбов, Козлов, Доброе Городище с пригородами.

8. Воронеж, Елец, Романов, Орлов, Костянск, Коротояк, Усмань и пр. Сюда был назначен епископом Св. Митрофан.

9. Волхов, Мценск, Карачев, Кромы, Орел, Новосиль.

10. На соборе этом было замечено, что Риза Господня, присланная при патриархе Филарете из Персии, была разрезана на кусочки, которые хранились в разных местах в ковчегах: велено было все эти кусочки собрать и держать в одном ковчеге в Успенской церкви. В Благовещенском соборе было много частиц мощей в небрежении: велено было большую часть их раздать по монастырям и церквам, остальные же хранить за царскою печатью, а в Великую пятницу, как прежде и делалось, приносить для омовения в Успенский собор.

11. Тогда же был, вероятно, составлен проект, по которому бояре, окольничьи и думные люди разделялись на степени, не по роду, а по занимаемым ими местам. Таким образом боярам давались разные названия: одним по городам, над которыми их назначили наместниками (напр., наместник астраханский занимал между наместниками четвертое место по важности города, а между боярами вообще одиннадцатую степень; псковский между наместниками пятое место, между боярами тринадцатую степень; смоленский между наместниками шестое место, между боярами одиннадцатую степень и т. д.), другим чины, переведенные с греческого языка и заимствованные из византийской придворной жизни, напр., болярин над пехотою, болярин над конною ратью, болярин и дворецкий и т. д. В этом проекте, не приведенном в исполнение, вероятно, за смертью царя Федора, виден зародыш той чиновничьей лестницы, которую создал Петр табелью о рангах.