Глубина погружения подводной лодки
расстояние от поверхности воды до места установки глубиномера центрального поста Различают глубину погружения перископную; предельную, на которой прочный корпус подводной лодки при ее погружении и плавании не испытывает остаточных деформаций; рабочую (80-85 % предельной), при длительном плавании на которой гарантируется нормальная работа всех систем и устройств; расчетную (в 1,5-2,2 раза превышает предельную), на которую рассчитывается прочность прочного корпуса при проектировании.
- - срочный её переход из подводного положения в надводное...
Словарь военных терминов
- - переход ПЛ из подводного положения в надводное. Для этого частично нли полностью продуваются балластные цистерны...
Словарь военных терминов
- - приведение нагрузки ПЛ к заданным значениям дифферента н плавучести. Производится с целью подготовить ПЛ к погружению и плаванию под водой...
Словарь военных терминов
- - величина изменения глубины погружающейся ПЛ в единицу времени. Различают С. п. с поверхности моря н в подводном положении...
Словарь военных терминов
- - специальные ёмкости для погружения, управления плавучестью н дифферентом ПЛ, хранения жндкик грузов и других целен...
Словарь военных терминов
- - переход подводной лодки из подводного положения в надводное в случае какой-либо аварии...
Морской словарь
- - погружение подводной лодки с целью установления достаточности балластировки и правильности распределения на лодке переносного балласта...
Морской словарь
- - расстояние от поверхности воды до места установки глубиномера центрального поста Различают глубину погружения перископную...
Морской словарь
- - сварная или клепаная балка, привариваемая к днищевой части корпуса подводной лодки для увеличения продольной прочности, предохранения корпуса от повреждения при покладке на каменистый...
Морской словарь
- - состоит из прочного корпуса и легкого корпуса, а также из надстроек и рубки. Прочный корпус состоит из стальной корпусной обшивки, подкрепленной изнутри набором, состоящим из шпангоутов...
Морской словарь
- - прочная рубка в средней части лодки, обшиваемая легким кожухом для удобообтекаемости; верхняя его площадка служит мостиком в надводном положении...
Морской словарь
- - специальные емкости для изменения плавучести подводной лодки, изменения дифферента, хранения топлива, жидких грузов и других целей...
Морской словарь
- - процесс перехода подводной лодки из подводного положения в надводное. Всплытие затонувшего корабля - при судоподъемных работах...
Морской словарь
- - приведение плавучести, крена и дифферента подводной лодки к определенным значениям. Производится с целью подготовки подводной лодки к погружению и плаванию под водой...
Морской словарь
- - части легкого корпуса простирающиеся от концевых переборок прочного корпуса до форштевня и ахтерштевня соответственно. Служат для придания обтекаемости обводам носа и кормы...
Морской словарь
- - совокупность механизмов вспомогательных, трубопроводов с арматурой, цистерн, контрольно-измерительных приборов, элементов управления и других устройств, предназначенных для...
Морской словарь
"Глубина погружения подводной лодки" в книгах
ГАЛЬЮН ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ
Из книги Не служил бы я на флоте… [сборник] автора Бойко Владимир НиколаевичГАЛЬЮН ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ Боевая Служба – официальное название. Автономка – то же, что и БС, но в нашем обиходе. Что БС, что автономка, все это – автономное плавание подводной лодки длительное время с целью выполнения задач Боевой Подготовки. Представьте себе подводную
Командир подводной лодки
Из книги Огонь в океане автора Иосселиани ЯрославКомандир подводной лодки
Из книги Огонь в океане автора Иосселиани ЯрославКомандир подводной лодки В каюту поспешно вошел запыхавшийся Лыфарь.- Вот это мне нравится! - развел он руками, хлопнув дверью.- Что? - я отодвинул от себя книгу и повернулся к товарищу.- Тебя везде ищут, а ты...- Кто ищет?- На лодке ищут, - Лыфарь поднял правую руку и
7. Наподобие подводной лодки
Из книги Для юных физиков [Опыты и развлечения] автора Перельман Яков Исидорович7. Наподобие подводной лодки Свежее яйцо в воде тонет – это знает каждая опытная хозяйка и, когда желает убедиться, свежи ли яйца, испытывает их именно таким образом. Физик выводит из этого наблюдения то, что свежее яйцо весит больше, чем такой же объем чистой воды.
Наподобие подводной лодки
Из книги Физика на каждом шагу автора Перельман Яков ИсидоровичНаподобие подводной лодки Желая убедиться, свежо ли яйцо, хозяйка испытывает его нередко таким образом: если яйцо тонет в воде – оно свежо, если всплывает – оно негодно для еды. Физик выводит из этого наблюдения то, что свежее яйцо весит больше, чем такой же объем чистой
1.3. Устройство подводной лодки
Из книги Справочник по морской практике автора Автор неизвестен1.3. Устройство подводной лодки Подводные лодки – особый класс боевых кораблей, которые кроме всех качеств военных кораблей обладают способностью плавать под водой, маневрируя по курсу и глубине. По конструктивному исполнению (рис. 1.20) подводные лодки бывают:– о д н о к о
Бой подводной лодки «U-29»
автораБой подводной лодки М-36
Из книги Морские сражения автора Хворостухина Светлана АлександровнаБой подводной лодки М-32
Из книги Морские сражения автора Хворостухина Светлана АлександровнаБой подводной лодки С-13
Из книги Морские сражения автора Хворостухина Светлана АлександровнаБой подводной лодки «U-29»
автора Хворостухина Светлана АлександровнаБой подводной лодки «U-29» В начале ХХ века Британский военно-морской флот значительно превосходил в силе своих главных соперников: Россию, Францию и Америку. Однако 22 сентября 1914 года самонадеянность дорого обошлась британским судам. В сентябре на Ла-Манше было ветрено.
Бой подводной лодки М-36
Из книги Морские сражения автора Хворостухина Светлана АлександровнаБой подводной лодки М-36 Подводные лодки Черноморского флота часто попадали в сложные ситуации на мелководье северо-западного района. 23 августа 1942 года капитан-лейтенант В. Н. Комаров, командующий подводной лодкой М-36 XII серии, обнаружил немецкий конвой. Прежде чем
Бой подводной лодки М-32
Из книги Морские сражения автора Хворостухина Светлана АлександровнаБой подводной лодки М-32 В октябре 1942 года советская подводная лодка М-32 XII серии под управлением капитан-лейтенанта Н. А. Колтыпина атаковала немецкий миноносец «Змеул». К несчастью для Колтыпина, торпеда не попала в цель и лишь указала на место нахождения подводной
Бой подводной лодки С-13
Из книги Морские сражения автора Хворостухина Светлана АлександровнаБой подводной лодки С-13 В 1945 году советская подводная лодка С-13 находилась на патруле в южной части Балтийского моря. Однажды акустический прибор лодки уловил звуки движения винтов. Командир подводной лодки тотчас же отдал приказ направить судно навстречу противнику. В
1.3.3. Глубина погружения
Из книги Электронные фокусы для любознательных детей автора Кашкаров Андрей Петрович1.3.3. Глубина погружения Еще одну особенность хотел бы изложить здесь же. Связь под землей возможна и при более глубоком погружении под землю: радиосвязь под землей почти в равном качестве будет осуществляться как при помещении обоих корреспондентов на глубину 2 метра (в
Чтобы быть всегда с водой, при этом не перегружая выкачивающее оборудование, важно установить насос на оптимальном уровне. Обычно этим занимаются специалисты, изготавливающие водоносный колодец. Иногда этим приходится заниматься домовладельцам самостоятельно. Вот тогда и возникает вопрос о том, на какую глубину опускают насос в скважину, как определить без специальных приборов и знаний оптимальный уровень расположения водяной помпы. Надеемся, что информация, изложенная ниже, поможет разобраться с возникшей проблемой и правильно установить насосное оборудование в скважине любого типа.
Каждый водоносный колодец индивидуален по основным характеризующим его показателям. Имеется в виду не только диаметр обсадной трубы и общая глубина (расстояние от устья до дна), но и такие показатели:
- статический водный уровень;
- динамический водный уровень;
- дебет скважины (приток).
Эти данные всегда есть в паспорте водоносного сооружения, и они напрямую влияют не только на глубину погружения скважинного насоса, но и на выбор его оптимальной мощности и производительности. Давайте разберемся, что каждая из этих характеристик означает и как влияет на глубину установки водяной помпы.
Если из скважины определенный период не отбирать воду, в полости обсадной трубы установится постоянный уровень. Образовавшийся водяной столб уравновешивает давление в водоносных пластах, которое там стабильно. По этой причине уровень статический, то есть постоянный. Он может незначительно изменяться в течение года в зависимости от гидрологической ситуации и интенсивности забора воды из данного водоносного пласта соседними скважинами. Как правило, чем глубже колодец, тем стабильнее этот скважинный показатель.
Когда происходит откачка воды, верхний уровень в обсадной трубе непостоянный, поэтому называется динамическим. Нас интересует минимальный динамический уровень, что формируется при длительной непрерывной работе насосного оборудования.
Этот показатель зависит от двух факторов:
- производительность насоса;
- приток воды в скважину.
То есть, динамический уровень величина непостоянная, ведь не исключена замена помпы на другую, с отличающимися характеристиками, дебет колодца также может претерпевать изменения в процессе заиливания. Но как раз эта характеристика водоносного сооружения интересует больше всего при выборе правильной глубины погружения водяного насоса. Ведь для того, чтобы погружная помпа не оказалась сухой в процессе водозабора, нужно ставить ее ниже минимального динамического уровня в обсадной трубе хотя бы на метр. Это обусловлено особенностями скважинных насосов, о каких узнаете далее.
Какой насос нужен для скважины?
Для работы в условиях скважинного ствола однозначно не подходят погружные вибрационные насосы, и это подтвердит любой грамотный специалист. Нужно только оборудование центробежного типа. Особенность таких устройств в том, что они не всасывают воду активно, - она попадает в полость насоса под давлением столба, находящегося выше. Вот почему важно, чтобы над выкачивающим прибором всегда было не менее метра воды.
Второй причиной, обуславливающей необходимость постоянного нахождения насоса в водяной толще, является способ его охлаждения, которое также происходит за счет воды. Такое оборудование «на сухую» долго не проработает. В отсутствие охлаждающей жидкости подшипники, обеспечивающие вращение вала мотора, попросту расплавятся.
Чтобы насосное оборудование постоянно находилось в воде, следует не только его правильно заглубить в ее толщу, но и верно подобрать производительность помпы. Важно, чтобы этот показатель соотносился или был меньше дебета скважины. Другими словами, нужно создать условия, чтобы при максимальном заборе воды она успевала восполняться за счет притока.
Простой практический способ погружения насоса
Стоит заметить, что такая методика удобна и в большинстве случаев позволяет без определения характеристик колодца удачно поместить оборудование, то есть, на нужную глубину. Но подобный способ работает только на неглубоких скважинах, максимум на тех, где водозабор происходит с песчаного водоносного пласта. Методика заключается в следующих действиях.
- Насос, оснащенный трубой ПНД, опускается на тросе до дна колодца.
- После соприкосновения с твердым основанием, оборудование поднимается примерно на 2 м и временно фиксируется в таком положении.
- Производится тестовый запуск выкачивающего устройства примерно на час. Весь этот период нужно отслеживать напор выходящей воды и ее качество (загрязненность твердыми примесями). Если качество воды удовлетворительное и напор стабильный, значит такое положение оборудования пригодно для постоянной эксплуатации. Когда в воде много песка или других грунтовых частиц, следует поднять устройство примерно на полметра и повторить тест. Если же во время испытания напор резко начал снижаться, нужно сразу же выключить насос, заглубить его и повторить пробу.
- Когда оптимальное положение оборудования найдено, его надежно закрепляют для постоянной эксплуатации.
Такой способ можно применить для скважины, на которую нет документации с характеристиками, или она утеряна. Общепринятой же методикой определения оптимального погружения насоса в колодец, которой пользуются специалисты, является расположение оборудования по отношению к динамическому водяному уровню.
Оптимальный способ определения глубины установки насоса
Наиболее точно и правильно устанавливается насосное оборудование исходя из имеющихся характеристик скважины, точнее, беря во внимание динамический водный уровень. Этот показатель всегда указан в паспорте водоносного сооружения. Однако следует обратить внимание на сопутствующие данные. В документе, кроме минимального уровня воды во время эксплуатации, указано, при какой производительности насоса он фиксировался. Если хотите воспользоваться данными о динамическом уровне, учитывайте, что более производительное выкачивающее устройство при этом устанавливать нельзя. Если же насос уже куплен и он мощнее положенного, нужно будет его устанавливать глубже расчетного уровня.
Теперь о том, как определить глубину установки оборудования в скважине. Правила погружения насоса говорят о следующем:
- устройство должно находиться ниже динамического уровня не менее 1 метра (больше можно);
- оптимальная установка насоса относительно дна колодца, - не менее 3 м.
То есть, выкачивающее воду устройство, следует располагать в оговоренном промежутке. Практически рассчитать, на какую глубину нужно опускать всасывающее оборудование относительно устья скважины можно так.
Общая глубина колодца (от оголовка до дна), - 21 м. Динамический уровень (расстояние от устья до водяного зеркала в момент водозабора), - 14 м. Значит столб воды во время активной эксплуатации скважины составляет 21-14=7 м. Выше упоминалось, что сверху насоса должно быть не менее метра воды, а приближать ко дну менее 3 м не рекомендуется. Остается промежуток 7-(3+1)=4 м, в котором оптимально располагается оборудование. То есть, если брать конкретный случай, нужно опустить выкачивающее устройство на тросе, длиной 15-18 метров.
Важно! Если скважина давно не эксплуатировалась, показатель динамического уровня мог измениться, так как возможно уменьшение мощности водоносного пласта или заиливание дна колодца. Также этот показатель часто снижается в сезон активного водозабора. Это учитывается при выборе глубины установки скважинного насоса.
Значение слова "глубоко" так же трудно выразить цифрами, как обозначить высоту для слова “высокий”.
Восемнадцать метров - это “высоко" для стоящего на земле человека и “низко" для спутника на орбите. Очевидно, что термины “глубоко" и “высоко" субъективны. Тем не менее, физика и физиология способны немного уменьшить произвольность значения слова “глубокий” в любительском дайвинге. В любом случае, граница должна быть где-то проведена, хотя бы для того, чтобы сделать более осмысленным наше обсуждение и понять особенности дайвинга.
РАDI и большинство членов сообщества дайверов-любителей определяют “глубокое" погружение как погружение на 18 метров и ниже, но не глубже, чем на 40 метров. Любительский дайвинг не предусматривает погружения на глубины более 40 метров, поэтому любителям они недоступны. Учитывая возможности снаряжения для любительского дайвинга, ограниченность во времени при безостановочном погружении на глубины более 18 метров, а также интенсивность и направленность обучения дайверов-любителей, установление пределов глубины весьма полезно и оправдано опытом.
Хотя в качестве максимальной определена глубина 40 м, как показывает практика, существует четыре причины, по которым в большинстве случаев необходимо снижать оптимальный предел глубины до 30 метров. Во-первых, на глубинах более 30 метров маленькие бездекомпрессионные пределы и быстрый расход воздуха делают погружения очень непродолжительными. Учитывая время и усилия, затрачиваемые на планирование и осуществление глубокого погружения, его программа и цель должны приносить полное удовлетворение и быть осуществимы за 10 минут.
Во-вторых, на глубинах более 30 метров большинство дайверов подвергается действию азотного наркоза. Это отравление азотом, возрастающее по мере увеличения глубины. Хотя восприимчивость к азоту в крови у разных людей разная, это достаточно серьезная причина не опускаться глубже 30 м.
В-третьих, при погружении на глубины более 30 метров возрастают шансы заболеть декомпрессионной болезнью, особенно при повторных погружениях. Имея лишь один баллон с воздухом, на такой глубине очень легко превысить безлеком- прессионный предел.
Наконец, во многих местах на глубинах более 30 метров уже ничего или почти ничего не видно - вода поглощает свет. Там значительно сложнее ориентироваться и считывать показания приборов - последнее обстоятельство затрудняет контроль нал снаряжением.
Как увеличить свой личный предел глубины
Хотя в сообществе дайверов "глубокими" принято считать погружения, начиная с 18 метров, вам надо решить, какое погружение будет "глубоким" лично для вас, исходя из окружающей обстановки, своей подготовки и опыта. Устанавливая для себя предел глубины, не стоит забывать и об опыте и подготовке вашего напарника.
Скажем, погружение на 18 метров не вызовет затруднений, если оно совершается в теплых, прозрачных волах тропического моря, а вы с вашим напарником соответствующим образом подготовлены, и все последнее время активно занимались дайвингом. То же самое погружение, но после десятимесячного перерыва и без подготовки наверняка будет более трудным и покажется более “глубоким". Точно такое же погружение на глубину менее 18 метров в холодном и темном озере в условиях плохой видимости может считаться "глубоким" даже при наличии соответствующего опыта и подготовки. Понятно, что пределы глубины меняются в зависимости от обстоятельств.
Устанавливая свой предел глубины для данного погружения, принимайте во внимание условия, в которых оно совершается, а также возможности партнера и свои собственные. Во-первых, подумайте об условиях погружения. Исходя из них, каков реальный предел глубины? Может быть, вам лучше начать с более мелкого погружения, а потом постепенно наращивать глубину? Во-вторых, решите, насколько вы подготовлены к погружению физически и морально. В хорошей ли вы форме, есть ли у вас необходимый опыт, чувствуете ли вы себя уверенно? В-третьих, посмотрите, на какие глубины вы погружались до этого, какая у вас группа по азоту и сколько времени вы провели на поверхности после последнего погружения. Сверьтесь со своим подводным компьютером, если он у вас есть. При повторных погружениях уменьшается бездекомпрессионный предел, а он ограничивает глубину вашего погружения (помните, что более глубокие погружения совершаются вначале). В-четвертых, оцените географическое положение места, где вы ныряете. Как быстро подоспеет помощь, если с вами что-то случится? В-пятых, оцените возможности своего напарника, используя эти же критерии. Оптимальная и безопасная для вас обоих глубина и будет предельной для данного погружения.
Они опускаются глубже
Сообщество дайверов почти безоговорочно принимает 40 метров в качестве предела для любительских погружений, но вам, наверное, приходилось слышать или читать о людях, занимающихся техническим дайвингом, которые опускаются ниже. Это обстоятельство, тем но менее, никак не влияет на пределы глубины, установленные для дайве- ров-любителей.
Разобравшись в существе дела, вы поймете, что при занятиях техническим дайвингом необходимо брать под воду намного больше снаряжения: часто это не один, а четыре - шесть баллонов, несколько регуляторов и так далее, причем все более сложной конструкции. Погружение на глубины более 40 метров часто требует дыхания специальной гелиевой смесью, а также нескольких декомпрессионных остановок продолжительностью час и более. Как вы понимаете, этот вид дайвинга требует специальной подготовки и существенного предварительного опыта любительских погружений. Даже при наличии соответствующего снаряжения, опыта и подготовки технический дайвинг остается гораздо более рискованным занятием, чем любительский. Если принять во внимание все дополнительное снаряжение, особую технику погружений и интенсивную подготовку, которые уменьшают риск при техническом дайвинге, превышение 40-метрового предела глубины представляется вполне резонным. Технический дайвинг - это не для всех, и он не является следующим обязательным шагом даже после совершения нескольких тысяч любительских погружений, но если вы все-таки интересуетесь техническим дайвингом, вам придется приобрести необходимую подготовку и опыт, а уж потом пробовать.
Подводное кораблестроение преследует несколько целей. Все они, так или иначе, связаны с уменьшением возможности обнаружения подлодки за счет увеличения расстояния между нею и водной поверхностью, а также некоторых других факторов.
Конечно, военно-промышленный комплекс вообще особая область, цели которой зачастую сильно отличаются от стремлений обычного мирного человека. Однако в предлагаемой статье рассмотрим некоторые данные о том, какова глубина погружения подводных лодок, а также пределы, в которых варьируется эта величина.
Немного истории: батискаф
Речь в материале пойдет, конечно же, о боевых кораблях. Хотя исследования человеком морских просторов включают посещение им даже планетного максимума глубины - дна Марианской впадины, которое, как известно, находится более чем в 11 км от поверхности Мирового океана. Однако историческое погружение, состоявшееся еще в далеком 1960 году, было проведено в батискафе. Это аппарат, не обладающий плавучестью в полном смысле, так как он может лишь тонуть, а затем подниматься за счет ухищрений инженерного гения. В общем, при эксплуатации батискафа не идет речи о перемещении в горизонтальной плоскости на сколько-нибудь серьезные дистанции. Поэтому глубина погружения подводных лодок, которые, как известно, могут преодолевать огромные расстояния, значительно меньше рекордной для батискафа, по крайней мере, пока.
Важнейшая характеристика
Говоря о рекордах в области освоения океанских просторов, не следует забывать и об истинном предназначении подлодок. Военные цели и боевой заряд, обычно располагающийся на таких кораблях, подразумевает не только высочайшую мобильность, необходимую для них. Кроме этого, они должны умело скрываться в идеально подходящих для этого водных толщах, всплывать в нужный момент и максимально быстро опускаться на необходимую для выживания после военной операции глубину. По сути, последнее и определяет уровень боеспособности корабля. Таким образом, максимальная глубина погружения подводной лодки является одной из важнейших ее характеристик.
Факторы увеличения
В связи с этим есть несколько соображений. Увеличение глубины позволяет улучшать маневренность подлодки в вертикальной плоскости, поскольку длина боевого корабля обычно составляет не менее нескольких десятков метров. Таким образом, если он находится в 50 метрах под водой, а его габариты в два раза больше, перемещение вниз или вверх чревато полной потерей маскировки.
Кроме того, в водных толщах имеется такое понятие, как «тепловые слои», которые сильно искажают гидролокационный сигнал. Если уходить ниже их, то подлодка становится практически «невидимой» для следящего оборудования надводных кораблей. Не говоря уже о том, что на больших глубинах такой аппарат намного сложнее уничтожить любым имеющимся на планете оружием.
Чем больше глубина погружения подводных лодок, тем прочнее должен быть корпус, способный выдерживать невероятные давления. Это, опять же, на руку общей обороноспособности корабля. Наконец, если предел глубины позволяет ложиться на океанское дно, это также повышает невидимость подлодки для любого локационного оборудования, имеющегося в распоряжении современных систем отслеживания.
Основная терминология
Существует две основных характеристики, показывающих способность подлодки к погружению. Первая - это так называемая рабочая глубина. В зарубежных источниках она также фигурирует как оперативная. Данная характеристика показывает, какова глубина погружения подводных лодок, на которую можно опускаться неограниченное количество раз за весь период эксплуатации. Например, американский «Трешер» нормально совершил 40 погружений за год в пределах данной величины, пока при очередной попытке ее превысить трагически не погиб вместе со всем экипажем в Атлантике. Вторая важнейшая характеристика - расчетная или разрушающая (в зарубежных источниках) глубина. Соответствует такой ее величине, на которой гидростатическое давление превышает прочность корпуса, вычисленную во время проектирования аппарата.
Тестовая глубина
Есть еще одна характеристика, о которой следует упомянуть в контексте. Это глубина погружения подводной лодки, предельная согласно расчетам, нахождение ниже которой может вызывать разрушение самой обшивки, либо шпангоутов, либо другого внешнего оборудования. Она также называется «тестовой» в зарубежных источниках. Она не в коем случае не должна превышаться для конкретного аппарата.
Возвращаясь к «Трешеру»: при расчетном значении в 300 метров он пошел на тестовую глубину в 360 метров. К слову, в США на эту глубину подлодка отправляется сразу после спуска на воду с завода и, по сути, «обкатывается» на ней определенное время, прежде чем передается заказывающему ее ведомству. Завершим печальную историю «Трешера». Испытания на 360 метрах для него завершились трагически, и хотя это было вызвано не самой глубиной, а техническими неполадками с атомным двигателем субмарины, однако случайности, по всей видимости, не случайны.
Подлодка потеряла ход из-за остановки мотора, продувка балластных цистерн не дала результата, и аппарат пошел на дно. Согласно данным экспертов, разрушение корпуса субмарины произошло на глубине около 700 метров, так что, как видим, между тестовым значением и действительно разрушительным есть еще порядочная разница.
Средние цифрыС течением времени, естественно, значения глубин растут. Если субмарины Второй мировой были рассчитаны на значения в 100-150 метров, то последующие поколения повышали эти пределы. С изобретением возможности использования ядерного распада для создания двигателей глубина погружения атомных подводных лодок также увеличилась. В начале 60-х годов она уже составляла порядка 300-350 метров. Современные подлодки имеют пределы порядка 400-500 метров. Пока на этом фронте наблюдается явный застой, похоже, дело за будущими разработками, хотя следует упомянуть о неординарном проекте, созданном в Советском Союзе в 80-е годы.
Абсолютный рекорд
Речь идет о подводной лодке «Комсомолец», к сожалению, трагически затонувшей, однако ей принадлежит все еще непокоренная вершина в освоении морских глубин современными субмаринами. Этот уникальный проект пока не имеет аналогов во всем мире. Дело в том, что для изготовления ее корпуса был использован очень прочный, дорогой и чрезвычайно неудобный в обработке материал - титан. Максимальная глубина погружения подводной лодки в мире пока все еще принадлежит «Комсомольцу». Этот рекорд был установлен в 1985 году, когда советская субмарина достигла 1027 метров ниже поверхности моря.
К слову, рабочее значение для нее составляло 1000 м, а расчетное - 1250. В итоге «Комсомолец» затонул в 1989 году из-за сильного пожара, начавшегося на глубине около 300 метров. И хотя ему, в отличие от того же «Трешера», удалось всплыть, история все равно получилась очень трагической. Пожар настолько повредил подлодку, что она почти сразу пошла ко дну. Несколько человек погибли еще при пожаре, а около половины экипажа утонуло в ледяной воде, пока подоспевала помощь.
Заключение
Глубина погружения современных подводных лодок составляет 400-500 метров, максимальная обычно имеет несколько большие значения. Рекорд в 1027 метров, установленный «Комсомольцем», пока не под силу ни одной из имеющихся на вооружении всех стран субмарин. Слово за будущим
Погружением подводной лодки называется переход ее из надводного положения в подводное или изменение глубины погружения с меньшей на большую.Переход подводной лодки из надводного положения в подводное производится заполнением цистерн главного балласта, а изменение глубины погружения с меньшей на большую, как правило, ходом и горизонтальными рулями.
Погружение подводной лодки в два этапа принято называть обычным погружением. Оно производится:
При вывеске;
При дифферентовке в районах, стесненных для маневрирования в подводном положении;
С учебными целями, а также по усмотрению командира подводной лодки.
При обычном погружении заполняются сначала концевые цистерны главного балласта, затем средней группы при незаполненной цистерне быстрого погружения.
Перед погружением на подводной лодке осушаются трюмы, вентилируются отсеки и аккумуляторная батарея, готовится к погружению мостик, а при подходе к точке погружения стопорится ход и продувается цистерна быстрого погружения. Погружение предваряется командой командира пл «Все вниз. По местам стоять, к погружению». Личный состав занимает места согласно расписанию по погружению, закрывает забортные отверстия и готовит системы пл для плавания под водой. Главный командный пункт переводится с мостика в центральный пост или в боевую рубку. Наблюдение за горизонтом ведется через перископ и с помощью радиотехнических средств. Затем заполняются цистерны главного балласта носовой и кормовой (концевых) групп, причем вентиляция кормовой группы открывается на 1-2 секунды раньше носовой, и подводная лодка переходит в позиционное положение.
В позиционном положении проверяется заполнение водой осушительной магистрали и незаряженных торпедных аппаратов, осматриваются отсеки для установления качества герметизации прочного корпуса. Крен и дифферент подводной лодки приводятся к нулю.
После выполнения перечисленных действий заполняются цистерны главного балласта средней группы. Клапаны вентиляции этих цистерн закрываются на глубине 5-7 м. Если подводная лодка с началом заполнения средней группы начнет быстро погружаться, следует немедленно закрыть клапаны вентиляции цистерн средней группы, продуть «среднюю», пустить насос на откачивание воды из уравнительной цистерны за борт и всплыть в позиционное положение, после чего установить и устранить причину провала подводной лодки. Лишь после этого повторить погружение. Если с заполнением средней группы подводная лодка не погружается, она считается «легкой». В этом случае погашение положительной плавучести производится приемом воды из-за борта в уравнительную цистерну. С приходом подводной лодки на глубину не более перископной закрываются клапаны вентиляции всех цистерн главного балласта.
Обычное погружение на ходу
Прибыв в точку погружения и перейдя на необходимый режим движения, командир подводной лодки командует: «Все вниз. По местам стоять, к погружению». При исполнении этой команды осуществляются те же действия и в том же порядке, что и при погружении без хода. После команды «Заполнить среднюю» командир приказывает: «Погружаться на столько-то метров, дифферент столько-то градусов». При погружении на безопасную или большую глубину не рекомендуется создавать дифферент более 5-7°.При погружении на ровном киле заполнение цистерн главного балласта будет более равномерным. При этом горизонтальные рули перекладываются «параллельно на погружение» таким образом, чтобы дифферент подводной лодки был равен нулю. Такое положение сохраняется до глубины примерно 5-7 м.
С приходом подводной лодки на указанную глубину можно создавать дифферент, заданный командиром.
Если лодка не погружается, следует принимать воду в уравнительную цистерну. При этом, как только глубиномер покажет изменение глубины, прием воды приостанавливается. Если после заполнения средней группы цистерн главного балласта подводная лодка начнет быстро погружаться, необходимо создать дифферент на корму, ходом и рулями удерживая ее от дальнейшего погружения. Одновременно нужно откачивать воду из уравнительной цистерны за борт. Если этого окажется недостаточно, следует частично продуть среднюю группу цистерн главного балласта, откачать из уравнительной цистерны нужное количество воды, а затем, сняв «пузырь» со «средней», продолжать погружение.
Срочное погружение
Срочное погружение выполняется командиром подводной лодки или вахтенным офицером и, как правило, одной боевой сменой. Оно обеспечивает уход подводной лодки под воду в минимальное время.По команде «Все вниз» личный состав, находящийся на мостике, быстро спускается в лодку. По сигналу «Срочное погружение» личный состав выполняет следующие действия:
Останавливает дизели, отключает носовые муфты сцепления, задраивает шахты подачи воздуха к дизелям и другие забортные отверстия, открывает клапаны уравнивания давления цистерн главного балласта, в которых находится топливо, а также клапан вентиляции цистерны плавучести;
Задраивает верхний рубочный люк (командир пл или вахтенный офицер);
Дает ход электродвигателями;
Заполняет цистерны главного балласта;
Управляет горизонтальными рулями;
Продувает цистерну быстрого погружения и закрывает ее кингстоны;
Закрывает клапаны вентиляции средней группы и цистерн главного балласта.
При срочном погружении средняя группа цистерн заполняется после задраивания рубочного люка. Контрольный прибор станции сигнализации должен показывать, что рубочный люк, запоры шахты подачи воздуха к дизелям, судовой и батарейной вентиляции закрыты.
В начальный период погружения подводной лодки носовые горизонтальные рули следует положить на погружение, а кормовые - на всплытие. В этом случае обе пары горизонтальных рулей создают топящие силы. Кормовые горизонтальные рули, создающие дифферентующий момент на корму, способствуют удержанию лодки на ровном киле, уравновешивая дифферентующий момент, появляющийся с заполнением цистерны быстрого погружения.
По достижении глубины, когда все цистерны главного балласта окажутся заполненными, кормовые рули следует переложить на погружение, создать дифферент до 10° на нос (в зависимости от проекта пл) и удерживать его в процессе погружения.
Если подводная лодка должна остаться на перископной глубине, цистерну быстрого погружения продувают на глубине, равной половине перископной. При необходимости уйти на безопасную глубину цистерну быстрого погружения продувают на глубине не менее перископной. Клапаны вентиляции цистерн главного балласта закрываются сразу же после ухода подводной лодки под воду.
Как правило, с командой «Срочное погружение» дается приказание командиром пл (вахтенным офицером): «Погружаться на глубину столько-то метров с дифферентом столько-то градусов». С подходом к заданной глубине дифферент отводится, и рулевой-горизонтальщик докладывает глубину погружения по глубиномеру.
При срочном погружении надо быть готовым произвести аварийное продувание концевых цистерн главного балласта, если дифферент, быстро нарастая, превысит допустимый. Продувание средней группы цистерн может потребоваться в случае потери плавучести при неверном расчете нагрузки подводной лодки или при запоздалом продувании цистерны быстрого погружения.