Строительство и ремонт

3 единство мышления и речи. Речь и мышление

единство мышления и речи общения и познания

При изучении процессов О. многие его составляющие и компоненты, как правило, выступают рядоположно с мн. др. психич. процессами. Однако в широком теорет. контексте возможно рационально вписать процессы О. в целостную функц. систему психики как одну из ее необходимых подсистем наряду с др. осн. подсистемами.

В работах Н. И. Чуприковой развивается идея, что целостная функц. система психики может быть теоретически выстроена, если взять за основу сложившееся в отеч. психологии понимание психики как отражения действительности и регуляции на этой основе поведения и деятельности и ответить на вопрос: что должно быть отражено в психике, что должно быть представлено в ней, чтобы поведение было адекватно внеш. и внутр. условиям, а деятельность успешной? Для успешности поведения и деятельности в психике должны быть представлены:

1) отраженная наличная предметная действительность, существующая в данном пространстве в данный момент времени;

2) события, могущие иметь место в будущем и имеющие место в пространстве за пределами его непосредственной данности. 1) и 2) это познавательные процессы, к-рые образуют когнитивную подсистему психики, включающую ощущение и восприятие, опережающее отражение действительности (в форме разного рода антиципаций и экстраполяций), воображение, мышление.

3). Должны быть отражены нужды собственного организма и личности (это потребностно-мотивационная подсистема психики).

4) В прямой чувственной форме должно быть отражено значение для организма и личности (положительное и отрицательное) тех или иных внеш. факторов, собственных внутр. состояний, а также результатов взаимодействия организма и личности со средой природной и социальной (это эмоции и чувства, образующие эмоциональную подсистему психики). 5) Надо учитывать весь прошлый опыт отражения и регуляции поведения (подсистема памяти). Также для успешности в психике человека должны быть представлены и сведения о том, как отражена действительность в психике др. людей: что они ощущают и воспринимают в данный момент, что они знают и понимают, о чем думают, что и как предвидят, что чувствуют и помнят, каковы их потребности. Без постоянного учета этих сведений адекватное внеш. условиям поведение и успешная деятельность невозможны. Вместе с тем каждый человек, если он хочет, чтобы поведение и деятельность др. людей были как-то согласованы с его собственным видением мира, собственными чувствами и потребностями, должен передавать им данные содержания своей психики. Это 6-я подсистема психики подсистема передачи сведений о содержании и состояниях своей психики др. людям и приема соответствующих сведений с их стороны это коммуникативная подсистемой или подсистема О. Она включает в себя все вербально-речевые процессы и процессы невербальной коммуникации. Благодаря ей каждому человеку становятся в большей или меньшей степени доступными результаты отражательной психич. деятельности др. людей.

С теорет. т. зр., человек должен иметь сведения о содержании всех подсистем психики др. людей, а также сообщать им о содержании и состояниях всех без исключения собственных психол. подсистем. Т. о., удается рационально теоретически непротиворечиво встроить коммуникативные процессы О., включая весь необходимый для этого инструментарий (невербальные средства, словесные и мн. др. искусств. знаки), в общую целостную функц. систему психич. отражения и регуляции поведения и деятельности. Как и все др. подсистемы, коммуникативная подсистема О. коренится в самих истоках жизни. Поскольку жизнь отдельных особей, как правило, протекает в составе более или менее крупных популяций, обмен информацией между особями об их внутр. состояниях и о результатах встреч со средой необходимое условие жизни популяции и каждой отдельной особи. Такой обмен информацией существует уже у простейших, не говоря уже о насекомых, птицах, приматах. При этом чем сложнее становится психика и поведение, тем более сложные формы приобретают коммуникативные процессы и их средства. Для завершенности к уже упомянутым 6 подсистемам функц. системы психики надо добавить еще 2 подсистемы, содержание к-рых также должно становиться предметом коммуникации: это 7-я, центральная, интеграционно-волевая подсистема, где интегрируются сведения, поступающие из всех 6 подсистем, где происходит синтез этих сведений, идут процессы принятия решений, происходит выработка целей и программ поведения; и 8-я, активационно-энергетическая подсистема, к-рая обеспечивает необходимый энергетико-активационный уровень работы всех др. подсистем, включая интеграционно-волевую. При этом важно учесть, что чем с более трудными задачами и ситуациями сталкивается человек, чем больше требований предъявляется к целостной функц. системе его психики, тем в большей степени (не обязательно линейно и, конечно, до опр. индивидуально обусловленного предела) включается ее активационно-энергетическая подсистема. Конкретное изучение процессов О. в составе конкретных целостных функц. систем психич. регуляции поведения и деятельности могут составить задачу будущих исследований.

Лит.: Чуприкова Н. И. Теория отражения, психическая реальность и психол. наука // Методология и история психол. 2006. Т. I; Она же. Система понятий общей психологии и функциональная система психической регуляции поведения и деятельности // Вопр. психологии. 2007. № 3; Она же. На пути к формированию единой теории психических процессов и личности // Теоретическое наследие Л. М. Веккера: на пути к единой теории психических процессов / Под ред. М. А. Холодной и М. В. Осориной. СПб., 2008. Н. И. Чуприкова

Размышление есть диалог души с самой собой» (Платон);

«Мыслить - значит говорить с самим собой... значит внутренне (через репродуктивное воображение) слышать себя самого» (И. Кант);

«Я слово позабыл, что я хо­тел сказать, / И мысль бесплотная в чертог теней вернется...» (О.Э. Ман­дельштам);

«Каждая мысль... с самого начала ощущает себя репликой неза­вершенного диалога» (Л.С. Выготский);

«Слово умирает во внутренней ре­чи, рождая мысль» (он же).

Все приведенные цитаты, каждая на свой лад, выражают общую психологическую идею, возникшую задолго до рождения научной психологии. Это идея о неразрывной взаимосвязи, взаимопроникно­вении и функциональном единстве высших форм мышления и речи.

В западном гуманитарном знании можно условно выделить три основные модели взаимоотношения языка и мышления.

Согласно первой и наиболее ранней из них, процесс мышления обходится без участия языка, а в языко­вую форму облекаются только результаты мыслительной и познавательной деятельности (античная философия, Кант, Локк).

Во второй модели посту­лируется идентичность структуры мышления, языка и познаваемого мира (Л. Витгенштейн).

Основное положение третьей модели формулируется так: язык и коммуникация выступают как условия возможности любой формы мышления и познания (современная философия языка).

Отношение мысли к слову - одна из центральных проблем не толь­ко общей психологии, но всех гуманитарных дисциплин, изучающих систем­ное взаимодействие мышления, языка и культуры. Эта проблема оказывает­ся в фокусе научных интересов психологии, когда последняя перестает до­вольствоваться рассмотрением изолированных психических образований и ставит перед собой вопрос о том, как эти образования связаны между со­бой в составе единого целого - психики человека.

Согласно Л.С. Выготскому, психическое развитие выражается в поэтап­ном формировании не только отдельных функций, но и сложных отноше­ний между ними, т.е. межфункциональных связей психики. Результатом раз­вития и усложнения «отношения мысли к слову» становится особая психи­ческая функция, присущая только человеку, - вербальное / речевое мышление.

Неразложимую единицу анализа речевого мышления, сохраняю­щую все его специфические системные свойства, Л.С. Выготский усматри­вал во внутренней стороне слова - в его значении. Именно в значе­нии слова, которое долгое время оставалось скрытым от исследователей, как другая сторона Луны, и которое несводимо к простой ассоциативной связи между звуком речи и представлением, - именно в этой точке обна­руживается «узел единства» мышления и речи.

Поскольку значение всегда предполагает обобщение, т.к. подразумевает не какой-то единичный пред­мет, но группу или класс предметов, то оно представляет собой явление, одновременно речевое по своей природе и относящееся к области мышле­ния. В значении интегрируются две основные функции речи и достигается «единство обобщения и общения», мышления и коммуникации. Специфиче­ски человеческие формы общения опосредованы речью, которая являет со­бой не просто манипулирование знаками, но передачу значений от одного коммуникатора к другому, что, в свою очередь, требует особой мыслитель­ной операции - обобщения. Мышление, речь и общение путем обмена зна­чениями - эти высшие психические функции развиваются в непрерывном взаимовлиянии.

То, что сложные формы понятийного мышления складыва­ются одновременно со становлением внутренней речи, что оба эти процес­са протекают в теснейшей взаимосвязи и неотделимы, невозможны один без другого, давно стало общепризнанным эмпирическим фактом. Это ла­конично и точно выражено в известном тезисе Л.С. Выготского: «Мышле­ние есть «немая» и свернутая внутренняя речь, тогда как речь - это озву­ченное мышление».

- 40.31 Кб

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина»

Институт психологии, педагогики и социальной работы

по дисциплине « общая психология»

На тему:
«Единство мышления и речи»

Выполнила студентка 4207 группы

отделение специальное

(дефектологическое) образование

Черутова Н.А.

Проверила Рогожкина Т.В.

Рязань, 2012

Введение 3

Единство мышления и речи 4

Речь и её функции 5

Связь мысли со словом 6

Физиологические основы мышления и речи 7

Внутренняя речь и её участие в процессах мышления 9

Заключение 11

Используемая литература 12

Введение

Проблема общности мышления речи, несомненно актуальна, поскольку их роль в общении и формировании сознания является одним из самых важных разделов психологии, к которой обращались многие учёные, такие как Л.С. Выготский, А.А. Смирнов и др.. Целью данной работы является рассмотрение взаимосвязи мышления и речи. Исходя из темы можно выделить следующие задачи:

Все перечисленные выше задачи и составляют значительную часть всего содержания психологии. Вещи не только воспринимаются наглядно, но отражаются в их связях и отношениях. Человек может не только воспринимать вещи, используя анализаторы, но может рассуждать, делать выводы, даже если не имеет непосредственного личного опыта.

Единство мышления и речи

Мышление - высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира 1 . В основе мышления различают два процесса: превращение мысли в речь (письменную или устную) и извлечение мысли, содержания из определенной его словесной формы сообщения. Мысль - форма сложнейшего обобщенного абстрагированного отражения действительности, обусловленного некоторыми мотивами, специфический процесс интеграции определенных представлений, понятий в конкретных условиях социального развития. Поэтому мысль как элемент высшей нервной деятельности представляет собой результат общественно-исторического развития индивида с выдвижением на передний план языковой формы переработки информации.

Речь и её функции

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.
По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер.
Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, то есть в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, в форме монолога, диалога, бывает письменной и устной и т.д..

Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя - средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог – двустороннего обмена информацией.

Связь мысли со словом

Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается. Специальными приборами можно зарегистрировать скрытые речевые (артикуляционные) микродвижения губ, языка, гортани, всегда сопровождающие мыслительную деятельность человека, например, при решении различного рода задач. Только глухонемые от рождения люди, не владеющие даже кинетической («ручной») речью, мыслят на основе образов.
Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому, что это скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой.

Неправильно и противоположное мнение о том, что мысль и речь по существу одно и то же, что мышление - это речь, лишенная звучания («речь минус звук», как считают некоторые буржуазные ученые), а речь - «озвученное мышление». Это мнение ошибочно хотя бы потому, что одну и ту же мысль можно выразить на разных языках сотнями разных звукосочетаний. Известно также, что существуют слова омонимы (слова с одинаковым звучанием, но разным смыслом: «корень», «коса», «ключ», «реакция» и т. д.), т. е. одно и то же слово может выражать разные мысли, разные понятия.

Физиологические основы мышления и речи

В основе процесса мышления лежит сложная аналитико- синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга в целом, но не каких-то отдельных ее участков. В основе мышления лежит образование второсигнальных временных нервных связей, опирающихся на первосигнальные связи. Второсигнальные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга с помощью слов, отражают существенные отношения между предметами. Отражение связей и отношении между предметами становится возможным потому, что слова, как указывал И. П. Павлов, представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что, по мнению ученого, и составляет сущность человеческого мышления. Другими словами, вторая сигнальная система и открывает возможность обобщенного отражения окружающего мира.

Что касается физиологических механизмов собственно речи, то эта второсигнальная деятельность коры также есть сложная координированная работа многих групп нервных клеток коры головного мозга.
Когда мы говорим друг с другом, то, с одной стороны, воспринимаем слышимые (звуковые) и видимые (письменные) речевые сигналы, с другой - произносим звуки языка при помощи мышечного голосового аппарата. Соответственно в коре левого полушария головного мозга имеются три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный.

Один из таких центров - слуховой центр Вернике обеспечивает понимание воспринимаемых слов. При нарушении его работы человек теряет способность различать, узнавать слова, хотя ощущение звуков у него остается, вследствие чего утрачивается способность и к осмысленной речи. Двигательный центр речи Брока обеспечивает произнесение слов. При разрушении этого центра человек не способен произнести ни одного слова, хотя и понимает слова, которые слышит: у него остается только способность к крику и пению без слов. Работа зрительного центра обеспечивает понимание письменной речи, чтение. При поражении его человек утрачивает способность читать, хотя зрение у него сохраняется. Разумеется, выделение указанных центров в известной мере условно, так как в основе речевой деятельности лежит объединяющая работу этих центров деятельность коры в целом..

Тот факт, что мышление человека неразрывно связано с речью, прежде всего доказывается психофизиологическими исследованиями участия голосового аппарата в решении умственных задач.

Электро-миографическое исследование работы голосового аппарата в связи с мыслительной деятельностью показало, что в самые сложные и напряженные моменты мышления у человека наблюдается повышенная активность голосовых связок. Эта активность выступает в двух формах: фазической и тонической. Первая фиксируется в виде высокоамплитудных и нерегулярных вспышек речедвигательных потенциалов, а вторая - в форме постепенного нарастания амплитуды электромиограммы. Экспериментально доказано, что фазическая форма речедвигательных потенциалов связана со скрытым проговариванием слов про себя, в то время как тоническая - общим повышением речедвигательной активности.

Внутренняя речь и её участие в процессах мышления

Очень важное значение для понимания отношения мысли к слову имеет внутренняя речь. Она в отличие от внешней речи обладает: особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по определённому закону: в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения.

Основной синтаксической характеристикой внутренней речи является
предикативность. Её примеры обнаруживаются в диалогах хорошо знающих друг друга людей, «без слов» понимающих, о чём идёт речь в их «разговоре».
Человек, размышляя во внутреннем диалоге, который, вероятно, осуществляется через внутреннюю речь, как бы общается с самим собой. Естественно, что для себя ему тем более не нужно обозначать предмет разговора.
Основной закон развития значений употребляемых ребенком в общении слов заключается в их обогащении жизненным индивидуальным смыслом. Функционируя и развиваясь в практическом мышлении и речи, слово как бы впитывает в себя все новые смыслы.

В результате такой операции смысл употребляемого слова обогащается разнообразными когнитивными, эмоциональными и другими ассоциациями. Во внутренней же речи, в чём и состоит ее главная отличительная особенность, преобладает смысл над значением, доведенного до высшей точки. Можно сказать, что внутренняя речь в отличие от внешней имеет свернутую предикативную форму и развернутое, глубокое смысловое содержание.
Еще одной особенностью семантики внутренней речи является
агглютинация, т.е. своеобразное слияние слов в одно с их существенным
сокращением. Возникающее в результате слово как бы обогащается двойным или даже тройным смыслом, взятым по отдельности от каждого из двух-трех объединенных в нем слов. Так можно дойти до слова, которое вбирает в себя смысл целого высказывания, и оно становится, как говорил Л.С. Выготский, «концентрированным сгустком смысла».
Внутренняя речь, по- видимому, и состоит из подобного рода слов, совершенно непохожих по структуре и управлению на те слова, которыми мы пользуемся в своей письменной и устной речи.

Такую речь в силу названных ее особенностей можно рассматривать как внутренний план речевого мышления. Внутренняя речь и есть процесс мышления «чистыми значениями».

А.Н.СОКОЛОВ показал, что в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный, несознаваемый процесс, беспрепятственное течение которого очень важно для реализации тех психологических функций, в которых внутренняя речь принимает участие.

В результате опытов А.Н. Соколова с взрослыми, где в процессе восприятия текста или решения арифметической задачи им предполагалось одновременно в слух читать хорошо выученные стихи или произносить одни и те же простые слоги (например, «ба-ба» или «ля-ля»), было установлено, что как восприятие текстов, так и решения умственных задач серьезно затрудняются при отсутствии внутренней речи. При восприятии текстов в данном случае запоминались лишь отдельные слова, а их смысл не улавливался. Это означает, что мышление в ходе чтения присутствует и обязательно предполагает внутреннюю, скрытую от сознания работу артикуляционного аппарата, переводящего воспринимаемые значения в смыслы, из которых, собственно, и состоит внутренняя речь.

Заключение

Итак, связь речи и мышления не только позволяет глубже проникать в явления действительности, в отношения между вещами, действиями и качествами, но и располагает системой синтаксических конструкций, которые дают возможность сформулировать мысль, выразить суждение.

В тех случаях, когда мышление совершается в основном не в форме речи в специфическом смысле слова, а в форме образов, эти образы по существу выполняют в мышлении функцию речи, поскольку их чувственное содержание функционирует в мышлении в качестве носителя его смыслового содержания. Вот почему можно сказать, что мышление вообще невозможно без речи: его смысловое содержание всегда имеет чувственного носителя, более или менее переработанного и преображенного его семантическим содержанием. Это не значит, однако, что мысль всегда и сразу появляется в уже готовой речевой форме, доступной для других. Мысль зарождается обычно в виде тенденций, сначала имеющих лишь несколько намечающихся опорных точек, еще не вполне оформившихся. От этой мысли, которая еще больше тенденция и процесс, чем законченное оформившееся образование, переход к мысли, оформленной в слове, совершается в результате часто очень сложной и иногда трудной работы. В процессе речевого оформления мысли работы над речевой формой и над мыслью, которая в ней оформляется, взаимно переходят друг в друга.
Главная функция речи у человека все же состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков.

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение взаимосвязи мышления и речи. Исходя из темы можно выделить следующие задачи:
Анализ того, как строится наглядное отражение действительности
Анализ отражения человеком реального мира, в котором он живет
Анализ получения человеком субъективного образа объективного мира











Общественная сущность языка. Социальные факторы в развитии системы языка.

Общественная функция языка проявляется в том, что он подвержен влиянию социальных факторов это влияние наиболее заметно в фонетической истории языка. В результате влияния соц. Факторов на синтаксис появляются новые словосочетания. Наиболее сильному влиянию социума подвержен словарный запас. Переход слов в пассивный запас, появление неологизмов. О связях языка и общества свидетельствует стилистическая дифференциация языка: зависимость использования языковых средств от социальной принадлежности языка и от потребности общества. Разные функциональные системы используются в науке делопроизводства. Реакция общества на язык проявляется в социальной дифференциации. Язык объясняется неоднородностью общества. Территориальные и социальные диалекты являются коррективной независимой от воли отдельных представителей не исключается влияние общества (государства) на язык. Способствующая более эффективному функционированию языка (усовершенствование орфографии, пунктуации).

Понятие знака. Основные свойства знаков.

Современная лингвистика основана на понятии знаков Фердинандом Де Соссюром. Любой знак служит средством передачи информации (информативность знака), чтобы выполнить данную функцию, знак должен быть воспринимаемым (материальным). Материальное явление может служить знаком, если человек имеет возможность представить данное явление в двух состояниях. Знаки не создаются каждый раз заново, а воспроизводятся (воспроизводимость знака). Знак отсылает к объекту действительности, который называется рефлекторным. В этом состоит его референциальность. Сам знак как материальное явление и референтный не связанны между собой. Знак може иметь другое значение. Данное соотношение является условностью знака. Другой аспект знака, соотнесенный с условностью состоит в непроизвольности в социальном коллективе. Любая знаковая система может эффективно функционировать только тогда, когда знаки воспринимают одинаково всеми членами коллектива. Условность знака проявляется в момент его введения. Степень обязательности знака зависит от длительности его функционирования и количества людей которые пользуются этим знаком. Еще одним свойством знака является его противопоставление другим знакам по форме и содержанию.

Типология знаков.

1. Знаки иконы – связанны с объектом, отношением подобия или сходством (мотивированный знак), копия документов или отпечатки пальцев.

2. Знаки индексы – устанавливают факт физической связи между предметом и знаком. Связь формы и содержания этих знаков основано не на сходстве, а на близости в пространстве или во времени, (дым означает наличие огня). Эти знаки всегда связаны с определенной ситуацией могут быть звуковыми (звонок – начало/конец пар) зрительные (красн. огонь маяка)

3. Знаки символы – их форма не дает представления о содержании. Связь устанавливается производно по соглашению. Содержание таких знаков образно мотивированны (красный крест – медицина). Вторичные знаки (субституты) замещают не предмет, а первичный знак (фонема – знак, буква – субститут). Наиболее известны математические знаки, дорожныею. Эти знаки могут образовывать особые знаковые системы (эсперанто).

Вспомогательные языки.

Языковые контакты ведут к образованию вспомогательных языков – гибридные языки с бедным словарем минимальной грамматикой. Для участников коммуникации вспомогательный язык не является родным, он имеет функцию тематического ограничения, среди таких языков различают: лингва-франка, пиджины и коины.
Лингва-франка- торговый язык сложившийся в средние века в средиземноморье, как средство общения арабских и турецких купцов с европейцами. В современности социолингвистический термин расширил свое значение и стал обозначать любой контактный язык в межэтническом общении.
Пиджин – язык торговых и деловых контактов в основе котрого лежаит смешение элементов одного из европейских языков (англ.и франц.) он использует европеский словарь, фонетику и грамматику. В функциональном отношении пиджины могут оспользовать как лингва франка т.е. в контактах представителей разных метсых этносов. Пиджин который стал родным для данного этноса называют креольским языком.
Койне - – устный язык межплеменного и наддиалектического общения.

Единство и особенности языка и мышления.

Язык и мышление образуют единство, которое включает два основных аспекта:
а) генетический - выражающийся в том, что происхождение языка было тесно связано с возникновением мышления, и наоборот;
б) функциональный - с этой точки зрения язык и мышление в их современном состоянии представляют собой такое единство, стороны которого взаимно предполагают друг друга и способствуют взаиморазвитию.

Вместе с тем язык и мышление не тождественны. Каждая из сторон единства, составляемого ими, относительно самостоятельна и обладает своими специфическими законами функционирования и развития. Поэтому характер взаимоотношений языка и мышления в процессах познания и общения может быть различным в зависимости от видов мышления, целей мыслительной деятельности и т. д. Таким образом, между языком и мышлением существуют определенные различия.

Во-первых, отношение между мышлением и языком в процессе отражения человеком мира не может быть представлено в виде простого соответствия мыслительных и языковых структур. Особенно четко это проявляется в выражении мысли на разных языках. Мышление осуществляется в общих для всех людей формах, а естественные языки довольно сильно различаются.
Во-вторых, различие существует в строении языка и мышления. Основными единицами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Составными частями языка являются: фонема, морфема, лексема, предложение (в речи), аллофон (звук) и другие.
В-третьих, мышление отражает объективный мир в идеальных образах с разной степенью глубины и детализации, постепенно приближаясь к более полному охвату предметов и их определенности, к постижению сущности. Язык, в свою очередь, закрепляет полученное знание, он выделяет и подчеркивает в нем то, что ранее было сделано мышлением. Причем делает он это с помощью своих, специально выработанных для этого средств, в результате чего в формах языка достигается адекватное воспроизведение характеристик предметной действительности.
В-четвертых, язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением понятийным аппаратом и законами логики, с познавательными способностями субъекта.
Язык и мышление, находясь в таком противоречивом единстве, оказывают друг на друга взаимное влияние. С одной стороны, мышление воздействует на язык. Это осуществляется следующим образом:
- мышление предоставляет содержательную основу для языка, для речевых выражений;
- мышление контролирует использование языковых средств в речевой деятельности, саму речевую деятельность, управляет использованием языка в коммуникации;
- в своих формах мышление обеспечивает освоение и наращивание знаний, закрепляемых в языке, опыта его употребления;
- мышление определяет уровень языковой культуры;
- обогащение мышления (изменение и уточнение содержания и объема понятий, обоснование новых понятий и т.п.) ведет к обогащению языка (появлению новых слов и словосочетаний, уточнению их смысла и значения и т.п.).
С другой стороны, язык оказывает влияние на мышление по следующим направлениям:
- язык является средством формирования единиц мысли и их сочетаний во внутренней речи;
- язык выступает по отношению к мышлению в качестве основного средства вызова тех или иных мыслей у партнера, их выражение во внешней речи. Тем самым мысль одного человека становится доступной для других людей;
- язык представляет собой средство для моделирования мысли, работы с мыслью, а также средство моделирования действительности;
- язык предоставляет человеку возможность управлять своими мыслями, так как им придается конкретная форма;
- язык по отношению к мышлению выступает средством воздействия на действительность, средством прямого, а чаще всего - косвенного преобразования действительности через практическую деятельность людей, управляемую мышлением с помощью языка (опредмечивание и распредмечивание, объективация и субъективация мышления);
- язык выступает в качестве средства тренировки, оттачивания, совершенствования мышления.
Таким образом, соотношение языка и мышления разнообразно и существенно: они находятся в единстве, имеют определенные различия и оказывают взаимное влияние друг на друга. Главное в этом соотношении: как для мышления необходим язык, так и для языка необходимо мышление.
Формы и средства мышления, являясь идеальными образованиями, материализуются в языке и могут анализироваться только с использованием речевых средств. Между общими структурами мышления и структурами языкового выражения существует тесная взаимосвязь: каждой мыслительной структуре адекватна определенная языковая структура и наоборот.