Строительство и ремонт

Пути современной православной миссии. Миссия православной церкви в современном мире Цели и задачи современной миссии

Церковь «Христианская Миссия» в Ростове-на-Дону - это религиозная община, которая помогает множеству людей «вынырнуть» из различных жизненных трудностей, посмотреть на ситуации под другим углом зрения и объясняет, что по этому поводу говорит Библия.

Описание

В Священном Писании сказано, что церковь - это то место, где Всевышний с любовью показывает ответы на вопросы и нужды человека, обратившегося к нему. Направляет, как любящий Отец. Помогает поверить в Иисуса Христа и принять Его в свое сердце.

Именно таким место для многих является Церковь «Христианская Миссия» (ЦХМ). Изначально служения осуществлялись в городе Краснодаре, а с 2002 года - в Ростове-на-Дону.

На сегодняшний день это большая и дружная община-семья, которая стремится к лучшему и светлому будущему, трудится во имя Господа и на благо страны.

Данная организация является веры - пятидесятников. Пасторский состав во главе с Эдуардом Александровичем Деремовым и Эдуардом Нарбековичем Мхитарьян. Точная дата организации общины - 21 мая 2002 года.

Основными видами деятельности ЦХМ являются проповеди, молитва, христианское общение, служение Богу через помощь людям (обучая библейским заповедям Иисуса Христа, неся духовные ценности в социум, помогая в деле нравственного обновления общества).

О старшем пасторе

Эдуард Александрович Деремов - выдающийся человек и пастор в Церкви «Христианская Миссия».

Рожденный в семье известного футболиста, он искал себя и свое предназначение. И в начале 2000-х обрел себя истинного в радости служения Богу и людям. Получил религиозное образование.

В настоящее время, кроме пасторской деятельности в ЦХМ, также является заместителем главного епископа Российского объединения Союза христиан веры евангельской - на территории Южного федерального округа.

Символ веры

Разные религиозные конфессии христианской веры за основу учения берут определенные символы - таинства служения Господу. Они могут немного отличаться (в зависимости от организации, церкви), но главное остается неизменным.

У Церкви «Христианская Миссия» символом веры является вероисповедание, провозглашенное в 325 и 381 гг.

Основные положения следующие:

  1. Есть единый и Творец всего, что есть, которого почитает Церковь «Христианская Миссия».
  2. Есть единый Сын Бога - Иисус Христос. Именно через Него все сотворено. И Он пришел на Землю ради человечества и спасения его. Он умер на кресте распятый, воскрес и снова на небесах обитающий. И Царству Его нет конца. И именно в Иисуса верят прихожане общины.
  3. Есть Дух Святой, который от Отца и Сына, и равно почитается с Ними. В Дух также верит церковь.
  4. Есть единая Святая Церковь Апостольская.
  5. Есть Крещение, которое помогает избавиться от грехов и поверить в жизнь и воскресение мертвых.

Священное Писание

Церковь «Христианская Миссия» в своей главной деятельности - служении Богу через помощь и обучение людей, основывается на Библейских писаниях.

Эта старинная книга является самой настоящей «инструкцией» для земного человека, живущего в настоящее время. Поскольку написана людьми, водимыми Духом Святым, пророками, апостолами. Библию еще называют Словом Бога, который через Священные Писания говорит с человеком - мудро и с любовью направляя его на путь истинный, оберегая от нападения сил зла.

Современным людям эта необыкновенная книга помогает:

  • избавиться от греха - через очищение духовное, мудрое осознание;
  • понимать, как наилучшим образом поступать в разнообразных жизненных ситуациях;
  • обрести силу - через чтение и размышление над библейскими текстами;
  • ощутить жизнь как нечто большее, чем просто физическое тело и его потребности, раскрыть свое Высшее Я;
  • молиться и поддерживать связь с Богом, быть свободными от мнений других людей (не всегда мудрых и справедливых), местных традиций (также порою не имеющих смысла и пользы для жизни) и так далее.

Деятельность Церкви

«Христианская Миссия» в Ростове-на-Дону регулярно проводит христианские встречи, проповеди, онлайн-встречи, конференции.

Что касается христианских встреч, то они необходимы для того, чтобы совместно молиться, изучать Писания, выполнять определенную работу (например, по оказанию помощи единоверцу, который нуждается в ней).

Это помогает развивать любовь, милосердие, терпение, мудрость по отношению друг к другу в рамках церкви, развивать веру в Бога через созидающие дела.

Каждое воскресенье вся христианская община встречается на проповеди. Пастор читает лекцию на определенную тему. Например:

  • о богатстве и его влиянии на сознание человека;
  • о божественных чудесах;
  • о душе и рассудительности;
  • об истинной свободе - в Господе;
  • о прощении и другие.

На онлайн-встречах рассказывается о настоящих ценностях человеческой жизни: роли материнства и отцовства, предназначении, видении. Их также проводят пасторы.

Периодически Церковь «Христианская Миссия» организовывает массовые конференции, на которые приезжают верующие из разных городов. Такие мероприятия собирают по нескольку тысяч христиан. Например, в 2017 году прошли такие конференции: «Джентльмен Иисуса Христа» и «Женщина мечты». Это очень объединяет верующих как молодого возраста, так и зрелых, потому что происходит обмен опытом, знаниями. Ощущается поддержка и божественные благословения.


Недавно было осуществленно 2-е издание (исправленное и дополненное) моих лекций прочитанных в миссионерской семинарии. Представляю Вашему вниманию главу написанную в 2002 году)

Миссия Церкви есть деятельность по распространению Православной веры. Православное понимание миссии основывается на том факте, что Христос был послан Богом Отцом во Святом Духе (Ин. 20:21). Этот факт не является для последователей Христа статичной реалией далекого прошлого, а внутренним императивом, раскрывающим суть их миссии здесь на Земле после вознесения Христа.
Христиане призваны разделить миссию Спасителя. Христос как изначальный Посланник продолжает жить и действовать на земле в призванных им учениках. Это призвание живет в каждом члене Церкви, побуждая к непрестанному миссионерскому свидетельству.
Дело миссии не может рассматриваться как частное дело «миссионера-профессионала», или как служение, к которому призван только священный клир. Миссия – есть общее дело всей Церкви, в противном случае дело свидетельства, не проявившееся во всей полноте, будет патологически ущербным. В отличие от католичества, в православии священник без паствы не есть священник, как пастух без стада, уже не пастух. Миряне, которых апостол Павел именует «царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел» (1Пет.2:9), обязательно должны быть задействованы в деле Миссии. В благовестии и состоит святость народа Божия «дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9), ибо «святой» (евр. kodech) в Библейском понимании – «отделенный для Бога» (взятый в Его удел).
Вспомним, что в начале истории Русской Церкви апостольство брали на себя миряне (князья), а отнюдь не духовенство. Приехавшие из Византии священники, не зная языка, культуры и быта Руси, не имели ни власти, ни возможности оказать влияние на народ. Апостолат мирян, в современных условиях, должен стать основой миссии. Количественное преимущество и возможность проникновения во все сферы быта открывает для мирян широкий спектр миссионерской деятельности.
Мы веруем во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Apostolos (греч) – посланник, а это значит, что каждый член апостольской Церкви призван стать посланником Нового Завета. Со дня Пятидесятницы Дух Святой живет в церковном организме и понуждает каждого члена Тела Христова реализовать в себе потенцию Божественного Слова. Слово – это обоюдоострый меч в миссионерском деле, это живая сила благодати Духа Христова. «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). «Миссия присуща природе всей Церкви» и заключается в провозглашении благой вести всему творению, она есть свидетельство и апостольство.
Греческое слово marturos (свидетель, исповедник) святые равноапостольные Кирилл и Мефодий перевели как мученик неслучайно, потому что свидетельство всегда было связано не просто с усилием, а с подвигом. Миссия Церкви есть проекция изначального свидетельства Бога Слова, а это свидетельство на земле распято.
Миссия (от лат. missio - посылка, поручение, посланничество). Апостольство и миссионерство – одно и то же, и отнюдь не только терминологически и семантически. Миссионерство есть несение Креста Христова, есть продолжение Его дела. Христос – есть первый Посланник, и мы, делаясь причастными ему через богопознание, принимаем эстафету этого посланничества и через него утверждаем себя как христиане, то есть как Христовы.
Миссия, в православном понимании, – это не передача каких – то концептуальных догм, культуры, этики. Православная миссия передает опыт богообщения. «Если сам не имеешь, - говорят святые отцы, - другим передать не можешь». На Востоке всегда делался упор на личность проповедника потому, что он передавал личный опыт. Обратите внимание на иконописные лики святых, они часто бывают очень похожи настолько, что о так называемом «Церковном искусстве» говорить не приходится, здесь нет никакой искусственности, и в лике святого мы видим и прославляем Христа. Как об этом сказал апостол Павел: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20). Личность Христа как Посланника должна отразиться в каждом христианине. В этом контексте понятно выражение Иоанна Златоуста: «Если бы мы были истинными христианами вокруг нас не осталось язычников». Миссионер должен иметь то, что хочет передать другим, то есть иметь реальный опыт Теологии - Богообщения, Боговедения.
Православная Миссия стремится к проекции в земную реалию вечных отношений Лиц Святой Троицы. По слову апостола Иоанна Богослова «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем» (1Иоан.4:16), поэтому Миссия Церкви – это, в первую очередь, миссия Божественной Любви. Пример миссионерства – ученики преподобного Сергия игумена Радонежского и он сам. Неслучайно обитель свою он посвятил Пресвятой Троице.
Миссия призвана освящать мир, приобщать людей к Богу. «Вы есть соль земли…, вы есть свет мира» (Матф.5:13-14), эти слова, сказанные Иисусом Христом, адресованы не только апостолам, но и всем следующим по пути христианства. Соль сохраняет продукт, не позволяя ему разлагаться, уничтожая гнилостные бактерии; в библейском понимании она освящает продукт и, облагораживая вкус, делает его пригодным для употребления в пищу. В Ветхом Завете было воспрещено приходить к жертвеннику «без соли завета Бога твоего при всяком приношении твоем приноси [Господу Богу твоему] соль» (Лев.2:13). Эта соль символизировала чистоту приношения. Поэтому, выходя в мир, миссионер не должен слиться с миром бесследно; то, что несет он миру иноприродно и надмирно. «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол.4:6).
Каждый человек, способный услышать слова Христа, становится миссионером. В то же время, чтобы проповедь была услышана, она должна звучать на понятном языке. Мы несем Священное Предание, то есть передаем то, что усвоили. Миссионеру наследие святых Отцов нужно донести в контексте современности. Для этого ему необходимо знать язык современной культуры и уметь через него выразить суть Христова благовестия.
Культура, искусство, цивилизация – от диавола, утверждают некоторые протестантские богословы антиглобалисты, говоря, что именно каиниты (потомки братоубийцы Каина) стали изобретателями первых музыкальных инструментов, орудий из меди и железа, они же положили начало цивилизации, построив первые города. В полемике с данным мировоззренческим постулатом необходимо учитывать, что способность творить корениться в образе Творца. И, несмотря на то, что образ Божий в человеке был замутнен в грехопадении, и плоды творческой способности понесли на себе печать патологического искажения и тления, не стоит на этом основании отдавать их на откуп диаволу. Сатана, по слову отцов, не может наградить человека принципиально новым качеством, а может лишь исказить изначально заложенное Богом в человеческой природе.
Православная Миссия состоит в том, чтобы приближаться к миру, освящать и обновлять его, вкладывать новое христианское содержание в старый образ жизни. Принимать местные культуры и способы их выражения, не противоречащие христианской вере, преобразуя их в средство спасения.
Принцип Рецепции культуры заключается в том, чтобы уметь взять образец местной культуры в лучших ее проявлениях за основу религиозной культуры, как фундамент для построения.
«Миссия Православной Церкви, - утверждает миссионерская доктрина, - спасение каждого человека, поэтому в сферу ее свидетельства входит все, чем живет современное человечество». Миссия Православной Церкви состоит в том, чтобы исполнить повеление Великого призвания: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие» всему творению (Мк.16:15), а это значит – освящение не только человека, но в нем и всего космоса, всех сфер жизни.

Миссионеры берите себе на стену. Практические рекомендации по созданию эффективной миссии на приходе. Никакой «воды».
Здесь вы узнаете:
Как создать самоокупаемый миссионерский проект?
Как заинтересовать миссионерской работой инициативную молодёжь?
Как быть, если приходской священник «не против» организации миссии на приходе, но лично ему это не интересно?
Как создать «стоящий» миссионерский проект, то есть проект, на который хочется потратить деньги?
Как создать «прозрачный» миссионерский проект, то есть такой проект, в котором все алгоритмы взаимодействий участников логичны, понятны и открыты для епархиальных структур?
Как оценивать эффективность миссионерской работы?
Как использовать статистику для рационализации миссионерской работы?
ВВЕДЕНИЕ.
Когда я учился в семинарии, у нас была такая шутка: "Трудней всего обратить в Православие православного попа". И действительно, занимаясь продвижением миссионерских проектов, я достаточно часто встречаюсь с ситуацией, когда на приходе есть инициативная молодёжь, есть образованные миряне, но вот приходской настоятель (как бы) блокирует все попытки организовать на приходе миссионерскую работу. Пишу «как бы» потому что в большинстве случаев этот батюшкинский «саботаж» не связан с вредительством или безответственностью. Батюшки на приходе делают намного больше, чем мы можем себе представить… Они у нас и психологи и инженеры и дизайнеры и операторы общественного мнения, народные социологи, геополитики, деревенские философы, прорабы… ну и если после всего этого остаются силы, то миссионеры. Понимаю, что последняя фраза самая спорная… Сами батюшки наверно едва ли согласились бы с тем, что приоритет миссии у них в «сухом остатке», но активная молодёжь вообще считает что отцы-настоятели миссией, за редким исключением, не занимаются. Я хочу пропустить этот спор, экономя ваше время. Лучше я введу два понятия о миссии:

§ 1. СТИХИЙНАЯ И ОРГАНИЗОВАННАЯ МИССИЯ.
Сразу скажу, что это классификация миссионерской работы не по целям, а по средствам. Пишу об этом специально, чтобы у вас не было путаницы, если вдруг вы прочитаете мою статью про миссию общины и миссию общества. (https://vk.com/id16351227?w=wall16351227_3160/all) Там разница в целях, здесь в средствах.
Итак, причиной стихийной миссии является эмоциональный порыв, стихийная благодарность Богу. Силуан Афонский говорил об этом так: «Ты спросишь: «Как можно знать Бога?» А я говорю, что мы видели Господа Духом Святым. И ты, если смиришь себя, то и тебе Дух Святой покажет Господа нашего; и ты тоже захочешь кричать о нём всей земле». Старец Силуан Афонский. Подворье Русского на Афоне Свято- Пантелеимонова монастыря. 1996. с. 300.

Стихийная миссия индивидуальна. Ей нельзя научить, поскольку нет универсального выражения благодарности кроме Евхаристии. Организованная миссия опирается на ряд определенных решений. Она предполагает организацию хотя бы нескольких людей в одном проекте, распределение ответственности и полномочий. Организованная миссия связана с планированием финансовых и временных ресурсов, с решением кадровых вопросов и с созданием алгоритмов взаимодействия миссионерских программ. Стихийная миссия эффективна, когда стихийный проповедник близок к святости. Эффективность организованной миссии зиждется на дисциплине и организации.
Теперь, когда вы различаете стихийную и организованную миссию вы сможете решить дилемму миссионерской заинтересованности духовенства. Приходские настоятели – стихийные миссионеры. Согласен, что среди них есть действительно святые люди. Им организованная миссия – не нужна. Остальным - нужна, но они об этом пока не знают. Исключением являются руководители епархиальных отделов и их помощники. И я думаю, что это положение будет сохраняться ещё 10 лет… а потом появится новая генерация настоятелей, воспитанных в современных школах организации эффективной миссии.
Если мы не хотим ждать 10 лет, то нам придётся делать ставку на образованных мирян. Нет… благословение у настоятеля взять надо и отчитаться перед архиереем, если что, придётся… Но, давайте честно, скажем с самого начала, что за организованную миссию у нас отвечают образованные и инициативные миряне, то есть вы, братья и сёстры! До тех пор пока я не понимал эту простую истину – у меня ничего не получалось. Все миссионерские проекты разваливались как карточный домик, оставляя после себя ворох отчётов с большим количеством мёртвых цифр. Как только стало понятно, кто, за что конкретно несёт ответственность – всё заработало. Так… Что значит «нести ответственность»? Об этом отдельно ниже.
Спецификой данной концепции является учёт и планирование времени всех этапов миссионерского проекта. Я решил это назвать «Блиц-миссией». Миссионерская работа состоит из «периодов», во время которых миссионеры должны выполнить ряд очень важных заданий. Это позволяет проводить более или менее точную рефлексию миссионерской работы.
Итак… Самый удобный для мониторинга период – 3 месяца. Это срок, за который можно многое успеть сделать. С другой стороны за это время трудно что-то забыть, выпустить из виду.
Для организации миссионерского периода нам нужны хотя бы 3 человека:
Миссионер,
Катехизатор,
«Модератор- блогер»,
Это наши кадры. Теория организации говорит, что нам ещё нужны идеи и ресурсы.
Прежде чем мы разберём каждый пункт отдельно, я хотел бы, чтобы вы ознакомились с моей концепцией эффективной миссии. Если не трудно, прочтите статью на моей стене "10 принципов эффективной миссии".
https://vk.com/id16351227?w=wall16351227_3944/all
Всё, что я буду сейчас говорить об организации "блиц-миссии" находится в парадигме концепции эффективной миссии. Итак...

§2. КАДРЫ.
Миссионер подобен врачу. Он лечит "мировоззрение" людей. Хорошего врача готовят около 10 лет, а потом каждый год он проходит курсы переподготовки, на которых он приобретает много полезных знаний и навыков. Боюсь, что у нас нет этих 10 лет. Я думаю, что минимальный срок подготовки миссионера - полгода. Если честно, то я знаю таких людей, которые за полгода стали эффективными миссионерами. Все они... бывшие протестанты. Но я считаю, что такой миссионер обязательно должен "доучиваться". Ему нужно хотя бы 50 академических часов в год, чтобы "быть в тонусе". Сейчас во всех епархиях Русской Православной Церкви есть такие курсы, которые дают первичные знания начинающему миссионеру. Есть также у нас и интернет-курсы и заочное интернет обучение при Свято-Тихоновском богословском институте. Какой вариант обучения выбрать? Этот вопрос вы должны задать настоятелю того прихода, на котором вы хотите организовать "блиц-миссию". Если у вас такого прихода нет, то и миссии у вас никакой не будет. Куда вы приведёте новых людей? В библиотеку? К себе домой? Хорошо, но это не православная миссия. Миссия является православной только тогда, когда люди собираются вокруг чаши Причастия. Так что... идите, ищите настоятеля и спрашивайте: "Куда пойти учится?" Иногда батюшка благословляет заниматься организацией миссии студентам миссионерских школ. Хотя это риск, но он оправдан. Ведь будущие миссионеры и катехизаторы должны в процессе обучения получать и практический опыт миссионерской работы! Иначе из этих школ к нам придёт бюрократический планктон, способный только действовать по принципу ЧЕИЗ ("чего изволите-с"). У меня есть три книги, которые все мои миссионеры должны изучить глубоко и основательно:
Митр. Илларион Алфеев "Таинство веры".
Руководство по приходскому консультированию выпущенное Санкт-Петербургской епархией.
Моё индивидуальное пособие для молодых миссионеров с картинками и схемками, которое называется "Наша вера". (Кому интересно, пишите в личку, пришлю в формате WORD, распечатайте и пользуйтесь.)
§ 3. РЕСУРСЫ.
У нас должны быть два типа ресурсов:
Деньги,
Время,
Время бывает концептуальное и оперативное. Концептуальное время у нас определено миссионерским "периодом" - 3 месяца. Если вы справитесь с заданиями трёхмесячного периода - его можно повторить. Затем вы можете сократить срок периода до 40 дней. Вам уже не нужно будет суетиться и метаться. Миссия на приходе будет работать как часовой механизм.
Оперативное время - это то время, которое каждый член миссионерской команды должен будет внести в свой распорядок дня и затратить на реализацию миссионерского проекта.
Стандарт общего оперативного времени за один период - 270 часов. Если у вас на приходе есть только один человек, желающий заниматься миссионерской работой по программе "блиц-миссии", то он должен быть готов посвятить проекту такое количество времени. Если у вас три таких человека, то каждый должен будет посвятить проекту только 1 час в день. Но это ещё не всё... Стоимость одного периода 25 тыс. рублей.
Сейчас со страхом и трепетом приступаю к самой больной теме нашей миссии…

§ 4. ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ?
Прежде чем я отвечу на этот вопрос, скажу о том, где их вы НЕ возьмёте... Вы их не возьмёте у настоятеля, у благочинного и у руководителя отдела. У них нет денег! Их нет не потому что настоятель жадный или руководитель отдела бестолковый... Просто денег нет вообще, то есть в принципе. Их нет так же, как у министерства обороны нет денег на детские игрушки. Представьте себе: министр обороны приказывает всем подразделениям армии и флота купить какие-нибудь игрушки для детских домов... Что будет? Купят чего-нибудь, отчитаются и забудут. А вообще все деньги министерства обороны имеют целевое назначение. Каждый командир подразделения имеет круг обязанностей связанных с поддержанием боеспособности его части... и у него всегда расходов больше чем доходов. Если б можно была начальника погранзаставы спросить, что он думает про «игрушечный» приказ министра обороны, он вероятней всего сказал бы: "Да я лучше солярки куплю для машин, вольер новый для овчарки построю… Зачем нужны эти игрушки?"
Знакомая логика? Настоятель лучше потратит деньги на фундамент новой часовни, сигнализацию, ремонт здания воскресной школы, роспись храма и т. д. И это логично...
МАЛЕНЬКИЙ СЕКРЕТ.
Открою маленький секрет относительно мотивации к миссии большинства приходских настоятелей: почти все наши приходы делятся на "крутые" и "не очень". Понятно, что если священник исправно служит, то его рано или поздно переведут настоятелем "крутого" прихода. А если батюшка "чудит", то его отправляют на приход «попроще». Так вот... Для того, чтобы попасть на "крутой" приход и потом остаться на нём нужно именно "поддерживать боеспособность части", ремонтировать, заливать фундамент, красить ограду и сдавать вовремя целевые взносы. Никакие самые продвинутые миссионерские проекты не компенсируют "недоделов" в сфере приходского хозяйства. Ни одного настоятеля НИКОГДА не снимут за отсутствие организованной миссии, а вот за копоть под куполом храма и за плесень в воскресной школе снять могут. Это не мы придумали. В этой парадигме к нам пришло Православие из Византии.
Так что, давайте не будем судить священников... Они приняли эту логику по некому устному преданию, когда сами ещё были пономарями и семинаристами. Так что же делать миссионерам? Хм… давайте помолимся…
… и введём десятину.

Продолжение следует. См.

В распоряжении "Ъ" оказался проект "Концепции внешней политики РФ", разработанный МИД РФ по указанию президента. По сути, это внешнеполитическая платформа России на третий президентский срок Владимира Путина. Как следует из документа, РФ видит себя островом стабильности во "все более труднопредсказуемом" и "турбулентном" мире, а главным приоритетом своей внешней политики считает постсоветское пространство.


Поручение МИДу разработать новую концепцию внешней политики Владимир Путин дал в день своей инаугурации 7 мая — оно содержится в его указе "О мерах по реализации внешнеполитического курса РФ". Подготовленный проект (имеется в распоряжении "Ъ"), который на днях был направлен адресату и другим ведомствам, президент должен подписать в декабре — проставив в него конкретную дату. Прежние концепции — 2000 и 2008 годов — действовали на протяжении всего срока пребывания Владимира Путина и Дмитрия Медведева на посту президента. Таким образом, речь, по сути, идет о внешнеполитической платформе РФ как минимум на третий президентский срок Владимира Путина.

Из документа следует, что его авторы во многом отталкивались от ключевых положений программной статьи Владимира Путина "Россия и меняющийся мир", опубликованной накануне мартовских выборов. Одним из таких положений является тезис о том, что России приходится строить свою внешнюю политику в крайне нестабильном мире, а многие его беды и проблемы происходят от попыток Запада, и прежде всего США, вмешиваться во внутренние дела других государств. В новой концепции этот тезис получил детальную проработку.

В сравнении с 2008 годом авторам нового документа мир видится более "нестабильным" и "непредсказуемым". Факторы, делающие его таковым, описаны в разделе "Современный мир и внешняя политика РФ". Первый — это глобальный кризис, являющийся "мощным катализатором глубинных сдвигов в геополитическом ландшафте". Второй фактор нестабильности — вмешательство Запада в дела других стран, когда, как в случае "арабской весны", "попытки навязывания другим собственной шкалы ценностей" чреваты "сползанием к хаосу и неуправляемости в международных отношениях". Третий фактор — расшатывание роли ООН — проявляется в попытках "регулировать кризисы путем применения вне рамок Совбеза ООН односторонних санкций и мер силового воздействия", "произвольном прочтении его резолюций", "реализации концепций, направленных на свержение законных режимов". Четвертый — усиление трансграничных вызовов и угроз, где в качестве одного из ключевых пунктов впервые названы "угрозы в информационном пространстве". И, наконец, пятый фактор нестабильности — "тенденция на реидеологизацию международных отношений" (хотя в концепции 2008 года провозглашалось "прекращение идеологической конфронтации и последовательное преодоление наследия холодной войны").

С учетом всех этих факторов авторы концепции делают вывод: "В условиях глобальной турбулентности и растущей взаимозависимости государств не имеют перспектив попытки строить отдельные "оазисы спокойствия и безопасности"". Тем не менее России отводится "уникальная, сформировавшаяся за века роль уравновешивающего фактора в международных делах и развитии мировой цивилизации". В соответствии с этой сверхмиссией Россия и будет строить свою внешнюю политику.

У нее, по мнению авторов, должно быть несколько ключевых целей. Первая — помогать спасению мировой экономики, для чего "Россия намерена активно содействовать формированию справедливой и демократической глобальной торгово-экономической и валютно-финансовой архитектуры" — явный намек на лоббируемую РФ идею о диверсификации мировых резервных валют. Вторая цель — борьба с вмешательством во внутренние дела. Для этого Москва будет "добиваться уважения прав и свобод человека", но "с учетом национальных, культурных и исторических особенностей каждого государства". А в интернете — противодействовать использованию в этих целях новых технологий. Третья цель — отстаивание "безальтернативности" ООН, а значит, недопущение того, чтобы под предлогом концепции "ответственности по защите" (как в Ливии) "осуществлялись военные интервенции и прочие формы вмешательства".

Реализовывать эти задачи Россия намерена в том числе и с помощью "мягкой силы". Этот термин Владимир Путин впервые использовал в своей программной статье, а потом и в июльском послании к российскому дипкорпусу. В новой концепции впервые дается его отечественная трактовка — "комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии".

С помощью такой "мягкой силы" Москва надеется создать "объективный образ страны", а заодно улучшить "информационное сопровождение" своей внешней политики. Для этого предполагается использовать "возможности новых технологий" (Twitter-дипломатия), а также потенциал "многомиллионной российской диаспоры" за рубежом. Проживающим за рубежом соотечественникам в новой концепции вообще отводится особая роль, а Россотрудничество впервые упомянуто среди структур, участвующих в разработке и реализации внешней политики РФ.

Изменились акценты и в разделе "Региональные приоритеты". Абсолютным приоритетом внешней политики РФ названа интеграция на постсоветском пространстве. В концепции большое внимание уделено СНГ, Таможенному союзу, ЕврАзЭС (и будущему Евразийскому экономическому союзу), ОДКБ и Союзному государству РФ и Белоруссии (фактически выпавшему из прежней концепции). Россия надеется "подключить к углубленным интеграционным процессам" и Украину.

Второе место среди приоритетов РФ занимает Евросоюз — особо выделяется задача достижения безвизового режима. Важнейшими партнерами в Европе названы Германия, Франция, Италия и Нидерланды — то есть те, с кем Россия активно сотрудничает в газовой сфере. Далее говорится о взаимодействии с ОБСЕ, НАТО, странами Северной Европы, Советом государств Балтийского региона и Балканами.

И только после этого доходит очередь до США. От них РФ будет добиваться "правовых гарантий ненаправленности ПРО против российских сил ядерного сдерживания", а также "соблюдения норм международного права, включая принцип невмешательства во внутренние дела государств".

Хотя Китай и Индия упоминаются после США, развитие "дружественных отношений" с ними названо одним из "важнейших" направлений российской внешней политики. А Азиатско-Тихоокеанский регион объявлен "самым динамично развивающимся геополитическим пространством, куда последовательно смещается центр тяжести мировой экономики и политики".

Эксперты считают тональность новой концепции РФ и расстановку внешнеполитических приоритетов Москвы "абсолютно ожидаемыми". "Документ перекликается с предвыборными заявлениями президента и риторикой последнего времени,— заявил "Ъ" вице-президент ПИР-центра Дмитрий Поликанов.— И по отношению к прежним редакциям документа прослеживается явная преемственность. В них тоже говорилось о деструктивной роли Запада в расшатывании международных устоев. И СНГ объявлялось нашим главным приоритетом, хотя на деле это было не так. На сей раз есть основания полагать, что это всерьез — хотя бы потому, что Москва взялась строить Евразийский союз".

Елена Черненко


Реализации миссионерского служения в Московской епархии

Тема данного доклада — это «реализации миссионерского служения в Московской епархии». Конечной и глобальной целью православной миссии в широком понимании является осуществление изначального замысла Божия — теосис (обожение) всего творения. В более узком понимании миссия есть деятельность по распространению православной веры, воцерковлению людей для новой жизни во Христе и передаче опыта богообщения. Миссия редко ассоциируется в сознании обычного верующего с его или ее личной обязанностью. В то же время Господь Иисус Христос оставил нам прямую заповедь: «идите, научите все народы» (Мф. 28:19).

«За последние 800 лет Русская Православная Церковь никогда еще не оказывалась перед необходимостью совершения апостольской проповеди в таких масштабах, когда миссионерское поле вобрало в себя миллионы людей, освободившихся из-под ига безбожной идеологии, проживающких на громадных территориях, со своей культурно-исторической спецификой. Возникла парадоксальная ситуация необходимости «второй христианизации» народов, живущих на территории пастырской ответственности Русской Православной Церкви и масштабы этой «второй христианизации» беспрецедентны. Из осознания этого явления вытекают многие особенности и задачи осуществления миссионерской деятельности. Среди важнейших из них необходимо выделить следующие:

1. Большинство людей, к кому обращена проповедь, имеют культуру, коренящуюся в Православии, и при этом сохраняют индифферентное отношение к Церкви. А современная светская культура все больше ориентируется на «неоязычество», и в то же время, степень освоения ценностей созидательных национальных культур, генетически связанных с Православием, уменьшается.

2. Миссия Русской Православной Церкви на нынешнем историческом этапе осуществляется в условиях широкомасштабной экспансии нетрадиционных мировоззренческих и вероучительных систем и их воздействия на ценностные приоритеты людей. Сегодня миссионерская деятельность Русской Православной Церкви включает в себя внутреннюю миссию, то есть работу по возвращению в церковную ограду людей, которые в результате гонений на Церковь в XX веке оказались оторванными от отеческой веры и, особенно тех чад Церкви, которые подпали под влияние деструктивных культов и тоталитарных сект. Противостояние таким культам — одно из направлений миссионерской деятельности." (Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, принята на заседании Священного Синода РПЦ 27 марта 2007 г. и одобрена Архиерейским Собором 24—29 июня 2008 г.)

Внутренней миссией называют миссию внутри формальных, официальных границ Православной Церкви, т. е. обращение к тем, кто как бы «числится" в Церкви, будучи крещен, но не просвещен, такую миссию принято называть катехизацией. А под внешней миссией понимается в этом случае служение Церкви по распространению и утверждению духа христианства вне формальных границ Церкви, что включает в себя приведение ко Христу людей через научение — оглашение — крещение.

В связи с этим хотелось бы привести слова Святейшего Патриарха Кирилла, сказанные им более десяти лет назад: «Второе Крещение Руси не было результатом миссионерской работы Церкви. Это, конечно, действие благодати Божией. Это действительно, трагический, исторический опыт, опыт нашего народа. Вот хотим мы этого или не хотим, дорогие братья, но мы должны сами себе сознаться в том, что вот этот исторический образ в нас сформировал некий стереотип. Мы себя комфортно чувствуем в храме, мы выходим к верующему нашему народу, говорим: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», начинаем проповедь, чувствуем себя в своей стихии. Как бы мы проповедь не сказали, хорошо или плохо, нам благочестивый народ всегда грянет: «Спаси Господи" и как всегда греет душу такое умиротворение… Но движения здесь нет. Эти люди к нам пришли, потому, что родители их были научены в вере. Они уже были обращены либо в силу традиций, воспитания, либо каких-то собственных поисков. И давайте прямо скажем, что весь феномен второго Крещения Руси не был результатом миссии Церкви. Это был результат самостоятельных поисков людей, которые разочаровались в доминирующей идеологии, в ценности жизни, которые на своем опыте поняли, что без Бога невозможно построить полноту жизни. Это результат их внутреннего поиска, их внутренней борьбы, их исканий. Они к нам пришли, а мы их встретили, кто хорошо, кто плохо; кто с любовью, а кто с прохладцей; кто с ревностью, а кто и с раздражением. И ревность прямо зависела от величины прихода, доходов священника, его занятости и т. д. И мы не можем сказать, что мы все хорошо их встретили, потому, что его первая волна, рожденная 1988-м годом, уже спала, и многие, кто на этой волне пришел в Церковь, в Церкви не остались…» (митрополит Смоленский и Калиниградский Кирилл. Выступление на Втором всецерковном съезде епархиальных миссионеров. 1999 г.)

На состоявшемся 23 декабря 2009 г. в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя ежегодном Епархиальном собрании духовенства Московской епархии и 2 февраля 2010 года Архиерейском совещании Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом были сделаны доклады, в которых были обозначены приоритетные направления развития Церкви в Е¸ дальнейшем миссионерском служении.

В своих выступлениях Святейший Владыка конкретизировал ряд основных моментов, которые должны послужить для Церкви и, в первую очередь, для пастырей основополагающими в деле дальнейшего построения нашего миссионерского служения. Некоторые из них в Московской епархии уже успешно реализуются в течение нескольких лет, над реализацией некоторых нам предстоит потрудиться.

Основываясь на этих программных выступлениях, мы можем произвести конкретизацию двух направлений миссионерской деятельности:

  1. миссия внутри прихода, внутри стен приходского храма
  2. миссия вне прихода

1. Миссия внутри прихода

«Настоящая работа каждого священника, каждого церковного труженика осуществляется ежедневно. Мы завершили эпоху торжественного храмостроительства и парадных мероприятий, нам предстоит строительство простых, не дорогостоящих храмов с необходимыми помещениями для полноценной приходской деятельности и ежедневная работа с пасомыми. Храмы должны быть просветительскими и миссионерскими центрами." (Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском совещании) Реализация данного благословения в Московской Епархии осуществляется уже много лет, но нам нужно воздержаться от успокоения на достигнутом. Из каких компонентов складывается созидание храма как просветительского и миссионерского центра?

1. Воспитательная миссия (воцерковление).

  • Это миссионерская работа с ищущими Бога, с готовящимися ко святому Крещению, а также с теми, кто, будучи уже крещеным, не получил должного научения основам христианской веры. Цель такой миссии — включение предоглашаемых, оглашаемых и крещеных людей в полноту церковной жизни, помощь в формировании православного содержания и стиля их жизни. „К сожалению, бывает и так, что те приходы, где осуществляются попытки внедрить катехизаторскую практику, сталкиваются с простой проблемой: пара, не желающая утруждать себя такими обременительными условиями, попросту идет в храм на соседней улице, где нет катехизации, и договаривается о венчании там. Такое положение требует исправления“ (Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы). На епархиальных собраниях благочинных и духовенства Владыкой Митрополитом неоднократно вменялось в обязанность проведения подобного рода катехизаторских бесед. К сожалению, до сих пор не во всех приходах такие беседы стали неотъемлемой частью, предваряющей совершение основных таинств и богослужений. Инертность духовенства, боязнь потерять паству за счет предъявления требований обязательных оглашений к крещающимся и их восприемникам не может быть принята и оправдана.
  • Приходские воскресные школы . Одно из важнейших приходских начинаний, способствующих созиданию храма как просветительского и миссионерского центра. Именно в них особо совершается воспитательная миссия (воцерковление) нашей паствы. Прошло время, когда школы созидались только энтузиазмом священника, куда люди собирались „послушать батюшку“. Наступило время качественного изменения структуры воскресной школы. „Сегодня надо реагировать на современные потребности Церкви и вводить в штат прихода, <…> педагога — катехизатора и молодежного руководителя с полноценной заработной платой“ (Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы).

    Воскресная школа, на многих приходах, если мы хотим видеть е¸ качественным миссионерским средством, остро нуждается в педагогической модернизации под руководством педагога-катехизатора.

  • Библиотеки
    „Важно, чтобы при крупных городских приходах и монастырях открывались, или активизировали свою деятельность библиотеки. Церковные библиотеки должны быть не только местом, куда люди приходят почитать или позаимствовать книгу, но духовно-просветительскими центрами, при которых организуются группы любителей христианского просвещения, дискуссионные кружки. При правильной постановке дела сюда будут приходить и такие люди, которые, может быть, и на богослужение-то редко ходят. А подобное общение станет для них шагом в сторону Церкви“ (Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском совещании).

    В Московской епархии библиотеки существуют в большинстве не только крупных городских, но и сельских приходах. Но важно высказать пожелание, чтобы они становились действительно духовно-просветительскими центрами, с постоянно пополняющимся книжным фондом, с постоянно увеличивающимся числом читателей. При этом большую роль в деле миссии приходов способны сыграть православная периодика и книги, распространяющиеся при храмах. Необходимо так же помнить о фильтрации распространяемой литературы. В нашей епархии по благословению Владыки Митрополита, данному им на собрании благочинных 16 октября 2009 года, была введена ежеквартальная проверка ответственными приходов на предмет „контроля качества“ распространяемой там литературы. Данная проверка уже проводится и важно, чтобы она стала регулярной и не формальной. При этом необходимо вновь напомнить о благословении Владыки на то, что все многостраничные издания приходов должны проходить рецензирование в Епархиальном управлении.

  • паломничества
    „эффективным направлением церковной молодежной работы являются паломнические поездки. Паломничества можно сделать одной из форм молодежной катехизации и научения жизни по вере, особенно если они включают элемент молодежного общения и некоторую культурно-развлекательную составляющую, а также труд на благо Церкви“ (Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском совещании). В данном разделе хотелось бы отметить, что паломничество правильно организованное, сопровождаемое священником или подготовленным к этому мирянином, может быть действенной мерой не только молодежной катехизации, но и общеприходской катехизации, позволяющей не только сплотить приход в семью, но и дать участникам паломничества в непринужденной форме правильные понятия об основах Православия.
  • Доступность Церкви
    Неоднократно и Святейшим Патриархом и Владыкой Митрополитом давалось указание на то, что все храмы должны быть открытыми в течение светлого времени суток для всех желающих прикоснуться к святыням, при этом всегда должен быть дежурный священник, способный дать ответ пришедшему к нему по всем вопросам духовной жизни и спасения. Однако не везде и не в полном объеме это выполняется. При невозможности ежедневного дежурства в храме священника на одноштатных приходах необходимо рассматривать и применять другие допустимые и возможные формы. К таковым может относиться предоставление дежурных священников из более крупных храмов (по согласованию с благочинным), либо дежурство в храме приходского катехизатора из числа взрослых, окончивших при храме воскресную школу. В качестве примера возможно привести „службу православного консультирования“ Георгиевского храма города Видное, когда взрослые прихожане несут дежурство в храме. Основная цель службы: помощь прихожанам храма. Ответы на вопросы по поводу храма, особенностей богослужения, православного вероучения, организации церковной жизни.

    Говоря о доступности Церкви необходимо обратить внимание на информационные доски, располагающиеся около или в храмах. В лучшем случае на них находится информация по истории храма и различные объявления. Данный ресурс используется не на полную мощность, и информационная доска может и должна содержать просветительскую информацию.

  • поощрение внебогослужебного общения людей, в частности, через проведение собраний и совместных трапез прихожан после совершения богослужения с целью общения и обсуждения насущных вопросов.
  • В качестве отдельного сложного вопроса, но вопроса заслуживающего внимания и обсуждения, хотелось бы предложить к рассмотрению тему организации миссионерских богослужений, когда после окончания (или во время) богослужения, объясняется общий смысл прошедшего, цикличность, направленность, цели, задачи того или иного богослужения, изъясняются отдельные ключевые моменты, переводятся наиболее непонятные места, даются ответы на вопросы. Объявления о миссионерских богослужениях должны распространяться заранее и повсюду, например: такого-то числа в таком-то храме будет проходить такое-то богослужение с последующим объяснением.

2. Миссия вне прихода

Миссия в молодежной среде

Миссионерская работа предполагает создание на приходах благоприятных условий для реализации православной молодежью своих творческих устремлений и потребностей, что предусматривает взаимное общение не только в храме, но и во внебогослужебное время. Для этого могут быть использованы детские лагеря, походы, паломнические поездки, группы содействия немощным членам прихода и многие другие формы деятельности. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II особо отмечал: „Мероприятия подобного рода побуждают молодежь взглянуть на Церковь иными глазами, увидеть в ней не строгого судью, а заботливую мать. Одновременно, благодаря такой деятельности, укрепляются связи со светскими структурами, ответственными за воспитание подрастающего поколения. Общество на деле убеждается в положительном социальном значении Церкви“.

Для проведения миссии в молодежной среде необходимо иметь в виду следующие основные направления деятельности:

  • приобщение к литургической жизни и воцерковление молодых людей, недавно пришедших в Церковь;
  • просветительская деятельность, направленная на формирование правильного представления об иерархии христианских ценностей, создание для этой цели современной научно-богословской методологической базы;
  • привлечение молодежи к христианскому служению (трудовая помощь храмам и монастырям, работа в детских лагерях, помощь ветеранам, немощным людям, переписка с заключ¸нными и др.);
  • организация специализированной помощи молодым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию или различные виды зависимостей (например, телефонная служба доверия, частные личные беседы, интернет-форум с возможностью задать вопрос катехизатору или священнику, консультации православного психолога, программы по реабилитации пострадавших от алкогольной, наркотической зависимости, а также бывших членов деструктивных сект).

В наше время особое внимание, по мнению Святейшего Патриарха Кирилла, следует уделить молодежным организациям, их инициативе снизу, более плотной вовлеченности молодежи, мирян к различным видам церковного служения и через это их воцерковляемости. При этом необходимо учитывать серьезную проблему социальной инертности в молодежной среде.

„Сегодня надо реагировать на современные потребности Церкви и вводить в штат прихода, как уже говорилось ранее, позицию социального работника, а также педагога-катехизатора и молодежного руководителя с полноценной заработной платой. Очень важно вовлекать молодежь в просветительскую работу. Такой путь православного свидетельства открывает новые возможности: молодой верующий способен научить собственным примером. Юноша или девушка, занимающиеся молодежным служением, должны помогать людям двигаться к Богу независимо от того, достигли они сами вершин духовного совершенства или нет. Необходимо всемерно поддерживать желание молодых прихожан собираться вместе для чтения и обсуждения Священного Писания. Личное отношение к Слову Божию, выраженное в кругу людей, которым можно доверять и на духовную поддержку которых можно опереться, помогает молодому человеку осмыслить веру и церковную жизнь. Наконец, очень эффективным направлением церковной молодежной работы являются паломнические поездки. Паломничества можно сделать одной из форм молодежной катехизации и научения жизни по вере, особенно если они включают элемент молодежного общения и некоторую культурно-развлекательную составляющую, а также труд на благо Церкви“ (Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы).

Нами в Московской епархии многое сделано в этом направлении. Такие формы приходского миссионерского служения, как молодежные православные лагеря, паломнические поездки, молодежные приходские клубы с успехом реализуются у нас в течение многих лет, но важно идти вперед, не охладевать и не останавливаться на достигнутом. При этом необходимо активнее распространять опыт некоторых храмов и благочиний по организации не просто летних православных лагерей, где дети зачастую предоставлены сами себе и лишь только в названии лагеря значится слово православный, а лагерей, где наша молодежь могла бы вместе со священником продолжать свое познание Православия, и вместе с этим вносить свой посильный вклад в восстановление порушенных Святынь. Участвуя по возможности в жизни тех населенных пунктов, где проводятся лагеря, через устроение каких-либо мероприятий, через это свидетельствуя о Православии. Одной из проблем в сфере работы с молодежью, Святейшим Патриархом была названа " неадекватная оценка потенциала молодежи. Нам нужно понимать, какие вопросы и проблемы ее волнуют, готовиться отвечать на эти вопрошания. Ну, а для того чтобы понимать молодежь, необходимо научиться ее слушать. Молодежный потенциал можно и нужно задействовать в миссионерских целях: содействуя молодежным проектам, организациям, инициативам, причем не обязательно напрямую касающихся церковной деятельности, мы способствуем привлечению молодых к Церкви. Это могут быть дискуссионные группы, например, для обсуждения современных социальных или культурных явлений, или социальные проекты» (Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском совещании). В нашей миссии нам не нужно ждать, когда придут к нам, нам нужно самим идти. При этом священника ждут и готовы принять в различных молодежных организациях. Ждут слова пастыря, ждут ваших предложений, вашего участия. «нам необходимо использовать новые формы и методы, дабы донести Евангелие до современной молодежи, которая не всегда с легкостью может переступить порог храма " (Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском совещании).

  • Отдельным видом миссии является миссия православного социального служения, ибо в делах милосердия явно проявляется сила христианской любви. Через различные социальные проекты мы не только являем „дело любви“, но и укрепляем, поддерживаем духовно тех, кто нуждается в этой помощи. При этом важно, чтобы дело милосердия по возможности подкреплялось духовным наставлением, что несомненно может укрепить и привести жаждущих к Богу, в Церковь.
  • Информационная миссия . Это православное свидетельство самым широким слоям населения через все доступные средства массовой информации, а также через организацию приходских библиотек (о них мы уже говорили) и издание специальной миссионерской литературы. К территории особой миссионерской ответственности так же можно отнести всемирную сеть интернет. Обзор православных ресурсов сети Интернет дает удручающую картину. Говорить почти не о чем. Человек, интуитивно интересующийся Правдой Божией идет в Интернет, разыскивает сайты по ключевым словам „миссионерские православные сайты“ и гарантированно не находит там ответов на интересующие его вопросы. На этих сайтах какие-то странные люди обмениваются своим миссионерским опытом, рассказывают друг другу, кто куда съездил, какое количество народа вовлек в свои мероприятия и как все это здорово, либо это паломническо — туристические сайты, либо сайты организационно-информационного и краеведческого характера (самая распространенная категория православных сайтов). Те же сайты, что носят наименование „Миссионерские“, либо поражают своей невнятностью и убогостью, либо представляют собой ссылки на множество древних и не очень авторов, содержащие обширные тексты, написанные с использованием совершенно незнакомой терминологии. Эти сайты, вместо четкого и краткого ответа на интересующие меня вещи, предлагают либо изучение обширного чужого материала, либо многолетнюю религиозную практику. Но все дело-то в том, что я не хочу бросаться в воду, не зная броду! А описание брода дано либо неудовлетворительно-громоздкое, либо на китайском языке. Это внушает определенные сомнения, от которых трудно отказаться. Один из самых ярких примеров. Вопрошающий интересуется, в чем состоит цель христианской жизни. Ему отвечают: в стяжании Святого Духа. Преподобный Серафим Саровский, видите ли, так говорил. Ну и что это за объяснение? Был у меня икс (в чем цель христианской жизни), и мне заменили его на игрек и зет („стяжание“ да еще и „Святого Духа“). И вдобавок такую замену оправдали абсолютно неизвестным мне авторитетом.
  • Миссия праздников
    Отдельно Святейшим Патриархом Кириллом были выделены Дни славянской письменности и культуры и начало ноября — время, окружающее празднование Дня Казанской иконы Божией Матери, отмечающейся в России, как День народного единства. В течение многих лет на территории Подмосковья уже активно реализуется благословение, данное в этих докладах Святейшим Патриархом „не только совершить торжественные богослужения, но и провести шествия, конференции, культурные и молодежные акции“. Но нам важно не только продолжать наши начинания, но и искать новые формы служения Церкви в эти особые дни, с широким вовлечением в эту работу наших мирян.
  • Апологетическая миссия . Это свидетельство истины Православия в сравнении с еретическими, сектантскими, агностическими и иными неправославными учениями. Апологетическая миссия направлена также на противостояние прозелитической деятельности неправославных миссионерских объединений и отдельных „евангелизаторов“. Мною данный вид миссии был поставлен в конце, но это не значит, что нам можно отставить его. Это отдельный большой и глубокий вопрос, требующий отдельного разговора.

Все перечисленные виды миссионерского служения, как внутри прихода, так и вне его должны осуществляться нашими священнослужителями. В своих выступлениях Святейший Патриарх ставил вопрос об организации системы повышения богословско-пастырской квалификации священнослужителей. Это тема для отдельного особого обсуждения, рассмотрения и воплощения в жизнь, так как у некоторых священников наблюдается „успокоенность“ процессом своего образования, который не должен у пастыря останавливаться ни на день. А необразованный или мало образованный пастырь становится анти-миссионером на том приходе, где поставлен совершать свое служение. Так же отдельного разговора требует упорядочение практики проведения собраний благочиний — пастырских семинаров, которая активно практикуется в некоторых благочиниях нашей епархии. Пастырские семинары можно и нужно использовать не только как курсы повышения грамотности духовенства, но и как методические семинары, с рассказами о наработках в деле проповеди Слова Божия. В связи с этим мне вспоминаются слова митрополита Антония (Храповицкого) написанные им в начале XX века, но не потерявшие своей актуальности и сегодня:

" Пусть съезды обсудят, как украшать святую службу Божию правильным ее ведением, как урегулировать главных управителей нынешнего богослужения, то есть регентов, или — лучше, как изменить теперешний неразумный порядок вещей, когда не от священника и даже не от псаломщика, а от наемного разночинца светского звания, совершенно невежественного и часто безобразного, зависит состав каждого праздничного богослужения, из коего почти ничего не остается, а все пропускается в пользу двух-трех отвратительных концертов, не положенных по уставу. Далее съезды могли бы установить временные курсы для усовершенствования в пении псаломщиков, могли бы приглашать в епархиальные центры лучших проповедников своей и чужих епархий для научения священников (хотя бы и желающих) живому слову. Не худо бы им привести в известность все наиболее многолюдные, сельские и монастырские праздники и командировать на них проповедников. Там же могли бы быть делаемы заявления о духовных бедствиях в приходах, обуреваемых еретиками или мятежниками, и затем командировываться туда на несколько дней или недель лучшие проповедники и пастыри. Священники, которым удалось в приходе основать не бумажную, а действительную благотворительность имущественную или сердобольное братство ревнителей веры и милосердия, приглашались бы на съезд для повествования собратьям, как нужно достигать таких благих плодов пастырства, а эти могли бы на основании сего делать соответственные постановления или просто высказывать духовенству пожелания съезда» (Митрополит Антоний Храповицкий и его время. Вторая докладная записка о поместном соборе. О разделении Русской Церкви на митрополичьи округа).

Но «Жатвы много, а делателей мало» (Мф.9;37) с одной стороны, а с другой стороны миссия будет более доступна и полезна, если в ее реализации нам на помощь придут наши миряне. Причем они не только окажут помощь священнику, но и сами через свое служение будут вести миссию не только для своих братьев и сестер, но и для самих себя. Они будут не просто прихожанами, но истинными членами Церкви. Мы уже упоминали в докладе про приходские должности катехизатора и социального работника, которые должны занять свое постоянное место на наших приходах, но говоря о мирянах, мне бы хотелось остановиться более подробнее на способах их служения Церкви и в Церкви.

Миссионерские поручения — это часть общественного служения христианина; оно включает мирян в миссионерскую деятельность прихода, чтобы каждый из них чувствовал свою причастность к общему делу миссии. Главной задачей миссионерских поручений является актуализация живого миссионерского опыта Церкви.

Миссионерские поручения могут быть реализованы через:

  • участие мирян в богослужении (несение клиросного и алтарного послушаний, организация престольных праздников, крестных ходов и других церковных торжеств), а также установление постоянных храмовых дежурств мирян и совместно со священнослужителями для общения с невоцерковленными людьми;
  • привлечение мирян к участию в социальной диаконии (особенно это актуально в дни подготовки к празднованию 65 -летия Победы, когда мы с помощью мирян можем придти на помощь к нашим ветеранам, проявить к ним максимум внимания);
  • широкую организацию миссионерских приходских кружков;
  • участие мирян в церковных конференциях, диспутах, интернет-форумах, в теле- и радиопередачах, благотворительных акциях и иных формах общественной активности.

К особым миссионерским поручениям можно отнести приобщение мирян к участию в миссионерских экспедициях, к катехизаторской работе (в предоглашении и оглашении), к иным видам деятельности Церкви по научению основам веры. При этом необходимо отметить, что миссионерские экспедиции актуальны не только в дальних уголках России, но и у нас в Подмосковье, где существуют места, где священника не видели годы и тем более в течение десятилетий не слышали Евангельского слова. Церковь должна придти в эти места через открытие выездных воскресных школ, организацию встреч местного населения со священниками и воцерковленными мирянами, через социальную помощь тем, кто в ней нуждается.

Отдельным вопросом в рамках доклада о «реализации миссионерского служения в Московской епархии» следует выделить вопрос о cеминарии. Мне не хотелось, бы касаться в этом выступлении предметов связанных с миссионерством, но важным, на мой взгляд, является вопрос о приучении наших студентов с семинарской скамьи самому понятию миссии. Да, студенты семинарии осваивают некоторые формы миссии, но вовлеченность студентов в различные епархиальные проекты будь то летние православные лагеря, организация миссионерских походов в удаленных районах Московской области, участие в молодежных епархиальных проектах могла бы быть более насыщеннее и плотнее. При этом это приносило бы пользу не только миссии на территории епархии, но и учило наших будущих священников практическому воплощению Евангельского благовестия. «Усиление миссионерской направленности в учебно-воспитательном процессе духовных школ: совершенствование преподавания миссиологии и связанных с ней дисциплин, участие воспитанников в миссионерско-катехизаторской практике» (Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, принята на заседании Священного Синода РПЦ 27 марта 2007 г. и одобрена Архиерейским Собором 24—29 июня 2008 г.)