Строительство и ремонт

Венгрия мадьяры. С такой неевропейской речью

Удивительна судьба этого угрского народа. До IX века нашей они расселялись от Урала до северного Причерноморья.

О том, что венгры принадлежат к угро-финскому этносу выяснилось только в XIX веке. Выясняли это очень долго. Особенно стойким было средневековое предположение, что венгры происходят от гуннов. Отсюда слово Hungary. Хоть сейчас и доказано, что это не так, но венгры по-прежнему очень хотят считать себя родственниками гуннов. Распространена была и тюркская версия происхождения этого народа.У венгров есть много легенд и мифов о их ранней истории, которые конечно все сильно приукрашивают. Они будто бы происходят и от Ноя и от Атиллы и от Бог знает кого еще из великих мира сего...

Но как говорят лингвисты, венгерский язык принадлежит к Уральской семье языков. А Венгры - родственники коренных уральцев . И их наипервейшие сородичи - народы манси, ханты и самоеды, проживающий на Северном Урале. А это совсем не то родство, о котором венгры мечтали в своих легендах. Но об этом отнюдь не почетном родстве подозревали еще в эпоху Возрождения. Итальянский гуманист Энеа Сильвио Пикколомини еще в середине XV века писал о североуральских родственниках венгров, что они пользуются тем же языком, что и венгры. Но эти предположения тогда никто не поддерживал.

Во втором тысячелетии до н.э. финская и угорская группы разделились, а к первому тысячелетию до н.э. относится появление протомадьяр. То есть им три тысячи лет. Место их обитания на то время локализуют как восточные и западные отроги Южно-Уральских гор. Ну, короче Челябинская область. У нас в ЮУРГу и в Педуниверситете есть исторические факультеты с отделениями археологии. И каждое лето ученые и студенты ездят на раскопки в степную зону Южного Урала. Находят там различные курганы, захоронения, относящиеся к разным эпохам и многочисленным народам, топтавшимся в наших степях на протяжении многих столетий. И не случайно каждый год к нам приезжают их коллеги из Венгрии и присоединяются к этим группам. Ищут свою прародину.

Так в Кунашакском районе Челябинской области, на берегу озера Уелги, археологи вскрыли курганы, которым около тысячи лет. И нашли там богатые захоронения древних кочевников – они были предками хазар, причерноморских булгар, дунайских мадьяр и венгров . К сожалению, часть погребений разграбили несколько веков назад. Но и нашим ученым достались удивительные находки: женские и мужские украшения, элементы конской упряжи, наконечники стрел, сабли, ножи, керамические сосуды. Все они свидетельствуют о знатном происхождении захороненных там людей.

Могильник состоит из двух пластов: нижний относится к IX веку, а верхний – к X-XI векам, - считает доктор исторических наук, профессор Сергей Боталов. - Материал, найденный в нижнем горизонте, со 100-процентной точностью совпадает с находками Карпатской котловины в Венгрии. Это говорит о возможной принадлежности могильника к мадьярской культуре.

Кстати, мировая наука располагает немногими артефактами из жизни древних венгров (мадьяр), когда-то кочевавших в южноуральских и башкирских степях, а затем переселившихся в Восточную Европу. Поэтому находка заинтересовала сотрудников Будапештского университета. Археологи считают, что следы древних мадьяр принадлежат периоду «обретения родины», то есть относятся ко времени их миграции в Карпатско-Дунайский бассейн.

В первом тысячелетии до н.э. венгры расселялись от Южного Урала и дальше в Западную Сибирь вплоть до Тобола и Иртыша. Там они были кочевниками-скотоводами. Главное было у них разведение лошадей. И так было приблизительно до V века нашей эры. Можно назвать это уральским периодом венгерской истории.

Как же лингвисты доказали, что венгры родственники финно-угров? Это нижний уровень языка. Числа, состояния (есть, пить...), движения (идти) названия частей тела, природных явлений. Но не только лексика, но и морфология языка. Как образуются уменьшительные, отрицательные формы. Все это доказывает родство. Вывод, что 88% венгерского языка это от оригинальной угрской лексики, 12% заимствовано из тюркской лексики, из аланского языка (аланы - предки осетин) и плюс заимствования из славянских языков.

С 4-5 века н.э. происходит тесное общение венгров с тюрками. Это время великого переселения народов. Из глубин Азиатского континента по Великой Степи двигались волны кочевников от Южной Сибири, перекатываясь через Южный Урал, до Прикаспийских степей и северного Причерноморья. В потоке этих многочисленных миграций венгры оказывались в орбите влияния то одного то другого тюркского этноса. Но особенность венгров в том, что заимствуя многое от тюрков, они не потеряли своего самобытного лица. Их выдавливали с прежних мест жительства. Их заворачивало и закручивало. Соседство с тюрками с 5 до 7 века. В первой половине 7 века венгры в составе анагурских племен смогли избавиться от тюркского владычества и они входят в состав нового политического объединения Анагуро-Болгария. Дальше под влиянием хазар это объединение распалось. Часть племен во главе с ханом Аспарухом оказывается на территории Болгарии, это начало Болгарской истории. Вторая часть двигается на север и образует Волжскую Булгарию, а третья часть остается в районе реки Кубань на Северном Кавказе и становится данниками хазар. В их числе были венгры. (Огромный Хазарских каганат в 965 году будет разгромлен князем Святославом Игоревичем).

В 889 году венгры занимают область Этелькёз. Всю вторую половину 9 века венгры рьяно занимаются грабительскими набегами на Европу. Это была череда ударов вплоть до Венеции и даже до Испании. В 895 году все обиженные венграми: болгары, византийцы печенеги и другие объединились против них. И венграм пришлось убираться с территории Этелькёза, где они обитали. С востока их давили печенеги. Есть такой закон кочевых племен - назад дороги нет. В 896 году венгерские племена двинули на запад. Несколько десятилетий они продолжали буянить, держа в страхе всю Центральную Европу. Наконец осели в Паннонии и Трансильвании, то есть на своем нынешнем месте. Быстренько обратились в христианство и стали оседлыми примерными европейцами.

Интересная история

Как монах Юлиан на Урал ходил.

Доминиканский монах Юлиан в 12 веке совершил путешествие на Южный Урал в поисках Великой Венгрии. И об этом составил отчет, который сохранился. Зачем ему это было надо? Из древних источников было известно, что где-то там на востоке существуют родственники венгров и они прозябают, потому что не знают истинной веры. И святой долг венгров донести до них правильную веру. Этого Юлиана позднее прозвали "Колумбом Востока". Он дважды совершал путешествие в Великую Венгрию и оставил потом отчеты. Это было как раз накануне ордынского нашествия на Русь. Можно сказать, что Юлиан проложил путь, по которому венгры двигались в обратном направлении в Европу.

Группа из четырех монахов-туристов во главе с Юлианом шли через Софию, Константинополь, Тьмутаракань и дальше на восток. Причем спонсировал эти два похода король Бела Четвертый. То есть не только церковь была заинтересована, но и королевская власть. Так монахи совершили очень трудный путь. Денег у них не хватило, наверное король пожадничал. С ними даже произошел такой случай. Для того чтобы выручить деньги на продолжение пути, двух их них решили продать в рабство (добровольно? или может по жребию?) НО. Никто монахов купить не захотел, потому что, как выяснилось, они ничего делать не умеют! Ни пахать, ни сеять, ни к какой работе не приучены. И эти два монаха, которых не купили, отправились обратно. Двое других пошли дальше. Один из них скончался по дороге, и только Юлиан смог достичь Волжской Булгарии. И вот там он узнал, что в двух днях пути живут люди, которые говорят на похожем языке.
Это было на реке Белая (Агидель в современной Башкирии). И там он действительно встретил венгров, своих соплеменников, не все же ушли на запад в IX веке. К грусти монаха эти родственники не только понятия не имели об истинной католической вере, но и вели достаточно дикий образ жизни. Они не знали земледелия, занимались скотоводством, причем употребляли мясо, молоко и кровь лошадей. Дикие венгры-уральцы очень обрадовались собрату, говорящему на их же языке и сразу же пообещали ему перейти в католичество. Причем эти венгры помнили о тех временах, когда они были с другими венграми, где-то жили и пришли оттуда на эти места. Юлиан понял, что Великая Венгрия лежит где-то еще дальше на восток.

На страницы письменных источников венгры попали только в конце IX – в X веке н.э., когда о них как об одном из кочевых народов причерноморских степей упоминают арабские географы и византийский император Константин. В начальной русской летописи сохранился рассказ о проходе чёрных угров мимо Киева ок. 896 г. во время ихдвижения из Днепро-Донских степей к Карпатам. По-видимому, до IX века древние венгры не представляли собой самостоятельного независимого объединения, а входили в союзы, где доминирующей силой были тюркские (булгарские) племена (например, Константин Порфирогенет называет венгров исключительно турками Таким объединением, прежде всего, была существовавшая в Нижнем Подонье и Приазовье во второй половине VI – первой половине VII вв. Великая Булгария – независимое государственное образование, возглавляемое булгарами, возникшее на западной периферии Тюркского каганата. В этом регионе, очевидно, обитало множество разноязыких племён (аланы, булгары, хазары, угры, славяне и др.), оставивших несколько локальных археологических комплексов, объединяемых исследователями в салтово-маяцкую культуру.Великая Булгария во второй половине VII в. попала в зависимость от Хазарского каганата, что приводит к миграции части булгар во главе с ханом Аспарухом на Дунай, где, после подчинения местного славянского населения, в 681 году было образовано государство Дунайская Болгария – процесс, который практически был повторён венграми через 200 лет. Вследствие военных поражений, которые хазары потерпели от арабов в 30-е гг. VIII века, а позже – от живших восточнее тюрков-гузов , и общей нестабильности политической обстановки в каганате в VIII-IX вв. остатки булгар переселяются в это время вверх по Волге на север, где основывают государство Волжскую Булгарию . Очевидно, в это же время и вследствие тех же причин где-то в приазовских степях обособляется и выходит из-под хазарской власти племенной союз, возглавляемый угорским племенем magyar / megyer , в который, впрочем, безусловно входили и тюркские группы (см. ниже). Согласно сообщениям средневековых венгерских псевдоисторических сочинений (Gesta Hungarorum), в которых помимо вымысла их безвестных авторов содержится, надо полагать, и реальная информация, в момент обретения древними венграми “независимости” в начале IX века они обитали в стране Levedia , которую современные исследователи локализуют, как правило, в нижнем Подонье.Хазары, пытаясь вернуть себе власть над венграми, использовали против них третью силу – разгромленных в волго-уральских степях всё теми же гузами тюрков-печенегов . В 889 г. печенеги вынудили венгров уйти из Леведии и переселиться в страну, называемую в средневековых венгерских сочинениях Atelkuza (современная “исправленная” венгерская форма – Etelk?z ; очевидно – от тю. *etil “Волга; большая река” и венг. k?z “между”, – букв. “Междуречье”), которую принято локализовать в степях нижнего Поднепровья. Уже в это время венгры становятся активной военно-политической силой в Европе, участвуя в войнах на территории Балканского п-ва и в Моравии. В 895 году венгерское войско потерпело поражение от болгарского царя Симеона, чем не преминули воспользоваться всё те же печенеги, напавшие на оставшиеся практически беззащитными венгерские кочевья. Венграм не оставалось ничего другого,как покинуть Ателькузу и, пройдя мимо Киева (см. выше), под предводительством вождей Курсана (Kursz?n ), имевшего титул kende (видимо - титул старшего из двух вождей), и Арпада (Arp?d ), именовавшегося gyula , в 896 году перевалить Карпаты и занять территорию Паннонии и Трансильвании, где, после разгрома франками аваров, жили разрозненные славянские племена, в большинстве своём покорившиеся новым пришельцам с востока. Так свершилось “завоевание” или “обретение” родины венграми (венг. honfoglal?s ).Предыстория венгров до VIII века уже не освещена письменными источниками, а то обстоятельство, что они находились в теснейшем контакте с тюркоязычным (а в более раннюю эпоху, судя по наличию заимствований в венгерском языке,– с ираноязычным) населением евразийских степей, ограничивает возможности использования археологического и палео-антропологического материала в исторических реконструкциях. Согласно сочинению “Gesta Hungarorum” истоки венгров связывались со страной Hungaria Major / Hungaria Magna (“Великая Венгрия”), находившейся далее на восток, чем более поздние прародины венгров – Levedia и Etelk?z . С другой стороны, в работах арабских и персидских географов и путешественников начиная уже с X века названия мадьяр и башкир употребляются для обозначения одного и того же народа. Эти два обстоятельства привели к тому, что уже в средние века Великая Венгрия стала связываться в литературе со страной башкир – впервые, видимо, у брата Иоанна де Плано Карпини (сер. XIII века): “Bascart или Hungaria Magna ”. На самом деле самоназвания венгров, magyar , и башкир, баш?орт , не имеют между собой ничего общего, а смешение этих этнонимов в арабской и персидской литературе имеет объяснение в фонетике тюркских языков-посредников и особенностях арабской графики. Кроме того, сложение традиции о Hungaria Magna в Поволжско-Приуральском регионе следует связывать с тенденцией средневековых учёных искать прародину всех народов, в особенности – тех, о которых известно, что они относительно поздно появились в Европе, как, например, венгры, – на Востоке. Данная тенденция нашла своё подкреплениев реальном наличии в Среднем Поволжье Великой Булгарии , соответствующей Дунайской Болгарии .Следует отметить, что имеется целый пласт племенных названий у башкир, которые, без сомнения, имеют общее происхождение с племенными названиями венгров (точнее – с названиями племён того, очевидно, разноязычного союза, возглавлявшегося Арпадом, который в конце IX века "завоевал родину" венгров в Паннонии), при этом большинство из этих названий имеют тюркское происхождение. Учитывая то обстоятельство, что ни в культуре, ни в антропологическом типе, ни в языке башкир нет никаких реальных следов венгерского (или угорского) влияния, а значимость тюркского компонента в генезисе венгерского языка и народа не подлежит сомнению, эти данные могут быть интерпретированы как свидетельства участия в сложении башкир и венгров одних и тех же, преимущественно тюркских, родоплеменных групп, что вполне естественно: оба этих народа формировались как союзы кочевых племён примерно в одно и то же время (во второй половине II тыс. н.э.) на близких территориях (венгры – между Волгой и Днепром, башкиры – между Приаральем и Уралом).Таким образом, проблема “Великой Венгрии” являет собой скорее предмет историографического и текстологического исследования и должна рассматриваться отдельно от проблемы прародины венгров и былого присутствия протовенгерских групп в Приуралье и Поволжье. Реального внимания заслуживает сообщение венгерского путешественника брата Юлиана о том, что в 20-е годы XIII века он во время своего путешествия в Волжскую Булгарию (предпринятого специально для поиска “оставшихся” на востоке венгров) встретил в одном из городов на правобережье Средней Волги язычников, говоривших по-венгерски. Оно находит отклик в материалах русских документов XV-XVI веков, касающихся районов правобережья Средней Волги и Приказанья, в которых упоминается этноним мочары / можары – рядом с мордвой, черемисами, башкирами, бесермянами. Данный этноним, как будто, невыводим из самоназвания татар - мишарей миш?р и из названия летописной Мещеры , но может рассматриваться как отражение древней формы самоназвания венгров мадьяр и является, таким образом, свидетельством о пребывании на данной территории если не прямых потомков Юлиановых “венгров”, то, по крайней мере, людей, ещё сохранявших древнее венгерское самоназвание.После "завоевания родины" и непродолжительного (конец IX – середина X века), но бурного периода военных походов, когда венгерские отряды наводили страх на жителей Европы от Франции до Константинополя, венгры осели на закрепившейся за ними территории Паннонии и Трансильвании, и началось их смешение с местным славянским населением, в ходе которого постепенно складывалась венгерская земледельческая культура, а в побеждающем венгерском языке образовывался мощный пласт славянских заимствований, составляющих, в особенности, термины земледелия. Процесс оседания и стабилизации нашёл своё завершение в принятии христианства (кенде Геза принял католицизм в 973 году) и сложении единого королевства (св. Стефан получил корону от папы Римского в 1000 году). Христианство окончательно утвердилось после подавления в 1046 году восстания язычников, а королевство освободилось от сюзеренитета германского императора при короле Эндре I (1046–1060 гг.). С распространением христианства и централизованной власти появляются и первые письменные памятники венгерского языка – сначала фрагментарные (Грамота Тиханьского аббатства, ок. 1055 г.), затем – и содержащие достаточно обширные связные тексты ("Надгробная речь", конец XII века, и др.).Границы государства расширялись: в начале XII века под власть венгерских королей попали Хорватия и Далмация. Помимо славян и венгров в формировании населения Венгрии принимали участие немцы (в частности – переселенцы из Саксонии в Трансильванию в XII веке при Гезе II), тюрки – как пришедшие вместе с венграми, так и более поздние переселенцы: хорезмийцы, хазары, булгары, половцы.Монгольское нашествие (1241–1242 гг.), хотя и разорило страну, не поставило её в зависимость от захватчиков. Наивысшего могущества Венгрия достигла при королях Анжуйской династии, в особенности – Луи (венг. L?jos ) I (1342–1382 гг.). В 1428 году турки впервые угрожают границам Венгрии, в это же время возрастают претензии австрийских Габсбургов на венгерский престол. В период правления династии Хуньяди (Янош Хуньяди стал регентом в 1446 году) стране удавалось сдерживать турков и австрийцев, однако после поражения под Мохачем в 1526 г. и взятия турками столицы страны – Буды (1541 г.) Венгрия фактически оказалась разбитой на несколько частей: большая часть сегодняшней Венгрии под турецким управлением, самостоятельное княжество Трансильвания, цепь “пограничных крепостей” вдоль северных рубежей Венгрии в союзе, а затем – под контролем австрийских Габсбургов. В ходе совместной борьбы с турками Трансильвания в конце XVI века также перешла под руку австрийских императоров, однако при воеводе Иштване Бочкаи и князе Жигмонде Ракоци в начале XVII века вновь обрела независимость. Движение за восстановление национального единства и независимости приобретает характер народной войны (движение куруцев , венг. kuruc ). В 1686 году Буда освобождена,а в 1699 году в результате успехов куруцев и побед австрийского принца Евгения Савойского Венгрия по Карловицкому миру вновь признана независимым государством. Борьба венгров под предводительством Ференца Ракоци против австрийского господства не привела к успеху: по Сантмарскому миру в 1711 г. Венгрия была окончательно включена в состав империи Габсбургов как автономная территория.Движение за национальное возрождение особенно усилилось в Венгрии в конце XVIII – начале XIX века. Прежде всего это сказалось в возрождении венгерского языка: в 1805 году был впервые опубликован по-венгерски свод законов, в 1825 году основана Венгерская Академия наук, в 1839 году венгерский парламент одобрил закон о придании венгерскому языку официального статуса на территории Венгрии.Подавление австрийскими и русскими войсками национально-демократической революции 1848-1849 гг. привело к установлению на территории Венгрии прямого правления австрийского императора – лишь в 1861 году вновь собрался венгерский парламент. Восстановление государственной независимости Венгрии произошло в результате революционных событий 1918 года, когда, вследствие поражения Австро-Венгрии в первой мировой войне, империя рухнула, и на её развалинах возникли национальные государства. Сегодняшние границы Венгерской республики соответствуют решениям международных договоров (Парижского и Потсдамского), учитывающих участие Венгрии в обеих мировых войнах на стороне потерпевших в этих войнах поражение коалиций, вследствие чего значительное число венгров живёт сегодня помимо Венгрии (более 10,5 млн. чел.) в Сербии (в основном – в Автономном Крае Воеводина, более 400 тыс. чел.), Румынии (Трансильвания, 1,8 млн. чел.), Словакии (более 500 тыс. чел.), на Украине (Закарпатье, более 150 тыс. чел.) и в других странах. Общая численность венгров в мире, по-видимому, приближается к 15 млн. человек.Ссылки

Так считает часть венгерских ученых

У казахов, действительно, часто встречается имя Мадияр (Мадьяр)

У венгров - казахские корни

Казахи и венгры - народы-братья, утверждает известный венгерский ученый-востоковед и литератор Михаил Бейке, автор книги «Тургайские мадьяры».

Нам удалось встретиться с известным писателем, взяв у него интервью.

Фрагменты этой беседы мы предлагаем читателю.

О чем Ваша новая книга?

Дело в том, что существующие сегодня в мире научные школы дают совершенно разные интерпретации того, откуда берет свое начало венгерский народ. Одни уверенно причисляют нас к финно-угорской языковой группе, идентифицируя с такими народами, как ханты и манси. Другие ученые, к которым я отношу и себя, предполагают, что общими нашими предками были тюрки древнего мира. Поиски доказательств в конечном итоге привели меня в Казахстан. Но здесь есть и небольшая предыстория.

Само название нашего государство, Хунгария, как называют его венгры, по одной из научных гипотез переводится как страна хуннов, или гуннов - в русской транскрипции. Как известно, именно гунны, вышедшие из степей Центральной и Средней Азии, являются родоначальниками всей семьи тюркских народов, населяющих территории от предгорий Алтая, Кавказа до границ современной Европы. Но это только одна теория. Есть и другие предположения. В самом нашем народе издревле бытует легенда о двух братьях - Мадьяре и Ходеяре, в которой повествуется о том, как охотящиеся за оленем двое братьев в дороге расстались. Ходеяр, устав от погони, вернулся домой, в то время как Мадьяр продолжал преследование, зайдя далеко за Карпатские горы. И вот что интересно. Именно здесь, в Казахстане, в Тургайской области, проживают мадьяры- аргыны, в эпосе которых эта легенда, как в зеркале, повторяется. И мы, и они себя идентифицируем именно как один народ - мадьяры. Дети Мадьяра. Об этом моя книга.

А нельзя ли поподробнее?

Как предполагают ученые, в IХ веке единый народ мадьяр разделился на две группы, одна из которых откочевала на запад, на земли современной Венгрии, другая осталась на своей исторической Родине, предположительно где-то в предгорьях Урала. Но уже во времена татаро-монгольского нашествия эта часть венгерских племен вошла в состав двух больших племенных федеративных союзов аргынов и кипчаков на землях Казахстана, сохранив при этом самоидентификацию. Ученые их так и называют: мадьяры-аргыны и мадьяры-кипчаки. До сих пор на могильных плитах усопших эти люди, по сути во всем казахи, указывают принадлежность покойного к роду мадьяр. Теперь самое интересное. Если бы предки мадьяр, оставшихся на своей исторической Родине, не были родственны по языку, культуре и образу жизни с народами, входящими в эти племенные образования, как вы думаете, приняли бы их туда? И второй вопрос. Почему кипчаки, защищавшие Отрар, бежали от ожидающего их возмездия со стороны Чингисхана в 1241-1242 годах не куда- нибудь, а именно в Венгрию, под защиту короля Бела IУ? Здесь явно прослеживается наличие родственных связей.

Трудно представить себе венгров кочевниками.

Тем не менее, это так. До XI века венгры придерживались кочевого образа жизни. Наш народ жил в юртах, доил кобылиц, разводил скот. И только позже, с принятием христианства, наши предки переходят на оседлый образ жизни. Те же кипчаки, живущие сегодня в Венгрии, с сожалением приходится констатировать, в своей массе не знают народных обычаев, забыли родной язык. Но вместе с тем в среде венгров растет интерес ко всему, что связано с нашей далекой историей. Сборник казахских народных песен, составителем которого является Янош Шипош, вызвал огромный резонанс в нашей стране. Множатся публикации о современном Казахстане, его истории. О казахах, казахах-мадьярах. Еще в далеком XIII веке впервые предпринял попытку отыскать свои исторические корни монах Юлиан, снарядив две экспедиции на Восток. К сожалению, обе они не принесли результатов. Новая волна интереса к поискам своей исторической прародины вспыхивает в венгерском обществе на рубеже восемнадцатого века. Поиски ведутся в различных регионах планеты, включая в себя значительную часть Азии, Тибет и Индию. И только в 1965 году известный венгерский антрополог Тибор Тот обнаруживает селение мадьяр в Тургайской области Казахстана. К сожалению, провести серьезные исследования ему тогда не позволили. Тургайская область в те времена была закрыта для посещения иностранцев. И только с распадом СССР и обретением Республикой Казахстан независимости стали возможны продолжительные научные экспедиции венгерских ученых в вашу страну.

Вам потребовалось около двух лет, чтобы закончить свою, насыщенную фотографиями, книгу. Не могли бы Вы нам рассказать о самой поездке в Тургайскую степь? И что лично Вам в этой поездке особо запало в душу?

Мы, я и сопровождавший меня в поездке Ученый секретарь Центрального музея Республики Казахстан Бабакумар Синаят улы, побывали там в сентябре. Разговаривали со многими людьми. Посетили могилу известного казахского политического деятеля Миржакупа Дулатова из рода мадьяров-аргынов, отдав дань почести человеку, выступившему открыто против творимого в сталинские времена произвола. И вот что поразило меня до глубины души - сколь много мадьяров-аргынов в те годы попали под каток репрессий. И как мало их на сегодня осталось. Многие из этих людей отсидели в сталинских лагерях по семнадцать, по двадцать пять лет и научились хранить молчание. Очень трудно было их разговорить. И я считаю для себя подлинной научной находкой услышанную здесь, в степях Тургая, легенду о двух братьях, Мадияре и Ходеяре, изложенную мне старыми людьми. Повторяющую слово в слово ее венгерскую версию.

Это уже Ваша четвертая книга на казахскую тему?

Да. Ранее у меня выходила переведенная на венгерский язык книга вашего Президента «На пороге двадцать первого века». В 1998 году увидела свет книга «Кочевники Средней Азии» Нурсултана Назарбаева. В 2001 г. книга «По следам монаха Юлиана». И наконец, мой последний научный труд «Торгайские мадьяры» был издан в 2003 году издательством ТIМР КFt в Будапеште.

Р.S. Добавим от себя, книга эта издана на четырех языках: венгерском, английском, русском, казахском, и выпущена пробным тиражом в 2500 экземпляров. Надо полагать, будет переиздана.

Мадьяры - господствующее племя в Транслейтанской части Австро-Венгерской монархии (Королевство ). Главная масса этого племени живет в Средней Венгрии, по обоим берегам Дуная и Тисы; на З. их поселения доходят почти до самой границы королевства; в восточной части Трансильвании живут также принадлежащие к этому племени секлеры (см.). Общее число представителей мадьярского племени (1890) доходит в землях венгерской короны до 7426730, что составляет 42,80% общей суммы населения. По областям это число распределяется так: на Венгрию с Трансильванией приходится 7356874 ч. (48,61% всего населения), на одну Венгрию - 6658929 (51,69%), Трансильванию отдельно - 697945 (31%), Реку (Fiume, город и область) - 1062 (3,94%), Хорватию и ю - 68794 (3,15%). Кроме того, Мадьяры живут еще в е (1890 г. - 81 3 9 ч.) и в Румынии. Все эти цифры несомненно гораздо выше действительности, потому что народные переписи ведутся пристрастно: при общем приеме всех народных переписей в Австро-Венгрии отмечают не народность, а разговорный язык, в Венгрии в число Мадьяры (т. е. вернее - признающих своим родным или разговорным языком мадьярский язык) попадают все желающие считаться мадьярами (см. ). Иногда занесение в число людей немадьярского происхождения совершается и без их ведома, порой даже и против их воли. в между Мадьяры около 55%, евангеликов - гельветического исповедания 30%, лютеранского 4%. К греческому исповеданию принадлежат преимущественно омадьярившиеся и забывшие свой язык и национальность русские. Сравнительно-лингвистические исследования привели к призванию финского или, точнее, восточно-финского (финно-уральского) происхождения Мадьяры (о языке Мадьяры см. язык). Некоторые ученые (напр. ) готовы считать Мадьяры, их язык и древнюю культуру результатом смешения финно-угорских элементов с турецко-татарскими (V àmbéry, "Die primitive Cultur des tü rko-tatar. Volkes auf Grund sprachl. Forschungen", Лпц., 1879) или принятия турецким племенем (торкским или хазаро-торкским), покорившим финское племя, финского языка (Куник, "Ученые зап. Акад. наук", т. III, 1855, стр. 728-729). Сохранившиеся в мадьярских хрониках воспоминания о Великой Угрии где-то на Востоке очень рано (еще в XIII в.) побудили Мадьяры искать в этом направлении свою родину и своих языческих родичей. Начались путешествия (преимущественно монахов), в результате которых получилось установление того факта, что в Волжской и живет народ, говорящий на понятном для Мадьяры языке. Эти путешествия не прекращались до позднейшего времени, и многие мадьярские ученые давно уже пришли к убеждению в родстве Мадьяры с некоторыми финно-уральскими племенами. Но это мнение встречало сильный отпор со стороны поборников других теорий (напр. о происхождении Мадьяры от гуннов Аттилы, о турецко-татарской народности Мадьяры), и только в последнее время, преимущественно на основании филологического анализа мадьярского языка, установлено с достаточной твердостью, что прародина Мадьяры лежит вдали от Северного океана, к Ю. от остальных югорцев, первоначальная которых лежала по обеим сторонам р. Иртыша, от pp. Печоры, Камы и среднего течения Волги на З. до р. Оби и верхнего течения Яика на В., почти от 56° до 67° с. ш. В этой Югории, Югарии или Югорской земле мадьяры жили на Ю. и Ю.В., в непосредственном соседстве с тюркскими народностями. Мадьярами (Magyar) издавна себя называл сам народ, а уграми ( , оугри; польская форма - венгры, Węgry) прозывали их, кажется, искони славяне (русские), от которых уже заимствовали это имя и западные народы. Латинский и германский Запад стал называть их Ungri, Ungari, Hungari, Onogari, а византийцы - Τούρκοι, рядом с гораздо менее употребительным Ούγγροι (также Ούννοι). Оба названия - Мадьяры и венгров или угров - стараются объяснить теперь на основании финских наречий. Для Magyar получается значение "дитя земли" или "горец" (т. е. житель ого хребта). Имя угры бесспорно находится в непосредственном родстве с нашей "Югрою" и "югричами" наших летописей, т. е. предками вогулов, остяков и др. Зыряне и до сих пор называюсь вотяков и остяков J ö gras, мн. число J ö grajass. Кроме собственно Мадьяры, в состав нынешнего мадьярского народа вошли слившиеся с ним куманы, половцы, печенеги, языги и др., прежде кочевавшие в южно-русских степях и затем или приставшие на пути к проходившей мадьярской орде, или же перешедшие в образовавшееся мадьярское королевство и получившие от венгерских королей земли для поселения. Мадьярский язык не имеет сколько-нибудь значительных диалектических разновидностей: только по произношению и по некоторым ам разговорной речи различаются палоцы (мадярск. P àlò cz, мн. ч. Paloczok, половцы русских летописей), в комитатах ском, Гевешском, Боршодском и Гёмерском, и собственно куманы (мад. Kun), в равнине. Мадьяры в Венгрии живут главным образом в Великой венгерской равнине, тянущейся от Пешта до границ Трансильвании и от Токая до а и носящей название Alf ö ld ("низменность"), в отличие от прикарпатских областей на севере Венгрии, которые называются "возвышенностью" (Felf ö ld). Громадные пространства земли, имеющие совершенно степной характер и носящие название пуст (puszta; ср. русское пустыня, пустошь), только отчасти распаханы под посевы, частью же представляют богатые пастбища, на которых пасутся громадные стада крупного и мелкого рогатого скота, свиней, табуны полудиких лошадей, под надзором полукочевых пастухов. Мадьярский крестьянин страстно любит свою "пусту" и неохотно расстается с ней надолго. Недаром ей посвящены мадьярскими поэтами такие высокопоэтические произведения, как Kis-Kuns à g (Малая ) Петёфи или его же поэмы "A puszta Telen" ("Степь зимою") и "A G òlya" ("Журавль"). Важную черту в характере Мадьяры составляет национальная гордость, обусловливающая собой высокомерное отношение к другим народностям; напр. о своих ближайших соседях - словаках Мадьяры говорит: "Kasa nem etel, T ò t nem ember" ("Каша не еда, словак не человек"). Во всей фигуре и в выражении лица мадьярского крестьянина проглядывает чувство собственного достоинства и спокойствие, не позволяя даже и подозревать, какую буйную энергию способен он проявить во время возбуждения. Мадьяры - большие любители танцев; простой народ танцует почти исключительно чардаш (cz àrdà s). Эти танцы сопровождаются музыкой (скрипкой), но музыкантами бывают обыкновенно цыгане; сами Мадьяры музыкой не занимаются; только пастухи играют порой на особого рода свирели (tilinka). Костюм мадьярского крестьянина состоит из узкой холщовой рубахи, с широкими рукавами и белых холщовых штанов немного ниже колен; на ногах высокие сапоги, часто со шпорами, на голове широкополая поярковая шляпа. По праздникам к этому прибавляется куртка (преимущественно синего сукна) и длинные, очень узкие штаны, заправленные в сапоги. Щеголи шляпу свою украшают по праздникам цветами. Женский наряд состоит из рубахи с широкими рукавами и юбки с передником; на плечах нередко платок, на ногах русские сапоги, тоже нередко со шпорами, как у мужчин. Волосы у девушек заплетаются в одну косу и украшаются лентами; у женщин голова покрывается косынкой. Верхней одеждою для мжч. и жнщ. служит короткий овчинный тулуп, расшитый шелком и цветными нитками; в сильные холода надевают длинную овчинную шубу. Отдельные части костюма мужского и женского меняются, смотря по местности. Мадьярские жилища отличаются однообразием: дом выходит на улицу двумя окнами; под ними устроена скамья, "носительница слов", на которой собираются кумушки посплетничать. Дома большей частью одноэтажные, с высокой, покрытой камышом, соломой или гонтом кровлей. Стены домов всегда выбелены; некоторые части окрашены в яркие цвета (зеленый, голубой, темно-красный). Полы в домах глинобитные. Вообще в отношении костюма и жилища Мадьяры имеют много общего с соседями, такими же обитателями степи, напр. валахами и даже молдаванами. Мадьярские семьи редко бывают многочисленны, а часто и вовсе бездетны; в таком случае Мадьяры иногда покупают себе мальчика у какого-нибудь бродячего словака или же принимают в семью вывозимых правительственными комиссарами из Сев. Венгрии сирот, преимущественно тоже словаков.

Литература. Hunfalvy, "Etnographie von Ungarn"; "Die ungarische Sprachwissenschaft"; Fessler, "Die Geschichte d. Ungarn u. ihrer Landsassen" (Лпц., 1816); Европеус, "Об угорском народе, обитавшем в средней и сев. России" ("Ж. Мадьяры Н. Пр.", 1874); "К вопросу о народах, обитавших в средн. и сев. России до прибытия туда славян" ("Ж. Мадьяры Н. Пр.", июль, 1866); V àmbéry, "Die primitive Cultur des türko- tatar. Volkes auf Gr.-sprachl. Forschungen" (Лпц., 1879); Jerney, "Keleti utaz àsa a"magyarok öshelyeinek kinyomozàsa vé get. 1844-1835" (Пешт, 1851); Toldy, "Culturzust ände der Ungern vor d. Annahme des Christenthums" (1850); Földvàry, "Les ancêtres d"Attila, é tude historique sur les races scytiques" (П., 1875); Cassel, "Magyar. Alterth ü m." (Берлин, 1848); Auguste de G é rando, "De l"origine des Hongrois" (Париж, 1844); Mailath, "Gesch. d. Magyaren" (1852); Грот, "Моравия и мадьяры" (СПб., 1881); Петерсен, "Венгрия и ее жители" (русский перевод СПб. 1883); Bergner, "Ungarn. Land und Leute" ("Woerl"s Reisehandb ücher", 1888).

МАДЬЯРЫ, народ, который отождествляется с созданным им и существующим по сей день государством Венгрия (на языке мадьяр «Венгрия» звучит как «Мадьярорсаг», что означает «земля мадьяр»).

Далекие предки мадьяр, которые говорили на языках, принадлежащих к восточной (угорской) ветви финно-угорской языковой семьи, занимали ареал среднего течения Волги и ее восточных притоков. В 1 тыс. до н.э. некоторые из этих народов двигались на восток в пределы территорий, расположенных в бассейнах рек Обь и Иртыш. Самые восточные из предков мадьяр вошли в контакт с западными тюрками (чуваши). Антропологические признаки и изучение имен подтверждают предположение, что первоначальное отношение более воинственных и в культурном отношении более развитых тюрок с относительно примитивными племенами угров имело характер завоевания. Однако в истории этих народов наступает момент их полного смешения. Новая общность использовала угорскую лексическую основу, но этот язык вмещал в себя большое количество тюркских слов, и его грамматическая структура была в основном тюркская. Эта смешанная тюрко-угорская общность состояла из свободных людей, жизненный уклад которых был типичен для степных номадов.

В 5 в. мадьяры перешли Волгу и обосновались в степной зоне к северу от Кавказа. Они известны на тот момент как Он-Огур (Десять стрел); название «венгр», которое мадьяры не относят к себе, происходит от славянизированной версии этого слова (некоторые производят «мадьяр» от угрского манси и тюркского эри, «человек»). В этом регионе мадьяры проживали ок. 400 лет. До сих пор широко распространенное предположение об их идентичности с гуннами Аттилы ложно. В последующий период своей истории мадьяры все больше приобретали характерные черты тюрок, находясь под властью булгар. Ок. 830 н.э. они двинулись на запад через реку Дон, и в 896 под предводительством князя Арпада пересекли один из перевалов Карпат и остановились в том месте, а именно в Венгрии, которая стала для них постоянным европейским домом.

Вскоре мадьярские конники начали совершать свои рейды по Европе, но в 933 н.э. потерпели поражение от германцев под предводительством Генриха Птицелова. Еще более серьезный урок нанес им в 955 н.э. сын Генриха – Оттон Великий .

Мадьярский князь Геза (годы правления 972–997) задумал обратить свой народ в христианство. Этот замысел удалось довести до конца его сыну и приемнику св. Стефану (годы правления 997–1038), который получил от папы Сильвестра королевскую корону (1000), ввел основы законодательства и способствовал созданию в Венгрии единого политического устройства, которое сохранилось с того времени в той или иной форме.

С самого начала своего присутствия в Венгрии мадьяры образовали привилегированный класс свободных людей, господствующих как над рабами, которых они привели с собой или вновь приобрели, так и над местными покоренными народами. Социальные и политические различия соответствовали этнической дифференциации. Вскоре ситуация изменилась, так как развивался многочисленный класс несвободных мадьяр, который к 15 в. составлял три четверти от всей численности мадьяр. В то же время многие немадьяры были инкорпорированы в мадьярскую родовую знать. Значительное большинство из них приняли мадьярский язык и культуру, и венгерское государство продолжало существовать как в основе своей мадьярское. Сохранив эту тенденцию даже после войны Венгрии с Оттоманской империей и последующего переселения с разоренных территорий, оно к концу 18 в. сократилось в численности за счет мадьяр. Их осталось менее половины относительно всего населения Венгрии; мадьяры составляли большинство лишь в центральных равнинных регионах страны. В 19 в. их численность в некоторых регионах была восстановлена, но немадьяры теперь были не меньше значимы в жизни мадьярского национального государства. В 1920 Венгрия была разделена по национальному принципу. Однако этот принцип применялся непоследовательно, и более чем четверть мадьяроговорящего населения Венгрии были причислены к тем частям разделенной страны, где должны были проживать представители коренной национальности. Поэтому, несмотря на то, что в наши дни Венгрия все еще является поистине «землей мадьяр» («Magyarorszag»), сами мадьяры проживают в соседних странах в качестве этнических меньшинств. Приблизительная картина их численности такова: Венгрия – 9 750 000 (исключая 300 тыс. немадьяр); Румыния – 1 700 000; Чехословакия – 400 тыс.; Югославия – 500 тыс.; Украина – 150 тыс. Кризис в аграрном секторе конца 19 в. стал причиной эмиграции многих мадьяр в США (которые с тех пор в большинстве были ассимилированы), намного меньше наблюдалось выезжавших по политическим мотивам, что в наибольшей степени проявилось относительно недавно: в 1945–1946 и в 1956.

Несмотря на то, что мадьяры давно уже являются европейцами, они сохраняют не только свой родовой язык, но также много обычаев и характерных черт, которые ставят их в особое положение по сравнению с соседями.