Строительство и ремонт

Какие таинства православной церкви. Христианские таинства

Православные Таинства — это священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая Божественная благодать или спасительная сила Божия.

В Православии принято семь Таинств: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение. Совершитель Таинств — Бог, совершающий их руками священнослужителей.

7 Таинств православной церкви

Таинство Крещения

Таинство Крещения есть такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа, омывается от первородного греха, а также и ото всех грехов, совершенных им самим до Крещения, возрождается благодатью Духа Святого в новую духовную жизнь (духовно рождается) и делается членом Церкви, т.е. благодатного Царства Христова.

Таинство Крещения установил Сам Господь наш Иисус Христос. Он освятил Крещение Своим собственным примером, крестившись у Иоанна Предтечи. Потом, по Воскресении Своем, Он дал апостолам повеление: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19).

Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви Христовой.

Для принятия Крещения необходимы вера и покаяние.

Православная Церковь крестит младенцев по вере их родителей и восприемников. Для этого и бывают при Крещении восприемники, чтобы поручиться перед Церковью за веру крещаемого. Они обязаны научить его вере и позаботиться о том, чтобы их крестник стал истинным христианином.

Это священный долг восприемников, и они тяжко грешат, если пренебрегают этим долгом.

Так как Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то и Таинство Крещения над человеком совершается однажды: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4, 4).

Таинство Миропомазания

Миропомазание есть Таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной христианской жизни.

О благодатных дарах Духа Святого сказал Сам Иисус Христос: «Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой».

Благодатные дары Святого Духа необходимы каждому верующему во Христа. Первоначально святые апостолы Таинство Миропомазания совершали через возложение рук (Деян. 8, 14-17; 19, 2-6). А в конце первого века Таинство Миропомазания стало совершаться через помазание святым миром — особенным образом приготовленный и освящённый состав из благовонных веществ и елея.

Миро освящали непременно сами апостолы и их преемники — епископы (архиереи). И теперь освящать миро могут только епископы. Через помазание освященным епископами святым миром по поручению епископов могут совершать Таинство Миропомазания и пресвитеры (священники).

При совершении Таинства святым миром крестообразно помазуются верующему следующие части тела: лоб, глаза, уши, рот, грудь, руки и ноги — с произнесением слов «Печать дара Духа Святаго. Аминь».

Таинство Покаяния

Покаяние есть Таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.

Иисус Христос дал святым апостолам, а через них и всем священникам власть разрешать (прощать) грехи: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23).

Святые апостолы, получив на это власть от Господа, совершали Таинство Покаяния, многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои (Деян. 19, 18).

Для получения прощения (разрешения) грехов от исповедующегося (кающегося) требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их перед священником, твёрдое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.

В особых случаях на кающегося налагается епитимья (слово греческое — «запрещение»), предписывающая некоторые лишения, направленные к преодолению греховных привычек, и исполнение тех или иных благочестивых дел.

Таинство Причащения

Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина принимает (вкушает) Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни.

Таинство Святого Причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной вечери, накануне Своих страданий и смерти. Он Сам совершил это Таинство: взяв хлеб и благодарив (Бога Отца за все Его милости к роду человеческому), преломил и подал ученикам, говоря: «Приимите ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание». Также, взяв чашу и благодарив, подал им, говоря: «Пейте из нее все; ибо сия есть Кровь Моя, Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» (Мф. 26, 26-28; Мк. 14, 22-24; Лк. 22, 19-24; 1 Кор. 11, 23-25).

Так, Иисус Христос, установив Таинство Причащения, заповедал ученикам совершать его всегда.

В беседе с народом Иисус Христос сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 53-56).

Согласно заповеди Христовой, Таинство Причащения постоянно совершается в Церкви Христовой и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, пресуществляются в истинное тело и в истинную кровь Христову.

Хлеб для Причащения употребляется один, так как все верующие во Христа составляют одно тело Его, глава которого есть Сам Христос.

Святая Церковь заповедует причащаться каждым постом и никак не реже одного раза в год. По канонам Церкви человек, пропустивший без уважительной причины три воскресенья подряд без участия в Евхаристии, т.е. без Причащения, тем самым ставит себя вне Церкви (21-е правило Эльвирского, 12е правило Сардикийского и 80е правило Трулльского Соборов).

К Таинству Святого Причащения христиане должны подготовлять себя говением, которое состоит в посте, молитве, примирении со всеми, а затем — исповедью, т.е. очищением своей совести в Таинстве Покаяния.

Таинство Святого Причащения по-гречески называется Евхаристией, что значит «благодарение».

Таинство Брака

Брак есть Таинство, в котором при свободном (перед священником и Церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подаётся благодать Божия для взаимной помощи и единодушия и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы, благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1,28).

Иисус Христос освятил Брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление, сказав: "Сотворивший (Бог) в начале мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27). И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью (Быт. 2, 24), так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Союз Иисуса Христа с Церковью основывается на любви Христа к Церкви и на полной преданности Церкви в волю Христову. Отсюда муж обязан самоотверженно любить жену, а жена обязана с любовью, повиноваться мужу. Семья есть основа Церкви Христовой.

Нахождение в Браке необязательно для всех, но лица, добровольно остающиеся безбрачными, обязаны проводить чистую, непорочную и девственную жизнь, которая, по учению Слова Божия, есть один из величайших подвигов.

Таинство Священства

Священство есть Таинство, в котором через архиерейское рукоположение избранный человек (во епископа, или пресвитера, или диакона), получает благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой.

Это Таинство совершается только над лицами, избираемыми и посвящаемыми в священнослужители. Степеней священства три: диакон, пресвитер (священник) и епископ (архиерей).

Посвящаемый во диакона получает благодать служить при совершении таинств. Посвящаемый во священника (пресвитера) получает благодать совершать таинства. Посвящаемый во епископа (архиерея) получает благодать не только совершать таинства, но и посвящать других для совершения таинств.

Таинство Священства есть установление божественное. Святой апостол Павел свидетельствует, что Сам Господь Иисус Христос поставил одних апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (Еф. 4, 11 — 12).

Апостолы, по наставлению Духа Святого, совершая это Таинство, через возложение рук возводили во диаконы, пресвитеры и епископы.

Об избрании и рукоположении самими святыми апостолами первых диаконов говорится в книге Деяний апостольских: их поставили пред апостолами, и сии (апостолы), помолившись, возложили на них руки (Деян. 6, 6).

О рукоположении пресвитеров говорится: рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они (апостолы Павел и Варнава) помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали (Деян. 14, 23).

Таинство Елеосвящения

Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании больного освящённым елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней (на всех седмицах, кроме первой и последней, Великого поста, и надо всеми, желающими очистить душу от греха).

Таинство Елеосвящения еще называется Соборованием, потому что для совершения его собирается несколько священников, хотя при необходимости может совершить его и один священник.

Это Таинство ведёт свое начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть во время проповеди исцелять всякую болезнь и немощь, они многих больных мазали маслом и исцеляли.

— Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему, — говорит апостол Иаков.

Елеосвящение над младенцами не совершается, потому что у младенца не может быть сознательно совершенных грехов.

Таинства Православной Церкви – это священнодействия, через которые, на основании повеления Иисуса Христа, под видимыми чувственными знаками не только представляется но действительно преподается принимающими их невидимая благодать. Человек, как существо духовно-чувственное может познавать невидимое Божие только в чувственных видах и тем легче и сильнее удостоверяется в действительности духовных предметов.

Видимые знаки в священнодействиях, или таинствах, необходимы для одного человека; а благодать Божия для воздействия на человека не нуждается ни в каких средствах. Святой Иоанн Златоуст говорит: «если бы мы были безтелесны; то и Христос сообщал бы нам духовные дары безтелесно: но так как душа наша соединена телом; то духовное сообщается нам в чувственных видах». Следовательно по своему устройству человек нуждается в видимых средствах, чтобы принимать через них невидимую силу Божию.

Происхождение таинств

Само собой разумеется, что никто другой, кроме самого Господа, не мог установить таких средств облагодатствования человека. Это дело Божие, дар самого Бога. Этим и отличаются таинства от других священнодействий, к которым относятся: пострижение в монашество, различные молебны и т.д. Эти действия сами по себе священны, благочестивы; но наши, нами самими от своего лица и во славу Божию совершаемы. Есть священные действия и такие, которые не могут назваться действиями нашими, как совершаемые благодатью Божией, но не считаются таинствами, например освящение храмов или воды, благословение хлебов.

Божественное действие без видимости было бы только духовное, а не таинственное. В видимом и невидимом действии Божием и во внешнем виде, установленном от Бога, заключается, по понятию Восточной Церкви, отличительное свойство таинства - почему все таинства совершаются и преподаются крестным руковозложением и благословением, как знамением сообщения благодати, через образ креста Господня, которым совершена тайна нашего спасения и дарованы нам все божественные силы.

Отсюда, имея такое понятие о таинствах, сколько нечестиво, столько же и безумно было бы приравнивать таинства христианские к магическим тайнам, в которых известным действиям или знакам приписывается такое свойство, что ими будто бы необходимо вызывается сверхъестественная сила. Здесь знаки сами по себе ничего не значат. Все значение их состоит в том, что с ними Бог не по какой либо необходимости, а совершенно свободно, благоволил соединить действия спасительной своей благодати. Отсюда понятно, что те только священнодействия имеют несомненное значение тайнодествй или таинств христанских, которые учреждены самим Богом, как видимые средства сообщения человеку спасительных даров Святого Духа. Они действенно исполняют Евангелие Христово.

Сколько таинств в Церкви

Святая Церковь, сообразно смотрению Божию о нас, предначертанному Евангелием, утвержденному святыми отцами в предании, допускает в своем Богослужении семь таинств, которые соответствуют семи дарам Святого Духа, исчисляемым у Пророка Исайи. Семь даров Святого Духа, ниспосланных на землю, изображено в образе семи огненных светильников, горящих перед Престолом, и в образе семи очей Агнца, за нас закланного, в семи очах смотрения Его о нас. Имея соотношение с нашей жизнью, семь таинств таинств обнимают всю жизнь христианина, удовлетворяют всем потребностям жизни его во Христе и как бы составляют собой новую седмерицу благодатных дел Господа для христианина и наполняют всю настоящую его жизнь. Через таинства мы рождаемся, дышим, питаемся, продолжаем свой род, очищаемся и исцеляемся. Все семь таинств Православной Церкви: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение имеют божественное происхождеше; так как они установлены самим Иисусом Христом.


Все христианские таинства имеют действительное значение только в Православной церкви и только здесь понятен их в православном подлинный смысл и действительна их благодатная сила. Вне Богослужения церкви они являются не таинственными действиями, а простыми обрядами или другим чем-либо, как было в язычестве.

В Православной церкви через таинство Крещения человек, принимающий его, вводится в церковь, делается членом тела Христова и получает начаток новой жизни, облекается в новое право сыноположения Богу, и таким образом становится новым человеком. Поэтому Крещение, для выражения своего внутреннего значения, в Священном Писании называется баней пакибытия, новорождением и облечением во Христа. Поэтому оно, как новое рождение, и не повторяется, для чего и говорит святая церковь в Символе Веры: исповедую едино крещение.

Через таинство Миропомазания новокрещенный как бы посвящается на первую степень церковную, или получает то звание в церкви, которое принадлежит всем ее членам. Все помазанники Божии, имеют на себе печать Святого Духа и в себе все Божественные силы. Подобно Крещению и это таинство не может быть повторяемо.

Через таинство Покаяния человек получает постоянное исцеление от духовных болезней - грехов, семя которых остается в природе нашей и после Крещения и составляет того ветхого человека, полное совлечение которая, вместе с полным облечением в новая, есть главная задача земной жизни христианина - облечься в нового человека, созданного по Богу в правде и в преподобии истины. Врачуя грешников таинством Покаяния, святая церковь постоянно таким образом восстанавливает нарушенный ими союз с Богом и возвращает им право сыноположения, приобретенное во святом Крещении. Поэтому Покаяние называется иногда вторым Крещением.

Через таинство Причащения человек, вкушая истинное Тело и истинную Кровь Христову, теснейшим образом соединяется со Христом.

Через таинство Священства сообщается принимающему его пастырская власть, или право и сила руководить верующими, питать их словом Божиим и преподавать им благодать Святого Духа. Пастырство преподается только избранным лицам в таинстве священства. По самому значению своему это таинство не повторяется.

Через таинство Брака благословляется союз двух лиц различного пола; после чего они уже не просто мужчина и женщина друг для друга, но муж и жена и одна плоть. От благословенного союза их, как от священного корня, могут возникать и ветви святые, т.е., дети от христианского брака в самом происхождении своем получают уже освящение.

Таинства Православной церкви должны быть принимаемы лицами, приступающими к ним с верой в Искупителя, с покаянием и сокрушением о грехах, с молитвой и сердечным умилением.

Через таинство Елеосвящения церковь врачует телесные немощи своих членов. Если не всегда через это таинство возвращается больным телесное здоровье и сохраняется жизнь их; то через это нисколько не отрицается благодать таинства; потому что таинство Елеосвящения простирается не на одно тело, но и на душу, и молитвы верующих никогда не могут оставаться бесплодными для немощного телом брата их.

Чтобы таинства, как священнодействия, могли благодатно воздействовать на человека, для этого они должны быть совершаемы по воле Господа Иисуса, согласно с Его установлением.

Чтобы то и другое таинство могло быть совершаемо согласно с волей Господа, для этого необходимо и совершителю таинств иметь право на то, что и как он совершает, и желание совершить священнодействие Богоустановленным образом.

Священнодействующий должен приступать к совершению таинств не только с намерением или желанием, но и с глубочайшим благоговением, в чистоте духа и тела. Этого требует величие и святость таинств; и сама церковь приготовляет священнослужителя к совершению таинств, например, Крещения и Евхаристии, особенными умилительными молитвами. Здесь нужно заметить, что благоговение требуется от совершителя таинств только для того, чтобы ему самому не подвергнуться за небрежение к делу Божию суду и суду церковному.

Что дают таинства человеку

Маленькая частица яда, попавшая в организм человека, заражает и умерщвляет тело. Яд греха разлился по всему человечеству и заразил его смертельной заразой. В природу человека внесена скверна, а через нее отчуждение от Бога и духовная смерть. Избежать этой смерти возможно только через соединение с Богом, а оно достигается покаянием и верой в искупительный подвиг Спасителя. Человеку необходимо стать последователем Христа и через Него действием Святого Духа очиститься от грехов и начать новую жизнь в любви и правде заповедей Божиих. Только это делает его способным к вечной и блаженной жизни. Средства, через которые каждый уверовавший получает освящающую его благодать, - это христианские Таинства. Слово «таинство» означает всякую глубокую, сокровенную мысль, вещь или действие. Таинства - это такие священные действия, в которых при произнесении определенных слов на верующего таинственно и невидимо действует благодать Божия. При сотворении мира Творец говорил: «Да будет свет» (Быт. 1,3) - и силой слова Его стал свет. Так и в Таинствах - при произнесении установленных Церковью слов могущественно действует на человека благодать Божия.

Таинства - это пособия немощному человечеству. Их цель - дарование людям благ любви Божией. Плод их - освобождение от греховной жизни. Само слово «таинство» указывает, что оно не подлежит исследованию разума, а принимается верующим сердцем. Как и при каких условиях осуществляется союз с Богом и какими средствами? Первое условие - это добровольное и искреннее желание освободиться от греховной жизни, покаяться. Раскаяние - одно из великих достижений человеческого духа, оно есть плод осознания своей вины и в делах, и в мыслях. Раскаяние - это забота о своем духовном состоянии. Обращению человека помогает Сам Бог. В этом главной действующей силой является любовь Божия. Второе условие - заменить свою старую греховную жизнь новой: не делать зла, а делать добро. Нужно впитывать в себя новые, исходящие от Спасителя через Его Церковь воззрения. Для этого нужна помощь, нужны указания. Как найти руководство и руководителей для христианской жизни? В народных обычаях? Но в них к правде и чистоте нравственности примешаны предрассудки и людская неправда. том, что следует делать. Они касаются внешних проявлений воли человека, а внутренней, сердечной жизни почти не касаются.

По учению Церкви, условием для получения благодати в Таинстве является внутренняя настроенность, расположение человека, принимающего таинство; от человека требуется вера, искреннее желание и полная готовность принять его.

Как совершается обращение человека к Богу? Оно совершается при взаимодействии Бога и человека. Бог Своей благодатью возбуждает в человеке желание обратиться к Нему. Человек на действия возбуждающей благодати отвечает своей волей, желанием и готовностью ее воспринять. Но человек может и оставить призывы Божий без внимания. Тогда обращение не состоится. Благодать Святого Духа - это особая сила Божия, необходимая для спасения человека. Под действием благодати человек приобретает способность воспринимать и понимать Слово Божие.

Отношение к Богу у некоторых наших сограждан достаточно странное. Многие полагают, что им будет даровано прощение и вечная жизнь, если они будут регулярно посещать церковь, по большим праздникам раздавать бедным милостыню и носить . При этом основополагающие правила поведения верующего человека для них остаются тайной за семью печатями, а Православные обряды они воспринимают как театрализованные действа, полностью игнорируя их глубинный смысл.

​Между тем подобное положение дел является крайне несправедливым, ведь таинство обряда - это сокровенная мысль, имеющая немалую силу и неисчерпаемую энергетику, которая одаривает верующего невидимой Божьей благодатью. Поэтому если вы ищите свою собственную тропинку к Истине, разбираться в основных Православных обрядах будет совсем нелишне. Ведь в их основе - отголоски многовековой истории русского народа.

Одно из важнейших и самых сокровенных таинств, символизирующее обретение духовной связи только что народившегося человека с Богом. Изображение Ионанна Крестителя, как особенно почитаемого святого, мы можем увидеть на многой . К сожалению, Крещение стало весьма популярным в обычной светской жизни, отчего оно многими воспринимается с недостаточной серьезностью. Еще более недопустима ситуация, когда к таинству человек приходит «за компанию», не желая при этом воспринимать происходящее с должной серьезностью.

Миропомазание

Чаще всего совершается после Крещения, хотя в отдельных случаях допускается самостоятельное проведение этого обряда. Православная Церковь считает, что без Миропомазания верующий не готов к Причастию, являясь, даже в весьма зрелые года, своеобразным «ребенком». Кстати, согласно Большому Требнику, подобным образом к Истине может прийти человек, крещенный в младенчестве, но после воспитываемый вне канонов и правил Православной Веры.

Обряд, почитаемый верующими вторым по значимости после Крещения. Покаяние - это немалый, требующий полной самоотдачи труд, предпринимаемый согрешившим человеком для восстановления связи с Богом. Считается, что обряд имеет смысл только в том случае, если христианин искренне раскаялся в совершенных грехах, ставших ему ненавистными. Это принимается Богом как самая большая жертва, на которую способен верующий. Покаяние является необходимым условием для спасения души после смерти.

Причащение (Евхаристия)

Один из самых сокровенных обрядов, который напоминает верующим о страданиях Иисуса Христа. Ведь вкушаемый ими хлеб и вино - это Тело и Кровь Господа. К обряду принято готовиться заранее, для чего следует истово молиться, посещать богослужения, соблюдать пост, совершать добрые дела, примириться с недругами и исповедаться. В настоящее время считается, что обряд следует совершать не реже, чем раз в месяц.

Священство

Таинство, при котором на избранного нисходит Святой Дух, открывая перед ним стезю пастыря и наставника верующих. Осуществляется посредством святительского рукоположения, а распространенное мнение, согласно которому Священство является одной из форм назначения на должность, является в корне неверным. Сами верующие называют его благодатным актом, ниспосылающим праведнику дар служения Богу.

Венчание

Многие молодожены не понимают, что штамп из ЗАГСа для Православной Церкви не значит ровным счетом ничего. По-настоящему пара становится семьей, если получает Божье Благословение. Венчание - исключительно мощное таинство, которое даруют брачующимся небесную защиту и покровительство, однако относиться к нему нужно со всей возможной серьезностью. И совсем не обязательно проводить его в ради пафоса. Даже совершенный в маленькой церкви обряд с истинной верой станет хранителем семейного очага на всю жизнь.

Елеосвящение (Соборование)

Многие несведущие люди уверены, что это таинство совершается исключительно над умирающим, хотя, на самом деле, это далеко не так. Глубинный смысл помазания елеем - духовное и физическое исцеление, призыв Божьей Благодати и очищение помыслов страждущего. Таинство требует от человека , покаяния и смирения.

Евангелие – благая весть.
Евангелие - жизнеописание Иисуса Христа; книги, почитаемые как священные вхристианстве, в которых рассказывается о божественной природе Иисуса Христа, его рождении, жизни, чудесах, смерти, воскресении и вознесении.

57. Апостолы –12 учеников и последователей Иисуса Христа, избранные, чтоб нести его Учение народам.

Евангелисты (возвещающие хорошую весть) - А) апостолы, авторы четырёх каноническихЕвангелий-Матфей,Марк,ЛукаиИоанн. Б) последователи Евангелической церкви – объединения протестантских церквей, возникших на основе лютеранства.

58. Культ в христианстве, по мере становления христианской церкви, постепенно усложнялся, заимствуя многие элементы из древних культов, перерабатывая их, приспосабливая к христианскому вероучению. Так, в христианство вошли элементы иудейского культа, обрядовых действий греко-римских религий, получившие новое содержание, новое осмысление.

Впоследствии на протяжении всей истории христианства культ видоизменялся, выступая в разной форме в различных христианских направлениях. В католическом и православном культах значительную роль играют богато украшенные храмы, вся обстановка которых должна оказывать эмоциональное воздействие на верующих, длительные богослужения, религиозные таинства, обряды, посты, праздники, культ креста, "святых" и мощей. Каждый из этих элементов имеет свое особое назначение, выполняет свою служебную роль.

Важнейшие составляющие христианского культа это 7 таинств.

59.Таинства – главные христианские обряды, во время которых под видимыми действиями человек незримо обретает божественную благодать.

7 Христианских таинств:

1.Крещение – человек становиться христианином, смывает себя первородный грех и прочие грехи.

2.Миропомазанье - освящение человека путем смазывания его ароматической смесью (миро), которую крестообразно наносят («Печать Святого Духа»)

3.Евхаристия/причастие/причащение – под видом хлеба и вина человек принимает плоть и кровь Христа, при совершении которого верующие, согласно христианскому вероучению, приобщаются к Христу.

4.Исповедь/покаяние - раскрытие верующим своих грехов Богу в присутствии священника и получение «отпущения грехов» от имени Христа

5.Брак/венчание – соединение души мужчины и женщины для дружбы и рождения детей.

6.Священство/рукоположение - посвящение в священнослужители.

7.Елеосвящение – помазанье тяжелобольного или умирающего для улучшения здоровья или провода души и для того, чтоб отпустить грехи.

60.Пасха в иудаизме (песах): отмечается в честь «исхода» евреев из Египта, знаменует начало существования евреев как нации.

Пасха в христианстве : главный праздник, в честь воскресения Иисуса Христа

61. Раскол христианской церкви в 1054 году, также Великий раскол - церковный раскол, после которого окончательно произошло разделениеЦерквинаРимско-католическуюцерковь на Западе иПравославную- на Востоке с центром вКонстантинополе.

В период своего становления во 2-4 веках разделилась на ряд епархий – церковно-административных территорий, управляемых епископами. Политико-экономическая и национально-культурная специфика регионов вызывала межепархиальные споры. Обостряла ситуацию борьба духовенства за власть и невозможность принятия единого обряда богослужения.Этот раскол назревал в течение нескольких столетий. В 867 году римский папа Николай I и Константинопольский патриарх Фотий предали друг друга публичному проклятию. А в XI в. вражда вспыхнула с новой силой, и в 1054 г. произошел окончательный раскол в христианстве.

Протестантизмкак идеология и международная историческая сила оформился в XVI веке, когдаМартин ЛютериЖан Кальвинвозглавили массовое движение против духовной монополиикатолицизма. Протестантизм– одно из основных направлений в христианстве, отколовшееся от католицизма в ходе Реформации (идеологическое противостояние внутри церкви) в ХУ1 веке. Объединяет множество самостоятельных церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, баптисты, адвентисты и пр).

Три основные ветви христианства : православие, католицизм и протестантство.

Важнейшие отличия между 3 ветвями христианства:

Православие

Католицизм

Протестантство

Отличие в вероучении

Поклоняются Святой Троице (Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух)

Троицу не признают, поклоняются Иисусу Христу.

Верят в рай и ад

Верят в рай, ад и Чистилище – промежуточное место временного пребывания души до Страшного Суда.

Верят в грядущий рай на земле, а ад – геенна огненная.

Признают только Непорочное Зачатие Иисуса Христа; культ Девы Марии.

Непорочное зачатие Иисуса Христа и Девы Марии; культ Марии как Пречистой Девы.

Не признают Непорочного Зачатия; нет поклонения Марии.

У Христа не может быть земных заместителей

Папа Римский – наместник Христа на земле.

Не признают власти пап.

Признают отпущение грехов исключительно как результат покаяния.

Т.к. церковь имеет излишек святости, то может давать индульгенции.

Не признают отпущение грехов кем бы то ни было, тем более в виде индульгенций.

Различия в богослужении и культе.

Богослужение (литургия) – один раз в день в соответствии со строгим каноном.

Литургия проводиться в соответствии с каноном, может служиться по нескольку раз в день, сопровождается проповедью.

Вместо литургии – проповедь.

Во время богослужения стоят

Во время богослужения сидят

Поведение не регламентировано.

Культовые изображения только живописные.

Культовые изображения скульптурные и живописные

Не признают ни храмов, ни культовых изображений.

Богатая символика; главный символ – крест.

Не признают символы.

Культ святых

Не признают культ святых.

7 таинств

2 таинства: крещение и причащение

Таинство покаяние - внутренне очищение души, священник не расспрашивает, не осуждает, а только отпускает грех.

Таинство покаяния – внешнее расследование и суд над грешником; священник детально разбирает грех и назначает наказание – епитимию, и только после этого грех может быть отпущен.

Совершают крестное знамение 3мя пальцами.

Совершают крестное знамение 5ью пальцами.

Не крестятся.

Различия в церковной организации.

Ок. 500 млн. последователей

Ок. 1,2 млрд. последователей

Ок. 500 млн. последователей.

Состоит из 15 автокефальных церквей.

Представляет собой централизованную организацию, возглавляемую Папой Римским.

Несколько десятков крупных церквей и несколько сотен конфессий и сект.

Духовенство делится на черное(монашествующее) и белое, имеющее право вступать в брак.

Все духовенство даёт обет безбрачия - целибат.

Нет духовенства; общиной руководит избираемый пастор.

Институт монашества и отшельничества.

Институт монашества: несколько десятков орденов (иезуиты, францисканцы, доминиканцы)

Не признают институт монашества.

Женщина не может стать священнослужителем, только монахиней

В некоторых конфессиях женщина может стать пастором.

62. Владимир провел две религиозные реформы : реформирование язычества и обращение к христианству. Первая сводилась к тому, что Владимир отобрал из огромного числа языческих богов несколько главных, среди которых Перун стоял во главе, Стрибог, Дажьбог, Макошь. Также были включены Хорс и Семаргл. Эта реформа, однако оказалась недостаточной, поскольку для раннефеодального государства, каким было тогда Киевское, требовалось уже утверждение монотеистической религии, лучше всего освящавшей власть великого князя. Таких религий в Киеве знали три: христианство, ислам, иудаизм. Владимиру, как и княгине Ольге, нужно было решить вопрос, какое христианство принять - западное или восточное. Этот вопрос ему пришлось решать в условиях сильного дипломатического нажима, как со стороны Рима, тик и со стороны Константинополя. Столетиями Киев общался с Константинополем, связи с западом были слабее, поэтому предпочтение было отдано восточному христианству.

Крещение Руси ввело ее тесным образом не только в семью христианских славянских государств, но и вцелом в систему христианских стран Европы с их культурными достижениями. Обогатилась русская культура и имеющими глубокие исторические традиции достижениями стран Ближнего Востока и, конечно культурными сокровищами Византии. Русь выиграла от союза с Византией, но вместе с тем Руси и в дальнейшем приходилось оказывать постоянное сопротивление политическим и церковным притязаниям Византийской империи, стремившейся подчинить Русь своему верховенству. Тем не менее Владимир, креститель Руси, чувствовал свою державу полноправной среди других христианских народов мира.

63. Автокефалия - независимый статус Поместной Православной Церкви, во главе которой стоит епископв санепатриарха, илиархиепископа, илимитрополита.

В настоящее время насчитывается 15 автокефальных церквей: Константинопольская,Александрийская (Египет и некоторые страны Африки),Антиохийская (Сирия и Ливан),Иерусалимская,Русская,Грузинская, Сербская, Румынская,Болгарская,Кипрская,Греческая,Албанская,Польская,Чехословацкая,Американская.

64.Раскол между Русской и Украинской автокефальных церквей : В начале 20ого в. от Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, явл. частью Русской Православной Церкви, откололась Украинская Автокефальная Православная Церковь. Так как произошло нарушение церковного Устава, УАПЦ не была признана. С обретением Украиной независимости, УАПЦ получило всестороннюю поддержку со стороны властей, и в 1992 снова заявила о своем отделении от материнской Церкви. В том же году в результате объединения двух церковных группировок - части АУПЦ и части православных к ней не принадлежавших – была организована независимая Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата. На Украине в настоящее время действуют три церкви, называющие себя православными - Украинская православная церковь Московского патриархата, Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь. Кроме того, есть еще Греко-католическая церковь.

65. Униатская (Греко-католическая) Церковь в Украине: Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ), униатскаяцерковная организация. Возникла в результате заключенияБрестской унии(союза) в1596, окончательно оформилась воЛьвовев1700. Условия унии предусматривали, что православные верующие и духовенство сохраняют традиционные обряды и язык богослужений, однако признают власть папы и папскуюдогматику. На зап. земляхУкраины, включаяЗакарпатье, которые многие годы находились под властью католиков, УГКЦ постепенно укоренилась и стала для большей части населения традиционной. В1945у УГКЦ было свыше 4 тыс.храмовичасовен, 1771 прихода, действовали Теологическая академия и духовные школы. Церковь занималась благотворительностью, много внимания уделяла сохранению украинской культуры. В1946был созванЛьвовский соборУГКЦ, на котором под давлением государства принято решение о "самоликвидации" церкви и переходе верующих вМосковский Патриархат. Вплоть до1990существовавшие на территории Зап. Украины греко-католики -епископы,священникиимонахинаходились на нелегальном положении. Верующие греко-католики (ок. 4 млн. человек) или совершали совместные моления в частных домах и квартирах, или вынужденно посещали храмы Московского Патриархата.

В февр. 1990УКГЦ приобрела официальный статус. В настоящее время на Зап. Украине подавляющее большинство храмов принадлежавших после1946Московскому Патриархатувновь вернулось в УГКЦ, причем возвращение храмов происходило с многочисленными скандалами, при попущении властей храмы силой отбирались у православных. Эти события привели к серьезному осложнению отношений Московского Патриархата сРимско-Католической Церковью.

66. Ересь – инакомыслие, ложное вероучение, противостоящее официально признанным канонам и догматам. Подвергается осуждению со стороны ортодоксальной Церкви.

Еретик - приверженецереси.

В Римско-католической церкви борьбу с ересью осуществляла Святая инквизиция.

67. Индульгенция – папская грамота, выдаваемая за деньги или особые заслуги перед Католической церковью; свидетельство об отпущении совершенных или еще не совершенных грехов.

68.Ватикан – а) с 1870 г. официальная резиденция пап Римских – по названию одного из 7 холмов, на котором расположен Рим. б) единственное в мире церковное государство, территориально расположенное в центре Рима, созданное в 1929 соглашением между правительством Муссолини и папой Пием 11.

69.Индульгенция- в католицизме папская грамота об отпущении совершаемых и даже ещё не совершенных грехов, выдаваемая за деньги или особые заслуги перед церковью. Идеологическое противостояние внутри самой Церкви получило название Реформация-те реформирование,обновление изнутри. Начавшись с учения английского реформатора Джона Уиклифа, движение Реформации достигло своего пика в деятельности Маттина Лютера. В 1517 монах-августинец Мартин Лютер тал открыто высказывать взгляды, не совпадавшие с официальной точкой зрения Церкви, к которой он принадлежал, как раз в то время как началось очередное распространение индульгенций. Тогда он вывесил на воротах храма «Тезисы», в которых высказывал свое несогласие с Кат церковью по 95 пунктам. Конечно папа объвинил его в ереси. Сторонники Лютера выступили с протестом, после чего их начали называть протестантами.

В Церкви святой каждый христианин живет единой душою со всею христианской братией. Все христиане - члены единого тела Церкви. Церковь, общество, приход не могут быть равнодушны к духовным потребностям каждого. В каждом таинстве , совершаемом над христианином, участвует молитвенно вся церковь через посредство тех христиан, кто может быть при совершении святой службы. На Таинство Брака или Соборование собираются не для того, чтобы посмотреть, а для того, чтобы участвовать в творящемся таинстве священнодействия .

Посылая учеников на проповедь, Исус Христос сказал им:

Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28, 19-20).

Речь тут, как учит Св. Церковь, о таинствах, установленных Господом. Таинством называется священное действие, в котором через какой-нибудь внешний знак таинственно и незримо по вере подается человеку благодать Святаго Духа, спасительная сила Божия.

Непосредственно в Евангелии упоминаются три Таинства : Крещение, Причащение и Покаяние . Указания о божественном происхождении других таинств мы находим в книге Деяний, в апостольских Посланиях, а также в творениях апостольских мужей и учителей Церкви первых веков христианства (св. Иустин Мученик, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, св. Киприан и другие).

В Новом Завете термин таинство (др. греч. Μυστήριον) изначально обозначает глубокую, сокровенную мысль, вещь или действие (1 Кор. 13:2, 1 Тим. 3:9) и не применяется в отношении священнодействия. Отцы Церкви называли разное число таинств, а также в это число входили и некоторые священнодействия, например, пострижение во иночество и погребение.

Исторически разграничение таинственных священнодействий не всегда соответствовало принятому ныне , а в число таинств включались такие, как Великое освящение воды и освящение церкви. В частности, учение о шести таинствах записано на рубеже V и VI веков автором, который подписался именем Дионисия, так называемый Псевдо-Дионисий Ареопагит. Учение изложено в корпусе «Ареопагитики», в трактате «О церковной иерархии», где перечислены следующие священнодействия.

  • Крещение (гл. II);
  • Таинство собрания (Евхаристия) (гл. III);
  • Освящение мира (гл. IV);
  • Рукоположение (Таинство Священства) (гл. V);
  • Монашеский постриг, (гл. VI);
  • Погребение (гл. VII).

Псевдо-Дионисий Ареопагит является первым ранним христианским писателем, который указывал число таинств - шесть, до него у ранних христианских авторов число таинств не было определено.

Преподобный Феодор Студит (759–826 гг.) в IX веке говорит о шести таинствах:

  • Просвещение (Крещение);
  • Собрание (Евхаристия);
  • Миропомазание;
  • Священство;
  • Монашеское пострижение;
  • Погребение.

Впервые учение о семи таинствах встречается в XII веке на римо-католическом Западе, как следствие схоластического принципа схематизации и формализации всего церковного вероучения. Для обоснования седмеричности таинств были привлечены многочисленные ссылки на Священное Писание, включая указания на семь даров Святого Духа (Ис. 11, 2-3), семь хлебов, чудесно насытивших несколько тысяч человек (Мф. 15, 36-38), семь золотых светильников, семь звезд, семь печатей, семь труб (Откр. 1, 12, 13, 16; 5, 1; 8, 1, 2) и т.д. Первым из известных источников, в котором говорится о семи таинствах - Крещение, Причащение, Священство, Покаяние, Миропомазание, Брак, Елеосвящение - и о разделении церковных священнодействий на «таинства» и «обряды», является так называемое завещание епископа Оттона Бамбергского (ум. 1139) жителям Померании.

На православном Востоке число семь в отношении к важнейшим священнодействиям впервые известно в одном из посланий византийского монаха Иова (ум. 1270), который, однако, не вполне следовал римо-католической модели: 1) крещение, 2) помазание, 3) принятие святынь животворящего Тела и Крови Христовой, 4) священство, 5) брак, 6) святую схиму, 7) елеосвящение или покаяние .

В XIV и XV столетиях изъяснением важнейших священнодействий Церкви занимались, в частности, такие великие православные богословы, как святители Григорий Палама (1296–1359 гг.) и Симеон Солунский (конец XIV в. - 1429 гг.), а также Никола Кавасила (1322–1397/1398 гг.). Ни один из них не следовал седмеричной схоластической формуле: святитель Григорий особое значение придавал лишь Крещению и Евхаристии; Никола Кавасила в своей книге «Семь слов о жизни во Христе» останавливается на Крещении, Миропомазании и Евхаристии; а святитель Симеон, перечисляя семь известных таинств, указывает при этом на сакраментальный характер и монашеского пострига. К XV веку относится еще один перечень церковных таинств, составленный митрополитом Иоасафом Ефесским, в котором называется десять священнодействий, среди которых монашество, погребение и освящение храма.

Тем временем Римо-католическая церковь формально утвердила семь таинств на Тридентском Соборе 1545-1563 года. С усилением влияния западных учений в православной среде эта формула постепенно становится общепринятой в Православной Церкви к концу XVI - началу XVII веков, попав в Кормчую Книгу. Седмеричное число таинств утвердилось также у несториан и монофизитов. При этом упоминание о таинстве монашества встречается в греческих источниках вплоть до XVIII века, например, у патриарха Иеремии II (1530–1595 гг.).

В Русской Православной Церкви принято семь Таинств :

  • Крещение . Это вященное действие, в котором верующий во Христа через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Святой Троицы - Отца и Сына и Святаго Духа, омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им самим до Крещения, возрождается благодатью Духа Святаго в новую, духовную жизнь.
  • Миропомазание . В Таинстве Миропомазания верующему подаются дары Святаго Духа, которые отныне будут укреплять его в христианской жизни. Первоначально апостолы Христовы призывали Святой Дух сойти на обратившихся к Богу через возложение рук. Но уже в конце I Таинство стало совершаться через помазание миром, так как апостолы просто не имели возможности возлагать руки на всех присоединившихся к Церкви в разных, часто отдаленных местах.
  • Евхаристия (Причащение) - таинство, в котором православный христианин под видом хлеба и вина вкушает Самое Тело и Кровь Господа Исуса Христа и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни.
  • Покаяние (Исповедь) - таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов своих от Самого Господа Исуса Христа.
  • Елеоосвящение (Соборование) - таинство, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом) призывается на него благодать Божия для исцеления от телесных и душевных недугов и отпущения ему забытых без злого умысла грехов.
  • Брак - таинство, в котором при свободном (пред священником и церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и благословенного рождения и христианского воспитания детей.
  • Священство - рукоположение архиереем православного христианина в священную степень.

Старообрядцы признают семь Таинств , которые существовали до раскола в Древнерусской Церкви. Отметим, что в Древней Церкви не существовало как такого Таинства Брака. О церковном благословении брака впервые говорит священномученик Игнатий Антиохийский (ум. 107 г.). В древней Церкви форма таинства сводилась к совместному причащению вступающих в брак, а чинопоследование таинства брака складывается в X веке.