Строительство и ремонт

Объединение испании в 15 веке. Золотой век испании

Примерно 35 тысяч лет назад на территории, известной сегодня как Пиренейский полуостров, впервые появились людские поселения. Это были иберы, которые, согласно предположениям современной науки, приходятся предками басков. В период с пятого по третий века до нашей эры Пиренейский полуостров начали заселять кельты, смешавшиеся со временем с местными жителями. В сравнении с иберами, они отличались высоким культурным развитием.

Кроме кельтов, начиная примерно со второго тысячелетия до нашей эры, территорию полуострова активно осваивали финикийцы и греки. Он селились в основном вдоль средиземноморского побережья. Здесь же был основан в качестве главного форпоста город Гадес. Ближе к 600 году до нашей эры греки начали переселяться на восточные земли современной Испании, где активно внедряли свою самобытную культуру.

Основные моменты истории, произошедшие до нашей эры

Во втором веке до нашей эры между Римом и Карфагеном случилось несколько войн, получивших в мировой истории название Пунических. Карфагеняне занимали часть территории Пиренейского полуострова. Однако проиграв во второй войне, им пришлось оставить свои поселения. Вместо них полуостровом стал владеть Рим, правление которого завершилось лишь в пятом веке уже нашей эры, уступив в битвах против вестготов и вандалов. Именно римское правление принесло в Испанию христианскую веру.

История 5-15 веков

Вестготы правили Пиренейским полуостровом в течение примерно двух столетий: с 5-го по 8-й века. Им пришлось оставить свою территорию, когда в 717 году сюда пришли берберы и арабы, приникнувшие из Северной Африки.

Именно новые хозяева Испании придали стране мощный толчок к развитию. В частности, началось активное орошение полей, чего ранее не проводилось. В стране принялись выращивать рис, финики и другие культуры. Развивались винодельческая, ткацкая сферы, добыча и обработка металлов. Активный рост затронул и несколько городов, среди которых выделялись Валенсия (основанная римлянами), Толедо, Кордова, Севилья. На Пиренейском полуострове было основано несколько мусульманских государств, которые находились под покровительством Дамасского халифата.

8-й век закрепился в истории как начало Реконкисты, представляющей собой освободительное движение христиан. Длительные и очень кровопролитные года привели к тому, что только к концу 15 столетия католицизм победил мусульманство.

Участие в этом движении принимали все слои населения: ремесленники, торговцы, рыцари и другие. Реконкиста принесла вместе с собой образование первого испанского государства, получившего название Астурия. Даже сегодня каждый сын короля Испании носит титул принца Астурийского.

10-й век ознаменовался тем, что на Пиренейском полуострове появилось множество мелких мусульманских государств, благодаря чему христиане смогли освободить от мавров больше крупных городов, включая Толедо и Валенсию. Когда последний эмир передал ключи от страны королеве Изабелле, началась новая история Испании, в течение которой страна обзавелась огромным количеством колоний по всему миру. Страна стала одной из самых могущественных морских держав той эпохи.

История с 15-го по 19-й века

15-й век - это столетие начала активного развития страны. Испания захватывала все больше территорий, расположенных преимущественно на американских континентах. В этом же время Португалия перешла под правление испанского короля Карла V. Но примерно через 2 столетия страна столкнулась с экономическими проблемами, что выразилось, в частности, в потери некоторых завоеванных территорий. Это время ознаменовалось проигрышем в войне с Англией и деятельностью Инквизиции. 17-е столетие также отметилось резким падением ремесленного производства и сельского хозяйства.

История наших дней

В течение одного 19-го века в стране произошло сразу 5 буржуазных революций. Восставшие хотели, чтобы влияние церкви было снижено. Также они намеревались избавиться от остатков феодализма, мешавшего развитию капиталистических отношений. Однако из-за несогласованности многих действий, слабой поддержки среди населения и низкого уровня организации ни одна из революций не добилась поставленных целей.

Королева Изабелла ll изменила устройство Испании, введя конституционную монархию. На рубеже веков страна начала войну против США и проиграла. Это привело к тому, что Испанская империя перестала существовать. Ее колонии, расположенные в Северной Америки, перешли под протекторат США.

В течение 1920-1930 годов страну раздирали внутренние противоречия. В это время Испания успела пройти период диктатуры, после которой появилась республика. К 1936 году в стране вели борьбу между собой националисты и приверженцы католицизма. В результате убийства одного из оппозиционных лидеров в Испании разразилась гражданская война, завершившаяся лишь через 3 года, когда к власти пришел диктатор Франко. Тот оставался во главе страны вплоть до 1975 года. 35 лет прошли для Испании очень сложно: экономический спад, исключение из множества международных организаций. Только активное развитие туризма позволило государству существовать это время.

Первые свободные выборы прошли в 1977 году. Год спустя в Испании была принята конституция, действующая и сегодня. Через 8 лет страна стала членом Европейского союза.

Сегодня Испания - это пятая страна Европы по уровню промышленного развития. Здесь ведется производство автомобилей, электротехники, текстильных изделий. Также в Испании развита химическая промышленность. Приход мавров подтолкнул к активному росту сельского хозяйства, который не завершился до сих пор. Благодаря этому Испания известна сегодня как производитель качественного табака, пшеницы, цитрусовых и многого другого.

Не меньшую популярность государству приносит виноделие. Вина Испании поставляются во многие страны мира. В страну ежегодно приезжает несколько миллионов туристов.

Объединение Испании

Испания начала образовываться в XV веке со слияния двух государств - Кастилии и Арагона, благодаря браку принцессы Астурийской Изабеллы и принца Арагонского Фердинанда в 1469 году. В состав Испании также вошли Леон, часть Каталонии (северные регионы отошли к Франции), Наварра, часть земель Кордовского Халифата (западные земли отошли к Португалии).

Попытки объединить несколько испанских государств в одно проводились и раньше. Например, брак Альфонсо I Арагонского и принцессы Кастилии Урраки, объединил оба королевства до 1127 года. А брак Раймонда Беренгара II Барселонского с Петронильей, наследницей Арагона, объединили Арагон и Каталонию. Но эти союзы оказались временными.

Рождение Изабеллы Кастильской


"); w.show();" alt="Изабелла Кастильская - Портрет" title="Изабелла Кастильская - Портрет">
В XV веке Кастилия и Леон входили в состав Астурии. До 1464 года Астурией управлял король Хуан II из рода Трастамара. 4 августа 1420 года он женился на своей кузине Марии Арагонской. 25 января 1425 года у них родился сын, будущий король Энрике IV Бессильный. В 1445 году скончалась Мария Арагонская, а 17 августа 1447 года Хуан II вновь женился на португальской инфанте Изабелле. От второго брака появились дочь Изабелла (1451-1504), будущая королева Изабелла I Кастильская, и сын Альфонсо (1453-1468).

Энрике IV Бессильный


"); w.show();" alt="Портрет, Энрике IV Бессильный" title="Портрет, Энрике IV Бессильный">
20 июля 1454 года под Вальядолидом умер Хуан II. Его преемником стал Энрике IV. В 1440 году Энрике женился на инфанте Бланке Наваррской. Но через 13 лет папа Римский Николай V аннулировал брак, т.к. он не был консуммирован (супруги не состояли в интимных отношениях). Это породило слухи об импотенции Энрике, из-за чего его прозвали Бессильным.

В 1455 году он снова женился. Его супруга - Хуана Португальская (1439-1475) - сестра португальского короля Альфонсо V. В 1461 году, узнав, что супруга беременна, Энрике решает своих ближайших соперников Альфонсо и Изабеллу перевести в свой замок, дабы контролировать их действия. В 1462 году у Энрике IV и Хуаны Португальской родилась дочь Хуана. Некоторые считали, что ее отцом является придворный фаворит короля Бельтран де ла Куэва, поэтому девочку называли Хуана Бельтраниха. Официальной же версией было оплодотворение с использованием механических приспособлений.

Разговоры о неверности супруги не давали Энрике покоя, и он сослал ее в замок Кока. Там от племянника кардинала, Педро де Кастилья и Фонсека она родила близнецов - Педро и Андреса.

Давление, оказываемое на Энрике IV со стороны кортесов, привело к тому, что Энрике был вынужден своим наследником признать своего сводного брата Альфонсо. Но в 1468 году Альфонсо умирает.

Становление Изабеллы

19 октября 1469 года состоялось тайное венчание Изабеллы и Фердинанда.
Это усугубило отношения между Изабеллой и ее сводным братом. Энрике признал наследницей свою дочь Хуану Бельтраниху. Поскольку Изабелла и Фердинанд являлись родственниками, то требовалось разрешение от папы Римского на этот брак. Разрешение подделали, а настоящий документ получили гораздо позднее.
11 декабря 1474 года умер Энрике IV. Вспыхнула гражданская война между сторонниками Изабеллы и сторонниками Хуаны Бельтранихи, которая закончилась только в 1479 году признанием Изабеллы законной королевой Испании.

Еще в 1475 году Хуану выдали замуж за ее дядю по матери, короля Португалии Альфонсо V. Именно он поддерживал притязания своей супруги на Кастильский трон. Но после поражения в 1479 году папа Сикст IV аннулировал их брак ввиду близкого родства. Однако, Хуана до самой смерти считала себя королевой и все письма подписывала La Reina (королева). Она умерла в 1530 году.

Дети Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского


"); w.show();" alt="Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский" title="Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский">
Согласно брачному договору, Изабелла Кастильская и ее супруг Фердинанд Арагонский должны были проживать в Кастилии, но управлять страной могла лишь Изабелла, а Фердинанд являлся королем-консортом (супруг правящей королевы). Кастилия и Арагон управлялись как два самостоятельных государства, не зависимо друг от друга.
У Изабеллы I и Фердинанда II было пятеро детей: Изабелла Арагонская (1470-1498), Хуан Арагонский (1478-1497), Хуана Безумная (1479-1555), Мария Арагонская (1482-1517), Екатерина Арагонская (1485-1536).

Но у Фердинанда были еще и внебрачные дети (бастарды). Двое из них родились еще до брака с Изабеллой (Альфонсо Арагонский - стал епископом Сарагосы; Хуана Арагонская - вышла замуж за коннетабля Кастилии Бернардино Фернандеса де Веласко). Две сестры с одинаковыми именами Мария Арагонская были помещены в монастырь Санта-Мария-де-Грация под Мадридом.

Время правления

Во время правления Изабеллы I и Фердинанда II произошло много важных исторических событий. Большие полномочия получила инквизиция. За несколько лет заживо сожгли на кострах около 9000 человек, тысячи иудеев были изгнаны с Испанских земель. В 1492 году была завоевана Гранада, немного позже Руссильон. Изабелла I оказала финансовую поддержку экспедиции Христофора Колумба, благодаря которой он добрался до берегов ранее неизведанных земель - Америки.

Смерть Изабеллы

В 1504 году Изабелла Кастильская умерла и была захоронена в Королевской капелле в Гранаде. Наследницей Кастилии стала ее дочь Хуана Безумная.

В том же году Фердинандом был завоеван Неаполь, в 1509 году - Оран, в 1512 г. к Испании присоединена Наварра.

Фердинанд женился во второй раз. Его избранницей стала дочь Наваррского виконта, Жермена де Фуа. В 1509 году у них родился сын, но прожил он не долго. Других детей у них не было.

Наследники Изабеллы и Фердинанда

Изначально надеждой Кастильского и Арагонского тронов был сын Фердинанда II и Изабеллы I, Хуан, но он умер в возрасте 19 лет, не оставив наследников. Его старшая сестра, Изабелла, в 1490 году вышла замуж за сына короля Португалии Хуана II – принца Альфонсо. Но через год овдовела. В 1497 году ее выдали замуж за нового короля Португалии, брата жены Хуана II, Мануэла I. Однако, через год Изабелла умерла во время родов, а ее сын Мигель прожил всего лишь два года. В 1500 году был заключен брачный союз между Мануэлом I и сестрой его покойной жены Изабеллы, Марией Арагонской. За годы замужества Мария родила 10 детей, в том числе наследника Португалии - Хуана III. Но ее дети уже не могли претендовать на корону Кастилии. Мария умерла в 1517 году.

Младшая дочь Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской, Екатерина Арагонская, была отдана в супруги принцу Уэльскому Артуру, сыну короля Англии Генриха VII, в 1501 году. Но уже через год принц Артур умер от болезни. Его брат, Генрих VIII, став королем Англии после смерти их отца в 1509 году, женился на Екатерине в том же году. В 1533 году Генрих VIII расторг их брак, сославшись на неспособность супруги родить наследника мужского пола. Через 3 года Екатерина умерла. От брака с Генрихом VIII осталась дочь Мария Тюдор (1516-1558), будущая королева Англии, вошедшая в историю как Мария I Кровавая.

Единственной наследницей, к которой мог перейти Кастильский трон, стала Хуана Безумная. В 1496 году она была выдана замуж за сына короля Германии и императора Священной Римской империи Максимилиана I, герцога Филиппа Бургундского из рода Габсбургов. У них родились четверо дочерей и двое сыновей. После смерти Изабеллы I Хуана стала королевой Кастилии. Поскольку к этому времени у нее уже проявились психические расстройства, ее муж Филипп, прозванный Красивым, фактически стал управлять страной. Это категорически не устраивало отца Хуаны, Фердинанда. Спустя год Филипп внезапно скончался. Некоторые в его смерти винят короля Арагона. Из-за смерти мужа психическое заболевание королевы обострилось. Несколько недель она не разрешала похоронить супруга, ездила с его забальзамированным телом по всей стране, иногда поднимая крышку гроба, чтобы на него посмотреть. Затем Хуану Безумную поместили в замок Тордисельяс, где она оставалась до самой смерти. Однако, она по прежнему считалась королевой. Но фактически Кастилией и Арагоном до 1516 года правил ее отец.

Становление Карла V - внука Фердинанда и Изабеллы


"); w.show();" alt="Карл V - Портрет" title="Карл V - Портрет">
После смерти Фердинанда корона Арагона перешла к его внуку, сыну Хуаны Безумной, Карлу V (1500-1558). Карлу досталось очень много земель от его титулованных родственников. Но и этого ему показалось недостаточно. Он хотел официально стать правителем Кастилии. И 14 марта 1516 года объявил себя королем Кастилии и Арагона. Это событие откликнулось восстанием комунерос 1520-1522 гг. В итоге Карл признал всего лишь регентство при своей матери. Королем Кастилии он стал только после ее смерти в 1555 году.

Первый Король Испании

Карл V одновременно являлся королем Арагона, Леона, Кастилии, Валенсии, Гранады, Севильи, Галисии, Мальорки, Сицилии, Наварры, Сардинии, Венгрии, Корсики, Хорватии, Германии, Италии, титулярным королем Иерусалима и прочее. Несмотря на то, что Карл V был королем испанских государств, титул «король Испании» первым стал носить лишь его сын Филипп II.

Испания и Португалия складывались как единые, централизованные государства в условиях завершения реконкисты, что сказалось на некоторых особенностях их исторического развития. В результате реконкисты к концу XIII в. в руках у арабов оставались лишь незначительные владения на юге Испании - Гранадский эмират со столицей Гранадой. Вся остальная территория Пиренейского полуострова была освобождена от арабов.

Испания в XIV-XV вв. Развитие городов

На протяжении XIV и большей части XV в. Испания оставалась ещё разъединённой на Леоно-Кастильское и Арагоно-Каталонское королевства, из которых каждое в свою очередь распадалось на множество феодальных сеньорий.

Правление кастильских королей Хуана II (1406-1454) и Генриха IV (1454- 1474) было заполнено бесконечными феодальными смутами, выступлениями крупных феодалов, значительно увеличивших свои владения во время реконкисты, против королевской власти. Восставшие феодалы расхищали королевский домен, разоряли села, зависевшие от городов, и старались нанести ущерб самим городам, которые, как правило, выступали на стороне королевской власти.

В XIV-XV вв. значительных успехов достигло развитие городов. Ремёсла, которыми ещё в XII в. занималось исключительно население отдельных городов, например Сант-Яго, с XIII в. получили распространение во всех крупных городах и особенно в тех из них, которые находились на отвоёванной у арабов территории, где ремесло существовало ещё при арабском господстве. Статуты цехов и братств свидетельствовали о развитии в городах Испании производства шерстяных и шёлковых тканей, оружия, ювелирных изделий и т. д. Эти ремёсла в XIV в. обслуживали уже не только местный рынок. Продукты ремесленного производства вывозились далеко за пределы страны. Несмотря па плохие пути сообщения внутри страны, росло значение ярмарок (в Севилье, Мурсии, Куэнке и других городах). Особое значение приобрела ярмарка в Медине дель Кампо, ставшая торговым центром для северных и северо-западных городов и центральных районов Кастилии.

Ремесла и торговля развивались в XIV-XV вв. также в Каталонии и Арагоне, особенно в городах, находившихся на побережье Средиземного моря. Наиболее крупным городским центром там являлась Барселона. Каталонские купцы соперничали с итальянскими в торговле с различными странами Европы, Азии и Африки, расположенными по берегам Средиземною моря. Каталонские города имели своих консулов в таких итальянских городах, как Генуя и Пиза. Каталонские купцы торговали во Фландрии, их суда проникали в Северное море и в Балтику. Торговое право Барселоны было принято в городах Южной Франции. Картографы Каталонии и остров Майорка создали целые школы последователей своего искусства, считавшегося в то время выше итальянского.

"Львиный двор в Альгамбре" (Гранада). XIV в.

Короли Арагона и феодальные сеньоры, получавшие немалые доходы от внешней торговли, всячески поощряли купцов и давали городам различные привилегии и льготы. Однако существовавшие феодальные порядки создавали одновременно множество препятствий в виде многочисленных таможенных застав и пошлин, стеснявших внутреннюю торговлю, привилегий, которые давались одним городам в ущерб другим, феодальных грабежей на больших дорогах и на морских путях.

Сельское хозяйство и положение крестьянства

Недостаточное количество данных, собранных исторической наукой, не позволяет сделать определённых выводов относительно сельского хозяйства и положения крестьянства с Испании в XIV-XV вв. Можно отметить лишь основные факты и среди них в первую очередь дальнейшее развитие овцеводства наряду с зерновым хозяйством и в ущерб ему, особенно в Кастилии. Огромные стада, принадлежавшие крупным феодалам, церкви и королю, перегонялись из Кастилии в Эстремадуру на зиму и обратно весной из Эстремадуры в Кастилию (так называемые «перегонные стада» - «меринос»). Владельцы этих огромных стад, организованные ещё в XIII в. в особое привилегированное общество «Места», пользовались правом выпаса на государственных и общинных землях, что неизбежно вело к разорению хозяйств мелких крестьян. Шерсть мериносов вывозилась в большом количестве в города Италии, а с XV в. - в Нидерланды.

Положение крепостных и других групп феодально зависимого крестьянства о Испании в XIV-XV вв. было очень тяжёлым. Значительное количество вольных крестьянских общин-бегетрий, члены которых, как лично свободные люди, несли относительно лёгкие повинности в пользу своих сеньоров, имелось только в Кастилии. Однако и они после окончания реконкисты и прекращения колонизации новых земель постепенно утратили свои вольности и были принуждены подчиниться сеньорам.

С развитием товарно-денежных отношений в Кастилии, как и в других областях страны, начался процесс так называемого освобождения крестьян, т. е выкуп крестьянами ряда повинностей, связанных с их личной зависимостью. Этот процесс завершился в Кастилии в XIV-XV вв., но он отнюдь не означал облегчения повинностей или повышения благосостояния основной массы непосредственных производителей деревни, так как крестьянин (соларьего) оставался феодальным держателем земли, обязанным уплачивать феодальную ренту, главным образом в денежной форме, и подчинённым сеньору в судебном отношении. Соларьего имел право уйти от сеньора куда угодно, но при этом был обязан оставить сеньору землю. Оброк крестьян всё время увеличивался, о чём свидетельствовала петиция кортесов 1385 г. В ней отмечалось, что сеньоры наложили на соления «весьма значительные подати и чинят великие насилия, беззаконие и зло, а поэтому упомянутые местечки и сёла доведены до разорения и обезлюдели».

Особенно тяжёлым было положение крестьян в Арагоно-Каталонском королевстве. Кроме обычных феодальных платежей, крестьяне несли здесь еще ряд других обременительных повинностей, известных под названием «дурных обычаев», связанных с личной зависимостью крестьян. В Каталонии, например, значительную часть наследства крестьянина, а также имущество крестьянина, умершего бездетным или без завещания, захватывал сеньор. Феодалы брали высокие штрафы за самые мелкие правонарушения, имели право взимать с крестьянина большие платежи за отчуждение имущества в качестве приданого и т. д.

Большинство крестьян в Каталонии находилось на положении так называемых ременсов, т. е. крепостных, имеющих право выхода (слово «ременс» означает «выкуп»). Крестьяне-ременсы могли уйти со своих участков только в том случае, если они предварительно выкупались на волю, что для крестьянина оказывалось почти невозможным, ибо выкупная сумма была очень велика. Суд над крепостными и зависимыми крестьянами как в Арагоне, так и в Каталонии находился всецело в руках феодалов.

Крестьянские восстания в XIV-XV вв.

На усиление феодального гнёта крестьяне отвечали восстаниями. Наиболее крупные крестьянские восстания в это время происходили в Арагоно-Каталонском королевстве, где крестьянское движение приняло значительный размах с начала XV в. Крестьяне-ременсы требовали отмены «дурных обычаев» и крепостничества. Короли Арагона из страха перед крестьянскими восстаниями не раз издавали указы об отмене крепостного права и «дурных обычаев», но сопротивление знати, а частично и городов, у которых тоже были зависимые крестьяне, сводило практическое значение этих указов к нулю.

В 1462 г. в Каталонии началось восстание крестьян под предводительством мелкого дворянина Вернтадьята. Восстание охватило не только большую часть Каталонии, но и распространилось на Южную Францию. «Адам, - заявляли восставшие, - умер, не оставив завещания, следовательно, земля должна быть разделена на равные участки между всеми людьми - его детьми, так как несправедливо, чтобы одни владели ею, а другие оставались без земли».

Движение скоро приняло более или менее организованный характер. Крестьяне осадили ряд городов. Крестьянская война длилась целых 10 лет, до 1472 г. Король был вынужден отменить некоторые из «дурных обычаев» и уменьшить особо тяжёлые повинности. Однако уже в 1474 г. по требованию главным образом церковных феодалов все эти льготы были ликвидированы, и крестьяне скоро очутились в прежнем положении. Поэтому в 1484 г. крестьяне снова поднялись на борьбу. Во главе их стоял теперь крестьянин Педро Хуан Сала, оказавшийся талантливым организатором, хорошо знавшим военное дело. Восставшие крестьяне, ядро которых составляли ременсы, подошли в январе 1485 г. к Барселоне. Только в марте дворянству удалось разбить крестьян. Захваченный в плен Сала был казнён. Но крестьянское движение продолжалось, превратившись в партизанскую войну, наводившую ужас на феодалов. Сеньоры, наконец, согласились на компромисс с восставшими, в результате чего были отменены «дурные обычаи» и крестьяне освобождены от личной зависимости. Однако все платежи за землю сохранились полностью. Крестьяне остались в феодальной зависимости, хотя и превратились в лично свободных людей.

Скудость и отрывочность сведений в источниках о крестьянских движениях в Кастилии в XIV-XV вв. не позволяют нарисовать сколько-нибудь полной картины народного сопротивления, но ряд фактов доказывает, что оно имело место. Наиболее ярким свидетельством этого является восстание в местечке Фуэнте-Овехуна (расположенном вблизи Кордовы в Андалусии), происшедшее в 1476 г. (Это восстание запечатлено знаменитым испанским драматургом Лопе де Бега в его драме «Фуэнте-Овехуна» («Овечий источник»). ). Население Фуэнте-Овехуна восстало против своего сеньора - командора ордена Калатрава - Гусмана, жестоко притеснявшего жителей селения. Фуэнте-Овехуна находилось прежде (до 1458 г.) в зависимости от Кордовы, и восставшие жители, после того как были убиты Гусман и 14 его приближённых, отдали своё селение под покровительство Кордовы. Благодаря своему мужеству и стойкости во время следствия восставшие добились от королевской власти подтверждения перехода под власть Кордовы, т.е. по существу оправдания своих действий.

Политическое объединение страны

Экономическое развитие Испании в XIV - XV вв. имело весьма важные последствия: усилилось политическое влияние городов, которые выступали в союзе с королевской властью против крупных феодалов, носителей политической раздробленности. В Испании складывались предпосылки для её политического объединения. Силы, способствовавшие установлению единства страны, всё более крепли в лице городских союзов (эрмандад), враждовавших с феодальной знатью. Горожане чем дальше, тем всё более отчётливо заявляли о своих интересах на кортесах, самую влиятельную часть которых, начиная с XIV в., они составляли.

Однако на пути к централизации власти в Испании стояли большие трудности. Основным препятствием были крупные сеньоры, которые за время реконкисты значительно увеличили свои земельные владения и богатства. Кроме того, патрицианская верхушка городов - носительница средневековых вольностей и привилегий, поддерживала королевскую власть против крупных феодалов и духовенства лишь при условии неприкосновенности всех этих вольностей. Опорой королевской власти являлось мелкое и среднее дворянство, для которого сильная центральная власть служила гарантией сохранения феодальной ренты, получаемой с крестьян, и наилучшим орудием в борьбе с крестьянским сопротивлением.

Экономическое развитие Испании и поддержка, оказываемая королевской власти дворянством и городами, ускорили политическое объединение полуострова. Оно произошло в 1479 г. , когда королем Арагона стал Фердинанд, вступивший ранее в брак с Изабеллой Кастильской. Создалась крупная держава, в состав которой вошли большая часть Пиренейского полуострова, Балеарские острова, Сицилия, Сардиния и Южная Италия.

С помощью дворянства и горожан короли начали борьбу против крупных феодалов, стремившихся сохранить политическую раздробленность страны. У феодалов были отняты права чеканки монеты и ведения частных войн. Были произведены конфискации коронных земель, расхищенных раньше знатью. Не будучи в состоянии ликвидировать духовно-рыцарские ордены, возникшие в период реконкисты и o6oгатившиеся огромными земельными приобретениями, король стал их магистром и таким путем получил в свое распоряжение все их имущество.

В борьбе с крупными феодалами королевская власть Испании использовала военную силу городов, объединенных в союз - «святую эрмандаду». Городские отряды стояли заставами по большим дорогам и вели ожесточенную борьбу с бесчинствовавшими феодалами. Но, покорив в основном знать с помощью горожан, королевская власть стала затем постепенно ограничивать и права городов на самоуправление, подчиняя их королевским чиновникам. Укрепив свою власть в стране, Фердинанд и Изабелла начали войну с Гранадой - последним оплотом арабов в Испании. Война эта продолжалась 10 лет и закончилась в 1492 г. взятием Гранады.

Королевская власть и католическая церковь

В борьбе за укрепление своей власти испанские короли опирались на католическую церковь. Нигде католическая церковь не была так сильна, как в Испании. Так как реконкиста осуществлялась под лозунгом борьбы «креста с полумесяцем», т. е. борьбы христианских народов против мусульман, в Испании создалась благоприятная почва для католического фанатизма. Королевская власть использовала это и поддерживала новый политический порядок всей силой церковного авторитета.

В 1480 г. в Испании была организована инквизиция, и вскоре начались беспощадные гонения на мусульман, евреев и еретиков. Особенно усилились эти гонения после взятия Гранады. Евреям и мусульманам было предложено или покинуть страну, или перейти в христианство. Десятки тысяч людей, главным образом ремесленников и торговцев, ушли из Испании. Но и перешедшим в христианство евреям и мусульманам грозила вечная опасность. Стоило кому-нибудь донести, что они придерживаются своей прежней веры, их немедленно предавали суду инквизиции. Политическая оппозиция королю стала приравниваться в Испании к церковной ереси, и врагов королевской власти начали привлекать к суду инквизиции в качестве еретиков. Таким образом, инквизиция беспощадно расправлялась не только с евреями и мусульманами, но и с испанцами-христианами, если их подозревали во враждебном отношении к церкви и королю. «...Благодаря инквизиции,- писал К. Маркс, - церковь превратилась в самое страшное орудие абсолютизма.» (К. Маркс, Революционная Испания, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. X, стр. 720. ).

В Испании казнь еретиков проводилась в виде мрачного церковного представления, которое носило название «аутодафе» (что значит в переводе - «дело веры»). Сожжение еретиков происходило на площадях в присутствии королевского двора, феодалов и горожан. В процессии под пение религиозных гимнов впереди шло духовенство, а за ним вели осужденных на казнь. На кострах сжигали массу людей. Страшную известность приобрел инквизитор Торквемада, который за годы, когда он возглавлял инквизиционный трибунал, сжег свыше 8 тыс. «неверных» (мусульман и евреев) и еретиков. Усердие инквизиции в преследовании еретиков подогревалось тем, что в пользу инквизиторов и доносчиков шла треть имущества осужденных. Остальное получал король. Испанский народ, освободивший страну от арабов, оказался порабощенным деспотической королевской властью, феодалами и хищным, фанатическим духовенством.

Развитие культуры в XIV-XV вв.

Развитие городов и усиление политического влияния бюргерства, выступавшего против феодальной аристократии, нашли свое отражение в культуре Испании. Народное и бюргерское влияние самым ярким образом проявилось в поэме Хуана Руиса (1283-1350) «Книга о благой любви». Форма повествования этой биографической поэмы напоминала позднейшую «плутовскую новеллу», в которой слуги, выходцы из простого народа, оказываются более умными и ловкими, чем их сеньоры.

Существенные изменения стали заметны и в литературе высших классов. Феодальная аристократия потерпев поражение в борьбе с усилившейся королевской властью и превратившись в придворную знать, замкнулась в узком кpугу сословных предрассудков и начала культивировать «рыцарские» добродетели и верноподданнические чувства. В этой среде получили широкое распространение поэтические произведения провансальских трубадуров, французские рыцарские романы и старинные романсы, воспевающие героику борьбы с маврами.

В последней четверти XV в. был создай один из замечательных памятников испанской литературы - драматизированная новелла «Селестина», автором которой был, по-видимому, Фернандо де Рохас. В этой новелле явственно проступают плебейско-демократические черты: борьба нового человека против феодальных обычаев, требование полной свободы личного чувства и стремление к реализму.

В изобразительном искусстве XIV-XV вв. новые явления экономической и социальной жизни нашли свое отражение главным образом в архитектурном оформлении пышных дворцов испанской аристократии, в великолепных, выстроенных каменщиками и ремесленниками, городских ратушах и соборах, сочетавших в себе элементы готики, мавританского (арабского) стиля и раннего итальянского Возрождения. Все эти здания отличались богатством декоративных украшений и художественной резьбой по камню и дереву, являвшихся плодом творчества ремесленных мастеров. Большого развития достигло керамическое производство. В числе наиболее известных образцов так называемой испано-мавританской керамики - знаменитая ваза Фортуни, расписанная люстром. Она называется так по имени ее владельца испанского живописца Мариано Фортуни (1838-1874).

Возникновение Португальского государства

Начало политической самостоятельности Португалии было связано с победой над арабами, одержанной португальцами под предводительством графа Альфонса Энрикеса при Орике в 1139 г. После этого Альфонс Энрикес был провозглашен королём Португалии. Но король Леона признал королевский титул Альфонса только в 1143 г. под давлением папы, причём Португалия была объявлена находящейся в вассальной зависимости от последнего с обязательством ежегодной уплаты ему определённой денежной суммы.

Реконкиста и в Португалии велась соединёнными силами крестьянства и рыцарства, организованного в духовно-рыцарские ордены. По мере отвоевания территории росли земельные 6oгатства португальской знати и духовенства и образовывались, особенно на юге, громадные владения, принадлежавшие духовенству, духовно-рыцарским орденам и отдельным крупным светским феодалам. Но так как в реконкисте принимало участие крестьянство, получившее в свои руки оружие, крупные землевладельцы оказывались вынужденными приглашать на свои земли крестьян на особо льготных условиях. Всё это способствовало тому, что на юге Португалии - во вновь отвоёванных землях - крестьянство сохранило свою свободу, в то время как на севере оно находилось в принимавшей различные формы феодальной зависимости, вплоть до серважа. Кое-где были и рабы из пленных мусульман.

Класс португальских феодалов был представлен магнатами, средним дворянством (инфансонами) и низшим дворянством (кавалерами-рыцарями). Особое значение в Португалии, находившейся с середины XII в. в вассальной зависимости от папы, приобрело духовенство. Захватив огромные пространства земли, оно добилось освобождения от налогов, постоянно вмешивалось в управление страной и являлось исполнителем всех приказаний папства, когда последнее не получало требуемых им денежных сумм из Португалии и подвергало её население всевозможным церковный карам (интердикту и отлучению от церкви). Борьба королей Португалии Против притязаний пап шла в течение трёх столетий (XII-XIV вв.). Так, Диниш I (1279-1325) добился ограничения юрисдикции духовенства и запретил ему приобретение новых земельных владений. В начале XV в. король Жуан I (1385-1433) закончил борьбу фактически полным подчинением духовенства королевской власти.

Развитие городов, ремесла и торговли в Португалии

В этой борьбе на стороне королевской власти выступали городские общины, крепнувшие по мере развития ремесла и торговли. С продвижением португальцев к югу увеличивалось количество городов-крепостей, становившихся опорными пунктами реконкисты. Со второй половины XIII в. начало расти и экономическое значение этих городов в качестве центров ремесла и торговли. С этого времени города Португалии, используя своё местоположение на берегу Атлантического океана, завязали оживлённые торговые отношения с Францией и Англией, а также с городами на побережье Средиземного моря, куда из Португалии шёл хлеб и другие сельскохозяйственные продукты.

Короли и феодальные сеньоры покровительствовали разработке железных и золотых рудников, кораблестроению и морской торговле. Города получали всевозможные привилегии и права самоуправления, а в середине XIII в. их представители появились на собраниях кортесов. Король Диниш I выписывал из Генуи мастеров корабельного дела и приказывал сажать на склонах гор по восточной границе государства деревья, которые дали впоследствии великолепный мачтовый лес. Имея в виду развитие в Португалии кораблестроения, Энгельс назвал Португалию иберийской Голландией (См. Ф. Энгельс, О разложении феодализма и возникновении национальных государств; в кн. «Крестьянская война в Германии», стр. 162. ).

Заинтересованность португальских королей в развитии кораблестроения имела вполне определённые причины. К середине XIII в. реконкиста на территории королевства была в основном закончена. Многочисленное португальское дворянство, считавшее недопустимым для своей чести какое-либо иное занятие, кроме военной службы, оказалось не у дел. Тогда оно само перешло в наступление и продолжало вести ожесточённую борьбу с арабами и берберами на африканском побережье, куда те были оттеснены после завершения реконкисты и откуда время от времени совершали набеги на португальские берега.

Вместе с тем развивавшаяся морская торговля португальских городов требовала наличия искусных мореходов и капитанов - водителей кораблей. Эти обстоятельства и способствовали тому, что португальские дворяне сменили коней на корабли и из рыцарей превратились в мореходов, которым Португалия была обязана с середины XV в. важными открытиями как в Атлантическом океане, так и на путях в Индию. В организации этих морских предприятий принимал деятельное участие сын короля Португалии Жуана I - Генрих, получивший прозвище Мореплавателя.

В 1415 г. португальцы захватили на африканском берегу крепость Сеуту. Это завоевание сделалось исходным пунктом продвижения португальцев на западное побережье Африки, куда их влекло не только желание держать под ударами африканское население, но и жажда богатства. Португальцы искали там золото.

Во время очередного вестготского дворцового переворота одна из групп заговорщиков обратилась за помощью к африканским соседям (711), помощь пришла незамедлительно внеся колоссальные изменения мировой истории. Мавританский арабо-берберский корпус под командованием Тарика ибн Зияда, впоследствии их называли маврами, благополучно переправившись через Гибралтарский пролив, положил конец трехсот летнему правлению вестготов. Под натиском арабов, которые без особого кровопролития занимали провинцию за провинцией продвигаясь все дальше вглубь Иберийского полуострова.

Уже к середине восьмого века большая часть современной Испании и Португалия стала подконтрольна Дамасскому халифату. Вновь созданное арабское государство получило название Аль Андалус, оно управлялось наместником Дамаска до 756 года, пока Абдуррахман I не провозгласил его отдельным халифатом со столицей .

Эпоху арабского правления испанскими территориями нельзя назвать однозначно захватнической. Во время существования мавританского государства культурное развитие средневековой Испании , разделенной двумя разными религиями шло различными путями. Её северная часть оставшаяся под контролем вестготов развивалась согласно европейскому сценарию, а вот южная занятая арабами получила значительный толчок развития от влияния передовой восточной науки, торговли, ремесел, архитектуры.

Мавританский стиль архитектурных сооружений до сих пор прослеживается в облике старинных городских кварталов южных провинций . Мусульмане были терпимы к представителям иных религиозных концессий не провоцируя межнациональной вражды, таким образом сохраняя государственный порядок. За короткое время были воссозданы разрушенные варварами римские ирригационные системы, вновь получило развитие качественное образование, процветала торговля, развивалась наука, ремесла.

Наибольший расцвет Кордобского халифата наблюдался во время правление Абдуррахмана III, провозгласившего себя халифом нового халифата (923), противопоставлявшего себя Дамасскому халифату, его правителям, династии Аббасидов. Государство имело 12000 населенных пунктов с крупнейшими городами , Толедо, столица насчитывала более полумиллиона жителей. Кордобский университет был самым лучшим учебным заведением известного тогда мира, его библиотека насчитывала 400000 рукописных свитков.

Время распада Кордобского халифата, начало XI века, ознаменовано правлением Хишаме II, сына великого Абдурахмана III, который оказался слабым правителем неспособным после смерти визиря Мансура, фактически правившего страной, самостоятельно удержать единовластие. Халифат распался, власть разделилась между множеством небольших царств – тайфов.

Первая победа мавров на реке Гуадалете, сейчас территория современной провинции , Андалусия, 19 июля 711 года, затем два года спустя гибель последнего короля вестготов Родериха, предрешили судьбу вестготского королевства.

Однако, очень быстрое продвижение мавров, стремительной овладение почти всей Испанией, трудности сообщения между отрядами созданные огромными территориями, междоусобные конфликты, политические разногласия между арабским меньшинством и берберами, все эти факторы значительно ослабляли степень мусульманского влияния на захваченных землях. Фактически единство халифата всегда являлось лишь желаемой иллюзией его правителей.

По существу, реконкиста, это непрекращающаяся 700 – летняя борьба, начатая вестготами со своими африканскими захватчиками, началом которой считается первое серьезное поражение понесенное арабскими войсками 718 года от армии христиан под предводительством вестготского полководца Пелайо, в долине Ковадонга на севере Испании. Таким образом христиане постепенно занимали земли которые мусульмане не могли достойно оборонять, в результате, враждующие стороны, к концу VIII века, сформировали пограничную область – Кастилья.

Начальный период реконкисты X века, можно географически обозначить двумя очагами освободительной борьбы; западным со стороны королевства Леон, восточным королевствами Наварра и Арагон. Спустя два года благодаря объединению двух королевств Кистилья и Леон образовался мощный западный оплот противостояния одновременно крупная политическая сила, а объединенное королевство получило приоритетное право, присоединения земель, отвоеванных у мавров. К концу десятого века войска Кастильи под предводительством короля Альфонса VI захватили Толедо, переместив границу с халифатом до рек Дуэро и Тахо.

По похожему сценарию развивались военные события с восточной части христианской Испании , результатом объединения королевств Наварра, Арагон, графств каталонской этно – лингвистической общности стало образование графства Каталония, которое к концу XIII века освободило от арабского господства обширные территории принадлежащие сейчас современной Мурсии, также Балеарские острова.

Такие крупные победы были обусловлены не только искусством оружия крестоносцев, но за частую следствием неорганизованности, разобщенности, слабости небольших мусульманских тайфов.
Нужно отметить, что очень часто христианские наемники, по различным причинам, чаще просто за приличное вознаграждение направляли свое оружие против крестоносцев несущих смерть мусульманам.
Одним из таких наемников был национальный герой Испании, воспетый народным эпосом, Родриго Диас де Бивар, больше известный как Сид, от арабского “сеид” – господин, венцом его карьеры стал пост правителя Валенсии 1094 года.

Не желая платить дань христианам, арабские эмиры попросили помощи у Альморавидов, создавших мощное Североафриканское государство (современное королевство Марокко). Таким образом вторая волна мусульман захлестнула Иберийский полуостров. Альморавиды отстранили от правления тайфами бывших правителей, восстановив единую власть во всем государстве Аль Андалус, значительно потеснив крестоносцев на северо – востоке захватив Валенсию. Однако после тяжелейшего поражения от христианской армии при Лас Навас де Толоса (1212) власть их серьезно ослабла.

Католическая церковь также вела мощную идеологическую войну против мусульманства, укрепляя менталитет крестоносцев, например, королем Арагона был учрежден первый духовно – рыцарский орден Тамплиеров, затем в других районах Испании начали свою деятельность такие ордена, как Алькантара, Калатрава, Сантьяго. Эти могущественные духовные организации оказали большую помощь в борьбе с Альмохадами, удерживая стратегически важные пункты, налаживая быт, поднимая хозяйство недавно отвоеванных пограничных районов.

XIII век поставил окончательную точку конца правления мусульман на территории Пиренейского полуострова, были освобождены такие города, как Тарагона (1110), Сарагоса (1118), Калатаюд (1120), Валенсия (1238), Кордоба (1238), (1247). Оставался лишь один непобедимый город, последний оплотом мусульман – , которую под непрерывным натиском короля Кастилии Фердинанда II, оставили (январь 1492). Результатом долгих переговоров стал договор, согласно которому покидавшим город войскам эмира Мохаммеда XII предоставлялось беспрепятственное отступление до берегов северной Африки.

По большей части бывших мусульманских владений коренное испанское население лояльно относилось к арабам, не препятствуя тому, что они оставались жить занимая прежние места, сохраняя свою веру, лишь в было жестоко подавлено мусульманское восстание 1264 года, результатом которого явилось массовое изгнание арабского населения.

К окончанию реконкисты реальная политическая власть в стране была поделена между королевствами Кастилья и Арагон. Оба королевства лихорадили междоусобные конфликты.

Середина четырнадцатого века отмечена противостоянием Педро Жестокого с его сводным братом Энрике Трастамарским. Англичане вели тогда столетнюю войну с французами. Педро Жестокий правил королевством Кастилья (1350 – 1369), до тех пор пока изгнанный Энрике заручившись поддержкой французского короля Карла V не захватил власть провозгласив себя королем Энрике II (1369), разбив армию Педро на равнинах Монтеля. Однако, заговоры на этом не прекратились, герцог Ланкастерский, женившись на старшей дочери Педро, предъявил претензии на Кастильский престол.

После смерти Энрике, до совершеннолетия наследного принца Хуана II, страной фактически правил его младший брат, Фердинанд. Арагон во главе со своим королем Альфонсом V расширял свое влияние над Средиземноморьем, пойдя дальше после захвата Болеарских островов, завоевал Корсику, Сардинию, Сицилию, затем овладел значительными землями юга Италии (1416–1458).

По мере увеличения территорий королям обоих государств необходимо было менять систему управления путем создания контролирующих органов над многочисленными наместниками число которых постоянно увеличивалось. Власть монархов и королевских чиновников была ограничена кортесами (парламентами). Для надзора за деятельностью кортесов были дополнительно созданы делегации городов.

Кортесы, будучи отнюдь не демократическими органами, представляли интересы зажиточных слоев населения. Если кортесы Кастильи были послушным орудием монарха, особенно во время правления Хуана II, то Арагон и Каталония придерживались другой концепции власти. Она исходила из того, что политическая власть изначально устанавливается свободными людьми путем заключения договора власть имущих с народом, который ограничивал права и обязанности обеих сторон. Соответственно, любое нарушение договоренности со стороны королевской власти считалось проявлением тирании (1412 – 1419).

Правление следующего кастильского короля, Энрике IV “Бессильного” (1454–1474), породило анархию. Под давлением оппозиционно настроенной знати он подписал декларацию, которой признал королем своего брата Альфонса (1465). Однако, многие города поддержали Энрике, началась гражданская война, продолжавшаяся после скоропостижной смерти Альфонса (1468). Условием прекращения мятежа знать выдвинула требование Энрике, назначить наследницей престола свою сводную сестру Изабеллу. Энрике дал согласие, Изабелла вышла замуж за инфанта Арагонского, Фернандо (1469) (известного далее под именем испанского короля Фердинанда).

После смерти Энрике IV (1474), Изабелла была объявлена королевой Кастилии, а Фердинанд после смерти своего отца Хуана II (1479) занял престол Арагона. Так объединились два крупнейшие королевства, создав государство .

Выступления крестьян Каталонии были направлены против ужесточения земельных налогов особенно активизировались к середине XV века став поводом для новой гражданской войны (1462 – 1472) между каталонской парламентской верхушкой поддерживавшей землевладельцев и монархией вступившейся за крестьян. Альфонс V отменил некоторые феодальные повинности (1455), а после очередного крестьянского бунта Фердинанд V подписал (1486) так называемую “Гвадалупскую сентенцию”, фактически отменив крепостное право, также многие феодальные повинности.

“Католические короли” Фердинанд и Изабелла под влиянием духовенства утвердили церковный суд – инквизицию (1478), предназначенную охранять чистоту католической веры. Началось преследование евреев, мусульман, а позже протестантов. Кого угодно можно было объявить еретиком. Сотни тысяч людей подозреваемых в ереси прошли через пытки закончив жизнь на кострах. Преследовали также марисков или маранов – христиан, ранее обращенных потомков мавров, обращенных евреев. Очень много евреев мигрировало из Испании на территорию Нидерландов, тогда принадлежащих испанскому королевству.

Управление высшими должностями полностью стало привилегией короля; высшее духовенство также было подчинено монарху; Фердинанд был избран великим магистром трех рыцарских орденов, что сделало их эффективным орудием короны; инквизиция помогала правительству контролировать дворянство одновременно эффективно управлять народом. Администрация была реорганизована, королевские доходы увеличены часть их шла для поощрения развития наук, поддержания искусства.

Экскурсионные туры в Испанию курортное побережье Коста дель Соль

Опубликовано в рубрике Tagged ,