Строительство и ремонт

Преподобный никандр пустынножитель. Познай свой край родной Преподобный никандр

Благодать и тишина, чудотворные источники, покой, мир, гармония и радость - синонимы Свято-Благовещенской Никандровой пустыни - самого загадочного монастыря Псковщины. Здесь святые воды даруют скорбящим укрепление телесное и духовное, а чудотворения в Никандровой пустыне во Славу Божию продолжаются непрестанно.

Монастырь возник здесь через несколько лет после смерти преподобного Никандра Псковского (в миру - Никона), который прославил эти места своими духовными подвигами. Он родился 24 июля 1507 года в благочестивой семье крестьян Филиппа и Анастасии в селе Виделебье на Псковщине, примерно в 35 верстах от Пскова. С детского возраста он обнаружил в себе стремление к великим подвигам. Отец Никона вскоре скончался, и отрок остался на попечении матери. Он стремился научиться грамоте, чтобы читать Божественное Писание.

За 150 лет до этого здесь же появился на свет Елеазар, в последствии знаменитый Евфросин, основатель Елеазарова монастыря. В ранней юности Никон познакомился с местами, где жили отшельниками Евфросин и Савва Крыпецкий. Восхищался духовной силой святых угодников, их самоотречением во имя любви к Богу и людям. После смерти отца и принятия монашества братом Арсением, Никон уговаривает мать раздать имущество и уйти в монастырь. Сам же решил жить по примеру глубоко почитаемого им преподобного Евфросина.

Чтобы иметь возможность читать Слово Божие, Никон нанялся в работники к псковскому жителю Филиппу, который за усердие отдал его на обучение к опытному учителю. Видя ревность юноши, Господь Сам указал ему место подвига. Горячо молясь в одной из псковских церквей, он услышал глас из алтаря, повелевавший ему идти в пустынь, которую Господь укажет через Своего раба Феодора: «Никон, раб Мой, иди в пустынь, указанную тебе благочестивым мужем Феодором, и там обретешь себе покой; и после тебя расширится место то, и многие на нем спасутся!».

Крестьянин Феодор отвел его на речку Демьянку, между Псковом и Порховом. Там поставил себе Никон небольшую хижину и проводил время в уединении, питаясь одними растениями.

Народ, узнав о его жилище, начал посещать его, чем невольно нарушил спокойствие отшельника. Никон, избегая мирской чести, удалился в общежительную пустынь преподобного Саввы Крыпецкого. Игумен, видя его телесную немощь, не сразу согласился принять его, опасаясь, что трудности монашеской жизни будут ему не по силам. Тогда Никон, припав к раке преподобного Саввы, стал, как живого, умолять его взять в свою обитель. Игумен смягчился и постриг Никона с именем Никандр.

С новой силой устремился преподобный на подвиги - всего себя предал Богу, совершенно отказался от своей воли и повинился во всем воле игумена и братии. Постоянно укреплял он себя такими благоче стивыми размышлениями: «Пшеничному полю подобно иноческое жи тие, оно требует частого дождя слез ного и великого трудолюбия. Если хочешь принести обильный плод, а не терние, то трезвись умом и трудись; старайся быть доброй землей, а не каменистой почвой, чтобы всеянное свыше в сердце твое могло принести плоды, чтобы не изсыхало оно от зноя и уныния и небрежения».

Время, свободное от молитвы, преподобный Никандр проводил в руко делии. Игумен и братия удивлялись подвижнику, его благонравию, смирению и покорности, бодрости и крепости в подвигах и прослав ляли Бога. Между тем преподобный Никандр, снова убегая людской славы и тоскуя о прежней отшель нической жизни, отправился в свою пустыню и прожил там безвыходно 15 лет. Он с великим смирением претерпевал все испытания, посланные Богом, проявляя долготерпение, милосердие и кротость. Но оказалось, что от мирских страстей, зависти и жадности не скрыться. Однажды убогую хижину отшельника посетили разбойники, и, не найдя ничего для себя ценного, жестоко избили Никандра. Унесли с собой святые иконы и книги. Преподобный стал молить Господа о прощении людей, пораженных грехами корысти и жестокосердия. Разбойники трое суток не могли выйти из леса, после чего двое раскаявшихся пришли к Никандру и просили простить их, а двое других погибли.

Но преподобный не столько боялся разбойников, сколько похвалы людской. Посему снова оставил он пустыню и во второй раз отправился в Крыпецкий монастырь, где ранее принял монашество. Прибыв в обитель, святой продолжал свою строгую подвижническую жизнь. Дивясь его подвигам, братия поставила его в пономари. Кроме того, на святого было возложено трудное и тяжелое послушание печь про сфоры. Но преподобный Никандр с радостью стал исполнять эту ра боту, размышляя: «Если Господь наш Иисус Христос назвал Своим Телом хлеб, приготовленный для Тайной вечери, то мне следует ра доваться, что Бог сподобил меня приготовлять такие хлебы, на коих совершается великая и страш ная тайна: дивным и непостижимым об разом прелагаются они в Святое Тело Христово».

И подвижник Божий продолжал неустанно трудиться. Иноки, видя его возрастающее рвение и полюбив его за смирение и кротость, про сили игумена сделать Никандра келарем. Игумен исполнил просьбу братии и поставил пре подобного на келарство.

Святой при сем возвышении не изменил своей прежней жизни, но исполнял новую обязан носить со смиренномудрием и усердием, как бы дело, порученное ему Самим Господом; не превозносился он данной ему властью, помня слова Писания: Аще кто хощет в вас вящший быти, да будет всем слуга (Мф. 20, 26). Получив власть в монастыре вместе с должностью келаря, преподобный Никандр вел себя как самый младший, раньше всех выходя на работы. Но недолго святой Никандр был келарем: не сносна была ему суета, с которой соединялось келарство, тяжело бы ло постоянное общение с людьми; он стремился к прежней отшельнической жизни, к безмолвию, потому и решился снова, уже навсегда, покинуть обитель.

Выйдя из Крыпецкого монастыря, он поселился на одном острове, находящемся верстах в четырех от него; здесь святой построил хижину, опять предался своим обычным подвигам и провел таким образом три с половиной года. Слава отшельника привлекла к нему многих посетителей, которые искали у преподобного слова назидания. Между тем враг - завистник людей внушил игумену и братии Крыпецкого монастыря мысль, что, привлекая к себе народ, Никандр уменьшит монастырские доходы. Посему они пришли к преподобному и требовали, чтобы он удалился с этого места. С величайшим смирением исполнил святой требование: он снова отправил ся в свою пустыню, на место, указанное ему Богом.

Прибыв в свою пустыню, святой снова предался подвигам и прожил там отшельником до самой блаженной кончины своей в продолжение 32 лет и 2 месяцев.

До конца жизни Преподобный оставался пустынником: его так и величают «Преподобный Никандр пустынножитель», но завещал не оставлять место его трудов после своей кончины, обещая свое покровительство насельникам будущего монастыря. Наделенный даром прозорливости и чудотворения, святой, не щадя себя, всю жизнь помогал обращающимся к нему. За 8 лет до кончины он возложил на себя великую схиму.

Он предвидел свою смерть, предсказав, что умрет, когда на отечество нападут враги, предрекая им при этом скорое поражение. 24 сентября 1581 года, во время нашествия войск польского короля Стефана Батория на Псков, один крестьянин нашел его скончавшимся: он лежал на рогожке с крестообразно сложенными на груди руками. Из Пскова пришли духовенство и народ, и совершили обряд христианского погребения.

В 1584 году на благодатном месте подвига преподобного Никандра, освященном его почти полувековой молитвой, была создана обитель, которую стали называть Никандровой пустынью. Строителем монастыря был инок Исаия, исцелившийся по молитве святому. В 1686 году при Патриархе Иоакиме состоялось прославление преподобного Никандра, и было установлено празднование его памяти 24 сентября, в день кончины, и в храмовой праздник обители - Благовещение Пресвятой Богородицы.

В 20-е годы прошлого столетия монастырь был полностью разрушен. Разрушен мощный Благовещенский храм, который строился в течение трех столетий, постоянно расширяясь.

История Никандровой пустыни

В середине XVII века, по благословению митрополита Никона (в последствии Патриарха), дворянин Яков Матвеевич Муравьев строит в обители церковь во имя преподобного Никандра. А чуть позже церковь Александра Свирского и Святой Троицы. Благосостояние монастыря быстро растет. В 1665 году его разграбили поляки. Однако обитель очень скоро восстанавливается, а в 1673 году горит вместе со всем церковным и братским имуществом. Игумен Илларион был вынужден даже обратиться к царю Алексею Михайловичу с просьбой о помощи. Монастырю было пожаловано много земель, нашлись и благодетели, с помощью которых поправилось состояние обители. Построили каменные церкви, появились новые иконы, книги и многое другое.

Слава о чудотворениях от мощей преподобного Никандра привлекала в обитель все больше паломников. Это побудило братию монастыря обратиться к патриарху с просьбой об «открытии и освидетельствовании святых мощей и удостоверении бывших от них чудес». В 1687 году комиссия, созданная по указанию Патриарха, освидетельствовала мощи и нашла их нетленными. После обретения мощей преподобного, пустынь стала называться Никандровой.

Расцвет пустыни приходится на конец XVIII – начало XIX веков благодаря усердию архимандрита Геннадия и милостям императора Павла I. Тогдашняя знать не могла не поддержать царя. Помогает обители князь Лопухин, крупные пожертвования делает граф Шереметьев, жалует великая княгиня Александра Иосифовна и сама государыня императрица.

Только на раку преподобного, ризы на иконах и два подсвечника ушло 12 пудов 20 фунтов серебра, 18 фунтов золота, различных камней и стразов 16 255 штук. Всего серебра в монастыре было, как утверждают историки, более 20 пудов.

Монастырь имел ценнейшую библиотеку – более 1000 книг духовного и светского содержания, не считая богослужебных. Имелись рукописные книги.

Но «благоденственное и тихое житие» закончилось с приходом к власти в России лютых богоборцев и христоненавистников. Во время развязанной ими гражданской войны рака преподобного Никандра и его многоцелебные мощи безследно исчезли. А в 1928 году прекратил своё существование и сам монастырь, разрушенный до основания и полностью превращённый в руины.

Но монастырь возродился во Славу Божию! По благословению Владыки, первым строителем в XXI веке пришел в пустынь монах Гавриил. На помощь ему, по мере своих возможностей, стали приезжать самые разные люди: военные, журналисты, дорожники, паломники со всей России. Расчищали территорию, облагораживали святые источники, строили. Практически за год была восстановлена и освящена деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

В 2002 году из Псково-Печерского монастыря был переведен в Никандрову пустынь игумен Спиридон (Иващенко). Уже при нем строится в память о святых Царственных мучениках, чей крестный путь начался с Псковской земли, еще один храм.

Также в пустыни закончено строительство храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Это пока единственное каменное строение. Первая служба архиерейским чином состоялась в этом возрождённом соборе в день памяти прпеподобного Никандра в 2010 году.

Святые источники и иконы монастыря

Особо почитаются верующими находящиеся здесь святые источники, их всего пять. На въезде, справа, находится глазной источник иконы Казанской Божией Матери. Воду из него не пьют, берут для лечения глаз.

В километре от монастыря - радоновый источник преподобного Александра Свирского. Воду из него тоже не пьют, в ней купаются.

Удивление паломников обычно вызывают источники святых апостолов Петра и Павла, которые находятся в двух метрах друг от друга, но даже уровень воды в них разный, к тому же, один замерзает зимой, а другой нет.

Центральный источник называют по имени святого преподобного Никандра. По древнему монастырскому преданию, этот колодец был ископан руками самого преподобного. Паломники всегда увозят воду с этого источника с собой.

Говоря об иконах монастыря, следует отметить, что наиболее почитаемая верующими икона преподобного Никандра из старой Никандровой пустыни. С ней раньше ходили на крестные ходы из монастыря в Порхов. Есть еще маленькая икона Никандра с частичкой мощей преподобного. Ее в Англии купил некий меценат и подарил отцу Николаю Гурьянову. С острова Талабск икона «пришла» в Порхов, а позже её передали восстанавливающемуся монастырю. Келейная икона Знамения Пресвятой Богородицы старца Валентина Мардасова после его смерти тоже была передана в Никандрову пустынь. Здесь же находится икона великомученика и целителя Пантелеймона с частичкою его святых мощей.

К особо почитаемым относится чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших». Перед ней молятся о душах тех, кто склонен к употреблению наркотиков, алкоголя, к правонарушениям, то есть о всех, кто живет не по заповедям Божьим.

ОСЕНЬ В НИКАНДРОВОЙ ПУСТЫНИ

Клочок Земли Благословенной…
Святые псковские места.
Здесь воздух необыкновенный
И шорох желтого листа.

Как мало нам в сей жизни надо…
У стен святыни сознаешь,
Что жизнь без Веры – клоунада,
Что лишь теряя – обретешь.

Нет куполов, глаза слепящих.
Их лихолетием снесли.
На кирпичах кровоточащих
Березки рощей проросли.

И на развалинах Святыни
Из тьмы безверия ночи
Ввысь вознеслись из Храма к сини
Осинки словно две свечи.

Года идут неумолимо,
Пыля среди могильных плит.
Дух Преподобного незримо
Над тишью пустыни парит.

Не удается жить «попроще»…
Мы без корней не проживем.
Святою верой святы мощи
Мы в душах вскоре обретем.

А со Святым соприкоснувшись,
Сверкнут в сердцах Любви лучи.
Из забытья, как бы очнувшись,
Забьют обители ключи.

Остатки туевой аллеи –
Следы послушников трудов –
Введут равненьем зеленея,
По своды храмов тех годов…

В раздумной грусти листопада
Горит судьбе наперекор,
Как негасимая лампада,
Багряной осени костер.
Свято-Благовещенская Никандрова
мужская пустынь. Октябрь 2000

СВЯТОЙ ИСТОЧНИК МОНДАРИЙ

Свернув в Маяково направо,
Пройдя верст пять так до креста,
Ты поразишься, друг мой, право,
Какие чудо здесь места!

Здесь красота окрест такая,
Что сердце в раз в полон возьмет.
Здесь исподволь, не замечая,
Душа стихами запоет.

И от креста совсем не много,
Где Солпековский хутор был,
Правей еще пойдет дорога
Через бревенчатый настил.

Там лес, как в царстве Берендея,
Седыми космами оброс.
По той дороге, что правее,
В конце пути лежит погост.

За тонкой пленкою тумана
Виденьем дивной красоты
Глазам откроется поляна,
Услышат уши плеск воды.

Узришь, как стежками петляя,
Словно парчовый поясок,
Поляну плавно обрамляя,
Бежит в теснинах ручеек.

Погост песком пересекая,
По косогору чрез мосток
Сведет тропинка, вниз сбегая,
На небольшой в хвое мысок.

Где ели в вечности застыли
И ветви накрепко сплели –
Там ключ кипун огромной силы
Бьет с сердца матушки-земли.

В ручье, как будто отдыхая,
Мрачнеют камни – валуны.
Волшебной силой обладая,
Резвятся грозно буруны.

Сруб в виде ладного колодца,
А в нем ступенечки до дна.
Здесь сердце как-то тише бьется.
Кипит вода, что холодна.

Крест на углу стоит купели…
Не сразу сыщутся слова,
Где вековые стынут ели,
И в землю вгрызлись жернова.

Чуть-чуть поодаль от купели,
Почти что возле ручейка,
Впритык к огромной старой ели
Лежит широкая доска.

Когда окрест лежат сугробы
Или когда палящий зной,
Здесь оставляются хворобы
В воде холодно-ледяной.

Здесь обретаются надежды
Во исцеленье. На стволах
Узлом завязаны одежды
На близлежащих деревах.

Над чистотой воды проточной
Струится света чистота.
Святой земли – святой источник!
Святые псковские места!

Большое счастье - жить на Псковской земле - земле святынь, где благодаря великому подвигу и молитв наших святых, Бог, в помощь нам немощным, показывает свою благодать, дает возможность ощутить Его милость, получить исцеление телесное, а кто достоин, то и духовное. Свято-Благовещенская пустынь ждет своих паломников !

Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • К оглавлению: жития святых
  • Житие Преподобного Никандра Пустынножителя (Порховского)

    Прп. Никандр, в миру Никон, родился в 1507 г. в благочестивой семье села Виделебья в Псковском краю. Отец его, Филипп, умер рано, старший брат Арсений ушел в монахи , и Никон жил вдвоем с матерью своей Анастасией. Когда ему минуло 17 лет, он уговорил мать свою раздать имущество бедным и церквам и поступить в монастырь, а сам пошел на поклонение святыням Псковского края. Его влекла к себе жизнь иноческая, особенно же пример прпп. Евфросина Спасоелеазарского (память его 15 мая) и Саввы Крыпецкого (память его 28 авг.).

    Вернувшись с богомолья, он поступил на службу к псковскому купцу Филиппу и, живя у него, обучился грамоте по божественным книгам у одного диакона. Филипп полюбил смиренного и богобоязненного юношу. Но один благочестивый горожанин, Феодор Ситник, указал Никону в глухом лесу уединенную пустынь, огражденную мшистыми болотами, и они ушли туда вдвоем подвизаться. Однажды, придя во Псков к литургии, Никон услышал в церкви голос: «Никон, раб Мой, иди в пустынь, указанную тебе благочестивым мужем Феодором, и там обретешь себе покой; и после тебя расширится место то, и многие на нем спасутся!» В сильной радости поспешил Никон обратно в свою пустынь, указанную ему теперь Самим Богом. По дороге его встретил блаженный Николай Псковский (память его 28 февр.) и предупредил о всех ожидающих его трудностях.

    Прожил он здесь 15 лет, но, когда о нем узнали люди, он ушел в Крыпецкий монастырь прп. Саввы и там постригся с наречением ему имени Никандр. Феодор и Филипп поступили в тот же монастырь и скончались в нем иноками Феодосием и Филаретом. Об иноческой жизни прп. Никандр говорил так: «Пшеничному полю подобно иноческое житие. Оно требует частого дождя слезного и великого трудолюбия. Если хочешь принести обильный плод, а не терние, то трезвись умом и трудись; старайся быть доброй землей, а не каменистой почвой, чтобы всеянное свыше в сердце твое могло принести плоды, чтобы не иссыхало оно от зноя уныния и небрежности».

    Тоскуя о своей пустыни, прп. Никандр скоро вернулся в нее и прожил в ней несколько лет, питаясь «ужовником» (видимо, дикой горчицей). Раз напали на него разбойники, ограбили и избранили его. Святой молился за них, но попущением Божиим злодеи утонули в реке. Уцелели двое; они пришли с покаянием и вернули награбленное. Преподобный принял их с любовью и учил оставить свой злой промысел, а разбойники разнесли о нем великую славу как о святом муже. Избегая ее, преподобный вернулся в монастырь, но подвижническую свою жизнь не прервал.

    Он питался хлебом и водой, вкушая лишь раз в неделю вареную пищу. Ночи проводил без сна, часто в лесу, отдавая тело свое комарам и оводам на съедение, причем сам в это время прял шерсть и пел псалмы; утром же он всегда первым приходил в церковь. За подвиги его сделали пономарем , просфорником и, наконец, по общему желанию - келарем. Но послушание это, как связанное с властью, тяготило его, и он ушел на безмолвие за 4 версты от обители, на остров. Но и там стали приходить к нему за назиданием. Тогда, видя, что не уйти ему от славы человеческой, он решил вернуться в указанную ему Богом пустынь. По дороге его избили злые люди, и его еле спасли прохожие; святой же простил поднявших на него руку от всего сердца и спокойно продолжал свой путь. Затем он увидел двух волков и сказал, ударив жезлом; «0тыдите от меня, все делающие беззакония!» И звери исчезли.

    В своей пустыни на этот раз преподобный прожил 32 года, до самой кончины, и 15 лет не видел никого. Наконец его нашел случайно охотник Петр Есюков и стал приходить за наставлениями. Преподобный предсказал, что над гробом его воздвигнется церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и что пустынь его расширится. Предсказал охотнику и рождение сына, что и сбылось скоро. Некоему Симеону преподобный велел постричься в чаянии близкой кончины; Симеон послушался и скоро мирно скончался.

    Преподобный питался растениями и водой, спать не ложился, а дремал сидя, но, если к нему стучались, отвечал, как бы проснувшись от сна, - хотя, подходя к келье, слышали, что он молился.

    Лицо его всегда сияло радостью и миром. Причащался он в соседнем монастыре в пятницу на шестой седмице Великого поста и сейчас же уходил в свою пустынь. Причащаться на Страстной или на Пасху он считал себя недостойным. Бесы поднимали шум, но он прогонял их чтением Псалтири . Раз медведь стал сильно чесаться о его крыльцо, сотрясая келью. Преподобный вышел и перекрестил его; медведь стал лизать ему ноги, а потом ушел. Страхования прекратились после явления ему прп. Александра Свирского , который сказал ему: «Не бойся, брат мой Никандр, с сего времени избавит тебя Господь от всех сетей вражеских».

    Принесли к нему больного Назария, покрытого ранами. Преподобный перекрестил самую большую язву на груди. Больной заснул и проснулся здоровым, но преподобный запретил рассказывать это. У крестьянина Симеона Васильева украли лошадь; преподобный сказал, что лошадь вернется, но что он жалеет вора. Лошадь вернулась, но вор утонул, и преподобный долго поучал Симеона прощению обид.

    За 8 лет до кончины прп. Никандр принял схиму. Порховскому диакону Петру, незадолго до кончины, он признался, что у него очень болели ноги, и, к ужасу своему, Петр увидел, что его ноги - одни обнаженные кости. Затем преподобный сказал, что он скоро скончается и что в это время поляки и литовцы осадят Псков и Порхов, но велел Петру не бояться прийти погребсти тело его и затем повторил свое пророчество о сооружении над гробом его церкви в честь Благовещения.

    24 сентября 1581 г., со словами «Благословен Бог, тако изволивый, слава Тебе!», прп. Никандр скончался во время осады Пскова войсками Стефана Батория.

    Похоронил его крестьянин Иоанн Долгий, пришедший к нему за наставлениями, и он же принес весть о его кончине в осажденный Порхов. Прошел Иоанн незамеченным. Тогда Петр убедил духовенство и граждан идти погребсти преподобного. Никто их не задержал. Не осталось забытым уединенное место подвигов прп. Никандра.

    Через 2 года над могилой его была воздвигнута церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а в 1585 г. там поселился один мирянин , который принял постриг с именем Исаия и стал первым игуменом создавшегося там монастыря. Мощи прп. Никандра были обретены нетленными в 1684 г., и он был причислен к лику святых.

    Никандра Псковского еще называли Пустынножителем, поскольку большую часть своей жизни этот человек провел в безлюдной лесной чаще, молясь Богу и влача полное лишений существование.

    В житие Никандра Псковского (мирское имя Никон) мы можем прочитать, что в молодости «не любил Никон ни игр, свойственных его юному возрасту, ни красивых одежд, не принимал участия в праздных беседах, носил всегда простую одежду, любил нищету духовную и чистоту сердечную, постоянно вел он брань с врагом рода человеческого, предуготовляя себя таким образом к будущим, еще большим духовным подвигам».

    Еще его называют Порховским Чудотворцем и поминают трижды в год: первый раз весной — 10 апреля по юлианскому календарю в третью неделю по Пятидесятнице, когда в православных храмах во время Божественной литургии читают строки из Евангелия, посвященные Иисусу Христу, рассказывающему ученикам о пагубности службы двум господам — Богу и мамоне. В этот день принято поминать вообще весь Собор Псковских святых — группу православных подвижников, чья жизнь так или иначе была связана с Псковом.

    Второй раз Никандра поминают летом, 29 июля, в день обретения мощей и, наконец, третий — осенью, 24 сентября, в день преставления преподобного.

    Преподобный Никандр Псковский отрочество и юность

    Родился Никандр Псковский в 1507 году. Место его рождения — село Виделебья. Известны имена его родителей: отца звали Филиппом, а мать Анастасией. Был еще старший брат Арсений, который в раннем возрасте подстригся в монахи.

    Отец прожил короткую жизнь. Никон с матерью остались в доме вдвоем. Когда мальчик подрос, то, как и брат, решил связать свою жизнь с монастырской жизнью. «Семнадцатилетний юноша, — написано в житие, — горя сильным желанием послужить Господу, со слезами и смирением убедил мать свою частью раздать имение неимущим, частью пожертвовать в церкви Божии и оставить сей суетный мир...» Та послушала сына и не стала скупиться. А сама отправилась в один из монастырей, где приняла пострижение и вскоре отошла в мир иной.

    Никона же влекла жизнь «новоначального монаха» инока. Однако сначала он решает поклониться святыням Псковской земли и отправляется в долгий путь.

    Вернувшись с одного из богомолий, Никон нанимается на службу к некоему псковскому купцу по имени Филипп, а одновременно находит возможность обучаться грамоте у некоего дьячка.

    Купцу смышленый и богобоязненный юноша очень понравился, и он был готов оставить его у себя и впредь. Однако у Никона имелись свои планы. К тому времени он познакомился с неким Федором Ситником, благочестивым горожанином, который поведал юноше о том, что знает некое уединенное место в глухом лесу, защищенном болотами, где можно спокойно молиться вдали от незваных гостей.

    Решение юноши окрепло, когда в одной из Псковских церквей во время литургии он вдруг услышал божественный голос, обратившийся к нему с такими словами:

    «Никон, раб Мой, иди в пустынь, указанную тебе благочестивым мужем Феодором, и там обретешь себе покой; процветет чрез тебя пустыня та, и многие спасутся там; приходящие туда получат благодать и будут прославлять имя Мое!»

    Никандр Псковский в лесной глуши

    Однако поиски пустыни, указанной Богом, оказалось не таким простым делом. На пути ему встретился . Он знал то место и решил предупредить юношу о больших трудностях, которые его ждут впереди, а также предрек, что в пустыне ожидают подвижника разные искушения от бесов и нападки со стороны злых людей. Но это Никона не остановило. В конце концов, он благополучно добрался до пустыни и прожил в лесной глуши ни много ни мало, а полтора десятилетия.

    О своем отшельничестве в лесной глуши Никандр позже рассказывал так:

    «Пшеничному полю подобно иноческое житие. Оно требует частого дождя слезного и великого трудолюбия. Если хочешь принести обильный плод, а не терние, то трез-вись умом и трудись; старайся быть доброй землей, а не каменистой почвой, чтобы всеянное свыше в сердце твое могло принести плоды, чтобы не иссыхало оно от зноя уныния и небрежности».

    С годами имя отшельника разнеслось по округе. К нему за благословением стали отовсюду наведываться разные люди. «Смиренному подвижнику было сие тяжело, — гласит житие, — не от людей, но от Бога ожидал он себе награды, слава земная была ему в тягость. Итак, со слезами и с великой скорбью, не желая покидать сего места, но в то же время убегая от людского прославления, святой отправился снова в Псков».

    Он остановился у своего давнего знакомого Филиппа, который видя неодолимое стремление Никона к Богу, отвел его в Крыпецкий монастырь Святого Иоанна Богослова, основанный преподобным Саввой. Там юноша принял постриг с именем Никандр, хотя игумен монастыря и отговаривал его не брать на себя столь тяжелое бремя, поскольку здоровье Никона оставляло желать лучшего.

    Грабители

    Людская молва утверждает, что и псковский купец Филипп, и Федор Ситник последовали за своим юным товарищем в тот же монастырь и тоже приняли постриг под именами Феодосий и Филарет. Оба прожили в обители всю жизнь.

    Сам же Никандр вскоре стал замечать, что его подвижническая жизнь удивляет братию. Это стало его тяготить, и он решает сбежать от «похвал братии» назад в свою пустынь. Там пролетели еще 15 лет его жизни. Святой скудно питался и непрестанно молился.

    Предание гласит, что однажды на Никандра напала разбойничья шайка. Отшельника сильно избили, отняли книги и иконы, а самого оставили умирать в одиночестве. Но монах выжил и стал молиться за нападавших:

    «Господи Боже мой Иисусе Христе, сила и крепость уповающих на Тебя! Незаслуженно Ты, Безгрешный, принял вольное страдание от иудеев; я же, недостойный раб Твой, потерпел все сие вполне справедливо за бесчисленные грехи мои. Благодарю Тебя за все и со слезами и умиленным сердцем молюсь Тебе о людях сих: прости им, не ведают они, что творят, не они виновны, но враг, сеятель всякого зла, побудил их на такое дело; не попусти, Господи, погибнуть им из-за меня, грешного: в неведении они сделали сие».

    Но грабители все же были наказаны. Они сбились с пути и долго блуждали по лесам, страдая от голода. Только двое из них раскаялись. «Потому мы и не можем отыскать дороги, что несправедливо поступили...»

    Вскоре до Никандра дошла весть, что разбойники утонули в реке, за исключением тех двоих. Они с покаянием явились в пустынь и вернули Никандру все награбленное. Принимая гостей, святой сумел убедить их оставить преступный промысел.

    Почувствовав, что грядет старость, Никандр вернулся в монастырь, а однажды пожаловался Порховскому диакону Петру на боль в ногах. Когда тот осмотрел старца, то с ужасом обнаружил, что плоть на его ногах отпала, обнажив кости.

    За несколько лет до своей кончины Никандр принял схиму и рассказал, что в день его кончины начнется осада Порховской крепости поляками и литовцами.

    24 сентября 1581 года Никандр умер со словами: «Благословен Бог, тако изволивый, слава Тебе!» В этот же день войско Стефана Батория осадило .

    Спустя некоторое время над могилой святого порховчане построили церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а в 1684 году мощи преподобного Никандра были обретены нетленными.

    Свято-Благовещенская Никандрова пустынь


    В 1652 году митрополит Никон распорядился на могиле святого построить деревянную церковь. А вскоре появились еще две — одна во имя преподобного Александра Свирского и вторая во имя Святой Троицы. Все три в 1665 году разграбили поляки, монахов разогнали, а игумена взяли в плен. На этом напасти не кончились. Через восемь лет, не оправившуюся еще от польского набега обитель поглотила огненная стихия. Сгорели все три церкви вместе с иконами, облачениями, книгами, документами.

    Второе рождение обители состоялось на исходе царствования второго государя из династии Романовых — Алексея Михайловича. Царь пожаловал монастырю земли, а многие верующие пожертвовали средства на восстановление церквей. Процветанию обители способствовали быстро распространяющиеся слухи о чудесах исцеления от мощей преподобного Никандра.

    Пустынь смогла почти безболезненно пережить Екатерининскую секуляризацию, оставив за собой большую часть земель, подаренных . Особенно благоволил обители император Павел I, он пожаловал многокрестную ризницу, которая бережно хранилась в монастыре до Октябрьской революции.

    После 1917 года пустынь постигла участь большинства русских монастырей — все имущество и святыни, включая мощи преподобного Никандра, были вывезены в Петроград.

    Возрождение обители началось лишь в 2000-м году, когда началось строительство первой деревянной церкви в честь иконы Богоматери «Взыскание погибших». В 2002 году ее освятили.

    Спустя год, в сентябре 2003 года наместником пустыни был назначен игумен Спиридон (Иващенко). А в 2005-м завершилось строительство часовни над источником во имя преподобного Александра Свирского и храма в честь свв. Царственных мучеников. Осенью 2010 года был торжественно освящен уже каменный собор Благовещения Пресвятой Богородицы, строительство которого длилось всего три года.

    На территории монастыря бьют три источника, названные во имя Апостолов Петра и Павла, преподобного Александра Свирского и преподобного Никандра, а также источник иконы Казанской Божией Матери. Последний еще именуют «глазным» источником.

    Акафист преподобному Никандру, Псковскому пустынножителю и чудотворцу

    Возбранный от Начальника и Совершителя веры, Господа Иисуса, данный во образ последования Православныя Церкве сословию, доблественный подвижниче и чудотворче предивный, преподобие отче Никандре! Похвальная со благодарением приносим ти молитвенницы твои: ибо теплым твоим предстательством у Царя Небеснаго вся полезная и спасительная ходатайствует и нам. Яко имея дерзновение ко Престолу Благодати, от всяких нас злоключений свободи, да зовем ти:

    Радуйся, преблаженне Никандре, преподобие отче наш.

    Преподобный Никандр Псковский (в крещении Никон) родился 24 июля 1507 года в семье крестьян Филиппа и Анастасии в селе Виделебье на Псковщине.

    С детства он мечтал продолжить подвиги своего односельчанина - преподобного Евфросина Спасоелеазаровского, начальника Псковских пустынножителей (память 15 мая). Первым в семье Никона принял монашество его старший брат Арсений. После смерти отца семнадцатилетний Никон сумел убедить и мать раздать имение и удалиться в монастырь, где она жила до самой кончины. Обойдя обители Псковской земли, поклонившись мощам преподобного Евфросина и его ученика преподобного Саввы Крыпецкого (память 28 августа), он окончательно утвердился в стремлении к отшельнической жизни.

    Чтобы иметь возможность читать Слово Божие, Никон нанялся в работники к псковскому жителю Филиппу, который за усердие отдал его на обучение к опытному учителю. Видя ревность юноши, Господь Сам указал ему место подвига. Горячо молясь в одной из псковских церквей, он услышал глас из алтаря, повелевавший ему идти в пустынь, которую Господь укажет через Своего раба Феодора. Крестьянин Феодор отвел его на речку Демьянку, между Псковом и Порховом. (Впоследствии Филипп и Феодор, которые помогли преподобному достичь своей заветной цели, по его молитвам, также вступили на путь иночества и стали пострижениками Крыпецкого монастыря с именами Филарет и Феодосий.)

    Проведя несколько лет в безмолвии и суровых подвигах, иссушивших его плоть, Никон пришел в монастырь, основанный преподобным Саввой Крыпецким. Игумен, видя его телесную немощь, не сразу согласился принять его, опасаясь, что трудности монашеской жизни будут ему не по силам. Тогда Никон, припав к раке преподобного Саввы, стал, как живого, умолять его взять в свою обитель. Игумен смягчился и постриг Никона с именем Никандр.

    Много искушений и бед пережил на тесном пути подвижничества преподобный Никандр. О "страстех пустынных" ему предсказал еще в Пскове блаженный Николай (память 28 февраля). Молитвами всех псковских угодников и преподобного Александра Свирского (память 30 августа и 17 апреля), который дважды являлся преподобному, наставляя и укрепляя его, он, с помощью благодати Божией, преодолел все многообразные козни лукавого. Силой молитв преподобный победил слабости плоти, человеческое недоброжелательство и диавольские страхования. Однажды его чуть не убили разбойники, отняв его единственное и самое ценное для отшельника имущество - книги и иконы. По молитвам святого, двое из них, устрашившись внезапной смертью своего товарища, раскаялись в своих злодеяниях и получили прощение старца.

    В Крыпецком монастыре преподобный Никандр жил недолго и с благословения вернулся в свою пустынь. Впоследствии он еще раз приходил на жительство в Крыпецкую обитель, где исполнял послушания уставщика и келаря, и снова ушел в пустынь и жил там в посте и молитве, постигая Слово Божие. Ежегодно Великим постом преподобный Никандр ходил в Дамиановский монастырь, где исповедовался и причащался Святых Христовых Таин. За восемь лет до кончины он принял там великую схиму. К преподобному стало приходить много народа "пользы ради", ибо, по слову преподобного Иоанна Лествичника, "монашеское житие - свет для всех человеков". Верующие обращались к преподобному Никандру за молитвенной помощью, ибо Господь наделил его многими благодатными дарованиями. Пустынник с любовью и вниманием относился ко всем нуждам своих посетителей и даже устроил им для ночлега убогую "гостиницу у дуба", которую сам протапливал. Преподобный не позволял себе выставлять напоказ свои дарования. Приходя тайно к его келлии, люди всегда слышали, что он молится с горьким рыданием. Он же, заметив близость людей, тотчас умолкал, пряча от них полученный дар слез.

    Преподобный Никандр до конца жизни оставался пустынником (его так и величают - преподобный Никандр пустынножитель), но завещал не оставлять место его трудов после своей кончины, обещая свое покровительство насельникам будущего монастыря. Диакону Порховского женского монастыря Петру преподобный заповедал на его могиле поставить церковь и перенести туда икону Благовещения Пресвятой Богородицы из погоста Тишанки. Он предвидел свою смерть, предсказав, что умрет, когда на отечество нападут враги, предрекая им при этом скорое поражение. 24 сентября 1581 года, во время нашествия войск польского короля Стефана Батория, один крестьянин нашел его скончавшимся: он лежал на рогожке с крестообразно сложенными на груди руками. Из Пскова пришли духовенство и народ, почитатели преподобного, среди которых был и диакон Петр, и совершили обряд христианского погребения.

    В 1584 году на благодатном месте подвига преподобного Никандра, освященном его почти полувековой молитвой, была создана обитель, которую стали называть Никандровой пустынью. Строителем монастыря был инок Исаия, исцелившийся по молитве святому. В 1686 году при Патриархе Иоакиме состоялось прославление преподобного Никандра и было установлено празднование его памяти 24 сентября, в день кончины, и в храмовой праздник обители - Благовещение Пресвятой Богородицы. При перестройке собора монастыря были обретены мощи преподобного Никандра, скрытые в стене, и 29 июня празднуется как день обретения его честных мощей. И сейчас крепка молитвенная связь верующих с преподобным Никандром, которого глубоко чтят на псковской земле.


    ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО НИКАНДРА ПУСТЫННОЖИТЕЛЯ,

    ПСКОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА

    Преподобный Никандр Псковский (в крещении Никон) родился 24 июля 1507 года в семье крестьян Фи-липпа и Анастасии в селе Виделебье на Псковщине. С детского возраста он об-наружил стремление к великим подвигам. Отец Ни-кона вскоре скончался, и отрок остался на попечении матери. Он стремился на-учиться грамоте, чтобы чи-тать Божественное Писание. Часто посе-щал он свою сельскую церковь во имя угодника Божия Николая, архиепископа Мир-ликийского, не любил детских игр; не прельщался красивыми одеждами, до-вольствуясь худым рубищем, и только размышлял о том, как ему спастись. Сильно нравилась Никону тихая иноческая жизнь, посвященная труду и молит-ве. К подвижнической жизни привлекали благочестивого отрока примеры препо-добных Евфросина Спасо-Елеазаровского, начальника псковских пустынножи-телей (память 15/28 мая), и Саввы Крыпецкого (память 28 августа/10 сентября), незадолго перед тем просиявших своими подвигами и чу-десами в Псковской земле.

    Когда Никону исполнилось семнадцать лет, он начал молить свою мать, что-бы она удалилась от суетного мира. Анастасия послушала совета сына; часть своего имения раздала нищим, часть пожертвовала в церкви Божии и приняла пострижение в одном женском монастыре, где и жила до самой кончины. Обойдя обители Псковской земли, по-клонившись мощам преподобных Евфросина и его ученика Саввы, он окончательно утвердился в стремлении к отшель-ни-ческой жизни.

    Когда Никон возвратился в Псков, его принял к себе в дом торговый че-ло-век Филипп, возлюбивший юношу за его необычайное смирение и терпение. Видя великое желание Никона разуметь грамоту, Филипп отдал его в учение к некоему диакону. Господь просветил разум юно-го подвижника. Скоро Никон изучил грамоту и читал Божественные книги, так что все дивились его быстрым успехам. Но помыслы его за-няты были одним — стремлением угодить Господу, спасти свою душу.

    Помня слова святого пророка Давида: Се удалихся бегая и водворихся в пус-тыни: чаях Бога, Спасающаго мя от малодушия и от бури (Пс. 54, 8—9), смиренный подвижник усердно молил Господа, чтобы удостоил его видеть пус-тыню, послал человека, который бы мог ука-зать ему то уединенное место. Молитва святого была услышана. Ког-да преподобный пришел в Псков, чтобы, по обычаю своему, выслушать Божественную литургию в церкви святого и слав-ного Бо-гоявления, в сем храме был глас Никону из алтаря, повелевавший ему идти в пустыню, которую Господь укажет через Своего раба Феодора. Крестьянин Феодор отвел его на речку Демьянку, между Псковом и Порховом. (Впоследствии Филипп и Феодор, которые помогли препо-добному достичь своей заветной цели, по его молитвам также вступили на путь иночества и стали пострижен-никами Крыпецкого монастыря с именами Филарет и Феодосий.)

    Много искушений и бед пережил на тесном пути подвижничества препо-доб-ный Никандр. О «страстех пустынных» ему предсказал еще в Пскове блажен-ный Николай (память 28 февраля/12 марта). Молитвами всех Псковских угод-ников и преподобного Александра Свирского (память 30 августа/12 сентября и 17/30 апреля), который дважды являлся преподобному, на-ставляя и укрепляя его, он, с помощью благодати Божией, преодолел все многообразные козни лукавого. Силой молитв преподобный побе-дил слабости плоти, человеческое недоброжелательство и диавольские страхования.

    Между тем распространился слух о подвигах пустынника, и окрестные жители стали стекаться к нему, прося молитв и наставлений. Тяжела была смиренному подвижнику слава от людей; он не хотел и боялся ее. Поэтому убегая от людского прославления, Никон оставил свое уединение и отправился снова в Псков в монастырь, основанный пре-подобным Саввой Крыпецким. Игумен, видя его телесную немощь, не сразу согласился принять его, опасаясь, что трудности монашеской жизни будут ему не по силам. Тогда Никон, припав к раке преподоб-ного Саввы, стал, как живого, умолять его взять в свою обитель. Игу-мен смягчился и постриг Никона с именем Никандр.

    С новой силой устремился преподобный на подвиги — всего себя предал Богу, совершенно отказался от своей воли и повинился во всем воле игумена и братии. Постоянно укреплял он себя такими благоче-стивыми размышлениями: «Пшеничному полю подобно иноческое жи-тие, оно требует частого дождя слез-ного и великого трудолюбия. Если хочешь принести обильный плод, а не терние, то трезвись умом и трудись; старайся быть доброй землей, а не каменистой почвой, чтобы всеянное свыше в сердце твое могло принести плоды, чтобы не изсыхало оно от зноя и уныния и небрежения».

    Время, свободное от молитвы, преподобный Никандр проводил в руко-делии. Игумен и братия удивлялись подвижнику, его благонравию, смирению и покорности, бодрости и крепости в подвигах и прослав-ляли Бога. Между тем преподобный Никандр, снова убегая людской славы и тоскуя о прежней отшель-нической жизни, отправился в свою пустыню и прожил там несколько лет. В дикой пустыни самая жизнь подвижника нередко подвергалась опасности. Так, однажды разбой-ники напали на убогую хижину святого, отобрали скудные пожитки отшельника, отняли у него и последнее утешение — святые иконы и книги, а самого его сильно ранили в ребра копьем и оставили еле жи-вым. По молитвам святого двое из них, устрашившись внезапной смертью своего товарища, раскаялись в своих злодеяниях и получили прощение старца.

    Но преподобный не столько боялся разбойников, сколько похвалы людской. Посему снова оставил он пустыню и во второй раз отправился в Крыпецкий монастырь, где ранее принял монашество. Прибыв в обитель, святой продолжал свою строгую подвижническую жизнь. Дивясь его подвигам, братия поставила его в пономари. Кроме того, на святого было возложено трудное и тяжелое послушание печь про-сфоры. Но преподобный Никандр с радостью стал исполнять эту ра-боту, размышляя: «Если Господь наш Иисус Христос назвал Своим Телом хлеб, приготовленный для Тайной вечери, то мне следует ра-доваться, что Бог сподобил меня приготовлять такие хлебы, на коих совершается великая и страш-ная тайна: дивным и непостижимым об-разом прелагаются они в Святое Тело Христово».

    И подвижник Божий продолжал неустанно трудиться. Иноки, видя его возрастающее рвение и полюбив его за смирение и кротость, про-сили игумена сделать Никандра келарем. Игумен исполнил просьбу братии и поставил пре-подобного на келарство. Святой при сем возвы-шении не изменил своей прежней жизни, но исполнял новую обязан-ность со смиренномудрием и усердием, как бы дело, порученное ему Самим Господом; не превозносился он данной ему властью, помня слова Писания: Аще кто хощет в вас вящший быти, да будет всем слуга (Мф. 20, 26). Получив власть в монастыре вместе с должностью келаря, преподобный Никандр вел себя как самый младший, раньше всех выходя на работы. Но недолго святой Никандр был келарем: не-сносна была ему суета, с которой соединялось келарство, тяжело бы-ло постоянное общение с людьми; он стремился к прежней отшельнической жизни, к безмолвию, потому и решился снова, уже навсегда, покинуть обитель. Выйдя из Крыпецкого монастыря, он по-селился на одном острове, находящемся верстах в четырех от него; здесь святой построил хижину, опять предался своим обычным подви-гам и провел таким образом три с половиной года. Слава отшельника привлекла к нему многих посетителей, которые искали у преподобного слова назидания. Между тем враг — завистник людей внушил игуме-ну и братии Крыпецкого мо-настыря мысль, что, привлекая к себе народ, Никандр уменьшит монастырские доходы. Посему они пришли к преподобному и требовали, чтобы он удалился с этого места. С величайшим смирением исполнил святой требование: он снова отправил-ся в свою пустыню, на место, указанное ему Богом.

    Прибыв в свою пустыню, святой снова предался подвигам и прожил там отшельником до самой блаженной кончины своей в продолжение 32 лет и 2 месяцев. 15 лет из них он провел, не видя лица человече-ского, так что и люди не знали о месте его подвигов. Чудесным обра-зом Господь открыл миру Своего угодника. Некто Петр, по прозванию Есюков, живший в 12 верстах от хижины святого, однажды, погнав-шись за лосем, заехал в темный лес, в глухую, непроходимую дебрь. Петр потерял из вида лося; тогда он заметил небольшую хижину, ого-роженную частоколом — жилище преподобного Ни-кандра.

    К преподобному стало приходить много народа «пользы ради», ибо, по слову прп. Иоанна Лествичника, «монашеское житие — свет для всех человеков». Верующие обращались к прп. Никандру за молитвенной помощью, ибо Гос-подь наделил его многими благодатными дарованиями. Пустынник с любовью и вниманием относился ко всем нуждам своих посетителей и даже устроил им для ночлега убогую «гостиницу у дуба», которую сам протапливал. Преподоб-ный не дозволял себе выставлять напоказ свои дарования. Приходя тайно к его кел-лии, люди всегда слышали, что он молится с горьким рыданием. Он же, заметив близость людей, тотчас умолкал, пряча от них пол-ученный дар слез. Между тем, видя, что приближается конец земной его жизни, преподобный Никандр решился возложить на себя великую схиму. Он отправился в Демьян-ский монастырь и здесь принял от руки игумена великое пострижение; это произошло за восемь лет до его кончины.

    В то время к преподобному часто приходил один диакон из г. Порхова, по имени Петр, для душеспасительных бесед. Во время одного посе-щения Ни-кандр поведал Петру: «Брат Петр, скоро Господь призовет к Себе мою душу, и ты погреби тогда мое грешное тело. Не знаю, как извещу тебя, ибо в то вре-мя будет брань: тогда придут сюда польские и литовские войска и будут держать Псков и Порхов в осаде; ты же, когда услышишь о моей кончине, небояз-нен-но погреби тело мое, а над моим гробом будет воздвигнута церковь в честь ве-ли-кого и славного Благовещения». Он предвидел свою смерть, предсказав, что ум-рет, когда на отечество нападут враги, предрекая им при этом скорое по-ражение. 24 сентября 1581 года, во время нашествия войск польско-го ко-роля Стефана Батория, один крестьянин нашел его скончавшим-ся: он лежал на ро--гож-ке с крестообразно сложенными на груди руками. Так с миром почил о Гос-поде досточудный отец наш преподобный Никандр пустынножитель.

    Не осталось забытым уединенное место подвигов святого пустынножителя. Через два с половиной года после кончины прп. Никандра над его гробни-цей воздвигнута церковь в честь Благовещения Пресвя-той Богородицы. В 1585 году пришел на то место один мирянин. Здесь он принял иноческое постриже-ние с именем Исаии. Долгое вре-мя Исаия страдал болезнью ног и наконец, по мо-литвам преподобно-го, получил исцеление от своего недуга. Сей Исаия на месте подвигов преподобного Никандра устроил монастырь и собрал в ней многочис-ленную братию.

    В 1686 году по распоряжению патриарха Всероссийского Иоакима, вследствие слуха о его чудесах, мощи преподобного были освидетельствованы и найдены нетленными; в то же время было составлено его житие и сочинена ему служба (есть и акафист). Патриарх Иоаким, рассмотрев житие и службу преподобному, повелел праздновать па-мять его в храмовый праздник обители (т. е. на праздник Благовещения), а также 24 сентября — в день кончины его. При перестройке собора монастыря были обретены мощи прп. Никандра, скрытые в стене, и 29 июня празднуется как день обретения его честных мощей. И сейчас крепка молитвенная связь верующих с прп. Никандром, ко-торого глубоко чтят на Псковской земле.