Строительство и ремонт

Эссе «Модернизация в дошкольном образовании. Направления модернизации муниципальной системы дошкольного образования

Любовь Минина
Эссе «Модернизация в дошкольном образовании»

Дошкольное образование прошло путь от единой обязательной программы в советское время до невероятного разнообразия программ в 90-е .

В каждом временном периоде развития страны происходят социально-экономические преобразования , которые ведут к серьезным изменениям в системе образования в целом .

Современный мир насыщен переменами, изменениями, связанными с обновлением всех сфер жизни. Это тем более важно, что оно призвано сформировать у человека социальную ориентированность, адекватную реакцию на происходящие изменения, способность к быстрой саморегуляции, самоопределению и самоутверждению в новых условиях.

В связи с этим образовательное учреждение любого уровня ориентировано на творческую успешную личность, готовую проявлять инициативу и аналитическую самостоятельность в социальном прогрессе, независимо от социальных перемен. Поэтому обновление содержания дошкольного образования , технологий и системы качества оценивания является закономерным.

Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования , обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе.

Проблема доступности дошкольного образования является актуальной в течение последних 5 лет. При этом доступность характеризуется возможностью выбора детского сада, а качество – возможностями и способностями ребенка к освоению программ на последующих уровнях образования . Сегодня наряду с дошкольными образовательными учреждениями приобретают популярность частные детские сады, домашние детские сады, группы кратковременного пребывания, группы кратковременного пребывания детей при школе. Я считаю, что это улучшит ситуацию с огромной очерёдностью в дошкольные образовательные учреждения .

Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. Она становится одной из ключевых задач развития системы дошкольного образования .

В современных условиях реформирования образования , ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом , осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Особую значимость, в связи с этим, приобретает планирование работы образовательного учреждения в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

ФГТ в целом отражают современные подходы к модернизации дошкольного образования и задают единую основу для создания вариативных образовательных программ с опорой на традиционные направления развития ребенка : физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. В них фиксируется обязательность реализации таких принципов, как интеграция образовательных областей , комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса , единство воспитательных, развивающих и обучающих задач.

В федеральных требованиях предлагается осуществлять обучение в процессе разных видов детской деятельности, но опущены формы этой организации. Основным организующим моментом является игра. Все это правильно по отношению к развитию ребенка. Но как же быть с занятиями? Отказ от них требует обращения воспитателя к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли, образно говоря , обучать дошкольников так , чтобы они об этом даже не догадывались. На интегративной основе занятия не должны быть сами по себе. Педагогу дошкольного образования предстоит проделать огромную работу, чтобы научиться через непосредственно образовательную деятельность решать несколько задач из различных образовательных областей , а дети смогли освоить содержание различных разделов программы параллельно.

Я согласна, что в том, чтобы сделать дошкольное образование качественным и доступным есть много того, что нужно уточнять, может быть, по-другому формулировать и естественно вводить что-то новое. Принцип искусства воспитания гласит : дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, поэтому воспринимаю эту ситуацию позитивно : «Проще построить летучий корабль, способный плыть в будущее, чем бороться с ветряными мельницами».

УДК

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены основные проблемы в сфере дошкольного образования. Предложены основные направления модернизации образования дошкольного воспитания.

Ключевые слова: дошкольное воспитание, модернизация, образование, модернизация образования, пути модернизации.

Annotation

The main problems in the sphere of preschool education are considered in the article. The basic directions of modernization of education of preschool education are offered.

Key words: preschool education, modernization, education, modernization of education, ways of modernization.

Необходимость модернизации образования дошкольного воспитания обусловлено реформированием отрасли согласно национальной доктриной развития образования России в XXI веке, законами России "Об образовании" тенденциями развития цивилизации в новую эпоху. Модернизировать образование дошкольного воспитания - значит усовершенствовать его, изменив в соответствии с требованиями времени, не затрагивая основ, устойчивых и таких, которые не оправдали положений, обогатив их новыми, прогрессивными идеями. Рост сознания педагогов, объективная необходимость обновления принципов, гуманизации целей и задач дошкольного образования, оптимизации жизни современного ребенка в соответствии с демократическими принципами российского общества актуализируют проблему модернизации содержания первого звена образования и выступают основой для дальнейшего культурного роста личности.

Проблемой дошкольного образования как особого звена в системе дошкольного образования занимались такие ученые как А. Богуш, А. Зима, С. Сажник, Т. Степанова; овладения дошкольников учебной деятельностью Е. Аркин, Л. Венгер, Выготский, П. Гончарук, Д. Эльконин, А. Запорожец, В. Котырло, Г. Кравцов, Е. Кравцова, А. Леонтьев, А. Любочка, Т. Маркова и др.; умственное развитие детей и подготовка их к школе Т. Бабаева, А. Богуш, С. Борисова, Ф. Блехер, Е. Водовозова, Г. Лаврентьева, Ф. Левин-Щирина, В. Логинова, С. Михайлова, М. Морозова, А. Проскура, Е. Тихеева, А. Усова, Е. Фльорина, А. Фунтиков, В. Ядешко и др.

Отдавая должное научной и практической значимости работ названных авторов, необходимо отметить: тема модернизации образования дошкольного воспитания является недостаточно изученной в педагогике.

Целью статьи является определение основных направлений модернизации образования дошкольного воспитания.

На сегодняшний день основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является гарантирование доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе. При этом доступность характеризуется возможностью выбора детского сада, а качество – возможностями и способностями ребенка к освоению программ на последующих уровнях образования.

Задачи модернизации образования дошкольного воспитания требуют, по мнению Д.И.Фельдштейна, глубинного понимания специфики функционирования и воспроизводства современного Детства, его исторической, социокультурной и психологической составляющих в контексте принципиально важных изменений. В современном мире изменились не только условия, социальное пространство существования ребенка, система его отношений, изменился сам ребенок.

Д.И.Фельдштейн указывает на то, что дети сегодня объективно вышли из системы постоянного контакта со взрослыми. Если еще два-три десятилетия назад ребенок развивался в условиях малого социума – семьи, класса, ближайшего окружения, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию, когда уже с дошкольного возраста он находится в развернутом социальном, в том числе новом знаниевом пространстве, где на его сознание давит хаотичный поток информации из телевизора, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, педагогов. В условиях актуальной, быстро меняющейся, общедоступной информации взрослые перестали быть авторитетными проводниками детей в жизни.

Исследователями отмечается интенсивная примитивизация сознания детей, рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности под действием компьютерных игр, снижающих контроль детей за собственным поведением и формирующих зависимость. Как следствие – повышенный уровень тревожности, неуверенность, одиночество, страх, и при этом – инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность. Все эти особенности и изменения требуют переосмысления отношений образовательных учреждений и семьи, создания конструктивных инструментов взаимодействия с семьями, вопросов обновления содержания дошкольного образования, совершенствования профессиональной деятельности педагогов

Анализируя научные исследования по проблемам дошкольного образования, можно выделить основные направления модернизации образования дошкольного воспитания, а именно:

Учет индивидуальных особенностей детей, их темперамента и внедрения семейного климата в российских детских садах;

Одной из актуальных задач развития личности ребенка в дошкольном образовании является приоритет на ориентированность и активизацию творческого потенциала ребенка. Поэтому вводимые в учебно-воспитательном процессе дошкольного учебного заведения образовательные технологии и семейное воспитание должны строиться на привлечении каждого ребенка именно к тем видам деятельности, которые наиболее способствуют выявлению ее интересов, раскрытию ее природных склонностей, способностей и реализации права на свободный выбор практичных способов действий, инструментария, партнеров и т.д.;

Несмотря на то, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая, именно она должна стать действенным средством формирования личности и воспитания ребенка, поскольку, как отмечает нидерландский исследователь И. Хейзинг: «через игру человеческое сообщество поднимается над биологическими формами жизни».

Таким образом, задачей образования, в частности ее дошкольного звена, является социально организованная поддержка роста каждой личности, ее социо-культурного становления. Дошкольное воспитание является важной предпосылкой успешного развития личности в последующие годы, что является тематикой моих дальнейших исследований.

Список литературы

1. Антонов А. А. Современные тенденции дошкольного образования // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2010. №11. С.22-27.

2. Мигунова Е. В. Модернизация дошкольного образования в условиях глобальных вызовов // Вестник НовГУ. 2013. №74. С.40-43.

Модернизация системы дошкольного образования в условиях введения Федеральных государственных требований.

Статья

Старший воспитатель МАДОУ "Детский сад № 77" г.Сыктывкара

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности ребенка, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются эмоционально-волевые качества и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания.

В современных условиях развитие системы дошкольного образования направлено на развитие детей дошкольного возраста, адекватное возрастным особенностям. Это означает, что система дошкольного образования призвана обеспечить для любого ребенка дошкольного возраста тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих ступенях обучения Анализируя современное состояние дошкольного образования, целесообразно рассмотреть существовавшие ранее концепции его развития.

В 1989г. Государственным комитетом по народному образованию СССР была утверждена Концепция дошкольного воспитания, авторы которой указывали на ряд недостатков системы общественного дошкольного воспитания: учебно-дисциплинарная модель взаимодействия взрослых и детей, ориентация образовательного процесса на формирование у детей дошкольного возраста «заказанного» школой спектра знаний, умений и навыков, чрезмерная регламентированность режима дня ребенка-дошкольника, использование игры как дополнения к дидактическому процессу приобретения знаний.

Данные проблемы не были решены из-за недостаточно четко разработанного механизма реализации изложенных концептуальных подходов к развитию системы дошкольного образования. Поэтому в Концепции дошкольного воспитания 2003 года вновь в качестве актуальных проблем общественного дошкольного воспитания названы недооценивание роли игровой деятельности в развитии ребенка, использование «школьных» технологий обучения и раннее изучение программы первого класса, снижение качества образования и перегрузка детей. Кроме того, серьезной критике подверглись уровень подготовки педагогических кадров, неумение воспитателей детских садов реализовывать образовательную программу с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.

Последнее десятилетие принесло радикальные изменения в систему отечественного дошкольного образования. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании долго не опиралось на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывала бы воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, психолого-педагогические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий на исторически обозримый срок.

Сегодня авторы современных концепций (Слободчиков В.И., Рубцов В.В., Кудрявцев В.Т. и др.) призывают к модернизации системы дошкольного образования с целью осуществления подготовки детей к последующему школьному обучению с учетом вариативности учреждений, реализующих программы дошкольного образования, уровней физического и психического развития детей дошкольного возраста, степени подготовленности педагогических кадров.

Направления модернизации муниципальной системы дошкольного образования:

  • удовлетворенность населения качеством дошкольного образования;
  • обеспечение условий отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в том числе в части сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
  • внедрение информационно – коммуникативных технологий в процесс управления дошкольным образованием; повышение профессиональной компетентности и мотивационной готовности к инновационной деятельности;
  • создание информационно – коммуникационной среды, обеспечивающий родителям возможность повысить свою компетентность в вопросах развития и воспитания детей;
  • переход на новый уровень, новый статус ДОУ.
  • Общедоступность.

Дошкольное образование в обеспечении равных стартовых возможностей детей для обучения в начальной школе рассматривается как необходимая предпосылка общедоступности качественного общего образования. Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его не получал.

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В России, в настоящее время, для большинства уровней и ступеней образования, исключая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС).

ФГОС представляют собой совокупность трех групп требований - к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения. Достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных ЗУНов, а совокупностью личностных качеств, поэтому неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам, что присутствует в стандарте начального общего образования.

В 1996 году Министерством образования РФ были утверждены «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении». Согласно приказу МО РФ (№ 448 от 22.08.1996г) устанавливалось, что указанные требования действуют до введения государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Через десять лет (1 декабря 2007 г) в ФЗ «Об образовании» были внесены изменения, в соответствии с которыми в сфере дошкольного образования устанавливаются не ФГОС, а только две группы федеральных государственных требований - к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.
Принципиально новые документы модернизации системы дошкольного образования, такие как, н ационально-образовательная стратегия «Наша новая школа», Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», «Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г.», Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования - приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (№ 655 от 23.11.2009г.) и к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования - приказ МО и науки РФ от 20.07.2011г. №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» внесли значительные коррективы в определение правового поля содержания системы дошкольного образования, раскрыли необходимость пересмотра организационных и содержательных аспектов дошкольного образования, поставили задачу разработки новых основных общеобразовательных программ дошкольными образовательными учреждениями.

Очень важно то, что ФГТ разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 6.2. ст. 9). Эта норма была введена в Закон РФ «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, и обеспечение доступности и качественного образования для каждого ребенка – где бы он ни проживал.

ФГТ являются вместе с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении пока единственным основополагающим документом нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательным для исполнения во всех типах и видах образовательных учреждений, ориентиром развития системы дошкольного образования.

Существуют распространенные в отечественном образовании понятия стратегий развития образовательных учреждений:

1. Стратегия локальных изменений , предусматривает параллельное улучшение, рационализацию, обновление деятельности каких-то отдельных участков жизни образовательных учреждений. эти изменения осуществляются независимо друг от друга по своим планам и предполагают достижение частных результатов, которые в совокупности позволят образовательному учреждению сделать шаг вперед.

2. Стратегия модульных изменений, предполагает осуществление нескольких комплексных нововведений, которые не связываются между собой, хотя внутри модуля могут предполагать необходимость координации действий многих исполнителей.

3. Стратегия системных изменений - предполагает полную реконструкцию образовательного учреждения, затрагивающую все компоненты деятельности (цели, содержание, организацию, технологии и т.д.), все структуры, связи, звенья, участки. Такая стратегия осуществляется, как правило, при изменении прежнего статуса образовательных учреждений, при превращении их в новое образовательное учреждение.

Очевидно, что системные обновления в контексте ФГТ предполагают ряд изменений:

В соответствии со статьей 9 Закона РФ "Об образовании" образовательная программа "определяет содержание образования определенных уровня и направленности". В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования обшей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе и пр.

Определяющим в содержании образования являются не столько составляющие его элементы (компоненты), сколько внутреннее состояние, совокупность процессов, которые характеризуют взаимодействие элементов между собой и со средой и обусловливают их существование, развитие и смену; в этом смысле само содержание выступает как процесс.

Обновление содержания дошкольного образования в условиях модернизации возможно за счет усиления вариативности образования, что является показателем гуманитарности дошкольного образования и повышает субъектность дошкольного образования.

Вариативность дошкольного образования как обязательное условие его гуманитарности достигается через:

  • общеразвивающие детские сады; развиваются семейные группы, негосударственные дошкольные образовательные учреждения (в сфере дошкольного образования увеличивается численность индивидуальных предпринимателей). В данном случае обновление содержания образования происходит за счет предоставления дошкольникам и их родителям возможности выбора соответствующего вида дошкольного образовательного учреждения;
  • общеобразовательные программы на основе диагностики интегративных качеств личности дошкольников и анализа условий реализации основной общеобразовательной программы (анализ кадрового, нормативно-правового, финансово-экономического ресурса, материально-технического ресурса, мотивационного, информационного и научно-методического ресурсов);
  • соблюдение прав, удовлетворение потребностей, обеспечение интересов и развития способностей воспитанников.

Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГТ принципам:

Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

Принцип необходимости и достаточности (соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму")

Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.

Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физической культуре будет участвовать в проведении прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель будет осуществлять подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГТ предлагают для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей;

Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Взаимодействие с родителями;

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.

Обновление технологий организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ усложнено недостаточно разработанными научно основаниями использования образовательных технологий в развитии субъектного опыта и интегративных качеств дошкольника. Вопросы технологий обучения в дошкольном образовании довольно слабо освещены во многих учебниках дошкольной педагогики, в том числе - в опубликованных в последние годы. В то же время еще в "Концепции содержания непрерывного образования" (дошкольное и начальное звено), утвержденной ФКС по общему образованию МО РФ 17 июня 2003г., отмечалось: "...воспитатели в дошкольных учреждениях недооценивают значение развития игровой деятельности, излишне увлекаются различными формами обучения, в которых, как правило, используются "школьные" технологии: фронтальные занятия по отдельным предметам, вербальные методы обучения знаниям и умениям и др. Тем самым осуществляется недопустимая искусственная акселерация развития ребенка, "овзросление" дошкольного образования".

В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников. Будет упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к этому образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей дошкольного возраста.

Поэтому, в дошкольном образовании определены две группы требований, а не три, как в стандарте начального общего образования. Это требования к структуре программы дошкольного образования и требования к условиям ее реализации.

В Разделе III. ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы "Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования" звучит: "Основные общеобразовательные программы содержат перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий.

В ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования предъявляются Требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы), которые включают:

  • комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающее возможности:
  • построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
  • организации разнообразной игровой деятельности;
  • использования образовательных технологий деятельностного типа.

Таким образом, можно утверждать, что знание современных технологий дошкольного образования необходимо каждому педагогу ДОУ - члену методического объединения.

Помимо этого, мы можем также сослаться на еще один документ, определяющий и должностные обязанности, и вопросы профессиональной компетентности любого педагога ДОУ (независимо от его аттестации на ту или иную категорию и независимо от стажа работы): Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (Приложение к приказу Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010г. № 761н), в котором сказано: Воспитатель (включая старшего) должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы РФ;
  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;
  • педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;
  • психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;
  • методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников;
  • ...современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
  • ...технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения...

Таким образом, одной из задач методической службы ДОУ может стать работа по ознакомлению педагогов с достаточно разнообразным спектром технологий обучения, применяемых в дошкольном образовании.

Обновление системы оценки качества дошкольного образования опирается на ориентиры качества современного дошкольного образования. В их основе лежит как ориентир "социальный портрет выпускника дошкольного образовательного учреждения" (6,5-7 лет). В ФГТ определены конкретные характеристики и 35 качеств личности, желательные для идеального социального портрета ребенка-дошкольника (6,5-7 лет) как целевого ориентира системы дошкольного образования. В результате освоения каждой образовательной области должны быть сформированы определенные физические, личностные и интеллектуальные качества (в различном сочетании).

Результат освоения ООП ДО - конечный итог, следствие воспитательно-образовательной деятельности ДОУ:

1. Текущие (промежуточные) результаты освоения программы - качества, формируемые в течение всего периода дошкольного образования. оценка которых осуществляется с определенной периодичностью; знания, умения и навыки, способы овладения ребенком той или иной деятельностью;

2. Итоговый результат освоения прогаммы - физическая и психологическая готовность к школе, оценка которой осуществляется при переходе ребенка с уровня дошкольного образования на уровень общего (начального общего) образования.

Личностные качества - качества, характеризующие развитие личностной сферы ребенка (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самосознания), в том числе его морально-нравственное развитие.

Физические качества - качества, характеризующие физическое развитие ребенка (сила, выносливость, ловкость и др.), а также антропометрические и физиометрические показатели.

Интеллектуальные качества - качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы ребенка (формирование высших психических функций, накопление знаний и социального опыта). Знания. умения. навыки - средства, способствующие развитию ребенка, т.е. способствующие развитию у него новых качеств.

Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

В работах известных современных исследователей Н.А.Виноградовой, Н.В.Микляевой обозначены основные направления совершенствования качества образовательного процесса в ДОУ:

1. Совершенствование процесса взаимодействия между педагогами, детьми и родителями;

2. Оптимизация результатов воспитательно-образовательной работы на каждом этапе образовательного процесса;

3. Совершенствование системы отношений между компонентами образовательного процесса.

Несмотря на наличие примерных образовательных программ дошкольного образования, ФГТ и других нормативных и методических документов, обеспечивающих внедрение ФГТ в практику работы ДОУ, остается актуальной задача наполнения реальным содержанием и инструментарием систем оценки качества дошкольного образования.

Внедрение ФГТ и решение новых задач требует соответствующего научно-методического сопровождения. Нормативно-правовая база для обновления содержания дошкольного образования постепенно совершенствуется и развивается в направлении упорядочения государственных требований и модернизации привычного содержания и обучения, приведения его в соответствие с главными "вызовами эпохи". Однако практика работы с педагогами ДОУ показывает, что до сих пор научно- и учебно-методическое обеспечение современного дошкольного образования мало известно.

Таким образом, существует необходимость разработки системы методического сопровождения педагогов ДОУ в условиях введения ФГТ к структуре ООП ДО.

Библиография

  1. Арабаджи В.А. Творческий поиск в работе с педагогами //Управление дошкольным образовательным учреждением. -2010.- № 3.- С. 20- 23.
  2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. -М.: ТЦ Сфера, 2010.
  3. Волобуева Л.М. Структура управления ДОУ // Управление ДОУ. – 2004. - №1. – с.8-15.
  4. Гержина, Т. И. Внедрение федеральных государственных требований в дошкольное образование // Методист. - 2011. - N 7. - С. 66-68.
  5. Едакова И.Б. Обновление содержания и методов дошкольного образования в условиях введения Федеральных государственных требований /Методические рекомендации к 2010-2011 учебному году.- Хабаровск.- 2010.-с.4-8.
  6. Национально-образовательная стратегия «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.А. Медведевым 21.01.2010г.);
  7. Федина Н.В. Место и статус дошкольного образования в системе непрерывного образования России // Дошкольное воспитание. 2008. - № 8. – С. 7-12.
  8. Федина Н.В. Некоторые аспекты разработки примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2008. - № 8. – С. 13-15.
  9. Федина Н.В. Перечень требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования// Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009. - № 2. – С.40-47.
  10. Федина Н.В. Требования к результатам освоения программ дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009. - № 3. – С.53-63.
  11. Федина Н.В. ФГТ: найти 10 отличий// Обруч. 2010. - № 2. – С.6-7.
  12. Федина Н.В. Понятие основной образовательной программы в современном дошкольном образовании // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2010. - № 5.-с.24-26.

ГБОУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Кафедра дошкольного образования

Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, как условие совершенствования качества образования в современной дошкольной образовательной организации»

Тема: «Модернизация содержания дошкольного образования в условиях

реализации ФГОС ДО »

Выполнена: Зайцевой Людмилой Михайловной,

воспитателем первой квалификационной

Руководитель:

Литвинова Р.М, к.п.н., доцент кафедры

дошкольного образования СКИРО ПК и ПРО

заслуженный учитель РФ. руководитель

кафедры дошкольного образования

г. Ставрополь, 2014

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Социально – экономические изменения, которые происходят в нашей стране в последние десятилетия, не могли не затронуть образование. В системе отечественного дошкольного образования, также произошли радикальные изменения. Модернизацию образования требует сама жизнь. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов.

В чем заключается модернизация дошкольного образования?

    удовлетворенность населения качеством дошкольного образования,

    обеспечение условий отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в том числе в части сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

    внедрение информационно – коммуникативных технологий в процесс управления дошкольным образованием; повышение профессиональной компетентности и мотивационной готовности к инновационной деятельности;

    создание информационно – коммуникационной среды, обеспечивающий родителям возможность повысить свою компетентность в вопросах развития и воспитания детей;

    Общедоступность.

Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование. Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В России, в настоящее время, для большинства уровней и ступеней образования, установлены федеральные государственные образовательные стандарты

(ФГОС).

I Глава. ФГОС в условиях реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Обновление содержания дошкольного образования в условиях модернизации возможно за счет усиления вариативности образования. Вариативность дошкольного образования как обязательное условие его гуманитарности достигается через: общеразвивающие детские сады; развиваются семейные группы, негосударственные дошкольные образовательные учреждения (в сфере дошкольного образования увеличивается численность индивидуальных предпринимателей). В данном случае обновление содержания образования происходит за счет предоставления дошкольникам и их родителям возможности выбора соответствующего вида дошкольного образовательного учреждения.

Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:

    полноценного проживания ребенком всех этапов детства

    построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка

    признание ребенка полноценным участником образовательных отношений

Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.

Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта

Меняется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто посторонними наблюдателями.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Ведущими видами детской деятельности стали: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, и другие Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

В детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются требования к результатам освоения программы.

В ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования предъявляются требования к предметно-развивающей среде. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Также обозначены основные направления работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья: для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

II Глава. Подготовка базового ДО в работе стажировочной площадке

Модернизация системы дошкольного образования выполняет одну из главных задач - положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире: с семьей, регионом, страной.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г. направлена на обновление Российского дошкольного образования, в которой запланировано новое качество образовательных результатов. Проследим поэтапное развитие системы дошкольного образования в Ставропольском крае.

26 сентября 2011 года №867-пр Министерством образования Ставропольского края муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида» №53 «Солнышко» утверждено базовой площадкой для проведения практической части в рамках федеральной стажировочной площадки по направлению "Модернизация муниципальных систем дошкольного образования". В рамках базовой площадки детский сад будет отрабатывать проект в течение 2011-2013 года по теме: « Управление развитием доступности и качества образовательных услуг в муниципальной системе дошкольного образования на основе программно - целевого подхода темой, как и полагается, созвучной с основным направлением стажировочной площадки Ставропольского краевого института развития образования. Целью данной темы является взаимодействие дошкольного учреждения и органов местного самоуправления по охвату детей дошкольным образованием.

14 ноября 2011 г. состоялось первое практическое занятие для методистов отделов образований администраций муниципальных районов СК под руководством куратора Лота 1, заведующего кафедрой дошкольного образования Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, кандидата педагогических наук, заслуженного учителя РФ Р.М.Литвиновой

Слушателям была предоставлена возможность ознакомиться с практической реализацией ФГТ в разнообразных моделях и формах дошкольного образования, формой работы по взаимодействию с общественностью: родительской, педагогической и более широкими кругами населения, организацией работы платных дополнительных образовательных услуг.

Итоги работы практического занятия были подведены за круглым столом по теме:

«Вариативные подходы к решению доступности и качества образовательных услуг в муниципальной системе дошкольного образования».

6 ноября 2013года состоялось практическое занятие для слушателей курсов повышения квалификации на тему "Развитие личности дошкольника в ДОУ в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". Воспитателям был продемонстрирован фильм о деятельности базовой площадки.

Руководитель Сечина Л.П. представила модель современного детского сада, рассказала о I Всероссийском съезде дошкольных работников, перспективах развития дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО. В рамках занятия были показаны интерактивные формы и методы работы с детьми (метод проектов, технология детской журналистики), мастер - класс "Использование детской журналистики как средства познавательного и личностного развития ребенка дошкольного возраста". Со слушателями было проведено тестирование с помощью системы голосования по нормативно - правовым и методическим документам дошкольного образования, тренинг "Психологическая готовность педагогов к введению инноваций".

В заключительной части практического занятия состоялся обмен мнениями о работе базовой площадки.

9 апреля 2014года прошла стажировка специалистов отдела образования и заведующих детских садов Красногвардейского района по теме « Готовность дошкольной организации к введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Слушатели имели возможность непосредственно включиться в реальный процесс перехода дошкольной организации на стандарт. Программа стажировки была насыщена разнообразным содержанием деятельности организации по переходу на ФГОС дошкольного образования и представлена в форме анализа «дорожной карты», плана действий по обеспечению введения стандарта на заседании «рабочей группы».

В процессе работы руководители детских садов познакомились с современными технологиями построения предметно – пространственной развивающей среды, насыщенной современным, игровым развивающим мультимедийным оборудованием, соответствующим возрасту детей и требованиям времени. Образовательная деятельность была представлена элементами художественно – эстетического и физического развития воспитанников, а воспитателями старших возрастных групп проведен показ непосредственно образовательной деятельности по математике и логике, исследовательской деятельности и сделан самоанализ занятий с учетом требований стандарта. Использована уникальная возможность осуществления тестирования с помощью системы голосования по проверке знаний слушателей современной нормативно – правовой базы дошкольного образования.

Согласно стандарта дошкольного образования, ранняя коррекционно-развивающая и социально-педагогическая помощь осуществляется педагогическим работником посредством психолого – педагогического сопровождения ребенка. Наибольший результат в этом направлении достигается после занятий воспитанников в сенсорной комнате и в этом убедились заведующие, которые в ходе тренинга получили установку на успех в реализации стандарта дошкольного образования.

В период модернизации дошкольного образования запланировано обеспечить новыми ориентирами в практической работе муниципальных органов управления образованием Ставропольского края, работников дошкольных образовательных учреждений всех категорий. Сегодня эти ориентиры отработаны в базовых дошкольных учреждениях Ставропольского края, являющихся активными участниками федерального эксперимента. На основе сложившейся системы дошкольного образования, разработана региональная модель управления развитием системы дошкольного образования в Ставропольском крае, где отражены как централизация, так и децентрализация управления, предусмотрено целевое единство, корпоративное и сетевое взаимодействие, горизонтальное рефлексивное управление и информационная открытость.

Особенностью модели регионального управления дошкольными учреждениями, является постоянный анализ внешних и внутренних условий, в которых функционирует и развивается не только муниципальная система управления дошкольным образованием, но и уровень ресурсного и кадрового обеспечения, вариативность форм дошкольного образования, мониторинг деятельности ДОУ.

Участие в Федеральном эксперименте по модернизации муниципальных систем дошкольного образования обязывает не просто пересмотреть состояние дошкольного образования в Ставропольском крае, определить конструктивные подходы к дальнейшему развитию качества дошкольных образовательных услуг, которым сегодня в образовании отдаются приоритеты.

III Глава. Результативность работы ДОУ в Ставропольском крае

В сентябре 2013 г, как мы все знаем, вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273 «Об образовании в Р.Ф», в соответствии с которым дошкольное образование стало первым уровнем образовательной системы. Наряду с этим утратили силу следующие приказы Министерства образования и науки Российской Федерации

От 23.11.2009 №655 « Об утверждении и введение ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

От 27.10.2011 г № 2562 « Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении»

Но основным событием для дошкольных работников стало утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ МИНОБР науки России от 17.10.2013 г № 1155) и вступили в силу с 1 января 2014 г

Признание утратившим силу приказа № 655 « Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования и введение ФГОС дошкольного образования предполагает корректировку всех раннее составленных документов и приведение в соответствие с требованиями Стандарта. Внесенные изменения должны быть не формальными, сопровождаться конкретными преобразованиями всего образовательного процесса.

С проектом ФГОС педагоги нашего ДОУ ознакомлены были во время его обсуждения. А.Г.Асмолов, возглавляющий рабочую группу по разработке Стандарта регулярно давал интервью, разъясняя основные положения этого документа. Были организованы серии вибинаров, которые мы также слушали всем коллективом, имели возможность задавать вопросы. Стандарт – это не просто новый, это первый в истории дошкольного образования нормативный документ, регулирующий отношения в сфере дошкольного образования.

В связи с этим перед нашим коллективом также встала задача подготовить дошкольную организацию к введению ФГОС.

Заведующей ДО издан приказ « О подготовке к переходу ДО на ФГОС». Переход - это длительный процесс, и начинать работу необходимо с анализа стартовых условий и уровня готовности педагогических кадров к реализации Стандарта. Здесь у нас возникли трудности в том плане, что у нас в детском саду нет ни одного педагога – дошкольника, всех необходимо переподготовить, что мы и включили в первоочередные задачи. Анализ показал, что очень мало ресурсов, которые могут быть использованы в качестве базовых для обновления образовательного процесса. В первую очередь познакомили педагогов с письмом Минобрнауки России и Департамента государственной политики в сфере общего образования от

10.01 2014 г № 08-10 по введению ФГОС, в нем предусмотрены следующие направления:

    Создание нормативно – правового, методического и аналитического обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования,

    Организационного обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования

    Кадрового обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования

    Финансово – экономического обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования

    Информационного обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования

    Затем составили план по введению ФГОС в детском саду (куда включены следующие разделы)

    Нормативно – правовое обеспечение введения ФГОС

    Кадровое обеспечение введения ФГОС дошкольного образования

    Организационное обеспечение введения ФГОС

    Методическое обеспечение введения ФГОС

    Материально – техническое обеспечение введения ФГО

Он разработан рабочей группой. (рабочая группа создана приказом заведующей) Введение ФГОС ДО, по моему мнению, даст хорошие результаты в развитии личности ребёнка в дальнейшей перспективе, для этого необходимо, чтобы детство стало самостоятельным этапом развития при поддержке государства.

ФГОС ДО требуют от педагогов овладение новыми технологиями, обеспечивающими индивидуализацию воспитания; достижение планируемых результатов; непрерывное профессиональное совершенствование.
Стандарт ДО даёт возможность действовать в зависимости от потребностей ребёнка, семьи, системы образования; разными способами прийти к результату, помочь ребёнку вырасти развитым и полноценным. Здесь упор делается на развитии возможностей детей, связанных с креативностью, заинтересованностью, свободой, возможностью общаться, находить информацию или выбирать род деятельности. Основную роль в этом играют педагоги, владеющие современными способами обучения и воспитания, создания благоприятной среды в детском саду. Педагог должен относиться к ребёнку, как к субъекту, личности, партнёру, имеющему собственное мнение.

Должна измениться методическая работа, способствующая повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования педагогических подходов и технологий. А качество дошкольного образования должно не только соответствовать стандарту, но при этом еще и «нравиться» потребителю, учитывать интересы и потребности ребенка и его семьи.

Заключение

Несмотря на то, что очень много вопросов, много надо сделать, наш коллектив готов приложить все силы, чтобы успешно перейти на ФГОС и работать по новым стандартам.

Начали работать по плану перехода на ФГОС. На данный момент в детском саду пересматриваются перспективные планы, во всех возрастных группах строятся с учетом интеграции образовательных областей. Отказываемся от учебной деятельности (кроме подготовительной группы), обучение проходит в течении всего дня пребывания ребенка в детском саду в игровой форме. Планируем и проводим с детьми такую игровую форму, как проекты, долгосрочные и кратковременные.

Особенно стоит отметить создание условий для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей. для этого создается соответствующая предметно – развивающая среда, в группах и на участке, где соблюдаются все принципы построения развивающей среды, делается упор на принцип возрастных и гендерных различий. (модель прилагается приложение № 2)

В детском саду особое внимание уделяется к личности каждого ребенка. Наша ДО стремиться к соблюдению принципов индивидуализации педагогического процесса. Одна из годовых задач нашего учреждения «Способствовать реализации личностно – ориентированных технологий с целью улучшения качества работы и достижения оптимальных результатов воспитания и обучения дошкольников»

Воспитателями разрабатываются рабочие программы для всех возрастных групп. Пересматривается образовательная программа ДО в соответствии с ФГОС, программа развития Д О.

Оплата труда дошкольных работников выплачивается по новой системе оплаты, труд каждого педагога оценивается индивидуально через стимулирующие выплаты. Дифференцированный подход позволяет стимулировать труд педагогов по результатам работы.

Хочется надеяться, что работая, по новым ФГОС, мы сможем повысить качество дошкольного образования, сохранить здоровье наших детей, и обеспечить благополучные условия для всестороннего развития ребенка.

Литература.

    Послание Президента РФ народу от 19.12.2012 года.

    Программы ФЦПРО 2011-2013, 2011-2015, 2015-2017, 2020, 2025.

    Касаткина Е.И., Лысакова И.В. Возможности и перспективы развития дошкольного образования Вологодской области. //Управление образованием. -научно-практический журнал. 2012.№ 5. С.44- 53.

    Комарова Е.С. Обучение работников дошкольного образования на базе федеральной стажировочной площадки. //Управление ДОУ. Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2012. № 8. С.-5-8

    Лыкова И.А. Цель и стратегия в дошкольном образовании. //Управление дошкольным образовательным учреждением: научно-практический журнал.2012. № 1. С.-21-28.

    Скоролупова О.А., Федина Н.В. Качество дошкольного образования: концептуальные подходы к определению и оценке. //Дошкольное воспитание: - научно-практический журнал. 2012.№ 2.

    Ялалов Ф. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию.//Высшее образование в России. 2008. №1. с.89-93

    Дошкольное образование №4 2014г.

Тема стажировочной площадки: «Развитие современных форм и технологий реализации образовательных программ дошкольного образования, обеспечивающих их высокое качество и доступность» «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики Кабардино-Балкарский республиканский центр дистанционного обучения


Текущее состояние сети доу в КБР За пять лет общий охват в системе дошкольного образования увеличился на 4450 единиц, и в настоящее время составляет 34368 дошкольников или 69,5% от общего контингента детей этой возрастной группы. Вместе с тем неохваченными дошкольным образованием остаются 15589 детей. Из них 3381 детей состоят в очереди на получение данного вида услуг


Количество детей (от 2 до 7) не охваченных дошкольным образованием


Проводимые Республиканские Мероприятия направленные на развитие ДОУ Развитие полноценной системы предшкольной подготовки детей является важным направлением в работе Минобрнауки КБР. Реализация плана мероприятий Республиканской целевой программы развития образования на 2007-2011 годы позволило: увеличить процент охвата детей предшкольным образованием, повысить качество дошкольного образования удовлетворить запрос родителей на подготовку детей к обучению в школе. В настоящее время охват детей 5-6 летнего возраста дошкольным образованием по республике составляет 85%. Для данной категории детей введены программы, предусматривающие формирование навыков адаптации к школе. до 2012 года процент охвата детей предшкольным образованием предполагается увеличить до 90%, что полностью покроет запросы населения в этом виде услуг.


Стажировочная площадка для реализации выбранной темы В качестве стажировочной площадки по реализации данного направления выступит ГОУ ДПО «Кабардино-Балкарский республиканский центр дистанционного обучения» (далее – Центр). центр является государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки КБР, имеющим аккредитацию и лицензию с правом реализации дополнительных профессиональных программ с выдачей документов государственного образца; За период с 2004 по 2011 годы Центр принимал активное участие в реализации на территории республики ряда федеральных и международных проектов, таких как ФЦПРО «Развитие единой образовательной информационной среды» (подпрограмма «Повышение квалификации работников системы образования в области ИКТ»), «Реформа системы образования» (проект «Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений»), «Информатизация системы образования» (программа «Повышения квалификации работников системы образования в области ИКТ»), Комплексный проект модернизации системы образования Кабардино-Балкарской Республики, в качестве регионального оператора по реализации проекта, проект «Формирование системы общественно-государственной экспертизы учебников и организационно-методическое сопровождение деятельности Федерального совета по учебникам МОН РФ», «Сетевая школа управленческих кадров» (СШУ) и многих других. Центр оснащен всем необходимым оборудованием и укомплектован высококвалифицированными педагогическими кадрами. Для реализации выбранного направления будут привлечены базовые площадки, созданные на базе школ республики, реализующих инновационные образовательные программы дошкольного образования в различных формах.


Стажировочная площадка Схема взаимодействия Федеральный оператор направления АНО «Учебный центр информационных и образовательных технологий» Минобрнауки КБР ГОУ ДПО «КБРЦДО» Базовые площадки (ДОУ) Базовые площадки (ДОУ) Базовые площадки (ДОУ)


Ключевые цели реализации направления увеличение охвата детей дошкольным образованием, за счет распространения вариативных моделей модернизации муниципальных систем дошкольного образования; повышение качества дошкольного образования.


Задачи деятельности стажировочной площадки внедрение эффективных практик реализации инновационных дошкольных образовательных программ в образовательных учреждениях республики; создание условий для профессионально-личностного развития работников дошкольных учреждений; организовать мониторинговое и информационное сопровождение курсов повышения квалификации работников ДОУ; создание сети базовых площадок на базе дошкольных образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы; разработать спецкурсы, отвечающих требованиям современных тенденций и направлений развития в дошкольном образовании; организовать внедрение дистанционных курсов повышения квалификации работников ДОУ;


Планируемые Мероприятия, направленные на решение поставленных задач формирование сети базовых площадок, реализующих инновационные образовательные программы, направленные на повышение качества дошкольного образования; обобщение опыта работы базовых площадок и его транслирование на другие образовательные учреждения. повышение квалификации на базе стажировочной и базовых площадок не менее 700 работников ДОУ: рост охвата детей от 1 года до 7 лет дошкольным образованием посредством оптимизации сети образовательных учреждений (организаций) и внедрения вариативных моделей предоставления дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, консультационные пункты при ДОУ, перепрофилирование части ОУ под дошкольные блоки); формирование системы мониторинга и информационно-методического сопровождения реализации направления.


Ожидаемые результаты


Ожидаемые результаты


Спасибо за внимание!