Строительство и ремонт

Еще несколько мыслей об этом самоучителе по ораторскому искусству. Несколько советов по освоению ораторского мастерства Занятия по ораторскому искусству

Обыватели предполагают, что говорить может каждый человек. Возможно. Но говорить на любые темы, делать свое повествование увлекательным, держать внимание слушателей не меньше часа – такое ораторское мастерство подвластно не каждому!

Итак, вы решили научиться красиво говорить. Да не просто красиво говорить в кругу своих друзей и близких, а так, чтобы со сцены, перед незнакомой аудиторией, да чтобы публике интересно было, и слушатели ловили каждое слово. Тогда вам на курсы актерского мастерства и ораторского искусства.

Вы спросите, а что нужно, чтобы научиться красиво выступать? Просто выступать! Много! Очень много! Регулярно!

Найдите подходящие для вас курсы риторики в Москве и отправляйтесь проходить обучение у преподавателей ГИТИСа и Щуки всего за 8 занятий! Уже на первом занятии:

  • вам предстоит представиться перед коллегами и преподавателем
  • педагог подметит ваши сильные и слабые стороны

Не бойтесь, что над вами будут смеяться однокурсники. Ведь записались на уроки и обучение ораторскому искусству в Москве такие же люди к преподавателям ГИТИСа и Щуки, звоните! Согласитесь, никому не придет в голову смеяться над такими же людьми с переломами в очереди к травматологу.

Психологические тренинги при боязни публичных выступлений предполагают разбор правил поведения на сцене. Начиная с внешнего вида (имиджа, жестов, поз) и актерского мастерства (умения собраться и преодолеть страх на сцене, актерская пауза, умение работать с публикой), заканчивая содержанием самой речи и ответами на самые провокационные вопросы.

Публичное выступление - процесс непредсказуемый, и, если ваша техника речи, содержание текста, внешний вид были на высоте, то завалиться вы можете на ответах на вопросы, сталкиваясь с агрессией аудитории. Вот для чего нужно актерское мастерство и искусство импровизации.

Ораторское искусство для руководителей

В школе актерского мастерства вас может заинтересовать специальный тренинг «Ораторское искусство для руководителей». В публичных выступлениях руководителей есть своя особенность. В них очень важна харизма говорящего, уверенность в себе, публика должна быть заворожена им, не сомневаться в его словах, следовать за ним. Руководитель должен уметь создавать дистанцию. Это не выступление перед толпой фанатов, где нужно понравиться, создать иллюзию «мы с вами на одной волне».

Речь руководителя обычно объёмна и в ней несложно запутаться. Как составить план выступления? Какие тезисы плана помогут вспомнить структуру речи? Как удержать внимание аудитории такое продолжительное время?

  1. Структура речи ее основные опорные тезисы.
  2. Цифры, даты, цитаты

Один из секретов мастерства является и наличие в арсенале говорящего специальной «палочки-выручалочки» в виде запаса уместных шуток, историй, которые разряжают атмосферу, снимают акцент с неудобной темы, создают приятный имидж об ораторе. Такие «выручалочки» приходят на помощь, когда потеряна концентрация у оратора. Подобрать уместные для любой ситуации истории вам поможет педагог по сценической речи, ораторскому и актерскому мастерству.

Кому-то с трудом удается излагать свои мысли доходчиво. Обычно это свойственно представителям умственного труда. Они зациклены на сложных терминах, цифрах, аббревиатурах. Рассказать о своей работе в доступной форме, «живым» языком для них невыполнимая задача. Очень часто они кажутся окружающим «ботанами», а привлечь спонсора к своему проекту им очень трудно из-за невозможности «зацепить», заразить интересом, заставить поверить в проект или идею. Помочь справиться с этой проблемой может практический тренинг по риторике и управлению голосом.

Искусство ораторского мастерства многогранно и включает в себя множество составляющих. Чтобы сыскать снисхождение у публики, нужно постараться. Для этого необходимо:

  1. обратить и удержать на себе внимание слушателей
  2. взаимодействовать и «играть» с публикой, как в театре
  3. вызвать определенные эмоции и побудить к определенным действиям

Лучшие тренинги по ораторскому искусству в Москве от преподавателей ГИТИСа и Щуки предлагают сразу окунуться в мир публичных выступлений и попробовать выступить перед коллегами по мастер-классу. Будут предлагаться различные условия: коллеги будут отвлекать вас, смеяться, зевать, перебивать, а вам нужно будет справиться со всеми трудностями и вернуть ситуацию в свои руки. Все это бесценная школа юмора, риторики и ораторского искусства, а также искусства речи.

Также необходимы тренинги и лучшие курсы ораторского искусства в Москве всего за 8 занятий для изучения всех жанров публичного выступления, по особенностям которых они обязательно дадут разъяснения.

Курсы для детей и подростков

Немаловажно умение красиво говорить, уверенно держаться перед публикой и для детей. Некоторые школьники стесняются отвечать у доски, т. к. боятся быть осмеянными одноклассниками, а у других есть серьезные проблемы в общении со сверстниками из-за неспособности поддерживать беседу. Помочь исправить эти ситуации могут недорогие курсы риторики и ораторского мастерства для детей и подростков. Выручат уроки опытных педагогов и юных дарований, которые собираются серьезно заняться актерской деятельностью или просто хотят попробовать себя в театральном кружке.

Как известно, впечатления людей от общения друг с другом на 55 процентов основаны на языке тела, на 38 процентов - на тембре голоса и дикции и лишь на 7 процентов - на словах, которые они произносят. Поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет почти 40 процентов его жизненного успеха.

Очень важно правильно дышать. И первые несколько упражнений научат нас этому:

1. Сделать вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 - задержать дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 - выдох.

2. Повторить задание упражнения 1, но при выдохе считайте вслух: 7, 8...15.

3. Сделать короткий вдох, немного задержать дыхание, при выдохе начать считать: 1, 2, 3, 4 и т.д. Темп счета не ускорять, воздух не добирать.

4. Произнести скороговорку-считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжить на выдохе, насколько хватит воздуха: "Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки*: раз - Егорка, два - Егорка, три - Егорка и так далее".

6. Это упражнение для тренировки диафрагмы. Произнести данный ниже текст, не закрывая рта. Можно представить, что вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот:

Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно.
Есть хочу как никогда!..
Два часа ждать? Ерунда!
Есть характер, воля есть,
Раз нельзя - не стану есть!

Мы на верном пути и следующие упражнения направлены на развитие самого голоса : его силы, подвижности и благозвучности

7. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.

8. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали".

9. Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги: ми, мэ, ма, мо, му, мы.

Впереди самое интересное, приближающее нас к успеху выступлений перед любой аудиторией: упражнения для развития дикции.

10. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

11. Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

12. Потренируйтесь в произношении долгих согласных:

К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть;

13. Работу над сочетанием звуков можно проводить в форме игры, используя звукоподражания:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

14. Произнесите скороговорки с трудными сочетаниями или чередованиями согласных звуков:

  • Расскажите про покупки. - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
  • Купи кипу пик.
  • Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
  • Стоит, стоит у ворот бык тупогубоширокорот.
  • Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, кован колокол, да не по-колоковски; надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать да перевыколоковать.

Это небольшая часть существующих упражнений направленных на развитие речи и голоса. Но если уделять таким тренировкам 15 минут в день, можно научиться владеть своим голосом и с легкостью располагать к себе окружающих.

«Поэтом рождаются, а оратором человек становится сам» (Марк Туллий Цицерон)

Даже такой знаменитый оратор 20 века, как «Железная леди» Маргарет Тэтчер с рождения имела визгливый голос, не очень приятный для слуха. Она терялась перед многочисленной аудиторией, пугалась сотен людских глаз, при этом забывала слова и не знала, куда смотреть.

Но на самом деле «железной» Тэтчер стала потом. Прекрасно поняв и осознав то, что без ораторского искусства она не сможет добиться значительных успехов в политике, Маргарет начала работать над собой. «Железная леди» записалась на занятия по постановке голоса, проходила курсы ораторского мастерства.

Долгие месяцы подготовок к публичной речи, репетиций и проб, консультации преподавателя театрального искусства, опытного имиджмейкера привели ее к тому результату, о котором мы все хорошо знаем.

Как видите, стать великим оратором может каждый из нас. Главное – это желание . Если оно есть, значит, первый шаг на пути вашего постижения искусства красноречия уже сделан.

Продолжение следует...

Ораторское искусство нашей современности берет свое начало с античных греко-римских времен, когда этому виду творческой деятельности уделялось особо пристальное внимание и, когда как ни в какой другой культуре, устная речь не была так совершенна.

О том, что такое ораторское мастерство и искусство речи, как улучшить ораторские способности и стать хорошим оратором, мы расскажем далее. Присоединяйтесь.

Кто такой оратор

Оратор - это человек, имеющий ораторские способности, которые заключаются в умении красиво и убедительно говорить, в совершенстве владеть инструментами актерского искусства, обладать психологическими знаниями.

Талант красноречия может быть врожденным. Считается даже, что он есть у каждого из нас, только в разной степени проявлен. Это означает, что любой желающий может развить этот дар, учитывая индивидуальные особенности и работая над собой.

С наработкой ораторских навыков, приходит умение публичного выступления, которое имеет свои свойства:

  • особое содержание речи - языковые и невербальные, в виде мимики и жестов, методы воздействия на слушателя;
  • целенаправленность - получение обратной связи от аудитории;
  • эффективность - как результат психологического состояния оратора и его авторитета у публики.

А вот выстроить грамотно свою речь можно, если использовать правила ораторского искусства:

И тогда она будет обладать необходимыми для ораторской речи качествами:

Образ талантливого оратора харизматичен и тесно связан с такими особенностями и чертами, как уверенность в себе, воодушевленность, эрудированность, способность к импровизации, живость мысли, сильный голос, выразительная жестикуляция.

Как научиться ораторскому мастерству самостоятельно, мы еще поговорим.

А пока - кратко об основах ораторского искусства.

Наука об ораторском искусстве называется риторикой.

Искусство ораторской речи, или красноречие, - это высокой степени мастерство выступления перед публикой и оказания на нее влияния.

В зависимости от состава аудитории и тематики красноречие подразделяется на виды:

Ораторская речь может иметь разные цели воздействия на слушателя и бывает:

  • информационная, знакомит с новыми фактами, сведениями, знаниями;
  • развлекательная, имеет увеселительный характер;
  • убеждающая, в которой оратор добивается согласия слушателя со своей точкой зрения;
  • воодушевляющая, эмоционально вдохновляет;
  • призывающая к действию, агитирует совершить действие.

Для того, чтобы публичное выступление достигло своей цели и никого не оставило равнодушным, оно выстраивается согласно замыслу и содержанию в определенном порядке, который называется композицией.

Вступление должно привлечь внимание, заинтересовать, наладить контакт с аудиторией, дать представление о теме предстоящего сообщения с кратким описанием проблематики.

Основная часть ораторского выступления - это изложение самого материала, аргументация, использование фактов и логических доказательств.

Заключение призвано подытожить и обобщить сказанное, подчеркнуть главную мысль, сделать выводы, воодушевить слушателей.

К работе над композицией желательно подходить творчески. Соблюдая четкую последовательность и согласованность ее элементов, важно не потерять индивидуальный стиль.

Особенности ораторской речи

Ораторскую речь характеризуют такие особенности:

Устное изложение. Процесс коммуникации с аудиторией происходит непосредственно при озвучивании мыслей. Тексты для ораторского выступления усваиваются на слух и строятся так, чтобы быть легкими в восприятии.

Наличие обратной связи. Хороший оратор чувствует аудиторию. Он различает настроение, ловит реакции на сказанное, угадывает наметившиеся вопросы и гибко строит дальнейший диалог.

Применение различных средств общения. Использование жестов, пантомимики, интонации и других невербальных способов присуще именно ораторскому искусству, чем и отличает его от обычной устной речи.

Связь между текстом, подготовленным для выступления, и его устной интерпретацией. Выбор правильной тональности общения помогает преподносить информацию в доходчивой форме и находить контакт с аудиторией.

Ораторские приемы

Ораторские приемы используются для того, чтобы улучшить восприятие информации. Работают они, либо ориентируя слушателя на образное восприятие, либо стимулируя его мыслительную деятельность.

Например:

  • наглядные сравнения, короткие примеры-иллюстрации особенно уместны при донесении числового материала;
  • повтор уже сказанного другими словами создает новый образ;
  • аллегория наглядно иллюстрирует идеи и мысли оратора;
  • антитеза противопоставлением усиливает их восприятие;
  • гипербола преувеличением подчеркивает те моменты, на которые надо обратить внимание;
  • риторические вопросы не требуют ответа, но подогревают интерес;
  • вставка, когда мимоходом сделанное замечание заостряет внимание на сказанном;
  • неожиданные слова и действия усиливают любопытство слушателя.

Теоретического материала достаточно? А теперь - самое интересное.

Как развивать ораторские способности

Чтобы овладеть секретами ораторского искусства, можно записаться на курсы и тренинги по риторике, брать уроки для начинающих, выбрать онлайн-обучение или проштудировать самоучитель по красноречию. Все эти варианты предлагает нашему вниманию необъятный интернет.

Если вам по душе самостоятельные занятия по развитию ораторского искусства, давайте поработаем над техникой произнесения речи, подготовимся к выступлению, научимся взаимодействовать с залом и возьмем на вооружение несколько дельных советов.

Техника произнесения речи

Звучание речи, которую хочется слушать, зависит от таких составляющих:

  1. Дыхание. Темп должен быть размеренным, при этом вдох короче выдоха. Вдыхайте не «до упора», чтобы была возможность довздохнуть. То же самое и с выдохом. Совершенствованию речи способствуют . Например, развитие навыка дышать нижней частью легких обеспечит силу вашему голосу и плавность речи.
  2. Громкость. Управляя своим голосом, оратор влияет на восприятие публикой того, что говорит. Если ваш голос тихий от природы, можно сделать его громче. Для этого читайте выразительно вслух, считайте на выдохе до десяти, постепенно увеличивая .
  3. Дикция. Говорить понятно, четко выговаривая звуки, помогут скороговорки, если не лениться и не забывать загружать ими свой артикуляционный аппарат.
  4. Темп. Надо постараться излагать мысли в среднем темпе, не частить словами и не растягивать их. Так как здесь важную роль играет темперамент и внутреннее состояние человека на момент выступления, то важно успокоиться и настроиться на плодотворный диалог с залом.
  5. Интонация. С ее помощью ваша речь запомнится слушателю, потому что будет живой. Тренируйтесь, как в школе, читать вслух с выражением художественные произведения.

Подготовка к выступлению

На этом этапе готовится текст речи. Каким должно быть правильно составленное публичное выступление, мы уже знаем. Чтобы не читать по написанному, следует прежде всего выучить текст, а для встречи со слушателями составить план и основные тезисы.

Чтобы быть готовым к импровизации, необходимо иметь развитое логическое и образное мышление, владеть богатым словарным запасом и широким кругозором. Читайте разную литературу, будьте в курсе общественных событий.

Для поддержания должного настроя у публики, запаситесь некоторым количеством интересных фактов, легких шуток, занимательных коротких рассказов.

Чтобы вас не застала врасплох техническая сторона вашего выступления, будьте в курсе организационных вопросов: зал, аудиоаппаратура, видеоматериалы.

Не забудьте, что «по одежке встречают». Позаботьтесь о том, чтобы выглядеть достойно и соответствовать моменту.

Взаимодействие с аудиторией

Хороший оратор умеет с первых минут встречи со слушателями понравиться им своим внешним видом, доброжелательной манерой общения. Такими качествами, как честность, открытость, вежливость, выступающий завоевывает доверие слушателя.

Он чувствует аудиторию, предугадывает ее реакции, управляет ходом своего выступления и виртуозно достигает его цели.

Здесь мы ответим на самые часто возникающие вопросы.

  1. Как научиться выступать перед публикой? Только многократно выступая, можно наработать опыт публичных выступлений. На работе, дома, встречах с друзьями, участвуя в различных мероприятиях надо стараться развивать этот навык. Для этого понадобится расширять свой кругозор, чтобы было, что рассказывать; тренировать память, чтобы запоминать необычные факты, сюжеты.
  2. Как интересно подать информацию? Учиться владеть ораторскими инструментами. Мимика, жесты, язык телодвижений, интонация, тембр голоса вызовут неподдельный интерес у слушателей. Попробуйте. Создайте видеоролик со своим выступлением. Оцените его уровень. Похвалите себя.
  3. Как преодолеть страх перед аудиторией? Такое необходимое для этого качество, как уверенность в себе, приобретается с ораторским опытом. Легкое волнение может даже помочь вам сделать речь запоминающейся и воодушевить зал. Развивайте в себе лидерские качества, настраивайтесь на позитивное общение со слушателем. Это поможет преодолеть возникающее на первых порах сильное волнение.

Ораторское искусство для детей

Сегодня риторика, как научная дисциплина об ораторском искусстве, востребована и для гармоничного развития детей. Она развивает личностные качества ребенка, учит умению общаться, грамотно и уверенно выражать свои мысли, вести диалог, используя интонацию и мимику, приобретать первые навыки публичных выступлений.

Задачами преподавания риторики являются:

Заниматься с детьми можно и дома:

  • работать над техникой речи, проговаривая скороговорки;
  • учиться вежливому общению;
  • много читать и разговаривать на разные темы, чтобы увеличивать словарный запас;
  • организовывать театрализованные представления для развития актерских навыков;
  • разучивать и читать стихи с выражением;
  • тренироваться выступать перед близкими и друзьями.

Эти занятия помогут вашему ребенку стать увереннее и не стесняться на публичных мероприятиях, научат устанавливать контакты с людьми, раскроют творческий потенциал.

Сила слова

Успех овладения ораторским мастерством обеспечит труд. Над постановкой голоса, содержательностью речи, личностными качествами. Пробуйте себя, осваивайте новые навыки для того, чтобы осуществить задуманное, совершенствуйтесь.

Помните, слово — это посыл. Неся в себе энергию автора, оно имеет большую силу.

Зажигайте в своих слушателях любознательность. Мотивируйте их на благие поступки.

Риторика – наука о речи, правильных и красивых методах общения, способных убедить любого в правоте оратора, создать почву для дальнейших убеждений. Это искусство изучается в современных учебных заведениях, потому что слово является мощным инструментом, если его правильно использовать. Основная цель риторики – научить общаться, чтобы ощущать уверенность в любой ситуации.

Возникновением риторики принято считать V век до н. э. Древняя Греция первой в современной Европе сформировала основы науки. В то время в Древней Греции изучались стилистика и грамматика. Греки первыми стали систематизировать знания по риторике и создали большое количество трактатов по данной теме, и некоторые из них изучаются даже в наше время.

Цицерон – один из известнейших ораторов Древнего Рима

Римляне заинтересовались искусством риторики после завоевания Греции, когда традиции этих стран начали перемешиваться, и империя активно заимствовала знания своих провинций. Искусство начало процветать в сенате, судах, общественных собраниях.

Существовали некоторые различия между стилями риторики, так как римляне были менее образованы, чем греки. У завоевателей речь была усеяна отступлениями, историями, стилистическими нюансами. Несмотря на это, красноречие все равно являлось мощным инструментом ораторов. Были случаи, когда в Древнем Риме высокие государственные посты занимали люди, искусно владеющие речью, и именно это было их главным преимуществом в политической борьбе, о чем мы можем узнать из исторических справок.

Появление в России

В древних эпохах это искусство видоизменялось, дополнялось полезными приемами. Использовать риторику начали и церковные деятели, которые активно завлекали в свою веру новую паству, и приводили неопровержимые словесные доказательства против еретиков. В Россию понятие риторики попало из Европейских стран в XVIII веке.

Михаил Васильевич Ломоносов

Возникновение ораторства совпало со временем распространения христианства. Называлось оно чаще всего «дар красноречия». Немного позже Ломоносов создал «Русскую грамматику», в которой присутствовали «Правила красноречия». Хорошими ораторами считались такие политические деятели, как Столыпин, Троцкий. Немного меньше, но все же преуспел в познании этой науки и Ленин.

Ораторское мастерство вполне можно развивать самостоятельно. Для развития речи требуются тренировки, сопровождающиеся постоянными замечаниями к себе, исправлениями и дополнениями навыков. Нужно подмечать все ошибки, которые совершаются, чтобы постараться исправить их при следующем разговоре.

  • используйте правильный темп. Важная особенность, требующая усвоения. Следить за скоростью разговора нужно обязательно, так как слишком быстрая речь не успевает усваиваться слушателем, медленная усыпляет, заставляет становиться невнимательным к фразам. Старайтесь выделять важные моменты интонацией, менять высоту голоса. Это привлекает внимание, не дает собеседнику скучать;
  • общайтесь с людьми. Для улучшения навыков общения недостаточно рассказывать о вещах дома. Требуется практика, заключающаяся в общении вживую. Для снятия накопившегося напряжения при длительном рассказе, нужно употреблять шутки, которые можно заранее приготовить;
  • используйте отступления. Поговорки, юмор, цитаты великих людей делают речь менее сухой, позволяют делать речь более доказательной;
  • поставьте голос. Произношение должно быть четким, правильным. Следует выговаривать согласные, чисто произносить любые звуки;
  • говорите о темах, которые интересует окружающих. Начать можно и с одного верного утверждения, после чего плавно подвести к другому, необходимому для достижения цели;
  • поддерживайте нейтралитет. Оратор должен стремиться достигать со всеми соглашения. Даже если собеседник или несколько человек неправы, следует сказать «Да, верно, но…», после чего можно доказывать свою точку зрения.

Совершенствование речи

Чтобы развивать ораторские навыки, следует тренироваться. Иначе овладеть ими не получится. Для совершенствования существует комплекс упражнений:

  1. Освобождающие от мышечных зажимов. Суть в облегчении процесса разговора. Для выполнения следует:
    • разминать плечи, шею вращательными движениями. Голова должна двигаться как бы под собственным весом;
    • разогревать как можно чаще предплечья, кисти рук, вращать в плечах суставами;
    • использовать круговые движения рук в локтях;
  2. Артикуляционные. Развивают и тренируют губы, щеки, язык, твердое и мягкое нёбо, нижнюю челюсть. Вырабатывается гибкость речевого аппарата, укрепляются мышцы, необходимые для лучшего произношения звуков. Снимается напряжение с мышц, происходит их расслабление. Нужно делать следующее:
    • языком почистить десна в обе стороны. Делать «уколы» в щеки, вытягивать его как можно дальше, изменять форму. Издавать звуки, похожие на скачку лошади;
    • губами вращать в разные стороны, вытягивать их. Захватывать воздух вытянутыми губами, напрягать и расслаблять. Появится легкость и четкость при разговоре;
    • надувать щеки, катать воздух во рту от одной щеки ко второй. Разминать их следует обязательно, иначе голос будет дряблым;
    • про себя, не открывая рта, произносить различные слова, звуки. Тренируется глотка, в результате чего звучание становится громким и глубоким;
    • руками плавно раскрывать челюсть. Снимаются мышечные усилия, лишнее напряжение.
  3. Улучшающие произношение, увеличивающие словарный запас. Список упражнений:
    • чтение вслух. Считается лучшим способом усовершенствовать ораторские навыки. Улучшается дикция, увеличивается словарный запас, яркость речи, эмоциональная окраска. Читать следует медленно, проговаривая каждое слово. Произносится текст не читательским тоном, а разговорным;
    • проговаривание скороговорок. Эффективно тренируется дикция произнесением слов и звуков с максимальной скоростью. Вырабатывается верная артикуляция, оговорки случаются реже.

При чтении отчетливо произносится каждый звук, скорость увеличивается постепенно. Главное – следить за правильным произношением, только потом ускорять речь. Для удобства нужно создать в голове картину происходящего, стараться понять прочтенные слова. Не следует прекращать работу над одной фразой до тех пор, пока ошибки полностью не исчезнут.

По возможности, вести диктофонную запись как прочтенного из книги материала, так и скороговорок. Таким образом, можно устранить речевые недостатки, найденные после прослушивания.

Существует много упражнений, развивающих произношение, улучшающих навыки оратора. Приведенных вариантов вполне достаточно для начинающих ораторов. С их помощью можно добиться немалых успехов. Главное в ораторском искусстве – не прекращать развиваться, постоянно совершенствовать навыки, и как можно больше говорить.

В жизни каждому из нас приходится выступать перед аудиторией и начинается это со школьной скамьи: выступление с рефератом, школьные литературные и познавательные мероприятия, актерский кружок. В университете нам уже нужно уверенно выступать перед педагогами с курсовыми и дипломными работами. На работе: перед коллегами, руководством, гостями и участниками конференции. Кто-то предлагает приобрести его товар и, если у него плохо «подвешен» язык, то ему не стать «бриллиантовым» директором в своей «пирамиде» продаж, а так и остаться в новичках. Но, что отличает начинающих «чайников» от продвинутых специалистов в области ораторского искусства? Конечно, не только знание риторики, но и умелое их применение на практике. Хороший оратор точно брал уроки ораторского мастерства и риторики, много практиковался, обладает харизматичностью.

  1. Проанализируйте свою речь, если она медленная, то вам необходимо ежедневно читать скороговорки. Если нарушена артикуляция, то читайте тексты шёпотом, медленно.

  1. Ежедневно читайте тексты и пересказывайте своими словами. Это упражнение способствует развитию спонтанной речи и легкому ее течению.
  2. Упражнения риторики также включают в себя и рекомендацию по регулярной практике. Рассказывайте окружающим увлекательные истории, рассказы из жизни, анекдоты. Если у вас мало друзей, то уроки ораторского искусства для начинающих - прекрасная площадка для развития навыков риторики и ораторского мастерства.
  3. В Москве проходит много семинаров и мастер-классов, которые ведут талантливые и успешные бизнес-тренеры и ораторы, обязательно сходите на них. Обратите внимание на их голос, манеру поведения на сцене, поставленную речь и приемы взаимодействия с аудиторией. Между прочим, многие из ораторов в прошлом ни чем не примечательные офисные работники, которые с помощью уроков и тренингов личностного роста избавились от страха публичных выступлений на актерских занятиях.
  4. Почерпнуть теоретические знания и основы риторики можно для начала и из самоучителей и видеоуроков, найденных на просторах интернета.

Если вам нужен хороший толчок в развитии артистической смелости, то тренинг публичных выступлений - это то, что вам нужно в первую очередь. Вы научитесь с помощью специальной дыхательной гимнастики устранять излишнее волнение и собираться с мыслями до выхода на сцену.