Строительство и ремонт

Мбоу оош р.п. сосновоборск пензенской области

Исследовательская работа "Генералы родного края"

(Рогов Александр Иванович - генерал - лейтенант)

Рук. Цыганова И.Ю.

Введение.

«Играют мальчики в войну…» И каждый второй мечтает, когда вырастет стать генералом. Не просто человеком в погонах, а воином, защитником. Далеко не у всех эта мечта исполняется. Я хочу рассказать о человеке, который ассоциируется у меня с воинской честью, патриотизмом и целеустремленностью. Все эти звания с гордостью несет по жизни мой земляк пограничник Генерал-майор Рогов Александр Иванович.

Актуальность выбранной темы.

В наше время, как никогда очень остро стоят такие понятия как патриот, герой, защитник Родины. Нам молодому поколению есть, у кого учиться, с кого брать пример. Тем более, что Сосновоборская земля, словно родная мать взрастила своих героев Отечества. Именно таким людям я посвящаю свою работу.

Я пополню своей работой летопись родного края.

Область применения.

Использовать материал на уроках краеведения и истории.

Использовать сайт для переписки с земляками.

Цель работы:

На примере жизненного пути Рогоава А.И. воссоздать образ «героев России моей», показать разносторонность и величие личности.

Задачи

  • Собрать сведения о биографии и жизненном пути Генерала-майора Рогова А.И.
  • Выяснить, как он связаны с поселком.
  • Показать его вклад в развитие военного дела.
  • Рассказать о нем моим сверстникам.

Методы исследования:

  • Посещения музея р.п. Сосновоборск.
  • Электронная переписка с знаменитым
  • земляком.
  • Встреча с родственниками земляка
  • Анализ существующей литературы по данной теме.
  • Использование ресурсов Интернета Генералы родного края.

Рогов Александр Иванович -генерал-майор . Родился в п. Сосновоборск Пензенской обл. в1951 г. Здесь в Сосновоборске похоронены его родители. Здесь стоит домик, в котором он родился и вырос и именно сюда приезжает он каждое лето со своей семьей в отпуск.

Один из основателей пограничных войск Таджикистана генерал-майор Александр Рогов с афганской границей неразрывно связан вот уже как 20 лет.

На Афганскую границу он попал в 1985 году. В составе Керкинского погранотряда, замещая должность руководителя оперативной группы, здесь он начал свой боевой путь.
Под оперативной группой надо подразумевать не оперативный отдел штаба отряда его с "бумажной" работой, а самое настоящее прямое руководство боевыми действиями на территории Афганистана.
Тогда на плечи майора Рогова только что закончившего академию им. Фрунзе "нарезали" участок Афганской территории трех провинций, примыкавших к Керкинскому погранотряду. Протяженность его удела составляла почти 300 км в длину и глубиной до 200 км. Перед советскими пограничниками стояла конкретная задача, чтобы ни одна банда душманов не смогла приблизиться к границам Союза ближе, чем на пушечный выстрел. Вверенные майору Рогову подразделения прикрытия, состоящие из 4-х мотоманевренных групп, одной ДШМГ (десантно-штурмовая маневренная группа), 5-ти отдельных постов и застав, были разбиты на две полевые оперативные группы. В те, пожалуй, самые напряженные годы афганской войны, они вели интенсивные боевые действия.
Общая же численность подчиненной майору Рогову группировки достигала 4000 человек. Под началом майора-пограничника фактически находился даже не мотострелковый полк, а самая настоящая, полнокровная боевая мотострелковая бригада. Всем этим войском ему и приходилось управлять, организовывать ее действия, выполняя конкретные боевые задачи.
Для осуществления руководства боевыми действиями надо было не только иметь опыт и знание, но и обладать отменным здоровьем. Спать, зачастую приходилось короткими урывками, а в голове надо было держать огромный объем информации, уметь мгновенно принимать оптимальное решение. Афганская война была делом молодых и энергичных офицеров.
За эти два года Александр Рогов провел большое число боевых операций.

Воевали тогда фактически без перерыва. Обстановка менялась ежедневно, и каждую ночь. Проводка колонн, рейды, зачистки "зеленок", разгром духовских баз...
Офицеры его штаба жили в своем пространственно-временном измерении.

Александр Иванович, сейчас честно признается, что весьма смутно помнит ход тех громких операций, за которые он получил три боевых ордена и с десяток медалей .

Самыми удачными и запомнившимися операциями для генерала Рогова - это те, при которых ему удалось избежать потерей, а главное боестолкновений в невыгодных для пограничников условиях.
Самый запомнившейся Александру Рогову рейд, это когда ему удалось избежать невыгодного для себя боя с душманами.
Это случилось в 1996 году во время перегруппировки сил и средств. Подполковник Александр Рогов тогда непосредственно возглавлял прохождение огромной колонны, которая состояла из подразделений 2-х мангрупп, мотострелкового батальона Советской Армии, афганского пехотного батальона, а так же большого "обоза" с, боеприпасами, горючим, продовольствием и прочими грузами. В общей сложности перемещалось несколько сот транспортных средств и до полутора тысяч человек.
Колонна шла в облаках пыли по горным и степным афганским дорогам под прикрытием "вертушек". "Духам", естественно, стало известно о перегруппировке столь внушительной силы, оттого пропустить эту колонну просто так они не могли. Такой "караван", где перемешаны боевые и тыловые подразделения, всегда являлся лакомым куском для душманов. Командование мятежников тоже запланировало масштабную операцию, руководство которой взяли на себя старые противники Александра Рогова полевые командиры инженер Башир и Ахмад Пахлаван.
Обеспечение и прикрытие колонны на первых порах прошло успешно. В горах духи не решались приблизиться к столь внушительной силе, пока пограничники не подошли к зеленой зоне, протяженностью более чем 40 км.
Командование моджахедов именно здесь и решило нанести свой коварный удар. На всем протяжении "зеленки" боевые группы духов подготовили засады, опорные пункты, огневые точки.
Подойдя к "зеленке", колонна встала. Разведчики, которые сделали вылазку в расположенные там кишлаки, доложили, что духи готовы к нападению. Надо сказать, что сама колонна во время движения растягивались на 40 км. Тучи пыли, жара, разбитые дороги, заставляли машины идти на большой дистанции друг от друга. Фактически получалось, когда первая машина выходила бы из "зеленой зоны», то самая последняя в нее только вошла бы. Для разгрома колонны это прямо таки идеальные условия. Противник могл пропускать бронетехнику и безнаказанно обстреливать и поджигать из гранатометов грузовики с бензовозами. Обзор во время движения был крайне затруднен. Мало того, что все утопало в тучах пыли, деревья, заросли кустарника и дувалы кишлаков находились рядом с дорогой, зачастую всего в нескольких метрах. Завяжись бой ни то что разминуться, развернуться будет негде. В таких условиях невозможно осуществить грамотный маневр. К тому же и офицеры не были знакомы с местностью. Не было у пограничников и подготовленных позиций для минометных, артиллерийских батарей, способных поддержать огнем.

В свою очередь каждая боевая группа "духов" состояла из 2-3 гранатометчиков, 2-3 пулеметчиков с 1-2 снайперами, действовать они намеревались по принципу волчьих стай. Ударил - отошел, потом опять приблизился, опять ударил и опять отошел.
В общем, инженер Башир свое дело знал, подготовился он основательно. Советских пограничников ожидали серьезные испытания.
Подполковник Рогов тогда оказался в весьма щекотливой ситуации, либо вводить колонну в "зеленку", втягиваться в очаговые бои и перестрелки, с потерями прорываться, либо встать, вызывать встречную боевую группу, ждать ее несколько дней, а потом, развернувшись фронтом еще несколько дней зачищать всю зеленую зону, опять же с боями и потерями. И в том и другом случае совершенно не нужные потери составили бы не мало убитых и раненых пограничников. К тому же и операция так просто на ходу не проводится. По законам военной бюрократии все это надо спланировать, обеспечить, сделать запросы в штабы, утвердить, организовав взаимодействие, поддержку авиацией и артиллерией...
Перед подполковником Роговым возникла классическая ситуация, когда при любом раскладе в неудаче он оказывался бы крайним, неся на себе всю ответственность. Было от чего схватиться за голову. В своем полевом штабе, размещенном в КШМке, офицеры всерьез задумались над тем, что делать дальше.
К тому времени Александр Рогов уже не плохо знал психологию духов, умел предугадывать их действия. Его мозг, обдумывая окончательное решение, словно компьютер анализировал всю имеющуюся в его распоряжении информацию.
Было ясно - моджахеды к этой операции подготовились основательно. Будет жарко. Однако опытный штабист сумел, зацепился за одну ниточку. Проанализировав данные, полученные от разведчиков и агентуры, выходило, что инженер Башир при проведении этой операции ориентировал своих подопечных на ведение боевых действий в светлое время суток.
Эту, пожалуй, единственную слабость моджахедов и решил использовать в своих интересах подполковник Рогов., решив взять на себя всю ответственность, и принял неординарное решение, пройти "зеленку" ночью.
Когда солнце начало клониться к горизонту Александр Иванович собрал офицеров и отдал приказ на движение. Он предупредил: "первыми огонь не открывать, но быть в полной готовности к любой неожиданности". Если же избежать боя не получиться, то всем спешиваться, занимать выгодные позиции и воевать потом уже по всем правилам с жесткой зачисткой.
…Как только из мечетей разбросанных в "зеленке" кишлаков, началось протяжное пение мулл и все правоверные мусульмане, отложив стволы, приступили к намазу, колонна подполковника Рогова, взревев сотнями двигателей, включив все фары, в полной иллюминации тронулась с места. Некоторые водители, стремясь оказать максимальное психологическое воздействие, приспустили глушители, что создавало невероятный грохот.
Судя по радиоперехватам, в штабе Башира царили невероятная неразбериха и суматоха. Полевым командирам сыпались приказы и распоряжения: срочно выдвигаться к точкам сбора, выносить боеприпасы, готовить огневые точки... В ответ шли доклады о неготовности. Многие моджахеды разбрелись до утра по домам к своим женам, и их безуспешно пытались собрать, посылая посыльных...
К полуночи, за каких-то три часа, колонна сумела проскочить всю опасную зону. Обошлось без единой потери в личном составе и технике. Духи смогли сделать лишь отдельные выстрелы вдогонку…
В 1987 году подполковник Рогов был назначен начальником штаба Керкинского отряда. Тогда впервые за два года он наконец-то смог нормально отоспаться. На следующий год принял уже под свое командование Термезский погранотряд.

С распадом СССР Термезский погранотряд перешел под юрисдикцию Узбекистана. В октябре 1992 года полковник Александр Рогов был оправлен в командировку в Душанбе, для организации охраны рубежей молодого государства. Впереди его ждали куда более серьезные испытания. Возглавлять пограничные войска независимого государства он намеревался несколько месяцев, пока ситуация не стабилизируется, ну, максимум, пару лет. Однако, втянувшись в дело, дослужился до генерала и остался здесь навсегда, на век сроднившись с этим краем..

Генерал-майор Рогов Александр Иванович, бывший начальник штаба Термезского погранотряда, возглавлял пограничную службу Таджикистана и сейчас является начальником Московского погранотряда Таджикистана.

Заключение.

Человек приходит в жизнь таким, каким создала его природа, его формирует воспитательная среда, он сам может управлять своей судьбой. Однако часто все это проходит мимо учащихся. А ведь подрастающему поколению необходимо знать биографию и дела великих людей т.к. это положительный пример для воспитания активной жизненной позиции ребят. Я думаю, моя работа принесет пользу не только моим сверстникам, но и всем жителям поселка, потому что при знакомстве с жизненным и трудовым путем своих земляков, воспитывается гордость за родную землю уважение к ее жителям.

Источники и литература.

1. Архивные данные Сосновоборского района.

2. Интервью с Ю. Щаповым - местным краеведом.

3. «Сборник нетиповых программ для дополнительного образования детей» .Вып.3. ч1. - Пенза, 2004

4. «Кто есть кто в Пензе» - издание региональной политики.

5. Ресурсы Интернета.

6. Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001,

(1992 ) Место смерти Принадлежность

СССР СССР

Род войск Звание

: неверное или отсутствующее изображение

Сражения/войны Награды и премии

Александр Семёнович Рогов (28 сентября , д. Казанино, Даниловский район, Ярославская губерния - , Москва) - разведчик . Генерал-полковник (), в 1963 году понижен в звании до генерал-майора .

Биография

Родился в крестьянской семье. На военной службе с декабря 1915 года . Член ВКП(б) с 1920 года .

Начальник мобилизационного отделения по подготовке кадров разведслужбы 5-го отдела (по руководству разведотделами штабов округов и флотов) Разведывательного управления РККА ( - январь );

Начальник 4-го (военно-технического) отдела Разведупра Генштаба (июнь 1941);

Начальник Разведывательного отдела штаба 2-й Ударной армии, Волховский фронт ();

Начальник Разведотдела штаба Юго-Западного (с октября - 3-го Украинского) фронта (октябрь 1942 - июнь );

Начальник Управления оперативной разведки 2-го Главного управления Генштаба Вооружённых сил СССР ();

1-й заместитель начальника 2-го Главного управления Генштаба ВС СССР (на начало );

Военный атташе при Посольстве СССР в Великобритании ( -);

Заместитель начальника ГРУ Генштаба ВС СССР (апрель - февраль ).

В 1963 году был снят с должности и понижен в звании в связи с делом Пеньковского ;

Вышел в отставку в 1978 году.

Награды

  • Орден Ленина (21.02.1945).
  • 3 Ордена Красного Знамени (26.10.1943, 03.11.1944, 1949).
  • Орден Кутузова I степени (28.04.1945).
  • Орден Суворова II степени (19.03.1944).
  • Орден Кутузова II степени (13.09.1944).
  • Орден Отечественной войны I степени (11.03.1985).
  • Орден Красной Звезды (30.01.1943).
  • Медали.

Напишите отзыв о статье "Рогов, Александр Семёнович"

Примечания

Ссылки

Литература

  • Густерин П. В. Восточный факультет Военной академии РККА им. М. В. Фрунзе. - Саарбрюккен, 2014. - ISBN 978-3-659-37302-2 .

Отрывок, характеризующий Рогов, Александр Семёнович

– Давай сюда. Во важно то!
Дрова наломали, надавили, поддули ртами и полами шинелей, и пламя зашипело и затрещало. Солдаты, придвинувшись, закурили трубки. Молодой, красивый солдат, который притащил дрова, подперся руками в бока и стал быстро и ловко топотать озябшими ногами на месте.
– Ах, маменька, холодная роса, да хороша, да в мушкатера… – припевал он, как будто икая на каждом слоге песни.
– Эй, подметки отлетят! – крикнул рыжий, заметив, что у плясуна болталась подметка. – Экой яд плясать!
Плясун остановился, оторвал болтавшуюся кожу и бросил в огонь.
– И то, брат, – сказал он; и, сев, достал из ранца обрывок французского синего сукна и стал обвертывать им ногу. – С пару зашлись, – прибавил он, вытягивая ноги к огню.
– Скоро новые отпустят. Говорят, перебьем до копца, тогда всем по двойному товару.
– А вишь, сукин сын Петров, отстал таки, – сказал фельдфебель.
– Я его давно замечал, – сказал другой.
– Да что, солдатенок…
– А в третьей роте, сказывали, за вчерашний день девять человек недосчитали.
– Да, вот суди, как ноги зазнобишь, куда пойдешь?
– Э, пустое болтать! – сказал фельдфебель.
– Али и тебе хочется того же? – сказал старый солдат, с упреком обращаясь к тому, который сказал, что ноги зазнобил.
– А ты что же думаешь? – вдруг приподнявшись из за костра, пискливым и дрожащим голосом заговорил востроносенький солдат, которого называли ворона. – Кто гладок, так похудает, а худому смерть. Вот хоть бы я. Мочи моей нет, – сказал он вдруг решительно, обращаясь к фельдфебелю, – вели в госпиталь отослать, ломота одолела; а то все одно отстанешь…
– Ну буде, буде, – спокойно сказал фельдфебель. Солдатик замолчал, и разговор продолжался.
– Нынче мало ли французов этих побрали; а сапог, прямо сказать, ни на одном настоящих нет, так, одна названье, – начал один из солдат новый разговор.
– Всё казаки поразули. Чистили для полковника избу, выносили их. Жалости смотреть, ребята, – сказал плясун. – Разворочали их: так живой один, веришь ли, лопочет что то по своему.
– А чистый народ, ребята, – сказал первый. – Белый, вот как береза белый, и бравые есть, скажи, благородные.
– А ты думаешь как? У него от всех званий набраны.
– А ничего не знают по нашему, – с улыбкой недоумения сказал плясун. – Я ему говорю: «Чьей короны?», а он свое лопочет. Чудесный народ!
– Ведь то мудрено, братцы мои, – продолжал тот, который удивлялся их белизне, – сказывали мужики под Можайским, как стали убирать битых, где страженья то была, так ведь что, говорит, почитай месяц лежали мертвые ихние то. Что ж, говорит, лежит, говорит, ихний то, как бумага белый, чистый, ни синь пороха не пахнет.
– Что ж, от холода, что ль? – спросил один.
– Эка ты умный! От холода! Жарко ведь было. Кабы от стужи, так и наши бы тоже не протухли. А то, говорит, подойдешь к нашему, весь, говорит, прогнил в червях. Так, говорит, платками обвяжемся, да, отворотя морду, и тащим; мочи нет. А ихний, говорит, как бумага белый; ни синь пороха не пахнет.
Все помолчали.
– Должно, от пищи, – сказал фельдфебель, – господскую пищу жрали.
Никто не возражал.
– Сказывал мужик то этот, под Можайским, где страженья то была, их с десяти деревень согнали, двадцать дён возили, не свозили всех, мертвых то. Волков этих что, говорит…
– Та страженья была настоящая, – сказал старый солдат. – Только и было чем помянуть; а то всё после того… Так, только народу мученье.
– И то, дядюшка. Позавчера набежали мы, так куда те, до себя не допущают. Живо ружья покидали. На коленки. Пардон – говорит. Так, только пример один. Сказывали, самого Полиона то Платов два раза брал. Слова не знает. Возьмет возьмет: вот на те, в руках прикинется птицей, улетит, да и улетит. И убить тоже нет положенья.
– Эка врать здоров ты, Киселев, посмотрю я на тебя.
– Какое врать, правда истинная.
– А кабы на мой обычай, я бы его, изловимши, да в землю бы закопал. Да осиновым колом. А то что народу загубил.
– Все одно конец сделаем, не будет ходить, – зевая, сказал старый солдат.
Разговор замолк, солдаты стали укладываться.
– Вишь, звезды то, страсть, так и горят! Скажи, бабы холсты разложили, – сказал солдат, любуясь на Млечный Путь.

1982 – 1993 годы


Переход в результате научно-технической революции на качественно новый уровень развития вооружений, внедрение новейших технологий, серьезные изменения в стратегии и тактике вооруженной борьбы повлекли за собой ужесточение требований, предъявляемых к устойчивости, оперативности и безопасности управления на всех уровнях и в подсистемах управления и связи. Маршал войск связи А.И. Белов пишет: "Связь - это сердце системы управления войсками. Перед нами стояла задача создания комплексной автоматизированной системы управления всеми видами стратегических вооружений. Система связи определяет лицо любой армии. Реального перевеса над противником можно добиться лишь за счет совершенствования системы управления и, в первую очередь, ее основы - системы связи и автоматизированного управления. В конце 70-х годов были практически реализованы организационно-технические принципы построения и функционирования системы обмена данными автоматизированной системы управления Вооруженными Силами на новых принципах коммутации сообщений, сопряжения ее с другими автоматизированными системами ". Поэтому необходимо было готовить для войск связи специалистов, способных эффективно использовать в своей профессиональной деятельности вычислительную технику, грамотно эксплуатировать поступающие на вооружение комплексы автоматизированных систем управления войсками, автоматизированные средства и комплексы связи.
Начальником связи Вооруженных Сил СССР - заместителем начальника Генерального Штаба - Маршалом войск связи А.И.Беловым было принято решение о создании во всех командных училищах связи, в том числе и в РВВКУС, кафедр "Автоматизированных систем управления войсками и связи". В плане контроля над осуществлением данного приказа на базе училища под руководством Маршала войск связи А.И. Белова проводились сборы руководящего состава войск и ВВУЗов связи. Он неоднократно приезжал в училище, где не только знакомился с организацией учебно-воспитательного процесса, но и участвовал в тактико-специальных учениях, проводимых в Селецком учебном центре. В ходе инспекторских проверок, маршал А.И. Белов глубоко вникал в проблемы совершенствования подготовки офицеров-связистов. Маршал подчеркивал, что научно-технический прогресс обуславливает ускорение оснащения войск связи новейшей техникой. На кафедрах РВВКУС он знакомился с тем, как преподаватели прививают курсантам навыки в освоении современной техники связи. В ходе Государственных экзаменов маршал И.О. Белов придирчиво и вместе с тем доброжелательно проверял, насколько знания и умения выпускников соответствуют требованиям, предъявляемым к офицеру-связисту. В торжественный день выпуска маршал войск связи А.И.Белов лично вручал дипломы и добрым словом напутствовал молодых лейтенантов. Он подчеркивал: "Командир в армии несет ответственность за своих подчиненных и их поступки. Ошибки и недоработки подчиненного - это ваши ошибки и недоработки. Такой подход лежит в основе армейской дисциплины и офицерского кодекса чести". Выпускнику училища подполковнику запаса Е.И.Смолину так запомнилась встреча с маршалом войск связи А.И.Беловым: "Я был представлен ему как самый молодой "Почетный радист". Маршала отличали острый ум, стремление разобраться в сути проблем. Он интересовался буквально всем, а особенно спецификой и организацией связи в воздушно-десантных войсках.
Выполнение поставленных временем задач по подготовке нового поколения офицеров-связистов было возложено на генерал-майора Асеева А.А., который командовал училищем с 1982 по 1986 гг. Он прошел в войсках все ступени служебной лестницы. Обеспечивал связью маршала Г.К. Жукова, маршала В.Г. Куликова, работал долгие годы вместе с маршалом А.И. Беловым. Еще в лейтенантскую пору, когда судьба его свела в Венгрии 1956 года с Г.К.Жуковым, он твердо усвоил слова последнего: "Никогда не говори "связи нет". Связь должна быть всегда".
Особое внимание новый начальник училища уделил организации работы по отбору кандидатов. Он писал: "Если раньше ставка делалась на ту молодежь, которую отбирали для нас в частях и военных комиссариатах, то в настоящее время достойных людей мы ищем и находим сами. Основная работа по поиску, изучению и отбору кандидатов перенесена непосредственно в училище, и проводится она постоянно весь год".
Для военно-профессиональной ориентации молодежи использовались печать, радио, телевидение. Командование училища организовывало Дни открытых дверей, активно велась шефская работа в школах, ПТУ. Представители РВВКУС выезжали в другие города, воинские части, военкоматы. На местах основное внимание уделяли не пропаганде училища, а изучали молодежь, шел поиск тех, кто обладал необходимыми данными для успешной учебы. Немалый эффект давала агитационная работа, которую проводили курсанты во время стажировки в войсках. О качестве отбора кандидатов свидетельствовало то, что на протяжении ряда лет из училища не было отчислено ни одного курсанта.
Одним из лучших курсантов был А.Кулаков, который еще в школе решил стать офицером и поступил в училище. Он достиг значительных успехов в учебе, стал отличником, помогал своим товарищам осваивать изучаемые предметы. Вскоре ему было доверено командовать отделением, с чем он успешно справлялся. Ученик 14-ой средней школы Ю.Фролов мечтал о поступлении в РВВКУС и упорно готовился к вступительным экзаменам. После поступления он стал отличником, пользовался заслуженным авторитетом у товарищей и офицеров. За успехи в учебе и воинской службе Ю.Фролову присвоили звание сержанта и назначили заместителем командира взвода. Его взвод стал одним из лучших в училище, в чем немалая заслуга была и сержанта Ю.Фролова. Добросовестное отношение к учебе, тщательное изучение военной техники связи позволили Р.Бурнашеву и С.Гончару стать отличниками. Они заблаговременно готовились к экзаменационным сессиям. По сложным вопросам подбирали дополнительную литературу.
Тактико-специальные занятия способствовали успешной сдаче экзаменов по специальности. Будущие офицеры, отрабатывая нормативы по развертыванию средств связи, в полном объеме выполняли обязанности начальников смен и узлов связи, закрепляли на практике полученные в ходе семестра теоретические знания. Курсанты-выпускники РВВКУС участвовали в тактических учениях, которые проходили в условиях максимально приближенных к боевым. Они своими умелыми действиями обеспечивали бесперебойную и устойчивую связь. Особенно отличились при отработке сложных учебно-боевых задач старший сержант Прядко, сержанты Хрипунов, Рыжков, Свиридов.
В 1983 г., благодаря усилиям начальника училища генерал-майора Асеева А.А., начальников кафедр полковников Просоедова И.К. и Сатдарова А.М., РВВКУС выступило инициатором проведения комплексирования тактико-специальных занятий и учений с училищами других профилей. В Рязани такие учения РВВКУС проводило с десантным училищем. Центральным телевидением о них был снят в 1985 г. фильм, который затем показали в программе "Подвиг" . Подобные специальные учения позволяли курсантам-связистам понять важность обеспечения качественной связи и убедиться в возможностях изучаемой техники.
В 1984 г. произошло объединение двух кафедр: "Техники радиосвязи" и "Работы на средствах связи и СЭС" в одну кафедру "Радиосвязи". Основными ее задачами были вопросы улучшения качества обучения и воспитания курсантов, повышения методического мастерства преподавателей, подготовка научно-педагогических кадров. Кафедру отличала плодотворная научная деятельность. Полковники Сухинин И.М. и Мансуров В.М. за военно-научные работы "Радиотелеграфист", "Опыт подготовки радиотелеграфистов в сокращенные сроки" заслужили высокую оценку специалистов на конкурсе в Военной Академии связи. За период с 1969-1989 гг. коллектив кафедры был головным исполнителем 20 научно-исследовательских работ, которые определялись планами Начальника войск связи. "Во время обучения на кафедре, - писал полковник запаса, кандидат технических наук, доцент Котов Л.Н., - курсанты получали глубокие теоретические знания военной техники радиосвязи и хорошие навыки практической работы. Все курсанты имели классные специальности: I класса - 20%, II - 30%, III класса - все остальные".
В 1985 г. в училище была организована кафедра "Автоматизированных систем управления войсками и связи", которую возглавил кандидат технических наук, доцент, полковник Охапкин Р.К. Основными задачами кафедры стали формирование у курсантов знаний принципов построения, функционирования вычислительной техники и комплексов автоматизации управления, основ моделирования, алгоритмизации и программирования. Преподаватели кафедры полковники, кандидаты технических наук Саламатин В.Г., Трапезников И.В., лейтенант Зиновьев Б.Н. - инженер лаборатории уделяли серьезное внимание повышению прикладной направленности обучения, выработке прочных навыков у курсантов самостоятельной работы на средствах вычислительной техники и комплексах автоматизации управления.
В начале 80-х годов кафедра общественных наук стала в училище инициатором усиления индивидуального подхода в обучении, развития творческих способностей будущих офицеров. С этой целью были изменены учебные планы и программы, увеличено количество часов, отводимых на практические занятия. Для офицеров училища проводились показные занятия по методике организации самостоятельной работы под руководством преподавателя. Особенно ценился опыт таких педагогов кафедры, как Белозерцева В.К., Масягина Л.В., Шаржукова И.П., Киселева А.А.
Огромный вклад в дело обучения и воспитания курсантов вносили ветераны кафедры, фронтовики Л.Д. Усыскин, Н.А. Киреев, В.В. Кожуренко, М.А.Кудинов. Они принимали участие в тематических вечерах, проводимых в курсантских коллективах, выступали по местному радио с рассказами о своей фронтовой юности, о мужестве и отваге воинов-связистов. Все преподаватели кафедры общественных наук прививали курсантам интерес к исследовательской работе, способствовали расширению политического кругозора. Шесть работ курсантов были в 1985 г. отмечены грамотами, а труды курсантов Г. Батракова, С. Пастухова, Р. Большакова представлены на республиканский и всесоюзный конкурсы научных студенческих работ. Умелыми пропагандистами, активистами городского и областного обществ "Знание" зарекомендовали себя преподаватели кафедры общественных наук Л.В. Масягин, Н.А. Волков, И.М. Чалый, А.Ф.Агарев, А.П. Прокофьев. Активное участие в лекционной пропаганде среди комсомольцев и молодежи принимали ветераны Великой Отечественной войны Л.Д.Усыскин, Н.А.Киреев, М.А. Кудинов. Участие преподавателей в лекционной работе способствовало росту их профессионального мастерства, активизации военно-патриотической работы среди молодежи.
В данный период руководство РВВКУС придавало серьезное значение изобретательской и рационализаторской работе. Начальник училища генерал-майор войск связи А.А.Асеев отмечал: "Активно работает ВНО курсантов, которое возглавляет кандидат технических наук, подполковник В.Шередин. Интересно строит свою работу курсантское конструкторское бюро (ККБ) под руководством подполковника С. Зеленкова. На своих заседаниях его члены находят новые технические решения, проводят опыты и эксперименты. Курсанты организуют научно-практические конференции, встречаются с учеными рязанских ВУЗов, изобретателями и рационализаторами. Тесные связи сложились у ККБ с рязанским радиозаводом.
На конференции по рационализаторству и изобретательству Московского военного округа от училища было представлено 10 учебных экспонатов, а затем -5 на ВДНХ. Среди них - тренажер для обучения курсантов, который был разработан группой изобретателей под руководством начальника кафедры, кандидата технических наук, доцента полковника Л. Котова. Тренажер затем рекомендовали в промышленное производство. Наиболее активно занимаются рационализаторской работой майор А. Гоцуляк, прапорщики В. Галкин, Ю. Машонкин, служащие В. Василевский, А. Мелехин, курсанты А. Долгих, С. Воробьев, С. Важник".
Офицеру доверяется оружие, боевая техника, а самое главное - люди, которых необходимо обучать и воспитывать. Доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, полковник в отставке В.В.Шувалов в своих воспоминаниях пишет: "Политическим отделом на все годы учебы курсантов составлялся комплексный план работы, в котором предусматривались различные формы организаторской, партийно-политической и воспитательной деятельности. Главной целью данного плана была подготовка высококлассных офицеров для войск связи и одновременно воспитателей с высокой нравственной культурой. С различными категориями актива мы планировали и проводили семинары, на которых рассматривали теоретические и практические вопросы воспитательной работы. Перед курсантами выступали партийные и советские работники области, деятели науки и культуры, передовики труда. Активисты в свою очередь, делились опытом работы в воздушно-десантном училище, с молодежью предприятий и учебных заведений г. Рязани.
Регулярно проходил в РВВКУС Единый политдень, в ходе которого руководители училища и кафедр в течение всего дня, с подъема до отбоя, находились с личным составом, решали текущие вопросы, беседовали с курсантами на актуальные политические темы. Подобная форма работы, как и проведение "вечеров вопросов и ответов", способствовала сближению курсантов училища с командованием.
Пути и способы повышения эффективности воинского воспитания курсантов и привития им навыков воспитательной работы рассматривали в РВВКУС на научно-методических конференциях. На одной из них в 1984 г. с докладом "Об основных направлениях дальнейшего совершенствования подготовки офицерских кадров для войск связи" выступил начальник училища генерал-майор войск связи А.А. Асеев. В докладе полковника Ф.В. Завалова речь шла о повышении эффективности воинского воспитания будущих офицеров-связистов. Заместитель начальника училища по учебной работе полковник А.В.Большаков раскрыл проблемы улучшения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса. Опытом нравственного воспитания курсантов, привития им навыков воспитательной работы поделились полковники В.А. Кукушко, А.А. Киселев, В.К. Белозерцев, подполковники В.С. Некторов, капитан Ю.Г. Дележа, старший лейтенант В.Н. Литвин" . Откровенный обмен мнениями, деловой и предметный разговор по проблемам воспитания оказывал глубокое влияние на совершенствование подготовки офицеров-связистов.
Восемнадцать лет службы, с 1969 по 1984 гг., посвятил воспитанию офицеров-связистов полковник в отставке Завалов Ф.В. В своих воспоминаниях он подчеркивает, что "воспитанием личного состава мы занимались серьезно в духе патриотизма, дружбы народов, верности своей присяге и долгу перед Родиной. Формы и методы работы менялись и совершенствовались, но основными были научно-практические конференции и семинары, встречи с выпускниками, ветеранами училища и знатными людьми Рязани. Отличалась разнообразием и воспринималась с интересом культурно-просветительная работа. Здесь были шефские связи с драматическим театром, филармонией, цирком, музеями. Ежегодно 9 мая в День Победы участвовали в празднике солдатской песни. Регулярно проводились читательские конференции, встречи с поэтами, писателями, артистами. Событием в жизни училища становились смотры художественной самодеятельности подразделений" .
Тесная воинская дружба связывала курсантов связистов и десантников. Она закалялась и крепла в ходе совместных учений, спортивных соревнований и тематических встреч. На одной из них перед будущими десантниками выступил мастер спорта по радиоспорту, чемпион МВО по многоборью радистов курсант Н.Ахраменко. Он рассказал им об истории становления и развития радиоспорта в стране, о достижениях курсантов-связистов. Именной стипендиат А. Косарев продемонстрировал работу с аппаратурой "охоты на лис" и быстро отыскал спрятанные в зале передатчики. Встреча закончилась совместным концертом художественной самодеятельности.
Политический отдел, кафедра общественных наук совместно с библиотекой для офицеров и курсантов проводили тематические вечера, читательские конференции, встречи с писателями и поэтами. Заведующая библиотекой А.И.Соколова и ее сотрудники стремились к тому, чтобы проводимые мероприятия были не только познавательными, но и интересными для слушателей. В читальном зале действовали красочно оформленные книжные выставки по различной тематике. Литературные обзоры, выставки новых поступлений, подготовленные библиографом Т.Я. Киселевой, библиотекарями А.Н. Родиной и Т.И.Дерба вызывали всегда интерес и пользовались популярностью в училище. Работники библиотеки оказывали огромную помощь командованию, преподавательскому составу и командирам подразделений в нравственном воспитании курсантов.
В 1984 г. прошли читательские конференции по книгам Героя Советского Союза В.В. Карпова, Александра Бека, о поэтическом наследии героя Отечественной войны 1812 г. Дениса Давыдова. Коллектив библиотеки принимал участие в проведении встреч курсантов с ветеранами училища, участниками Великой Отечественной войны И.А. Лаптиевым, В.С. Перстневым. Они рассказывали о своей фронтовой юности, боевых друзьях, героически сражавшихся с врагом в грозные военные годы. Выпускник училища 1980 г., орденоносец, старший лейтенант В. Гусев, проходивший службу в составе советских войск в Афганистане, рассказал о преемственности поколений офицеров-связистов.
Помощь коллективу библиотеки в проведении бесед, вечеров оказывали члены литературного объединения "Эфир". В секциях поэзии и прозы занимались десятки курсантов и офицеров. Возглавляли их преподаватели училища, которые проводили обзорные лекции по новинкам художественной литературы. Члены объединения часто бывали в подразделениях, где выступали со своими произведениями и рассказывали о новых изданиях. Они встречались с профессиональными литераторами и обсуждали с ними собственные сочинения. Секретарь Рязанской областной писательской организации, член Союза писателей СССР В.А. Золотов читал свои рассказы и стихи, а также принял участие в обсуждении новых работ "эфировцев". Писатель отметил стихотворение "Баллада о матери и сыне" курсанта А.Щербакова, рассказ "Дикий" курсанта О.Ершова, цикл стихов офицера Ю.Вишневского. Впоследствии в училищной типографии было напечатано несколько сборников стихов членов объединения "Эфир", которые пользовались спросом среди курсантов и офицеров.
Всего пять лет с 1983 по 1988 гг. проработал в училище в качестве начальника политического отдела полковник в отставке В.К. Вишневецкий, но его опыт воспитательной работы и в наши дни достоин серьезного изучения. В своих воспоминаниях он обращает внимание на следующие моменты: "Хорошие отношения сложились у меня с начальником училища генерал-майором войск связи А.А. Асеевым. Он всегда мог найти подход к курсанту, офицеру, служащему. Доступен был каждому. По его инициативе и при активном участии жен офицеров и прапорщиков был создан и плодотворно работал "Клуб молодой семьи". Многие курсанты, особенно 3 и 4 курсов, женились. Понятно, что жизненного опыта у них не было. Да и что греха-то таить: многие молодые жены не умели готовить вкусную пищу. Вот и решили, используя "Клуб молодой семьи", дать хотя бы некоторые познания в этой непростой области жизни.
Перед молодыми семьями выступали умудренные житейским опытом офицеры, их жены. Приглашали врачей. Организовывали кулинарные выставки с обязательным "пробованием" блюд, выпечек и т.д. При этом возле каждого блюда находились рецепты его приготовления. Эти традиции продолжались и при новом начальнике училище полковнике Мажорове М.Б. Ежегодно в сентябре накануне дня рождения С.А. Есенина командование организовывало экскурсию на теплоходах для курсантов-первокурсников на родину поэта в село Константиново. Именно в эти годы по инициативе начальника кафедры физической культуры и спорта подполковника А.Е. Сухорукова начали проводить Спартакиаду училища по летним и зимним видам спорта.
С большой благодарностью вспоминаю совместную работу с заместителями командиров батальонов по политической части Дележой Ю.Г., Новокрещеновым В.А., Бирюковым А.Т., Скобцовым Ю.А. Особо хотелось бы отметить труд командиров подразделений Полякова В.И., Татаринова Г.А., Иванова Ю.К., Цехмистро А.П., Эрингиса А.П. Батальоном обеспечения командовал Дементьев Е.С. По-хорошему соревнуясь друг с другом, они, в то же время, помогали советом, делом каждому, кому нужна была помощь.
Лучшими командирами взводов курсантов, на мой взгляд, были В. Бодунов, А. Шашкин, А. Полулященко, В. Корнеев. К примеру, учебная группа капитана А. Полулященко несколько семестров добивалась отличных результатов. За счет чего? Во-первых, командир взвода сумел подобрать сержантский состав, который действительно пользовался авторитетом среди сослуживцев. Во-вторых, постоянно работал с активом, учил его практике работы с людьми, прививал чувство ответственности за порученное дело. В-третьих, был строг, но справедлив с подчиненными, не пропускал ни одного проступка. В-четвертых, постоянно поддерживал связь с преподавателями, привлекая их для работы с курсантами. Ну и сам являл собой пример для подчиненных. Видимо, эти составные в работе командира взвода и помогали ему решать вопросы повышения качества учебы курсантов. В целом воспитательная работа имела задачей дать каждому человеку цель жизни, ориентир, убежденность в правоте своего дела. И это мы давали" .
Офицерам-связистам необходимы были физические навыки, ловкость, здоровье, которые они приобретали, занимаясь в училище физической культурой и спортом. В училищном спортивном зале до позднего вечера проходили тренировки в секциях, спортивные соревнования, участие в которых мог принять практически каждый курсант. К их услугам были силовые тренажеры, спортивные уголки в подразделениях, где в любую свободную минуту можно было повышать физическую закалку и спортивное мастерство. Прекрасные условия были созданы в учебном центре: стадион, различные спортивные площадки служили хорошим подспорьем курсантам в их стремлении всесторонне подготовить себя к будущей деятельности.
Настоящим праздником были для курсантов традиционные Спартакиады училища. В течение всего года шли напряженные поединки на беговых дорожках, секторах для прыжков, борцовских коврах, но наиболее увлекательно проходили соревнования по игровым видам спорта. Лучших спортивных результатов добивались подразделения, возглавляемые майорами А.И. Трофимовым и В.Н. Бодуновым. Каждый курсант у них был спортсменом-разрядником.
Среди постоянного состава училища проводились соревнования по шести видам спорта. Победу в 1985 г. одержала кафедра, руководимая полковником С.П. Рыбальченко. Начальник кафедры и сам был хорошим борцом, любил волейбол и сумел создать сплоченный коллектив энтузиастов спорта. Руководство училища - генерал-майор А.А. Асеев, полковники В.К. Вишневецкий и А.А. Корнеев не только оказывали конкретную помощь в развитии массового спорта, но и сами активно участвовали в спортивных состязаниях. В данный период в РВВКУС 95 % личного состава были значкистами ВСК, 98 % - спортсменами-разрядниками, 11 мастерами спорта. Всем в училище были хорошо известны имена трехкратного чемпиона мира среди юниоров по лыжам, мастера спорта международного класса Г. Лазутина, чемпиона страны среди юниоров по классической борьбе А. Баскакова, кандидатов в мастера спорта курсантов И. Когана, О. Лактюхина, Э. Чернухи.
Большой вклад в дело совершенствования преподавания физической культуры внес начальник кафедры подполковник А.Е. Сухоруков. В памяти многих поколений курсантов остались: подполковник запаса С.А. Прощалыкин - мастер спорта по лыжам, неоднократный чемпион страны среди ветеранов, подполковник запаса Бондаренко И.П. - мастер спорта, многократный чемпион Вооруженных Сил по офицерскому троеборью. Живой легендой кафедры остается подполковник запаса Некторов В.С., приобщивший с 1969 по 1993 гг. к физической культуре курсантов многих поколений.
На базе РВВКУС регулярно проводились мероприятия по линии спортивного комитета Министерства обороны. Так, в мае 1984 г. состоялась международная научно-практическая конференция спортивного комитета Дружественных армий по развитию военно-технических и прикладных видов спорта, в которой приняли участие представители 20 стран мира. Она проходила под руководствам дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта В.В.Горбатко. Участники конференции ознакомились с учебно-материальной базой училища по военно-прикладным видам спорта, посмотрели показательные выступления радиоспортсменов. Им был продемонстрирован фильм о психологической подготовке офицеров-связистов. Начальник РВВКУС генерал-майор войск связи А.А.Асеев рассказал о положительном влиянии занятий радиоспортом на совершенствование боевого мастерства будущих офицеров, о том, что в училище подготовлено 14 мастеров спорта.
Участники конференции восторгались действиями курсанта Н.А.Ахраменко, который принял буквенную радиограмму со скоростью 200 знаков в минуту. В передаче радиограмм высокие результаты показали курсанты В.Смирнягин, Н.Кусков.
Полковник Чехословацкой армии Владимир Черных подчеркнул: "Мы увидели немало интересного, поучительного и постараемся этот опыт применить в подготовке спортсменов нашей армии". "Вернувшись домой, мы обязательно займемся развитием технических и военно-прикладных видов спорта, ибо видим, сколь они полезны для воинов", - сказал капитан Адиль Абдуль Рахман из Йемена.
В училище неоднократно проходили чемпионаты Московского военного округа и Вооруженных Сил по радиоспорту. Успешно защищал честь команды юниоров МВО в 1983 г. курсант РВВКУС В. Смирнягин, который в соревнованиях по приему телеграмм добился максимального результата и набрал 100 очков. Курсант Н.Ахраменко в состязаниях по приему и записи текста на пишущую машинку выполнил норматив мастера спорта.
Действенность всей системы учебно-воспитательной работы показывали результаты войсковой стажировки курсантов. Она проводилась в частях центрального подчинения Начальника войск связи, а также в Московском, Ленинградском, Прикарпатском, Северо-Кавказском, Одесском и Киевском округах. Будущие офицеры приобретали хорошие навыки в выполнении служебных обязанностей на соответствующих командных должностях. В 1985 г. отличную оценку за стажировку получили 89,2 % курсантов, хорошую -10,3 %, удовлетворительную - 0,5 % . Кроме этого, за усердие в службе многие курсанты были поощрены командирами воинских частей.
Успех стажировки выпускников во многом зависел от организационной и практической работы, которую проводили преподаватели и командиры подразделений, назначенные ее руководителями. Отличные отзывы о своей деятельности привозили из войск полковники А.П. Цехмистро, Ю.А. Саулеслея, И.М. Чалый, подполковники А.М. Хорошавин, С.А. Смирнов, майоры А.И. Трофимов, В.М. Егоров. Командиры многих воинских частей обращались к командованию училища с просьбой направить к ним для службы тех курсантов, которые у них проходили стажировку. Подобные просьбы были свидетельством того, что в РВВКУС готовили грамотных, обладающих отличными навыками работы с людьми, умеющих обслуживать сложную технику и вооружение офицеров.
Традиционно торжественно проходила в училище церемония выпуска молодых лейтенантов. Под звуки марша проносили перед застывшим строем офицеров-связистов Знамя училища - его воинскую святыню. Выпускников 1984 г. напутствовал Начальник связи Вооруженных Сил, Маршал войск связи А.И. Белов, который зачитал приказ Министра обороны о присвоении выпускникам училища первого офицерского звания - лейтенант. Четверо из них окончили училище с золотой медалью, многие получили дипломы с отличием. "Профессия военного - моя мечта с детства. Я, поступив в училище, сразу понял, что здесь надо и можно хорошо учиться. Ведь офицерская служба требует глубоких знаний. Без этого нельзя воспитывать подчиненных", - говорил именной стипендиат Р. Бурнашев. Маршал войск связи А.И. Белов зачитал приветствие Министра обороны Маршала СССР Д.Ф. Устинова и подчеркнул важность связи в жизни армии. Он пожелал выпускникам успехов в деле укрепления Вооруженных Сил Советского Союза.
"Каждый из сегодняшних выпускников - умелый молодой офицер, человек преданный Родине и народу, глубоко изучивший передовые методы обучения и воспитания личного состава, умело эксплуатирующий современную военную технику и имущество", - отметил начальник училища генерал-майор войск связи А.А. Асеев. От имени молодых офицеров выступил лейтенант Р. Бурнашев, который выразил признательность командованию, преподавателям училища за полученные знания, понимание и заботу. Он заверил, что выпускники будут достойно нести звание офицера.
Именно выпускник 1985 г. Геннадий Пушкин был навечно зачислен в списки РВВКУС за свой геройский подвиг в неравном бою с душманами в Афганистане. Посмертно он был награжден орденом Красной Звезды. Более 330 воспитанников училища прошли испытания Афганистаном 52 из них были награждены орденом Красной Звезды, а 130 - орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" . Офицеры-связисты - выпускники училища - достойно выполняли свой долг ради безопасности и обороны советского государства.
Рязанским высшим военно-командным училищем связи в 1986-1988 г.г. командовал полковник Мажоров Михаил Борисович. В своих воспоминаниях о том периоде он писал: "В весьма разнообразной деятельности начальника училища безусловно приоритетной является организация учебно-воспитательного процесса. Постоянное руководство им предполагает анализ существующего положения дел и его эффективности.
В восьмидесятые годы в программах обучения офицеров в военных училищах связи возобладала не лучшая, на мой взгляд, тенденция подготовки офицеров-связистов так называемого "широкого профиля". При этом исключалась какая-либо специализация выпускников, что очень негативно сказывалось на становлении молодых офицеров, на освоении ими первоначальной должности. Курсант учился в училище четыре года, а перечень средств связи в войсках исчислялся десятками, что влекло за собой множество специальностей.
Будучи командиром частей связи, начальником войск связи армии, я имел обыкновение лично встречаться с каждым выпускником училищ, прибывающим на укомплектование войск связи. Это давало возможность составить представление о лейтенанте и учесть при назначении его на должность. Затем в течение года, а особенно внимательно в первые месяцы, наблюдать за ростом офицера, оказывая ему необходимую помощь. Такая работа с молодыми офицерами позволяла видеть все его сильные и слабые качества. Большинство молодых офицеров испытывали значительные затруднения в вопросах устройства техники связи, организации ее эксплуатации, личной работе на ней и, как следствие, имели проблемы в работе с личным составом. На помощь сержантов рассчитывать не приходилось, а укомплектованность полевых узлов связи прапорщиками была ничтожной. Таким образом, основной обучающей фигурой становился командир взвода. Эту проблему нужно было решать! Программы обучения курсантов в училищах обладали определенным "иммунитетом" и большой инерционностью. Тем не менее, следовало внести "специализацию" в подготовку выпускников училища, так как жизнь и войсковая практика настоятельно требовали решения этой проблемы.
Свои соображения и конкретные предложения я тезисно изложил перед офицерами училища. В процессе осмысления путей решения проблемы идея все больше приобретала конкретные пути реализации. Одним из первых данную идею воспринял и горячо поддержал заместитель начальника училища по учебной работе полковник Л.И.Вотинов, а затем командиры батальонов полковники В.И.Поляков И А.Г.Мостовщиков, а вскоре и все офицеры.
Идея и пути ее воплощения сводились к следующему. К началу четвертого курса каждый курсант должен был знать, на какую должность он будет аттестован по выпуску. Определялась эта должность с учетом мнений кафедр, командиров подразделений и желания курсантов. Для того, чтобы определить оптимальное соотношение потребности в войсках офицеров-связистов за основу взяли соотношение должностей в армейском полку связи. Далее курсантам объявлялось предварительное решение начальника училища по их выпускной аттестации и организовывалась их целенаправленная подготовка. Так, курсанту давали перечень вопросов, которые необходимо было отработать при подготовке к предстоящей должности в течение всего выпускного курса. При прохождении войсковой стажировки курсант практиковался в предстоящей должности.
Начальники войск связи округов были сориентированы начальником училища в том, чтобы при назначении на должность выпускников-рязанцев максимально учитывалась выпускная аттестация. Несомненно, даже такая небольшая внепрограммная ориентация выпускника училища давала ему большое подспорье в освоении первоначальной должности".
Обучение и воспитание будущего офицера начиналось с торжественного ритуала принятия воинской присяги, которая проходила на площади Победы. Символичным было то, что первокурсникам предстояло продолжать славные боевые традиции своих отцов и дедов, отстоявших свободу и независимость Родины в годы Великой Отечественной войны. Но для этого им нужно было упорно учиться и овладевать боевым мастерством. Сержантский состав, командиры взводов серьезное внимание уделяли изучению личностных качеств курсантов и стремились создать на этой основе крепкие воинские коллективы. В подразделении капитана В. Шашкина велась кропотливая индивидуальная работа командиров с молодым курсантом. С сержантами проводились занятия по практике воспитательной работы с подчиненными. Капитаны В. Гусев, В. Чесноков, старший лейтенант А. Сигов умело использовали различные формы поощрения и стремились к тому, чтобы они не превращались в формальность. Поощрения объявлялись перед строем или на собрании. Особенно ценились среди курсантов письма родителям об образцовом выполнении воинского долга.
В батальоне подполковника В.И. Полякова был создан сержантский лекторий, где перед младшими командирами выступали опытные офицеры-методисты, командный состав училища по наиболее актуальным проблемам воинского и нравственного воспитания . Опыт работы командиров курсантских подразделений свидетельствовал о том, что в тех воинских коллективах, где вопросом воспитания и укрепления дисциплины уделялось постоянное внимание, налицо были успехи в учебе, в формировании высоких моральных и деловых качеств у будущих офицеров.
Одной из форм, которая стимулировала учебу и воинскую службу курсантов, являлось участие командного и политического состава училища в собраниях личного состава, на которых подводились итоги учебно-воспитательного процесса. Лучшие курсанты и подразделения отмечались в приказах начальника училища, в историческом формуляре, на стендах музея. Курсанты брали пример с именных стипендиатов Б. Гудзенко, С. Яковлева, В. Карпова. Они своими знаниями показывали, что взятый в училище курс на сочетание высоких теоретических знаний с практической подготовкой поможет им стать квалифицированными офицерами-связистами.
Лучших результатов в обучении и воспитании курсантов систематически добивались опытнейшие военные педагоги полковники Л.Н. Котов, Л.В. Масягин, В.И. Середавкин, Л.И. Вотинов, доцент В.П. Малахов, преподаватели полковники И.И. Тыминский, И.М. Чалый. Коллектив кафедры общественных наук обратил самое серьезное внимание на дальнейший методический и научно-педагогический рост преподавательских кадров. Совершенствование методики преподавания на кафедре шло по пути внедрения метода проблемного обучения, что требовало постоянной мобилизации мысли, глубоких знаний, смелости в суждениях. Лучшими в этом плане были признаны лекции и семинары, которые проводили преподаватели И.П. Шаржуков, И.М. Чалый, Н.Ф. Бойко, Н.А. Волков, Л.Д. Усыскин. Все это способствовало привитию курсантам пропагандистских навыков, умений самостоятельно готовиться и выступать по актуальным проблемам жизни страны.
Обычным явлением в училище стало использование на занятиях средств автоматизации, электронных устройств. Аудитории, лаборатории и учебные классы были оснащены новейшей аппаратурой. Многие из технических средств сделаны были руками офицеров, прапорщиков и курсантов. Наибольших успехов здесь достигла кафедра, которой руководил кандидат технических наук, доцент, полковник Котов Л.Н. Кафедра радиосвязи пользовалась заслуженным авторитетом в училище и занимала первые места по рационализаторской и изобретательской работе.
Весомый вклад в совершенствование учебно-материальной базы вносило курсантское конструкторское бюро (ККБ). Курсанты - члены бюро под руководством офицеров-преподавателей приобретали интерес к самостоятельному техническому творчеству, к науке и технике, к своей будущей военной специальности. Командование училища предоставило ККБ большую аудиторию, в которой курсанты и преподаватели оборудовали помещение для постоянно действующей выставки экспонатов, а также монтажный зал, где осуществлялись электромонтажные работы. Для членов ККБ были созданы механическая мастерская, экранированная камера, химический участок, канцелярия для оформления документации.
Все это способствовало росту активности курсантов в рационализаторской и изобретательской работе. Члены ККБ участвовали во Всесоюзном смотре научно-технического творчества молодежи. Высокую оценку получил прибор для электроаппаратуры, разработанный курсантами А. Зубковым и Ю. Беляевым под руководством майора С. Зеленкова. Жюри конкурса были отмечены рационализаторские работы курсантов Л. Долгих, А. Колбышева, С. Воробьева, А. Зубрилина. Курсанты - члены бюро изготовили обучающее устройство "Радиотелеграфист", оригинальную модель осциллографа, тренажер радиостанции и многое другое. Все члены ККБ учились на "хорошо" и "отлично" и служили примером в воинской службе и дисциплине.
Одной из воинских традиций РВВКУС оставалось неразрывное единство обучения и воспитания. Тесные шефские отношения связывали училище с коллективами радиозавода, РРТА, РГПИ, техникумами и школами. Военно-патриотическими кружками и секциями, созданными в ряде учебных заведений, руководили офицеры и курсанты училища. Свыше 20 лет действовала Школа юного связиста. Активное участие принимали курсанты и офицеры РВВКУС в работе Университета будущего воина. На протяжении ряда лет активисты-курсанты, офицеры-политработники, преподаватели кафедры общественных наук проводили лыжные агитпробеги по местам воинской славы Советской Армии в Михайловском районе. Они рассказывали местным жителям о боевых традициях Вооруженных Сил, выступали с концертами художественной самодеятельности. У истоков агитационных пробегов стояли подполковники Литвин В.Н., Новокрещенов В.А., старший прапорщик Губин В.А., старший лейтенант Мокшанов С.П.
Для курсантов-первокурсников командование организовывало поездки на теплоходе в Константиново, в ходе которых они знакомились с прошлым рязанской земли. Наиболее неизгладимое впечатление на будущих офицеров производило знакомство с поэтическим творчеством С.А. Есенина. Лучшие курсантские подразделения поощрялись поездкой в Москву. Все это помогало будущим офицерам-связистам расширять свой кругозор и лучше знать историю родного края и своей Родины.
Огромный интерес вызвал в Рязанском гарнизоне спектакль "Модный цвет - зеленый" по пьесе московского драматурга К. Абрамцева, постановка которого была осуществлена на сцене РВВКУС. Успешно сыграли свои роли курсанты С. Пятаченко, Э. Морозов, С. Захарьев, М. Бокелавадзе, Ю. Кривошеев, прапорщик М. Медведев. Постановщиками спектакля стали полковник С. Дрыгин и майор Е. Рассудимов.
Артисты фактически играли самих себя, показав свои характеры, индивидуальные черты и при этом рассказали о буднях армии, о взаимоотношениях в среде тех, кому доверено защищать мирную жизнь страны.
Ежегодно в училище проходили смотры художественной самодеятельности подразделений. В 1987 г. интересную и содержательную программу показали зрителям курсанты роты под командованием майора Е. Кущева. Одну из лучших программ подготовили старшекурсники, у которых художественным руководителем был курсант С. Селезнев. Особенно понравился зрителям ансамбль народного танца, руководимый курсантами С. Мичуриным и А. Погореловым. Приятно удивили зрителей своей программой курсанты второго курса роты майора Ю.Максимова. Члены жюри отметили высшими баллами номера младших сержантов И. Розума и В. Ковальчука, курсантов С. Агафонова и Е. Муравьева. Смотр художественной самодеятельности понравился и надолго запомнился всем присутствующим.
Под руководством политического отдела училища активно работал Женсовет, который возглавляли жены офицеров Заяц Л.Г. и Аралова Н.П. Они организовывали для личного состава училища посещения музеев, театров, филармонии, кинотеатров. Проводили офицерские вечера, детские утренники и новогодние елки, а также взяли под свое шефство детский сад и пионерский лагерь.
Вот что писала газета "Красный воин" о деятельности Женсовета РВВКУС: "Женами офицеров военного училища связи был организован тематический вечер "Есть такая профессия - Родину защищать". Ведущий вечера майор А. Арсланов отметил, что сотни выпускников училища за беззаветное мужество и отвагу в боях с фашистами награждены орденами и медалями. Гостями вечера стали ветераны войны генерал-майор Ю.М. Бабков, подполковники Н.А. Киреев и М.Ф. Билошниченко, полковники Н.И. Андреев и Л.Д. Усыскин. Эстафету старших товарищей достойно продолжают курсанты-выпускники С. Мельников, П. Вертутин, младший сержант В. Карпов. На сцену поднимаются офицеры, проходившие службу в Афганистане, капитаны Н. Тютвин, А. Петровичев, старший лейтенант А. Лужков, майор И. Зыкин. Зал с волнением слушал рассказы о том, как они проходили службу в Афганистане, за что награждены были орденами и медалями. Зал минутой молчания почтил память погибших выпускников РВВКУС лейтенанта Г. Пушкина, лейтенанта В. Климанова, старшего лейтенанта Н. Гришина. Для ветеранов войны, воинов-интернационалистов в исполнении Л. Заяц, подполковника Ю. Вишневского, капитана Н. Тютвина прозвучали произведения известных поэтов, а также стихи собственного сочинения.
Для личного состава училища командование организовывало коллективные просмотры художественных фильмов в кинотеатре "Ока", встречи с известными киноактерами Е. Матвеевым, А. Кузнецовым и другими. Наиболее яркие события из жизни училища находили отражение в местных и центральных средствах массовой информации. Воспитательная работа оказывала положительное влияние на личный состав училища. В РВВКУС были изжиты грубые нарушения воинской дисциплины, и в приказах Министра обороны училище отмечалось как одно из лучших среди военных вузов.
Начальник училища полковник М.Б. Мажоров так говорил о своих питомцах: "Наши выпускники получили хорошую подготовку. Они могут и готовы выполнять все задачи в войсках по обучению и воспитанию личного состава, пользоваться современной техникой связи. Все выпускники понимают, какой груз ответственности они принимают на свои молодые плечи. Все связисты помнят о том, что только отлично действующая связь может сделать из генерала полководца". Выпускники прощались со Знаменем училища - его воинской реликвией. Первыми этой чести были удостоены золотые медалисты К. Буровский, И. Каменский, В. Карпов, В. Погашев, Ю. Олексиенко. Их лично поздравил с успешным окончанием учебы начальник РВВКУС полковник М.Б. Мажоров.
По отзывам на выпускников из воинских частей командование училища видело, что большинство из них осознают свой долг перед Родиной, успешно справляются со служебными обязанностями. Командиры частей связи писали о лейтенантах Р. Бурнашеве, В. Анашкине, А. Бакине, А. Матвееве, В. Юшкине, которые прекрасно себя зарекомендовали в училище, что они требовательны к себе и подчиненным, трудолюбивые командиры, отлично подготовленные воспитатели личного состава. Подобные отзывы свидетельствовали о продуманной системе подготовки в РВВКУС офицеров-связистов и огромном труде всего коллектива училища.
В 1987 г. Министр обороны Вооруженных Сил СССР Маршал Д.Т Язов знакомился с ходом учебно-воспитательного процесса в военно-учебных заведениях Рязанского гарнизона. При посещении РВВКУС он заслушал доклады начальника училища полковника Мажорова М.Б. и начальника политического отдела полковника Вишневецкого В.К. о подготовке и воспитании будущих офицеров-связистов. Министр обороны СССР посетил расположение курсантов 10 роты, где беседовал с командиром батальона подполковником Мостовщиковым А.Г. и командиром роты майором Трофимовым А.И. . После ознакомления с учебно-материальной базой кафедр училища, Министр обороны кратко подвел итоги деятельности командного и преподавательского состава и поставил задачи по совершенствованию подготовки офицерских кадров.
В 1991 г. Рязанскому высшему военному командному училищу связи имени Маршала Советского Союза М.В. Захарова исполнилось 50 лет. В те праздничные дни из уст начальника училища генерал-майора Рогова Александра Владимировича не раз слышалась фраза: "Нам есть, чем гордиться!" и его слова соответствовали истине. Командование войск связи считало наше училище одним из лучших высших военно-учебных заведений. Первый заместитель начальника связи Вооруженных Сил России генерал-лейтенант А.А. Иванов заявлял, что "училище решено сделать базовым, здесь будут проходить все эксперименты по реформированию учебного процесса.
В данный период на базе РВВКУС неоднократно проходили совещания руководящего состава войск связи и научно-технические конференции по проблемам реформирования военного образования. В апреле 1990 г. под руководством первого заместителя Начальника связи Вооруженных Сил генерал-лейтенанта О.С. Лисовского была организована конференция ВВУЗов связи. В ходе ее работы рассматривались проблемы совершенствования структур и содержания новых учебных программ, качественного развития учебно-материальной базы. Но особое внимание было обращено на развитие системы непрерывного образования офицеров-связистов в системе военных училищ, высших академических курсов.
Проблемы реформирования военного образования проанализировали преподаватели военно-учебных заведений связи, высшее командование войск связи на совещании в РВВКУС в 1990 г. На нем были обсуждены пути практической реализации основных направлений реформы военного образования. Командование РВВКУС доложило о результатах проводимого в училище эксперимента по объединению кафедр ТСП и БПУС и созданию на их основе кафедры "Организации связи".
Остро стояла проблема нравственного воспитания будущих офицеров на боевых традициях русской армии. "Задача стоит в том, чтобы довести до каждого курсанта понимание того, что он служит народу, Отечеству, а не партии или какой-то группе лиц. Мы должны воспитать офицера умного, интеллигентного, какими были в России господа-офицеры, чтобы наш курсант был носителем лучших традиций российского офицерского корпуса", - подчеркивал начальник РВВКУС генерал-майор А.В. Рогов . Участники совещания были ознакомлены с учебно-материальной базой училища, которая получила с их стороны самую высокую оценку. В специальных классах преподаватели продемонстрировали гостям возможности учебного оборудования, методы подготовки будущих офицеров по овладению современной техникой связи.
На одной из конференций руководящего состава Вооруженных Сил, проходившей в РВВКУС, была продемонстрирована учебная база для автомобильной подготовки. Преподаватели кафедры электроснабжения Г.А. Лихачев, С.А. Конин, Н.Н. Слепенький, А.А. Миронов, прапорщики В.В. Галкин, Л.Я. Ключник, В.В. Трофименко усовершенствовали учебно-материальную базу и на ее основе интенсифицировали процесс обучения. В результате преподаватель от своего стола "командовал" действующими узлами и агрегатами учебных автомобилей, нажатием кнопки комментировал сказанное на экране учебным фильмом.
Неоднократно в РВВКУС на базе кафедры физической подготовки и спорта проходили сборы специалистов армейской физической культуры высших военно-учебных заведений. Для гостей проводились показательные занятия по различным разделам физической подготовки, демонстрировались методы эффективной организации учебных занятий, физической зарядки и спортивно-массовой работы. На одной из конференций было принято решение о внедрении нового "Наставления по физической подготовке" в учебных заведениях и в войсках. Факт проведения научно-практических конференций и сборов руководящего состава войск связи в стенах РВВКУС свидетельствовал о признании заслуг училища в деле подготовки офицеров-связистов.
Гордились в училище, и по праву, успехами в рационализаторской и изобретательской работе. В 1990 г. в училище было разработано 75 рационализаторских предложений, получено 3 авторских свидетельства, направлено 4 заявки на изобретение. Ежегодно учеными РВВКУС выпускалось в свет до 30 научных публикаций, которые находили практическое применение в военно-учебных заведениях и войсках связи. За данную работу коллектив училища был награжден Почетной грамотой Начальника связи Вооруженных Сил. В РВВКУС была создана внештатная научно-исследовательская лаборатория, работающая по хоздоговорам с различными предприятиями и учреждениями. Автором этой новации стал председатель училищной секции ВОИР, кандидат технических наук, доцент, полковник А.Ф. Гоцуляк. Разработки наших изобретателей получили авторские свидетельства. Ими заинтересовались не только военные специалисты, но и предприятия, заключавшие договора на выполнение научно-исследовательских изысканий. В конечном счете, в выигрыше было и училище, так как параллельно велись разработки, направленные на повышение качества учебного процесса. На средства, заработанные лабораторией, приобретались новейшие приборы, компьютеры. Впоследствии полковник А.Ф. Гоцуляк стал инициатором создания училищного телевидения, известного как "СТС-35 канал".
В системе военно-научной работы ежегодно занималось около 300 курсантов. Будущие офицеры принимали участие в разработке научных проблем, выступали на научно-практических конференциях. Так, на одной из них доклад и разработка курсанта А. Мачулы были отмечены дипломом Государственного комитета по высшему образованию. Изобретения курсанта А. Наумова экспонировались на ВДНХ и были награждены тремя серебряными медалями. Активное участие курсантов в рационализаторской работе помогало им успешно учиться и лучше овладевать сложной военной техникой связи.
Для повышения качества обучения курсантов в 1989 г. была разработана локальная цифровая сеть на базе ЭВМ "Партнер 01-01". Ее авторами стали полковник Шевкопляс Г.Б., подполковник Правкин В.В., майор Колоколенков С.С., которые были поощрены грамотами Министерства обороны. В 1991 г. преподавателями кафедры электроцепей проводился педагогический эксперимент по внедрению системы квалификационных заданий в учебный процесс. Его результаты получили высокую оценку и были рекомендованы к внедрению во всех училищах связи. Подполковники Колоколенков С.С. и Сапрыкин В.И. занимались разработкой проблем фонемного анализа речи и их статьи были опубликованы в научных журналах. Созданная ими экспериментальная установка, демонстрировалась в 1993 г. на международном симпозиуме по вычислительной технике.
В 1990 г., по инициативе начальника кафедры, кандидата технических наук, полковника Саламатина В.Г. при поддержке начальника училища генерал-майора Рогова А.В. была создана учебная стационарно-полевая автоматизированная система связи. Ее основой стала автоматизированная система обмена данными, элементы которой были развернуты на всех военно-технических кафедрах. Затем в учебных классах кафедры были смонтированы центры коммутации сообщений и абонентские пункты, оснащенные средствами передачи данных и вычислительной техники.
В целях совершенствования индивидуального подхода к обучению курсантов в 1988 г. был образован "Исторический клуб", организатором которого стал старший преподаватель кафедры общественных наук Зайцев В.М. . В основу деятельности клуба были положены принципы демократичности научного объединения. Они подразумевали под собой полную добровольность в работе, взаимную заинтересованность его участников, конкурсный отбор желающих углубить свои знания в истории. Активной работе "Исторического клуба, - как писал курсант А. Брокмиллер, - способствует творческая атмосфера, в которой все дискуссии проходят интересно и с максимальной пользой для курсантов". Курсанты - члены клуба О. Новиков, Ю. Суглобов, А. Барковский, В. Конаков проводили агитационно-пропагандистскую работу, выступая в учебных заведениях города и области. В период подготовки к 50-летию РВВКУС активное участие в сборе материалов для вновь создаваемого музея училища приняли курсанты Захаров В., Лисовский Ю., Ковальчук А., Скоморохов А., Кулик Д. Они встречались с ветеранами училища, работали в московских военных архивах. Курсанты А. Тихомиров, К. Козак, В. Павловский выступали перед своими товарищами по актуальным проблемам общественной жизни, а однажды им вместе с руководителем клуба было доверено провести занятие по командирской подготовке с офицерами училища на тему "Опыт проведения военных реформ в России". Будущие офицеры в рамках "Исторического клуба" учились разбираться в актуальных проблемах истории родной страны, что, несомненно, помогало им в повышении профессионального уровня.
Курсанты училища принимали активное участие в работе и обеспечивали связь в экологических экспедициях по Рязанской области. Их организатором и вдохновителем был врач М.Г. Малахов, впоследствии участник арктических экспедиций, Герой Российской Федерации.
В данный период получила свое дальнейшее развитие воспитательная работа, которую проводили командование, политический отдел и кафедры училища. Еженедельно курсанты слушали выпуски радиогазеты, которую готовила Т.Я. Киселева. Регулярно проводились в масштабе училища слеты отличников. Генерал-майор А.В. Рогов каждому отличнику лично вручал почетную ленту, подарок и фотографию с командованием РВВКУС. Регулярно в курсантском молодежном центре (КМЦ) чествовали именинников, которых поздравляло руководство училища. Для них накрывались столы, пеклась выпечка, ставился самовар и лучшие артисты училища исполняли любимые песни. Инициатором данного мероприятия был старший лейтенант С.П. Яковлев. В гарнизонном Доме офицеров проходили вечера "Боевое содружество", в которых принимали участие курсанты военных училищ и Высшей школы МВД. В ходе этих мероприятий устраивались различные конкурсы, выставки, концерты художественной самодеятельности. При генерал-майоре А.В. Рогове впервые стали проводиться офицерские балы.
Политический отдел совместно с кафедрой общественных наук разработал ритуал торжественных проводов офицеров училища в запас. Доцент В.В. Шувалов так описывает эту церемонию: "Лично мне запомнились проводы полковников Завалова Ф.В., Рыбальченко С.П., Котова Л.Н., Фатеева М.Я. Торжественно звучит музыка в клубе училища. Генерал-майор Рогов А.В. зачитывает приказ об увольнении в запас и вручает Почетную грамоту от Министра обороны СССР и подарки от коллектива училища. По желанию ветеранов исполняются их любимые песни.

Александр Семёнович Рогов (28 сентября 1901, д. Казанино, Даниловский район, Ярославская губерния - 1992, Москва) - разведчик. Генерал-полковник (1962), в 1963 году понижен в звании до генерал-майора.

Биография

Родился в крестьянской семье. На военной службе с декабря 1915 года. Член ВКП(б) с 1920 года.

Участник Гражданской войны. В РККА с декабря 1919 года. Служил во 2-й стрелковой дивизии, воевал в 1920 году на Кубани, в 1921 году - в Дагестане, в 1921 году - на Урале, в 1922 году участвовал в подавлении Карельского мятежа.

В 1924 году окончил разведывательное отделение Петроградских курсов среднего комсостава Петроградского военного округа, в 1926 году - тактико-стрелковые курсы усовершенствования командирского состава.

Командовал ротой, батальоном, был помощником командира 33-го, позднее - 32-го стрелковых полков (август 1924 - ноябрь 1930 года).

Окончил Восточный факультет Военной академии РККА имени М. В. Фрунзе (1932-1936).

В военной разведке занимал должности:

Заместитель начальника 5-го (разведывательного) отдела штаба Ленинградского военного округа (ноябрь 1930 - апрель 1932);

Начальник мобилизационного отделения по подготовке кадров разведслужбы 5-го отдела (по руководству разведотделами штабов округов и флотов) Разведывательного управления РККА (1936 - январь 1937);

Резидент Разведупра в Харбине (январь 1937 - апрель 1940) под прикрытием должности вице-консула СССР в Харбине;

Начальник 3-го (восточного) отдела Разведупра Генерального штаба РККА (сентябрь 1940 - июнь 1941);

Начальник 4-го (военно-технического) отдела Разведупра Генштаба (июнь 1941);

Начальник Разведывательного отдела штаба 2-й Ударной армии, Волховский фронт (1942);

Начальник Разведотдела штаба Юго-Западного (с октября 1943 - 3-го Украинского) фронта (октябрь 1942 - июнь 1945);

Начальник Управления оперативной разведки 2-го Главного управления Генштаба Вооружённых сил СССР (1949);

1-й заместитель начальника 2-го Главного управления Генштаба ВС СССР (на начало 1951);

Военный атташе при Посольстве СССР в Великобритании (1954-1958);

В 1963 году был снят с должности и понижен в звании в связи с делом Пеньковского;

Вышел в отставку в 1978 году.

Похоронен на Троекуровском кладбище.

Награды

  • Орден Ленина (21.02.1945).
  • 3 Ордена Красного Знамени (26.10.1943, 03.11.1944, 1949).
  • Орден Кутузова I степени (28.04.1945).
  • Орден Суворова II степени (19.03.1944).
  • Орден Кутузова II степени (13.09.1944).
  • Орден Отечественной войны I степени (11.03.1985).
  • Орден Красной Звезды (30.01.1943).
  • Медали.

Рогов Александр Семенович (пс.: Богров). 28.09.1901, д. Казанино Даниловского уезда Ярославской губернии - 1992, г. Москва.

Русский. Из крестьян. Генерал-полковник (27.04.1962), генерал-майор (09.03.1963). В РККА с 1919. Член компартии с 1920. Окончил Высшее начальное училище в Данилове (1909-1912), 7-е Армавирские пулеметные курсы (1921), разведывательное отделение повторных курсов среднего комсостава Петроградского ВО (1923-1924), Тактические стрелковые курсы усовершенствования среднего комсостава (1925-1926), специальный факультет Военной академии им. М. В. Фрунзе (1932-1936). Владел немецким языком.

В службе с декабря 1915, рядовой 8-го Вольмарского латышского стрелкового батальона.

С 1978 в отставке.

Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова II ст., Кутузова I ст., двумя орденами Красной Звезды, медалями.

Похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.

Алексеев М.А., Колпакиди А.И., Кочик В.Я. Энциклопедия военной разведки. 1918-1945 гг. М., 2012, с. 656-657.

Далее читайте:

"Лица в штатском" (биографический справочник о сотрудниках советских спецслужб).

Вторая мировая война 1939-1945 гг . (хронологическая таблица).