Строительство и ремонт

Как победить коррупцию в образовании. Коррупция в образовании! Коррупция как социальное явление Коррупция – это довольно сложное и неоднозначно понимаемое понятие, которое: Коррупция – это

КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Казарьян Тамара Сергеевна,

Южный Федеральный Университет

студентка юридического факультета,

г. Ростов-на-Дону, Россия

CORRUPTION IN THE EDUCATION SYSTEM

Kazaryan Tamara Sergeevna,

Southern Federal University

student of the law faculty,

АННОТАЦИЯ:

В данной статье анализируется влияние коррупции на процесс высшего образования в Российской Федерации и на государство в целом, исследуются причины и факторы, способствующие её возникновению и распространению. Формулируются предложения о методах борьбы с этим негативным явлением, которое приводит к понижению качества знаний выпускников вузов, способствует деградации деградации морали и росту преступности.

ANNOTATION:

This article analyzes the impact of corruption on the process of higher education in the Russian Federation and on the state as a whole, the causes and factors contributing to its emergence and dissemination are explored. Proposals are formulated on methods to combat this negative phenomenon, which leads to a decrease in the quality of knowledge of graduates of higher education institutions, contributes to the degradation of degradation of morality and the growth of crime.

Ключевые слова: коррупция, злоупотребление, конфликт интересов, образование, просвещение, коррупция, взяточничество, хищение, мошенничество, социологический опрос.

Key words: corruption, abuse, conflict of interests, education, education, corruption, bribery, theft, fraud, sociological survey.

Одной из проблем, находящейся в последние годы в центре внимания государства и общества является борьбы с коррупцией. Как отметил Президент России В.В. Путин на заседании коллегии ФСБ России 26 марта 2015 года, «борьба с коррупцией продолжает оставаться одним из приоритетных направлений работы .

Тема моего научного исследования — «Коррупция в системе образования». Я считаю, что актуальность данной проблемы очевидна, ведь можно бесконечно спорить о том, какая из сфер жизни государства является главной, неимоверно долго размышлять о степени важности экономики и политики, дискутировать о том, что политика, безопасность, экономика, здравоохранение являются основами общественной жизни, однако не стоит забывать о том, что врачами, политиками, экономистами, военными и т.д. люди не рождаются. Профессиональные навыки и нравственные начала приобретаются лишь в процессе просвещения, образования, воспитания, ведь именно в стенах школ, университетов, институтов и других образовательных учреждениях происходит формирование личности.

Образовательный уровень молодежи и организацию просвещения следует рассматривать в качестве ключевого элемента системы противодействия распространению идеологии коррупции, терроризма и др. преступлений в молодежной среде .

Иммануил Кант характеризовал просвещение как выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого .

Мы можем с уверенностью утверждать, что именно просвещение и образование являются фундаментом для построения успешного государства, члены которого будут обладать достаточным пакетом знаний, основами морали и соответствующим времени уровнем интеллектуального развития.

Следует отметить, что проблема коррупции в системе образования в достаточной степени разработана в научной литературе. Так, например, в поисковике «Яндекс» нашлось 118 миллионов сайтов, которые посвящены данной проблеме, множество научных статей, монографий и диссертаций. Тем не менее, в настоящей статье я постараюсь представить понимание коррупции в образовании с позиций обычной студентки, которая исследует данную проблему со своей точки зрения и предлагает свои подходы к борьбе с этим явлением.

В настоящее время Российское государство имеет значительное число проблем, которые требуют незамедлительного решения. Среди них важное место занимает проблема противодействия коррупции в системе образования России. Актуальность данной проблемы определяется тем, что:

— число выпускников вузов растет, а бизнес продолжает испытывать потребность в квалифицированных кадрах;

— многие вузы продолжают готовить студентов по специальностям, не востребуемым рынком труда;

— качество знаний многих выпускников вузов не соответствует предъявляемым требованиям, так как они получали аттестацию за деньги или «по звонкам свыше»;

— продолжает иметь место заметный разрыв в качестве образования между различными вузами России;

— во многих вузах образовательные технологий устарели;

— в ряде вузов преподают люди, которые, в силу своего возраста и научного мировоззрения, которое сложилось в то время, когда человечество не знало о том, что такое нано-технологии и современное интернет-пространство, не способны дать студенту современное видение мира и обеспечить возможность быть на уровне требований сегодняшнего дня.

Особую опасность представляет проникновение коррупции в сферу образования, тем более юридического образования. Выпускник юридического факультета, сдававший в период обучения экзамены за деньги, или при поддержке высокопоставленных родственников, в сознании которого закрепились элементы коррупционного мышления, в последующем неминуемо будет использовать служебные возможности для компенсации понесенных затрат. Подобный выпускник по определению не сможет противостоять коррупционному давлению криминальной и социально-аномальной среды, не сможет работать с агентурой, тонко чувствующей продажную натуру, более того, подобный правоохранитель предаст интересы службы и своих коллег при первой возможности .

Коррупция является одной из основных причин социально-экономической нестабильности, может принимать разнообразные формы, в частности, может носить побочный (взятки государственных служащих), систематический (влияет на различные сферы жизнедеятельности общества) или системный (влияет на развитие государства) характер.

Коррупция нарушает основные права человека на справедливое рассмотрение, непредвзятое отношение; в условиях коррупции невозможно обеспечить соблюдение гражданских и политических прав. Существует множество определений коррупции.

Современное определение понятия «коррупция» дано в Федеральном законе N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» , согласно которому под коррупцией понимаются:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Анализируя приведенное выше определение, следует отметить, что отечественный подход квалификации коррупционных преступлений предполагает, что их целью может быть только выгода имущественного характера. Коррупцией считаются определенные действия, направленные на получение имущественной выгоды не только для себя, но и для третьих лиц. При этом круг третьих лиц не ограничен и не сводится, например, только к близким родственникам. Деяния, признаваемые коррупцией в соответствии с 273-ФЗ, могут быть совершены любым физическим лицом (в т.ч. и студентом – автор), а не только должностным лицом .

В своей статье я определяю коррупцию как акт злоупотребления служебным положением для получения прибыли. Коррупция не дает возможности образованию эффективно выполнять свои функции, что приводит к тому, что на рынок труда выбрасывается все больше молодых людей, все менее профессиональных, все менее талантливых. От таких кадров государство слабеет. Поэтому образование - это наиболее важный аспект, на который следует обратить внимание, совершенствуя механизм борьбы с коррупцией. Ведь пройдя так называемую «высшую школу коррупции» студент привносит опыт преступных взаимоотношений и в свою дальнейшую «взрослую» жизнь, разрушая те основы, которые обеспечивают правовое развитие современной России.

Получение диплома о высшем образовании стало основным пунктом, который, по мнению взрослой части населения, обеспечит безбедное светлое будущее молодым специалистам. Мнение о том, что высшее образование является одним из главных трамплинов к прекрасной жизни закладывается в головы детей чуть ли не с пеленок. Многие школьные «двоечники» видят себя после школы не иначе как в стенах какой-либо академии или университета, но, увы, не ради знаний и хорошего образования, а лишь потому, что не иметь диплома о высшем образовании сегодня просто неприлично. И совсем не важно, каким путем этот диплом получен. В стране создан невероятный ажиотаж вокруг престижности высшего образования, и эта сфера уже превратилась в прибыльный бизнес. «Великими умами» придумано множество способов опустошения родительских кошельков ради светлого будущего их любимых чад. Подавляющее число родителей, за счастье увидеть фамилию своего ребенка в списках зачисленных на первый курс, платят неимоверно щедро, совсем забывая о том, что знания приобретаются лишь путем колоссального труда, который заключается в изучении различных дисциплин, чтении литературы и трудов научных деятелей, о том, что лишь реальные знания сегодня дают возможность выпускнику ВУЗа продвинуться по карьерной лестнице вверх.

Так почему же сегодня столь остро стоит вопрос о существовании коррупции в сфере образования? Я считаю, что это в первую очередь связано с тем, что в деятельности молодого поколения сейчас совсем отсутствуют те причинно-следственные связи, которые и определяют её целесообразность: юноши не имеют четкой цели зачастую из-за того, что они не могут определиться со своим местом в этом мире, но чаще всего данный резонанс происходит из-за лени, которая «убивает» всякое желание развиваться, достигать новых вершин и именно поэтому люди прибегают к другим способам обеспечения своего, как им кажется, светлого будущего, один из которых именуется дачей взятки. Мнение, высказанное выше, подтверждается различными социологическими опросами: так, по данным рекрутингового сайта, 20% участников проведенного опроса не видят во взятках преподавателям ничего предосудительного, считая это частью учебного процесса. «Насколько мне известно могарыч берет все и везде! – пишет посетитель форума «Взятки в вузах Ростова» Андрей. – Вот только зачем ловить на этом? Ведь никто не ставит вопрос о том, чтобы платить, иначе учиться не будешь, большая часть платит, чтобы легче учиться было…» .

Так или иначе, сегодня мы имеем огромную проблему, которая приводит к умалению российского образования как внутри страны, так и за ее пределами, ухудшению качества получаемого образования, увеличению числа неквалифицированных специалистов. Какие меры целесообразно предпринять государству и обществу в подобной ситуации:

В первую очередь, стоит выработать в умах еще школьников негативное отношение к такому явлению, как коррупция: сделать это можно путем создания и проведения различных мероприятий, в процессе которых юношам бы объяснялось то, насколько опасно и губительно может сказаться коррупционная деятельность как на жизнь человека, так и на развитие всего государства. Таким образом на первый план выходит задача антикоррупционного просвещения .

Вторым не менее важным аспектом является деятельность правоохранительных органов по противодействию коррупции. На мой взгляд, следует стимулировать работников правоохранительных органов бороться с коррупцией более интенсивно: сделать это можно при помощи денежных премий, которые были бы неким вознаграждением за раскрытое дело о получении взятки должностным лицом либо о её даче таковому .

Третье. Необходимо активно внедрять в практику противодействия коррупции в России основные принципы зарубежных антикоррупционных технологий, показавших высокую эффективность .

Четвертое. Следует создать некий свободный источник общественного мнения в университетах, школах, академиях и других учебных заведениях: газету либо журнал, в котором граждане России могли бы указывать на те аспекты, на которые стоит обратить внимание правительства при процессе разоблачения коррупционной деятельности в сфере образования.

Подводя свое размышление к логическому завершению, хотелось бы сказать о том, что коррупция есть явление, которое появилось не сегодня, процесс его существования и развития является невероятно долгим и трудным. Но решать эту проблему нужно именно сейчас, ведь чем раньше российское государство избавится (минимизирует) от явления, которое сегодня носит название коррупция, тем быстрее наше государство приобретет новые возможности для своего развития как в образовательной, правовой, так и в экономической сферах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :

1. Сайт Президента Российской Федерации, Стенограмма заседания коллегии ФСБ России 26 марта 2015 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/49006/videos (дата обращения: 05.11.2017).

2 Воронцов С.А. Высокий образовательный уровень и гражданская активность молодежи – залог успеха в противодействии идеологии терроризма // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 7 (74). С. 137-140.

3. Иммануил Кант. «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» нем. «Beantwortung der Frage: Was ist Aufklaerung?» (1784)

4. Воронцов С.А., Понеделков А.В. Противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе. Ростов-на-Дону, 2015. С. 39.

5. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016 г.) // «Собрание законодательства РФ». — 2008. — № 52 (ч. 1) — ст. 6228.

6. Понеделков А.В., Воронцов С.А. Основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции //Вестник Поволжского института управления. 2015. № 1 (46). С. 4-11.

7. Политематический журнал научных публикаций «Дискуссия»: Проблема коррупции в сфере образования: опыт социологического анализа (О.А. Логунова, канд. филос. наук, доцент,
Е.Г. Логунова, канд. филос. наук, доцент) http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=1610

8. Воронцов С.А. Об организации антикоррупционного просвещения в Российской Федерации //Северо-Кавказский юридический вестник. 2015. № 1. С. 105-111.

9. Аксенов И.А. Криминализация экономики как угроза экономической безопасности России. //Юрист, 1999, №10. с. 20-24.

10. Воронцов С.А. Об использовании в противодействии коррупции в России основных принципов зарубежных антикоррупционных технологий, показавших высокую эффективность //Юристъ — Правоведъ. 2011. № 1. С. 88-94.

11. Большой юридический словарь / Под редакцией А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крупских. М.: ИНФРА-М, 1999. –VI, 790 с.

  • 7. Понятие и виды взяток. Взяткодатель и взяткополучатель (ст. 290, 291 ук рф)
  • 9. Откат как один из видов коррупции
  • 10. Коррупционный оборот: определение и методы измерения
  • 11. Коррупция как категория нравственности
  • 12. Понятие теневой экономики. Теневая экономика и коррупция.
  • 13. Бюрократия и коррупция
  • 14. Лоббизм и коррупция
  • 15. Потери и выгоды от коррупции. Исследование р. Мертона
  • 16. Коррупция и инвестиции. Исследование п. Моро
  • 17. Организационно-управленческие механизмы антикоррупционной деятельности в России
  • 18. Государственная антикоррупционная политика: определение и содержание
  • 19. Понятие противодействия коррупции: правовые и организационные аспекты
  • 20. Мвд рф: цели, задачи, реформа, функции по противодействию и борьбе с коррупцией
  • 21. Совет при Президенте рф по противодействию коррупции. Его задачи и полномочия
  • 22. Национальный план противодействия коррупции: цели, структуры (разделы), основные задачи его реализации
  • 23. Национальная стратегия противодействия коррупции: цель, задачи, основные приоритеты и положения
  • 24. Участие Общественной палаты, общественных некоммерческих организаций, предпринимательских объединений, экспертных советов, фондов в работе по противодействию коррупции
  • 25. Перечень преступлений коррупционной направленности, определенный Генпрокуратурой и мвд России (апрель 2010 г.)
  • 26. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе
  • 27. Пути противодействия коррупции
  • 28. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции
  • 29. Правовые основы противодействия коррупции в России
  • 30. Основные принципы противодействия коррупции
  • 31. Профилактика коррупционных деяний и преступлений: основные направления этой деятельности, организационные и правовые основы
  • 32. Произведения классиков литературы о мздоимстве и взяточничестве (Гоголь, Булгаков, Салтыков-Щедрин)
  • 33. Что такое электронное правительство? Перечень государственных услуг, оказываемых с помощью сетевых (электронных) технологий
  • 34. Понятие «профилактика», «противодействие» и «борьба» с преступлениями коррупционной направленности. Содержание понятий, их взаимосвязь
  • 35. Структура органов государственной власти по противодействию коррупции
  • 36. Гражданское общество как инструмент противодействия коррупции
  • 37. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Её значение для противодействия коррупции
  • 38. Независимые сми как необходимый фактор противодействия коррупции
  • 39. Опыт противодействия коррупции в Великобритании
  • 40. Опыт противодействия коррупции в сша
  • 41. Опыт противодействия коррупции в Китае
  • 42. Опыт противодействия коррупции в Сингапуре
  • 43. Генеральная прокуратура рф: задачи, функции и роль в противодействии коррупции
  • 44. Федеральный закон «о противодействии коррупции» от 25.12.2008 года № 273-фз. Его роль в антикоррупционной политике
  • 45. Антикоррупционные законы и решения в сфере малого и среднего предпринимательства
  • 46. Коррупциогенные факторы российского законодательства
  • 47. Коррупция в сфере образования
  • 48. Особенности проявления коррупции в таможенных органах
  • 49. Коррупция в правоохранительных органах
  • 51. Особенности коррупционных проявлений в сфере государственных закупок
  • 52. Проявление коррупции в сфере здравоохранения
  • 53. Особенности проявления коррупции в сфере малого и среднего бизнеса
  • 54. Коррупция в судебной системе
  • 55. Коррупция в бизнесе
  • 56. Российские показатели коррупционной ситуации
  • 57. Международные рейтинги стран мира по коррупционной емкости. Принципы составления рейтингов. Какое место занимает Россия в 2007-2011 гг.?
  • 47. Коррупция в сфере образования

    Коррупция на дошкольном уровне: связана с нехваткой мест, в основном проявляется в взятке за принятие в детский сад, и в разного рада вымогательстве денег из родителей.

    Коррупция в школе: взятка за принятие ребенка в классы с хорошими преподавателями, повышенная плата за обучение в гимназических гласах, деньги на нужды школы.

    Коррупция в высшем образовании: «помощь» в поступлении за деньги, взятки за экзамены, подделка дипломов.

    Коррупция в аспирантуре: «помощь» в поступлении за деньги; сдача кандидатских экзаменов за деньги, при публикации статей в журналах из списка ВАК (для защиты обязательно надо иметь публикации).

    В общем: Наиболее распространенными формами коррупционных преступлений в образовании являются: нецелевое использование и хищение бюджетных средств, злоупотребление и превышение должностных полномочий, получение и дача взятки, изготовление и сбыт поддельных дипломов, использование заведомо подложных дипломов о высшем образовании, совмещение государственной и муниципальной службы с учредительством и замещением должностей в коммерческих организациях.

    Причины: несовершенство законодательства и пробелы в правовом регулировании в области образования, недостатки организационно-контрольных механизмов, ряд социально-экономических проблем, не находящих разрешения на протяжении долгого времени.

    Надо сделать: Управление системой образования необходимо привести в соответствие с требованиями современного демократического общества. (В центр образовательного процесса должны быть поставлены учащиеся, а не как сейчас Министерство образования и науки, региональные и территориальные органы управления образованием). Повысить зарплаты преподавателям, и одновременно предъявить к ним более жесткие профессиональные требования. Создать четкую и эффективную нормативную базу.

    48. Особенности проявления коррупции в таможенных органах

    Таможенные органы - в РФ - правоохранительные органы РФ, непосредственно осуществляющие таможенное дело в РФ. В единую систему таможенных органов РФ входят: Государственный Таможенный Комитет РФ, Региональные Таможенные Управления РФ, таможни РФ, таможенные посты РФ.

    Формы проявления коррупции на таможне:

    Пропуск груза за взятку, «уменьшение» веса груза за взятку (самые распространенные);

    Непосредственное участие должностных лиц таможенных органов в коммерческой деятельности для извлечения личной или корпоративной выгоды;

    "перекачка" гос. средств в «свои» коммерческие структуры и обналичивание денег;

    Предоставление льгот для «своей» компании с отвлечением государственных ресурсов;

    Злоупотребление служебным положением в процессе лицензирования, квотирования экономической деятельности и при осуществлении других форм ведения рыночной экономики.

    Основные причины: Несовершенство законодательной базы. Неэффективность, непродуманность непосредственно самих показателей эффективности, задаваемых вышестоящим уровнем («неоправданно – высокий» показатель по количеству заведенных административных правонарушений).

    Особенности:

    Данный вид коррупции очень сложно выявить и доказать, из-за незаинтересованности взяткополучателя и взяткодателя в ликвидации сложившихся между ними связей.

    Огромные убытки для государства (в основном «не заплаченные» таможенные пошлины).

    Отрицательное влияние на темпы социального и экономического развития страны и перспективы национального развития.

    Надо сделать:

    1.Должностным лицам представлять сведения о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера.

    2. следить за соблюдением кодекса этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов.

    3.Формировать в таможенных органах нетерпимость к коррупционному поведению должностных лиц (индивидуальная и групповая работа с должностными лицами).

    • Никулина Нина Александровна , старший преподаватель
    • Вологодский институт права и экономики ФСИН России
    • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
    • КОРРУПЦИЯ
    • ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ
    • ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
    • ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИИ
    • ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

    В статье раскрываются проблемы коррупции на уровне образовательных учреждений, выявлены условия и причины коррупции в сфере образования. Предложены способы и методы преодоления проявлений коррупции в сфере среднего общего и высшего образования.

    • Совершенствование профессиональной подготовки сотрудников УИС
    • Процедура наложения ареста на имущество должника. Общие понятия
    • Ответственность за использование земельных участков не по целевому назначению
    • Преимущественное право на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на примере Республики Хакасия

    Коррупция представляет собой злободневную проблему в России, затрагивающую практически все стороны общественной жизни, в том числе, и сферу образования. Проблема коррупции в образовании активно обсуждается на страницах научных журналов, Интернете, в иных средствах массовой информации. Наиболее опасными проявлениями коррупции в сфере образования выступает взятки при поступлении в вузы и в процессе обучения . Но, несмотря на принятие законодательных мер, в том числе Федерального закона «Об образовании» , введение технологий, позволяющих избежать проявлений коррупции в процессе сдачи ЕГЭ и при поступлении в ВУЗ, коррупция как в сфере высшего, так и среднего общего образования, остается проблемой трудноразрешимой, более того, высказываются мнения, что решить проблему коррупции кардинально вряд ли удастся в ближайшее время.

    Действительно, как отмечает Н. В. Мухаметова , коррупция в сфере образования сказывается на качестве образовательных услуг, снижает доверие к российской системе образования со стороны международного сообщества, делает систему образования уязвимой, а реформы, проводимые в сфере образования, в целом безрезультатными. Все это требует разработки действенных и работающих методов преодоления коррупции в образовательных учреждениях любого уровня системы образования.

    Чтобы эффективно преодолевать коррупцию в образовании, нужно прежде всего знать ее причины. В литературе указывалось, что причины коррупции лежат преимущественно в социально-экономической и финансовой плоскости .

    В качестве основных причин коррупции в сфере образования можно отметить следующие:

    • недостаточный уровень заработной платы учителей, преподавателей средних технических заведений, вузов. Cледствием низкой оплаты труда является рост иных источников доходов, в том числе нелегальных или полулегальных. Например, распространены случаи получения взяток под видов проведения индивидуальных занятий с учениками или студентами;
    • недостаточный уровень подготовки учащихся и требований при поступлении в высшие учебные заведения. Желая поступить в престижный институт, родители таких будущих студентов или сами студенты порой идут на совершения коррупционного правонарушений. Отсутствие у молодых людей мотивации в самостоятельному обучению заставляет их искать более простые решения получения диплома о высшем образовании, что и запускает коррупционный механизм взяток со стороны преподавателей ;
    • недофинансирование системы образования. Не получая в достаточном объеме для осуществления образовательной деятельности финансовых средств, образовательные учреждения вынуждены искать иные источники финансирования, в том числе и такие, которые связаны с проявлениями коррупции.

    Выше перечислены основные причины, порождающие коррупцию в образовании, между тем сама система российского образования сейчас оказалась в такой ситуации, когда в условиях слабого государственного финансирования образовательным учреждениям приходится задействовать иные источники поступления денежных средств, в том числе и связанные с коррупцией. В этой связи возникает проблема поиска эффективных способов преодоления коррупции.

    Всплеск проявлений коррупции был с введение ЕГЭ и ГИА, но с этой коррупцией справлялись технически: путем установки видеокамер, металлоискателей, оборудования которые отключает связь и т.п. Но одними только техническими мерами решить проблемы коррупции невозможно, следует использовать и иные методы преодоления коррупции.

    Рассмотрим наиболее важные из них.

    К методам преодоления коррупции в системе образования можно отнести следующие:

    • усиление мер уголовных наказаний за любые, в том числе незначительные случаи коррупционного поведения;
    • реальное повышение зарплаты преподавательскому составу с условием, что учителям и преподавателям не будет необходимо искать способы заработка вне образовательной деятельности;
    • работа горячей линии для оповещения о фактах совершения коррупционных правонарушений. Такая горячая линия могла бы работать на сайтах школ или вузов, при этом любые сообщения о фактах коррупции должны фиксироваться и служить поводом для проверок деятельности образовательного учреждения;
    • разработка системных программных мероприятий по преодолению коррупции на уровне образовательного учреждения. В группу таких мероприятий следует включить следующие меры:
      1. развитие студенческого самоуправления и активной гражданской позиции у студентов. Большинство студентов опасаются сообщать о фактах коррупции, тем самым, покрывают коррупционеров и способствуют распространению коррупции. Учащиеся с открытой гражданской позицией в условиях развитого студенческого самоуправления будут менее терпимы к коррупции;
      2. разработка на уровне Кодекса корпоративной этики базовых принципов противодействия коррупции на уровне образовательного учреждения. Разработка таких принципов позволит руководству вуза или иной образовательной организации воздействовать на нарушителей, принимать меры административной или дисциплинарной ответственности к тем, кто нарушает этические нормы, в том числе совершает коррупционные правонарушения;
      3. развитие механизма общественного контроля за образовательной деятельностью, прежде всего, со стороны родителей, общественных организаций, органов образовательного контроля.

    Итак, для противодействия коррупции в образовании следует принимать как законодательные, так и социально-экономические методы, при этом приоритет должен быть сосредоточен на методах социально-экономического и финансового характера. Решение проблемы коррупции в образовании должно стать частным способом решения более обширной проблемы- проблемы качества и доступности образования в стране.

    Список литературы

    1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – №53 (ч. 1). – Ст. 7598.
    2. Конышев, В. Н. Система индикаторов вузовской коррупции (гипотеза) / В. Н. Конышев, А.А. Сергунин // Высшее образование в России. – 2011. – № 10. – С.152-154.
    3. Мухаметова, Н. В. Современные особенности коррупции в российской системы образования / Н.В. Мухаметова [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/1740/21983 (дата обращения 17.03.2017).
    4. Салюк, А. А. Коррупция в сфере образования как социальное явление: проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы права: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.) / А.А. Салюк, М.А. Матненко. – М.: Буки-Веди, 2016. – С. 11-14.
    5. Христинина, Е. В. Особенности коррупционных механизмов в сфере образования / Е.В. Христинина // Инновационное образование и экономика. – 2014. – № 15. – С.21-23.

    Проявления коррупции в системе образования

    Можно долго спорить какая из сфер жизни государства является главной. Бесконечно рассуждать о степени важности экономики и политики. Дискутировать о том, что безопасность, промышленность, здравоохранение являются основами общественной жизни. Однако не стоит забывать о том, что политиками, экономистами, военными, инженерами люди не рождаются. Профессиональные навыки приобретаются лишь в процессе обучения. Формирование личности происходит в стенах учебных заведений. Именно образование является фундаментом для построения успешного государства. В настоящее время перед российским образованием стоит обширный круг вопросов, требующих незамедлительного решения:

    • ? число студентов вузов растет, а бизнес страдает от нехватки квалифицированных кадров. Выпускается огромное количество экономистов и менеджеров (причем, к сожалению, имеющих образование весьма низкого качества), которые просто не нужны рынку;
    • ? в стране нарушен баланс между количеством, качеством и реальной потребностью в определенных трудовых ресурсах, в том числе с высшим профессиональным образованием;
    • ? очевиден огромный разрыв в качестве образования между ведущими и всеми остальными вузами России;
    • ? нашему образованию не хватает не только финансовых средств, но и современных образовательных технологий;
    • ? во многих вузах страны преподают люди, которые не способны дать студенту современное видение мира и обеспечить возможность быть на уровне требований сегодняшнего дня;
    • ? вузы не в состоянии самостоятельно дать сегодняшнему выпускнику специальные знания.

    Последствия перечисленных проблем разрушительны не только для самого образования, но и для государства в целом. Существует и еще одна немаловажная проблема - проникновение коррупции в сферу образования. Коррупция является сложным многоаспектным явлением, представляющим собой преступное поведение должностных лиц с использованием своего служебного положение направленное на удовлетворение своих личных корыстных интересов. Не смотря на очевидную противозаконность, коррупция это не просто преступление - это антисоциальное явление подобное безработице, наркомании, проституции. Она влияет не только на искажение межличностных отношений отдельных граждан, коррупция ведет к разрушению общества в целом. Наличие коррупции в той или иной сфере общественной жизни, является признаком ее системного кризиса. «В вузах сегодня происходит социализация взяточников: здесь выращивают людей, привычных к взятке как к норме. Из-за коррупции образование не выполняет свои функции. На рынок труда выбрасывается все больше молодых энергичных ребят, все менее профессиональных, все менее талантливых. От таких кадров государство слабеет. Поэтому образование -- первое, на что надо обратить внимание, разрабатывая антикоррупционную политику». Коррупция является причиной и одновременно следствием всех перечисленных выше проблем. Пройдя «высшую школу коррупции» студент привносит опыт преступных взаимоотношений и в свою дальнейшую «взрослую» жизнь, считает коррупцию нормой поведения, строит коррупционное государство.

    Получение диплома о высшем образовании стало основным пунктом, который, по мнению родителей, обеспечит безбедное светлое будущее их детям. Мысль о том, что «без высшего образования в этой жизни - никуда» закладывается в головы детей чуть ли не с пеленок. Теперь любой двоечник видит себя не иначе как в стенах какой-нибудь академии или университета. Не ради знаний и хорошего образования: не иметь диплома (а еще лучше - двух) сегодня просто неприлично. И не важно, каким путем этот диплом получен. В стране создан маниакальный ажиотаж вокруг престижности высшего образования, и эта сфера местами превратилась в прибыльный бизнес. Великими комбинаторами придумано множество способов опустошения родительских кошельков ради светлого будущего их любимых чад. Подавляющее число родителей за счастье увидеть фамилию своего ребенка в списках зачисленных на первый курс платят неимоверно щедро. В период подготовки к вузу сумма затраченных средств составляет в среднем 700 долларов. Однако репетиторство обогащает только 15-20 % преподавателей вузов, да и то не все они имеют доступ к вступительным экзаменам. Российские семьи (свыше 90 %) очень стремятся к тому, чтобы их дети получили высшее образование. Примерно 90 % из них готовы даже идти на высокие материальные траты в связи с этим. Всего в вузы поступают не менее 55 % выпускников школ. Но общеизвестно, что такое количество лиц, имеющих высшее образование не в состоянии потребить наша экономика. Ее нужды составляют всего лишь 25 % от общего числа. Однако мало кто из родителей задумывается о том, что масса юристов, экономистов, психологов работает по окончанию вуза не по специальности, а в лучшем случае за прилавком супермаркета. Безусловно, нельзя не уделить внимание действительно низкой оплате труда профессий, входящих в так называемую сферу обслуживания, но ведь и не каждый «белый воротничок», получает зарплату, позволяющую жить на «широкую ногу». Для того чтобы «выбиться в люди» требуется зачастую не один год, а иногда и десятки лет. Высшее образование это еще не гарант стабильности в жизни, но менталитет российских граждан не изменить. Мало того «покупное образование», и вовсе, не гарантирует работы. Студент, поступивший в вуз и проучившийся там, в среднем 5 лет за взятки, не в состоянии показать, придя на рабочее место, хоть сколько-нибудь достойных знаний. Работодатель, взявший такого работника на работу, постарается избавиться от него сразу же по окончанию испытательного срока, и, без сомнения, нерадивый студент, а ныне работник не получит положительных рекомендаций.

    Коррупция в сфере образования принимает различные формы. Прежде всего, следует разделить коррупцию и чистое мошенничество. Мошенники, по сути дела, коррупционерами не являются: они обманывают родителей, собирая с них деньги «на поступление», хотя на самом деле не состоянии повлиять на прием. Что же касается настоящей коррупции, то я бы выделила несколько ее разновидностей:

    • 1. чистые взятки, которые берет преподаватель за «успешно» сданный экзамен, будь то вступительный, выпускной или промежуточный;
    • 2. «благотворительный взнос на развитие» ВУЗа. Куда на самом деле деваются эти деньги, непонятно, поскольку их расходование совершенно непрозрачно;
    • 3. «подготовительные курсы при вузах», гарантирующие стопроцентное поступление в ВУЗы. Например, при подаче документов абитуриентам не просто сообщают о возможности посещать такие курсы, а «настоятельно рекомендуют». При сдаче вступительных экзаменов спрашивают, посещали ли. Если нет, то абитуриент вступительные испытания не проходит. Такие курсы не только являются источником коррупции, но и дискредитируют законно функционирующие;
    • 4. Продажа дипломов. Дипломы на сегодняшний день продаются не только в переходах метро, но и в самих ВУЗах. Опасность данного вида коррупции заключается, прежде всего, в том, что вопрос о продаже диплома может быть решен лишь на самом высоком уровне (ректор, проректора). Следовательно, если руководство ВУЗа замешано в коррупционных отношениях, то и рядовые сотрудники будут вести себя подобным образом.

    В 2003 году Государственным университетом - Высшей школой экономики было начато социологическое исследование «Мониторинг экономики образования». Мониторинг 2003 года, проведенный при содействии фонда «Общественное мнение», ВЦИОМа (Всероссийский центр изучения общественного мнения) и межрегионального центра Госкомстата России свидетельствовал, что реальные образовательные программы поглощают только 63 % средств, направляемых семьями на образование своих детей. Более 100 млрд. рублей в учебные заведения не попадают, они тратятся на съем частного жилья, репетиторов и взятки. Высшее образование, таким образом, недополучает 50 млрд. рублей в год. Таким образом, одна из основных проблем, которая стоит перед образованием - проблема коррупции. Самых больших масштабов данное антисоциальное явление достигло в высшей школе. Согласно данным, полученным в 2004 году, 16% семей были готовы дать взятку за успешное поступление ребенка в вуз. В коррупционные отношения связанные с получением образования была втянута примерно пятая часть населения страны. По данным экспертов, общая сумма взяток при поступлении в вуз, включая оформление документов и медкомиссию, составляет 10,6 млрд. рублей, столько же тратят студенты и их родители за протекцию во время учебы в вузе. Выяснилось, что размер средней по стране взятки за прием равен 35 тысячам рублей. Средняя взятка за поступление в обычный московский вуз составляет 119 тысяч рублей (4 тыс. долл.), а в престижный - 183 тысячи (более 6 тыс. долл.). Регулярно взятки берут 10% преподавателей. образование коррупция учебный

    В начале 2005 года данное исследование, проводившееся в течение трех лет, было закончено. Основной информацией для исследования служили затраты домохозяйств на образование детей: ежегодно опрашивалось 9000 семей по России в целом (включая Москву) и отдельно 4500 семей по Москве. Отбирались семьи, в которых есть дети разного возраста, и фиксировалось, сколько они тратят в той или иной форме на дошкольное, школьное, все виды среднего специального и высшего образования.

    Все затраты на образование делились на три основных вида: так называемые «белые», официальные затраты; «серые» затраты - неофициальные, но не связанные с нарушением закона, например, плата за репетитора или дополнительные занятия с учителем; и теневые, «черные» затраты, связанные непосредственно с коррупцией. «Черные» обороты в высшем образовании составляют около $1 миллиард в год. На стадии поступления в вуз «черные» затраты составляют 21,0%, при обучении в вузе на бюджетной основе - 13,1%, а на платной основе 2,9% от общей суммы годовых затрат семей на образование. Надо пояснить, что в целом при поступлении взятки платят далеко не все, порядка 5-7 % семей. Остальная масса студентов принимаются в вузы, не вступая явно в коррупционные отношения. Этот показатель достаточно низок. И даже несмотря на то, что взятки за поступление достаточно дорогие, в общем, они не столь велики, как казалось бы: средняя сумма взятки в Москве составляет $4,2 тысяч, по России (кроме Москвы) - $1,8 тысяч. Намного шире «серый» сектор в высшем образовании, особенно на стадии поступления в вуз, где на него приходится 28,3% от затрат на образование.

    Что касается коррупции при поступлении в вузах, то ею фактически является и часть «серых» затрат. Это не прямые взятки, которые даются тем, кто решает вопросы приема, а косвенные взятки, формально заплаченные за репетиторство, но реально обеспечивающие поступление абитуриента. Не секрет, что преподаватели, которые занимаются репетиторством, ставят своей целью не подготовить человека к честной сдаче экзаменов, а получить деньги за обеспечение протекции при его поступлении. Расходы семей на репетиторов из многих вузах составляют до $10-15 тысяч в год. В среднем по Москве взносы репетиторам из требуемого вуза равняются $2,2 тысяч. Для сравнения, другим репетиторам в Москве платят всего $0,8 тысяч. Часть этой разницы в оплате, несомненно, представляет собой скрытую коррупцию.

    О взятках предельно откровенно высказался ректор МХТУ Павел Саркисов: «Взятки за поступление в скрытой или явной форме, конечно, были, есть и будут. По России 20-30 % абитуриентов поступает таким образом. Может быть, даже до 50 %. Но, по-моему, 50 % поступают честно».

    Действительно, представить себе российские государственные вузы, да еще с «громким именем», без «спецнабора» трудно.

    Проблемы, однако, на этом не заканчиваются. С внедрением рыночной экономики в России появилось такое явление как платное образование. В этой системе человек совершенно официально, минуя «черную кассу», вносит определенную, немалую сумму и получает образование. Какие же минусы и плюсы есть у этого способа получения диплома о высшем образовании? Плюсов, на мой взгляд, достаточно много. Во-первых, с суммы, заплаченной за образовательный процесс государству, отходит определенный процент в виде налогов, во-вторых, меняется сама психология студента. Многие, обучающиеся в платных вузах, рассуждают примерно таким образом: «Если я заплатил внушительную сумму денег - значит, и знаний мне должны дать достаточно, а если их, на мой взгляд, будет не достаточно, я, как потребитель, вправе потребовать улучшения качества предоставляемых образовательных услуг». Бесспорно, так рассуждают не все, некоторые думают иначе: «Если я уже заплатил, то почему я должен платить еще раз», то есть само отношение студента к обучению не предполагает дачи взятки. Позиция самих же преподавателей, работающих в платных вузах, также меняется. Получая большую зарплату, в сравнении с коллегами из госвузов, они предпочитают не минутное обогащение за счет взятки, а постоянный стабильный доход. По словам ректора МосГУ профессора Ильинского Игоря Михайловича в университете за 10 лет своей работы в этой должности он не имел информации ни об одном факте взяточничества, ведь атмосфера в университете такая, что человеку, который будет замечен в нечистоплотности, здесь не работать. И, тем не менее, в платном образовании существует огромная проблема. Слишком много охотников образовывать марионеточные институты, которые не дают, по сути, никакого образования. Многие абитуриенты, которые могли бы, в силу своих способностей, стать высокопрофессиональными специалистами, попадая по незнанию в такой вуз, обречены быть обманутыми в своих надеждах.

    Деятельность негосударственных образовательных учреждений регулируются целым рядом документов. Платная образовательная деятельность государственных, муниципальных и негосударственных ОУ регулируется Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом от 22.08.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». К правоотношениям, возникающим при оказании платных образовательных услуг, в части, не противоречащей ГК РФ и Закону РФ «Об образовании», применяется Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Остановимся на ключевых требованиях законодательства в области образования к организации образовательной деятельности. В уставе ОУ должны быть указаны перечень платных образовательных услуг (типы и виды реализуемых образовательных программ) и порядок их предоставления на договорной основе. Филиалы ОУ во взаимоотношениях с потребителем выступают от имени этого учреждения (поскольку не являются юридическими лицами) и действуют на основании устава ОУ и положения о данном филиале, а их руководители - на основании доверенности ОУ. Филиалы проходят лицензирование самостоятельно, а государственную аккредитацию - в составе ОУ. В приложении к свидетельству о государственной аккредитации ОУ указываются аккредитованные образовательные программы филиала.

    Право на ведение образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам у ОУ возникает с момента выдачи ему лицензии (разрешения) при соблюдении зафиксированных в ней контрольных нормативов и предельной численности контингента обучаемых. Лицензия выдается на основании заключения экспертной комиссии при выполнении лицензионных требований и соответствующих условий по обеспечению образовательной деятельности. Перечень образовательных программ, по которым ОУ имеет право ведения образовательной деятельности, указывается в приложении к лицензии. Право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования у ОУ возникает с момента его государственной аккредитации. Свидетельство о государственной аккредитации ОУ подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

    Перечень аккредитованных образовательных программ, по которым ОУ имеет право выдачи выпускникам документов об образовании государственного образца, указывается в приложении к свидетельству о государственной аккредитации. Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования прописаны в постановлении Правительства РФ от 05.07.2001 № 505. Взаимоотношения между исполнителем и потребителем (обучающимся) или его родителем (законным представителем) по предоставлению платных образовательных услуг оформляются договором (в простой письменной форме), который относится в соответствии с ГК РФ к договору о возмездном оказании услуг.

    Примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования введена приказом Минобразования России от 28.07.2003 № 3177. Примерные формы договоров об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования введены приказом Минобразования России от 10.07.2003 № 2994. Этим документом утверждены примерные формы договоров об оказании платных образовательных услуг государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями, негосударственными образовательными организациями и индивидуальными предпринимателями. Указанные законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие образовательную деятельность, к сожалению, далеко не всегда используются руководителями ОУ. Поэтому кардинального улучшения правоотношений между потребителями и исполнителями платных образовательных услуг не произошло.

    Существует ряд типичных нарушений присущих нечистоплотным негосударственным ВУЗам:

    • ? вуз в договоре ссылается на лицензию и государственную аккредитацию, показывает потребителю титульный лист, но позже оказывается, что вашей специальности нет не только в приложении к свидетельству о государственной аккредитации, но и в приложении к лицензии;
    • ? (филиал) в договоре ссылается на лицензию и государственную аккредитацию, гарантирует диплом государственного образца, но при переводе студента в другой вуз оказывается, что государственной аккредитации по данной специальности у вуза нет;
    • ? в договор включается условие о невозврате суммы, уплаченной за текущий семестр, при отчислении по неуспеваемости, по собственному желанию или по состоянию здоровья;
    • ? дипломы выдаются несвоевременно;
    • ? обязательства по договору на оказание платных образовательных услуг не выполняются, занятия откладываются на неопределенный срок, изменяются учебные планы в сторону сокращения или ликвидации тех или иных предметов включенных в учебный план по специальности;
    • ? при последующей переаккредитации ВУЗа в случае неаккредитации той или иной специальности студентам предлагается перевести на другую. В случае отказа студента, деньги затраченные на обучение ему не возвращаются.

    И именно из-за таких псевдообразовательных заведений страдает имидж платных вузов, дающих действительно ценные знания. По словам ректора МосГУ, 15-20 % из 570 негосударственных вузов России ничуть не хуже, а в некоторых случаях лучше части государственных. Для объединения тех, кто исповедует стратегию нового качества высшего образования, адекватного вызовам ХХI века был создан Национальный союз негосударственных вузов России. Он объединяет уже состоявшиеся вузы с хорошей деловой репутацией. Подобные объединения позволят и абитуриентам и их родителям не быть обманутыми.

    За первую половину 2004 года в российских образовательных учреждениях было выявлено более 5000 преступлений экономической направленности. Одним из самых громких дел стало задержание ректора Московского государственного университета культуры и искусств, торговавшего дипломами. Криминогенным участком в области образования является разрыв между школой и вузом. Требования для получения аттестата зрелости и требования к поступлению в вуз существенно оторваны друг от друга. Здесь возник институциональный разрыв. И этот разрыв заполнили три института: белый - подготовительные курсы, серый - репетиторство, черный - взятки и использование социальных связей. Между ними зачастую очень трудно провести четкую границу. Например, если репетиторством занимается человек, который каким-то образом влияет на результаты приемных экзаменов, то непонятно, к какой сфере относится его деятельность - серой или черной.

    Коррупция внутри вузов в ее нынешних масштабах - явление сравнительно новое. Оно связано с резко возросшей эффективностью высшего образования. Сейчас наличие у специалиста высшего образования может повлиять на его доходы значительно больше, чем это было в советское время, когда люди с любым образованием зарабатывали примерно одинаково. В последнее время эффективность высшего образования заметно повысилась, а потому многие хотят получить заветные «корочки».

    Для противостояния этому виду коррупции необходимо как можно шире распространять объективную информацию о том, что дают дипломы различных вузов. Рейтинги вузов, основанные на данных о зарплатах и местах работы их выпускников, понизят котировки тех институтов, которые торгуют своими дипломами, и наоборот, укрепят репутацию по-настоящему сильных учебных заведений. Это тоже один из методов борьбы с коррупцией.

    Определение стоимости диплома и престижности того или иного вуза должно происходить рыночным путем. В развитых странах каждый вуз отслеживает последующую биографию своих выпускников, размещая данные об их зарплате в первые пять лет после окончания вуза в открытом доступе в интернете. Так и формируется рейтинг вузов, определяемый не министерством, а рынком. Кроме того, в западных странах активно работают ассоциации выпускников, которые следят за работой своего вуза, составляют его программы, берут оттуда людей к себе на работу, будучи капитанами промышленности. В России же ассоциации выпускников раз в год собираются, чтобы выпить. Впрочем, российские бизнесмены уже сейчас начинают понимать необходимость подготовленных, квалифицированных кадров, а потому так или иначе начинают влиять на программы, присматривается к различным вузам. В нынешней демографической ситуации, когда в скором времени количество выпускников будет равняться количеству мест в вузах, учебные заведения будут вынуждены сражаться за студентов. Тогда сами вузы будут создавать ассоциации выпускников и публиковать данные об их дальнейшей карьере.

    С коррупцией надо бороться не только традиционными административными методами. Не менее важен тщательный анализ ситуации и применение методов, позволяющих ликвидировать криминогенные зоны.

    В данный момент, власти пытаются найти выход. С ведением ЕГЭ (единого государственного экзамена) ситуация, казалось бы, должна была коренным образом измениться, но на самом деле произошло лишь смещение и даже расширение круга лиц, имеющих доступ к незаконному обогащению. При старой системе было несколько способов поступить в вуз за деньги - пойти в этот вуз на подготовительные курсы, нанять вузовского репетитора и дать взятку. Оказывается, все эти способы работают и после введения ЕГЭ.

    Подготовительные курсы не только не свернулись, но, напротив, переживают бурный подъем. По словам профессора Пермского госуниверситета Трошевой, аудитории переполнены, и связанно это, в первую очередь, именно с ЕГЭ. Абитуриенты и их родители стали более ответственно относится к поступлению в вуз. Репетиторство, ранее скрытое, теперь совершенно свободно практикуется преподавателями. Проректор по учебной работе Вятского государственного университета Вениамин Рыков охарактеризовал ситуацию таким образом: «Этот способ подработки сейчас буквально процветает. Ведь раньше, по крайней мере, у нас, с этим было очень строго: раз был репетитором у абитуриента, то участвовать в приеме у него вступительных экзаменов не можешь, а в прошлом году особых проблем при приеме студентов по результатам ЕГЭ у нас не возникло».

    Существует еще один немаловажный фактор, влияющий на распространение коррупции. Официальные данные свидетельствуют, что зарплата педагога составляет лишь 66 % от средней по стране. Государство должно перестать вынуждать преподавателей брать взятки, то есть начать по-человечески им платить. Педагог - это всегда человек, который, неся знания студентам, сам пытается совершенствоваться в своей области. Для истинного ученого не бывает окончания исследования проблематики его специализации. Это обстоятельство требует и финансовой поддержки в том числе. Стоимость книг зачастую достигает 20-30 % от ежемесячной заработной платы, и такие затраты преподаватель несет не раз в год, а гораздо чаще. Но ведь кроме расходов на науку существуют и общечеловеческие, потребительские нужды. Таким образом, оплата тяжкого труда педагога не соответствует его потребностям. Не ровен час, и, кроме «оборотней в погонах», в нашем государстве укрепится схожий термин «оборотень с указкой».

    Кроме низкой оплаты труда, большую роль в распространении коррупции имеет и низкая этика, как студентов, так и преподавателей. Этика в образовании - это этика образования, т.е. принципы и правила взаимоотношений в образовательном сообществе вообще и в каждой отдельном учебном заведении, в преподавательском коллективе, в отношениях между преподавателями и студентами. Сфера высшего образования в силу своей коррумпированности стала крайне неблагоприятной для общественной нравственности средой. Как следствие, происходит изменение действительной роли учреждений образования в обществе. При «специально педагогическом» понимании образование может представать двояко - как а) деятельность по передаче и освоению знаний и опыта или б) деятельность по передаче знаний и опыта с целью формирования личности - полноценного члена данного общества. Однако на фоне социально-критических и деструктивных тенденций в образовании эти различия в понимании миссии образования теряют свою актуальность.

    На сегодня вопрос о том, можно ли победить коррупцию, а главное как это сделать, остается открытым. По мнению Андрея Фурсенко «Единственный способ борьбы с коррупцией это опять же требования к качественной подготовке. Если молодые люди будут понимать, что с качеством их образования связано их будущее (а сегодня они очень слабо связывают эти две вещи, они связывают свое будущее, может быть, с дипломом, с бумажкой, но не с качеством подготовки), если они поймут, что качество подготовки действительно может обеспечить их успех в будущей жизни, то они все-таки будут требовать знаний. А если преподаватель будет поставлен в такие условия, что от того, насколько качественно он подготовит студентов, он останется преподавать в вузе или не останется, если вуз будет поставлен в условия, когда в зависимости от того, насколько успешно устраиваются после окончания вуза его выпускники, он будет сохранен как вуз, он получит более высокий рейтинг, он будет более востребован. Вот если руководство вуза будет это знать, то оно будет бороться с коррупцией гораздо эффективнее любых правоохранительных органов».

    Литература

    См.: интервью председателя Общества защиты прав потребителей образовательных услуг, доктора юридических наук, генерал-лейтенант Анатолий Сидоренко Марине Лемуткиной. «В Вузах происходят фантастические вещи». Газета. RU 4 июля 2005.

    Интервью Георгия Сатарова радиокомпании «Маяк» тема: Коррупция в образовании. Ведущая Елена Щедрунова 18 февраля 2004.

    Http://school.edu.ru

    См.: Образование в Документах. 2005. № 6. С. 3-14; № 7. С. 3-39.

    См.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года от 30.12.2004 N 213-ФЗ, от 30.12.2004 N 217-ФЗ. М., 2005.

    См.: Комментарии к Закону РФ «Об образовании» по состоянию на 01 июня 2005 года. Под. ред. А.Н. Козырина. М., 2005.

    См.: Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ. М., 2005.

    См.: Официальные документы в образовании. № 23. 2001.С. 43-48.

    См.: Официальные документы в образовании. № 32. 2002. С. 22-32.

    См.: Официальные документы в образовании. № 25. 2003. С. 43-49.

    См.: Официальные документы в образовании. № 12. 2002. С. 44-65.

    Http://www.liberal.ru

    Http://www.liberal.ru

    См.: Профессиональная этика Тюмень, 2004. С. 160-181.

    Интервью министра образования и науки РФ Андрей Фурсенко ведущему программы «Зеркало» Николаю Сванидзе. Тема программы «Реформа образования». НТВ, 16.04.2005.

    Рассмотрим основные причины и последствия коррупции в сфере образования. Безусловно, что образование в Российской Федерации является сферой деятельности, которые также подвержены коррупции.

    Если проанализировать статистику за 2011 год, то больше всего нарушений коррупционного характера выявлено в образовании: против работников здравоохранения и соцобеспечения было возбуждено 1990 уголовных дел, еще около 2000 дел возбудили в сфере образования и науки. По оценкам российских СМИ, в 2005-2011 годах размер среднероссийской взятки в России за поступление в престижную школу составлял около 20 тыс. рублей, а ежемесячные сборы 1-2 тыс. рублей; в элитную школу, соответственно, 150-200 тыс. рублей и 7-10 тыс. рублей.

    Наибольшими коррупционными рисками в сфере образования характеризуются: поступление в образовательные организации (в особенности специализированные общеобразовательные школы и дошкольные учреждения, государственные высшие учебные заведения), различные формы аттестации как обучающихся, так и педагогических кадров (например, покупка и продажа дипломов).

    Причины и условия преступности по происхождению всегда социальны: они всегда включены в систему социальных противоречий. По содержанию они исключительно негативны - не соответствуют интересам граждан, общества, государства.

    В целом коррупционная преступность, в том числе в сфере образования, предопределяется общими для всей преступности страны криминогенными социально-экономическими, политическими, социально-психологическими и другими факторами. В то же время для анализируемой преступности присущи специфические причины и условия ее существования и развития.

    Рассмотрим основные причины коррупции в сфере образования.

    Существует много причин, которые так или иначе способствуют распространению и дальнейшему росту коррупции в сфере образования:

    1. Несовершенство законодательства и пробелы в правовом регулировании в области образования;

    2. Наличие недостатков организационно-контрольных механизмов;

    3. Наличие ряда социально-экономических проблем, не разрешаемых на протяжении нескольких лет;

    4. Неразвитость институтов гражданского общества, гражданская пассивность (инфантилизм), правовой нигилизм граждан;

    5. Отсутствие последовательного и системного подхода в борьбе с коррупцией в отрасли;

    6. Непрозрачность системы образования в целом, эффективности расходования бюджетных средств (отсутствие общественной экспертизы принимаемых решений);

    7. Отсутствие реальных механизмов участия общества в реализации принципа государственно-общественного характера управления образованием;

    8. Очевидная разобщенность школы в широком понимании и общественных организаций, призванных обогатить опыт детей и молодежи реальной практикой гражданского служения обществу;

    9. Неразвитость законодательства, часто намеренная и провоцируемая частью депутатов законодательных собраний, проявляется и просто в плохом качестве законов, в несовершенстве всей правовой системы, в нечёткости законотворческих процедур, незавершённостью законов, изобилующих двусмысленностями, пробелами, многочисленными отсылочными нормами.

    В результате довершение законодательного регулирования перекладывается на подзаконные акты органов исполнительной власти, подготовка которых практически неподконтрольна. Именно так возникают условия для появления нечётких, «закрытых», плохо доступных инструкций, создающих дополнительные условия для коррупции.

    Отсутствие реальной борьбы с условиями, порождающими коррупцию, приводит к её распространению, как по горизонтали, так и по вертикали, а также захвату новых учреждений и сфер влияния, способствует образованию коррупционных сетей. При этом любые шаги по ограничению коррупции в сфере образования носят либо символический, либо фрагментарный характер.

    Из года в год не выполняются нормы закона Российской Федерации «Об образовании», определяющие объёмы финансирования, налоговые льготы, а также освобождение от них. Не решены вопросы оплаты труда работников образования, в тяжелейшем материальном положении находится значительная часть российского студенчества, особенно из малообеспеченных семей. Недостаточно средств выделяется на финансирование вузовской науки, несмотря на её высокий научный потенциал.

    В целом с 1990-х годов легальных финансовых ресурсов в сфере образования было крайне мало. При этом бюджетное финансирование отрасли запаздывало и было очень небольшим. Но зато возможностей для получения нелегальных, полулегальных ресурсов у административного корпуса было предостаточно. К примеру, в 1995 году, по оценкам тогдашнего Госкомимущества до 70% вузовских площадей находились в аренде. Из них свыше 95% - в аренде нелегальной или полулегальной.

    Кроме вышеперечисленных причин коррупции в сфере образования можно также отнести следующие:

    1. Низкая оплата труда в образовании . Она составляет около 68% к уровню зарплаты в обрабатывающих производствах;

    2. Сложились и увеличивались «ножницы» между уровнем подготовки учащихся в школах и требованиями при поступлении в вузы. В течение 15 лет 70% абитуриентов, готовящихся поступать в престижные и элитные вузы, и 52% абитуриентов школ занимались сверх школьной программы с целью сдачи вступительных экзаменов. Причем наиболее распространенным способом подготовки является посещение платных курсов при вузах (более 40% абитуриентов), и более 20% занимаются с платными репетиторами из вузов. С учётом того, что в России законодательно гарантируется бесплатность образования, обществом такая ситуация воспринимается как скрытая, практически «узаконенная» коррупция.

    Недофинансирование системы образования в течение длительного времени привело к расслоению образовательных учреждений на элитные и обычные, так называемые «массовые». Дефицит качественных образовательных услуг создаёт благоприятную почву для коррупции. Недофинансирование также стало причиной того, что в образовательных учреждениях получили широкое распространение случаи сбора денег с учащихся на нужды образовательного учреждения. При этом, следует отметить, что формально такие поборы считаются инициативой самих учеников и их родителей.

    Опасность самой коррупции в образовании заключается в том, что происходит дезориентация участвующих в данном процессе граждан, в результате автоматически складывается нецивилизованный формат общения, служащий благодатной почвой для последующего коррупционного беспредела, а также деградации во всех остальных отраслях и сферах жизнедеятельности общества.

    В самых общих чертах механизм воздействия такой коррупции на общественные, политические и социально-экономические связи можно представить в виде нижеприведенной последовательной цепочки:

    1. В сознании человека с детских лет формируется представление о беззащитности граждан и перед преступностью и перед властью;

    2. В обществе уменьшается доверие к власти, растет отчуждение от нее;

    3. Дискредитируется право, как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В свою очередь, это способствует укреплению организованной преступности, которая усиливаясь, стремится захватить не только экономику, но и политику;

    4. Эффективность рыночной экономики резко снижается, а существующие государственные институты разрушаются;

    Таким образом, коррупция, в системе образования разрушая нравственные устои общества, представляет серьезную угрозу не просто социально-экономическому положению страны, но и национальным интересам страны, безопасности государства.