Строительство и ремонт

Психосоматическая медицина принципы и практическое применение. Франц Александер «Психосоматическая медицина

Пациент как человек со своими тревогами, страхами, надеждами и отчаянием, как единое целое, а не просто как носитель органов - больной печени или желудка - снова становится законным объектом медицинского интереса. В последние два десятилетия роли эмоциональных факторов в возникновении заболеваний уделяется все большее внимание. В среде врачей утверждается психологическая ориентация. Некоторые добропорядочные консервативные клиницисты рассматривают это как угрозу обретенным с таким трудом основам медицины, и раздаются влиятельные голоса, предупреждающие медиков о том, что новоявленный «психологизм» несовместим с медициной как естественной наукой. Они предпочли бы, чтобы медицинская психология оставалась ограничена областью медицинского искусства, тактом и интуицией в обращении с пациентом, отличными от строго научного метода терапии, основанной на физике, химии, анатомии и физиологии.

Однако в свете исторической перспективы данный психологический интерес является не чем иным, как возрождением прежних донаучных представлений в новой, научной форме. Забота о страдающем человеке не всегда разделялась между священником и врачом. Некогда целительские функции, душевные и физические, были объединены в одних руках. Каким бы ни было объяснение целительной силы знахаря, или евангелиста, или святой воды из Лурда, вряд ли есть какое-либо сомнение в том, что все они часто добивались поразительного лечебного эффекта, в определенном отношении даже более впечатляющего, чем многие из наших лекарств, которые мы можем анализировать химически, и фармакологические эффекты которых нам точно известны. Этот психологический аспект медицины уцелел лишь в рудиментарной форме как врачебное искусство и умение подойти к больному, тщательно отделенные от научного аспекта терапии и воспринимаемые главным образом как относящиеся к воздействию врача на пациента посредством утешения и внушения.

Современная научная медицинская психология представляет собой лишь попытку поставить врачебное искусство, психологическое воздействие врача на пациента, на научную основу и сделать его составной частью терапии. Вряд ли можно сомневаться в том, что большая доля терапевтического успеха в профессии целителя - знахаря и священника, а также современного практикующего врача - обусловлена неопределенной эмоциональной связью между целителем и его пациентом. Однако эта психологическая функция врача в значительной степени игнорировалась в прошлом столетии, когда медицина стала подлинно естественной наукой, основанной на применении принципов физики и химии к живому организму. Основной философский постулат современной медицины гласит, что тело и его функции могут быть поняты с позиции физической химии, что живые организмы - физико-химические механизмы, а идеал врача - стать инженером тела. Признание психологических сил, то есть психологический подход к проблемам жизни и болезни, представляется некоторым людям возвратом к невежеству средневековья, когда болезнь считалась деянием злого духа, а терапия заключалась в заклинании, изгнании нечистого духа из больного тела. Совершенно естественно, что новая медицина, основанная на лабораторных экспериментах, ревностно защищала свой недавно приобретенный научный ореол от таких устарелых мистических концепций, как концепции психологии. Медицина, этот новопришелец среди естественных наук, во многих отношениях заняла позицию, типичную для выскочки, который хочет заставить забыть о своем низком происхождении и становится более нетерпимым, надменным и консервативным, чем подлинный аристократ. Медицина стала нетерпимой ко всему, что напоминало о ее духовном и мистическом прошлом, тогда как ее старший брат, физика, аристократ естественных наук, произвел основательную ревизию своих фундаментальных концепций, подвергнув сомнению даже ключевой принцип науки, всеобщую пригодность детерминизма.

Эти замечания не имеют целью умалить достижения лабораторного периода в медицине, наиболее выдающейся фазы в ее истории. Физико-химическая ориентация, характеризующаяся точным исследованием тонких деталей, обусловила значительный прогресс медицины, примером чего служит современная бактериология, хирургия и фармакология. Один из парадоксов исторического развития состоит в том, что чем больше научная ценность метода или принципа, тем больше они будут тормозить последующее развитие. Инерция человеческого разума заставляет его цепляться за идеи и методы, которые доказали свою ценность в прошлом, даже если они уже выполнили свое предназначение. Многие примеры этого могут быть найдены в истории развития точных наук, таких, как физика. Эйнштейн утверждал, что идеи Аристотеля о движении затормозили развитие механики на две тысячи лет. Прогресс в каждой области требует переориентации при введении новых принципов. Хотя эти новые принципы могут и не противоречить старым, они часто отвергаются или принимаются лишь после тяжелой борьбы за признание.

Ученый в этом отношении столь же ограничен, как и человек с улицы. Та же самая физико-химическая ориентация, которой медицина обязана своими величайшими достижениями, стала по причине своей односторонности препятствием для дальнейшего развития. Лабораторная эра медицины характеризовалась аналитическим подходом. Типичным для этого периода являлся специализированный интерес к деталям механизмов, к пониманию частных процессов. Открытие более тонких методов наблюдения, в особенности наблюдения с использованием микроскопа, раскрыло новый микрокосм, предоставив беспрецедентную возможность изучать мельчайшие части тела. При рассмотрении случаев заболеваний главной целью стала локализация патологических процессов. В древней медицине преобладала гуморальная теория, утверждавшая, что флюиды тела являются носителями болезни. Постепенное развитие методов аутопсии в эпоху Возрождения сделало возможным точное исследование частей человеческого организма, и, таким образом, привело к развитию более реалистических, но в то же самое время более локализаторских этиологических концепций. Морганьи, в середине восемнадцатого столетия, утверждал, что многие болезни локализованы в определенных органах, таких, как сердце, почки, печень и т.д. С появлением микроскопа локализация заболевания еще больше ограничилась: местонахождением болезни стала клетка. Именно Вирхов, которому столь многим обязана патология, провозгласил, что нет системных заболеваний, а есть лишь заболевания органов и клеток. Его великие достижения в патологии и его авторитет установили догму в клеточной патологии, которая оказывает влияние на медицинское мышление по настоящее время. Влияние Вирхова на этиологическое мышление - классический пример исторического парадокса, что величайшие достижения прошлого становятся самыми большими препятствиями для дальнейшего развития. Наблюдение гистологических изменений в больных органах, ставшее возможным благодаря микроскопу и утонченной технике окраски тканей, определило схему этиологического мышления. Поиск причин заболевания долгое время оставался ограниченным поиском локальных морфологических изменений в тканях. Концепции о том, что такие локальные анатомические изменения сами могут возникать в результате более общих расстройств, которые развиваются как результат патологии функции, чрезмерного стресса или даже эмоциональных факторов, предстояло быть открытой много позже. Менее узкой гуморальной теории, которая была дискредитирована, когда Вирхов успешно победил ее последнего представителя, Рокитанского, пришлось ожидать своего возрождения в форме современной эндокринологии.

Не многие поняли смысл данной фазы медицинского развития лучше, чем немедик Стефан Цвейг. В своей книге «Исцеление духом» он пишет:

Теперь болезнь больше не означает того, что происходит со всем человеком, она означает лишь то, что происходит с его органами... Поэтому первоначальная и естественная миссия врача, подход к болезни как к целому, заменяется более мелкими задачами локализации болезни, ее идентификации и отнесения ее к уже установленной группе заболеваний... Эта неизбежная объектификация и техникализация терапии в девятнадцатом столетии дошла до крайности, потому что между врачом и пациентом стала помещаться третья целиком механическая вещь, аппарат. Проницательное, творчески синтезирующее понимание прирожденного врача становилось все менее и менее необходимым для диагноза...

Не менее впечатляет утверждение гуманитария Алана Грегга, рассматривающего прошлое и будущее медицины в широкой перспективе:

Единое целое, которым является человеческое бытие, было разделено для исследования на части и системы. Нельзя хулить этот метод, но никто не обязан удовлетворяться лишь его результатами. Что поддерживает различные наши органы и многочисленные функции в гармонии и союзе друг с другом? А что может сказать медицина о поспешном разделении «психики» и «тела»? Что делает индивидуума, как подразумевает само это слово, неделимым, целостным? Потребность более глубокого знания здесь мучительно очевидна. Но сильнее, чем просто потребность, предчувствие грядущих изменений. В движении психиатрия, развивается нейрофизиология, процветает нейрохирургия, и все еще горит звезда над колыбелью эндокринологии... Участия в разрешении проблемы дихотомии души и тела, оставленной нам Декартом, нужно добиваться от таких областей знания, как психология, культурная антропология, социология и философия, а также химия, физика и терапия.

Таким образом, современная клиническая медицина была разделена на две гетерогенные части - одну, считающуюся более передовой и научной и включающую в себя все расстройства, которые могут быть объяснены с позиции физиологии и общей патологии (например, органические болезни сердца, диабет, инфекционное заболевание и т.д.), и другую, считающуюся менее научной, которая включает в себя громадный конгломерат расстройств неясного, часто психического происхождения. Характерным для этого двойственного отношения - типичного проявления инертности человеческого разума - является тенденция втискивать все большее и большее число заболеваний в этиологическую схему инфекции, где связь между патогенной причиной и патологическим эффектом кажется сравнительно простой. Когда инфекционное или иное органическое объяснение не срабатывает, современный клиницист лишь тешит себя надеждой, что когда-нибудь в будущем, когда органические процессы будут изучены более детально, психический фактор, признаваемый с неохотой, будет в конечном счете устранен. Но вместе с тем все больше клиницистов постепенно приходит к пониманию того, что даже в расстройствах, имеющих удовлетворительное физиологическое объяснение, таких, как диабет или эссенциальная гипертензия, известны лишь последние связи в причинной цепи, а первичные этиологические факторы пока еще остаются невыясненными. В этих, как и в других хронических состояниях, накапливаемые наблюдения, по-видимому, указывают на «центральные» факторы, причем выражение «центральные», очевидно, является простым эвфемизмом для «психогенных» факторов. Таким положением вещей легко объясняется своеобразное несоответствие между официально-теоретической и реальной практической установками врача в его работе. В научных публикациях, в выступлениях перед медицинскими группами он будет подчеркивать потребность в знании все новых и новых деталей базисных физиологических и патологических процессов и будет отказываться принимать всерьез психогенную этиологию; однако в частной практике он без колебаний будет советовать пациенту, страдающему от гипертонической болезни, постараться расслабиться, принимать жизнь менее серьезно, избегать переутомления, и будет стараться убедить пациента, что его чересчур активное и амбициозное отношение к жизни и есть реальный источник высокого кровяного давления. Это «раздвоение личности» современного клинициста наиболее отчетливо выявляет слабое место современной медицины. Внутри медицинского сообщества практикующий врач может позволить себе изображать «научную» установку, которая, по сути, является исключительно догматической и антипсихологической. Поскольку ему не известно в точности, как действует психический элемент, столь противоречащий всему, что он узнал во время медицинского обучения, и поскольку признание психического фактора, по-видимому, разрушает согласованность физико-химической теории жизни, такой практикующий врач пытается, насколько это возможно, не принимать во внимание психический фактор. Однако как врач он не может полностью его игнорировать. Когда он сталкивается с пациентами, терапевтическая совесть вынуждает его уделять особое внимание этому ненавистному фактору, важность которого он инстинктивно чувствует. Ему приходится иметь с ним дело, но, поступая таким образом, он оправдывает себя фразой о том, что медицинское исцеление является не только наукой, но и искусством. Он не сознает, что - то, что он называет медицинским искусством, является не чем иным, как более глубоким, интуитивным, то есть невербализированным, знанием, которое он приобрел благодаря многолетнему клиническому опыту. Значение психиатрии, в особенности психоаналитического метода, для развития медицины заключается в том, что она предоставляет эффективные способы исследования психологических факторов заболеваний.

Франц Габриель Александер

Александер (Alexander) Франц Габриель (1891-1964) - психоаналитик, один из ведущих представителей Чикагской школы психоанализа и основателей психосоматической медицины. Биография . Сначала проводил работу по изучению физиологии мозга у Ф. Танга. Затем прошел учебный анализ у Э. Зиммеля . В 1932 году эмигрировал в США. Руководитель Психоаналитического института в Чикаго (1932-1956). С 1952 года - профессор психиатрии университета Иллинойса. С 1956 года - директор психиатрической клиники госпиталя Монт Синай в Лос-Анджелесе. Один из основателей журнала Psychosomatic Medicine. Исследования . Занимался проблемами психоаналитической теории неврозов, объясняя их возникновение нарушением самоконтроля, а также проблемами криминальной психологии. Предложил рассматривать сексуальность как освобождение от излишней энергии. Выводил основные психосоматические заболевания из типичных человеческих конфликтов, существующих на бессознательном уровне. Показал, что длительное эмоциональное напряжение связано с развитием таких заболеваний, как язва желудка, гипертония, астма, колит, артрит. По его мнению, то или иное психосоматическое расстройство обусловливается хроническим стрессом, действующим через вегетативную нервную систему (например, парасимпатическую при язве или симпатическую при гипертензии). Терапия . Ф. Александер был первым, кто использовал сокращенный курс психоанализа, целью которого было повышение способности пациента найти удовлетворение собственных потребностей путем, приемлемым как для него, так и для окружающего мира. В качестве основных принципов терапии, дополнивших классический психоанализ и практикуемых в Чикагской школе, стали два адаптивных принципа: планирование и гибкость.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 23.

Александер (Alexander) Франц (1891-1964) - венгерско-американский психоаналитик. Один из создателей психосоматической медицины, основатель и лидер «Чикагской школы» психоанализа. Профессор клинической психиатрии ЮжноКалифорнийского ун-та (1957). Лауреат премии 3. Фрейда (1921) Международной психоаналитической ассоциации и других научных наград и отличий. Президент Американской психологической ассоциации (1938). Главный редактор «Журнала психосоматической медицины» (1939). Президент Американского общества исследований в области психосоматических проблем (1947). Окончил медицинский фак-т Будапештского ун-та (1913). Исследовал широкий круг разнообразных психологических проблем, в том числе негативные следствия воспитания детей в непомерной строгости или баловстве. Изучал и типизировал эмоциональные конфликты. Во время Первой мировой войны был военным врачом (1914-1918). После войны занялся психотерапией и психоанализом, работал ассистентом в Нейропсихиатрической клинике Будапештского ун-та (1919-1920). Работал и преподавал в Берлинском психоаналитическом ин-те (1924-1925), где практиковал наряду со стандартными сокращенные курсы психоаналитической терапии. Сформулировал принцип и создал модель «коррегирующего эмоционального переживания», согласно которым психоаналитик может сознательно и активно регулировать собственные эмоциональные реакции и направлять свое воздействие на пациента в целях противостояния его непродуктивным установкам. Интерпретировал невроз навязчивых состояний, конверсионную истерию и маниакально-депрессивный психоз как различные формы нарушения взаимодействия между репрессивными функциями Эго и вытесненными влечениями. Осуществил разфаничение понятий «чувство вины» и «чувство стыда» по их эмоциональному содержанию и функциональным результатам. В 1930 г. был приглашен для чтения лекций в Чикагский ун-т, где стал первым профессором психоанализа. Вскоре переехал в США и в 1932 г. организовал и возглавил Чикагский ин-т психоанализа, которым руководил до 1956 г. Основал первую психосоматически ориентированную психоаналитическую лабораторию, где совместно с коллегами исследовал и описал конфликтные модели болезней, проявляющихся у различных типов личности, исследовал социальную дезорганизацию и ряд криминологических проблем. В конце 40-х - начале 50-х гг. развил и систематизировал идеи психосоматики. Стал одним из основоположников психосоматической медицины. Разрабатывал функциональную теорию личности, в границах которой установил четыре основных функции личности: 1) восприятие субъективных нужд (внутренняя перцепция), 2) восприятие информации окружающего мира (внешняя перцепция или «чувство реальности»), 3) интефация внешнего и внутреннего восприятий (влекущая планирование действий для удовлетворения субъективных нужд) и 4) контроль произвольного двигательного поведения (исполнительная функция «Я»). Выполнил цикл работ об эмоциональных причинах появления гипертонии и язвы желудка, которые считаются классикой психосоматики и психосоматической медицины. С 1956 г. на протяжении ряда лет был директором Психиатрического и психосоматического научно-исследовательского института в Лос-Анджелесе. Считался ведущим психоаналитиком США. Систематически исследовал эволюцию идей, теории и практики психиатрии от доисторических времен до настоящего времени. Автор более 120 статей и многих книг. Среди них: «Психоанализ цельной личности», 1927; «Психоаналитическая терапия». 1946, в соавт. с Т. Френч; «Основы психоанализ а», 1948; «Психосоматическая медицина. Ее принципы и применение», 1950; «Динамическая психиатрия», 1952, в соавт. с Г. Росс; «История психиатрии», 1966, в соавт. с Ш. Селесник. В рус. пер. «Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней», 1995 и др.

В. И. Овчаренко

Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005, с.15-16.

Далее читайте:

Исторические лица США

Президенты США (биографический справочник).

Сочинения:

Psychoanalyse und Gesamtpersonlichkeit, 1928; Der Verbrecher und seine Richter, 1929; Roots of Crime, 1935; The psychiatric aspects of war and peace //Journal of Sociology, 1941, 46; Our Age of Unreason, 1942; Psychosomatic Medicine. N. Y.: Norton, 1950; The History of Psychiatry. 1966; Psychosomatic Specifity. 1966; Фундаментальные принципы психосоматического подхода // Журнал практической психологии и психоанализа. 2000. № 1.

Литература:

Каплан Г. И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия: В 2 т. / Пер. с англ. М.: Медицина, 1994. № 1. С. 594- 595; В. Александер // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Ченмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999.

Введение

Имя Франца Александера, американского психоаналитика венгерского происхождения, хорошо известно во всем мире. Он признан одним из основателей психосоматической медицины (психосоматики). Тем не менее до сих пор ни одна из работ Александера, за исключением написанной вместе с Шелтоном Селесником книги об истории медицины, на русском языке не выходила. Объясняется это психоаналитическим фундаментом его подхода к анализу причин болезней и их лечению, который в советское время выглядел особенно неприемлемым в психосоматике - дисциплине, напрямую соприкасающейся с идеологически опасной проблемой связи души и тела. Лишь сейчас русскоязычный читатель получает возможность оценить строгую логику и глубину идей этого классического руководства.

Александер, Франц Габриэль. Краткая биография

Александер, Франц Габриэль 22 января 1891 г. (Бухарест) - 8 марта 1964 г. (Палм Спрингс, США). Отец Франца Г. Александера был профессором философии. Все три сестры Франца были старше его. После завершения изучения медицины в Гёттингене Александер с 1913 г. работает в Институте гигиены Будапешта, в 1914 г. он призывается на военную медицинскую службу, под конец работая в бактериологическом полевом госпитале, лечащем малярию. Потом Александер работает в психиатрической клинике Будапештского университета. Александера всё больше начинают притягивать взгляды Фрейда. В 1919 г. он едет в Берлин, становясь первым студентом Берлинского Психоаналитического института. Обучающий анализ Александер проходит у Ханнса Закса. Сначала Александер становится ассистентом института, а с 1921 г. - членом.

Решение стать психоаналитиком далось Александеру нелегко, ведь он был сильно привязан к отцу, а во время обучения в Гёттингене познакомился с Хусерлем и Хайдеггером. Время, проведённое в Берлине, было для Александера очень продуктивным. Были изданы работы: "Метапсихологический способ зрения" (1921), "Кастрационный комплекс и характер; исследование преходящих симптомов", за последнюю Александер первым получил учреждённую Фрейдом премию. В 1926 г. вышла первая книга Александера, составленная из его лекций в Берлинском Психоаналитическом институте: "Психоанализ целостной личности. Девять лекций о применении фрейдовской теории сферы Я к учению о неврозах". Потом интерес Александера обратился к применению психоанализа в криминологии. В 1929 г. вместе с Хуго Штауб он публикует работу "Преступник и его судья". Подзаголовок книги носит провоцирующее название: "Психоаналитический подход к миру уголовных законов".

Ещё работая в Берлине Александер сильно заинтересовался терапевтическим применением психоанализа. На Зальцбургском конгрессе (1924) Александер сделал доклад "Метапсихологическое изображение лечебного процесса". Несмотря на представленную в нём врачебно-терапевтическую позицию, в дискуссиях 1927 г. о дилетантском анализе он скорее разделял традиционный подход.

В 1929 г. Александер по приглашению университета Чикаго переезжает в США, становясь профессором психоанализа на медицинском факультете. Но ему противостояли врачи факультета. До того как переехать в Бостон, Александеру всё же удалось создать Chicago Psychoanalytic Society. В Бостоне Александер издаёт книгу The Roots of Crime, а также становится директором только что созданного института психоанализа, независимого от Чикагского психоаналитического общества. Большая поддержка была оказана рокфеллеровским фондом. В течении 24 лет Александер был директором института, уделяя главное внимание психосоматическим исследованиям.

Целью Александера было создание краткосрочной терапии, чтобы сократить время психоаналитического лечения. В 1949 г. появился труд Александера Psychoanalytic Therapy, в котором Александер попытался провести в психоаналитическую терапию принцип гибкости, корректирующий эмоциональный опыт и "планирование" психотерапии. Александер встретил мощнейшее неприятие со стороны американских психоаналитиков и разочарованный тем, что большинство членов его института не захотели отказываться от членства в American Psychoanalytic Association, покидает Чикаго, чтобы создать и возглавить в Лос-Анджелесе психиатрическое отделение в Mt. Sinai-Hospital.

Незадолго до смерти Александера в университете South California была создана кафедра Franz Alexander Chair in Psychophysiology and Psychosomatic Medicine. Первым заведующим кафедры был сам Александер. В последней книге, написанной Александером, ещё раз проявилась его интеллектуальная широта; хотя многие психоаналитики считали, что он чрезмерно расширил границы психоанализа, что его психоанализ слишком сильно переходит к психотерапию, центрированную на болезни. И тем не менее невозможно отрицать огромное влияние Александера в течении более тридцати лет на американскую психиатрию и психоанализ. Александер является одной из наиболее значительных фигур американского психоанализа. Особенно хорошо вписались в американскую психоаналитическую традицию тенденция Александера включать психоанализ в университет и предпочтение медицинского аспекта психоанализа.

Название : Психосоматическая медицина: Принципы и практическое применение
Автор : Александер Франц
Издательство : ЭКСМО-Пресс
Год издания : 2002
Страниц : 352
Формат : doc
Язык : русский
Размер : 1,31 Мб
ISBN : 5-04-009099-4
Качество : отличное
Серия : Психология без границ

Франц Александер (1891—1964) — один из ведущих американских психоаналитиков своего времени. В конце 40-х — начале 50-х гг. он развил и систематизировал идеи психосоматики. Благодаря его работам об эмоциональных причинах возникновения гипертонии и язвы желудка стал одним из основоположников психосоматической медицины.
В своей главной книге он обобщает результаты семнадцатилетней работы, посвященной изучению влияния психологических факторов на функции тела, на возникновение, протекание и исход соматических заболеваний.
Опираясь на данные психиатрии, медицины, гештальт-психологии, психоанализа, автор рассказывает о взаимосвязи эмоций и заболеваний сердечно-сосудистой системы, системы пищеварения, нарушений обмена веществ, сексуальных расстройств и т.д., раскрывая свое понимание организма как интегрированной системы.
Для психиатров, психологов, медиков, учащихся всех перечисленных специальностей.

Оглавление
Предисловие.
Благодарность.
Часть первая
Общие принципы
Глава 1 Введение
Глава 2 Роль современной психиатрии в развитии медицины
Глава 3 Влияние психоанализа на развитие медицины
Глава 4 Влияние гештальт-психологии, неврологии и эндокринологии
Глава 5 Конверсионная истерия, вегетативный невроз и психогенные органические расстройства
Глава 6 Развитие этиологической мысли
Глава 7 Методологические соображения, касающиеся психосоматического подхода
Глава 8 Фундаментальные принципы психосоматического подхода

1. Психогенез
2. Физиологические функции, затрагиваемые психологическими воздействиями
3. Проблема специфичности эмоциональных факторов при соматических расстройствах
4. Тип личности и болезнь
5. Соотношение нервных и гормональных механизмов
Часть вторая
Эмоциональные факторы при различных заболеваниях
Введение
Глава 9 Эмоциональные факторы при желудочно-кишечных расстройствах
1. Нарушения питания. расстройства аппетита
2. Расстройства акта глотания
3. Расстройства пищеварительных функций
4. Нарушения выделительных функций
Глава 10 Эмоциональные факторы при нарушениях дыхания
Глава 11 Эмоциональные факторы при сердечно-сосудистых расстройствах

1. Расстройства сердечной деятельности (тахикардия и аритмия)
2. Гипертоническая болезнь
3. Вазодепрессорный обморок
4. Психогенные головные боли и мигрень
Глава 12 Эмоциональные факторы при кожных заболеваниях
Глава 13 Эмоциональные факторы при нарушениях обмена веществ и эндокринных расстройствах

1.Тиреотоксикоз
2. Утомление
3. Сахарный диабет
Глава 14 Эмоциональные факторы при поражениях суставов и скелетных мышц
1. Ревматоидный артрит
2. Склонность к несчастным случаям
Глава 15 Функции половых органов и их расстройства (тереза бенедек)
1. Мужские сексуальные функции
2. Женские сексуальные функции
3. Психосексуальные дисфункции
Глава 16 Психотерапия
Библиография

В статье поговорим о том, кто такой Франц Габриэль Александер. Психосоматическая медицина берет свое начало именно от трудов этого человека. Мы поговорим немного о его биографии, но в основном сосредоточимся на ключевых принципах психосоматики.

Об авторе

Александер появился на свет зимой 1891 года. Случилось это в Будапеште. Мальчик проходил обучение в Германии, где занимался с Карлом Абрахамом. Спустя годы его пригласили стать профессором психоанализа. Это сделал его друг и по совместительству глава После этого знаменательного события Франц Александер долгое время работал в Чикагском институте. Гораздо позже он стал соучредителем сообщества по изучению теории систем. Отметим, что он был одним из первых исследователей, которые стали входить в состав этой группы.

Герой нашей статьи считается выдающимся психоаналитиком с венгерскими корнями. А также его причисляют к создателям психонаправленной криминологии и психосоматической медицины. Умер он в день женского праздника - на 8 марта. Случилось это в 1964 году в Калифорнии.

Деятельность

Имя доктора Франца Александера неразрывно связано с возникновением психосоматики. Именно его считают основателем, ведь в своих работах он уделял этому вопросу самое большое внимание. Он сам переработал весь опыт, который позволил ему выдвинуть основополагающие принципы психосоматики уже в начале прошлого века. Также он довольно подробно описал свою методологию и аргументировал необходимость психического подхода к трактовке и лечению многих недугов и заболеваний. В современном мире его работы признаны классикой, которая оказала огромное влияние на развитие психоэмоционального интеллекта у человека.

О чем идет речь?

Франц Габриэль Александер в книге «Психосоматическая медицина» изложил основные свои идеи. Но мы попробуем разобраться в том, что же такое психосоматика, какие ее основные положения и в чем суть этого учения.

Отметим, что в переводе с греческого языка этот термин разбивается на два отдельных слова, а именно "тело" и "душа". На данный момент психосоматику признают отдельным направлением в медицине и психологии, которое занимается поиском взаимосвязей между психологическими причинами и возникновением тех или иных болезней в теле человека. В рамках этого направления исследователи ищут различные взаимосвязи между отдельными характеристиками личности, например особенностями конституции, характером, особенностями личности, стилем поведения, склонностью к тому или иному типу конфликтов и заболеваниями, к которым склонен этот человек. Альтернативная медицина уверяет, что абсолютно все недуги, которые возникают у человека, основаны на некоторых психологических конфликтах, которые возникают в мыслях, душе и бессознательном.

Недуги

Довольно подробно свои идеи в главном труде изложил Франц Александер. Принципы психосоматической медицины и применение их рассматриваются им в тесной взаимосвязи. Так, он выделил некоторые недуги, которые являются абсолютно соматическими, то есть вызваны теми или иными психологическими факторами. К этим недугам относят:

  • Раздражение толстой кишки.
  • Артериальную гипертензию.
  • Мигрень.
  • Головокружения.
  • Панические атаки.
  • Бронхиальную астму.

Современное положение дел

На данный момент активно развивается такая отрасль знаний, как ветеринарная психоневрология. Она появилась благодаря тому, что стали доступны новые современные методы исследования, были предложены очень интересные идеи от выдающихся ученых. Эта отрасль знаний занимается тем, что ищет взаимосвязи между работой нервной системы и ее влиянием на органы. Как мы понимаем, 80 % ключевых положений в этой дисциплине опираются именно на положения психосоматики.

Психосоматические заболевания

В книге Франца Александера «Психосоматическая медицина» говорится о том, что психосоматические недуги - это те заболевания, которые появляются в большей мере из-за определенных психологических процессов, которые происходят с больным человеком, чем из-за физиологических причин. При этом к такому роду заболеваний относят те, которые официальная медицина не может обнаружить даже при самых тщательных исследованиях. Также считается, что в основном все заболевания возникают по итогу таких эмоциональных переживаний, как тоска, чувство вины, ярость, тревожность.

Причины

Франц Александер психосоматическую медицину исследовал довольно поверхностно, потому что он был родоначальником этой отрасли знания. Но на сегодняшний день появились довольно интересные теории и мысли, которые руководствуются идеями Александера. Например, психолог Л. ЛеКрон выделил несколько реакций, которые, по его мнению, могут быть причинами психосоматических заболеваний. Рассмотрим их подробнее:

  • Конфликтные ситуации. Дело в том, что к некоторым симптомам и болезням могут приводить конфликты, которые борются в одном человеке. Очень часто конфликт личности заключается в том, что осознанная часть придерживаться одного мнения, когда бессознательная часть человека придерживается совершенно иного или даже противоположного мнения. Из-за этого начинается борьба между сознательным и бессознательным, что иногда приводит только к временной победе той или иной стороны. Но иногда бессознательная часть начинает играть не по правилам, если можно так выразиться, и вызывает определенные недуги. Возможно, причина в том, что человек должен задуматься и обратить внимание на некоторые аспекты своей жизни.
  • Язык тела. Иногда человек, находящийся на пределе эмоций, использует определенные слова, которые могут тем или иным образом влиять на его организм. Например, такие фразы, как «я не перевариваю эту ситуацию», «он создает мне лишнюю головную боль», «я не могу на это повлиять потому, что у меня связаны руки» и т. д. Все это такие мыслеформы, которые при должной эмоциональности могут влиять на определенные структуры нашего организма, вызывая учащенное дыхание или головные боли.
  • Выгода или мотивация. Это очень интересная разновидность, суть которой заключается в том, что некоторые проблемы со здоровьем в той или иной мере приносят человеку определенную выгоду либо же мотивируют его на определенные поступки. Известно, что сознательно человек этого не понимает. Но на бессознательном уровне он таким образом себя стимулирует. При этом все происходит довольно реально. Человек испытывает реальную боль и настоящие симптомы, но при этом он достигает определенных своих целей, которых, возможно, не осознает.

Прошлое и идентификация

Иногда причиной болезни может стать тяжелый опыт из прошлого. Очень часто заболевания вызывают соматические воспоминания из детства, ведь этот период наиболее невинный и незащищенный. Интересно то, что это может быть как длительный негативный опыт, так и отдельный эпизод, который возымел влияние на бессознательную часть личности. Франц Александер психосоматическую медицину рассматривал как способ бороться с таким опытом, ведь он утверждал, что негативные мыслеформы имеют определенное место в теле. Если не перерабатывать свой опыт, не работать с ним и не трансформировать его в нейтральные воспоминания, то рано или поздно он возымеет свою власть и вызовет тот или иной недуг.

Франц Габриэль Александер психосоматическую медицину рассматривал как один из способов бороться с психологической привязанностью. Например, есть интересная мысль о том, что при сильной связи с другим человеком, то есть при привязанности к нему и идентификации себя с ним можно испытывать сильное недомогание. Наиболее негативная ситуация случается тогда, когда этот человек погиб или же находится на грани смерти.

Внушение и вина

Иногда человек просто начинает верить в свою болезнь, даже если она только начинается и ее довольно легко можно избежать. Это происходит в тех случаях, когда о недуге рассказывает авторитетный врач или же представитель нетрадиционной медицины, которому человек очень доверяет. Тогда он просто принимает мысль о том, что он сильно болен, и пресекает любую критику. Таким образом, мыслеформа сразу переносится в бессознательное человека и оказывает на него влияние.

Иногда боль может возникать из-за того, что человек чувствует вину за что-то и решает сам себя наказать. Сознательно он этого не понимает, но бессознательно делает все для того, чтобы испытать определенное наказание. Оно помогает легче перенести чувство вины, но очень сильно осложняет обычную жизнь человека и часто загоняет его в депрессию.

Лечение

Франц Александер психосоматическую медицину предлагал рассматривать в комплексе с официальной наукой. Так, он считал, что психосоматические заболевания должны лечиться при помощи психотерапии и некоторых лекарственных средств. В современном мире представители альтернативной медицины проводят лечение антидепрессантами, транквилизаторами, а также психотерапией. Отметим, что очень часто психосоматику путают с ипохондрией. Основное отличие в том, что психосоматические больные действительно ощущают реальные симптомы и болезнь может прогрессировать, в то время как ипохондрики испытывают лишь иллюзорные симптомы.

Итак, мы поняли, на чем строятся сформулированные Францем Александером принципы психосоматической медицины. Отзывы о применении этих принципов позволяют нам взглянуть на ситуацию комплексно и составить об этом личное мнение. У каждого человека есть собственное чутье, а также аналитическое мышление, которое подскажет ему, есть ли зерно истины в этих утверждениях.

На сегодняшний день довольно большое количество людей наживаются на том, что рассказывают о психосоматике, на самом деле не зная даже, кто являлся основателем этого направления. Именно поэтому, если вас заинтересовала данная тема, лучше обратитесь к классическому труду героя нашей статьи. Он поможет изучить тему изнутри, проанализировать информацию и критически осмыслить ее, чтобы не попасться на уловки современных лекарей.