Строительство и ремонт

Что такое культура речи эссе. Все школьные сочинения по литературе

Сочинение-рассуждение (задание 15.1) на лингвистическую тему по высказыванию Л.С.Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума»

Высказывание знаменитого писателя Л.С. Сухорукова действительно отражает любопытную закономерность, о которой некоторые люди, к сожалению, забывают: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Я согласен с автором: одним словом мы можем испортить себе репутацию, отпугнув друзей, близких и коллег, ведь все они понимают, что речь отражает наши личностные качества. Если мы позволяем себе употреблять, например, жаргонные слова, это значит, что нам не хватает воспитанности, эрудиции или такта. А кто из приличных людей захочет общаться с человеком грубым и умственно неполноценным?

В данном тексте в предложении 17 рассказчик выражается сленгом («физиономия» и «смазал»), в 26 предложении он и вовсе употребляет в речи ругательство «кретин». Очевидно, что хвалят его действительно зря: он демонстрирует несдержанный и грубый характер в своей манере выражаться.

В отличие от рассказчика, его отец умеет держать себя в руках и вести себя в обществе. Он пытается воспитать сына не кулаками и криком, а своим хорошим примером и корректными, тактичными замечаниями (предложения 10 и 11). Отчитывая отпрыска за драку в предложениях 18-21, (поступок, прямо скажем, не красящий главного героя), он выражается мягко и взвешено. Взрослый человек делает это для того, чтобы заставить сына самому осознать, что он неправильно поступает. Как мы видим, такой метод эффективен, ведь герой пришел к выводу: хвалить его не за что. В финале (в 36 и 37 предложениях) мать героя подтверждает эту мысль: «Значит, любовь, и забота не сделали тебя эгоистом, – заключила мама. – Мы очень рады». Родители специально нахваливали сына, чтобы в нем пробудилась совесть. В отличие от отца, мать героя – не любительница поговорить. Она еще более сдержана и лаконична, высказываясь лишь по сути.

Таким образом, мы смогли охарактеризовать всю семью по репликам героев. Это лишнее подтверждение тому, что Л.С. Сухоруков был прав: речь может сказать о человеке даже больше, чем слова, им сказанные. В словах можно налгать, а вот манера выражаться никогда не обманет.

Как написать сочинение-рассуждение (задание 15.1)?

План сочинения 15.1

  • вступление, в котором нужно сформулировать тезис;
  • основная мысль текста, которую нужно раскрыть;
  • описание с примерами из текста, которое должно обосновать первую часть высказывания;
  • описание, объясняющее вторую часть цитаты с примерами из текста;
  • вывод.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Е. Прокушкина (11 класс)

Эссе на тему «Тип моей речевой культуры»

специалистам-филологам для уточнения значений слов, привычка спрашивать других о том, «как правильно сказать» и многое другое - у меня отсутствуют. Значит, протестировав себя, как носителя литературного типа, я могу сказать, что и сюда не отнесу себя.

Рассмотрев все тесты, могу сказать, что, скорее всего, мне подходит средне-литературный тип. Здесь я набираю больше высоких баллов. Но это не значит, что меня удовлетворяет этот тип речевого общения. Прочитав работы О. Б. Сиротининой « Основные критерии хорошей речи» и И.А. Стернина «Типы речевых культур», я для себя решила, что нужно стремиться к элитарному типу речевой культуры.

Речь - это отражение мыслей человека, его мировоззрения, показатель его отношения к другим. Умение человека использовать богатства языка для того, чтобы выразить свои мысли, характеризует его как образованного, развитого, духовно богатого. Кто-то скажет, что для него это не имеет значения - как говорить, потому что в жизни есть проблемы гораздо более существенные. Но общение - это одна из основных потребностей человека, а сделать его приятным, хотя бы с помощью культурной речи - это доступно каждому. И я считаю, что для этого не обязательно иметь высшее образование. Мы, русские люди, должны стремиться к образцовой речи.

Какую роль в жизни человека играет речь? Для чего она нужна, какие функции выполняет?

Возможность говорить, владеть таким даром, как речь, дана человеку природой, Богом. Не зря в Библии написано, что «вначале было Слово…». В слове берет свое начало все, берет начало сама жизнь. В слове вся история мира и человечества.

Самое большое и важное богатство любого из народов это его родной язык. Это язык, на котором человек пишет, читает и говорит, язык на котором он думает, мыслит и мечтает. Прислушайтесь, как и что говорит человек, и вы узнаете его, узнаете его характер, моральный облик и умственные способности.

Всю сознательную жизнь человек проживает в очень тесном контакте с родной речью. Речь выполняет разные функции, это, несомненно, бесценный дар. С помощью речи можно писать, читать, говорить, мыслить, думать, размышлять, мечтать… Еще важное предназначение речи, это возможность с ее пользой доносить другому человеку свои чувства и эмоции. Каждое слово, которое вы говорите человеку с целью что-то до него донести, надо хорошо продумывать. Ведь с помощью слова можно ранить и обидеть человека, а так же осчастливить и одухотворить. Подбирайте правильные точные слова, что бы выразить свои мысли и чувства.

В наше время ценность слова низка, правильности и чистоте речи не придается должного значения. В древние времена правильная и красивая речь очень ценилась.

Сейчас современный человек не задумывается о том, что и как он говорит. Основная функция речи в наше время это передача нужной информации и в больших количествах.

При этом речь стала однообразной, жесткой и неэмоциональной. Она перенасыщена непечатными и нелитературными выражениями, вульгарными словами. Очень популярный язык молодежи, так называемый сленг или жаргон. Набор слов в этом молодежном языке небольшой и очень скудный. Это своеобразный протест против стандартного литературного языка, против словесной красоты и пышности. Ученые-филологи пришли к утверждению, что если постоянно пользоваться сленгом и жаргоном, человек не будет развиваться, а станет глупеть. Даже его голос утратит свой окрас, многообразие звуков, станет монотонным.

Человеку природой дан уникальный речевой аппарат. Это наши губы, голосовые связки и язык. У каждого есть возможность красиво, понятно и разборчиво говорить. Но почему-то люди недостаточно качественно используют свои возможности. Большинство говорит невнятно, некрасиво, непонятно, а еще и с дефектами. Некоторые говорят слишком громко, резко и возбужденно, другие очень тихо, вяло, монотонно и непонятно. Таких людей просто неприятно и непонятно слушать. Надо говорить, так что бы вас было приятно и интересно слушать. Речь должна быть четкой, разборчивой, многогранной и красивой.

Работайте над собой, улучшайте качество вашей речи, увеличивайте свой словарный запас. Прекрасные, мудрые, добрые и красивые слова наполняют нас положительными эмоциями и высокими чувствами. Умение красиво, многогранно и богато говорить незаменимое умение, это ваш бесценный дар.

При помощи речи человек может высказывать свои мысли, доносить до собеседника то, что он чувствует в данный момент, то, чем заняты его мысли, в чем состоят его переживания. Манера речи человека может показать, каков он на самом деле, чем занят его разум, чем он живет, что влияет на его жизнь, каков круг его интересов и каков уровень образования. Высказывания человека достаточно просто можно проанализировать, отвечая на вопрос, кто же человек на самом деле, чего он хочет и чем живет.

Не зря язык каждого нового поколения меняется. Если сравнить речь представителя 19 века с человеком из века 20, можно увидеть существенную разницу не только в суждениях, но и в словах, выражениях, составе предложений. То, что ранее было важно для людей, постепенно уходило из их жизней и, соответственно, речи. Такие слова, как «сударь», «возничий», «ямщик», так часто встречавшиеся в речи представителей 19 столетия, вышли из употребления. На смену им пришли новые слова, потому что возникли новые предметы и явления, которые они обозначали. Слова «товарищ» «водитель», «таксист» были заимствованы из других языков или преобразованы из более старых слов в новые формы. А в 21 веке им на смену снова пришли новые выражения, наполняя привычный смысл новыми словоформами. Таким образом, речь человека постоянно изменяется, наполняется новыми словами и избавляется от уже устаревших.

Большое значение для изменения речи имеют исторические, политические события, происходящие в стране. На речь отдельно взятого человека влияют уже не только глобальные процессы, но и его уровень образования и любознательности. Речь ребенка и взрослого разительно отличается между собой. Детский лексикон пополняется из окружения ребенка - родителей, воспитателей или учителей, друзей. Речь взрослого основывается уже не только на его окружении, но и на образовании и огромном опыте общения. Взрослый человек может варьировать языковые формы, изменять их в зависимости от ситуации. Так, он ласков и нежен в семейной обстановке и серьезен в деловой сфере. Поэтому его речь меняется вместе с его настроением и обстоятельствами, является выражением его истинного «я», его позиции по отношению к окружающим людям.

Человек может не выражать всех своих мыслей словами, но ведь речь - это не только набор слов и выражений. Речь - это еще и интонация, обозначающая не только то, что сказал человек, но и то, как он это сказал. И это тоже является отражением отношения человека к другим людям, предметам или событиям. Поэтому в каждый момент речевого высказывания человек показывает себя, рассказывает о себе и своем отношении к происходящему, ведь речь - это и есть он сам.