Строительство и ремонт

Сельскохозяйственное страхование относится к. Страхование урожая

Страхование имущества юридических лиц

В состав имущества, подлежащего страхованию, входят:

  • здания, сооружения, объекты незавершенного капитального строительства, транспортные средства, машины, инвентарь, ТМЦ и др. имущество;
  • имущество, принятое организациями на хранение, комиссию, для переработки, ремонта, перевозки и пр.;

Страхование проводится по двум видам договоров – основному и дополнительному.

По основному договору страхуется все имущество, принадлежащее страхователю.

По дополнительному – лишь имущество, приятое на комиссию, хранение, для перевозки и т.д. Дополнительный договор может быть заключен только при наличии основного договора.

Имущество, переданное в аренду другим предприятиям, страхуется отдельно от остального имущества.

Договор страхования может быть заключен по полной стоимости имущества или по определенной доле (проценту) этой стоимости, но не менее 50% балансовой стоимости, и не ниже остатка задолженности по выданным ссудам на его возведение.

В страховании имущества приняты следующие пределы оценки его стоимости:

1) для основных фондов – балансовая стоимость, но не выше восстановительной стоимости на день их гибели;

2) для оборотных фондов – фактическая стоимость по средним рыночным, отпускным ценам и ценам собственного производства;

3) незавершенное производство – в размере фактически произведенных затрат материальных и трудовых ресурсов к моменту страхового случая.

Имущество, принятое от других организаций и населения, считается застрахованным исходя из стоимости, указанной в документах по их приему.

При страховании имущества в определенной доле, например, 50%, все объекты страхования считаются застрахованными в том же проценте от их стоимости.

Страхование имущества проводится на случай гибели или повреждения в результате страховых событий, типичных для имущественного страхования.

Сельскохозяйственное страхование - это подотрасль имущественного страхования. Сельскохозяйственные предприятия страхуют здания, сооружения, передаточные устройства, транспортные средства, ловецкий суда, орудия лова, продукцию, сырье, материалы. Особенностью же сельскохозяйственного страхования является страхование урожая сельскохозяйственных культур, в т.ч. многолетних насаждений и сельскохозяйственных животных.

Страхование урожая сельскохозяйственных культур проводится на добровольной основе. Страхованию подлежат урожай сельхозкультур, в т.ч. плодово-ягодных, виноградных и др. многолетних насаждений (кроме естественных сенокосов) на случай гибели или повреждения от засухи, вымокания, вымерзания, града, бури, наводнения, неполного опыления, от болезней и вредителей растений. Урожай культур, выращиваемых в защищенном грунте может быть застрахован от аварий и пожара.



Возмещается ущерб, который выражен в уменьшении количества полученной сельхозпродукции по сравнению со средним урожаем с 1 га за последние пять лет. Размер ущерба исчисляется по закупочной цене, зафиксированной в договоре страхования. Договоры заключаются заблаговременно до начала сева или посадки и прекращаются после окончания уборки урожая.

Страховые премии исчисляются по каждой культуре (группе культур) путем умножения стоимости урожая со всей площади посева на тарифную ставку. Ставки дифференцированы по культурам и регионам.

Уплачиваются страховые взносы единовременно в размере суммы годовой премии или в рассрочку. При наступлении страхового случая страхователь в письменном виде сообщает страховщику в течение установленного срока все необходимые сведения по каждой культуре. Страховщик проверяет сообщение о гибели или повреждении урожая по данным различных организаций, ведущих наблюдения за природными явлениями и их воздействием на культуры. Устанавливает причины и обстоятельства страхового случая и составляет акт установленной формы. Если недобор урожая вызван не страховыми причинами, то страховое возмещение не выплачивается.

Страхование сельскохозяйственных животных – это

  • страхование крупного рогатого скота;
  • овец и коз в возрасте от 6 месяцев;
  • лошадей, верблюдов, ослов, мулов и оленей в возрасте от 1 года;
  • свиней, пушных зверей и кроликов в возрасте от 5 месяцев;
  • птицы в возрасте от 1 месяца, семей пчел в ульях.

Не подлежат страхованию больные и истощенные животные, как и при страховании животных, принадлежащих гражданам. Возмещается ущерб вследствие гибели, падежа, вынужденного убоя. Страховщик возмещает только прямой ущерб, но не возмещает потери продукции, являющиеся косвенным ущербом. При гибели животных ущерб равен балансовой стоимости погибших животных. Ущерб при гибели рабочих лошадей, включая спортивных, верблюдов, ослов, определяется за вычетом амортизации. На остальной рабочий скот амортизация не начисляется.

При вынужденном убое сельскохозяйственных животных ущерб определяется в размере разницы между их балансовой стоимостью и суммой, полученной от реализации пригодного в пищу мяса. При падеже или вынужденном забое пушных зверей ущерб определяется с учетом изменения стоимости шкурок в результате наступления страхового случая. Страховая сумма устанавливается по заявлению страхователя, не более действительной стоимости животного.

Специфика определения страховой суммы - на сельскохозяйственных предприятиях и в общественных организациях животные страхуются по их балансовой стоимости, а в хозяйствах граждан – исходя из установленных страховых сумм.

При заключении договора страхователь должен указать в заявлении вид животных, их возрастную группу, количество и действительную стоимость, желаемую страховую сумму.

Договор заключается на срок не более года по полному объему ответственности или по отдельным страховым рискам после предварительного осмотра животных и при условии страхования всех имеющихся животных данного вида и данной возрастной группы.

Страхователь обязан сообщить страховщику о наступлении страхового случая в течение суток. После получения заявления страховщик обязан в течение трех дней составить акт по установленной форме. Акт является основание для выплаты страхового возмещения.

С учетом сложившейся ситуации в мире и началом введения санкций, возрастает роль «отечественного производителя», агропромышленного комплекса в целом и небольших фермерских хозяйств в частности, в вопросе продовольственной безопасности нашей страны.

Однако, в России сельское хозяйство зачастую ведется в неблагоприятных природно-климатических условиях: более половины земель под пашню находится в холодных районах. Огромные территории располагаются в так называемой зоне рискованного земледелия.

Хватает проблем и у животноводческих хозяйств. Взять к примеру риски возникновения и распространения разного рода эпидемий. Свиная чума, коровье бешенство и птичий грипп, широкого освещаемые СМИ, вот далеко не полный перечень серьезных заболеваний, которым подвержены сельскохозяйственные животные.

Аграрный и животноводческий сектора, как никакие другие, нуждаются в защите — страховании.

История страхования

Основными производителями сельскохозяйственной продукции долгое время были колхозы и совхозы .
После распада Союза в условиях рынка они, не рассчитанные на конкуренцию, не выжили.

Им на смену пришли совершенно иные –крестьянские хозяйства, производящие, перерабатывающие, перевозящие, хранящие и реализующие различную сельскохозяйственную продукцию, или фермерские .

Фермерское хозяйство сопряжено с огромным количеством факторов риска. Но главным, а порой решающим является природный . От него зависит итог многонедельных трудов сельхозпроизводителей.

Человек воздействует на природу, испытывая также на себе ее влияние. Недостаточные знания ее закономерностей могут сыграть с аграрием плохую шутку. Природа выходит из-под контроля, внося катастрофические коррективы в результаты труда. Агропроизводители ежегодно несут огромные убытки от стихии . Засухи случаются чуть ли не ежегодно.

Страхованием сельского хозяйства на Руси занимались еще в эпоху Ярослава Мудрого. Большое распространение оно получило в связи с отменой крепостничества и развитием земского и взаимного крестьянского страхования. Объектом подобных действий являлись сельские общины.

Широко распространено было страхование пожитков от пожара, полей от града, животных от падежа, виноградников от филлоксеры.

Сегодня существует несколько моделей страхования:

  • долевое (50-процентное) участие государства в страховых премиях через специальных правительственных агентов и создание государственного страхового резерва. В прошлом году страховые премии по таким договорам составили почти четырнадцать миллионов рублей;
  • объединения страховщиков;
  • сельскохозяйственные страховые кооперативы.

Виды страхования фермерского хозяйства

Основные из них охватывают такие объекты как:


Некоторые страховые компании предлагают программы комплексного страхования фермерских хозяйств:

  • страхование домов;
  • страхование сельхозживотных;
  • лошадей;
  • от града и огня;
  • мультирисковое страхование урожая либо озимых;
  • страхование посевов на базе индекса урожайности, устанавливающегося в процентах от средней за 15 лет урожайности в данном районе;
  • страхование на период полного аграрного цикла: покрытие (не франшиза!) рассчитывается по таблице полей индивидуально;
  • страхование многолетних плодово-ягодных культур;
  • страхование сельскохозяйственной техники.

При заключении договоров сельхозстрахования необходимо детально изучить их условия.

Особое внимание следует обратить на то:

  • что нужно предоставить при наступлении страхового случая;
  • как будет рассчитываться размер возмещения;
  • какова стоимость страхования (низкая стоимость зачастую связана с неполным покрытием рисков, с высокой франшизой);
  • каков порядок выплаты возмещения.

Для выплаты возмещения застрахованный должен выполнить ряд требований, предусмотренных соответствующими договорами:

  • своевременно сообщать о факте страхового случая;
  • предоставлять статистическую документацию, подтверждающую недобор продукции;
  • в срок уведомлять страховые организации о проведении контрольных проверок, обследований застрахованных объектов;
  • предоставлять справку из Росгидрометцентра о наступлении опасного стихийного явления в период производства застрахованной продукции.

В настоящее время страхование при своей безусловной необходимости еще не получило должного распространения. Лишь около пятнадцати процентов сельхозпроизводителей страхуют свои риски в растениеводстве.

Проблемы сельхозстрахования и методы их решения

Слабость системы сельхоз страхования – в следующем:

Для широкого распространения агрострахования и снижения этим рисков в ведении хозяйства аграриями необходимо развитие разных конкурирующих его форм.

Хорошее решение данной проблемы – сельскохозяйственные страховые кооперативы (ССК). В этих структурах формируется резервный (гарантийный) фонд , помогающий обеспечить платежеспособность кооперативов.

При крупном ущербе и недостаточности таких фондов государство пополняет их через бюджетные субсидии или же выделение льготных кредитов .

Действенный рычаг увеличения плавучести таких организаций – инвестиционная деятельность , доходы от которой направляются на снижение страховых тарифов или же полное освобождение отдельных хозяйств от очередных взносов.

Такие ССК существуют уже в Самарской и Астраханской областях, а также в Якутии. Они объединяют еще немного фермерских хозяйств и лишь нарабатывают опыт в данной сфере. Однако за ними будущее.

Успешность производства в фермерских хозяйствах зависит в немалой степени от сюрпризов природы. Снизить их риски помогает страхование построек, урожая, техники, скота, инвентаря и пр.

При значительном ущербе большую помощь оказывают госпрограммы поддержки фермеров .

Сельскохозяйственные страховые кооперативы (ССК) также являются действенной формой некоммерческого страхования и средством для увеличения доступности такой защиты.

Виды страхования фермерства постоянно увеличиваются и совершенствуются.

Видеосюжет о государственной поддержке страхования в сфере сельского хозяйства

Современная система хозяйствования предполагает использование механизмов страховой защиты. В России сельское хозяйство представляет собой одну из рискованных отраслей экономики, так как природно-климатические условия довольно суровые и непредсказуемые, и уровень рисков потерь в агропромышленном комплексе очень высокий. О механизмах и проблемах страхования в АПК говорит эксперт по страхованию АПК Евгением Ларюшкиным. За почти двадцатилетнюю практику работы в области страхования АПК у Евгения Семёновича сложилось своё особое видение.

Производство продукции растениеводства, садоводства и виноградарства каждый год несет колоссальные убытки от неблагоприятно сложившихся природно-климатических условий. В экстремально сложившихся условиях государством, в том или ином регионе нашей страны объявляется ЧС, в результате которого государство компенсирует затраты (в полном или неполном объёме) на выращивание какой-либо продукции. Подчёркиваю, не потерянный доход, не упущенную выгоду, а именно затраты. Итак, сев, к примеру озимых культур, проводился осенью предыдущего года, а государство компенсировало затраты в наступившем году. Учитывая обесценивание номинала рубля, данных средств на посев этой же культуры, на этой же площади, сельскохозяйственному производителю недостаточно, а поскольку своих средств нет, необходимо брать кредит под немалые проценты. В конечном итоге предприятие попадает в кредитную кабалу. Какой же выход? Выход только один – страхование.

Страхование зародилось давно. Инициаторами его были торговцы, отправлявшие свои товары морским путём, сопровождающегося огромными рисками. Вначале это были товарищества взаимопомощи, члены которых вносили определённый процент от стоимости товара. Товарищество, в случае утраты товара, компенсировали его стоимость. В последствие, когда наступило понимание, что это направление, как любой вид бизнеса, может приносить большие дивиденды, стали создаваться страховые общества, предоставляющие услуги страхования и по другим направлениям в т.ч. и сельскому хозяйству.

Во всём цивилизованном, как принято говорить, мире вопрос страхования урожая сельскохозяйственных культур решён. В каких-то странах лучше, в каких-то хуже. К примеру: в одном государстве (бывшей республики СССР) страхование урожая не является обязательным но, не застраховавший урожай сельхозпроизводитель, обязан выплатить в доход государству сумму равную страховой премии. При наступлении страхового события государственная страховая компания без излишних проволочек выплачивает страховое возмещение, которую ей в свою очередь, компенсирует государство.

В Российской Федерации страхование рисков АПК, пройдя стадию стагнации, вошла в стадию агонии. Причиной такого развития послужил изначально неправильный подход к данному виду страхования. Государственная поддержка в размере 50% страховой премии, на страхование урожая сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений, которая выплачивалась первоначально страхователям, сегодня - страховщикам, повлёк за собой так называемые «серые схемы страхования» при которых бюджетные средства, направленные на страхование воровались, тем самым подрывая саму идею поддержки страхования урожая в целом.

Для урегулирования, и приведения к общим нормам сельскохозяйственного страхования в стране создаются Национальные союзы агростраховщиков, но они, к большому сожалению, не смогли создать правила страховании которые бы отвечали и защищали интересы не только страховых компаний, но и сельскохозяйственных производителей потому, что правила страхования создавались союзом страхователей, без участия представителей страховщиков и даже без представителей независимых экспертов.

Сегодня в стране создано «Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса – «Национальный союз агростраховщиков», которое несколько изменило условия страхования агропромышленного комплекса. В частности: «наступление страхового события наступает при недоборе урожая более 30%», сегодня эта цифра опустилась до 20%. А почему, именно при этой величине недобора? Ведь не было этого! Страхование урожая сельскохозяйственных культур начиналось во время сева, что создавало определённую напряжённость так, как не всегда, по разным причинам, фактическая посевная площадь соответствовала заявленной, или в течение двух недель после его окончания. Сегодня, согласно Федеральному закону от 25.07.2011 N 260-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменении Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»

«3) договор сельскохозяйственного страхования заключен:

А) в отношении сельскохозяйственных культур, за исключением многолетних насаждений, не позднее чем в течение пятнадцати календарных дней после окончания их сева или посадки;

Однако, по мнению В. Щербакова, который первым инициировал и создал партнёрство независимых экспертов по страхованию урожая, это небольшие тактические ходы. Настоящей стратегии в развитии сельскохозяйственного страхования – нет. С таким мнением трудно не согласиться.

НСА сегодня видит свою роль по сельскохозяйственному страхованию, в отстаивании государственных дотаций страховых премий. Считаю это тупиковым решением. Прямой государственной дотации на поддержку страхования быть не должно и такая тактика, отмена прямой поддержки сельскохозяйственного страхования, давно разработана и применяется во многих странах.

Привязка тарифов страхования сельскохозяйственных культур к размеру франшиз, не совсем понятна. Всё просчитано грамотными актуариями, тем не менее…

Такой подход к страхованию рисков АПК не совсем правильный. Зачем и кто это придумал, ведь в данном случае интересы страховых компаний равно, как и интересы страхователей, которыми являются сельскохозяйственные производители, не учтены. Почему НСА решает за страховщика и страхователя, какую франшизу следует применить в том или ином случае. По сути дела две стороны заключают договор о сделке, при которой страховщик за определённую плату (страховую премию) оказывает страхователю услугу, гарантируя возмещение ущерба в случае недобора или гибели урожая. Почему третья сторона навязывает им условия, не зная степень риска. Почему наступление страхового события начинается в случае недобора урожая на 20 и более процентов? А если страхователь хочет получить страховое возмещение за недобор урожая меньше, чем 20%? Ответ один – страхуйте, без государственной поддержки.

Факторы, ведущих к уменьшению объёмов сельскохозяйственного страхования, следующие:

1.Филиалы страховых компаний не имеют в своём составе высоко- профессиональных, опытных специалистов сельского хозяйства, поэтому не могут правильно оценить риски при страховании сельскохозяйственных культур.

2.При наступлении страхового события страховые компании прилагают все силы, чтобы не выплачивать страхового возмещения. Очень часто страхователи получают возмещение на основании решений судов.

3.Страхователи не всегда правильно понимают условия страхования и сам механизм получения страховой выплаты при наступлении опасного метеорологического явления относящегося к страховому событию. На этой почве между страхователем и страховщиком возникают разногласия, доходящие до арбитражного разбирательства.

Для разрешения выше описанных противоречий Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года №1205 был введён институт независимых экспертов, однако, и здесь не обошлось без перекосов.

«При наступлении событий, предусмотренных статьей 8 настоящего Федерального закона, и наличии разногласий сторон договора сельскохозяйственного страхования страховщик проводит экспертизу с привлечением независимых экспертов в целях подтверждения факта наступления страхового случая и определения размера причиненного страхователю ущерба». Почему страховщик - понятно, однако, считаю необходимым дать возможность поучаствовать в организации проведении экспертизы и страхователю, обсуждением со страховщиком кандидатуры эксперта, правом отвода эксперта предложенного страховой компанией, или иным путём.

Почему страхователь не может самостоятельно привлечь второго независимого, по своему усмотрению, эксперта (оплатив его работу) для проведения комиссионной экспертизы? Лишая страхователя этой возможности мы, по сути дела, ущемляем его права, а при таком положении дела ждать от аграриев принятия страхования, как защиту от неблагоприятных природно-климатических условий, трудно. Веры в институт страхования у сельхозпроизводителей сегодня нет и право страховщика, данное ему законом, о проведении экспертизы в одностороннем порядке, это неверие только усиливает.

По абсолютному размеру застрахованных площадей, по данным НСА, в 2017 году падение составило 68 % к уровню 2016 года – до 1323 тысяч гектаров, по количеству застраховавшихся сельхозпроизводителей – падение на 64 %, по объему ответственности – на 70 % (с 132 млрд руб. до 39 млрд руб.). Начисленная страховая премия составила чуть более 1,5 млрд руб., что на 80 % меньше 2016 года, а фактическое перечисление субсидий на 77 %.

Таким образом:

1. Страхование урожая сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений должно происходить без прямой государственной поддержки. Это позволит исключить «серые схемы», и сохранению бюджетных средств направленных на поддержку сельскохозяйственных производителей. Косвенная поддержка страхования урожая должна заключаться в субсидиях, направляемых на приобретение других видов товаров и услуг, необходимых для производства продукции (ГСМ, семена, пестициды и т.д.).

Пример: На один гектар угодий выделено 100% субсидий, а застраховавшему урожай сельхозпроизводителю, нужно выделить (в качестве госдотации на страхование) 120 процентов.

2.Тариф на страхование одной и той же культуры должен быть, для определённого региона, один. В правилах страхования не должна быть указана франшиза, величину её при заключении договора страхования, должны определять страховщик и страхователь. Для этого филиалы страховых компаний должны иметь опытных, высококвалифицированных сотрудников (агрономов) для правильной оценки рисков страхования. При таком подходе, вопрос, с какой величины недобора урожая, а сегодня эта величина составляет 20%, начнётся страховое событие, стоять не будет потому, что он решится при обсуждении и заключении договора страхования.

3. Узаконить право страхователя принимать участие в выборе независимого эксперта: давать отвод, предлагать другую кандидатуру, привлекать второго независимого эксперта, для проведения комиссионной экспертизы, при определении наступления (не наступления) страхового события, а в случае наступления страхового события, определения размера понесенного в связи с этим ущерба в материальном и денежном выражении.

4. При разработке «Правил страхования урожая сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений», необходимо привлекать независимых экспертов, как нейтральную сторону, которая поспособствует более объективному подходу к выработке условий страхования.

Евгений Ларюшкин
эксперт по страхованию АПК

В 1993 г. в России была введена система государственной поддержки в виде компенсации части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей при осуществлении страхования урожая сельскохозяйственных культур. В основу модели системы государственной поддержки сельскохозяйственного страхования в России положен принцип софинансирования, предусматривающий выделение средств из федерального и регионального бюджетов на компенсацию части затрат по оплате страховой премии сельскохозяйственными товаропроизводителями при заключении договоров страхования. В последующие годы в эту систему постоянно вносились изменения, направленные на её совершенствование.

С 1 января 2012 г. сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой стало осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2011 г. N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства".


Данным законом предусмотрено значительное число новаций:

1) решена проблема по снижению финансовой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей. Согласно новому механизму сельскохозяйственного страхования с господдержкой сельскохозяйственные товаропроизводители оплачивают только 50% начисленной страховой премии по договору страхования (ранее они делали страховой взнос в размере 100% премии и в течение длительного времени ждали 50% субсидию). Оставшаяся часть страховой премии, подлежавшая оплате на основании заявления сельскохозяйственного товаропроизводителя, вносится органом управления аграрно-промышленного комплекса (АПК) субъекта Российской Федерации на расчетный счет страховщика;
2) введён план сельскохозяйственного страхования с господдержкой, которым ежегодно определяются перечень объектов сельскохозяйственного страхования с господдержкой, а также предельные ставки для расчета размера субсидий;
3) сельскохозяйственное страхование с господдержкой стало осуществляться только от риска утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений. При этом под утратой (гибелью) урожая понимается снижение фактического урожая на 30% и более по сравнению с запланированным, а многолетних насаждений – потеря многолетними насаждениями жизнеспособности более чем на 40% посадочных площадей;
4) расширен перечень объектов с/х страхования, по которым осуществляется государственная поддержка. С 2013 г. государственная поддержка распространена на страхование сельскохозяйственных животных;
5) расширен перечень событий, явившихся причиной наступления страхового случая. В перечень опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений дополнительно вошли такие явления, как суховей, сильный ветер, природный пожар и др. Наряду с опасными природными явлениями в перечень рисков, страхование которых осуществляется с господдержкой, вошло и нарушение снабжения электрической, тепловой энергией, водой в результате стихийных бедствий при страховании с/х культур, выращиваемых в защищенном грунте или на мелиорируемых землях;страховая сумма установлена в размере не менее 80% от страховой стоимости урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, а также сельскохозяйственных животных;
6) предусмотрено использование механизма безусловной франшизы (участия страхователя в риске) в размере от 0 до 40% от страховой суммы, что дополнительно снижает финансовую нагрузку на сельскохозяйственных товаропроизводителей;
7) страхование сельскохозяйственных рисков с господдержкой осуществляется страховыми организациями, являющимися членами объединения страховщиков. Объединение страховщиков выполняет функции поддержания платежеспособности всей системы в случае банкротства одного из страховщиков за счет формирования фонда компенсационных выплат путем перечисления части (не менее 5%) полученной страховой премии по договорам сельскохозяйственного страхования;
при наличии разногласий сторон договора сельскохозяйственного страхования страховщик должен провести экспертизу с привлечением независимых экспертов в целях подтверждения факта наступления страхового случая и определения размера причиненного страхователю ущерба. Требования к проведению агроэкспертизы, к квалификации экспертов установлены Правительством России. Согласно имеющимся данным, в 2012 г. было аттестовано 189 независимых экспертов.
По своему значению указанные изменения являются важным шагом в развитии системы сельскохозяйственного страхования с господдержкой. Высказывались предположения, что новые правовые механизмы позволяют модернизировать данное страхование в России и построить эффективную, прозрачную, работоспособную систему в интересах обеспечения экономической устойчивости национального сельского хозяйства и большей доступности страхования для российских сельхозпроизводителей.
Прошло еще мало времени с момента вступления в силу закона и ещё делать глубокие выводы об эффективности функционирования новой системы страхования рано. Однако некоторые тенденции уже проявились, как и недостатки самого закона при его реализации на практике.
Прежде всего рассмотрим, как введение нового закона отразилось на показателях с/х страхования с господдержкой (табл. 1).

Показатели с/х страхования с господдержкой в РФ

Показатели

Ко-во с/х организаций, страхующих урожай

Ко-во регионов, где осуществляется страхование урожая

Сумма уплаченных страховых взносов, млн. руб.

Ко-во хозяйств, получивших страховое возмещение

Сумма выплаченного страхового возмещения, млн. руб.

Ко-во страховых организаций, осуществляющих с/х страхование с господдержкой

Как видно из таблицы, показатели за 2012-2013 гг. в целом мало отличаются от аналогичных данных в предыдущие годы, когда действовала иная система страхования. В частности, количество сельскохозяйственных организаций, страхующих урожай, в 2013 г. осталось на уровне 2011 г. То же самое можно сказать и о суммах уплаченных страховых взносов, выплаченного страхового возмещения и количестве хозяйств, получивших страховое возмещение. Вместе с тем важно отметить две негативные тенденции: сокращение количества регионов, где осуществляется страхование урожая и количества страховых организаций, осуществляющих сельхозстрахование с господдержкой.
Несмотря на в целом позитивную оценку новой системы страхования, некоторые положения закона продолжают вызывать острые споры. Так, сельхозпроизводители критикуют действующее определение страхового случая "утрата (гибель) урожая сельскохозяйственной культуры". Напомним, что под последней в законе понимается имевшее место в период действия договора сельскохозяйственного страхования снижение фактического урожая сельскохозяйственной культуры по сравнению с запланированным урожаем на 30 и более процентов в результате оговоренных событий. Такую формулировку аграрии считают для себя невыгодной, так как она значительно ограничивает возможность наступления страхового случая и получения от страховщика компенсации. В частности, сельхозпроизводители из Южного федерального округа уверены, что, по их сведениям, подобные случаи (снижение урожая на 30% и более) крайне редки и, следовательно, нет особого смысла заключать договор страхования на таких условиях. Аналогичной точки зрения придерживаются многие законодатели, чиновники и некоторые страховщики. Поэтому в настоящее время прорабатывается предложение о снижении порогового значения с 30% до 25% (единого по стране) или дифференциации этого показателя по регионам России (30, 25, 15%).
Учёта региональной специфики требует и набор страховых рисков, от которых проводится страхование. Наводнение на Дальнем Востоке в 2013 г. показало, что гибель урожая в результате наводнения не является страховым случаем (в законе предусмотрен только риск "переувлажнения почвы"). Вместе с тем риск "наводнение" включён в перечень событий при страховании сельскохозяйственных животных. Поэтому формулировки критериев особо опасных погодных явлений должны быть более чётко прописаны в законе с учётом природно-климатических особенностей отдельных регионов страны.
Также в целях удешевления страхования следовало бы предоставить возможность заключать договор не только от всей совокупности рисков, но и от отдельных опасных природных явлений: засухи, градобития и т.п.
Участие государства в сельскохозяйственном страховании с господдержкой реализуется посредством предоставления субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных производителей на уплату страховых премий по заключенным договорам страхования (табл. 2).

Таблица 2

Сумма субсидий на возмещение части затрат с/х производителей на уплату страховых премий по заключенным договорам страхования, млн. руб.

Показатели

Субсидии, перечисленные из федерального бюджета

Субсидии, перечисленные из бюджетов субъектов РФ

Всего перечислено субсидий

Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.07 г. N 446, было предусмотрено, что объем субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат для осуществления сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в 2008-2012 гг. составит 26,6 млрд. руб., в том числе в 2012 г. – 6 млрд. Фактический же размер средств, выделенных федеральным бюджетом Российской Федерации на компенсацию части затрат по сельскохозяйственному страхованию с государственной поддержкой, в 2008-2012 гг. составил 18,8 млрд. руб., в том числе в 2012 г. – 4,4 млрд.
Выделение субсидий в соответствии с новым законом выявило ряд существенных проблем, с которыми сельхозпроизводители столкнулись на практике. Наблюдались многочисленные примеры неправомерных требований органов управления АПК субъектов РФ при предоставлении субсидий. Так, в ряде областей местными властями предъявлялись незаконные требования по изменению Правил страхования (стандартных) и договора страхования как якобы противоречащих российскому законодательству; также неправомерно устанавливались даты, до или после которых не принимались документы на получение субсидии; не принимались документы на субсидирование при превышении размера страхового тарифа над величиной предельной ставки субсидирования.
Для устранения перечисленных и других негативных моментов 22.12.2012 было принято постановление Правительства Российской Федерации от N 1371 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования".

В нём, в частности:
– приведён исчерпывающий (закрытый) перечень документов, предоставляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями в уполномоченный орган, необходимых для получения субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования;
– указан срок, в течение которого уполномоченный орган обязан перечислить субсидии в размере 50% страховой премии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования на расчетный счет страховой организации на основании заявления сельскохозяйственного товаропроизводителя;
– установлена обязанность уполномоченного органа после отказа в предоставлении сельскохозяйственному товаропроизводителю целевых средств повторно рассматривать представленные им документы, необходимые для получения целевых средств, после приведения их в соответствие с установленными для получения целевых средств требованиями.

В 2013 г. из федерального бюджета на субсидии было выделено 4 167 млн. руб., тогда как ранее предусматривалась сумма в 5 млрд. руб. Аграрии Приволжского федерального округа получили почти 1,1 млрд. руб. (26% всей суммы), в Центральный и Южный федеральные округа было направлено почти по миллиарду рублей. Меньшие суммы получили хозяйства Северо-Западного и Сибирского федеральных округов (22,2 млн. руб. и 17,2 млн. руб. соответственно). На 2014 г. субсидии из федерального бюджета запланированы в размере 5947 млн. руб., в том числе по страхованию сельскохозяйственных культур – 4997 млн. руб. (вместо ранее установленной цифры 5260 млн. руб.), по страхованию животных – 950 млн. руб.
Наряду с имеющим место сокращением фактически выделяемых из бюджета средств по сравнению с запланированными суммами, существует проблема несвоевременного поступления денежных средств государственной поддержки, недоплаты субсидий по заключенным договорам. В результате страдают сельхозпроизводители, так как все риски несвоевременного поступления денежных средств господдержки по нынешней системе лежат именно на них. Дело в том, что выплата страхового возмещения сегодня привязана к полной оплате страховой премии, и при отказе государственных органов выдать субсидируемую часть сумма выплаты сельхозтоваропроизводителю при наступлении страхового случая уменьшается пропорционально неуплаченной части премии.
К сожалению, очень часто задержки, отказы в выплате субсидий связаны с неправомерными действиями региональных чиновников.
Наряду со средствами федерального бюджета субсидии предоставляются и из бюджетов субъектов РФ. Однако на долю последних приходится не более 10-15% общей их суммы. Однако, после крупного опасного природного явления, которое наносит большой ущерб, местные власти так или иначе задумываются о необходимости субсидирования и средства в конце концов изыскиваются.
Как уже отмечалось, с 2013 г. наряду с субсидированием страхования урожая введена государственная поддержка страхования сельскохозяйственных животных. Однако список заболеваний, которые покрываются страхованием с господдержкой, не был своевременно утверждён, что объясняет малое число заключенных договоров страхования, к 1.11.2013 их было полностью оформлено всего несколько десятков по всей России.
В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы предусмотрено выделение бюджетных средств на государственную поддержку сельскохозяйственного страхования в 2013-2020 гг. в размере 56,9 млрд. руб., из них на господдержку страхования урожая сельскохозяйственных культур и посадок многолетних насаждений – 46 млрд. руб., на господдержку страхования сельскохозяйственных животных – 10,9 млрд. рублей. Чтобы эффективно использовать запланированные ресурсы, необходимо постоянно совершенствовать как условия сельскохозяйственного страхования, так и процедуру государственной поддержки. Это будет способствовать расширению операций по сельскохозяйственному страхованию, более полной компенсации убытков аграриев через страховой механизм.
Здесь важно обратить внимание и на следующий аспект. При вступлении в ВТО России удалось договориться о высоком уровне поддержки своего аграрного сектора – на 9 млрд. дол. в год. Некоторые специалисты высказывали мнение, что российский бюджет вряд ли будет в состоянии выделить разрешенную ВТО сумму для поддержки отечественного аграрного сектора. Но как бы ни складывалась ситуация с господдержкой, её уровень в силу подписанного соглашения будет постоянно сокращаться вплоть до 2018 г. При таких обстоятельствах выделение субсидий на сельскохозяйственное страхование становится не только источником для его расширения (правила ВТО не содержат никаких ограничений по субсидиям на страхование), но и важным вкладом государства в развитие села в целом.

Литература:

1. Доклад о состоянии рынка сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой в Российской Федерации в 2012 г.: М.: Минсельхоз России, ФГБУ "ФАГПССАП", 2013 г.
2. Чувахина Л.Г. Таможенный союз и ВТО: российские реалии. Финансовый журнал. 2013, N 1(15), с. 39-50.
3. Агрострахование: движение к оптимальной модели. Обзор итогов конференции по сельскохозяйственному страхованию. Финансы, N 1-2014.

Е.Ф. Дюжиков,
ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского
финансового института, доцент Финансового университета
при Правительстве РФ, кандидат экономических наук

Метки: Предыдущая запись
Следующая запись

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

сельскохозяйственный страхование ущерб

Введение

2. Проблемы сельскохозяйственного страхования

Заключение

Введение

В данной курсовой работе мы будем говорить на тему: «Сельскохозяйственное страхование». В наше время эта тема является актуальной, так как сельскохозяйственное страхование на рынке страхования в России появилось недавно.

Процесс воспроизводства представляет собой взаимодействие и противоборство различных сил как природного, так и общественного характера.

Наряду с неразрывным единством между человеком и природой между ними существует и противоречие, которое выражается в непрерывной борьбе человека с природой.

Противоречия между человеком и природой, с одной стороны, и общественные противоречия - с другой в совокупности создают условия для проявления различных негативных последствий, имеющих случайный характер.

Возникает риск, присущий различным стадиям общественного воспроизводства и любым социально-экономическим отношениям. Все эти факты способствовали возникновению и развитию страховых отношений во всем мире.

Многовековой опыт человечества показывает, что процесс общественного производства прерывается или нарушается в результате разрушительного воздействия стихийных сил природы или негативных последствий других чрезвычайных ситуаций. В данной ситуации объективно действует рискованный характер, а фактор риска вызывает потребность в страховании. Благодаря страхованию любой вид человеческой деятельности защищен от случайностей. Получая уверенность в том, что средства производства, продукция, финансовые ресурсы материально защищены от случайностей, предприниматель имеет возможность сосредоточить свое внимание на проблемах, непосредственно связанных с производственной, коммерческой и финансовой деятельностью.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что риск служит предпосылкой возникновения страховых отношений. Своеобразие этих отношений как экономической категории, заключается в том, что страхование является категорией, находящейся в подчиненной связи с категорией финансов.

Также, давайте чуть-чуть углубимся в историю развития страхования. До XVIII в. Страхование развивалось медленно, в основном представлены иностранные страховые компании. В 1786 г. Екатерина II издает манифест о запрете страхования у иностранцев. В 1822 г. Компания закрыта. Суть страхования была в заключении соглашений о рассредоточении между заинтересованными сторонами риска возможного ущерба. Особенностью данных отношений являлось отсутствие страховых взносов, возмещение убытка осуществлялось путем раскладки суммы ущерба, понесенного одним из участников соглашения, на всех его членов. Впоследствии страховые отношения начинают строиться на основе регулярных взносов участников соглашения, что приводит к предварительному накоплению денежного фонда, который используется для возмещения возникшего ущерба. Страховое обеспечение осуществлялось через профессионально-корпоративные организации, которые защищали имущественные интересы своих членов. Данные системы страховой защиты долгое время существовали параллельно. Сегодня в условиях современной рыночной конкуренции страхование является одним из наиболее прибыльных занятий. Растет количество страховых компаний и клиентов этих компаний. Целью данной работы является анализ рынка сельскохозяйственного страхования, также мы рассмотрим проблемы и перспективы сельскохозяйственного страхования.

1. Общие понятия и функции страхования

«Страхование выступает как совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счёт денежных взносов целевого страхового фонда предназначенного для возмещения возможного чрезвычайного или иного ущерба предприятиям и организациям или для оказания денежной помощи гражданам»

В страхование участвует две стороны, это страховщик и страхователь.

«Страховщик-специализированная организация производящая страхование, принимающая на себя обязательства возместить ущерб или выплатить страховую сумму.»

«Страхователь-физическое или юридическое лицо уплачивающее денежные(страховые) взносы имеющее право по закону или на основе договора получить денежную сумму при наступлении страхового случая.

«Страховая сумма- сумма денежных средств, на которую фактически застраховано имущество, здоровье, жизнь.»

Экономической сущности страхования соответствуют его функции, выражающие общественные назначения страхования. Они позволяют выбить особенности страхования как звена финансовой системы.

Главной является «Рисковая функция», поскольку страховой риск как вероятность ущерба, непосредственно связан с основным назначением страхования по оказанию финансовой помощи пострадавшим клиентам. Именно в рамках действия рисковой функции происходит перераспределение денежной формы стоимости, среди участников страхования в связи с последствиями случайных страховых событий.

Следующая «Предупредительная функция», направлена на финансирование за счёт средств страхового фонда мероприятий по уменьшению страхового риска.

«Контрольная функция» страхования заключена в строго целевом формировании и использовании средств страхового фонда. Данная функция вытекает из указанных выше специфических функций и проявляется одновременно с ними в конкретных страховых отношениях, в условиях страхования.

1.1 Сущность и форма сельскохозяйственного страхования

Сельское хозяйство-одна из жизненно важных отраслей общественного производства, непосредственно связана с удовлетворением первоочередных материальных потребностей людей.

Ежегодно производители сельскохозяйственной продукции несут колоссальные убытки от стихийных бедствий: града, ураганных ветров, аномальных колебаний температуры, сильных дождей, весенних паводков и других стихийных бедствий, которые по утверждённым критериям отнесены к ЧС. Ущербы причиняемые сельскохозяйственному производству, значительно снижают его устойчивость, лишают весомых резервов его финансовой стабилизации, а также отрицательно сказываются на сельском развитии в целом. Поэтому по сравнению с другими объектами народного хозяйства, сельское хозяйство в большей степени нуждается в защите, которая осуществляется путём страхования.

В сельскохозяйственное страхование включается:

1.Страхование сельскохозяйственных культур;

2.Многолетних насаждений;

3.Поголовье животных;

4.Здания, сооружения, машины, инвентарь и оборудование сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств. А также сельскохозяйственное страхование осуществляется с государственной поддержкой - страхование имущественных интересов связанных с риском утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений, утраты (гибели) сельскохозяйственных животных, которая осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2011 года №260 -ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования» и другими Федеральными законами.

В настоящее время страхование - необходимый признак цивилизованной, современной и эффективной системы хозяйствования.

В последнее время в средствах массовой информации много внимания уделяется к вопросам сельскохозяйственного страхования, однако за этим ёмким понятием стоит всего лишь страхование урожая сельскохозяйственных культур. Практически ничего не говорится о страховании животных, движимого и недвижимого имущества. Государственные чиновники и ведомства предлагающие новую модель сельскохозяйственного страхования, также, как правило, делают акцент только на страховании урожая, забывая при этом, что другие виды страхования актуальны и востребованы в АПК, нуждаются как в законодательном регулирование, так и в государственной поддержке. Кроме того, создавшуюся однобокость понимания сельскохозяйственного страхования подкрепляет действующая законодательная база, которая касается только порядка проведения страхования урожая сельскохозяйственных культур и субсидирования страховых взносов из федерального бюджет, ничего другого она не затрагивает.

1.2 Страхование сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений

При страховании сельскохозяйственных культур возмещаются потери от уменьшения количества полученной основной продукции по сравнению со среднем урожаем за последние 5 лет. Размер ущерба исчисляется исходя из закупочных (договорной, рыночной) цены, устанавливаемой в договоре страхования. При пересеве или подсеве погибших культур размер ущерба определяется с учётом связанных с этим дополнительных затрат и стоимости урожая вновь посеянных культур.

Урожай сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений по желанию страхователя может быть застрахован от рисков на случай полной гибели посевов, посадок на всей или части площади культуры. При этом размер ущерба определяется исходя из страховой суммы на 1 гектар и размером площади погибших посевом культуры.

Договоры страхования урожая сельскохозяйственных культур заключаются не позднее начало сева (посадки). Страхование урожая выращиваемого в защищённом грунте проводится до начала производственного цикла, а урожай многолетних насаждений и самих насаждений до ухода их в зиму.

Страховые взносы исчисляются по каждой культуре путём умножения стоимости урожая со всей площадки посева на тарифную ставку. Тарифные ставки по культурам различны и дифференцируются по регионам в зависимости от убытков причиняемых стихийными бедствиями.

Страховые взносы по договору могут уплачиваться единовременно в размере годового взноса или в рассрочку, причём последний взнос должен быть уплачен не позднее календарного срока установленного для приёма страхования сельскохозяйственных культур по данному договору.

В некоторых случаях страхователи, которые оплачивают страховые взносы единовременно, при заключении договора страхования могут иметь право на скидку до 10% от размера страхового взноса с условием заключения договора до 30 апреля, до осенних культур, 31 мая для весенних культур и соответственно до 31 июля для плантаций.

Заключение договора страхования подтверждается выдачей страхователю полиса установленной формы.

1.3 Страхование сельскохозяйственных животных

Данный вид страхования интересен как для сельскохозяйственных предприятий, кооперативов, фермерских хозяйств, так и для частных лиц.

Объекты страхования:

Крупный рогатый скот

Пушные звери

Кролики

Пчелосемьи (с ульями)

Декоративные

Экзотические и прочие животные.

На страхование не принимаются больные, истощенные животные, находящиеся в положении дородового и послеродового залеживания, а также когда при последнем исследовании животных на бруцеллез, туберкулез, лейкоз и другие инфекционные болезни выявлена положительная реакция. Страховыми рисками являются:

Гибель животных вследствие пожара, стихийного бедствия (наводнение, обвал, молния, буря, ураган, град, землетрясение и прочие стихийные бедствия); несчастных случаев (действие электрического тока, солнечного или теплового удара, замерзание, удушение, отравление травами, нападение зверей, укусы змей или ядовитых насекомых, утопление, попадание под транспорт, падение в расщелину), от других травм;

Гибель животных от болезней;

Вынужденный забой животных (по распоряжению специалиста ветеринарной службы);

Пропажа и гибель животных вследствие противоправных действий третьих лиц: кражи со взломом, открытого похищения (грабежа), нападения, а также умышленного уничтожения, путем поджога или другим способом.

Страхование также проводиться на случай вынужденного убоя (уничтожения) животных, если он произведен по распоряжению специалиста ветеринарной службы по причинам, предусмотренным условиями страхования или в связи с мероприятиями по борьбе с инфекционными болезнями, эпизоотией или с неизлечимой болезнью, исключающей возможность дальнейшего использования животного.

Животные принимаются на страхование в сумме, заявленной страхователем, но в пределах их действительной стоимости исходя из сложившихся рыночных цен на день заключения договора.

Договор страхования животных заключается после их предварительного осмотра при условии страхования всех имеющихся у сельскохозяйственного товаропроизводителя животных данного вида и возрастной группы.

Договор страхования может быть заключен как по полному объёму ответственности, так и по отдельным страховым рискам. При этом тарифные ставки дифференцированы.

За животных, поступивших сельскохозяйственному товаропроизводителю в период действия договора, страховые взносы не взимаются (если иное не предусмотрено договором). В случае гибели этих животных страховое возмещение выплачивается в размере страховой суммы, обусловленной договором страхования.

При наступлении страхового случая страхователь обязан заявить о нём страховщику в течении суток или иного установленного договором срока со дня гибели, вынужденного убоя или уничтожения застрахованных животных вследствие пожара, стихийных бедствий и несчастных случаев. Страховщик после получения заявления о страховом случае обязан в течение трёх дней составить страховой акт по установленной форме.

При гибели, падеже животного ущербом считается действительная стоимость его на день страхового случая.

При вынужденном убое животного ущербом считается разница между действительной стоимостью его на день страхового случая и стоимостью, полученной от реализации пригодного в пищу мяса.

Если действительная стоимость животного на день страхового случая превышает страховую сумму, установленную договором страхования, то размер страхового возмещения сокращается пропорционально отношению страховой суммы к действительной стоимости животных.

2. Проблемы страхования

Сельскохозяйственное страхование является высоко рисковым видом страхования, поскольку напрямую зависит от погодно-климатических условий. Прямая зависимость от климатических условий - характерная особенность сельскохозяйственного производства. Каждый год сельское хозяйство терпит убытки в результате стихийных бедствий, особый вред приносят регулярно повторяющиеся засухи, ущерб бывает, огромен и может поставить хозяйства на грань банкротства, поэтому так важно повышать роль страхования в сельском хозяйстве.Особое место в сельскохозяйственном страховании занимает страхование урожая сельскохозяйственных культур. В этом направлении за последние десять лет был принят ряд нормативных актов, регулирующих систему сельскохозяйственного страхования.

Росстат подсчитал урожай зерна в России в 2010 году: он составил 60,9 миллиона тонн в чистом весе, что на 37,3% меньше уровня 2009 года, когда было собрано 97,1 миллиона, однако несколько выше озвученных властями данных, которые оценили урожай в 60,3-60,5 миллиона тонн.

Эти летом засушливые условия сложились на территории Приволжского, Уральского, части Южного и Центрального федеральных округов. Гибель сельскохозяйственных культур произошла на площади более 13,3 миллиона гектаров, что составляет 30% от площади посевов сельскохозяйственных культур в пострадавших регионах, 17% от общей посевной площади РФ или 30% от всей посевной площади зерновых культур в стране.

Ранее представители Минсельхоза и правительства РФ сообщали две цифры по урожаю зерна в текущем году - 60,3 и 60,5 миллиона тонн.

Для сравнения: урожай зерна в России в 2007 году составил 81,5 миллиона тонн, в 2008 году - 108,2 миллиона тонн. В хозяйствах всех категорий в 2010 году намолочено 5,3 миллиона тонн подсолнечника, что на 17,3% меньше, чем в 2009 году. Урожай сахарной фабричной свеклы сократился на 10,7% - до 22,2 миллиона тонн.

Под урожай будущего года озимые на зерно в сельхозорганизациях на 1 декабря 2010 года посеяны на площади 11,1 миллиона гектаров, что на 17,8% меньше, чем год назад. Зябь вспахана на

21,2 миллиона гектаров против 20,8 миллиона гектаров на эту же дату в 2009 году.

Решение этой проблемы с помощью страхования урожая является эффективным экономическим инструментом, обеспечивающим стабилизацию финансового положения сельскохозяйственного производителя.

Страхователями являются: сельскохозяйственные предприятия (сельскохозяйственные организации и объединения, кооперативные, арендные и фермерские хозяйства и другие).

Страхование распространяется на все виды сельскохозяйственных культур: озимые и яровые, зерновые и зернобобовые, технические, овощные, бахчевые, кормовые сады, ягодники, виноградники и т.д., проводится в обязательной форме.

Объектом страхования является основная продукция культуры. По культурам, дающим два-три вида основной продукции, все они считаются застрахованными.

Страховая сумма урожая исходит из средней урожайности за 5 лет с 1 га и в действующих ценах.

В сельскохозяйственных предприятиях уровень возмещения потерь определен в процентах.

Страховыми случаями считаются гибель или понижение урожая в результате засухи, недостатка тепла, излишнего увлажнения, заморозка, вымерзания, града, пожара, урагана, болезней, вредителей растений и других необычных для данной местности метеорологических и природных условий.

Страхование урожая сельскохозяйственной культур начинается со дня посадки сельскохозяйственной культуры и прекращается со дня окончания уборки урожая сельскохозяйственной культуры.

Размер страховых платежей сельскохозяйственного предприятия определяется исходя из среднего застрахованного урожая каждой культуры, цены на ее продукцию, площади посева (посадки) и тарифов.

Средняя урожайность определяется по всем видам сельскохозяйственных культур и по каждому виду их основной продукции. При расчете средней урожайности учитываются все годы посева культуры, включая периоды, в которые произошла полная гибель той или иной культуры. Если в некоторые годы культура не выращивалась, то эти годы из расчета средней урожайности исключаются, и она определяется как средняя арифметическая за оставшиеся 4 или 3 года.

Полная стоимость урожая исчисляется исходя из стоимости среднего урожая с 1 га и площади посева культуры. Стоимость урожая принимается в определенном договором размере, но не менее 50 процентов его стоимости.

Подлежащий возмещению ущерб определяется исходя из условий страхования, главным из которых является уровень среднего урожая как объект страховой ответственности. Для страхования сельскохозяйственных культур принята в основном средняя урожайность за предшествующие 5 лет. Принцип исчисления ущерба заключается в сопоставлении стоимости застрахованного и фактического урожая текущего года после наступления страхового события.

Средняя урожайность определяется на всю площадь посева (посадки) сельскохозяйственной культуры под урожай данного года, т.е. включая ту, где произошли повреждения и гибель и уборка не производилась.

Некоторые культуры дают 2-3 вида основной продукции (лен, конопля, сеяные травы) или выращиваются для различного назначения (например, озимые на зерно и зеленый корм). Для расчета ущерба берутся все виды полученной продукции.

Условия страхования сельскохозяйственных культур в настоящее время предусматривают, как правило, возмещение количественных потерь от снижения (гибели) урожая, а убытки от ухудшения качества продукции не является объектом ответственности. Поэтому при расчете ущерба как застрахованный урожай, так и полученный в текущем году оцениваются по единым ценам. Обычно это цены, сложившиеся на момент заключения договора страхования и исчисления страховых платежей.

Методика расчета ущерба может быть представлена математическими формулами. Их выражение различно в зависимости от двух факторов: произошла ли полная гибель урожая или его снижение: как использовалась поврежденная культура - для получения планировавшейся основной продукции или для других целей.

Расчет ущерба при полной гибели урожая культуры на всей площади производится по следующей формуле:

где: У - ущерб в расчете на всю площадь посева (посадки);

С - средняя стоимость застрахованного урожая культуры с 1 га;

П - площадь посева под урожай текущего года.

В случаях, когда произошло снижение среднего урожая (хотя на отдельных участках может быть гибель), формула расчета ущерба выражается следующим образом:

У=(С - Ц*В/П)*П

где: В - валовой сбор основной продукции культуры в текущем году;

Ц - закупочная цена 1ц основной продукции данной культуры.

В случае пересева ущерб определяется по формуле:

Упр = (У + Р) - Цу

У - ущерб в расчете на всю площадь посева (посадки);

Р - величина расхода по пересеву;

Цу - стоимость урожая вновь посеянных культур.

Сумма ущерба при полной гибели насаждений определяется по видам (породным группам) насаждений в зависимости от порядка их учета в хозяйстве. В сумму ущерба включаются только погибшие насаждения на той или иной площади сада. Ущербом считается балансовая стоимость погибших насаждений за вычетом износа. Страховое возмещение исчисляется в таком размере от ущерба, в каком урожай и насаждения были застрахованы, но не менее 50 процентов суммы ущерба.

Страховое возмещение за недобор урожая выплачивается в 10-дневный срок после составления акта о гибели (повреждении) урожая и расчета ущерба и страхового возмещения. За погибшие многолетние насаждения ущерб определяется и страховое возмещение выплачивается в 10-дневный срок после раскорчевки деревьев или срезки (обрезки) насаждений с целью их восстановления и составления расчета страхового возмещения.

2.1 Перспективы развития рынка агрострахования

В настоящее время сельское хозяйство обеспечено страховой защитой не более чем на 15%. Отсутствие единой методологической базы страхования и перестрахования в агростраховании, а также адекватной нормативной основы, тормозят развитие этой отрасли страхования.

Несмотря на расширение рынка страховых услуг в целом, укрепление законодательной базы страхования, применение новых страховых программ, рынок агрострахования является проблемным. Дискуссионными остаются вопросы эффективности страхования с государственной поддержкой, нет однозначного мнения о применении обязательного или добровольного страхования в сельском хозяйстве, возникают сложности с выбором страховых тарифов и объекта страхования и, конечно, по поводу выплаты страхового возмещения.

Проблемы в этом секторе страхования обусловлены не только спецификой отрасли, что нельзя сбрасывать со счетов, сколько тем, что агрострахование (в том виде, в каком оно должно осуществляться в современной экономической системе России), находится на стадии становления - оно начало формироваться с 2002 года.

Рыночный механизм хозяйствования предполагает, что все участники товарного производства обладают экономической самостоятельностью и несут ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности. Но обеспечение продовольственной и экономической безопасности страны, социальная значимость сельского хозяйства и его зависимость от природно-климатических и многих иных внешних факторов, требуют государственной поддержки этого сектора экономики. Мировой опыт показывает, что в большинстве стран эта поддержка осуществляется по различным каналам, среди которых не последнее место занимает страхование. На примере стран-членов Евросоюза (таблица 10), видно, степень охвата агрострахованием в отдельных странах достигает 100%, а размер государственных субсидий на страхование - до 67%.

Агрострахования шире всего применяется в растениеводстве. Это можно объяснить тем, что оно более зависимо от природных факторов и несет большие убытки от опасных природных явлений. Но, кроме того, в сельском хозяйстве России произошел перекос в сторону растениеводства. Если в 1990 году в общем объеме продукции сельского хозяйства доля растениеводства составляла лишь 37 %, а животноводства 63%, то в 2006 году пропорции изменились и составили соответственно 53 и 47%. А в развитых странах, например, в Германии и Канаде, эта пропорция соответствует показателям советского периода.

В результате такого перекоса сельское хозяйство страны потеряло ощутимые доходы, перестало использоваться часть продуктивной пашни, в отрасли доминируют сезонные полевые работы. А самый печальный результат для российского общества - резкое сокращение среднедушевого потребления мясной и молочной продукции и высокая доля импорта на рынке этой продукции.

Заключение

Предпоссылками для дальнейшего развития страхового дела в нашей стране являются не только наметившаяся финансовая стабилизация и оживление экономики, но и становление источников такого развития. Во-первых, укрепление негосударственного сектора экономики: частный предприниматель (собственник) в силу своей экономической обособленности от государства вынужден страховать свои риски. Во-вторых, источником спроса на страховые услуги является рост объемов и разнообразия частной собственности физических и юридических лиц. При этом важное значение имеет развитие рынка недвижимости и ипотечного кредитования жилищного строительства, а также приватизация государственного жилого фонда. В-третьих, важным источником развития страхового рынка является сокращение некогда всеобъемлющих гарантий, предоставляемых системой государственного соцстрахования и соцобеспечения.

Необходимо формирование надежного, эффективного механизма страховой защиты -- это не проблема только расширения деятельности страховых организаций. Это задача современного общества в целом, один из непременных факторов рыночной экономики, какую бы ориентацию она ни выбирала. Социальная направленность экономики предъявляет требования к определенной структуре форм и видов страхования.

При страховании урожая сельскохозяйственных культур сельскохозяйственные товаропроизводители за счет собственных средств уплачивают страховщикам 50 процентов страховых взносов, остальные 50 процентов страховых взносов уплачиваются страховщикам за счет средств федерального бюджета. Правительство Российской Федерации может дифференцировать размеры уплаты страховых взносов за счет средств федерального бюджета по сельскохозяйственным культурам и по регионам.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История страхования сельского хозяйства в России. Страхование сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений. Методы определения ущерба и страхового возмещения. Добровольное страхование сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2011

    Цели и принципы страхования сельскохозяйственных культур и сельскохозяйственных животных. Страховые риски и события. Сущность страхования с господдержкой, его плюсы и минусы. Страховые тарифы, порядок заключения договора. Особенности получения выплаты.

    презентация , добавлен 01.06.2015

    Понятие и принципы реализации, история становления и развития сельскохозяйственного страхования России, современное состояние данного процесса в Хабаровском крае. Проблемы и перспективы развития сельскохозяйственных культур, направления их разрешения.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2014

    Составление основных документов по каждому из видов страхования и рассмотрение теоретического материала. Страхование гражданской ответственности за нанесение вреда окружающей среде, страхование от несчастного случая и страхование многолетних насаждений.

    практическая работа , добавлен 28.12.2008

    Раскрытие сущности и анализ современного состояния рынка страхования в Российской Федерации. Комплексная оценка нормативного регулирования и экономической ситуации рынка агрострахования. Участие государства и анализ развития системы агрострахования.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2011

    Разновидности личного и имущественного видов страхования. Особенности сельскохозяйственного страхования - эффективного метода управления рисками в агропромышленном комплексе. Порядок и условия предоставления субсидий сельскохозяйственным производителям.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2010

    Сущность и разновидности личного страхования. Современное состояние рынка личного страхования России. Страхователи и страховщики: анализ взаимоотношений. Личное страхование - социальная защита населения. Проблемы развития сферы личного страхования.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2008

    Обязанности сторон по договору имущественного страхования. Виды домашних животных, принимаемых на страхование. Перечень страховых случаев. Факторы, определяющие величину страхового тарифа. Проблемы и перспективы развития данного вида страхования в России.

    реферат , добавлен 25.02.2013

    Экономическая сущность страхования. Значение и функции страхования. Отрасли страхования. Платежеспособность страховщика. Личное, имущественное, социальное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

    реферат , добавлен 15.01.2003

    Сущность и функции страхования. Общие положения и объекты имущественного страхования. Особенности договора имущественного страхования. Система расчета страхового возмещения. Методология определения ущерба и страхового возмещения по страхованию имущества.