Строительство и ремонт

Советский литературовед и культуролог участник вов. Лотман Юрий Михайлович: биография, книги и интересные факты

Лотман Юрий Михайлович - известный литературовед и культуролог. Благодаря его научной семиотической теории мы можем лучше понимать известных писателей и важных литературных деятелей эпохи XVIII-XIX века.

Детство

Зимой 1922 года родился Лотман Юрий Михайлович, биография которого берет свое начало в легендарном старинном городе Петрограде (ныне Санкт-Петербург), где прошли детские и отроческие годы будущего знаменитого семиотика.

Родители маленького Юры были образованными интеллигентными людьми, имеющими еврейские корни. Мальчик воспитывался в духе уважения к старшим, любви к чтению и самообразованию, стремлению к труду и дисциплине.

Отец Юрия - Михаил Львович, имел высшее математическое и юридическое образование, работал юристом-консультантом в различных издательствах. Мать - Сара Самуиловна (в девичестве Нудельман), вторую часть жизни проработала стоматологом.

Вместе с Юрием в семье подрастали еще три дочери, которые впоследствии стали выдающимися квалифицированными специалистами. Одна из сестер Лотмана была композитором, вторая - литературоведом, третья - врачом.

Воспитанный в многодетной семье, Лотман Юрий стал дружелюбным, открытым и честным человеком, всегда готовым прийти на помощь и оказать должное внимание. В то же время он научился уважительно отстаивать свое мнение и правильно излагать собственные суждения.

Образование

В возрасте восьми лет маленький Юрий начал свое обучение в Петришуле - одном из старейших учебных заведений России, которое переименовалось советской властью из Школы при лютеранском приходе в Советскую единую трудовую школу.

После окончания среднего образования Лотман Юрий поступил в Ленинградский университет на факультет филологии. Его всегда занимала литература, но он не хотел сочинять сам. Его интересовали творения других. Зачитываясь как художественной, так и научной литературой того времени, молодой Юрий задумывался над такими вопросами: "кем является автор данного произведения", "почему он думает так, а не иначе", "как общественное мнение и окружающий уклад жизни повлиял на мировоззрения писателя".

Восторженный студент с необычайным энтузиазмом посещал все лекции, но закончить весь курс ему не удалось - началась война.

Боевые заслуги

Молодого филолога призвали на фронт, где он служил артиллерийским связистом резерва Верховного Главнокомандования. За время боевых действий Лотман Юрий был назначен гвардии сержантом, служил командиром отделения связи, за бесстрашие, мужество и технические умения был награжден несколькими медалями и орденами.

Исполняя боевые задания, Лотман Юрий Михайлович получил тяжелое ранение и контузию. После лечения снова попросился на фронт, где ревностно служил на благо отечества вплоть до демобилизации в 1946 году.

В возрасте двадцати одного года вступил в Коммунистическую партию Советского Союза, тем самым окончательно определившись в своих политических и общественных взглядах.

Послевоенный период

После окончания военной службы Юрий Лотман снова поступает в Ленинградский университет, чтобы продолжить прерванное образование. Именно в этот период одаренный филолог сделал свое первое научное открытие - обнаружил неизвестный до тех пор документ, связанный с декабристским движением.

Декабристы давно уже волновали воображение бывшего военного. Радищев, революционеры, Пушкин… Всю свою жизнь Юрий Михайлович посвятит тому, чтобы определить их мировоззрение и разобраться в их гениальности. Обожая русскую культуру и стараясь постичь ее серьезную, глубокую сущность, Лотман в то же время придерживался идеи космополитизма. Он считал, что следует одинаково относиться к людям, независимо от их национальности и государственной принадлежности, а также полагал, что благополучие всего человечества является приоритетнее собственных и национальных интересов.

В возрасте двадцати восьми лет Лотман Юрий оканчивает филологический факультет и хочет поступить в аспирантуру. Но…

В дальнейшем получении образования Лотману было отказано из-за его “некоммунистических” идей. Молодой специалист, столкнувшись один на один с системой, решил пойти путем наименьшего сопротивления.

Он находит вакантную должность старшего преподавателя в педагогическом Тартуском университете.

Работа в научной сфере

Тарту - один из древнейших городов Эстонии. Он находится почти в двухстах километрах от столицы и является одним из самых многочисленных населенных пунктов.

Тарту расположен на обоих берегах живописной реки Эмайыги, поэтому считается очень красивым и чистым городом.

Эстонию Лотман выбрал для постоянного места жительства как либерально настроенное государство, терпимо относящееся ко всем инакомыслящим. Например, в городе, где поселился молодой ученый, большую часть населения занимали коренные жители, издревле исповедующие лютеранство. Но на почве этнических или религиозных вопросов почти никогда не возникало массовой гражданской разобщенности или противоборства.

Через два года после приезда на новую родину Лотман Юрий стал кандидатом наук, талантливо защитив диссертацию, посвященную борьбе Радищева с воззрениями и эстетикой Карамзина.

Далее Юрий Михайлович защищает уже докторскую диссертацию с еще более интересной и напряженной темой о развитии русской литературы в период перед декабристским восстанием. Именно в это время им снова начинает интересовать советское правительство, которое относилось к трудам и деятельности молодого ученого очень даже настороженно и предвзято.

Почему такое происходит?

Изыскания филолога

Парадокс в том, что Лотман Юрий Михайлович никогда не шел против устроенной управленческой системы. Он никогда не выбирал как объект своего исследования “неблагонадежных” личностей и зачастую находил в предмете изучения то, что хотели видеть стоящие у власти люди, что считалось общепринятым и общепризнанным.

С другой стороны, что бы ни исследовал Лотман, он делал это тщательно и усердно, используя свои неординарные способности и лишь ему характерные технические навыки. Поэтому образы анализируемых личностей немного отличались от официального канона, утвержденного советской властью в гражданском литературоведении. Эти фигуры выходили из-под исследований Лотмана более глубокими и сложными и в то же время избавлялись от ненужной идеализации и каноничности.

Знакомство с семиотикой

После получения докторской степени Юрий Михайлович становится профессором, а также занимает ответственную должность заведующего кафедрой российской литературы.

В начале 1960-х годов филолог-теоретик начинает разрабатывать в советской научной деятельности структурный метод исследования литературы и культуры. Так он познает семиологию, которая только входила в обиход научных исследований ученых СССР. Было время, когда эту малоизведанную теорию считали “продажной девкой капитализма”, скорее всего, потому, что ее основоположниками являлись американский и швейцарский филологические деятели.

В основе семиотической науки лежит внимательное, кропотливое исследование знаков и знаковых систем, используемых на протяжении какого-то промежутка времени в процессе общения.

Юрий Лотман посвящал своей научной деятельности все свои силы и время. Он с увлечением разбирал документы, систематизировал их в согласии со своей теорией, глубоко анализировал материалы, и это несмотря на то, что его научная деятельность не пользовалась всеобщим вниманием и признанием.

Достижения

Всего через пару лет после увлечения семиологией профессор Лотман занял лидирующее место среди семиотических ученых страны Советов.

Книги Юрия Лотмана за этот период поражают своей простотой открытий и гениальностью исследований. Он издает труды по структуризации поэтики и художественного текста, по типологии культуры и киноискусства. Стиль написания и текст Юрия Лотмана живой, многообразный, логичный и понятный даже для дилетантов.

На базе своего университета Юрий Михайлович создает международную семиотическую школу, а также проводит регулярные научные конференции по структурным моделирующим системам.

Научная деятельность профессора Лотмана остается непризнанной только на родине. Он находится под постоянным наблюдением КГБ, в то же время получая признание от международных научных учреждений.

В возрасте пятидесяти пяти лет Юрий Михайлович становится членом-корреспондентом Британской национальной академии наук, через несколько лет - Норвежской и Шведской.

Юрий Лотман: “Беседы о русской культуре”

Свой блестящий, познавательный труд эстонский профессор издает за несколько месяцев до своей смерти. Книга безапелляционно считается вершиной его научной деятельности. В своем труде он доказал, что выдающиеся исторические и литературные деятели, а также яркие персонажи различных произведений являются составляющим культурно-исторического процесса и духовной связи между различными поколениями.

Примечательно, что за несколько лет до смерти талантливого ученого на голубых экранах появился цикл телепередач с похожим названием, который создал Юрий Лотман. “Беседы о культуре” относились преимущественно к жизни российской аристократии эпохи Пушкина. Рассматривались отличительные черты дворянской службы и взаимоотношений, образа жизни и манеры поведения.

Примечателен слог и манера изложения, которую использовал в своих текстах Юрий Лотман. “Беседы о культуре” велись в современной популярной форме, интересной и увлекательной для зрителей времен перестройки.

Личная жизнь

В возрасте двадцати девяти лет Юрий Лотман женился на студентке Тартуского университета Заре Минц, впоследствии ставшей доктором филологии.

В семье родились три сына, один из которых пошел по следам отца и стал выдающимся профессором семиотики и эстонским политическим деятелем.

Скончался Лотман Юрий Михайлович в возрасте семидесяти одного года в Тарту, городе, который стал ему настоящей родиной.

Автор - выдающийся теоретик и историк культуры, основатель тартуско-московской семиотической школы. Его читательская аудитория огромна - от специалистов, которым адресованы труды по типологии культуры, до школьников, взявших в руки "Комментарий" к "Евгению Онегину". Книга создана на основе цикла телевизионных лекций, рассказывающих о культуре русского дворянства.

Книга, предназначенная учителю-словеснику, познакомит с методами анализа литературного текста и покажет образцы применения этих методов к изучению произведений Пушкина, Лермонтова и Гоголя.
Литературоведческий анализ дается на материале как включенных в школьную программу произведений, так и непрограммных.
Работа будет способствовать повышению филологической культуры читателей.

Издаваемая книга - не исследование творчества Карамзина в целом и не биография в смысле перечня внешних фактов его жизни. Это биография души, попытка раскрыть внутренний пафос исканий писателя, который, как считает Ю. М. Лотман, всю жизнь выковывал себя. Отсюда и название книги "Сотворение Карамзина". Смысл книги - в показе исторической значительности морального "самосотворения".

Книга Ю. М. Лотмана (1922-1993), выдающегося филолога и культуролога, основателя Тартуско-московской семиотической школы, включает статьи, в которых иллюстрируется концепция культуры как текста, принесшая ученому всемирную известность. Конкретные объекты, такие как искусство, общество, индивидуальное и коллективное поведение рассматриваются здесь как тексты, действующие внутри сложного семиотического организма - культуры.

ч ЙУФПТЙЮЕУЛПК РПЬФЙЛЕ УЮЙФБЕФУС ХУФБОПЧМЕООЩН, ЮФП ЕУФШ ДЧБ ФЙРБ ЙУЛХУУФЧБ. нЩ ЙУИПДЙН ЙЪ ЬФПЗП ЛБЛ ЙЪ ДПЛБЪБООПЗП ЖБЛФБ, РПУЛПМШЛХ ЬФБ НЩУМШ РПДФЧЕТЦДБЕФУС ПВЫЙТОЩН ЙУФПТЙЮЕУЛЙН НБФЕТЙБМПН Й ТСДПН ФЕПТЕФЙЮЕУЛЙИ УППВТБЦЕОЙК. пДЙО ФЙР ЙУЛХУУФЧБ ПТЙЕОФЙТПЧБО ОБ ЛБОПОЙЮЕУЛЙЕ УЙУФЕНЩ ("ТЙФХБМЙЪПЧБООПЕ ЙУЛХУУФЧП", "ЙУЛХУУФЧП ЬУФЕ-ФЙЛЙ ФПЦДЕУФЧБ"), ДТХЗПК - ОБ ОБТХЫЕОЙЕ ЛБОПОПЧ, ОБ ОБТХЫЕОЙЕ ЪБТБОЕЕ РТЕДРЙУБООЩИ ОПТН. чП ЧФПТПН УМХЮБЕ ЬУФЕФЙЮЕУЛЙЕ ГЕООПУФЙ ЧПЪОЙЛБАФ ОЕ Ч ТЕЪХМШФБФЕ ЧЩРПМОЕОЙС ОПТНБФЙЧБ, Б ЛБЛ УМЕДУФЧЙЕ ЕЗП ОБТХЫЕОЙК.

чПЪНПЦОПУФШ УХЭЕУФЧПЧБОЙС "ЧОЕЛБОПОЙЮЕУЛПЗП" ЙУЛХУУФЧБ РПДЧЕТЗБ-МБУШ ЙОПЗДБ УПНОЕОЙА. рТЙ ЬФПН ХЛБЪЩЧБМПУШ, ЮФП ХОЙЛБМШОЩЕ, ОЕ РПЧФП-ТСАЭЙЕУС ПВЯЕЛФЩ ОЕ НПЗХФ ВЩФШ ЛПННХОЙЛБФЙЧОЩНЙ Й ЮФП МАВБС "ЙОДЙЧЙДХБМШОПУФШ" Й "ОЕРПЧФПТЙНПУФШ" РТПЙЪЧЕДЕОЙК ЙУЛХУУФЧБ ЧПЪОЙ-ЛБЕФ Ч ТЕЪХМШФБФЕ ЛПНВЙОБГЙЙ УТБЧОЙФЕМШОП ОЕВПМШЫПЗП ЮЙУМБ ЧРПМОЕ УФБОДБТФЙЪПЧБООЩИ ЬМЕНЕОФПЧ. юФП ЦЕ ЛБУБЕФУС "ЛБОПОЙЮЕУЛПЗП ЙУЛХУ-УФЧБ", ЙУЛХУУФЧБ, ПТЙЕОФЙТПЧБООПЗП ОБ ЧЩРПМОЕОЙЕ РТБЧЙМ Й ОПТНБФЙЧПЧ, ФП УХЭЕУФЧПЧБОЙЕ ЕЗП ОБУФПМШЛП ПЮЕЧЙДОЩК Й, ЛБЪБМПУШ ВЩ, ИПТПЫП ЙЪХЮЕООЩК ЖБЛФ, ЮФП ПФ ЙУУМЕДПЧБФЕМЕК РПТПК ХЛТЩЧБЕФУС РБТБДПЛУБМШ-ОПУФШ ПДОПЗП ЙЪ ПУОПЧОЩИ РТЙОГЙРПЧ ОБЫЕЗП Л ОЕНХ РПДИПДБ.

рТЕДРПМБЗБЕФУС ЧРПМОЕ ПЮЕЧЙДОЩН, ЮФП УЙУФЕНБ, УМХЦБЭБС ЛПННХОЙ-ЛБГЙЙ, ЙНЕАЭБС ПЗТБОЙЮЕООЩК УМПЧБТШ Й ОПТНБМЙЪПЧБООХА ЗТБННБФЙЛХ, НПЦЕФ ВЩФШ ХРПДПВМЕОБ ЕУФЕУФЧЕООПНХ СЪЩЛХ Й ЙЪХЮБФШУС РП БОБМПЗЙЙ У ОЙН. фБЛ ЧПЪОЙЛМП УФТЕНМЕОЙЕ ЧЙДЕФШ Ч ЛБОПОЙЮЕУЛЙИ ФЙРБИ ЙУЛХУУФЧ БОБМПЗЙ ЕУФЕУФЧЕООЩИ СЪЩЛПЧ.

лБЛ ПФНЕЮБМЙ НОПЗПЮЙУМЕООЩЕ ЙУУМЕДПЧБФЕМЙ, УХЭЕУФЧХАФ ГЕМЩЕ ЛХМШФХТОЩЕ ЬРПИЙ (Л ОЙН ПФОПУСФ, ОБРТЙНЕТ, ЧЕЛБ ЖПМШЛМПТБ, УТЕДОЕ-ЧЕЛПЧШЕ, ЛМБУУЙГЙЪН), ЛПЗДБ БЛФ ИХДПЦЕУФЧЕООПЗП ФЧПТЮЕУФЧБ ЪБЛМАЮБМУС Ч ЧЩРПМОЕОЙЙ , Б ОЕ ОБТХЫЕОЙЙ РТБЧЙМ. сЧМЕОЙЕ ЬФП ОЕПДОПЛТБФОП ПРЙУЩЧБМПУШ (РТЙНЕОЙФЕМШОП Л ТХУУЛПНХ УТЕДОЕЧЕЛПЧША, ОБРТЙНЕТ, Ч ФТХДБИ д. у. мЙИБЮЕЧБ). вПМЕЕ ФПЗП, ЙНЕООП Ч ЙЪХЮЕОЙЙ ФЕЛУФПЧ ЬФПЗП ФЙРБ УФТХЛФХТОПЕ ПРЙУБОЙЕ УДЕМБМП ОБЙВПМЕЕ ЪБНЕФОЩЕ ХУРЕИЙ, РПУЛПМШЛХ Л ОЙН, ЛБЛ ЛБЦЕФУС, Ч ОБЙВПМШЫЕК НЕТЕ РТЙНЕОЙНЩ ОБЧЩЛЙ БОБМЙЪБ ПВЭЕСЪЩЛПЧПЗП ФЕЛУФБ.

рБТБММЕМШ У ЕУФЕУФЧЕООЩНЙ СЪЩЛБНЙ РТЕДУФБЧМСЕФУС ЪДЕУШ ЧРПМОЕ ХНЕУФОПК. еУМЙ ДПРХУФЙФШ, ЮФП ЕУФШ ПУПВЩЕ ФЙРЩ ЙУЛХУУФЧБ, ЛПФПТЩЕ ГЕМЙЛПН ПТЙЕОФЙТПЧБОЩ ОБ ТЕБМЙЪБГЙА ЛБОПОБ, ФЕЛУФЩ ЛПФПТЩИ РТЕДУФБЧ-МСАФ УПВПК ПУХЭЕУФЧМЕОЙЕ РТЕДХУФБОПЧМЕООЩИ РТБЧЙМ Й ЪОБЮЙНЩЕ ЬМЕНЕОФЩ ЛПФПТЩИ УХФШ ЬМЕНЕОФЩ ЪБТБОЕЕ ДБООПК ЛБОПОЙЮЕУЛПК УЙУФЕНЩ, ФП ЧРПМОЕ ЕУФЕУФЧЕООП ХРПДПВЙФШ ЙИ УЙУФЕНЕ ЕУФЕУФЧЕООПЗП СЪЩЛБ, Б УПЪДБ-ЧБЕНЩЕ РТЙ ЬФПН ИХДПЦЕУФЧЕООЩЕ ФЕЛУФЩ - СЧМЕОЙСН ТЕЮЙ (Ч УПУУАТЙБОУЛПК ПРРПЪЙГЙЙ "СЪЩЛ - ТЕЮШ").

нЕЦДХ ФЕН ЬФБ РБТБММЕМШ, УФПМШ, ЛБЛ ЛБЦЕФУС, ЕУФЕУФЧЕООБС, РПТПЦДБЕФ ПРТЕДЕМЕООЩЕ ФТХДОПУФЙ: ФЕЛУФ ОБ ЕУФЕУФЧЕООПН СЪЩЛЕ ТЕБМЙЪХЕФУС РТЙ РПМОПК БЧФПНБФЙЪБГЙЙ РМБОБ ЧЩТБЦЕОЙС, ЛПФПТЩК ДМС ХЮБУФОЙЛПЧ СЪЩЛП-ЧПЗП ПВЭЕОЙС МЙЫЕО ЧУСЛПЗП УБНПУФПСФЕМШОПЗП ЙОФЕТЕУБ, Й РТЕДЕМШОПК УЧПВПДЕ УПДЕТЦБОЙС ЧЩУЛБЪЩЧБОЙС. иХДПЦЕУФЧЕООЩЕ ФЕЛУФЩ, РТЙОБДМЕ-ЦБЭЙЕ ЬУФЕФЙЛЕ ФПЦДЕУФЧБ, Ч ЬФПН ПФОПЫЕОЙЙ УФТПСФУС РП РТСНП РТПФЙЧП-РПМПЦОПНХ РТЙОГЙРХ: ПВМБУФШ УППВЭЕОЙС Х ОЙИ РТЕДЕМШОП ЛБОПОЙЪЙ-

ТХЕФУС, Б "СЪЩЛ" УЙУФЕНЩ УПИТБОСЕФ ОЕБЧФПНБФЙЪЙТПЧБООПУФШ. чНЕУФП УЙУФЕНЩ У БЧФПНБФЙЪЙТПЧБООЩН (Й РПЬФПНХ ОЕЪБНЕФОЩН) НЕИБОЙЪНПН, УРПУПВОЩН РЕТЕДБЧБФШ РПЮФЙ МАВПЕ УПДЕТЦБОЙЕ, РЕТЕД ОБНЙ УЙУФЕНБ У ЖЙЛУЙТПЧБООПК ПВМБУФША УПДЕТЦБОЙС Й НЕИБОЙЪНПН, УПИТБОСАЭЙН ОЕБЧФПНБФЙЮОПУФШ, Ф. Е. РПУФПСООП ПЭХЭБЕНЩН Ч РТПГЕУУЕ ПВЭЕОЙС.

лПЗДБ НЩ ЗПЧПТЙН ПВ ЙУЛХУУФЧЕ, ПУПВЕООП ПВ ЙУЛХУУФЧЕ ФБЛ ОБЪЩЧБЕНПЗП ТЙФХБМЙЪПЧБООПЗП ФЙРБ, ФП РЕТЧПЕ, ЮФП ВТПУБЕФУС Ч ЗМБЪБ, ЬФП ЖЙЛУЙТПЧБООПУФШ ПВМБУФЙ УППВЭЕОЙС. еУМЙ ОБ ТХУУЛПН, ЛЙФБКУЛПН ЙМЙ МАВПН ДТХЗПН СЪЩЛЕ НПЦОП ЗПЧПТЙФШ П ЮЕН ХЗПДОП, ОБ СЪЩЛЕ ЧПМЫЕВОЩИ УЛБЪПЛ НПЦОП ЗПЧПТЙФШ ФПМШЛП ПВ ПРТЕДЕМЕООЩИ ЧЕЭБИ. ъДЕУШ ПЛБЪЩ-ЧБЕФУС УПЧЕТЫЕООП ЙОЩН ПФОПЫЕОЙЕ БЧФПНБФЙЪБГЙЙ ЧЩТБЦЕОЙС Й УПДЕТ-ЦБОЙС.

вПМЕЕ ФПЗП, ЕУМЙ ЗПЧПТСЭЙЕ ОБ ТПДОПН СЪЩЛЕ, ХРПФТЕВМСАЭЙЕ ЕЗП ВЕЪ ПЫЙВПЛ Й РТБЧЙМШОП, ОЕ ЪБНЕЮБАФ ЕЗП, ПО РПМОПУФША БЧФПНБФЙЪЙТПЧБО Й ЧОЙНБОЙЕ УПУТЕДПФПЮЕОП ОБ УЖЕТЕ УПДЕТЦБОЙС, ФП Ч ПВМБУФЙ ЙУЛХУУФЧБ БЧФПНБФЙЪБГЙЙ ЛПДЙТХАЭЕК УЙУФЕНЩ ОЕ НПЦЕФ РТПЙЪПКФЙ. йОБЮЕ ЙУЛХУ-УФЧП РЕТЕУФБОЕФ ВЩФШ ЙУЛХУУФЧПН. рТПЙУИПДЙФ, ФБЛЙН ПВТБЪПН, ЧЕУШНБ РБТБДПЛУБМШОБС ЧЕЭШ. у ПДОПК УФПТПОЩ, НЩ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ЙНЕЕН ЪБУЧЙДЕФЕМШУФЧПЧБООХА ПЗТПНОЩН ЮЙУМПН ФЕЛУФПЧ УЙУФЕНХ, ПЮЕОШ ОБРПНЙ-ОБАЭХА ЕУФЕУФЧЕООЩК СЪЩЛ, УЙУФЕНХ У ХУФПКЮЙЧЩН ЛБОПОЙЪЙТПЧБООЩН ФЙРПН ЛПДЙТПЧЛЙ, Б У ДТХЗПК УФПТПОЩ, ЬФБ УЙУФЕНБ ЧЕДЕФ УЕВС УФТБООЩН ПВТБЪПН - ПОБ ОЕ БЧФПНБФЙЪЙТХЕФ УЧПК СЪЩЛ Й ОЕ ПВМБДБЕФ УЧПВПДПК УПДЕТЦБОЙС.

фБЛЙН ПВТБЪПН, РПМХЮБЕФУС РБТБДПЛУБМШОПЕ РПМПЦЕОЙЕ: РТЙ, ЛБЪБМПУШ ВЩ, РПМОПН УИПДУФЧЕ ЛПННХОЙЛБФЙЧОПК УИЕНЩ ЕУФЕУФЧЕООПЗП СЪЩЛБ Й "РПЬФЙЛЙ ФПЦДЕУФЧБ" ЖХОЛГЙПОЙТПЧБОЙЕ УЙУФЕН ЙНЕЕФ ДЙБНЕФТБМШОП РТПФЙЧПРПМПЦОЩК ИБТБЛФЕТ. ьФП ЪБУФБЧМСЕФ РТЕДРПМПЦЙФШ, ЮФП РБТБММЕМШ НЕЦДХ ПВЭЕСЪЩЛПЧЩНЙ ФЙРБНЙ ЛПННХОЙЛБГЙЙ Й ЛПННХОЙЛБФЙЧОПК УИЕНПК, ОБРТЙНЕТ, ЖПМШЛМПТБ ОЕ ЙУЮЕТРЩЧБЕФ ОЕЛПФПТЩИ УХЭЕУФЧЕООЩИ ЖПТН ИХДПЦЕУФЧЕООПК ПТЗБОЙЪБГЙЙ ЬФЙИ ЧЙДПЧ ЙУЛХУУФЧБ.

лБЛ ЦЕ НПЦЕФ РПМХЮЙФШУС, ЮФП УЙУФЕНБ, УПУФПСЭБС ЙЪ ПЗТБОЙЮЕООПЗП ЮЙУМБ ЬМЕНЕОФПЧ У ФЕОДЕОГЙЕК Л РТЕДЕМШОПК ЙИ УФБВЙМЙЪБГЙЙ Й У ЦЕУФЛЙНЙ РТБЧЙМБНЙ УПЮЕФБОЙС, ФСЗПФЕАЭЙНЙ Л ЛБОПОХ, ОЕ БЧФПНБФЙЪЙТХЕФУС, Ф. Е. УПИТБОСЕФ ЙОЖПТНБФЙЧОПУФШ ЛБЛ ФБЛПЧБС? пФЧЕФ НПЦЕФ ВЩФШ МЙЫШ ПДЙО:

ПРЙУЩЧБС РТПЙЪЧЕДЕОЙЕ ЖПМШЛМПТБ, УТЕДОЕЧЕЛПЧПК МЙФЕТБФХТЩ ЙМЙ МАВПК ЙОПК ФЕЛУФ, ПУОПЧБООЩК ОБ "ЬУФЕФЙЛЕ ФПЦДЕУФЧБ", ЛБЛ ТЕБМЙЪБГЙА ОЕЛПФПТЩИ РТБЧЙМ, НЩ УОЙНБЕН МЙЫШ ПДЙО УФТХЛФХТОЩК РМБУФ. йЪ РПМС ЪТЕОЙС, ЧЙДЙНП, ХУЛПМШЪБАФ ДЕКУФЧЙС УРЕГЙЖЙЮЕУЛЙИ УФТХЛФХТОЩИ НЕИБ-ОЙЪНПЧ, ПВЕУРЕЮЙЧБАЭЙИ ДЕБЧФПНБФЙЪБГЙА ФЕЛУФБ Ч УПЪОБОЙЙ УМХЫБФЕМЕК.

рТЕДУФБЧЙН УЕВЕ ДЧБ ФЙРБ УППВЭЕОЙС: ПДОП - ЪБРЙУЛБ, ДТХЗПЕ - РМБФПЛ У ХЪЕМЛПН, ЪБЧСЪБООЩН ОБ РБНСФШ. пВБ ТБУУЮЙФБОЩ ОБ РТПЮФЕОЙЕ. пДОБЛП РТЙТПДБ "ЮФЕОЙС" Ч ЛБЦДПН УМХЮБЕ ВХДЕФ ЗМХВПЛП УЧПЕПВТБЪОБ, ч РЕТЧПН УМХЮБЕ УППВЭЕОЙЕ ВХДЕФ ЪБЛМАЮЕОП Ч УБНПН ФЕЛУФЕ Й РПМОПУФША НПЦЕФ ВЩФШ ЙЪ ОЕЗП ЙЪЧМЕЮЕОП. чП ЧФПТПН - "ФЕЛУФ" ЙЗТБЕФ МЙЫШ НОЕ-НПОЙЮЕУЛХА ЖХОЛГЙА. пО ДПМЦЕО ОБРПНЙОБФШ П ФПН, ЮФП ЧУРПНЙОБАЭЙК ЪОБЕФ Й ВЕЪ ОЕЗП. йЪЧМЕЮШ УППВЭЕОЙЕ ЙЪ ФЕЛУФБ Ч ЬФПН УМХЮБЕ ОЕЧПЪНПЦОП.

рМБФПЛ У ХЪЕМЛПН НПЦЕФ ВЩФШ УПРПУФБЧМЕО У НОПЗЙНЙ ЧЙДБНЙ ФЕЛУФПЧ. й ЪДЕУШ РТЙДЕФУС ОБРПНОЙФШ ОЕ ФПМШЛП П "ЧЕТЕЧПЮОПН РЙУШНЕ", ОП Й П ФБЛЙИ УМХЮБСИ, ЛПЗДБ ЗТБЖЙЮЕУЛЙ ЪБЖЙЛУЙТПЧБООЩК ФЕЛУФ - МЙЫШ УЧПЕ-ПВТБЪОБС ЪБГЕРЛБ ДМС РБНСФЙ. фБЛХА ТПМШ ЙЗТБМ ЧЙД УФТБОЙГ рУБМФЩТЙ ДМС ОЕЗТБНПФОЩИ ДШСЮЛПЧ XVIII Ч., ЮЙФБЧЫЙИ РУБМНЩ РП РБНСФЙ, ОП ОЕРТЕНЕООП ЗМСДС Ч ЛОЙЗХ. рП БЧФПТЙФЕФОПНХ УЧЙДЕФЕМШУФЧХ БЛБДЕНЙЛБ й. а. лТБЮЛПЧУЛПЗП, Ч УЙМХ ПУПВЕООПУФЕК ЗТБЖЙЛЙ ЮФЕОЙЕ лПТБОБ ОБ ПРТЕДЕМЕООЩИ ЬФБРБИ ЕЗП ЙУФПТЙЙ РПДТБЪХНЕЧБМП РТЕДЧБТЙФЕМШ-

ОПЕ ЪОБОЙЕ ФЕЛУФБ 1 . оП, ЛБЛ НЩ ХЧЙДЙН Ч ДБМШОЕКЫЕН, ЛТХЗ РПДПВОЩИ ФЕЛУФПЧ РТЙДЕФУС ЪОБЮЙФЕМШОП ТБУЫЙТЙФШ.

рТЙРПНЙОБОЙЕ - МЙЫШ ЮБУФОЩК УМХЮБК. пО ВХДЕФ ЧИПДЙФШ Ч ВПМЕЕ ПВЫЙТОЩК ЛМБУУ УППВЭЕОЙК, РТЙ ЛПФПТЩИ ЙОЖПТНБГЙС ВХДЕФ ОЕ УПДЕТ-ЦБФШУС Ч ФЕЛУФЕ Й ЙЪ ОЕЗП УППФЧЕФУФЧЕООП ЙЪЧМЕЛБФШУС РПМХЮБФЕМЕН, Б ОБИПДЙФШУС ЧОЕ ФЕЛУФБ, У ПДОПК УФПТПОЩ, ОП ФТЕВПЧБФШ ОБМЙЮЙС ПРТЕДЕ-МЕООПЗП ФЕЛУФБ, У ДТХЗПК, ЛБЛ ОЕРТЕНЕООПЗП ХУМПЧЙС УЧПЕЗП РТПСЧМЕОЙС.

нПЦОП ТБУУНБФТЙЧБФШ ДЧБ УМХЮБС ХЧЕМЙЮЕОЙС ЙОЖПТНБГЙЙ, ЛПФПТПК ЧМБДЕЕФ ЛБЛПК-МЙВП ЙОДЙЧЙД ЙМЙ ЛПММЕЛФЙЧ. пДЙО - РПМХЮЕОЙЕ ЙЪЧОЕ. ч ЬФПН УМХЮБЕ ЙОЖПТНБГЙС ЧЩТБВБФЩЧБЕФУС ЗДЕ-ФП ОБ УФПТПОЕ Й Ч ЛПОУФБОФОПН ПВЯЕНЕ РЕТЕДБЕФУС РПМХЮБФЕМА. чФПТПК - УФТПЙФУС ЙОБЮЕ: ЙЪЧОЕ РПМХЮБЕФУС МЙЫШ ПРТЕДЕМЕООБС ЮБУФШ ЙОЖПТНБГЙЙ, ЛПФПТБС ЙЗТБЕФ ТПМШ ЧПЪВХДЙФЕМС, ЧЩЪЩЧБАЭЕЗП ЧПЪТБУФБОЙЕ ЙОЖПТНБГЙЙ ЧОХФТЙ УПЪОБ-ОЙС РПМХЮБФЕМС. ьФП УБНПЧПЪТБУФБОЙЕ ЙОЖПТНБГЙЙ, РТЙЧПДСЭЕЕ Л ФПНХ, ЮФП БНПТЖОПЕ Ч УПЪОБОЙЙ РПМХЮБФЕМС УФБОПЧЙФУС УФТХЛФХТОП ПТЗБОЙЪП-ЧБООЩН, ПЪОБЮБЕФ, ЮФП БДТЕУБФ ЙЗТБЕФ ЗПТБЪДП ВПМЕЕ БЛФЙЧОХА ТПМШ, ЮЕН Ч УМХЮБЕ РТПУФПК РЕТЕДБЮЙ ПРТЕДЕМЕООПЗП ПВЯЕНБ УЧЕДЕОЙК.

ч УМХЮБЕ, ЛПЗДБ НЩ ЙНЕЕН ДЕМП У РПМХЮЕОЙЕН ЙОЖПТНБФЙЧОПЗП ЧПЪВХ-ДЙФЕМС, ЬФП, ЛБЛ РТБЧЙМП, УФТПЗП ХТЕЗХМЙТПЧБООЩК ФЕЛУФ, ЛПФПТЩК УРПУПВ-УФЧХЕФ УБНППТЗБОЙЪБГЙЙ ЧПУРТЙОЙНБАЭЕК МЙЮОПУФЙ. тБЪНЩЫМЕОЙС РПД УФХЛ ЛПМЕУ, РПД НЕТОХА, ТЙФНЙЮЕУЛХА НХЪЩЛХ, УПЪЕТГБФЕМШОПЕ ОБУФТПЕОЙЕ, ЧЩЪЧБООПЕ ТБУУНБФТЙЧБОЙЕН РТБЧЙМШОЩИ ХЪПТПЧ ЙМЙ УПЧЕТЫЕООП ЖПТНБМШ-ОЩИ ЗЕПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ТЙУХОЛПЧ, ЪБЧПТБЦЙЧБАЭЕЕ ДЕКУФЧЙЕ УМПЧЕУОЩИ РПЧФПТПЧ - ЧУЕ ЬФП ОБЙВПМЕЕ РТПУФЩЕ РТЙНЕТЩ ФБЛПЗП ТПДБ ХЧЕМЙЮЕОЙС ЧОХФТЕООЕК ЙОЖПТНБГЙЙ РПД ЧМЙСОЙЕН ПТЗБОЙЪХАЭЕЗП ЧПЪДЕКУФЧЙС ЧОЕЫОЕК.

нПЦОП РТЕДРПМПЦЙФШ, ЮФП ЧП ЧУЕИ УМХЮБСИ ЙУЛХУУФЧБ, ПФОПУСЭЕЗПУС Л "ЬУФЕФЙЛЕ ФПЦДЕУФЧБ", НЩ УФБМЛЙЧБЕНУС У ХУМПЦЕООЩНЙ РТПСЧМЕОЙСНЙ ФПЗП ЦЕ РТЙОГЙРБ.

пФНЕЮЕООЩК ОБНЙ ЧЩЫЕ РБТБДПЛУ ОБИПДЙФ ФПЗДБ ПВЯСУОЕОЙЕ. рТЙ УТБЧОЕОЙЙ ЖПМШЛМПТБ Й УТЕДОЕЧЕЛПЧПЗП ЙУЛХУУФЧБ, У ПДОПК УФПТПОЩ, Й РПЬФЙЛЙ XIX Ч., У ДТХЗПК, ЧЩСУОСЕФУС, ЮФП Ч ЬФЙИ УМХЮБСИ ЗТБЖЙЮЕУЛЙ ЪБЖЙЛУЙТПЧБООЩК ФЕЛУФ РП-ТБЪОПНХ ПФОПУЙФУС Л ЪБЛМАЮЕООПНХ Ч РТПЙЪЧЕ-ДЕОЙЙ ПВЯЕНХ ЙОЖПТНБГЙЙ. чП ЧФПТПН УМХЮБЕ - РП БОБМПЗЙЙ У СЧМЕОЙСНЙ ЕУФЕУФЧЕООПЗП СЪЩЛБ - ПО ЪБЛМАЮБЕФ ЧУА ЙОЖПТНБГЙА РТПЙЪЧЕДЕОЙС (УППВЭЕОЙС), Ч РЕТЧПН - МЙЫШ ОЕЪОБЮЙФЕМШОХА ЕЕ ЮБУФШ. уЧЕТИХРПТС-ДПЮЕООПУФШ РМБОБ ЧЩТБЦЕОЙС ЪДЕУШ РТЙЧПДЙФ Л ФПНХ, ЮФП УЧСЪШ НЕЦДХ ЧЩТБЦЕОЙЕН Й УПДЕТЦБОЙЕН ФЕТСЕФ РТЙУХЭХА ЕУФЕУФЧЕООЩН СЪЩЛБН ПДОПЪОБЮОПУФШ Й ОБЮЙОБЕФ УФТПЙФШУС РП РТЙОГЙРХ ХЪЕМЛБ Й УЧСЪБООПЗП У ОЙН ЧПУРПНЙОБОЙС.

рПМХЮБФЕМШ РТПЙЪЧЕДЕОЙС XIX Ч. РТЕЦДЕ ЧУЕЗП УМХЫБФЕМШ - ПО ОБУФТПЕО ОБ ФП, ЮФПВЩ РПМХЮЙФШ ЙОЖПТНБГЙА ЙЪ ФЕЛУФБ. рПМХЮБФЕМШ ЖПМШЛМПТОПЗП (Б ФБЛЦЕ Й УТЕДОЕЧЕЛПЧПЗП) ИХДПЦЕУФЧЕООПЗП УППВЭЕОЙС МЙЫШ РПУФБЧМЕО Ч ВМБЗПРТЙСФОЩЕ ХУМПЧЙС ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ РТЙУМХЫБФШУС Л УБНПНХ УЕВЕ. пО ОЕ ФПМШЛП УМХЫБФЕМШ, ОП Й ФЧПТЕГ. у ЬФЙН УЧСЪБОП Й ФП, ЮФП УФПМШ ЛБОПОЙЮЕУЛБС УЙУФЕНБ ОЕ ФЕТСЕФ УРПУПВОПУФЙ ВЩФШ ЙОЖПТНБГЙПООП БЛФЙЧОПК. уМХЫБФЕМШ ЖПМШЛМПТБ УЛПТЕЕ ОБРПНЙОБЕФ УМХЫБФЕМС НХЪЩЛБМШ-ОПК РШЕУЩ, ЮЕН ЮЙФБФЕМС ТПНБОБ. оЕ ФПМШЛП РПСЧМЕОЙЕ РЙУШНЕООПУФЙ, ОП Й РЕТЕУФТПКЛБ ЧУЕК УЙУФЕНЩ ЙУЛХУУФЧБ РП ПВТБЪГХ УИЕНЩ ПВЭЕСЪЩЛПЧПЗП ПВЭЕОЙС РПТПДЙМБ МЙФЕТБФХТХ.

фБЛЙН ПВТБЪПН, Ч ПДОПН УМХЮБЕ "РТПЙЪЧЕДЕОЙЕ" ТБЧОСЕФУС ЗТБЖЙЮЕУЛЙ

1 лПТБО / рЕТ. Й ЛПНН. й. а. лТБЮЛПЧУЛПЗП. н., 1963. у. 674.

ЪБЖЙЛУЙТПЧБООПНХ ФЕЛУФХ: ПОП ЙНЕЕФ ФЧЕТДЩЕ ЗТБОЙГЩ Й ПФОПУЙФЕМШОП УФБВЙМШОЩК ПВЯЕН ЙОЖПТНБГЙЙ, Ч ДТХЗПН - ЗТБЖЙЮЕУЛЙК ЙМЙ ЙОБЮЕ ЪБЖЙЛУЙТПЧБООЩК ФЕЛУФ - ЬФП МЙЫШ ОБЙВПМЕЕ ПЭХФЙНБС, ОП ОЕ ПУОПЧОБС ЮБУФШ РТПЙЪЧЕДЕОЙС. пОП ОХЦДБЕФУС Ч ДПРПМОЙФЕМШОПК ЙОФЕТРТЕФБГЙЙ, ЧЛМАЮЕОЙЙ Ч ОЕЛПФПТЩК ЪОБЮЙФЕМШОП НЕОЕЕ ПТЗБОЙЪПЧБООЩК ЛПОФЕЛУФ.

ч РЕТЧПН УМХЮБЕ ЖПТНППВТБЪХАЭЙК ЙНРХМШУ УПУФПЙФ Ч ХРПДПВМЕОЙЙ ДБООПК УЕНЙПФЙЮЕУЛПК УЙУФЕНЩ ЕУФЕУФЧЕООПНХ СЪЩЛХ, ЧП ЧФПТПН - НХЪЩЛЕ.

уППФОПЫЕОЙЕ РТПЙЪЧЕДЕОЙС ЙУЛХУУФЧБ Й ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ, ЕЗП ЙОФЕТРТЕ-ФЙТХАЭЕК, Ч ЬФЙИ ДЧХИ ФЙРБИ РПУФТПЕОЙС ИХДПЦЕУФЧЕООЩИ ФЕЛУФПЧ ЙНЕЕФ РТЙОГЙРЙБМШОП ТБЪМЙЮОЩК ИБТБЛФЕТ: ЕУМЙ Ч РПЬФЙЛЕ ТЕБМЙУФЙЮЕУЛПЗП ФЙРБ ПФПЦДЕУФЧМЕОЙЕ ФЕЛУФБ Й ЦЙЪОЙ РТЕДУФБЧМСЕФ ОБЙНЕОШЫХА УМПЦОПУФШ (ОБЙВПМШЫЕЗП ФЧПТЮЕУЛПЗП ОБРТСЦЕОЙС ФТЕВХЕФ УПЪДБОЙЕ ФЕЛУФБ), ФП Ч РТПЙЪЧЕДЕОЙСИ "ЬУФЕФЙЛЙ ФПЦДЕУФЧБ" Ч ФЕИ УМХЮБСИ, ЛПЗДБ ФБЛПЕ ПФПЦДЕУФ-ЧМЕОЙЕ РТПЙУИПДЙФ (ФЕЛУФ НПЦЕФ УФТПЙФШУС Й ЛБЛ ЮЙУФП УЙОФБЗНБФЙЮЕУЛБС ЛПОУФТХЛГЙС, РПДТБЪХНЕЧБАЭБС МЙЫШ ЖБЛХМШФБФЙЧОПЕ УЕНБОФЙЮЕУЛПЕ ЙУФПМЛПЧБОЙЕ, ОЕ ВПМЕЕ ПВСЪБФЕМШОПЕ, ЮЕН, ОБРТЙНЕТ, ЪТЙФЕМШОЩЕ ПВТБЪЩ Ч ОЕРТПЗТБННОПК НХЪЩЛЕ), ПОП РТЕДУФБЧМСЕФ ОБЙВПМЕЕ ФЧПТЮЕУЛЙК БЛФ Й НПЦЕФ УФТПЙФШУС РП РТЙОГЙРХ ОБЙВПМШЫЕЗП ОЕУИПДУФЧБ ЙМЙ МАВЩИ ЙОЩИ, ХУФБОПЧМЕООЩИ МЙЫШ ДМС ДБООПЗП УМХЮБС, РТБЧЙМ ЙОФЕТРТЕФБГЙЙ.

фБЛЙН ПВТБЪПН, ЕУМЙДЕЛБОПОЙЪЙТПЧБООЩК ФЕЛУФ ЧЩУФХРБЕФ ЛБЛ ЙУФПЮОЙЛ ЙОЖПТНБГЙЙ, ФП ЛБОПОЙЪЙТПЧБООЩК - ЛБЛ ЕЕ ЧПЪВХДЙФЕМШ. ч ФЕЛУФБИ, ПТЗБОЙЪПЧБООЩИ РП ПВТБЪГХ ЕУФЕУФЧЕООПЗП СЪЩЛБ, ЖПТНБМШОБС УФТХЛ-ФХТБ - РПУТЕДХАЭЕЕ ЪЧЕОП НЕЦДХ БДТЕУБОФПН Й БДТЕУБФПН. пОБ ЙЗТБЕФ ТПМШ ЛБОБМБ, РП ЛПФПТПНХ РЕТЕДБЕФУС ЙОЖПТНБГЙС. ч ФЕЛУФБИ, ПТЗБОЙЪП-ЧБООЩИ РП РТЙОГЙРХ НХЪЩЛБМШОПК УФТХЛФХТЩ, ЖПТНБМШОБС УЙУФЕНБ РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК УПДЕТЦБОЙЕ ЙОЖПТНБГЙЙ: ПОБ РЕТЕДБЕФУС БДТЕУБФХ Й РП-ОПЧПНХ РЕТЕПТЗБОЙЪПЧЩЧБЕФ ХЦЕ ЙНЕАЭХАУС Ч ЕЗП УПЪОБОЙЙ ЙОЖПТ-НБГЙА, РЕТЕЛПДЙТХЕФ ЕЗП МЙЮОПУФШ.

йЪ ЬФПЗП ЧЩФЕЛБЕФ, ЮФП, ПРЙУЩЧБС ЛБОПОЙЪЙТПЧБООЩЕ ФЕЛУФЩ ФПМШЛП У ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС ЙИ ЧОХФТЕООЕК УЙОФБЗНБФЙЛЙ, НЩ РПМХЮБЕН ЮТЕЪЧЩЮБКОП УХЭЕУФЧЕООЩК, ОП ОЕ ЕДЙОУФЧЕООЩК РМБУФ УФТХЛФХТОПК ПТЗБОЙЪБГЙЙ. пУФБЕФУС ЕЭЕ ЧПРТПУ: ЮФП ПЪОБЮБМ ДБООЩК ФЕЛУФ ДМС УПЪДБЧЫЕЗП ЕЗП ЛПММЕЛФЙЧБ, ЛБЛ ПО ЖХОЛГЙПОЙТПЧБМ? чПРТПУ ЬФПФ ФЕН ВПМЕЕ ФТХДЕО, ЮФП ПФЧЕФЙФШ ОБ ОЕЗП, ЙУИПДС ЙЪ УБНПЗП ФЕЛУФБ, ЮБУФП ВЩЧБЕФ ОЕЧПЪНПЦОП. фЕЛУФЩ ЙУЛХУУФЧБ XIX Ч. Ч УЕВЕ УБНЙИ УПДЕТЦБФ, ЛБЛ РТБЧЙМП, ХЛБЪБОЙС ОБ УЧПА УПГЙБМШОХА ЖХОЛГЙА. ч ФЕЛУФБИ ЛБОПОЙЪЙТПЧБООПЗП ФЙРБ ФБЛЙИ ХЛБЪБОЙК, ЛБЛ РТБЧЙМП, ОЕФ. рТБЗНБФЙЛХ Й УПГЙБМШОХА УЕНБОФЙЛХ ЬФЙИ ФЕЛУФПЧ ОБН РТЙИПДЙФУС ТЕЛПОУФТХЙТПЧБФШ ОБ ПУОПЧБОЙЙ ФПМШЛП ЧОЕЫОЙИ РП ПФОПЫЕОЙА Л ОЙН ЙУФПЮОЙЛПЧ.

рТЙ ТЕЫЕОЙЙ ЧПРТПУБ, ПФЛХДБ ЦЕ ВЕТЕФУС ЙОЖПТНБГЙС Ч ФЕЛУФБИ, ЧУС УЙУФЕНБ ЛПФПТЩИ РП ХУМПЧЙА ОБРЕТЕД РТЕДУЛБЪХЕНБ (ЙВП ЙНЕООП РПЧЩ-ЫЕОЙЕ РТЕДУЛБЪХЕНПУФЙ УПУФБЧМСЕФ ФЕОДЕОГЙА ЛБОПОЙЪЙТПЧБООЩИ ФЕЛУФПЧ), ОЕПВИПДЙНП ХЮЙФЩЧБФШ УМЕДХАЭЕЕ.

чП-РЕТЧЩИ, УМЕДХЕФ ТБЪМЙЮБФШ УМХЮБЙ, ЛПЗДБ ПТЙЕОФБГЙС ОБ ЛБОПО РТЙОБДМЕЦЙФ ОЕ ФЕЛУФХ ЛБЛ ФБЛПЧПНХ, Б ОБЫЕНХ ЕЗП ЙУФПМЛПЧБОЙА.

чП-ЧФПТЩИ, УМЕДХЕФ ХЮЙФЩЧБФШ, ЮФП НЕЦДХ УФТХЛФХТПК ФЕЛУФБ Й ПУНЩУ-МЕОЙЕН ЬФПК УФТХЛФХТЩ ОБ НЕФБХТПЧОЕ ПВЭЕЗП ЛХМШФХТОПЗП ЛПОФЕЛУФБ НПЗХФ ВЩФШ УХЭЕУФЧЕООЩЕ ТБУИПЦДЕОЙС. оЕ ФПМШЛП ПФДЕМШОЩЕ ФЕЛУФЩ, ОП Й ГЕМЩЕ ЛХМШФХТЩ НПЗХФ ПУНЩУМСФШ УЕВС ЛБЛ ПТЙЕОФЙТПЧБООЩЕ ОБ ЛБОПО. оП РТЙ ЬФПН УФТПЗПУФШ ПТЗБОЙЪБГЙЙ ОБ ХТПЧОЕ УБНППУНЩУМЕОЙС НПЦЕФ ЛПНРЕОУЙТПЧБФШУС ДБМЕЛП ЙДХЭЕК УЧПВПДПК ОБ ХТПЧОЕ РПУФТПЕОЙС ПФДЕМШ-ОЩИ ФЕЛУФПЧ. тБЪТЩЧ НЕЦДХ ЙДЕБМШОЩН УБНППУНЩУМЕОЙЕН ЛХМШФХТЩ Й ЕЕ ФЕЛУФПЧПК ТЕБМШОПУФША Ч ЬФПН УМХЮБЕ УФБОПЧЙФУС ДПРПМОЙФЕМШОЩН ЙУФПЮОЙЛПН ЙОЖПТНБГЙЙ.

    Лотман, Юрий Михайлович Лотман, Юрий Михайлович Юрий Михайлович Лотман (фото Льва Зильбера) Дата рождения: 28 февраля 1922 Место рождения: Петроград, СССР Дата смерти … Википедия

    - (1922 94) литературовед. Профессор Тартуского государственного университета, академик АН Эстонии (1990). Проблемы российской истории, теории русской литературы и культуры исследуются в широком историко философском и историко бытовом контексте (в… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1922 1993), литературовед, историк культуры, академик АН Эстонии (1990). Профессор Тартуского государственный Университета. Проблемы истории, теории литературы и культуры исследовал в широком историко философском и историко бытовом контексте (в… … Энциклопедический словарь

    - (28.02.1922 28.10.1993) спец. в обл. теории литературы и эстетики, истории рус. литературы и культуры, семиотики и культурологии; д р филол. наук, проф. Род. в Петрограде. В 1939 поступил на филол. ф т ЛГУ. С 1940 в Сов. армии. Участник Великой… … Большая биографическая энциклопедия

    ЛОТМАН Юрий Михайлович - (28.02.1922, Петроград 28.10.1993, Тарту) специалист в области теории литературы и эстетики, истории рус. литературы и культуры, семиотики и культурологии. Д р филологических наук, проф., член корр. Британской Академии, академик Норвежской,… … Русская Философия. Энциклопедия

    Лотман, Юрий Михайлович - (1922 1993) филолог и культуролог, д р филологических наук (1962), действительный член АН Эстонии (1990), член многих зарубежных академий. С 1963 профессор Тартуского университета. Автор трудов в области структурной поэтики, семиотики и… … Педагогический терминологический словарь

    ЛОТМАН Юрий Михайлович - (р. 28.2. 1922, Петроград), филолог и культуролог, дер филол. наук (1962), д. ч. АН Эстонии (1990), чл. мн. заруб. академий. Окончил ЛГУ (1950). С 1963 проф. Тартуского ун та. Автор трудов в области структурной поэтики, семиотики и истории рус.… … Российская педагогическая энциклопедия

    ЛОТМАН Юрий Михайлович - (1922 1993) русский культуролог, семиотик, филолог. С 1939 студент филологического факультета Ленинградского университета; с 1940 в Советской армии, участник войны. В 1950 1954 работал в Тартусском учительском институте, с 1954 в Тартусском… … Социология: Энциклопедия

    ЛОТМАН Юрий Михайлович - (28. 02. 1922, Петроград 28. 10. 1993, Тарту) специалист в области теории литературы и эстетики, истории рус. литературы и культуры, семиотики и культурологии. Д р филологических наук, проф., член корр. Британской Академии, академик Норвежской,… … Русская философия: словарь

    Лотман Юрий Михайлович - (1922 1993) культуролог и литературовед. Главная тема творчества проблемы семиотики культуры, то есть знаковых систем, используемых культурой, исследовал также механизмы развития культуры, место искусства в культурном процессе, русскую и… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

Книги

  • Культура и взрыв , Лотман Юрий Михайлович , «Культура и взрыв» – одна из последних прижизненных монографий Лотмана, ставшая интеллектуальным бестселлером в нашей стране и за рубежом. Думая о роли знака в культуре, а также о том, как… Категория: Культурология. Искусствоведение Серия: Классика лекций Издатель: АСТ ,
  • Юрий Лотман. Борис Успенский. Переписка , Лотман Юрий Михайлович , Успенский Борис Андреевич , Переписка Ю. М. Лотмана и Б. А. Успенского относится к 1964-1993 годам прошлого столетия и затрагивает широкий круг гуманитарных интересов и проблем того времени. В письмахв значительной… Категория: Фольклор Серия: Переписка Издатель: НОВОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ , Производитель:

2003). Как и его старшие сестры Юрий Лотман учился в Петришуле с по год. Затем в поступил на филологический факультет Ленинградского университета .

Военная служба

В Тартуском университете, вдали от официальной советской науки, он быстро вырос в незаурядного ученого; в 1963 году получил звание профессора и много лет заведовал кафедрой русской литературы (1960-1977). Рано заинтересовавшись семиотикой и структурализмом, применив эти новые науки к изучению русской культуры, Ю.М. Лотман, сумел объединить вокруг себя многих независимо мыслящих ученых и стал общепризнанным основателем Тартуско-московской семиотической школы, получившей широкое международное признание. В постсоветской России его имя стало одним из немногих, не запятнанных идейным сотрудничеством с тоталитарным режимом.

Как культурологу Россия обязана Ю.М. Лотману глубокими исследованиями отечественных традиций, духовной жизни и быта, преимущественно XIII-XIX вв., в частности таких фигур, как Радищев, Карамзин, декабристы, Пушкин, Лермонтов, и многих других. Здесь главная заслуга Ю.М. Лотмана в том, что он способствовал очищению этих имен от пропагандистского идеологического грима, накладывавшегося на них в течение десятилетий официальной советской наукой. Однако основным вкладом ученого в культурологию стали его труды по русской культуре во всех ее проявлениях под углом зрения семиотики, равно как и разработка собственной общей теории культуры.

Проблемы семиотики

Ю.М. Лотман рассматривает семиотику как открытую знаковую систему и структуру, включающую помимо основного «штампующего» компонента - естественного языка - множество других знаковых систем, которыми являются, в частности, все виды искусства. Одновременно культура для Лотмана - это и «текст», всегда существующий в определенном «контексте», и механизм, создающий бесконечное многообразие культурных «текстов», и долгосрочная коллективная память, избирательно передающая во времени и пространстве интеллектуальную и эмоциональную информацию.

В начале января 1970 году органы КГБ провели в квартире Ю. Лотмана обыск по делу Натальи Горбаневской. Поездки за рубеж ему были запрещены (Л. Столович. "Воспоминания о Юрии Михайловиче Лотмане. Структурализм с человеческим лицом").

В 1977 году Ю.М. Лотман был избран членом-корреспондентом Британской академии наук; в 1987 г. - членом Норвежской академии наук; в 1988 г. - акакадемиком Шведской королевской академии наук и член Эстонской Академии наук.

В конце 1980-х годов создал серию познавательных телевизионных передач «Беседы о русской культуре». Во время "перестройки" участвовал в политической жизни Эстонии. В октябре 1988 года был избран в совет уполномоченных Народного фронта Эстонии (Пресс-центр Народного конгресса).

В 1993 году Юрий Лотман стал лауреатом Академической премии им. А.С. Пушкина за свои исследования - «Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя» и «Роман А.С. Пушкина „Евгений Онегин“.

Перед своей смертью, уже потерявший зрение, ученый надиктовал ученикам свою последнюю работу - «Культура и взрыв» (М., 1992), в которой попытался с позиции семиотики наметить различия между «взрывными» социокультурными процессами в России, с ее противоречивой дихотомийной культурой, и западной цивилизацией с более плавным и менее разрушительным развитием.

Юрий Михайлович Лотман скончался в Тарту 28 октября 1993. Похоронен на кладбище Раади в Тарту.

Награды

  • Медаль «За боевые заслуги».
  • Орден Красной Звезды.
  • Медаль «За отвагу».
  • Орден Отечественной войны II степени.

Семья

  • Oтец - Михаил Львович Лотман ( -) - юрист;
  • Мать - Сара Самуиловна (Александра Самойловна) Лотман ( -1963) - зубной врач;
  • Сестры:
- Инна Михайловна (в замуж. Образцова) ( -1999), музыковед и композитор, выпускница Петришуле года; - Лидия Михайловна Лотман ( -2011) - литературовед, сотрудница Пушкинского Дома, выпускница Петришуле года; - Виктория Михайловна Лотман ( -2003) - врач, выпускница Петришуле года.
  • Жена - Зара Григорьевна Минц ( -1990). - В марте года Ю. Лотман женился на коллеге по Тартускому университету З.Г. Минц. Она была тоже литературоведом, специалистом по изучению русского символизма и творчества Александра Блока, профессором Тартуского университета . В семье Лотманов родилось трое сыновей:
- Михаил Юрьевич Лотман (р. )- профессор семиотики и литературоведения Таллинского университета, член Рийгикогу (Эстонского парламента) в 2003-2007 годах, председатель городского собрания Тарту с 2011 года; - Григорий Юрьевич Лотман (р. ) - эстонский художник; - Алексей Юрьевич Лотман (р. 1960) - биолог, член Рийгикогу (Эстонского парламента) в 2007-2011 годах.

Труды

  • Лекции по структуральной поэтике (1964);
  • Статьи по типологии культуры: Материалы к курсу теории литературы. Вып. 1 (1970);
  • Структура художественного текста (1970);
  • Анализ поэтического текста. Структура стиха (1972) (монография);
  • Статьи по типологии культуры: Материалы к курсу теории литературы. Вып. 2 (1973);
  • Семиотика кино и проблемы киноэстетики (1973);
  • Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий (1980);
  • Александр Сергеевич Пушкин: биография писателя (1981);
  • Культура и взрыв (1992);
  • Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). (1993);
  • Диалог с экраном (1994; совместно с Ю. Цивьяном).

Статьи и исследования по русской литературы

  • «Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века;
  • "Образы природных стихий в русской литературе - А.С.Пушкин. Ф.М. Достоевский. А. А. Блок";
  • "Русская литература послепетровской эпохи и христианская традиция";
  • Об «Оде, выбранной из Иова», Михаила Васильевича Ломоносова;
  • "Александр Николаевич Радищев - поэт-переводчик";
  • "Поэзия - -х годов";
  • Стихотворение Андрея Тургенева «К отечеству» и его речь в Дружеском литературном обществе;
  • А. Ф. Мерзляков как поэт;
  • Сатира Воейкова «Дом сумасшедших»;
  • «Сады» Делиля в переводе Воейкова и их место в русской литературе;
  • Кто был автором стихотворения «На смерть К. П. Чернова»;
  • Аутсайдер пушкинской эпохи;
  • Неизвестный текст стихотворения А. И. Полежаева «Гений»;
  • Поэтическая декларация Лермонтова («Журналист, читатель и писатель»);
  • Лермонтов. Две реминисценции из «Гамлета»;
  • Из комментария к поэме «Мцыри»;
  • О стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» (1990) (совместно с З. Г. Минц);
  • Заметки по поэтике Тютчева;
  • Поэтический мир Тютчева;
  • Тютчев и Данте. К постановке проблемы;
  • «Человек природы» в русской литературе XIX века и «цыганская тема» у Блока (1964) (совместно с З. Г. Минц);
  • Блок и народная культура города;
  • О глубинных элементах художественного замысла (К дешифровке одного непонятного места из воспоминаний о Блоке);
  • В точке поворота;
  • Поэтическое косноязычие Андрея Белого;
  • Стихотворения раннего Пастернака. Некоторые вопросы структурного изучения текста;
  • Анализ стихотворения Б. Пастернака «Заместительница»;
  • «Дрозды» Б. Пастернака;
  • Между вещью и пустотой (Из наблюдений над поэтикой сборника Иосифа Бродского «Урания») (1990) (совместно с М. Ю. Лотманом);
  • Пути развития русской прозы - -х гг.;
  • Клио на распутье (1988);
  • Андрей Сергеевич Кайсаров и литературно-общественная борьба его времени (1958);
  • «Слово о полку Игореве» и литературная традиция XVIII - начала XIX в.;
  • О слове «папорзи» в «Слове о полку Игореве»;
  • Об оппозиции «честь» - «слава» в светских текстах киевского периода;
  • Ещё раз о понятиях «слава» и «честь» в текстах киевского периода;
  • «Звонячи в прадѣднюю славу»;
  • О понятии географического пространства в русских средневековых текстах;
  • Литература в контексте русской культуры XVIII века:
    1. Роль и место литературы в сознании эпохи;
    2. О жизни, которая не умещалась в литературу, и литературе, которая становилась жизнью;
    3. Литература и читатель: жизнь по книге;
    4. Классицизм: термин и (или) реальность;
    5. Жизнь текста в пространстве между кистью художника и зрением аудитории.
  • «Езда в остров любви» В. К. Тредиаковского и функция переводной литературы в русской культуре первой половины XVIII века;
  • Пути развития русской просветительской прозы XVIII века;
  • Архаисты-просветители;
  • Отражение этики и тактики революционной борьбы в русской литературе конца XVIII века:
    1. Спор о бессмертии души и вопросы революционной тактики в творчестве Радищева;
    2. Радищев и проблема революционной власти;
    3. Политическое мышление Радищева и опыт Французской революции;
  • Из комментариев к «Путешествию из Петербурга в Москву»;
  • Неизвестный читатель XVIII века о «Путешествии из Петербурга в Москву»;
  • В толпе родственников (О книге Георгия Шторма «Потаённый Радищев. Вторая жизнь „Путешествия из Петербурга в Москву“»);
  • «Сочувственник» А. Н. Радищева А. М. Кутузов и его письма к И. П. Тургеневу;
  • Идея исторического развития в русской культуре конца XVIII - начала XIX столетия;
  • Проблема народности и пути развития литературы преддекабристского периода;
  • Писатель, критик и переводчик Я. А. Галинковский;
  • Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов - поэт, публицист и общественный деятель;
  • П. А. Вяземский и движение декабристов;
  • «Два слова постороннего» - неизвестная статья П. А. Вяземского;
  • Основные этапы развития русского реализма (1960) (совместно с Б. Ф. Егоровым и З. Г. Минц);
  • Истоки «толстовского направления» в русской литературе -х годов;
  • О русской литературе классического периода (Вводные замечания);
  • «Фаталист» и проблема Востока и Запада в творчестве Лермонтова;
  • Художественное пространство в прозе Гоголя;
  • О Хлестакове;
  • Городничий о просвещении;
  • О «реализме» Гоголя;
  • Сюжетное пространство русского романа XIX столетия;
  • Два устных рассказа Бунина (К проблеме «Бунин и Достоевский»);
  • «Человек, каких много» и «исключительная личность» (К типологии русского реализма первой половины XIX в.);
  • Дом в «Мастере и Маргарите»;
  • Александр Сергеевич Пушкин;
  • Пушкин. Очерк творчества;
  • Идейная структура «Капитанской дочки»;
  • К структуре диалогического текста в поэмах Пушкина (Проблема авторских примечаний к тексту);
  • Идейная структура поэмы Пушкина «Анджело»;
  • Посвящение «Полтавы» (Адресат, текст, функция);
  • Пушкин и "Повесть о капитане Копейкине" (К истории замысла и композиции «Мёртвых душ»);
  • Опыт реконструкции пушкинского сюжета об Иисусе;
  • Замысел стихотворения о последнем дне Помпеи;
  • Из размышлений над творческой эволюцией Пушкина ();
  • Из истории полемики вокруг седьмой главы «Евгения Онегина» (1963);
  • О композиционной функции «десятой главы» «Евгения Онегина» (1987);
  • Источники сведений Пушкина о Радищеве ( -);
  • Пушкин и М. А. Дмитриев-Мамонов;
  • Две «Осени»; Николай Михайлович Карамзин;
  • Эволюция мировоззрения Карамзина ( -);
  • Поэзия Карамзина;
  • Черты реальной политики в позиции Карамзина -х гг. (К генезису исторической концепции Карамзина);
  • «Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры (1984) (совместно с Б. А. Успенским);
  • Колумб русской истории;
  • «О древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях» Карамзина - памятник русской публицистики начала XIX века;
  • Политическое мышление Радищева и Карамзина и опыт Французской революции.

Переводы

  • Jurij Lotman. Kultūros semiotika: straipsnių rinktinė / sudarė Arūnas Sverdiolas; iš rusų kalbos vertė Donata Mitaitė. Vilnius: Baltos lankos, (Vilniaus spauda). XV, 366, p. (Atviros Lietuvos knyga: ALK, ISSN 1392-1673). Tir. 2000 egz. ;
  • «Aleksandr Sergejevitš Puškin» (monograafia). Tõlkinud Piret Lotman. Eesti Raamat, Tallinn 1986; 2., täiendatud trükk: Varrak (kirjastus), Tallinn 2003, 332 lk; ; 3. trükk: Varrak 2006, 332 lk; ;
  • «Kultuurisemiootika: tekst - kirjandus - kultuur». Tõlkinud Pärt Lias, Inta Soms, Rein Veidemann. Olion, Tallinn 1991, 422 lk; ; 2. trükk: Olion 2006, 360 lk; ;
  • «Semiosfäärist». Koostanud ja tõlkinud Kajar Pruul. Järelsõna «Semiootika piiril»: Peeter Torop. Sari Avatud Eesti Raamat, Vagabund, Tallinn 1999, 416 lk; ;
  • «Kultuur ja plahvatus». Tõlkinud Piret Lotman. Järelsõna: Mihhail Lotman. Varrak, Tallinn 2001, 232 lk; ; 2. trükk: Varrak 2005, 232 lk; ;
  • «Vestlusi vene kultuurist: Vene aadli argielu ja traditsioonid 18. sajandil ja 19. sajandi algul» I-II. Tõlkinud Kajar Pruul. 1. köide: Tänapäev, Tallinn 2003, 368 lk; ; 2., parandatud trükk 2006, 368 lk; . 2. köide: Tänapäev, Tallinn 2006, 288 lk;