Методическая разработка по литературе
«Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир»
Цель урока . Доказать, что Бородинское сражение является кульминацией романа «Война и мир».
Воспитательная цель. Воспитание патриотических чувств у учащихся, гордости за историю Отечества.
Девиз урока . «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» (девиз урока на доске).
Оборудование . Текст романа «Война и мир», эпизоды из кинофильма «Война и мир», раздаточный материал (Сравнительная таблица № 1. Сравнительная таблица №2), карточки с вопросами в 2-х вариантах.
Индивидуальное обучение . Сообщение учащихся о победоносных войнах Наполеона в Европе. Сообщение учащихся об истории иконы Смоленской Божией Матери.
Ход урока.
1. Приветствие
2. Организационный момент
3. Проверка домашнего задания и повторение.
4. Изучение нового материала.
5. Подведение итогов урока
6. Домашнее задание с разъяснением.
7. Выставление оценок.
1. Объявление цели урока. Девиз урока записывается в тетрадь.
Слово учителя . Цель сегодняшнего урока доказать, что Бородинское сражение – это кульминация всего романа, т. к. русские войска одержали нравственную победу, наступление французских войск фактически захлебнулось, в ходе сражение пересеклись судьбы большинства героев романа. Прежде чем мы начнем говорить о ходе и подготовке к сражению обратимся к истории наполеоновских войн в Европе.
Сообщение учащегося о победоносных войнах Наполеона в Европе .
Слово учителя. Огромная армия Наполеона вторглась в пределы Российской империи. Разберемся, каков характер войны на первом этапе.
П. Чтение и анализ отрывка из романа (т.3, ч.1, гл.9).
Князь Андрей приехал в главную квартиру армии в конце июня. Войска первой армии, той, при которой находился государь, были расположены в укрепленном лагере у Дриссы; войска второй армии отступали, стремясь соединиться с первой армией, от которой – как говорили - они были отрезаны большими силами французов. Все были недовольны общим ходом военных дел в русской армии; но об опасности нашествия в русские губернии никто и не думал, никто и не предполагал, чтобы война могла быть перенесена далее западных польских губерний.
Вопросы к отрывку.
1. Сознается армией и народом война как Отечественная?
Слово учителя . Проанализируем отношение высшего света к военным событиям.
Ш. Чтение отрывка из романа (т.3, ч.2, гл.6).
В числе бесчисленных подразделений, которые можно сделать в явлениях жизни, можно подразделить их все на такие, в которых преобладает содержание, другие – в которых преобладает форма. К числу таковых, в противоположность деревенской, земской, губернской, даже московской жизни, можно отнести жизнь петербургскую, в особенности салонную. Эта жизнь неизменна.
С 1805 года мы мирились и ссорились с Бонапартом, мы делали конституции и разделывали их, а салон Анны Павловны и салон Элен были точно такие же, как они были один семь лет, другой пять лет тому назад.
Вопросы к отрывку.
1. Проявляется ли патриотизм в высшем свете?
2. Как оценивает патриотизм высшего света?
Слово учителя . Ребята! Мы дали характеристику началу войны 1812 года. С какого момента война становится народной? Почему армия с воодушевление воспринимает назначение Кутузова?
Ответы учащихся .
Слово учителя . Когда Наполеон узнал, что Кутузов назначен главнокомандующим, он заявил своему генералитету: «Поздравляю с назначением этого старого лиса Кутузова – теперь следует ожидать генерального сражения».
Вопрос. Как вы думаете, почему Наполеон двинул свои войска на Москву, а не на Санкт-Петербург, где находилось политическое руководство страны?
Ответ обучающихся .
Давайте разберемся, как готовились обе стороны к предстоящему сражению. Послушаем сообщение об истории Смоленской Божией Матери.
Сообщение учащегося об истории иконы Смоленской Божией Матери.
1У. Просмотр и анализ сцены молебна перед Бородинским сражением.
Вопросы по эпизоду.
1. Как изображен Кутузов?
2. Каков моральный дух войска?
3. Каковы отношения армии и народа?
Слово учителя . Теперь посмотрим, как готовился Наполеон к предстоящему сражению.
У. Чтение отрывка из романа (т.3, ч.2, гл.27).
Весь этот день 25 августа , как говорят его историки, Наполеон провел на коне, осматривая местность, обсуждая планы, представляемые ему его маршалами, и отдавая лично приказания своим генералам. Наполеон ездил по полю, глубокомысленно или недоверчиво вглядывался в местность, сам с собой одобрительно или недоверчиво качал головой и, не сообщая окружающим его генералам того глубокомысленного хода, который руководил его решеньям, передавал им только окончательные выводы в форме приказаний.
Во все время сражения Наполеон находился так далеко от него, что (как это и оказалось впоследствии) ход сражения ему не мог быть известен, и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено.
Вопросы к отрывку .
1. Существовало ли единство армии и Наполеона?
2. Оказал ли Наполеон, по мнению Толстого, влияние на ход сражения?
Вывод по просмотренному эпизоду и по отрывку (запись в тетради).
Моральный дух русской армии был чрезвычайно высок, армия, народ и командиры были едины в своем стремлении одержать победу. Единства французской армии и Наполеона не существовало.
У1. Кутузов и Наполеон во время Бородинского сражения.
Сравнительная таблица № 1
УП. Просмотр и анализ эпизодов Бородинского сражения. Сцена ранения князя Андрея.
После просмотра предлагается таблица, по которой учащиеся дают ответы на вопросы:
1.Кто является самым активным участником сражения?
2. Кому доверено описание этих событий?
3.Почему именно Пьеру доверено писать происходящие события?
4.Почему, по вашему мнению, князь Андрей не попытался себя спасти?
Сравнительная таблица № 2
Участники событий |
|
1. гл.30 Пьер со штабом Кутузова на кургане. Панорама начала сражения | Пьер, Кутузов |
2. гл. 31 Пьер на батарее Раевского | Пьер, расчет батареи |
3. гл.32 Борьба за батарею Раевского. Пьер уходит с поля боя | Пьер, расчет батареи |
4. гл.33 Наполеон на поле Бородина | Наполеон |
5. гл.34 Наполеон и его свита в недоумении: потери огромны, русские не отступают | Наполеон, свита |
6. гл. 35 Кутузов, управление «духом армии» | Кутузов, его окружение |
7. гл. 36. Полк князя Андрея в резерве. Ранение князя Андрея | Князь Андрей и его полк |
8. гл. 37 Князь Андрей, Анатоль в палатке для раненых. Примирение князя Андрея с окружающими | Князь Андрей, раненые |
9. гл. 38 Толстой о Наполеоне | |
10. гл. 39 Финал кульминации – «пламя сражения догорало» |
Вывод по таблице (запись в тетрадь).
1. Пережить события и передать читателю мысли и чувства автор доверил Пьеру, гражданскому лицу.
2. Активными участниками событий являются русские солдаты и полководец Кутузов.
УШ. Чтение отрывка романа (т.3, ч.2, гл.39).
Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным. (…) Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника.
Вывод (запись в тетради).
Бородинское сражение завершилось нравственной победой русской армии и всего народа. Композиционная роль Бородинского сражения по своей масштабности и значимости является кульминационной точкой романа.
Слово учителя . Позже, находясь в ссылке, Наполеон писал: «Самое страшное из всех моих сражений, которые я когда-либо давал, было сражение, данное мной под Москвой. При Бородине французы стяжали славу быть победителями, а русские – непобежденными».
Домашнее задание . Подготовить цитатные характеристики Кутузова и Наполеона.
Выставление оценок. Урок окончен.
26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого - это момент наивысшего напряжения, момент концентрации народной ненависти к захватчикам и одновременно момент окончательного сближения с народом его любимых героев - Андрея и Пьера.
Бородинское сражение в романе описывается, главным образом, таким, каким его увидел Пьер Безухов. Этот неловкий, добрый и наивный, никогда не видевший войны человек, по замыслу автора, как ребенок, воспринимает разворачивающиеся батальные события, все это для него внове, и оттого нельзя даже усомниться в его правдивости. Ранее Пьер много слышал о роли военного плана, о значимости правильно выбранной позиции. И приехав, он прежде всего пытается разобраться именно в вопросах военной тактики. Л. Н. Толстому нравится наивность героя. Рисуя картину сражения, писатель использует свой излюбленный прием: сначала дает “вид сверху”, а затем - “изнутри”. Именно взгляд Пьера и есть тот самый вид изнутри, война глазами новичка. Дважды Пьер охватывает взглядом все поле Бородина: перед боем и в ходе боя. Но оба раза его неискушенный взгляд подмечает не позицию, а “живую местность”, В начале битвы дается вид с высоты. Пьера поражает вид самого сражения. Перед ним открывается изумительная по красоте и оживлению картина поля битвы, освещенного лучами утреннего солнца. И Пьеру хочется оказаться там, среди солдат. В тот момент, когда герой вступает “в ряды пехотных солдат”, он остро начинает ощущать силу народного патриотизма. Народные и солдатские сцены здесь также даны с точки зрения Пьера. Именно простота и искренность Пьера в этом случае становятся свидетельством великой истины: народ - основная сила русской армии в Бородинской битве. Он слышит солдатские разговоры и не столько умом, сколько сердцем понимает их величественный смысл. Пьер внимательно наблюдает за ополченцами и, как и сам Толстой, видит крайнее напряжение нравственной силы сопротивления русской армии и народа. Вскоре Пьер встречает Андрея Болконского, который теперь уже не служит в штабе, а принимает непосредственное участие в сражении. Он тоже больше не верит в военную науку, но точно знает, что сила народа сейчас велика, как никогда. По его мнению, исход сражения зависит от того чувства, которое живет во всех участниках битвы. И это чувство - народный патриотизм, необъятный подъем которого в день Бородина убеждает Болконского в том, что русские непременно победят. “Завтра, что бы там ни было, - говорит он, - мы обязательно выиграем сражение!”. И с ним совершенно согласен Тимохин, который знает, что солдаты даже отказались пить перед боем водку, потому что это “не такой день”.
В жарком бою, на батарее Раевского писатель глазами Пьера наблюдает неугасимый огонь народного мужества и стойкости” Простые люди - солдаты и ополченцы - и не думают скрывать чувство страха. И именно от этого их мужество кажется еще более удивительным. Чем более грозной становится опасность, тем ярче разгорается огонь патриотизма, тем прочнее становится сила народного сопротивления.
Подлинным полководцем народной войны показал себя М. И. Кутузов. Он является выразителем народного духа. Вот что думает о нем князь Андрей Болконский перед Бородинским сражением: “У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то значительнее его воли... А главное, почему веришь ему, - это то, что он русский...”
Историки считают, что Наполеон выиграл Бородинское сражение. Но “выигранное сражение” не принесло ему желанных результатов. Народ бросал свое имущество и уходил от врага. Запасы продовольствия уничтожались, чтобы не достались врагу. Партизанских отрядов были сотни. Были они большие и маленькие, мужицкие и помещичьи. Один отряд, руководимый дьячком, за месяц взял в плен несколько сотен пленных. Была старостиха Василиса, убившая сотни французов. Был поэт-гусар Денис Давыдов - командир большого, активно действующего партизанского отряда. Обладавшая инерцией наступления и значительным численным превосходством, французская армия была остановлена при Бородине. Пришел логический конец наполеоновским победам, и это нанесло решающий нравственный удар наступательному духу завоевателей. Весь ход войны в России неуклонно подтачивал славу Наполеона. Вместо блистательного поединка шпаг он встретил дубину народной войны. Л. Н. Толстой исторически верно рассматривает сражение под Бородином как поворотный момент войны, определивший дальнейшую скорую гибель французской армии.
Более того, Лев Николаевич Толстой наглядно показал, что в сражении при Бородине сказалось именно нравственное превосходство русской освободительной армии над французской - грабительской. Писатель расценивает Бородинское сражение как победу моральной силы народа России над Наполеоном и его армией.
Экспозиция расположена в здании бывшей гостиницы Спасо-Бородинского монастыря, где в 1867 году останавливался автор романа-эпопеи «Война и мир» – самого известного произведения мировой художественной литературы об эпохе наполеоновских войн. Исторический интерьер гостиницы не сохранился, он преобразован в музейное пространство, в котором ведется повествование об авторе романа и героях двадцати бородинских глав.
В первом зале Л.Н. Толстой представлен и как офицер-артиллерист, участник боевых действий на Кавказе и в Крыму, и как начинающий писатель, отдавший приоритет в творчестве военной тематике, стремившийся «всеми силами своей души» к правдивому описанию событий и явлений. Главы романа «Война и мир», посвященные его кульминационной точке – Бородинской битве, несколько раз переписывались писателем. С целью добиться наиболее достоверного описания батальных сцен и ландшафтов поля Толстой прибыл в Бородино. Два дня, 26 и 27 сентября, он «ходил и ездил по той местности, где за полстолетия до того пало более ста тысяч человек, делал свои заметки и рисовал план сражения…». Вернувшись в Москву, Толстой сообщал жене: «Я напишу такое Бородинское сражение, какого еще не было». Книги, фотографии, графические листы, воспроизведения рукописей писателя, находки с поля битвы рассказывают о предварительной работе над романом, включая поездку в Бородино, подробности которой можно узнать из мультимедийной программы.
О «сражении, какого еще не было», рассказывается во втором зале. Он наполнен образами исторических персонажей и вымышленных героев романа, принимавших участие в боевых действиях на Бородинском поле в августе 1812 года. В первую очередь это главнокомандующие армиями М.И. Кутузов и Наполеон. Здесь представлено большинство генералов обеих армий, упомянутых в бородинских главах. Портреты исторических персонажей и цитаты из романа отражают картину искусного переплетения исторических реалий и художественного вымысла, лежащую в основе панорамы грандиозной битвы. Хорошо знакомые образы Пьера Безухова и Андрея Болконского показаны в зале иллюстрациями и бородинскими страницами романа в контексте батальной графики и подлинных предметов вооружения, снаряжения, личных вещей участников сражения. Здесь же отражена вторая жизнь героев романа «Война и мир», которую они получили благодаря небольшим книжкам с отдельными главами романа, изданным в годы Великой Отечественной войны, одноименной опере С.С. Прокофьева и кинофильму С.Ф. Бондарчука.
Вывод писателя Толстого о нравственной победе русской армии под Бородиным был и остается неоспоримым.
Экспозиция «Герои романа «Война и мир» на Бородинском поле» открыта в год 140-летия завершения полной книжной публикации романа и посвящена 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года.
- Государственный Бородинский военно-исторический музей заповедник
Автор проекта – Е.В. Семенищева
Научный руководитель – заслуженный работник культуры РФ А.В. Горбунов
Научные сотрудники-экспозиционеры – Е.А. Рогачева, В.Н. Федоров, С.Н. Хомченко - ООО Студия «Музей-дизайн»
Автор художественной концепции, художественный руководитель проекта – заслуженный художник РФ А.Н. Конов
Художники-дизайнеры – В.Е. Войцеховский, А.М. Гассель
Экспозиционная графика – Д.С. Рудько - ООО «Интмедиа»
Видеосопровождение и техническая поддержка – Е.В.Каменская, А.А.Лазебный
Почему бородинское сражение – кульминация произведения, по мысли Толстого? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)
«Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В «Войне и мире» я любил «мысль народную» вследствие войны 1812 года», - писал Л.Н. Толстой. Любимая мысль писателя, «мысль народная», реализуется При создании сцен Бородинского сражения.
Бородинское сражение показано Л.Н. Толстым в романе- эпопее «Война и мир» как главное событие войны народной. Именно это сражение, по мысли автора и его героев, явилось решающим в ходе Отечественной войны 1812 года. Оно стало моральной победой русских войск, своеобразным переломным моментом в ходе боев. Именно так воспринимает этот бой Кутузов, Пьер, солдаты, присутствующие на батарее Раевского. Русские, потеряв половину своего войска, стояли так же грозно в конце, как и в начале сражения. Французы поняли нравственное превосходство своего противника, как поняли и то, что сами они были нравственно истощены. Это и предопределило последовавшую затем капитуляцию французов. Таким образом, эта сцена является кульминационной в развитии темы войны и мира в романе.
Этот день был необычайно важен для всех, и к нему готовились торжественно, основательно. Русские солдаты понимали всю значимость этого сражения для судьбы России. Накануне боя эти люди надевали белые рубахи и отказывались от водки, потому что теперь «не такой день», а в самый разгар боя, «как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей.. .молнии скрытого, разгорающегося огня». В Бородинской битве раскрывается подлинная красота русского человека, величие подвига борющегося народа.
Бородинское сражение мы можем считать называть кульминационным моментом в развитии действия еще и потому, что это точка пересечения судеб всех героев романа. В сражении участвуют почти все главные герои Толстого. Именно в Бородинском сражении получает смертельное ранение Андрей Болконский. Во время Бородинской битвы на батарею Раевского попадает Пьер Безухов. Он находится здесь во время сражения, и его охватывает чувство ужаса, смертельного страха. Солдаты же, бывшие на батарее, кажутся ему лишенными этих чувств. Пьер поражен спокойствием, твердостью, мужеством, простотой этих людей, не заботящихся о славе, почестях, карьере, не имеющих ничего внешнего, наносного. Под влиянием этих впечатлений Пьеру хочется освободиться от «бремени внешнего человека», обрести, наконец, истинный смысл жизни. «Солдатом быть, просто солдатом! - думал Пьер…- Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими». Только теперь он понял «весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения». Теперь для Пьера все значительные, строгие лица готовящихся к бою солдат осветились «новым светом». «Он понял ту скрытую… теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти». И Пьеру хочется освободиться от «бремени внешнего человека», от всего искусственного, наносного. Впервые столкнувшись с народной средой, он остро чувствует фальшь и ничтожество мира светско-условного, чувствует ошибочность своих прежних взглядов и жизненных установок.
Отношение автора к войне было неоднозначным. Толстой изображает Бородинскую битву как народное сражение, он указывает на необходимость защиты Родины. Но вместе с тем война, по мысли писателя, - страшное и бессмысленное дело, противное разуму и самой человеческой природе. Для этого писателя характерна деромантизация понятия «героизм». Он изображает не парады и победы, а тяготы, бедствия, муки, которые приносит война. Так, сцене Бородинского сражения в романе противопоставлена характерная картина природы: «Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма, и пахло странною кислотою селитры и крови. Собирались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: “Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что выделаете?”» Полнота изображения военных картин достигается здесь тем, что они рисуются с разных точек зрения: в восприятии Пьера, Андрея Болконского, в восприятии Кутузова и Наполеона.
Все эти качества присущи в произведении Наполеону и «маленьким наполеонам» - Курагиным, Борису Друбецкому, Бергу. Вместе с тем позиция Толстого в «Войне и мире» - позиция исторического фатализма. Наполеон, по мысли писателя, заблуждается, считая, что может влиять на ход исторических событий. И автор уподобляет его ребенку, который «держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит».