Строительство и ремонт

Составьте план по теме политическое участие граждан. Участие граждан в политической жизни план: формы

Основная учебная литература

Принципы демократических выборов

Понятие и роль выборов в различных политических системах власти.

Выборы как основная форма политического участия граждан.

ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 2003, гл. 20, п.1-3.

Политология: учебник / под. ред. М. А. Василика. – М., 2006, гл. 9, п. 1,2.

Конституция Российской Федерации: Официальный текст. – М., 2009., ст. 3, 32, 81, 96-97, 130.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». – М., 2007.

Цель лекции – раскрыть социальную роль выборов как ведущего института демократии и основной формы политического участия граждан, их место и роль в политическом процессе авторитарных и демократических режимов, проанализировать принципы, определяющие демократичный характер выборов, а также возникающие на пути их реализации проблемы.

Кто и как «делает» или определяет политику? Обывателю кажется, что этим занимаются исключительно государственные органы власти и должностные лица, политические партии, общественные организации, политические элиты и лидеры. Для обозначения роли этих институтов и субъектов политики обычно применяют слова – политическая деятельность, государственные (партийные) решения, принятие законов, выстраивание политических отношений, заключение союзов, коалиций и т.д. А как же народ? Какое отношение к этим процессам реальной наблюдаемой простыми гражданами политике имеют они сами? Оказывают ли они влияние на политику? Если да, то с помощью каких политических институтов, инструментов и каким образом?

Для обозначения, описания и оценки роли народа, простых граждан в политике, а, следовательно, во власти используется понятие «политическое участие». Политическое участие – это процесс влияние граждан на формирование и функционирование институтов государственной власти, на выработку и реализацию ими желаемых для граждан решений и действий. Американские политологи С. Верба и Н. Ни называют политическое участие «инструментальной активностью, посредством которой граждане пытаются влиять на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия».

Формы политического участия весьма многообразны. В их числе: членство граждан в политических партиях, общественных организациях и движениях; участие в выборах и референдумах; участие в митингах, демонстрациях (маршах), пикетах поддержки или протеста; участие в забастовках, голодовках, а также в государственных переворотах, политическом терроре, в революциях и гражданских войнах и многие другие.

Важнейшей формой участия в политическом процессе государства обычных граждан являются выборы. В наше время они стали главным элементом политической системы. Институт всеобщих выборов был введен относительно не так давно, однако сегодня без его реализации нельзя представить себе здоровое развитие не только гражданского общества, но всех остальных частей политической системы и институтов.

Замечание 1

При помощи процедуры выборов реализуются все основные права граждан той иной страны, и формируется состав представительной власти на всех уровнях государства. Основными из них являются выборы главы государства. Также обычно граждане принимают активное участие в муниципальных выборах, выборах в законодательных орган страны и иные местных выборах.

Функции выборов

Процесс волеизъявления граждан привел к появлению процедуры смены правящей верхушки, а также иных представителей народа в государственных и местных органах власти. Этот процесс является признаком стабильности и инструментов легитимации власти. Через выборы осуществляется выявление расстановки политических сил в том или ином территориальном образовании или институте власти. Выборы способны определить наиболее прозрачным, эффективным и оптимальным образом степень доверия общества к определенным партиям, а также их программным обещаниям, продемонстрировать отношения к таким политическим содружествам и отдельным политикам, чиновникам.

При осуществлении процедуры избирательного процесса активизируется политическая социализация, идет приобретение политических навыков и опыта, а также усваиваются политические ценности.

Выборы дают уникальную возможность осуществлять форму контроля над правящей элитой. Эта функция полностью принадлежит населению страны, где проводится подобный демократический процесс. Каждый гражданин независимо от его местоположения в обществе, достигший определенного возраста, может изъявить свою позицию по тому или иному политическому процессу, который проходит в данные время на конкретной территории. Он имеет полное право на критику существующего режима или политической деятельности партии в представительном органе государства при помощи доступного и легального способа в определенный срок, согласно установленным на законодательном уровне датам проведения выборного процесса. Перед выборами проводится ряд мероприятий, направленных на обладание поддержки избирателей и корректировки дальнейшего политического курса.

Признаком любого сформировавшегося демократического государства стала возможность и желание каждого гражданина принимать активное участие в избирательном процессе, влиять на существующую обстановку в политическом строе, стремиться улучшить не только собственную жизнь, но и своих соотечественников. Его также называют единственным мирным способом и средством решения назревших проблем в обществе.

Претенденты на выборные должности предлагают свои политические программ действия другим гражданам. Взамен на это они получают поддержку в виде голосов на выборах различных уровнях и пытаются затем воплотить свои обещания на законодательном уровне при непосредственном исполнении своих полномочий на конкретных должностях. Срок и размер полномочий также определяется на законодательном уровне. Эффективность выборного процесса можно наблюдать часто в тех странах, где существует развитый политический рынок, обладающий наличием полноценного законодательства об избирательных системах, наличия ярко выраженного гражданского общества. Оно должно быть представлено в виде различных негосударственных образований, групп людей, объединенных одной целью и идеей. Подобные институты государства должны регулировать интересы граждан и существовать в идее профсоюзов, фондов, центров, ассоциаций и иных клубов.

Принципы выборов

В каждой стране формируется и регламентируется своя собственная процедура выборов. Она складывается согласно развитию государства и традициям избирательного права на определенной территории. В избирательном законодательстве отражаются положения о порядке выдвижения кандидатов, требования к кандидатам, процедура голосования и подсчета голосов, а также возможности по использованию услуг СМИ и другими источниками финансирования.

Выборы характеризуются определенными основными принципами, которые определяют эту процедуру волеизъявления граждан в качестве безусловной и демократической. Эти общепризнанные нормы имеют большую ценность и обеспечиваются избирательным правом, где важно отдать свой голос за претендента.

Обозначено несколько основных принципов избирательного права в форме выборов, которые являются формой политического участия :

  • выборность;
  • равное избирательное право;
  • непосредственность;
  • состязательность.

На конституционном уровне закрепляется сам принцип выборности. Он существует в странах с парламентской системой управления. В тексте главного закона страны указывается, что существует универсальный способ всеобщих выборов. В них могут принимать участие все граждане конкретного государства как в активном режиме в виде избирателей, так и в пассивном, где необходимо зарегистрироваться в качестве кандидата на определенную должность и представить свою политическую программу.

Существуют некоторые ограничения при участии в выборах у отдельных категорий граждан. Они должны достигнуть определенного возраста, на который поставлен избирательный ценз, а также исключаются люди с психическими отклонениями. В остальных случаях, как правило, процесс выборов проходит без дополнительных ограничений.

Еще одним принципов является из равное избирательное право. Он означает, что в парламент избираются депутаты, каждый из которых представляет одинаковое число граждан. При этом каждый избиратель имеет одинаковую долю участия в выборах в парламент.

Принцип непосредственности выборов означает, что все избиратели имеют полное право осуществлять свое волеизъявление без участия посредников или иных представителей от его имени.

В процессе осуществления демократических выборов важным аспектом является их состязательный характер. Все конкурирующие между собой политические объединения или кандидаты-одиночки имеют право представить свою программу без ограничений и или провести дебаты в избранном формате диалога. Так уменьшается вероятность внешнего влияния на избирателей.

Проведение выборов

Любые выборы проводятся в определенные сроки, которые предварительно были обозначены в законодательных документах. Этот промежуток времени называется избирательной кампанией.

Избирательный процесс в этот период делится на ряд основных стадий:

  • подготовительный этап, который готовит определенную общественно-политическую почву для непосредственных выборов;
  • выдвижение кандидатов, которое завершается их регистрацией в специальных избирательных комиссиях;
  • агитационно-пропагандистская кампания;
  • непосредственное голосование и подведение итогов выборов.

Также сам избирательный процесс в разных странах мира может иметь свои специфические особенности. Они устанавливаются как в самой процедуре волеизъявления, так и способам подсчета результатов. В мире сложилось две основные системы подсчета голосов избирателей. Наиболее популярной и прозрачной считается процедура, где необходимо считать бюллетени простым способом. В этом случае считается каждый голос участников выборов.

Замечание 2

Некоторые страны устанавливают многоступенчатую систему. Сегодня подобные системы часто используются при избрании верхних палат законодательных органов во Франции и США.

Каждый человек на протяжении всей своей жизни что-либо выбирает. Выборы – постоянный и неотъемлемый спутник политической жизни.

1. Выборы являются самой распространенной формой политического поведения граждан в современных демократических обществах. Выборы – важнейший признак демократического режима, а возможность выбирать и быть избранным – одна из главных демократических ценностей. Выборы являются наиболее действенным механизмом, с помощью которого гражданское общество в лице избирателей осуществляет регуляцию и влияние на государственные и другие политические структуры. Значение выборов в условиях разных политических режимов неодинаково: в одних странах выборы отсутствуют вообще, в других носят эпизодический и малозначимый характер, в третьих – играют центральную роль в механизме политического властвования. Выборы в изначальном смысле этого слова – возможность выбирать между несколькими или по крайней мере двумя кандидатами или партиями. Однако в политической практике выборы используют не только свободные демократические системы, но и авторитарные и тоталитарные режимы, где возможность выбора ограничена или отсутствует вообще, а избирательная процедура носит формальный характер. Как правило, в условиях авторитарных режимов голосование носит «единодушный характер». Например: результаты выборов в Албании в 1978 году таковы: 1435288 голосов за Албанскую партию труда, 0 – за другие партии, 3 испорченных бюллетеня, 1 человек воздержался. Монгольский авторитарный режим в 1945 году дал уникальный пример «всенародного плебисцита» – по официальным данным, на избирательные участки пришли 100% избирателей и все проголосовали. При авторитарном режиме выборы служат для мобилизации людей на выполнение целей последнего, способом единения власти с «народной массой», средством восхваления режима, пропаганды его достижений. Совсем другое дело в условиях либеральной демократии, когда выборы являются, во-первых: способом легитимизации политической системы и правления политической элиты; во-вторых: рекрутирования политической элиты; в третьих: представления мнений и интересов избирателей, мобилизации избирателей для защиты общественных ценностей; в четвертых: развития политического сознания граждан путем формирования политических проблем и альтернатив; в-пятых: выведения политических конфликтов в русло процедуры выборов с целью их мирного урегулирования; в-шестых: осуществления борьбы за власть на основе альтернативных программ и формирования конструктивной оппозиции, способной осуществлять контроль, и в-седьмых: политического участия граждан.

В странах либеральной демократии выборы проводятся на основе следующих принципов избирательного права, закрепленных юридически: всеобщее избирательное право, равное избирательное право, которое предусматривает возможность избирателя иметь только один голос и, соответственно, голос каждого избирателя формально равен голосу другого избирателя, тайное голосование, равенство кандидатов, конкуренция платформ и программ, действие результатов выборов в установленные законом сроки.

Избирателю приходится участвовать в разнообразных видах выборов в зависимости от того, представительные органы какого уровня формируются в результате выборов, различают общенациональные, региональные, местные и др. выборы, по характеру проведения выборы могут быть прямыми (кандидат избирается непосредственно избирателями) и многоступенчатыми (если первоначально определяется состав коллегии выборщиков, которые затем путем голосования формируют выборный орган). Прямое голосование является, как правило, наиболее распространенным и демократичным. Но следует иметь в виду, что в условиях, нестабильных обществ, когда политическая культура населения низка, прямые выборы порой приводят к непредсказуемым результатам. Демократичность процедуры прямых выборов заключается в том, между избирателем и кандидатом нет никаких промежуточных инстанций, избиратель непосредственно голосует за кандидата на выборную должность. Многоступенчатые выборы менее распространены в политической практике, чаще всего используются при избрании верхних палат законодательных органов (Франция), система выборщиков применяется на президентских выборах в ряде стран: США, Финляндии, Бразилии и др.

Выборы как политический институт и как форма политического участия имеют длительную и интересную историю своего развития. На протяжении многих столетий шла борьба за всеобщее избирательное право, отражавшее стремление широких слоев общества участвовать в политической жизни. Сегодня в большинстве развитых стран всеобщее избирательное право провозглашено и закреплено в юридических актах.

Исторически сложилась и практика ограничения электорального корпуса в выборах с помощью избирательных цензов. Поначалу выборные кампании носили довольно жесткий цензовый характер, но с развитием демократических институтов в ряде стран многие избирательные цензы стали достоянием истории. Одним из старейших и длительное время довольно распространенным цензом был прямой имущественный ценз, который отстранял от голосования лиц, не обладавших определенным имуществом в форме недвижимости или денежном выражении (в ряде штатов США до 1964 года существовал избирательный налог).

Довольно долгое время избирательное право являлось привилегией мужского населения. Однако благодаря активной борьбе женщин за свои политические права сегодня практически во всех странах женщины являются активными и полноправными избирателями (в Великобритании женщины получили это право в 1918 году, в США – в 1920, во Франции – в 1944). В настоящее время права голоса женщины лишены только в странах мусульманского Востока. Одним из распространенных правовых средств, исключающих из политической жизни потенциальных избирателей, является ценз оседлости, включающий в себя требование для избирателей непрерывного проживания в одной местности в течение установленного законом срока (например, в Прибалтийских государствах не менее 10 лет.) Отошли в прошлое ряд цензов, связанных с этнической принадлежностью, уровнем грамотности, службой в вооруженных силах и др. В настоящее время во многих странах сохранился лишь возрастной ценз, причем он выше для кандидатов на выборную должность.

Избирательное право включает в себя понятия активного и пассивного избирательного права. Активное избирательное право представляет собой установленное законом право гражданина лично участвовать в выборах представительных органов или должностных лиц в качестве избирателя, быть полноправным участником референдумов. Пассивное избирательное право – это установленное законом субъективное право гражданина выступать на выборах в качестве кандидата в представительные органы, то есть право быть избранным. Активное и пассивное избирательное право обычно обусловлено рядом юридических требований: гражданство данной страны, определенный возрастной ценз и др.

Одной из проблем в странах либеральной демократии является пассивность электората. Значительная часть избирателей, удовлетворяющая всем установленным цензам и официально допущенная к участию в голосовании, тем не менее, не приходит на избирательные участки. Так, в течение 1980-х годов в Великобритании в среднем участвовали в голосовании до 75% избирателей, в США – 53%, в ЮАР – 23%. Неявка избирателей на выборы получила название абсентеизма. Причин неявки избирателей на выборы довольно много, но основная – их безразличие и разочарование в возможных результатах выборов. В условиях современной России причиной абсентеизма избирателей является нарушение законности выборных процедур, многочисленные фальсификации при подсчете голосов, а также низкий уровень легитимности правящей элиты. Об этом свидетельствуют результаты первого тура голосования на президентских выборах летом 1996 года, когда многие регионы России проголосовали за коммунистического лидера. В политической практике существуют две разновидности абсентеизма, политический абсентеизм, когда избиратель не принимает участия в выборах по политическим мотивам, и неполитический, когда отсутствуют причины политического характера (в том числе, когда избиратель по ошибке голосует испорченным бюллетенем). Выборы в Госдуму в 2003 году ярко продемонстрировали политическую апатию населения России, проголосовавшего «ногами», в силу предсказуемости победы «Единой России».

В ряде стран для борьбы с абсентеизмом в законодательном порядке вводится обязательное голосование (Австралия, Австрия, Бельгия, латиноамериканские страны). Предполагаются определенные санкции против лиц, уклоняющихся от голосования: запрещение заключать деловые контракты, прием на службу в государственный аппарат, денежные штрафы и т.п.) Несомненно, эти меры способствуют повышению активности избирателей, но не всегда достигают нужного эффекта.

Двадцать восьмое задание ЕГЭ по обществознанию заключается в составлении плана доклада по определенной теме – может попасться любая тема из курса обществознания, например, «Политическое лидерство» или «Семья как социальный институт». Желательно, чтобы план был развернутым, то есть его пункты должны включать в себя подпункты.

Максимальный первичный балл – 3- дается в том случае, если в плане есть 3 или более пунктов, любые два из которых содержат подпункты, а их формулировки помогают верно и полно раскрыть содержание темы. 2 первичных балла можно получить, если 3 и более пунктов, два из которых содержат подпункты, в целом раскрывают содержание темы, но содержат некоторые неточности.

В случае, если план не развернут, но содержит не менее 3 пунктов, полностью раскрывающих содержание темы, или же он содержит два пункта, один из которых детализирован в подпунктах, и полностью раскрывает тему, дается 1 первичный балл. Столько же баллов дается, если в плане есть 2 и более пунктов, любые 1-2 из которых имеют подпункты, но в формулировках есть неточности.

Теория к заданию №28 ЕГЭ по обществознанию

При составлении плана главное – вспомнить, что можно рассказать о данной теме: например, какие признаки и особенности есть у ее предмета, какие функции он выполняет, какие виды этого предмета бывают и по каким признакам классифицируются, какое значение он имеет…

Не нужно детализировать все пункты – даже для получения максимального балла нужно написать подпункты только в 2 случаях, однако для большей уверенности (и если вы точно уверены в правильности написанного) можно написать их в 2-4 местах. Первым пунктом логично дать определение – писать его не надо; например, если ваша тема – «Политическое лидерство», можно первой цифрой плана просто написать «Понятие политического лидерства».

Однако определение можно дать не во всех случаях – например, в теме «Институт президентства в РФ» оно не подойдет – логичнее написать о правовом статусе президента или порядке его избрания. Детализировать удобнее всего такие пункты, как «функции», «виды», «типы классификации». Рассмотрим возможные варианты заданий и планов.

Разбор типовых вариантов задания №27 ЕГЭ по обществознанию

Первый вариант задания

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политическое участие граждан». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Начнем с определения; помним, что писать его само не нужно. Далее логично упомянуть формы политического участия – этот пункт очень удобно детализировать, написав об участии в выборах, в деятельности политических партий, голосовании на референдумах, письмах в органы государственной власти, участие в местном самоуправлении, в митингах и манифестациях. Достаточно упомянуть любые 3-4 формы политического участия. Теперь можно сказать о типах классификации политического участия – ведь оно бывает легальным и нелегальным, постоянным и эпизодическим, индивидуальным или коллективным, на местном и высшем уровне…

Если вы не помните этого, можно написать, допустим, об участии граждан в деятельности местного самоуправления. Здесь достаточно легко сделать подпункты – участие в выборах в органы местного самоуправления, обращение в органы местного самоуправления, участие в публичных слушаниях.

Также можно написать про избирательные права граждан. Потом скажем о важности политического участия граждан, но этот пункт мы детализировать не будем. В конце можно добавить еще один пункт – политический абсентеизм (противоположность политического участия).

Возможный «трехбалльный» план выглядит таким образом:

1) Понятие политического участия.

2) Формы политического участия:

  • участие в выборах;
  • голосование на референдумах;
  • участие в деятельности местного самоуправления;
  • членство в политических партиях.

3) Участие граждан в деятельности местного самоуправления:

  • участие в выборах в органы местного самоуправления;
  • участие в публичных слушаниях;
  • обращение в органы местного самоуправления.

4) Важность политического участия граждан.

5) Политический абсентеизм.

Второй вариант задания

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Безработица». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Начинаем с определения; далее можно написать пункт о причинах безработицы. Детализировать его мы не будем, в отличии от следующего пункта – виды безработицы. Как мы помним, она бывает структурная, фрикционная, циклическая и сезонная. Дальше можно написать и о формах безработицы – открытая, скрытая, текучая, застойная. Следующий пункт назовем «последствия безработицы»; если вы не помните виды или формы безработицы, можете попробовать детализировать его, например, написав о снижении уровня жизни населения, недоиспользовании экономического потенциала, формировании резервов рабочей силы и снижении инфляции. И в конце напишем пункт «Методы борьбы с безработицей».

Пишем план:

1) Сущность понятия «безработица».

2) Виды безработицы:

  • фрикционная;
  • структурная;
  • циклическая;
  • сезонная.

3) Формы безработицы:

  • открытая;
  • скрытая;
  • текучая;
  • застойная.

4) Последствия безработицы.

5) Методы борьбы с безработицей.

Третий вариант задания

Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Международное раз­де­ле­ние труда в усло­ви­ях глобализации». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

Эта тема несколько нестандартна – здесь сложно указать какие-то формы и виды, как мы делали это в двух предыдущих заданиях. Первым пунктом можно было бы дать определение, но не очень понятно, для чего лучше это сделать – для понятия «международное разделение труда» или «глобализация». Поэтому мы можем пропустить определение и начать, допустим, с факторов международного разделения труда в условиях глобализации.

К ним относятся: научно-технический прогресс, спрос на мировом рынке, положение страны в структуре мировой экономики, структура национального производства, экологические проблемы… Потом можно написать пункт «преимущества от международного разделения труда». Для того чтобы у нас был еще один детализированный пункт, можно написать просто «международные экономические отношения в условиях глобализации» и упомянуть там такие вещи, как международная торговля, миграция рабочей силы, валютно-финансовые отношения, международное движение капитала.

Можно сказать и о государственной политике в области международного разделения труда и при желании (или если не смогли детализировать какой-то другой пункт) написать подпункты – протекционизм и фритредерство.

Возможный вариант плана выглядит так:

1) Факторы международного разделения труда в условиях глобализации:

  • спрос на мировом рынке;
  • положение страны в структуре мировой экономики;
  • структура национального производства;
  • научно-технический прогресс.

2) Преимущества от международного разделения труда.

3) Международные экономические отношения в условиях глобализации:

  • валютно-финансовые отношения;
  • международное движение капитала;
  • миграция рабочей силы;
  • международная торговля;
  • экономическая интеграция.

4) Государственная политика в области международного разделения труда.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Выборы как форма политического участия. Факторы, влияющие на электоральное поведение

План

Введение

1. Понятие и сущность политического участия

2. Формы и разновидности политического участия

3. Выборы как форма политического участия

4. Факторы, влияющие на электоральное поведение

Заключение

Список литературы

политический делегирование избирательный волеизъявление

Введение

Политическое поведение - это совокупность реакций социальных субъектов (социальных, общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы. Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.

Политическое участие - это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. Американские политологи С. Верба и Н. Ни подчеркивают, что политическое участие - * “это прежде всего инструментальная активность, посредством которой граждане пытаются влиять на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия”.

К политическому участию относятся действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов.

1. Понятие и сущность политического участия

В каждом государственно организованном обществе складывается та или иная вовлеченность граждан в политику. Однако сама идея необходимости участия людей в политической жизни понимается учеными по-разному. Так, многие последователи руссоистских, марксистских и ряда иных традиций в политической мысли настаивают на необходимости практически поголовного участия граждан в политической жизни. Например, Ленин неоднократно говорил о неизбежности при социализме «прямого, обеспеченного законами <...> участия всех граждан в управлении государством» . Некоторые теоретики т.н. новых левых (Л. Гудмен, Т. Хейден, Ф. Фонон) также убеждены в недостаточности участия граждан в «символической» политике (т.е. голосовании) и требуют обязательного вовлечения населения в процесс принятия решений. В значительной мере подобного рода идеи представлены и в современных теориях партисипаторной демократии Комаровский В.С. Демократия и выборы в России: теория и история вопроса.// Социс. - 2006. - № 6. - С.28. .

В то же время теоретические (и идеологические) оппоненты данной точки зрения полагают, что «единственными средствами участия, доступными для граждан <...> являются голосование за лидеров и дискуссии». Еще более пятидесяти лет назад американский ученый Липманн высказал мысль, что ожидать от среднего американца интереса к делам государства, значит предполагать у него едва ли не патологическую потребность в политических знаниях и действиях.

Видимо, следует признать, что потребность и степень вовлеченности граждан в политику зависят от конкретной ситуации, духовного климата в обществе, а также от состояния и политической системы, и самого человека. Однако понятно и то, что в целом в реальной жизни большинство граждан не имеют ни средств, ни возможностей для постоянного участия в политике. Для людей, не желающих делать профессиональную карьеру политика, эта область жизни, требуя дополнительных сил, знаний, психологической готовности к соперничеству и других внутренних свойств и усилий, чаще всего не является внутренне притягательной. Напротив, зачастую она становится сферой выброса негативных эмоций человека, социального перевозбуждения, кризиса личности, проявлением чего служат различные формы незаконопослушного поведения, политического терроризма, коррупции и т.д.

Чаще всего в теории указываются следующие причины включения индивида в политику: те или иные состояния сознания человека (например ощущение угрозы своему общественному положению -- Ласуэлл; рациональное и расчетливое осознание своих интересов и необходимости завоевания нового статуса -- Лэйн; желание жизненного успеха и общественного признания -- Доунс; понимание общественного долга и реализация собственных прав, страх за самосохранение в общественной системе и т.д.), достижение определенного культурно-образовательного уровня; доступность информации и ряд других факторов. В качестве особой причины рассматривается способность государства (политических структур и институтов) к принудительному включению граждан в сферу политики.

В совокупности все эти мотивы выражают соотношение представлений индивида о своем гражданском статусе и реальных, предоставленных государством возможностей для укрепления или изменения этого общественного положения. Таким образом, политическое участие раскрывает процесс включения индивида (групп граждан) в механизмы артикулирования и агрегирования его (их) властно значимых интересов. Оно характеризует все действия отдельных лиц и групп граждан, стремящихся повлиять на содержание и характер политических решений органов и институтов государственной власти в общенациональном масштабе или на местном уровне.

2. Формы и разновидности политического участия

Многообразие форм и разновидностей политического участия зависит от определенных свойств действующего субъекта (пол, возраст, род занятий, религиозная принадлежность, образование и т.д.), режима правления (и, следовательно, набора тех средств, которые государство предоставляет гражданам для защиты их прав и интересов), а также от конкретной политической ситуации.

В соответствии с этими условиями американские политологи С. Верба и Л. Пай выделяют следующие разновидности политического участия: совершенно пассивные формы политического поведения граждан; участие людей только в выборах представительных органов; вовлеченность индивидов только в решение местных проблем; политическое поведение активных участников предвыборных кампаний; поведение политических активистов, распространяющих свою активность на всю сферу политики; участие как форма профессиональной деятельности политика.

Их соотечественник Милбэрт предпочитает говорить об «активных» формах политического участия (руководство государственными и партийными учреждениями, деятельность кандидатов в представительные органы власти, организация предвыборных кампаний и т.д.), «промежуточных» (участие в политических собраниях, поддержка партий денежными пожертвованиями, контакты с официальными лицами и политическими лидерами и т.д.), «наблюдательной» (ношение на демонстрациях транспарантов, попытки вовлечь других граждан в процесс голосования или дискуссии и т.д.), а также об «апатичном» отношении граждан к политике Никифоров Ю.И. Политология: Курс лекций. - Уфа: Башкирский университет, 2005. - С.88. .

При всем многообразии форм и разновидностей политического участия очевидно, что все они различаются по масштабности, сфере социального распространения. Иначе говоря, обращение индивида к политическим средствам защиты своих интересов может либо предполагать его участие в решении вопросов общенационального характера, либо касаться местных проблем, быть ограниченным рамками локального производственного коллектива, территориального самоуправления и проч. При этом сами формы политического участия могут быть как прямыми, выраженными непосредственными действиями индивида, так и косвенными, характеризующими его включение в политику через различные группы, организации и структуры.

Существенной характеристикой является степень интенсивности политического участия. Если одной его крайностью является деятельность активистов партий, политических движений, групп интересов и проч., то другую характеризуют апатия, отчужденность людей от политики, полное равнодушие к этой сфере общественной жизни. В равной степени причинами аполитичности граждан могут выступать разочарование в проводимом властями политическом курсе, отторжение от социальной системы в целом (например различных люмпенизированных слоев), сориентированность на сугубо личные, бытовые потребности или -- полное доверие к правящим элитам и лидерам. В свою очередь столь же многообразны и причины, заставляющие людей значительную часть жизни проводить в политических баталиях. Однако в любом случае крайности политического участия весьма опасны. Так, излишняя вовлеченность в политические отношения абсолютизирует состязательный стиль социального существования в целом, увеличивает нервную нагрузку, придает нравственным принципам человека излишнюю целевую направленность, заставляя смотреть на жизнь через призму групповых взаимоотношений. С другой стороны, длительная отчужденность от власти, а следовательно, и отсутствие навыков ведения дискуссий, поиска компромиссов создает у людей предрасположенность к радикализации своих социальных требований и даже экстремизму, провоцирует взрывоопасные формы отношений населения и властей.

Основной и, как показывает опыт, оптимальной формой политического участия для большинства населения являются выборы в представительные органы власти. Эта форма взаимодействия индивида и государства очерчивает ясные сферы компетенции элит и неэлит, предоставляет возможности для проявления людьми самой различной степени активности и, что весьма важно, обладает временной протяженностью, не требующей чрезмерных психологических нагрузок. Характеризуя наиболее распространенные формы политического участия, следует сказать, что они могут быть организованными и неорганизованными, систематическими и периодическими, сориентированными на традиционные и нетрадиционные формы взаимоотношений индивида и власти. С точки зрения мотивации политических действий можно говорить об автономных (выражающих сознательно обусловленные формы включения индивида в политику) и мобилизованных формах политического участия (характеризующих вынужденное вхождение граждан в политику под давлением государства или других политических структур). В плане отношения к действующим в государстве законам необходимо различать конвенциональные (т.е. легальные, соответствующие законодательству) и неконвенциональные (незаконные) формы политического участия.

3. Выборы как форма политического участия

Одним из важнейших элементов современных политических систем является институт всеобщих выборов. Благодаря ему реализуются политические права граждан на формирование представительной власти -- от местных органов до президента.

Выборы -- способ смены правящих элит через волеизъявление населения, инструмент легитимациии и стабилизации власти. Они позволяют выявить расстановку политических сил в государствах, штатах, землях и т. д., определяют степень доверия общества к партиям и их программам. В ходе избирательного процесса особенно активно осуществляется политическая социализация, усваиваются политические ценности, приобретаются политические навыки и опыт.

Наконец, выборы -- это форма контроля населения за правящей элитой. Если власть не выражает интересы избирателей, выборы дают возможность сменить ее, передать бразды правления оппозиции, которая, как правило, идет на выборы с критикой существующего правительства. В преддверии выборов под давлением избирателей и само правительство может скорректировать курс, стремясь заручиться поддержкой избирателей.

Готовность общества к проведению выборов -- важнейший признак его демократичности, способности мирными политическими средствами решать назревшие проблемы.

Таким образом, выборы представляют собой своеобразный политический рынок. Претенденты предлагают избирателям свои программы и обещания в обмен на властные полномочия. Как и на любом рынке, здесь имеют место обман и спекуляции на доверии избирателей. Поэтому выборы эффективны при наличии законодательства об избирательных системах и существовании гражданского общества как совокупности негосударственных образований, реализующих интересы граждан (партии, профсоюзы, клубы избирателей, различные ассоциации, союзы, центры, фонды и пр.).

Процедура выборов регламентируется избирательным правом каждой страны. В законодательстве отражены положения о порядке выдвижения кандидатов, требования к кандидатам, процедура голосования и подсчета голосов, возможности пользоваться услугами СМИ и источниками финансирования.

Демократические выборы определяются целым рядом принципов -- своего рода общепризнанных норм, имеющих безусловную ценность, которые делают выборы именно демократическими. Эти принципы обеспечиваются избирательным правом -- правом голоса.

В конституциях стран с парламентской демократией закрепляется прежде всего сам принцип выборности представительных органов и неотъемлемое право народа на их формирование. В самом тексте конституции, как правило, раскрывается содержание принципа всеобщности выборов. Принцип всеобщности означает, что все граждане данного государства имеют право на активное -- в качестве избирателей, и на пассивное -- в качестве кандидатов в органы власти, участие в выборах. Это право ограничивается рядом цензов: возрастным цензом, цензом недееспособности, исключающим участие в выборах, например, психически больных граждан. Существуют также моральные цензы, которые ограничивают права или отстраняют от участия в выборах лиц, содержащихся по приговору суда в местах лишения свободы.

Непременный принцип современных демократических выборов--равное избирательное право. Его практическое воплощение заключается в том, что в парламент избираются депутаты, каждый из которых представляет одинаковое число граждан, а каждый избиратель имеет одинаковую долю участия в выборах в парламент. Соблюдение этого принципа во многом зависит от правильной «нарезки» избирательных округов Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2006. - С.108. .

Следующий принцип -- непосредственность выборов. Сущность этого принципа заключается в том, что избиратели прямо (без посредников, делегатов или представителей) избирают членов парламента, других представителей органов политической власти.

Важнейшим принципом демократических выборов является состязательность, равноправное участие в выборах конкурирующих партий, движений, кандидатов, представляющих различные социальные группы общества.

И, наконец, принципом, относящимся к процедуре голосования, является тайное голосование. Этот принцип обеспечивается различными способами технического характера, уменьшающими вероятность внешнего влияния на избирателей.

Любые выборы проводятся в четко обозначенный законом период. Этот период называется избирательной кампанией. Каждая избирательная кампания имеет свой календарь предвыборных мероприятий, учитывающий предусмотренные законодательством сроки. Так, по российскому законодательству дата выборов должна быть назначена не позднее, чем за 72 дня, регистрация кандидатов осуществлена за 40 дней и т.д.

В зависимости от временной последовательности и особенностей решаемых задач избирательный процесс делится на несколько этапов, стадий: 1) подготовительный этап, характеризующий ту общественно-политическую почву, из которой «вырастают» выборы, а также организационные мероприятия, делающие возможным проведение выборов; 2) выдвижение кандидатов, завершающееся их регистрацией; 3) агитационно-пропагандистская кампания; 4) голосование и подведение итогов выборов. Строго говоря, лишь последние три этапа характеризуют непосредственно сам избирательный процесс.

Избирательная кампания начинается после проведения подготовительных мероприятий и официального назначения сроков выборов. Сам этот термин применяется по отношению как ко всему государству, так и отдельным кандидатам или партиям. В первом случае избирательная кампания представляет собой комплекс организационных, политических, информационно-пропагандистских и агитационных мероприятий по непосредственному обеспечению избирательного процесса в государстве, во втором -- систему мероприятий, направленных на успех конкретного кандидата или партии.

Первый шаг избирательной кампании -- выдвижение кандидатов и (или) партий (движений). Существуют различные способы их выдвижения и регистрации: 1) сбор подписей в поддержку кандидата или партии; 2) предоставление регистрационного взноса или денежного залога, а также документов, свидетельствующих о наличии у кандидата определенной поддержки, например списка партийных активистов или членов группы поддержки; 3) автоматическая регистрация кандидатов в случае занятия ими оспариваемых на предстоящих выборах постов.

Для проведения избирательной кампании партиями, отдельными кандидатами создаются предвыборные штабы. Разрабатываются планы агитационно-пропагандистских мероприятий, встреч кандидата с избирателями, назначаются представители кандидата (наблюдатели) в избирательные комиссии. В условиях современной России такие штабы создаются кандидатами, представляющими властные структуры, оппозиция лишена такой возможности из-за отсутствия материальных средств.

Как правило, в большинстве стран предвыборная агитация прекращается за сутки до открытия избирательных участков. Это делается для того, чтобы сами избиратели имели возможность самостоятельно обдумать и всесторонне сделать свой выбор - за кого и за что именно отдать свой голос.

Проведение выборов обеспечивается государственными структурами: избирательными комиссиями, органами исполнительной власти, судами, прокуратурой. Они обеспечивают составление списков избирателей, оформление избирательных участков, печатание бюллетеней, организацию голосования, соблюдение законности, подведение итогов голосования, извещение избирателей о результатах выборов.

Законодательством предусматривается определенный денежный фонд, который кандидат может использовать на проведение избирательной кампании. Этот фонд создается из личных средств кандидата, вкладов соответствующей партии или движения, спонсорских пожертвований. Для кандидатов от оппозиции - это самый трудный и сложный вопрос. Однако практика показывает, что в больших или меньших размерах такие фонды создаются практически всеми кандидатами. При этом предусматривается, что кандидат не имеет права расходовать денег больше, чем это предусмотрено законодательством, хотя это требование постоянно нарушается, даже при президентских выборах.

В наши дни голосование осуществляется с помощью либо специальных избирательных машин, либо избирательных бюллетеней. Последний способ голосования распространен гораздо шире Основным местом голосования служат избирательные участки.

Сразу же после завершения голосования избирательная комиссия или другой специальный избирательный орган начинают подсчет его результатов. Между голосованием и подсчетом голосов не должно быть перерыва или задержки, поскольку это может быт использовано для различного рода фальсификаций. В международной практике наиболее часто встречаются такие нарушения правил голосования и подсчета, как изготовление и учет лишних избирательных бюллетеней, прямая приписка голосов одному из депутатов, изъятие бюллетеней, поданных за неугодного кандидата, и др.

4. Факторы, влияющие на электоральное поведение

Среди ряда факторов, влияющих на создание определенных электоральных тенденций российского избирателя выделим один из основных -- формирование новой массовой ментальности. За годы преобразований у нас в стране, с прекращением действия единой идеологии в общественном сознании произошли весьма существенные изменения, хотя рассматривать их как сформировавшуюся ментальность гражданского общества еще рано. Для того, чтобы предположить, какие черты ментальности могут проявляться в будущем, надо хорошо представлять то, что неизбежно будет подвергаться изменениям. Особенно это наглядно можно увидеть на процессе регионализации. Процесс регионализации за последние годы привел не только к политической самостоятельности отдельных регионов, но и к утрате единой политической ментальности, дифференциации ее по региональным особенностям и признакам.

Проблема российской ментальности -- одна из основных при анализе становления основ электорального поведения избирателей России. Проблема эта многогранна. Она предполагает выяснение потенциальной готовности россиян к становлению в России нового типа общественной ментальности и ее влияние на выбор путей дальнейшего развития общества.

Задача политической социализации личности -- это формирование зрелого гражданина, не подверженного колебаниям политической конъюнктуры, способного без посторонней помощи принять решение по актуальным вопросам. Естественно, что процесс формирования личности очень важен, но не менее важно приспособление (но не приспособленчество) населения к новой политической реальности. Этот процесс ресоциализации варьируется от кардинального пересмотра прежних политических ценностей до стремления сохранить свои взгляды неизменными вопреки давлению политической среды.

Данный процесс оказался в России невероятным по масштабам. За эти годы пришлось учиться новой политической лексике, нормам. Россияне изменили и политическое сознание, и поведение, чтобы в контексте новой политической реальности выразить свои жизненные интересы в сфере политики.

Проведенные исследования показывают, что одной из особенностей ценностной системы россиян является ее относительная устойчивость. Ценности меняются довольно медленными темпами. Отмечается смещение акцентов от общественно значимых, коллективистских в сторону ценностей личного, индивидуалистического, семейного характера, материального благополучия. Из чего мы можем сделать вывод, что в умонастроениях россиян произошли некоторые изменения, причем весьма существенные, по ряду позиций.

В целом эти изменения свидетельствуют наметившихся тенденциях к более рациональному восприятию людьми окружающей их действительности.

Отмеченная тенденция выражается, в частности, в возрастающей роли экономических и социальных факторов в противоположность политико-идеологическим, которые еще совсем недавно имели ведущее значение в формировании электорального выбора. В свою очередь, это ведет к более глубокому осознанию людьми того, чего они хотят, что они готовы терпеть, и что они безусловно отвергают. Особенно отчетливо это проявляется в оценках населением общей ситуации в стране, а также своего собственного положения Мальцев В.А. Основы политологии: Учебник для вузов. - М.: ИТРК РСПП, 2007. - С.143. .

Отношение граждан России к происходящим в стране процессам далеко не однозначно. Через систему сложных опосредований и взаимозависимостей оно определяет перемены в их менталитете, ценностных ориентациях как краткосрочного, так и длительного характера. В то же время система ценностей россиян является довольно устойчивой. Происходящие перемены в распространении и характере ценностей свидетельствуют о том, что они не являются переменами альтернативного характера. Очевидно, что для менталитета и поведения россиян присуща тенденция осознания собственных интересов и реализация их через институты гражданского общества. Станет ли она преобладающей и устойчивой, будет зависеть от развития политического процесса, позиции властных структур, региональных и культурных особенностей, которые очень велики в стране. Из всего этого мы можем сделать вывод о сложном и противоречивом характере электората современной России, что отличает его от электората других стран.

Состояние Российской Федерации в настоящее время можно определить как социально напряженное и неустойчивое, со значительным ростом числа негативных явлений. Поэтому, на сегодняшний день, выявление экономических критериев в формировании электоральных предпочтений является одной из актуальных проблем. К этому вопросу часто обращаются российские исследователи, которые наряду с численными методами исследований используют и так называемые качественные методы. Выясняют такие особенности настроений электората, которые позволяют безошибочно сформулировать идеологию, стратегию и тактику предвыборной кампании.

За последние годы мы можем говорить об определенных изменениях в электоральном поведении и механизмах его формирования. Данные различных исследований показывают, что большинство людей живет проблемами, далекими от политической жизни страны. Качество «электората» они приобретают по мере актуализации проблемы выборов. В то же время есть люди, которых можно разбудить среди ночи за два года до выборов, задать им вопрос: «За кого Вы проголосуете, если выборы состоятся завтра?» и получить осмысленный и однозначный ответ.

Заключение

К наиболее распространенному типу относится электоральное поведение. На его направленность оказывает влияние прежде всего идентификация конкретного избирателя с определенной социальной группой и/или партией. Психологическая близость к группе ограничивает спектр политических ориентации и альтернатив, упрощая политический выбор.

Многочисленные исследования показали, что на предпочтения избирателей влияет множество факторов (пол, возраст, конфессиональная принадлежность, особенности первичной социализации и др.), но существуют некоторые общие тенденции поведения отдельных электоральных групп. Так, мужчины, в целом, гораздо более активнее женщин участвуют в выборах. Образованные граждане демонстрируют высокую степень политического участия в избирательном процессе. Лица в возрасте от 35 до 55 лет более активны, нежели молодежь или лица пожилого возраста. Влияние на активность оказывают семейное положение и членство в каких-либо организациях. Взгляды и предпочтения женщин более консервативны, нежели у мужчин. Замужние неработающие женщины часто придерживаются политических установок своих мужей. Молодежь в определенной степени тяготеет к радикализму и охотно отдает свои голоса тем, кто обещает скорые перемены. Ее избирательные ориентации расходятся с ориентациями большинства общества, а уровень активности относительно невысок. Люди пожилого возраста тяготеют к левым партиям.

Безусловно, вышеперечисленные тенденции не абсолютны. Зачастую избиратель под влиянием сиюминутных настроений и впечатлений стремительно меняет свои ориентации и предпочтения. Не случайно некоторые, не лишенные чувства юмора, политологи сравнивают характер среднестатистического избирателя с характером женщины.

Список литературы

Комаровский В.С. Демократия и выборы в России: теория и история вопроса.// Социс. - 2006. - № 6.

Краснов Б.И. Основы политологии: Курс лекций. - М.: НМЦ СПО, 2004.

Мальцев В.А. Основы политологии: Учебник для вузов. - М.: ИТРК РСПП, 2007.

Никифоров Ю.И. Политология: Курс лекций. - Уфа: Башкирский университет, 2005.

Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. -- Екатеринбург: Деловая книга, 2001.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2006.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические и методические аспекты "политического участия" граждан в жизни страны, его сущность, виды и формы протекания. основные характеристики политического поведения. Практические и целенаправленные формы политического участия в современной России.

    реферат , добавлен 20.09.2011

    Методологический аспект исследования особенностей политического пиара в избирательных кампаниях. История возникновения Public Relations. Сущность понятия "выборы". Украинский электорат и его этнонациональные особенности как объект избирательного PR.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2010

    Роль информатизации в проведении политических выборов. Медитация, компьютеризация, интеллектуализация. Информатизация демократического избирательного процесса, признаки. Символическая форма политического участия. Активизация научно-технической политики.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2015

    Объект, предмет, система категорий социологии политики. Механизм функционирования политической системы. Факторы политического поведения и участия. Институт выборов и его социальные функции. Типы партийных систем. Функции политического лидерства.

    шпаргалка , добавлен 24.11.2010

    Политические процессы в современных демократических обществах. Стратегия, тактика избирательных кампаний. Формирование списков для каждого уровня выборов. Роль и поведение электората в избирательных кампаниях. Совокупность способов воздействия на массы.

    контрольная работа , добавлен 17.02.2011

    Понятие и основные характеристики политического поведения. Содержание и формы политического участия. Политическая иммобильность и абсентеизм: причины и следствия. Во всех развитых демократических странах существуют институты политического образования.

    реферат , добавлен 15.12.2003

    Особенности политического абсентеизма - одной из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказа от участия в них. Причины политического неучастия в выборах. Пути преодоления апатии избирателей как угрозы демократическому развитию России.

    контрольная работа , добавлен 05.12.2011

    Определение взаимосвязи политики, экономики и идеологии. Примеры сознательных и стихийных политических действий. Характерные черты прямой и косвенной формы участия депутатов в политике. Отличия политических режимов по формам участия населения в политике.

    контрольная работа , добавлен 27.09.2011

    Манипуляция массовым сознанием. Особенности проведения избирательных кампаний и политического воздействия на общество. Маркетинговые и немаркетинговые технологии информационного воздействия. Политическая пропаганда и реклама, как технологии выборов.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2011

    Раскрытие сущности и изучение режимов функционирования политического процесса как упорядоченного действия по реализации властных интересов и целей. Исследование процесса принятия политического решения. Основные способы и формы политического участия.