Строительство и ремонт

Музыкальная культура средневековой руси. Религиозно-духовная музыка древней руси Народное музыкальное творчество древней руси

Истоки русской музыки восходят к древнейшей культуре языческих славянских племен периода праславянского единства, когда южные, западные и восточные славяне представляли собой единую этническую группу.

Восточнославянские племена (анты) явились той славянской ветвью, из которой к IX в. сформировалось государство под названием Киевская Русь. Племена восточных славян расселились на огромной территории преимущественно по берегам больших рек и их притоков.

В Летописи перечислены места их поселения: на берегах Среднего Днепра жили поляне, на Десне - северяне, на Припяти - древляне и дреговичи, на Соже - радимичи, на верховьях Днепра - кривичи, на Ильмень-озере - словене, на окраинах, на Западном Буге - волыняне, у Карпатских гор - хорваты, по Оке - вятичи.

Как отмечает летописец, племена эти имели свои обычаи и законы отцов своих, предания и свой нрав.

См.: Повесть временных лет. Т. 1. М.; Л., 1950. С. 11-12. «Повесть временных лет», или «Первоначальная летопись», была написана в Киево-Печерском монастыре Нестором- летописцем и игуменом Выдубецкого монастыря Сильвестром. Д. С. Лихачев называет эту Летопись энциклопедией русской жизни X-XI вв. В этом первом летописном произведении даны уникальные сведения об истории, языке, религии, народах, искусстве.

Татьяна Феодосиевна Владышевская - Музыкальная культура Древней Руси

М.: Знак, 2006. - 472 с.

ISBN 5-9551-0115-2

Татьяна Владышевская - Музыкальная культура Древней Руси - Содержание

Часть I. Древнерусская музыкальная культура

Глава 1. Музыкальная культура восточных славян

  • Исторические свидетельства
  • Мифология и обрядность
  • Семейно-бытовые песни

Глава 2. Музыкальная культура Киевской Руси

  • Начало русского просвещения
  • Народное и церковное искусство Древней Руси
    • Двойственный характер музыкальной культуры Средневековья
    • Генезис русской профессиональной музыки
    • Былины
    • Распевное чтение
  • Княжеская культура. Скоморошество
  • Инструментальная музыка

Глава 3. Музыкальная культура эпохи феодальной раздробленности

  • Новгородская музыкальная культура

Глава 4. Стилевые особенности знаменного пения

  • Основы канона древнерусского певческого искусства
    • Осмогласие
    • Знаменный распев
    • Музыкальная поэтика и гимнография
    • Жанровое своеобразие
  • Музыкальная письменность Древней Руси
  • Особенности текстов в древнерусских песнопениях

Глава 5. Музыкальная культура в период образования русского централизованного государства

Глава 6. Отражение русской истории в творчестве древнерусских распевщиков

  • Песенный фольклор позднего Средневековья

Глава 7. Русская музыкальная культура XVII века

  • Особенности исторического развития
  • Музыкальная жизнь в XVII веке
  • Юго-западное влияние в Московской Руси
  • Ранние формы русского многоголосия
    • Строчное и демественное многоголосие
    • Партесные гармонизации
    • Канты и псальмы
  • Музыка для театра XVII века
  • Теория музыки в XVII веке

Часть II. Синтез церковных искусств в Древней Руси

Глава 1. Музыка в синтезе древнерусских искусств

  • Художественный канон певческого искусства
  • Истоки русской церковной музыки
  • Распевы и нотации
  • Символика знаков
  • Круг песнопений. Циклизм

Глава 2. Изобразительный канон музыкальных инструментов Древней Руси

Глава 3. Изображение певцов и песнопений в древнерусском искусстве

  • Изображение песнопений на иконах

Глава 4. Богодухновенное, ангелогласное пение в системе средневековой музыкальной культуры (эволюция идеи)

Глава 5. Стиль барокко в русском искусстве, архитектуре, литературе и музыке

  • Партесные концерты в эпоху барокко

Часть III. Древнерусские колокола и звоны

Очепные колокола на Руси

Иностранцы о колокольном звоне в Москве

Благословение колокола

  • Колокола и звоны

Древнерусская литература о колоколах

Колокола как памятники и помя нники

Легенды о колоколах

Колокол как музыкальный инструмент

О колокололитейном искусстве

Колокольни, звонницы, церкви «под колоколы»

Ростовские колокола и звоны

Часть IV. Древнерусская певческая культура и старообрядчество

Глава 1. К вопросу об изучении традиций древнерусского певческого искусства у старообрядцев

Глава 2. Об экспедициях к старообрядцам

  • Виды псалмодического пения
  • Песнопения знаменного распева

Глава 3. К вопросу о связи народного и профессионально-церковного древнерусского певческого искусства

Часть V. Ранние формы древнерусского певческого искусства

Глава 1. Чтение нараспев священных текстов

  • Погласицы
  • Литургический речитатив
  • Виды распевного чтения
  • Интонационные особенности чтения Евангелия
  • Пасхальное чтение в Остромировом евангелии
  • Распевное чтение псалмов
  • Рассказные погласицы
  • Чтение Учительного Евангелия и Апостола

Глава 2. Самогласны малого знаменного распева

  • Пение на погласицу, гласовое пение
  • Напевка в самогласнах малого знаменного распева
  • Знак речитации стопица и его значение в знаменном распеве
  • Трехстрочные самогласны
  • Двухстрочные самогласны

Глава 3. Подобны

  • Классификация самоподобнов (на материале старообрядческих традиций)

Часть VI. Кондакарь Типографского устава и музыкальная культура Древней Руси XI-XII веков

Древнерусские кондакари

Самогласны - распетые кондаки ТУ

Кондакарные подобны

Традиция пения кондаков

Изображение кондакарного пения на иконе «Покров Богоматери»

Кондакарная нотация

Малые и большие кондакарные знаки ТУ

Кондакарные формулы

Мартирии в древнерусских кондакарях

Византийские и кондакарные мартирии

Техника распева кондаков. Строки и попевки. Подобен в подобне

Музыкальное соотношение самогласна и подобна на примере кондака 8-го гласа

Строки и попевки кондака святому Симеону «Вышьних ища»

Кондак и икос Симеону в византийской традиции

Икос Борису и Глебу

Припевы икосов

Распевы и самогласны икосов. Подобны воскресных кондаков и икосов

Не родной лист в ТУ

Кондакарный распев икоса, или ошибка писца?

Акафист в ТУ

Прокимен «Всякое дыхание» на 8 кондакарных гласов

Знаменные песнопения ТУ

Ранняя знаменная нотация в ТУ

Алфавит знаков раннезнаменной нотации

Октоих ТУ

Пение аллилуия в Октоихе

Степенные антифоны

«Подобьници»

Автомелон «Преподобьне отьче, Богоносьче Феодосие»

В греческой и славянской рукописях

Текстология самоподобна «Доме Ефрафов»

О писце и заказчике «Михалъ псалъ Микуле»

«Микулины книгы»

О пении похрьстьном

О панихиде

Службы на разные случаи в ТУ

Евангельские чтения: «Ищи в велицем евангелии»

Рисунки в ТУ в связи со службами

ТУ о клепании и билах

Феодосий Печерский о церковном пении

Хронологическая таблица

Литература

Татьяна Владышевская - Музыкальная культура Древней Руси - Исторические свидетельства

Восточнославянские племена жили общинным родовым строем. Византийский писатель VI в. Прокопий Кесарийский так описывает их жизнь, нравы и верования в труде «О войнах Юстиниана»:

Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии) и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим... Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... Они почитают и реки, и нимф, и всяких других демонов, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.

Сведения о восточнославянской мифологии немногочисленны не только потому, что в дохристианский период эти племена не имели письменности, но и потому, что в последующее время христианизации Руси языческая мифология сознательно разрушалась. Тем не менее различные косвенные свидетельства о ней сохранились главным образом в фольклоре.

Немногочисленные, но важные сведения о жизни древних славян, их культуре и обрядах можно найти в летописях, словах, поучениях, житиях и описаниях иностранных путешественников. Много ценного открывают археологические раскопки, но особая роль принадлежит фольклору, народной коллективной памяти. В песенном фольклоре сохранились многие особенности музыкальной культуры Древней Руси, определившие своеобразие ее языка. Под их влиянием происходило развитие всей русской музыкальной культуры. Несмотря на естественный процесс эволюции и развития народного искусства, нельзя не отметить большой степени устойчивости традиций народной музыки.

Вся жизнь, культура и искусство древнейшего периода тесно связаны с мифологией, у славян чрезвычайно богатой и развитой. Чтобы ее верно понимать, необходимо соотносить многие явления древнейшего русского искусства, в том числе и музыкального, с мифологией. Особенности пантеона языческих богов и мифологические представления славян с трудом поддаются реконструкции. Однако их элементы обнаруживаются в фольклоре - песнях, сказках, играх и даже детских забавах и игрушках.

Леший, домовой, баба-яга - персонажи сказочного фольклора - потеряли свою прежнюю мифологическую значимость, сохранившись лишь в детском фольклоре, всегда более архаичном. В некоторых детских игрушках можно видеть остатки древних культовых предметов: прежние идолы стали куклами, болванчиками, изображение солнечной колесницы - детской каталкой, торжественные весенние обряды превратились в детские игры и песни наподобие «Бояре, а мы к вам пришли», «А мы просо сеяли».

Некоторые детские песни, по-видимому, восходят к древним языческим заклинаниям. Например, распространенная детская песенка «Дождик, дождик, пуще», очевидно, некогда имела отношение к заклинаниям и жертвоприношениям с целью вызывания дождя, то есть была связана с культом Перуна - высшим богом в пантеоне языческих богов . Звукоряд этой песенки представляет собой древнейший основной ангемитонный (бесполутоновый) звукоряд - трихорд в кварте, свойственный обрядовым народным песням, исполняемым ранней весной

Перун был главным божеством языческой Руси, богом князей и дружинников, божеством, олицетворяющим грозные силы природы, вызывающим страх и трепет. При скреплении договоров князья со своею дружиною присягали Перуном и Велесом. По всем областям расселения славян известны названия возвышенностей и гор, которые происходили от имени Перуна (например, Перынь под Новгородом). На возвышенностях ставили изваяния Перуна.

Класс: 9

Цель: показать развитие музыкальной культуры от язычества до появления профессиональной музыки.

Задачи:

  • Образовательные :
    • познакомить с образцами древнерусской культуры;
    • показать влияние христианства на развитие древнерусской музыки;
    • познакомить с развитием церковной музыки;
    • выяснить роль колокольных звонов в жизни людей Древней Руси;
    • формировать представление о появлении светского профессионального музицирования.
  • Развивающие :
    • развивать интерес к древнерусским песнопениям;
    • развивать чувство патриотизма и гордости за талант русской народной отечественной музыкальной культуры.
  • Воспитательные :
    • воспитывать отношение учащихся к древнерусской музыке как к историческому документу;
    • воспитывать желание изучать развитие русского народного творчества;
    • способствовать созданию на уроке ситуации успеха, возможности реализоваться, раскрыться каждому ребёнку;
    • воспитывать гармонично развитую личность, духовность, нравственность, потребность встречи с прекрасным;
    • воспитывать чувство коллективизма, уважения к мнению других.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи, видеозапись выступления фольклорного коллектива, Презентация к уроку, компьютер и проектор для показа презентации.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Приветствие. Подготовка рабочего места.

2. Проверка усвоения знаний:

Учитель: Приступая к изучению новой темы, мы немного остановимся на повторении предыдущего материала. (Приложение 1 )

Эпиграф:

«…Клянусь честью, что ни за что
на свете я не хотел бы переменить
Отечество, или иметь другую историю,
кроме истории наших предков, такой,какой Бог её дал».

А.С. Пушкин

Работа с карточками по вариантам.

– Мифологические представления древних славян.
– Что такое языческая религия?
– Кому поклонялись древние славяне?
– Какую веру называют христианством?
– Вспомните имя первого человека на Руси, принявшего христианство?
– Как связано имя первого древнерусского человека-христианина с историей нашего города Псков?
– Чем отличались памятники каменного культового зодчества Киевской Руси от византийских образцов? В чем состояли эти отличия, почему они появились?
– Назовите виды монументальной живописи, пришедшие на Русь из Византии.
– Кого помимо Спасителя и Богоматери изображали древнерусские иконописцы?

Учитель: Мы живем в сложное время. Но жизнь народа, судьба его, его история продолжается. Мы должны гордиться, знать его историю, чтобы идти в будущее. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей. – Итак, сегодня нам предстоит изучить: особенности музыкальной культуры Древней Руси, а также влияние на нее Византийской культуры; роль колоколов в жизни древнерусских людей; как появилось на Руси профессиональное музыкальное искусство; какие жанры возникли в русском песенном фольклоре.

3. Изучение нового материала:

Учитель: Музыкальная культура Древней Руси своими истоками уходит в далекое прошлое к языческим традициям. Как вы уже сегодня говорили, в языческих верованиях долго сохранялись следы поклонения «матери-земле» и огню, а также тотемистических представлений о значении охотничьего промысла в жизни людей. Всеми этими верованиями определялся характер древнеславянской языческой обрядности, то есть организованной, упорядоченной системы магических действий, назначение которых заключалось в том, чтобы воздействовать на окружающую природу и заставлять ее служить человеку. На общий характер музыкальной культуры Древней Руси существенным образом повлияло принятие христианства. – В каком веке появилась на Руси христианская вера? Что означал обряд Крещения?

Ответы учащихся:

– В 10 в., а точнее в 988 году произошло Крещение Руси. По примеру своей бабушки, Князь Владимир – внук княгини Ольги – навсегда провозгласил на Руси христианскую веру, совершив обряд крещения киевлян в водах Днепра. Люди заходили в реку и очищали своё тело и душу от грехов. Это означало, что каждый, кто совершил этот обряд, становился православным.

Учитель: Прежде, чем избрать единую для всех веру, Князь Владимир отправил в страны с такой же религией послов. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, входившей в состав государства Византии, потрясла их. Этот восторг запечатлен в древней летописи «Повесть временных лет».

Ученик озвучивает текст слайда:

И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать во язычестве.

Учитель: Новая вера послужила толчком для появления церковной (духовной) музыки. По всей Руси стали строить православные храмы. В каждом храме был хор певчих. Из Византии были заимствованы музыкальный канон и система жанров. Отныне музыка развивается под эгидой церкви и рассматривается как составная часть богослужения. Хоровые церковные песнопения (кондаки, стихиры, каноны) посвящались основным церковным праздникам, житиям особо почитаемых святых.

Звучит фрагмент Стихиры «Земле русская».

Учитель: Какие чувства вы испытывали, слушая это пение? Хочется ли вам выполнять какие-либо действия под такую музыку?

Ответы учащихся: Двигаться быстро не хочется. Хочется посидеть, подумать о жизни, музыка успокаивает, снимает усталость, появляется желание помочь ближнему, забыть обиды, трудности.

Учитель: Поначалу церковное пение было одноголосным, унисонным, мужским. Это выражало идею единомыслия, соединения сердец и умов: «Пусть язык твой поет, а ум пусть прилежно размышляет над смыслом песнопения». Еще одной отличительной чертой русской православной музыки является пение без сопровождения – a capella. Человеческий голос признавался единственным музыкальным инструментом, которым можно воплотить слово о Боге в музыкальных звуках. В конце 14 – начале 16 вв. был учрежден придворный хор из лучших певцов и знатоков певческого искусства, набранных из разных городов и областей. Эта группа певцов, именовавшихся «государевыми певчими дьяками», состояла при особе царя. Певчие в хор отбирались с особой тщательностью. Хор пел во время церковной службы, дворцовых праздников и увеселений. Овладевая церковной музыкальной культурой, неизвестные создатели гимнов и распевщики (так в старину называли композиторов) – выходцы из народа – не могли сразу «запеть» на чужом языке, поэтому они обогащали церковные песнопения родными русскими напевами, интонациями. Этот сплав народной русской культуры с «иноземной», византийской, отразился в таком явлении, как знаменный распев , обладавший поразительной внутренней мощью, эпической силой, величественностью и строгостью.(3.19) Распев – то есть распевно произнесенное слово. Он действительно во многом напоминает медленную и выразительную декламацию.

Учитель: Какими знаками пользуются для записи музыки наши современники?

Ответы учащихся: Нотами.

Учитель: Для записи древней церковной музыки на Руси употреблялась специальная нотация, которая называлась знаменной (от славянского слова знамя – знак ). Мелодия записывалась над строкой текста с помощью знаков, которые указывали не точную высоту звука, а только направление мелодии. Позднее знаменная нотация получила название крюковой , по названию одного из главных ее знаков – крюка .

Звучит запись: «Шестопсалмие» (знаменный распев).

Учитель: При прослушивании обратите внимание на тексты и образное содержание музыки (чувства верующего человека, отношение к Богу, отношение к ближнему), характер мелодии и сопровождения.

Учитель: В 15-16 вв. знаменный распев становится все более протяженным, развитым, украшенным, сближается с лирической народной песней. В 15 веке в русской иконописи развивается богословское учение о Троице – триедином Боге – Отце, сыне и Святом Духе. – Посмотрите на репродукцию самой известной иконы того времени «Троица» А. Рублева, ученика русского Святого Сергия Радонежского. – В этот период одноголосное пение переходит в многоголосное и таким образом формируется полифонический стиль. Появляется немало авторских и местных распевов (Смоленский, Кирилловский, Киевский распевы)

Звучит фрагмент Киевского распева – Гимн «Свете тихий».

Учитель: Сравните характер этой музыки с характером рисунка на иконе А. Рублева. В чем их сходство? – Во второй половине 17 века русские музыканты знакомятся с музыкальной культурой Западной Европы. На Руси этого времени происходит «диалог двух культур» – «старой», связанной с одноголосным пением, по образному строю близким к строгим ликам древних икон, и «новым» – многоголосным партесным (от слова partes – голоса ) пением, отличающимся энергией, красочностью, богатством звучания, ощущением движения, света, огромного пространства. Одновременно начинает преобладать пятилинейная нотация, хотя довольно долго еще сохраняется крюковое письмо (старообрядцы пользуются им по сей день). Церковное пение являлось единственной формой профессионального письменного музыкального искусства на Руси со времен принятия христианства и до конца 17 века. Очень популярным становится духовный стих – псальма, или кант (на стихи как русские или церковнославянские, так и на переводные), затем появляются и светские хоровые канты – исторические, военные, любовные, шуточные.

Звучит фрагмент Канта «Радуйся, Росско земле» .

Учитель: Какой характер у этого канта? Почему?

Ответы учащихся: Потому что это хвалебный стих в честь победы русских воинов.

Учитель: Русская церковная музыка была частью храмового синтеза искусств, воздействовала на чувства и мысли людей наряду с красотой храма, иконописи, обряда богослужения.

Учитель: В конце 11 века в Новгородской летописи появилось первое упоминание о колокольных звонах, которые собирали жителей города на Вече для принятия важнейших решений, оповещали о начале богослужений в церкви. Колокола звучали и тогда, когда грозила опасность, стихийное бедствие. Колокола помогали путнику в непогоду найти дорогу к жилищу. Многие века они сопутствовали жизни народа, созывали его на битву и приветствовали победное возвращение полков с поля боя, сопровождали празднества. Несколько колоколов с различными тонами образовывали звонницу, позволявшую исполнять целые музыкальные произведения. Колокольные звоны – это голос Родины, подлинное духовное творчество.

Учащийся читает стихотворение Степана Щипачева «Звонят колокола»:

Звонят в России колокола.
Но это – не богу хвала,
а предкам нашим,
загинувшим где-то.
Умельцы, бедами тертые,
для каменных белых церквей
лили колокола
и к металлам твердым
прибавляли частицу души своей.
И колокола – грозны и певучи –
То бьют набатом, то благовест льют.
Звонят в России колокола,
Но это не богу – искусству хвала

Звучит фрагмент записи “Колокольные звоны России”.

Учитель: Широкое развитие получили в Киевской Руси и различные виды светского музицирования. В 11 веке появляется народное профессиональное искусство скоморохов – странствующих актеров и музыкантов, упоминаемое в «Повести временных лет». Их выступления, как свидетельствует летопись, привлекали людей. Скоморохи соединяли в себе черты потешника, балагура, лицедея, музыканта и певца, сказителя, танцора, фокусника и акробата. Они остроумно на импровизированных представлениях разыгрывали комические сценки, шутили, рассказывали небылицы. Скоморохи участвовали во всех народных гуляниях и празднествах, играли на крестьянских свадьбах и княжеских пирах. Так как скоморохи частенько высмеивали монахов и представителей власти, их отлучали от церкви, подвергали проклятию, изгоняли, а музыкальные инструменты называли бесовскими и приказывали «немедля изымать и, изломавши, сжигать». Разнообразным был инструментарий скоморохов: бубны, трещетки, гусли, дудки, сопели, свирели, цевница (флейта Пана) и др. И все же, несмотря на запреты и преследования, искусство скоморохов оставалось любимым и захватывающим зрелищем. Музыкальные инструменты использовали на Руси и в ратных делах государства. Бубны, барабаны, трубы поддерживали боевой дух во время сражений, снимали эмоциональное напряжение, вселяли уверенность в победе.

Учитель: Кто из вас вспомнит, что означает слово «фольклор?

Ответы детей: Фольклор – «народная мудрость».

Учитель: Народная песня была важнейшей областью музыкального фольклорного искусства Древней Руси. Дошедшие до нас свидетельства, говорят об исключительной широте ее распространения и о том, какой любовью она пользовалась во всех слоях населения, от простого крестьянина-смерда до княжеской дружины.

Просмотр видеоклипа с участием фольклорного коллектива.

Учитель: Почему народная песня в старину пользовалась большой любовью или как теперь бы сказали, популярностью?

(Ответы учащихся.)

Учитель: Жанровая система русского фольклора включает следующие основные виды:

ШИФРОГРАММА
(переставьте слоги и получите новые слова).

СТУШ

БЕЛЬ

Учитель: О чем рассказывала народная песня, какие моменты жизни древнего русича она сопровождала? (Ответы учащихся.)

Учитель: Инструментальная музыка Древней Руси занимает несравнимо меньшее место, нежели вокальная: церковный запрет на использование музыкальных инструментов в храме, по-видимому, оказал влияние и на фольклор. Но в 18 веке отношения к народной музыке меняется. Нач нает развиваться светское искусство, и фольклор постепенно входит в русскую музыку и литературу.

Учитель: Сегодня на уроке мы приоткрыли еще одну страничку культуры Древней Руси. Древнерусское музыкальное искусство – это великое творение своего времени. Оно неповторимо, как и та эпохи, что его породила. И оно входит в культуру современного человека как неповторимая ступень в художественном развитии нашего народа и является историческим документом.
– Зачем нам людям 21 века знать о том, откуда мы, чем занимались наши предки, какую музыку они слушали и исполняли?

Вывод:

Ответы учащихся: Если человек не знает древней культуры – веры, обычаев, традиций, вокальной и инструментальной музыки, он не имеет права считаться культурным человеком.).
– Знакомство с достижениями своих предков поможет вам расти не "Иванами, родства не помнящими", а личностями, сознающими свою причастность к тысячелетней богатейшей истории родного народа – и вместе с ним всего человечества, – поможет впитать в себя высокие этические, нравственные законы, лежащие в основе народной культуры, научит любить и ценить духовное богатство, ум, талант и народную мудрость.

4. Обобщение

Закрепление нового материала.

– Что обрела древнерусская музыка с принятием христианства?
– Почему во время богослужения не бывает громкой музыки?
– Почему в православной церкви нет инструментального сопровождения?
– Когда на Руси появилось многоголосное церковное пение?
– Кого можно назвать профессиональными певцами и какое к ним было отношение?
– Какое значение в жизни древнерусского народа имели колокольные звоны?
– Кто такие «царские певчие»?
– Назовите основные жанры русских народных песен.

Учитель: Изменилось ли ваше отношение к музыкальному культурному наследию наших предков?

Домашнее задание:

– Подготовить доклад о жанрах русских народных песен.
– Подготовить доклад о старинных музыкальных произведениях.
– Описать в тетради свои впечатления о прослушанной на уроке музыке.

Древнерусская музыка была тесно связана с обрядами и верованиями, а также с земледельческим трудом. Этим и объясняется большое разнообразие жанров. На площадях, в домах, на пирах исполнялись былины, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые, колыбельные и многие другие песни.

Древнерусская музыка — исполнители и основные жанры

  • обрядовой музыки, в основном, волхвы,
  • народной – .

Скоморохи (их еще называли «лицедеями», так как они не только пели и играли музыку, но и устраивали представления, зачастую импровизированные) были первыми профессиональными музыкантами на Руси.

В своем творчестве они использовали такие музыкальные инструменты, как

дудки, волынки, гусли, гудки, трубы, бубны, свирели.

Многие музыканты выступали на пирах, воспевая доблесть русских витязей и князей. Образ подобного сказителя выведен в «Слове о полке Игореве» – знаменитый Баян.

После захвата Руси татаро-монголами центром культурной жизни стал свободный «господин Великий Новгород». Именно там получил развитие такой жанр как былина. Былины донесли до нас историю о знаменитом исполнителе и гусляре Садко, покорившем своей музыкой даже Морского царя.

Колокольный звон как музыкальный жанр

Также на новгородской почве развился уникальный, типичный только для музыки Древней Руси жанр – искусство колокольного звона. Всего существует три вида звона:

  • благовест (равномерные удары в большой колокол),
  • перезвон (перебор колоколов от самого маленького до самого большого или наоборот)
  • и собственно сам звон (это уже было самой настоящей игрой на колоколах).

Профессиональный звонарь учился искусству звона всю свою жизнь.

Начало профессиональной музыки — церковная и духовная

Зарождение профессиональной музыки тесно связано с историей становления древнерусского государства – Киевской Руси (IX–XIII века). После Крещения Руси (988 год) и укрепления связей с Византией появились и первые церковные песни – духовная музыка.

Древнерусский музыкальный канон

Музыкальный канон того времени был заимствован древнерусскими священниками прямиком из Византии. Церковная древнерусская музыка, как и вся христианская музыка того периода, была монодична, то есть ее основу составляли одноголосые распевы. Распевы подчинялась системе осмогласия. С ее помощью устанавливался строгий порядок музыкального исполнения службы.

Система осмогласия была целиком заимствована из и получила название «византийского столпа». В соответствии с ней в православных храмах каждую неделю распевался особенный глас (в системе древнерусской музыки гласом считался не какой-либо один определенный напев, а целая музыкальная система).

Всего существовало восемь гласов, и они образовывали восьминедельный цикл («византийский столп»), который повторялся в течение года примерно шесть с половиной раз (за исключением дней Великого Поста и Святой Пасхи).

Создателем системы осмогласия музыковеды и историки считают преподобного Иоанна Дамаскина (680-777), автора «Октоиха».

Записей звуковысотного обозначения гласов в то время не существовало. Мелодию записывали с помощью системы особых знаков, которые указывали лишь направление мелодии, прямо под строкой текста. Исполнителям мелодику песнопений приходилось учить по слуху. Певческое искусство передавалось в устной форме от учителя к ученику.

С византийским музыкальным каноном связана и особая эстетика – «ангельское пение». Более всего ценился чистый звук голоса. Один из раннехристианских писателей Климент Александрийский (150-215) считал, что человеческий голос является совершенным инструментом, поэтому отвергал иные музыкальные инструменты. Поэтому яркой отличительной чертой музыки Древней Руси являлся принцип a capella, то есть, пение без сопровождения музыкальными инструментами.

Певческие стили в древнерусской музыке

В музыке Древней Руси сосуществовали два певческих стиля – кондакарный (сольный) и знаменный (хоровой) распев.

Стройное чередование тонов и полутонов, которые образовывали двенадцатиступенный звукоряд, именовалось церковным ладом . Он распадался на четыре согласия – простое, мрачное, светлое и тресветлое, в каждом было по три звука.

Запись музыки в Древней Руси

Для записи древнерусской церковной музыки монахи употребляли специальную нотацию, которая получила название «знаменной» (от слова знамя – «знак»). «Знаменная» нотация (или «крюковая» – по названию одного из основных знаков системы – крюка), исполненная до XVI века, тяжело поддается расшифровке, поскольку по вполне объективным причинам у науки нет точных сведений о том, как в действительности звучали знаменные распевы.

Надо отметить, что древнерусская церковная и народная музыка находились в определенной оппозиции . Так как византийский канон являлся заимствованным, он вступал в конфликт с народной музыкой, имеющей глубокие национальные корни. Поэтому авторы древнерусских распевов оказывались перед нелегким выбором совмещения христианской эстетики и «наработанных» национальных, но языческих приемов музицирования.

Однако не только церковная и народная древнерусская музыка получили широкое распространение на территории страны. По сохранившимся фрескам мы можем получить некоторые сведения о светской музыке того периода, которая была распространена при дворе киевских князей. На одной из фресок можно увидеть музыканта, исполняющего мелодию на струнном смычковом инструменте наподобие средневекового фиделия (прообраза виолы). На другой фреске запечатлена целая группа музыкантов, играющих на духовных и щипковых инструментах в окружении скоморохов – плясунов и акробатов. Также на фреске сохранилось изображение органа и играющего на нем человека. Древнерусские князья весьма любили музыку во всех ее проявлениях, ценили талантливых исполнителей.

Наверно, неспроста при царе была создана группа певцов, которые именовались «государевыми певчими дьяками». Они получали особенное жалование, зависевшее от того, насколько усердно они прославляли царя (отсюда термин – «славословие») на государевых богослужениях. В этой своеобразной «певческой академии» древнерусской музыки сохранялась преемственность распевщиков.

  • вершники,
  • путники,
  • нижники,

– демественниками назывались певцы-универсалы, умевшие петь на все три голоса.

После ослабления Киева возвышается Владимиро-Суздальское княжество, перенявшее «эстафету» дальнейшего развития древнерусского певческого искусства. Сохранилось в истории имя певца и распевщика Луки. Он был создателем целой школы древнерусских исполнителей. Его учеников летопись именует «луцыной чадью».

Значение периода древнерусской музыки

Музыка Древней Руси – уникальное явление в истории страны и ее культуры:

  • Исполнителями древнерусской музыки были созданы оригинальные жанры (колокольный звон, былины, исторические, лирические песни и др.),
  • Был расширен и обогащен византийский музыкальный канон , впитавший в себя своеобразие национального характера.
  • Церковная музыка стала прообразом профессиональной академической музыки и явилась необходимой для развития культуры Древней Руси в целом.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Значительные достижения отечественной музыкальной культуры связаны со становлением и развитием на Руси отдельных княжеств, объединившихся вокруг Киева, Новгорода, Владимира, Суздаля и, наконец, Москвы. В культуре каждого из этих княжеств преломились особенности их исторического развития.

Музыка неотделима от жизни Киевской Руси. Ее функции ответственны и разнообразны. Она звучала в церкви во время богослужения и в ратных походах, на торжественных церемониях и на народных празднествах. В народном быту продолжали развиваться древние жанры календарных и семейно-бытовых песен. Самым значительным явлением в музыкальном искусстве Киевской Руси стало рождение новых видов музыкально-поэтического творчества. Одно из них- былинный эпос. Былина в Киевской Руси-героико-эпический жанр. Это одновременно и сказка и история. Народ прославлял в былинах отвагу киевских богатырей-защитников Родины Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Воспевались в них и мирные труженники-хлебопашцы, такие, например, как Микула Селянинович. Создателями былин были художественно одаренные певцы-сказители из среды трудового народа. В высшей степени своеобразен музыкальный язык былин – древнейшая музыкальная декламация, в которой большую роль играет импровизационное начало. Исполнитель былин стремился передать тонкие оттенки богатого по содержанию и яркого по образности поэтического текста. Он произносился нараспев, менялась при этом интонация, ускорялись и замедлялись темы повествования в зависимости от содержания стихов. Киевская былина жила и развивалась на протяжение нескольких столетий. Интерес к ней не угас в 19 и 20 веках. Об этом свидетельствуют не только продолжающаяся деятельность народных сказителей, но и творчество композиторов-профессионалов. Воздействием былинных традиций обусловлен характер многих эпизодов, да и весь художественный замысел таких опер, как «Руслан и Людмила» Глинки, «Князь Игорь» Бородина, «Садко» Римского-Корсакова. К традициям былинного эпоса обращаются и советские композиторы в произведениях, прославляющих героическое прошлое народа. Такова, например, кантата «Александр Невский» Прокофьева. Влияние былинной мелодии определило характер одного из очень важных ее эпизодов- «Песни об Александре Невском».

Знаменное пение . Другой значительное явление музыкальной культуры Киевской Руси-знаменное пение. Это самый ранний из дошедших до нас образцов письменно зафиксированных русских церковных песнопений. Для знаменного распева характерно хоровое одноголосье, так называемая монодия. Движение мелодии поступенное, размеренное, часто основанное на варьировании основной попевки, развитие которой упорно и многократно возвращается к исходному звуку. Зародившись в период Киевской Руси, знаменное пение просуществовало несколько столетий. Оно определило многие важные особенности национальной музыкальной культуры. К интонациям знаменного распева обращались русские композиторы, когда стремились воссоздать дух старины и придать музыке характер суровой непреклонности. Так, Римский-Корсаков, создавая темы Ивана Грозного для оперы «Псковитянка», придал ей черты сходства со знаменным напевом.

Искусство скоморохов. Широкое распространение имела в Киевской Руси музыка светского содержания, звучащая при дворах киевских князей, на народных празднествах. Создателями и исполнителями музыки и текстов выступали народные умельцы- скоморохи. Это был тип древнерусского актера, сочетавшего в себе талант музыканта, сказителя, певца, танцора, фокусника. Искусству скоморохов Киевская Русь обязана обогащением музыкального инструметария. Демократичное искусство скоморохов пользовалось большой любовью народа. Но церковь ополчилась на него, считая его «богомерзким делом», «порождением дьявола». Скоморохов изгоняли из Киева, их инструменты и вещи сжигались. Однако ничего не могло убить здоровые, крепкие корни народного творчества; в испытаниях оно набирало новые силы и становилось более содержательным и ярким.

Неоценимый вклад в развитие древнерусской культуры внес Великий Новгород, второй по значению после Киева центр Руси. Новгородская былина по сравнению с киевской более лирична, в ней больше бытовых штрихов. Ее часто называют былиной-новеллой. В ней нередко описываются дальние странствия и сопряженные с ними опасности, из которых герои непременно выходят победителями; шумные пиры и забавы, в которых раскрывается молодецкая удаль и творческая инициатива новгородцев. В Новгороде родилась еще одна разновидность былин- скоморошина. Эта былина социально-обличительного содержания с печатью грубоватого юмора. Герои новгородских былин, как правила, художественно одаренные люди: певцы, музыканты, скоморохи. Создателями и исполнителями былин являлись, как правило, скоморохи, очень популярные в Новгороде. Искусство новгородских скоморохов связано с рождением в Новгороде кукольного театра. Искусство новгородских скоморохов, так же как и киевских, получило богатое отражение в творчестве русских композиторов. В качестве действующих персонажей мы встретим скоморохов в операх Верстовского (Торопка из «Аскольдовой могилы»), Римского-Корсакова (Дуда и Сопель в опере «Садко»), Бородина (Скула и Ерошка в опере «Князь Игорь»).

Музыкальная культура Новгорода отличалась большим своеобразием. Здесь родилась и утвердилась замечательная, исконно русская традиция колокольных звонов, которая позже вошла в церковный обиход Пскова, Ростова и других городов Руси. Колокол звучал не только в церковном ритуале. В историю вошли новгородские колокола-набаты, собиравшие новгородцев на Вече, возвещавшие о приближении опасности, о пожарах и других бедствиях. Искусство колокольных звонов, достигшее в Новгороде высокого совершенства, стало в последствии одним из существенных признаков русской музыки 19 и 20 веков и придало ей яркий, национальный колорит. Мы слышим колокола в «Иване Сусанине» Глинки, они воспроизведены оркестром в операх «Борис Годунов» Мусоргского, «Псковитянка» и «Сказание о невиданном граде Китеже» Римского-Корсакова, в музыке Рахманинова, Шостаковича.

Большую роль сыграл Новгород в развитии знаменного пения. Именно здесь сложилась мелодически очень богатая традиция распева. К 16 веку искусство новгородских распевщиков достигает своей вершины. В историю вошли ее прославленные представители: братья Савва и Василий Роговы, теоретик музыкант Иван Шайдур, усовершенствовавший систему старинной записи музыки. Большим завоевание новгородской культуры явилось введение в церковную практику многоголосья.

Яркое и самобытное явление-новгородский театр. Новгородские театрализованные представления связаны не только с народным театром скоморохов, но и с театрализацией церковного обряда. Известно, что в него включались представления на религиозные сюжеты. Подобные «действа» шли в декорациях, костюмах, с богатым музыкальным сопровождением. Все это превращало их в яркое зрелище, и неудивительно, что они пользовались большим успехом в народе. Эта новая форма драматического действия отразила влияние светского искусства на искусство церковное. В Новгороде родился также веселый народный театр Петрушки, который пользовался на Руси большой любовью на протяжении нескольких столетий.

«Музыка Древней Руси» – это презентация, которая, уверена, окажется полезным наглядным пособием для урока мировой художественной культуры или истории при изучении темы «Художественная культура Древней Руси» Я постаралась снабдить презентацию не только иллюстративным материалом, но и аудио примерами к каждому описанию. К сожалению, аудио примеры можно услышать только в программе PowerPoint.

Музыка Древней Руси

В презентации рассказывается об истоках русского музыкального искусства, о различных видах и жанрах музыки от древности до 17 столетия, о музыкальных инструментах, звучавших в будни и праздники, в горе и радости. Презентация «Музыка Древней Руси» , по моему замыслу, должна стать своеобразной мини-энциклопедией, созданной специально для урока мировой художественной культуры.

«Музыка – это накрепко запечатанный флакон с волшебными духами, неизменно сохраняющий аромат своего, и только своего, времени».

Антон Гопко

В презентации три основных раздела. Первый − познакомит с истоками древнерусского музыкального искусства , корни которого уводят в далёкие времена ещё до формирования древнерусского государства, во времена формирования славянских племён.

Возникновение и развитие музыки Древней Руси связано с верованиями славян, с обрядами и ритуалами, посвящёнными языческим божествам и предкам. Эти обряды сопровождались пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах. Профессиональными музыкантами на Руси были скоморохи. Скоморохи были настоящими артистами: музыкантами, жонглёрами, акробатами, дрессировщиками. К сожалению, православная церковь запрещала деятельность скоморохов, называя их представления дьявольскими игрищами, подвергая их гонениям и даже казням.

Второй раздел расскажет о древнерусских музыкальных инструментах: гуслях, гудках, рожках, свирелях и других. Слайд с изображением музыкального инструмента включает и аудио-файл, который продемонстрирует звучание этого инструмента.

Отдельный раздел посвящён церковной музыке, её основным видам и жанрам. Здесь также есть музыкальные примеры. Специальный значок на слайде является триггером, «включающим» звук. Но, к сожалению, сработает триггер только при просмотре презентации в программе PowerPoint.

Хочется верить, что труд мой, в который вложила душу, принесёт пользу.

С древнерусским искусством помогут познакомиться ещё несколько презентаций, которые вы найдёте на моём сайте: