Строительство и ремонт

Синтаксис как раздел грамматики центральная единица синтаксиса. Синтаксис, как раздел языкознания

Фонетика (греч. Phone – звук), раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. В отличие от др. лингвистических дисциплин, Ф. исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений.

Звук речи – это способ материализации морфем и форм слова, которые выступают как единство звучания и значения.

Во всех языках мира существуют два типа звуков речи – гласные и согласные. Совокупность гласных образует вокализм, совокупность согласных – консонантизм; вокализм и консонантизм образуют систему фонем данного языка.

Фонетические процессы. Т.к. звуки речи произносятся не изолированно, а в звуковой цепи связанной речи, то звуки могут влиять друг на друга и испытывать влияние общих условий произношения.

Влияние звуков друг на друга вызывает комбинаторные изменения, осуществляющиеся в фонетических процессах: аккомодации, ассимиляции, диссимиляции, диэрезы, эпентезы, гаплологии.

Фонетическое членение речи.

Речь фонетически представляет собой звуковой поток или цепь звучаний. Эта цепь распадается на соподчиненные звенья, являющиеся особыми, чисто фонетическими единицами языка, следующими друг за другом во времени. Фонетические единицы речи – это фразы, такты, слоги и звуки.

    1. Грамматика как раздел языкознания

Грамматический строй языка изучает грамматика – наука об образовании слов, их изменении, классах, сочетаниях и употреблении в предложении и контексте.

Грамматическая категория – это совокупность элементов языка (слов, значимых частей слов и сочетаний слов), объединенная грамматическим значением при обязательном наличии выражающего его грамматического способа. Например, в русском языке глагол имеет грамматическую кутегорию залога, вида, наклонения, времени, лица, числа, рода.

Категории в грамматике могут быть более широкие, например, части речи, и более узкие, например, явления внутренней группировки в пределах той или иной части речи: в существительных – категории числа; в пределах глагола – категории залога, вида, наклонения.

Грамматическими свойствами слов являются грамматические значения, средства выражения грамматических значений, грамматические категории.

Грамматическое значение это значение, выступающее как добавочное к лексическому значению слова и выражающее различные отношения (отношение к другим словам в словосочетании или предложении, отношение к лицу, совершающему действие, или другим лицам, отношение сообщаемого факта к действительности и времени, отношение говорящего к сообщаемому и т. Д). Обычно слово имеет несколько грамматических значений. Так, слово страна имеет значения женского рода, именительного падежа, единственного числа; слово написал содержит в себе грамматические значения прошедшего времени, единственного числа, мужского рода, совершенного вида.

    1. Синтаксис как раздел языкознания

СИНТАКСИС (от греч. "строй, порядок"), в традиционном понимании совокупность грамматических правил языка, относящихся к построению единиц, более протяженных, чем слово: словосочетанию и предложению.

Предложение является основной коммуникативной единицей языка и речи. Предложение как образец принадлежит языку его реализация принадлежит речи. Предложение является в то же время наиболее сложной единицей, в которой функцио­нируют слова, словоформы и словосочетания. Предметом синтаксиса предложения яв­ляется не конкретное содержание высказываний, а обобщен­ная семантика предложения, его конструк­тивная основа, правила ее распростране­ния и актуализации.

Предикативность имеет две стороны - формально-логическую и модаль­но-смысловую. Иногда эти два свойства рассматривают как два аспекта предложения, называя первое свойство предикатив­ностью, а второе - модальностью.

Информация, которая передается в речи, распределяется между различными структурными единицами языка, одну информационную «нагрузку» несут фонемы, самые мелкие «кирпичики» высказываний; другую - морфемы, это уже первичные блоки, обладающие своим значением; третью - слова, более «крупные блоки», существующие для называния явлений действительности, но все эти единицы пока не могут образовать высказывания, сообщения.

Синтаксис позволяет выполнить в языке главнейшую роль - функцию общения.

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словообразовании и учение о предложении. Впервыет термин «синтаксис» был использован стоиками в 3в. до н.э. И был отнесён к наблюдениям над логическим содержанием высказываний.

Предметом синтаксиса являются слово в его отношениях и связях с другими словами в речи, правила образования из слов более крупных единиц, обеспечивающих речевое общение. В результате соединения словоформ, употребления слов в определённых формах строятся синтаксические единицы: словосочетания, предложения.

Объект синтаксиса как области языкознания составляют те механизмы языка(морфологические, фонетические, композиционные и другие), которые обеспечивают переход от языка к речи.

Основными синтаксическими единицами являются: словоформа (т.е. слово в определённой форме), словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Предложение и словосочетание - синтаксические единицы разного назначения, каждая из них может иметь свои существенные признаки. Предложение оформляет высказывание, оно является главной единицей синтаксиса. Словосочетание - один из компонентов предложения, оно представляет собой вспомогательную единицу.

Синтаксические средства языка, с помощью которых строются предложения и словосочетания, разнообразны. Основными являются формы слов в их взаимодействии и служебные слова. Посредством словоизменительных показателей и служебных слов осуществляется синтаксическая связь слов в словосочетании и предложении. Например, в предложении Сквозь тучу глядело на землю негреющее солнце слова связаны родовыми окончаниями (солнце глядело, солнце негреющее), а также падежными окончаниями в сочетании с предлогами (глядело на землю, глядело сквозь тучу).

При построении предложения используются интонация и порядок слов.Интонация не только средство грамматической организации предложения, но и показатель законченности высказывания. Порядок слов - взаимное расположение их в составе словосочетания и предложения. В языке существуют определённые правила взаимного расположения слов в разных видах их сочетаний. Так, грамматической формой является расположение сказуемого после подлежащего, согласованное определение обычно ставится перед определяемым словом, а несогласованное - после него. Отступление от этого правила используется в стилистических целях.



Синтаксис связан со структурой мышления, нормами коммуникации и обозначаемой действительностью.

Логический и коммуникативный аспекты синтаксиса делают его наиболее универсальной частью структуры языка.

Вопрос 77.

Синтагма – это 1. По теории Ф. де Соссюра, двучленная структура, члены которой соотносятся как определяемый и определяющий. Такими членами, по мнению некоторых исследователей, могут быть:

а) морфемы в производном слове. Стол-ик (стол- - определяемое, -ук - определяющее; общее значение синтагмы - “маленький стол”). Такую синтагму называют “внутренней”, так как оба ее члена заключены в одном слове, рассматриваемом как соположение морфем;

б) составные части сложного слова, из которых одна определяет другую. Водо-воз (общее значение данной “внутренней синтагмы” - “возящий воду”);

в) компоненты подчинительного словосочетания. Новый учебник, читать книгу, быстро бежать. Такие синтагмы называют “внешними”, составляющими синтаксическое единство;

г) целые словосочетания, например обособленные члены предложения. Дети, играющие во дворе. Шел, не глядя по сторонам;

д) предикативные части сложного предложения Необходимо выяснить ошибки, которые являются типичными для всего класса.

2. Семантико-синтаксическая единица речи, образуемая группой слов в составе предложения, объединенных в смысловом и ритмомелодическом отношениях. Всегдашние занятия Троекурова / состояли в разъездах/ около пространных его владений (Пушкин) (три синтагмы). Шум походил на то, /как бы вся комната 1 наполнялась змеями (Гоголь) (три синтагмы). Любишь кататься - / люби и саночки возить (пословица) (две синтагмы). Синтагма может также состоять из одного слова, может совпадать с целым предложением. Там, /где была раньше одинокая скала, /лежала груда обломков (А р с е н ь е в) (три синтагмы). На заводе все благополучно (Куприн) (одна синтагма). Синтагма может совпадать или не совпадать со словосочетанием, но между ними сохраняются существенные различия: синтагма выделяется в предложении, является результатом его членения и существует только в нем, тогда как словосочетание не только выделяется в предложении, но наряду со словом служит готовым “строительным материалом” для предложения и является результатом не разложения на элементы, а синтеза элементов. Деление одного и того же предложения на синтагмы может быть различным в зависимости от контекста, ситуации, экспрессивной окраски, придаваемой высказыванию говорящим, разного осмысления содержания предложения и т. д. Этой подвижности синтагматического членения, являющегося объектом рассмотрения стилистического синтаксиса, противостоит устойчивое, основанное на определенных моделях построение словосочетаний.



Синтагмы классифицируются с точки зрения взаимосвязи входящих в них слов (напри­мер, синтагмы атрибутивные, релятивные), по их позиции в высказывании (синтагмы конечные и неконечные) и по типу оформляющего их интонационного контура (синтагмы завершённые, незавер­шён­ные, вводные, противительные, изъяснительные и др.)

Парадигма и синтагма

Парадигма - словоизменительная парадигма - в лингвистике список словоформ, принадлежащих одной лексеме и имеющих разные грамматические значения. Обычно представлена в виде таблицы. Фердинанд де Соссюр использовал этот термин для обозначения класса элементов, имеющих схожие свойства.

Построение парадигм - одно из первых лингвистических достижений человечества; вавилонские глиняные таблички с перечнями парадигм обычно считаются первым памятником лингвистики как науки.

Обычно парадигмы упорядочены в некотором традиционном порядке граммем, например, парадигма русского склонения записывается в порядке падежей И - Р - Д - В - Т - П:

рука
руки
руке
руку
рукой
о руке

Парадигма личного спряжения в европейских языках записывается обычно в порядке «иду-идёшь-идёт» (и соответственно лица называются первым, вторым и третьим), а, например, в арабском языке порядок обратный.

«Дай мне белый бумагу» - так сказать нельзя. Надо: белую бумагу. Словоформа бумагу требует, чтобы с ней была связана словоформа белую. Значит, есть законы связи грамматических единиц. Нельзя сказать «темно-коричневые глаза» , говорят карие. Здесь законы связи уже не грамматические, а лексические: одно слово не хочет быть соседом «неположенного» слова.
Есть законы синтаксических связей. Нельзя сказать: «Танцуя, музыка была слышна во всех концах зала» . Здесь синтаксически неверно употреблено деепричастие.
Есть законы фонетических связей. В русском языке не могут быть рядом [з] + [к] . А перевозка? Нагрузка? Морозко? Везде сочетание [ск] , а [зк] нигде нет.
Итак, в тексте единицы могут быть связаны правильно или неправильно. Следовательно, есть языковые законы связи единиц в тексте. Эти законы называются синтагматическими (от греч. syntagma-«вместе построенное») . Сочетания словоформ (т. е. грамматических форм слов) , сочетания морфем, сочетания частей предложения, сочетания слов - это синтагмы.
Но связи между единицами языка могут быть не только синтагматическими. Словоформа дом связана со словоформами дома, дому, домом.. . Эта связь основана не на том, что единицы «соседствуют» , образуют в одном контексте единство. А иа чем?
В одних случаях друг с другом связаны единицы, которые встречаются в одинаковой, в одной и той же позиции - в одном окружении.
Например, падежные формы:
посылаю хлеб вин. п.
посылаю хлеба род. п.
посылаю отцу дат. п.
посылаю почтой тв. п.
посылаю на самолете предл. п.
Обратите внимание: все падежные формы отличаются друг от друга и по звучанию, и по значению. Например, послал хлеб - в значении «весь» ; послал хлеба - в значении «часть» ; и та и другая форма называет объект действия; посылаю отцу - форма падежа называет адресат.
Все формы косвенных падежей, как видно, могут быть при одном глаголе - в одной позиции. Потому они и выступают как разные падежные формы, что мы можем их сравнить и противопоставить при одном и том же окружении - в одной позиции. Это - парадигма (от греч. paradigma-«образец») .
В других случаях единицы связаны потому, что они не могут быть в одной позиции. Например: я иду - ты идешь - он идет. Формы иду - идешь - идет требуют разных подлежащих, разного окружения, т. е. разных позиций. В одной позиции, при одном подлежащем они невозможны. И это тоже парадигма. В этом понимании парадигма - это совокупность единиц, которые меняются в зависимости от позиций (см. Дистрибутивный анализ) .
В чем различие между этими парадигмами? Одинаково ли их отношение к синтагмам? Единого мнения на этот счет сейчас у лингвистов нет. Дело требует изучения.
Издавна принято парадигмой называть серии падежных форм или личных форм у глагола. Современное языкознание распространило это понятие на другие единицы языка. Например, возможны парадигмы звуков, предложений и т. д.
Противопоставление парадигматических и синтагматических связей было введено в науку Ф. де Соссюром; оно многое объяснило в строении языков, но и само пока еще нуждается в дальнейшем уточнении. «Все, что хочется написать в строку, - синтагма. Все, что хочется написать столбиком или в виде таблицы, - парадигма» .

Вопрос 78.

Синтаксис (гр. syntaxis - составление). - раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словообразовании и учение о предложении. Основными синтаксическими единицами являются: словоформа (т.е. слово в определённой форме), словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Предметом синтаксиса являются слово в его отношениях и связях с другими словами в речи, правила образования из слов более крупных единиц, обеспечивающих речевое общение. В результате соединения словоформ, употребления слов в определённых формах строятся синтаксические единицы: словосочетания, предложения. Так в предложении: Где-то на западной окраине гулко ухнула ручная граната (Ш.) использованы словосочетания на западной окраине, гулко ухнула, ручная граната. В русском языке предложение может быть построено из одного знаменательного слова в определённой форме: Утро; Светает; Вот озеро; Встать! и др. Однако такие предложения, как правило, допускают расширение с помощью поясняющих слов: Летнее утро; Быстро светает; Вот лесное озеро; Встать немедленно!

Предложение и словосочетание - синтаксические единицы разного назначения, каждая из них может иметь свои существенные признаки. Предложение оформляет высказывание, оно является главной единицей синтаксиса. Словосочетание - один из компонентов предложения, оно представляет собой вспомогательную единицу. В синтаксисе изучаются правила грамматического оформления предложения и словосочетения.

В речи предложения связаны друг с другом. Группа предложений, определённым образом связанных между собой в относительно завершённом отрезке текста, объединённом тематически и логически, образует так называемое сложное синтаксическое целое. В сложном синтаксически целом - единое тематическое содержание предложения связаны с помощью лексических единиц, глагольных форм времени и вида. Закономерности построения сложного синтаксического целого - предмет изучения синтаксиса текста.

Синтаксические средства русского языка, с помощью которых строются предложения и словосочетания, разнообразны. Основными являются формы слов в их взаимодействии и служебные слова. Посредством словоизменительных показателей и служебных слов осуществляется синтаксическая связь слов в словосочетании и предложении. Например, в предложении Сквозь тучу глядело на землю негреющее солнце (Ш.) слова связаны родовыми окончаниями (солнце глядело, солнце негреющее), а также падежными окончаниями в сочетании с предлогами (глядело на землю, глядело сквозь тучу).

При построении предложения используются также интонация и порядок слов. Интонация (сообшения, вопросы, побуждения) не только средство грамматической организации предложения, но и показатель законченности высказывания. Порядок слов - взаимное расположение их в составе словосочетания и предложения. В русском языке есть определённые правила взаимного расположения слов в разных видах их сочетаний. Так, грамматической формой является расположение сказуемого после подлежащего, согласованное определение обычно ставится перед определяемым словом, а несогласованное - после него. Отступление от этого правила используется в стилистических целях.

Синтаксические единицы связаны с единицами других уровней систеты языка: они строятся из слов, точнее из словоформ. Синтаксис, таким образом опирается на лексику и морфологию. Особенно тесно связаны синтаксис и морфология как две стороны грамматического строя языка.

Морфологические единицы, морфологические показатели реализуются в речи через словосочетание и предложение. Морфологические категории частей речи являются опорой синтаксических отношений (западная окраина - определительные отношения "предмет - признак"), а также синтаксических категорий (ухнула граната - прошедшее время, реальная модальность).

Мы переходим от одного раздела грамматики к другому: в морфологии рассматривали грамматические значения слова и его формы, выражающие эти значения; в синтаксисе будем иметь дело с употреблением форм слова в предложении, с их связями, отношениями, с собственными грамматическими значениями предложений.

Нужен другой взгляд, другая работа мысли. Необходимо видеть формы слова как инструмент образования предложения. Изучая синтаксис, нельзя отрываться от морфологии, забывать ее. Настоящая жизнь слова, его форм проявляется в предложении. Привыкайте к новому понятию «словоформа»: в предложение входит не слово целиком — со всеми его формами и значениями, а одна из его форм.

Слово называет предметы, признаки, действия и пр., а предложение обозначает событие или ситуацию (положение). Для этого используются различные средства языка — не только формы слов, их связь, но и порядок расположения словоформ в предложении, служебные слова, интонация.

Основные единицы синтаксиса — словосочетание и предложение.

Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта М., 2009г.

Каждый язык состоит из словаря (системы лексических единиц) и грамматики (правил оперирования знаками). Грамматика языка делится на два раздела - морфологию и синтаксис. Предметом изучения в морфологии являются формы словоизменения и грамматические категории, синтаксис же изучает способы сочетания словоформ в словосочетания и предложения и их строение.

Срок синтаксис ("сборка", "строение") употребляется в двух значениях: 1) в значении синтаксическая строение языка, элементами которой выступают члены предложения, словосочетания, предложения, эквиваленты предложения (его функциональные заменители, например Так нет! Конечно! Да же, разве?); 2) в значении грамматическое учение о структуре, семантику и функции синтаксических единиц (членов предложения, словосочетаний, предложений).

Вполне применимо употребление термина синтаксис и по разделов: синтаксис словосочетаний, синтаксис членов предложения, синтаксис предложений, синтаксис эквивалентов предложения; синтаксис простого предложения, синтаксис простого осложненного предложения, синтаксис сложного предложения.

Объект и предмет синтаксиса

Если в морфологии рассматриваются слова как грамматические единицы языка и их лексико-грамматические классы - части речи, - то в синтаксисе имеем дело с языковыми единицами по функциональному признаку - делением их на члены предложения, классификация словосочетаний и предложений.

Объектом синтаксиса современного украинского литературного языка выступает вся ее синтаксическая строение, которое формируется со всех синтаксических единиц - членов предложений, словосочетаний, предложений, их форм, разновидностей.

Предметом изучения в синтаксисе является синтаксическая теория, синтаксические правила, все характеристики объектов синтаксической структуры языка, то есть реальных членов предложения, словосочетаний, предложений. Если объект синтаксиса имеет объективный характер, то предмет синтаксиса является объективно-субъективным явлением, потому что создается мышлением ученых-лингвистов, конечно, на объективной основе.

В длительном, килькадесятиричному речи отдельное лицо использует миллиарды и миллиарды конкретных предложений, которые принадлежат к немногим структурных типов предложения, потому что каждое конкретное предложение, которое реализуется устно или письменно, является простым или сложным предложением, двусоставными или односложно.

Достаточно распространено мнение, согласно которому синтаксис вроде занимает центральное место в грамматике / морфология будто подчинена синтаксиса: слова всех частей речи служат потребности оформления членов предложения.

Нередко считается, что вроде морфология ограничивает своими формами синтаксис, поскольку по словам, которые принадлежат к разным частям речи, закрепились типичные и менее характерные для них синтаксические функции. Такое рассуждение не совсем обосновано. Все основные структурные компоненты речи одинаково важны без фонетико-фонологического состава языка невозможно существование ее лексико-фразеологической системы, без морфологического состава речи не существовала бы и ее синтаксическая система. Что здесь важнее -вопрос определенной степени риторический, во всяком случае маловмотивоване. Каждое конкретное предложение воплощает в себе одну из типичных для конкретного языка структурную схему предложения, строится по определенным устоявшимся в языке абстрагированным образцом из слов и словосочетаний, получая материальное выражение в звуках.

Типы синтаксических единиц

В украинском языкознании получает распространение учение о трех синтаксические единицы:

Предложения;

Словосочетания;

Минимальная синтаксическая единица.

Изучение синтаксических единиц предполагает многоаспектность подходов, в частности:

Формально-синтаксический (учитывает формальную строение синтаксических единиц);

Семантико-синтаксический, или семантический (учитывает взаимосвязь формальной строения и значение синтаксических единиц);

Коммуникативный, или функциональный.

Ведущее место в современном языкознании занимает функциональный подход к изучению синтаксических явлений. Функциональный подход учитывает объективно смысловое содержание предложения как отражение явлений внеязыковой действительности.. Он реализуется в концепциях:

Американских языковедов Чарльза Филлмора (род. 1929), Уоллеса Чейфа (род. 1927);

Голландского языковеда Симона-Корнелиса Дика (род. 1940);

Чешского языковеда Вилена Матезиуса (род. 1882);

Украинские языковеда Ивана питомца (род. 1935). Иван Романович Воспитанник определяет синтаксические единицы по:

Формально-синтаксическими;

Семантически синтаксическими признаками. Языковед рассматривает синтаксические единицы в сфере:

Языка и речи;

Синтаксических связей;

Семантико-синтаксических отношений;

Структуры и семантики предложения.

Интересными и глубокими по определению синтаксических единиц является концепции американских лингвистов Ч. Филлмора и В. Чейфа, которые значительное внимание уделяют диф-ренцийним семантико-синтаксическим признакам той или иной языковой единицы. Голландский лингвист Симон Корнелис Дик синтаксические единицы исследует через взаимоотношения функционального и системного аспектов синтаксиса.

Чешский языковед Вилен Матезиус для выделения синтаксических единиц опирается на коммуникативный аспект функционального синтаксиса.

С учетом идей указанных концепций в лингвистике выделены три основные синтаксические единицы:

Предложение как основная и самая предикативная единица в языковой системе, поскольку его содержание через модально-временные параметры (ирреальность, СПОН-кальнисть, бажальнисть, настоящее, прошедшее, будущее время) соотносится с действительностью;

Словосочетание - непредикативное синтаксическая единица, которая только в составе предложения как единицы сообщение является его компонентом,

Минимальная синтаксическая единица, которая функционирует только в пределах предложения или словосочетания и является их частью-компонентом: 1) члены предложения выделяются на основе синтаксических связей; 2) синтаксемы - на основе семантико-синтаксических отношений.

Итак, центральной синтаксической единицей в синтаксисе есть предложения, а словосочетания и минимальная синтаксическая единица подчинены предложению. Словосочетание и минимальные синтаксические единицы в основном являются компонентами, которые представляют самые высокие морфологические единицы (части речи и совокупность их форм).

Синтаксические единицы находятся в иерархических связях. Вершиной этой иерархии является предложение, которому подчинены словосочетания и минимальная синтаксическая единица. Различия между синтаксическими единицами обусловлены прежде всего грамматически, поскольку по содержанию они могут быть лексически тождественными, ср.: Образовали слово (предложение) - образование слова (словосочетания) - словообразования (минимальная синтаксическая единица).