Строительство и ремонт

Лигачево. Сочинение по картине К.Ф

Русский живописец Константин Юон создал огромное число художественных образов зимы в своих картинах. Он очень любил русскую природу, любил зиму, ее краски, ему нравилось изображать снег - всегда разный, то свежий, пушистый, то подтаявший, посеревший. Поэтому существует множество картин, передающих взгляд художника на зиму.

С 1908 по 1958 у художника был дом в Лигачеве, многие пейзажи он написал именно там, там черпал вдохновение, там его воплощал. Давайте рассмотрим и сравним две картины Юона на одну тему, написанные в этой деревне. Это картины "Волшебница-зима" и "Русская зима. Лигачево".

Картину "Волшебница-зима" художник написал в 1912 году, будучи молодым, полным сил художником, ищущим свои темы и способы выражения, пробующим новое. Эта картина задорного зимнего настроения, она рассказывает о радостях зимы, о белоснежной сказке, преобразившей землю, укрывшей под снегом все скучное, серое, некрасивое. Зима несет красоту пейзажа, похрустывание белоснежного покрывала, радость зимних забав - катания с гор на санках, лыжных походов, забегов на коньках, прогулок на санях, запряженных лошадьми. Неудивительно, что художник назвал зиму волшебницей, - благодаря ей все сверкает и блестит на солнце.

Картина рассказывает об одном из радостных дней зимы и передает нам то, что увидел художник с высокого пригорка. Перед нами деревня - справа и слева на среднем плане картины художник изобразил деревянные деревенские дома. Вдали виднеется белый заснеженный лес, слева угадывается купол деревенской церкви на пригорке. Это пейзаж. Но он стал живым и динамичным благодаря группам людей и лошадей, умело вписанным в него.

На переднем плане застывший пруд, где дети катаются на коньках. Кое-кто затеял возню в сугробах. Несколько наездников едут верхом, также проезжают мимо сани с лошадьми, а за ними едут дровни. Немало людей вышло просто прогуляться. Вероятно, это воскресенье - все одеты довольно нарядно, на женщинах - яркие юбки. Как и полагается в деревне, тут же бегает парочка собак - прибежали за своеми хозяевами-мальчишками.

Картина отчасти напоминает старые голландские зимние пейзажи, включающие группы людей в движении, но при этом она наполнена русским колоритом, русским духом, русской поэтикой. Ох, и хороша зимой русская деревня - так и хочется сказать, глядя на это светлое полотно.

Прошло тридцать пять лет, минуло много исторических событий, две войны и революция, и наступила такая же снежная зима. Однажды художник вновь поднялся на тот же пригорок и глянул на деревню. То, что он увидел - он рассказал с помощью кисти и красок в картине "Русская зима. Лигачево".

Для картины художник взял немножко другой ракурс, но тема, смысл, суть картины остались те же. Только теперь это картина зрелого мастера. И немножко другое время. Послевоенное, тяжелое, голодное. На улицу любоваться прелестями зимы вышли только дети.

На переднем плане широкая, полностью засыпанная снегом дорога в лес. Заснеженный лес белый от снега. Более темной кажется лишь большая ель, она тоже запорошена снегом, но все равно остается темным пятном в пейзаже. Сразу внимание зрителя притягивает выходящая из лесу группа мальчишек школьного возраста: четверо впереди с собакой, еще парочка немного отстала.

За овражком начинается деревня - мы видим несколько домов на пригорке. Возле них играет детвора - зима для ребенка всегда останется волшебницей и всегда будет дарить ему радость снега, радость зимних игр. Есть и всадник на дальнем плане, и пара лошадей возле домов.

По своему колориту эта картина очень похожа на предыдущую: бело-голубая, светлая, с темными фигурками людей. А вот по настроению она немного отличается от первой - нет в ней загадки и волшебства, неожиданной радости. Просто красивый зимний день из жизни одной деревни, по-своему обыденный, по-своему неповторимый.

Сочинение по картине К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво»

Выдающийся пейзажист Константин Фёдорович Юон родился 12 (24) октября 1875 года в Москве. Все картины художника восхищают удивительной красотой и гармонией. К. Ф. Юон создавал пейзажи, каждый из которых является настоящим шедевром.

В автобиографическом очерке художник писал: «В этих картинах я стремился передать величаво-монументальное и поэтическое звучание русской природы. Я искал торжественных нот, которые должны были выразить сильным художественным языком народные чувства к родной природе. «Русская зима» - одна из таких картин… К ней у меня было много этюдов и набросков; но писал её, в сущности говоря, из души, лишь опираясь на этюды и наброски».

В своём творчестве Константин Фёдорович часто обращался к родному Подмосковью. Особенно лю­бил художник изображать виды Лигачёва. Это село в Подмосковье, где у Юона был дом.

Картина «Русская зима. Лигачёво» - одна из самых известных в творчестве художника.

Это произведение - настоящий гимн русской зим­ней природе. Всё вокруг в снегу, деревья, дома люди словно оказались в сказочном краю. Дети катаются на санках и играют с собакой. На полотне изображён самый обычный морозный день. Но художник видит в нем нечто необычное и удивительно прекрасное. Лес, укрытый снежной шалью, кажется спящим. Де­ревья абсолютно неподвижные, словно заколдованные. Неподвижным кажется даже сам воздух.

Вокруг белым-бело от снега. Он выглядит таким реальным, что к нему хочется прикоснуться. И ка­жется, что вот-вот услышишь скрип снега под ногами. Это самый обычный зимний день. Но только настоя­щий художник может обратить внимание на то, что окружающие обычно не замечают. Красота буднич­ного дня открывается далеко не всем. Нужно уметь видеть и понимать всё великолепие окружающего мира.

Глядя на картину, мы видим большие деревья, которые сгибаются от тяжести снежного убранства. Тонкий узор инея на ветвях деревьев напоминает изысканное кружево. Всё это мы видим каждый день. Но чаще всего не обращаем внимания, потому что думаем о привычных делах и заботах.

Играющие на улице дети делают картину какой- то особенно живой и реальной. Детям свойственна любовь к зимним забавам. Их не пугает мороз и ве­тер, ведь на улице так весело. И зрители поневоле проникаются этим настроением. Когда смотришь на картину, хочется, пройтись по заснеженной улице, покататься на коньках или санках…

Художник поэтизирует русскую зиму. Вместе с тем картина естественна и реальна. В ней есть искрен­ность и непосредственность.

Дорога уходит куда-то вдаль. Картина передаёт ощущение простора, пространство кажется весьма об­ширным. В картине невероятным образом сочетается ощущение неподвижности и движение. Бегут дети, впереди бежит собака. И всё это происходит на фоне застывшего зимнего дня, где неподвижные деревья и сугробы застыли, словно в заколдованном царстве.

На эту картину хочется смотреть как можно доль­ше. Великолепие зимнего дня, чистота и свет зимнего пейзажа восхищает и создаёт хорошее настроение.

Здесь искали:

  • сочинение по картине русская зима лигачёво
  • сочинение по картине юона русская зима
  • сочинение по картине юона русская зима лигачево

Из опыта подготовки учащихся к сочинению-описанию

картины (подготовка к сочинению по картине К.Ф. Юона

«Русская зима. Лигачево», 5 класс).

Данный урок разработан по программе М.М. Разумовской «Русский язык. 5 класс» после изучения темы «Когда слово употребляется в переносном значении».

Цели:

1 закрепить навыки написания сочинения-описания по картине;

    научить описывать зимний пейзаж;

    продолжить развитие навыков письменной речи учащихся;

    воспитать у учащихся умение видеть красоту родной природы, вызвать чувства восхищения зимним пейзажем.

    Обеспечить учащимся сохранение запаса их жизненных сил от начала до конца урока.

Оборудование : презентация, распечатки с творческим заданием

Ход урока:

    Слово учителя :

Ребята, сегодня на уроке мы будем работать над художественным описанием, и будем строить эту работу на материале пейзажа. Мы познакомимся с картиной замечательного русского художника К.Ф. Юона. А вот какое время года будет изображено на картине, давайте попробуем догадаться с помощью музыкального произведения Вивальди - (звучит музыка Вивальди). Учащиеся высказывают свои предположения.

Записываем в тетрадях число, классная работа, тема урока «Сочинение по картине К.Ф.Юона «Русская зима. Лигачёво»

    Но прежде чем работать по теме урока, нам необходимо вспомнить материал предыдущих уроков.

    Работа с терминами: художественное описание, композиция…., синонимы, метафоры, эпитеты, сравнение.

      • Вспомните, как строится сочинение (композиция).

Вступление – ввод в тему с указанием предмета описания и общее впечатление о нем

Основная часть – раскрытие темы: непосредственно само описание предмета и его элементов

    Каковы задачи описания?

    (Описать предмет и передать свое отношение к нему)

    С помощью чего художник это делает? Каким средствами это делает художник?

    (Художник передает свое ощущение с помощью красок и освещения)

    А нам с вами какие художественные средства необходимо использовать, чтоб описание было более красочным, выразительным и точным?

    (мы должны использовать такие художественные средства, как: сравнения, метафоры, слова в переносном значении, олицетворения)

    (подвести какие – то итоги их работы: отметить более активных, более точные ответы, более полные ответы)

    Сегодня мы знакомимся с творчеством Константина Федоровича Юона и его картиной. Внимательно рассмотрим эту картину, постараемся возможно полнее и точнее о ней рассказать, а затем вы напишите небольшую творческую работу по этой картине. Вся наша работа на этом и на последующем уроке – это подготовка к сочинению по данной картине.

    Знаете ли вы этого художника? Можете ли что–нибудь рассказать о его творчестве?

Тогда я вам расскажу о нем, а вы, внимательно слушая, запоминайте те образные средства, которые я буду использовать при описании полотен (картин) художника, можете записать их для себя. Запишите малопонятные и незнакомые для вас слова, чтоб потом мы их разобрали (слова записаны и на доске учителем)

К.Ф. Юон (1875-1958г) родился в Москве, здесь же окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Художник очень любил среднерусскую природу, поэтому его полотна отличаются поэтичностью и жизнерадостностью. Но больше всего Юон любил изображать ослепительную зиму . Нежное голубое небо, голубовато – розоватый снег, яркое солнце, сказочно-волшебное убранство зимнего леса – все это предстает на картинах К.Ф. Юона. Его картины «Волшебница зима», «Русская зима. Лигачево», «Весенний солнечный день» и «Конец зимы. Полдень» создают праздничное, жизнерадостное настроение.

Физкультминутка для глаз

2.Рассматривание репродукции с картины К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво». (Звучит музыка Вивальди «Зима»)

    Почему картина так названа?

    Каквы думаете,какой месяц изображён? Почему?

    Какую местность изобразил художник? Где находится лес?

    Какова тема картины? (Русская зима)

    Основная мысль? (Красота, великолепие русской зимы)

    Какие краски преобладают на картине? Почему?

    Какие оттенки преобладают?

    Что изображено на картине?

    Как вы считаете, где находится художник? (На невысоком пригорке) Почему вы так решили?

3. Работа над понятиями «передний план», «задний план».

Рассмотрим передний план картины. Что называют передним планом? (То, что художник расположил на картине ближе к зрителям).

Что художник изобразил на переднем плане картины?

Слово учителя :

Русская зима богата снегом, который поражает разнообразием различных оттенков.

Задания : каковы оттенки снега на картине Юона?

Светло-голубой, ярко-белый, светло-сиреневатый, темно-сиреневый, синеватый и т.д.

Отчего зависит цвет снега? (От освещения, от падения тени).

Где снег яркий, светлый?

А где темный?

Подберите эпитеты, которыми можно описать снег на картине? (Блестящий, пушистый, искрящийся, мягкий и т.д.).

С помощью каких глаголов можно передать чарующую красоту снега?

(Блестит, переливается, сверкает и др.)

Что художник изобразил на заднем плане? (Задний план - то, что находится в отдалении и картины).

Что вам напоминает пушистый иней, согревающий ветки берёз?

Что художник нарисовал слева от берёзы? Чем гордая красавица-ель отличается от мощных елей, окружающих берёзку?

Тепло ли ей? (Снег, как пуховое одеяло, согревает растение).

Попробуйте определить температуру воздуха. Почему решили, что на улице морозно?

Кого художник изобразил в центре картины? (Мальчишек).

Что они делают? Предположите, о чём они могут разговаривать?

Кто изображён впереди ребят? Опишите собаку.

Какие звуки можно услышать в лесу?

Слово учителя: от картины веет тишиной, покоем, автору близок этот уголок природы, он любуется зимним пейзажем.

А какие чувства испытываете вы? Составьте и запишите два восклицательных предложения, в которых выразите свои чувства и отношение к русской зиме (звучит музыка Вивальди).

Слово учителя:

Да, вместе с художником мы любуемся, восхищаемся зимним пейзажем.

Недаром Юона называют поэтом русского зимнего пейзажа.

Русские классики тоже не остались равнодушными к красоте русской зимы и посвятили ей ряд строк, который вам предстоит собрать.

Тексты стихов делятся на части, каждая часть записывается на отдельный листочек. Детям дается задание по группам: кто быстрее и правильнее соберет стихи и выпишет наиболее образные выражения, с помощью которых можно описать картину Юона.

Пришла, рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

А.Пушкин

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белую косынкой,

Подвязалася сосна.

С.Есение

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

Ф.Тютчев

Эти слова можно использовать в сочинении.

Итак, с чего начать сочинение?

Выберите из нескольких вариантов начала сочинения, наиболее отвечающий вашему настроению (Распечатать на листочках):

    Картина К. Ф. Юона переносит нас в сказочный зимний лес…

    Смотрю я на картину и думаю, почему она так притягивает взгляд, так не отпускает. Может быть, потому что я очень люблю ходить по зимнему лесу, любоваться великолепием природы. Наслаждаться тишиной.

    Как красив лес зимой! Кажется, что зима - чародейка подарила деревьям тёплые белые шубки и шапки, одарила землю несметными сокровищами…

(Ответы ребят)

Продумайте начало сочинения. Оно должно отражать ваше настроение, ваше впечатление от картины.

4. Составление плана сочинения. Запись плана в тетради .

1.Красота русской зимы.

2.Описание снега.

3.Деревья.

4.Мальчики и собака.

5.Моё отношение к русской зиме.

    Словарная работа .

Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов.

Задание

Подберите синонимы к словам:

        1. Художник (живописец, мастер кисти, пейзажист)

          Картина – (полотно, репродукция)

          (Картина) чудесная – (замечательная, прекрасная)

        1. Блестит – (искриться, сияет, сверкает)

          (Небо) голубое – (лазоревое, светло – синее)

          (Настроение) праздничное – (доброе, жизнерадостное)

    Орфографическая работа.

Соревнование по рядам, кто быстрее и правильнее

Вставить пропущенные орфограммы в словах (на бумажных табличках):

Д..ревья, пр…горки, …кутать, ин…й, корич(?)невый, с…реневый, ф…олетовый, бл…стящий и др.

    Творческое задание .

    Перед вами описание картины, но этот текст очень обедняет картину, т.к. в нем нет почти прилагательных, которые указывают на признаки изображенных предметов. Ваша задача - распространить текст за счет определений (прилагательных), но так, чтобы употребленные слова соответствовали изображению на картине, чтобы определения были яркими, образными и выразительными.

(как образец разбирается первое предложение вместе с учениками.)

«К.Юон в картине «Русская зима» показал природу в (белом) царстве. (Ясный) (солнечный) день. Везде (сугробы) снега. Снег лежит на (деревьях), на (крышах домов). Он (ослепительно) блестит, а в лучах солнца кажется даже (розоватым).

На опушке леса застыли в своем (белом) наряде березы. (Пуховой) шалью окутаны (маленькие) елочки.

Морозно. Вот в такой день хорошо подышать (свежим) воздухом. Хорошо идти в лес на прогулку, покататься на лыжах, на санках. Все это мы видим на картине художника.

Картина очень (светлая), от нее так и веет (свежестью), (чистотой). Она рассказывает о празднике жизни и света. И этот праздник подарил нам мастер лирического пейзажа К. Юон.

После работы 2-3 ученика читают получившиеся у них тексты.

Какой вывод вы можете теперь сделать? Как и почему изменился текст?

(За счет добавления прилагательных описание картины стало более ярким и полным)

    На следующем уроке мы будем вновь работать с этим текстом. Посмотрим, кто нашел более яркие и точные определения, у кого описание получилось более красочным.

    Домашнее задание:

    составить дома черновой вариант сочинения - описания по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево»)

Попробуйте найти свой эпиграф к сочинению (группе более сильных учащихся)

    Подведение итогов работы:

    отмечается активность, заинтересованность в работе, успешность отдельных учащихся.

    Рефлексия

    Сегодня на уроке мне было…..

    Свою работу я оцениванию….

На опушке леса застыли в своем ____________ наряде березы. ____________________ шалью окутаны_________________ елочки.

Морозно. Вот в такой день хорошо подышать ________________ воздухом. Хорошо идти в лес на прогулку, покататься на лыжах, на санках. Все это мы видим на картине художника.

Картина очень_______________, от нее так и веет_________________, ______________. Она рассказывает о празднике жизни и света. И этот праздник подарил нам мастер лирического пейзажа К. Юон.

К.Юон в картине «Русская зима» показал природу в____________ царстве. ________ _________ день. Везде ____________ снега. Снег лежит на___________, на______________. Он_____________ блестит, а в лучах солнца кажется даже_________________.

На опушке леса застыли в своем ____________ наряде березы. ____________________ шалью окутаны_________________ елочки.

Морозно. Вот в такой день хорошо подышать ________________ воздухом. Хорошо идти в лес на прогулку, покататься на лыжах, на санках. Все это мы видим на картине художника.

Картина очень_______________, от нее так и веет_________________, ______________. Она рассказывает о празднике жизни и света. И этот праздник подарил нам мастер лирического пейзажа К. Юон.

«К.Юон в картине «Русская зима» показал природу в____________ царстве. ________ _________ день. Везде ____________ снега. Снег лежит на___________, на______________. Он_____________ блестит, а в лучах солнца кажется даже_________________.

На опушке леса застыли в своем ____________ наряде березы. ____________________ шалью окутаны_________________ елочки.

Морозно. Вот в такой день хорошо подышать ________________ воздухом. Хорошо идти в лес на прогулку, покататься на лыжах, на санках. Все это мы видим на картине художника.

Картина очень_______________, от нее так и веет_________________, ______________. Она рассказывает о празднике жизни и света. И этот праздник подарил нам мастер лирического пейзажа К. Юон.

1. Картина К. Ф. Юона переносит нас в сказочный зимний лес…

2. Смотрю я на картину и думаю, почему она так притягивает взгляд, так не отпускает. Может быть, потому что я очень люблю ходить по зимнему лесу, любоваться великолепием природы. Наслаждаться тишиной.

3. Как красив лес зимой! Кажется, что зима - чародейка подарила деревьям тёплые белые шубки и шапки, одарила землю несметными сокровищами…

1. Картина К. Ф. Юона переносит нас в сказочный зимний лес…

2. Смотрю я на картину и думаю, почему она так притягивает взгляд, так не отпускает. Может быть, потому что я очень люблю ходить по зимнему лесу, любоваться великолепием природы. Наслаждаться тишиной.

3. Как красив лес зимой! Кажется, что зима - чародейка подарила деревьям тёплые белые шубки и шапки, одарила землю несметными сокровищами…

1. Картина К. Ф. Юона переносит нас в сказочный зимний лес…

2. Смотрю я на картину и думаю, почему она так притягивает взгляд, так не отпускает. Может быть, потому что я очень люблю ходить по зимнему лесу, любоваться великолепием природы. Наслаждаться тишиной.

3. Как красив лес зимой! Кажется, что зима - чародейка подарила деревьям тёплые белые шубки и шапки, одарила землю несметными сокровищами…

1. Картина К. Ф. Юона переносит нас в сказочный зимний лес…

2. Смотрю я на картину и думаю, почему она так притягивает взгляд, так не отпускает. Может быть, потому что я очень люблю ходить по зимнему лесу, любоваться великолепием природы. Наслаждаться тишиной.

3. Как красив лес зимой! Кажется, что зима - чародейка подарила деревьям тёплые белые шубки и шапки, одарила землю несметными сокровищами…

клоками

пришла

среди

легла

вокруг

на

дубов

рассыпалась

холмов

коврами

повисла

волнистыми

суках

полей

дремлет

сна

словно

сосна

под

подвязалася

невидимкой

белую

косынкой

заколдован

сказку

лес

Зимою

неподвижною

околдован

под

жизнью

снежной

немою

чудной

бахромою

лес

Чародейкою

он

стоит

блестит

клоками

пришла

среди

легла

вокруг

на

дубов

рассыпалась

холмов

коврами

повисла

волнистыми

суках

полей

дремлет

сна

словно

сосна

под

подвязалася

невидимкой

белую

косынкой

заколдован

сказку

лес

Зимою

неподвижною

околдован

под

жизнью

снежной

немою

чудной

бахромою

лес

Чародейкою

он

стоит
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предмет : русский язык

Класс : 5

УМК : “Русский язык. 5 класс” под ред. М.М. Разумовской.

Урок рассчитан на 1 учебный час (=45 минут).

Тип урока: урок развития речи, ознакомление с новыми знаниями.

Форма урока: интегрированный (русский язык, живопись, литература, музыка)

Оборудование: компьютер, проектор, репродукция картины К.Ф. Юона“ Русская зима. Лигачево”, стихотворения о зиме, презентация учителя, презентации учащихся, рабочая карта урока (приложение ).

Цель: научить собирать материал к сочинению и использовать его при описании изображенного на картине, пользоваться художественно-выразительными средствами в письменной и устной речи.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить с творчеством К.Ф.Юона;
  • Опираясь на художественные тексты, музыку, репродукции картин, личные наблюдения обучающихся, подготовиться к сочинению-описанию по картине К.Ф.Юона “Русская зима. Лигачево”.

Развивающие:

  • Развивать умение создавать связные речевые высказывания для передачи своих мыслей и впечатлений.
  • Развивать чувство прекрасного.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к музыке, поэзии, живописи, русской природе, учить видеть в ней прекрасное, понимать ее.

Ход урока

1. Организация класса.

(Приветствие, создание благоприятного эмоцианального климата).

слайд № 1

Здравстуйте, ребята, садитесь. Запишите число, тему урока. (все записи на уроке ведутся не в тетради, а на рабочей карте урока (приложение ). Приложение распечатывается с двух сторон и складывается как тетрадь.

Целеполагание:

Какие цели поставим для себя? (дети отвечают, учитель обобщает) (слайд № 2)

Вступительное слово учителя :

За окном сегодня морозный солнечный зимний день, как и на картине К.Ф.Юона, но я не дам вам замерзнуть, т.к. на уроке мы будем беседовать в теплой дружеской атмосфере и усердно работать для достижения поставленной цели.

2. Актуализация знаний.

Итак, нам предстоит написать сочинение-описание. Что значит сочинить? (изложить свои мысли на заданную тему)

А что такое описание? Что характерно для этого типа речи? (преобладание прилагательных, перечисление одновременных признаков, один снимок).

Что можно описывать? (животных, человека, игрушку, природу, местность)

Мы с вами будем описывать картину, на которой изображен пейзаж. (слайд № 4)

Вспомните, что мы называем пейзажем? (на карте уроке есть подсказка: отрывок из стихотворения А. Кушнера, который можно зачитать).

Посмотрите на репродукцию картины К.Ф. Юона “Русская зима. Лигачево”. Какие чувства она вызывает? (радость, восторг, вдохновение)

А вы любите зиму? Какие ассоциации возникают при слове зима? (слайд №5)

(катание на санках, коньках, Новый год, подарки, снежки, горки и т.д.)

О рфографическая пятиминутка.

(слайд № 6).

Задание № 1 на рабочем листе (дублируется на слайде): Дети по цепочке читают слова, называют пропущенную букву, объясняют выбор.

3. Изучение нового материала.

Да, зима замечательное время года. Многие поэты, писатели, художники и композиторы, вдохновленные красотой зимней природы, посвящали ей свои произведения.

(слайд № 7) Русский композитор и дирижер П.И. Чайковский написал цикл произведений для фортепьяно “ Времена года”. В нем каждому месяцу посвящена своя музыкальная композиция. Я предлагаю вам прослушать пьесу “ Зима. Февраль”. (слайд № 8)

На фоне музыки демонстрируются картины зимненго пейзажа.

Какие чувства пробуждает музыка? (светлые, веселые, бодрые, вдохновляющие, музыка заряжает энергией и т.д.)

Мы услышали, как композитор с помощью звуков показал красоту и очарование зимней природы, теперь обратимся к поэзии (на рабочих картах подбор стихотворений), прочитайте стихотворения (чтение вслух).

– Давайте вспомним, какие стихотворения о зиме мы учили, может кто-то прочтет наизусть фрагменты стихотворений. (в слабом классе можно зачитать отрывки напечанных стихотворений).

Понравились вам стихотворения?

А как поэтам удается создать чудесные картины зимы? (при помощи слов, художественно- выразительных средств).

Какие средства выразительности вы знаете? Приведите примеры из стихотворений.

Итак, в стихотворениях поэтов природа не является просто фоном, она является активным действующим лицом, она неразрывно связана с миром человеческой души. Она одушевлена.

Теперь вернемся к картине К.Ф. Юона “Русская зима. Лигачево”. А что мы знаем о живописце? (слайд № 9) (проверка домашнего задания, презентация или сообщение учеников).

(Можно задать дополнительные вопросы: Какая тема нашла отражение в творчестве Юона? Какое время года было любимым? Почему в названии описываемой картины присутствует слово Лигачево?)

Посмотрительно внимательно на репродукцию картины “Русская зима. Лигачёво”

(слайд № 10), а теперь закройте глаза и представьте, что вы оказались там. Тихонько походите, прислушайтесь, приглядитесь. Откройте глаза.

Что вы почувствовали? (свежесть морозного утра, дуновение ветерка, легкий холодок и т.д)

Что вы услышали? (скрип шагов, лай собак, голоса детей, их смех)

Что увидели на переднем плане? (ребята, гуляющие по лесу, березы, заснеженная дорога, собака)

Что увидели на заднем плане? (заснеженные избы, ездок на лошади, ребята, катающиеся с горы).

А теперь отдохнем. Физкультминутка (слайд №11)

Не боимся мы пороши,
Ловим снег - хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам,
Снега хватит вам и нам.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
По пороше побежали
И снежинкой полетали.
Руки плавно отпустили,
Всем улыбки подарили.

Продолжим урок. Сейчас нам предстоит заполнить таблицу. (рабочая карта). На самостоятельную работу отводится 3-5 минут.Затем дети зачитывают свои записи, дополняют их.

  • 1 колонка заполняет строки - снег, деревья
  • 2 колонка заполняет строки - воздух, небо
  • 3 колонка – дети, избы
  • 4 колонка - настроение, пейзаж

Под таблицей есть слова для справок, которые дети могут использовать, если у них появилось затруднение.

Дети зачитывают подобранные эпитеты, другие дети дополняют, учитель может задать наводящие вопросы, если что-то дети упустили. Проверка сопровождается слайдами № 12-13

Подведем небольшой итог:

Какова тема картины? (русская зима)

Какова основная мысль? Что хотел показать (сказать) автор картины? (К.Ф.Юон восхищается русской зимой, красотой русских пейзажей. Живописец хочет, пробудить в нас любовью к родной местам, к природе).

Перейдем к следующему этапу.

Задание №3 Словарная работа.

Описывая картину, вы можете столкнуться с речевыми повторами. Чтобы их избежать, давайте подберем синонимы к наиболее часто употребляемым в работе словам. (слайд № 14)

Нарисовал- создал, изобразил, показал.

Картина- полотно, произведение живописи, репродукция.

Заключительный этап работы.

Составим план сочинения, которое нам предстоит написать.

Сколько частей в нем будет? С чего начнем? (совместная работа учителя и детей, рабочая карта).

1 часть (вступление)

О чем можно написать в 1 части? (о художнике, о его творчестве)

К.Ф. Юон-замечательный художник - пейзажист.

О чем расскажем во 2 части? (что изобразил Юон на описываемой картине, и как ему удалось передать всю красоту природы)

2 часть Русская зима в изображении Юона.

А) Белый и пушистый снег.

Б) Деревья-великаны.

В) Небо, воздух.

Г) Зимние забавы ребятишек.

О чем напишем в заключении?

3 часть. Заключение.

Какие мысли и чувства вызывает пейзаж, какое настроение создает. Что хотел сказать художник своей работой?

Рефлексия.

Что мы сегодня делали на уроке? (готовились к сочинению, говорили музыке, поэзии, о Юоне, о зиме и т.д).

Все ли удалось?

Что вызвало затруднение?

Домашнее задание.

Написать сочинение по картине К.Ф.Юона “Русская зима. Лигачёво”, используя рабочую карту урока.

Русский советский художник К. Ф. Юон прожил долгую и счастливую творческую жизнь, ушел из жизни в возрасте 83 лет. Он создал много прекрасных работ, поражающих тонким видением окружающей жизни, ее красоты. Художник увлекался разными жанрами, будь это тематическая картина или портреты современников, но полностью его талант раскрылся в пейзажной живописи.

Учеба и признание

В 17 лет Юон сдал экзамены и стал учиться в МУЖВЗ. Его учителями были Савицкий, Касаткин, Архипов, Серов. На протяжении всей жизни художнику не приходилось бороться за существование. Успех на этом поприще его нашел быстро, полотна раскупались уже в студенческие годы, едва попав на выставку. Он даже смог путешествовать по Европе и России, будучи студентом. После окончания училища сразу занялся преподаванием, чем заслужил глубокое уважение и признательность учеников, среди них были скульптор В. А. Ватагин, В. И. Мухина и другие.

Юон был не только живописцем, но еще театральным художником, графиком и теоретиком искусства. О нем писали критики и искусствоведы - выдающиеся личности его времени - художник И. Э. Грабарь, театровед А. М. Эфрос и другие. В свою очередь, сам он выступал с речью как искусствовед на темы творчества русских художников, техники живописи и художественного воспитания. С 1904 года стал постоянным членом общества «Союз русских художников».

Темы творчества и техника мастера

Большое влияние на Юона, как и на всех членов СРХ, оказала живопись Однако, усвоив ее основные принципы «размытости» форм, он остается верен традициям русского реализма.

В раннем периоде творчества, как Б. М. Кустодиев и А. П. Рябушкин, ищет темы в русском быте старины. Его пристальный взгляд приковывали мотивы деревни: состояние природы в провинциальный быт городов и деревень, старинных монастырей и церквей. Повсюду ищет красоту и радость, будь это природа, где переливаясь, блестит на солнце снег, или жизнь простого народа с его яркими одеждами.

После революции

Художественный почерк мало изменился и после революции, поменялись только темы. К историческим сюжетам Юон также подходит через жанр пейзажа. Полотна его не только завораживающе красивы, но еще и смелы. Изображая церковь, художник, словно не замечает новой власти, которая настроена воинственно к верующим.

Поздний период творчества относится к его жизни в своем доме под Москвой. Начиная с 1908 года и до конца своих дней, он трудится в деревне Лигачево. Здесь в своих полотнах он воспевает прекрасную природу деревни и пишет картины, вспоминая поэтические образы старой Москвы, где в прошлом протекала его жизнь.

Сочинение. Картина Юона «Русская зима. Лигачево»

Полотно написано в 1947 году, на закате творческого пути, сейчас хранится в Третьяковской галерее. В нем отразилась вся любовь живописца к Именно здесь, в Лигачево, написаны самые лучшие его пейзажи. Картина Юона «Русская зима. Лигачево» близка нашему русскому сердцу, смотришь на нее, и кажется, что причастен ко всему происходящему. Тихо, мирно и спокойно становится в душе, и невольно вспоминаешь свое детство, его беззаботную пору.

Картина Юона «Русская зима. Лигачево» изображает обычный зимний день, который клонится к вечеру, это видно по фиолетовому оттенку снега в зарослях деревьев. Полотно как бы разделилось пополам, внизу, где дорога, снег белый, вверху же снег приобретает насыщенный цвет благодаря тени деревьев, и чем их больше, тем краска ярче. Картина Юона «Русская зима. Лигачево» пронизана светом, исходящим от пушистых хлопьев, кажется, что даже в скорых сумерках не будет темно. Художник очень любил изображать снег, и можно сказать, что весь сюжет сводится к нему, потому что его очень много. А как же иначе, ведь русская зима-матушка славится обильными снегопадами!

Воспевание русской зимы поэтами и музыкантами

Картина Юона «Русская зима. Лигачево» воспевает красоту природы родного края. Полотно словно поет нам о чудесном времени года. На переднем плане картины попарно, с той и другой стороны, растут березки. Чуть поодаль спрятались пушистые ели, их лапы провисли под тяжестью снежной шапки. Природа погрузилась в сон, нет ни ветерка. Картина «Русская зима» Юона излучает любовь, поэзию и навевает спокойствие и умиротворение.

На холме заднего плана расположилась деревня, мы видим ее укутанные в белый наряд домики. Ребятня не торопится домой, одни лепят снеговика, другие катаются с горы на санках, третьи возвращаются с прогулки из леса. Если озвучить полотно, то можно почувствовать и увидеть в музыке П. И. Чайковского из цикла «Времена года» «Зима. Февраль. Карнавал», как они возятся, радуясь приходу зимы-матушки. Картина «Русская зима. Лигачево» навевает такие поэтические строки:

Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрый санок бег…

Стихотворение написал поэт Александр Блок, картина «Русская зима» Юона очень созвучна этим строкам. Все полотно пропитано музыкальной поэзией, так и хочется воскликнуть: «Как же хорошо зимой в родном краю!»