Строительство и ремонт

«Игра престолов»: великие дома Семи королевств, гербы и девизы. Тактика игры за баратеонов Лиза Аррен и ее сын Роберт на троне Долины Аррен

3 665

Шок: оказывается, Станнис Баратеон очень расстроился из-за того, что убил группу своих родственников в «Игре престолов» и был уверен, что он пойдет к черту за это. Хорошо, потому что жертвовать ребенка Богу Огня, это ужасно.

Есть несколько интересных моментов из оригинального сценария эпизода «Материнское милосердие». Сценарий, впервые представленный около двух лет назад, включал в себя некоторый неиспользованный диалог между королем Станнисом Баратеоном (Стивен Диллэйн) и Бриенной из Тарта (Гвендолина Кристи). Это момент, когда Бриенна находит Станниса после его унизительного поражения от рук Рамси Болтона. Он медленно истекает кровью, Бриенна готовится выполнить свою присягу, чтобы отомстить за смерть Рене Баратеона.

В телевизионной версии, когда Бриенна спрашивает, есть ли у Станниса какие-либо заключительные слова, он просто отвечает: «Продолжай, выполняй свой долг». Это мощный момент, который, в значительной степени благодаря актеру, передает последние сожаления, поскольку он соглашается с его судьбой. Однако, в первой версии сценария он был гораздо более раскаивающимся, извиняющимся и смирившимся со своей хреновой загробной жизнью. Вот оригинальный диалог:

БРИЕННА: Я была в королевской охране Ренли Баратиона. Я была там, когда он был убит тенью с твоим лицом.

[Стэннис не ожидал этого противостояния сегодня, но, черт возьми, почему бы и нет.]

БРИЕННА: Ты убил его? С магией крови?

[Стэннис кивает.]

СТАНДИС: Я.

БРИЕННА: Во имя Ренли Дома Баратеона, законного Короля Андалов и Первых людей, Властелина Семи Царств и защитника королевства, я, Бриенна из Тарта, приговариваю тебя к смерти.

[Станнис кивает. Он готов.]

БРИЕННА: У тебя есть последние слова?

СТЕННИС: Ты веришь в грядущую жизнь?

[Бриенна кивает]

СТЕНАНИС: Не знаю. Но если я ошибаюсь, и ты права… скажи Ренли, прости, когда доберешься туда. Я не думаю, что увижу его там, куда я иду. И моя дочь. Скажи ей… скажи ей…

[‘Прости’ не показывает то, что он чувствует о Ширен. Мысль об этом вызывает слезы на его глазах, и он умрет, плача перед женщиной, которую не знает. Стэннис смотрит на нее.]

СТАМНИС: Продолжай, выполняй свой долг.

[Бриенна поднимает меч и с силой наносит удар.]

Это интересно, потому что на самом деле никогда не было четкого портрета рая или ада в “Игре престолов”, особенно для Р’глор, то есть Красной Веры, которой поклоняются Станнис Баратеон и Мелисандра. В книгах есть немного больше объяснений загробной жизни. Например, Вера Семи проповедует существование семи небес и семи адов, а вера в Утонувшего Бога имеет царство, подобное Валхалле, где ее бойцы могут пить и вспоминать о добрых старых днях грабежа.

На данный момент Р’глор является единственной религией “Песни Льда и Пламени”, которая нечетко описывает загробную жизнь. Автор Джордж Р.Р. Мартин ранее сказал, что «Красная вера» – это дуалистическая вера, как зороастризм, сосредоточенная вокруг вечной битвы между Властелином Света и Великим Другим, который может втянуть людей в вечную ночь. Это аллегория Р’хллора для ада? Возможно, но это все еще довольно неясно. В любом случае, Станнис дает понять, что он не верит ни в одну из них.

Вот плавно и подобрались к обзору сильнейших домов, одним из которых полноправно считается дом Баратеонов. Сила этого дома состоит из многих мелких и крупных плюсов, дарованных им создателями этой игры. Проиграть ими достаточно сложно, но и победить в принципе тоже нелегко. На протяжении партии Баратеоны обычно успевают повоевать со всеми кроме Грейджоев – единственных конкурентов им по силе. В открытом бою один-на-один этот дом может победить любого своего соседа. Но основной их проблемой является то, что редкая партия для Баратеонов проходит в бою всего лишь с одним врагом – как правило, против них бьются сразу двое-трое соперников, что уже само по себе залог поражения, если вести свою внешнюю политику безграмотно. Поэтому основа мощи Баратеонов – дипломатия и власть, и только потом грубая сила.

Земли Баратеонов

Родные земли – 4+2 (Драконий камень, Клешня, Королевская гавань, Королевский лес, Губительные валы, Черноводный залив)
Очки сбора – 5
Снабжение – 2
Власть – 4

Земли Баратеонов нельзя назвать лучшими из всех, во многих отношениях – они одни из самых худших. Всего четыре разрозненные земли находятся по разные берега Губительных валов и чтобы успешно маневрировать, нужно постоянно перегруппировывать войска из столицы с войсками на континенте. На этот небольшой клочок суши приходится всего две бочки снабжения, что мало даже по меркам вечноголодных Старков. Чтобы взять больше, приходится ввязываться в войну, и наживать лишних врагов, которых итак постоянно навалом. Власти много, но единственное безопасное место для ее сбора – столица, в которой обычно строятся новые войска. Плюс от такого количества корон проявляется лишь при выпадении события «Game of Thrones», с которого Баратеоны обычно получают 4-5 власти, в то время как остальные дома всего по 2-3. Если получится договориться с Тиреллами то Королевской гавани поджоги будут не страшны и Баратеоны смогут собирать очень много власти за ход и стать лидерами на торгах за треки влияния. Но только если смогут договориться.

На этом минусы земель заканчиваются и начинаются… нет, не так… и начинаЕтся один огромный плюсище – море! Все кто сыграл пару партий за Мартеллов или Старков прекрасно знает, как порой хочется захватить столицу Баратеонов. И не хуже этого такие игроки знают насколько сложно это сделать. А все, потому что Губительные валы это неприступная крепость, которую возможно захватить лишь при одном из условий:

— выпало событие «Паутина лжи» запрещающее поддержки на один ход;
— мы взяли Меч, хотя бы один звездный приказ и не уступаем по картам Баратеону;
— союз Тиреллов (в лице Королевы шипов, атакующей Королевскую гавань, чтобы снять поддержку с Черноводного залива) и Старков/Мартеллов атакующих с моря;
— удачно подловили Баратеона на плохих картах в руке и/или плохой расстановке приказов для кораблей.

Первое находится вне власти игроков – как пришло, так и пришло, и если это событие выпало тогда когда Баратеон во всеоружии – атака провалится. Второе посильно тем у кого достаточно жетонов власти, но ни Мартелл, ни Старк не смогут на первых порах обгонять Баратеона по власти, поэтому подобный вариант возможен не раньше хода 4-5, если вообще возможен. Третее посильно, и часто используется Мартеллами, но и оно не гарантирует успеха, поскольку поддержку с порта Драконьего камня снять не выйдет никак, а ее обычно достаточно для удержания моря, главное не забыть ее туда положить. Четвертое возможно лишь, если Баратеон неопытный игрок.

Все остальные попытки отхватить ключевое море у желтого игрока будут обречены на провал ввиду карты Саладора Саана. Для верности в победе Баратеоны обычно еще сдают позиции на треке Трона, чтобы Станнис имел бонус к силе +1.

И вот пока Баратеоны контролируют свои моря, все четыре их земли будут оставаться неуязвимыми для врага, потому что внутренняя поддержка из Черноводного залива обеспечит практически непробиваемую оборону прибрежных земель. Но даже если одну из континентальных земель отобьет враг, контрудар осадной башней из столицы (которая обычно там стоит и ждет своего часа) не оставит никаких шансов на удержание.

Таким образом, оборона своих земель для Баратеонов превращается в плевое дело, и основной загвоздкой становится решение проблемы, где брать снабжение – в Черноводной, вторгаясь на земли Ланнистеров или тихой сапой, раздражая Старков, захватывать Лунные горы и Персты.

Влияние Баратеонов

Место на треке Трона – 1
Место на треке Меча – 5
Место на треке Ворона – 4

Стартовые позиции Баратеонов на треках влияния самые худшие после Тиреллов. Практически ничего полезного выжать из таких позиций не получается, и даже Трон данный в качестве бонуса полностью бесполезен в начале игры. Но по закону жанра, в далекой перспективе Баратеоны будут занимать одни из первых мест на предстоящих торгах. Богатые прибрежные земли дадут преимущество по жетонам власти, и, в отличие от Ланнистеров, для Баратеонов нет угрозы быть уничтоженным в начале партии, поэтому это преимущество будет в любом случае.

Первое место на треке Трона дает возможность ходить первым и самую ненужную из трех регалий. Право первого хода необходимо для рейдов или для быстрой атаки/контратаки, но в начале партии ничего из этого Баратеонам не будет нужно, потому что Губительные валы неприступны, а все земли защищены морями. Совершать набеги так вообще без толку. Более того первое место вредно для Баратеона тем, что Станнис при нем всегда 4ка, а выгоднее чтобы он был 5кой. Поэтому на первых же торгах Баратеоны обычно специально уступают Трон и ставят себя на последнее место, чтобы обеспечить себе лишний перевес +1 на один бой.

Пятое место по треку Меча обязывает иметь достаточно боевой силы, потому что ничьи побеждаются лишь против Ланнистеров, которые до первых торгов попросту не полезут в бой. Обычно именно за Валирийский клинок Баратеоны и торгуются, но подводным камнем всегда будет близость Дорана Мартелла, поэтому с Мартеллами нужно либо дружить, либо выбивать его сразу Пестряком.

Четвертая позиция на треке Ворона дает право на один звездный приказ. В целом больше Баратеонам поначалу и не нужно, хотя при некоторых комбинациях может ощущаться их нехватка. Для защиты и процветания одного приказа хватает, а за счет превосходства на торгах Баратеоны обычно себе обеспечивают хотя бы третье место, так что в этом плане не всё так уж и плохо.

Основное отличие плохих стартовых позиций Баратеонов от плохих стартовых позиций других домов состоит в том, что они не мешают им жить, как в случае с Тиреллами, и если последним кровь из носа необходима быстрая Битва королей, то Баратеоны могут спокойно существовать в таких условиях хода 4-5. Поэтому относительно плохая ситуация на треках влияния, не так уж плоха применительно конкретно к дому Баратеонов.

Политика Баратеонов

Дом Баратеонов можно по праву называть самым конфликтным домом Вестероса. Но не потому что они постоянно всех атакуют, а потому что вечно втянуты в войну на два или три фронта. Со всех сторон их окружают потенциальные враги: Старки на севере, Мартеллы на юге, Ланнистеры на северо-западе и Тиреллы на юго-западе. Каждый из этих домов не прочь откусить кусочек Баратеона, и очень редкая партия проходит для Баратеона в честной битве один-на-один. Чтобы выйти из данной ситуации с минимальным количеством врагов, нужно очень аккуратно вести свою дипломатию. На каждого из потенциальных врагов есть свой рычаг давления, потому что у всех их есть свои слабости, в конце-концов это не Грейджои.

Основную опасность представляют Мартеллы, поскольку имеют прямой выход на Губительные валы и если им удастся захватить основное море Баратеонов то последние будут уничтожены в считанные ходы. Мартеллы это понимают, ровно как и то, что сделать такой захват на первых ходах невозможно, поэтому будут сидеть, точить копья и ждать подходящего момента. Попытка желтых пригрозить силой и взять Валирийский клинок, будет разбита Дораном, поэтому нужно брать сразу и Ворона, чего разумеется не дадут сделать другие игроки. А если клинок возьмут сами Мартеллы – жди беды. Поэтому для спокойного существования, Баратеонам необходимо отвлечь и стравить Мартеллов и Тиреллов. Лучший способ для этого – быть сильнее Тирелла, потому что зажатые в углу карты Мартеллы вынуждены быстро выбирать себе врага или сидеть очень долго собирая состояние по копеечке. Если Тирелл будет для них более привлекательной и доступной целью, то они втянут их в войну, которая пойдет на пользу Баратеонам.

Старки как потенциальный враг станут опасны лишь ходу к пятому, не раньше. До этого времени они будут пассивно наращивать силы или воевать с Грейджоями. И первое, и второе будет мешать воевать еще и с Баратеонами, поэтому худшее, чем Старки смогут навредить – поддержать атаку Мартелов на Губительные валы. Один приказ рейда легко решает эту ситуацию.

Ланнистеры точно так же как и Старки связаны миротворческой политикой, поэтому если они не воюют с Грейджоями, то копят силы и не представляют опасности. Но, в отличие от Старков, Ланнистеры не представляют опасности как таковой, потому что максимум, чем они смогут напакостить Баратеонам – это отобрать Клешню и Королевскую гавань на пару ходов, которые потом легко будут отбиты. Плохо лишь то, что Ланнистеры будут заставлять тратить на себя хорошие карты.

С Тиреллами всё будет гораздо сложнее. Поначалу они будут копить власть и ждать Битвы королей, чтобы заполучить себе звездные приказы и возможность собирать войска. Но как только они этого добьются, их цель в игре изменится и они станут достаточно агрессивны. Предугадать кто станет их жертвой сложно, но если они подружатся с Мартеллами – беда. Потому что даже если сами они и не будут воевать с Баратеонами, то смогут помочь Мартеллам захватить Губительные валы, сыграв Королеву шипов. Уберечься от этого можно лишь захватив Простор, но удержать его будет сложно, поэтому лучше пригрозить Тиреллам тотальной местью в виде Пестряка и финального штурма Хайгардена башнями, если те помогут Мартеллам их уничтожить. Ну и воззвать к разуму и пониманию игрового баланса, разумеется, тоже нужно. Опытный Тирелл должен понимать, что если Мартеллы берут море Баратеонов, то последние уже побеждены, а Мартеллы почти наверняка выиграют по 7 замкам и помешать смогут лишь сами Тиреллы. Помогать Мартеллам, чтобы потом им мешать – два взаимоисключающих действия, так что проще вообще не помогать.

Минус переговоров с Тиреллами в том, что средства давления на них не так эффективны как на остальные дома, поэтому очень часто Тиреллы все же пакостят Баратеонам и достаточно больно. Если же договориться о мире получится то проблема с Мартеллами отпадет сама по себе, поскольку победить Баратеонов им будет сложно без Тиреллов, и почти наверняка они пойдут воевать с последними.

Грейджои же в этой картинке мира будут выступать маячком для Баратеонов. Когда Грейджой выберет себе жертву в лице Старков или Ланнистеров, на вторых должны будут обратить пристальное внимание Баратеоны, возможно даже сделать основной целью. Это хорошо вписывается в самую оптимальную политическую ситуацию для желтого игрока:
— Мартеллы и Тиреллы воюют между собой;
— Грейджой отвлекает на себя одного из Ланнистер/Старк;
— Баратеон в это время спокойно копит силы и готовится к войне с тем из Ланнистер/Старк, кто не воюет с Грейджоем.

Такой расклад является наилучшим для Баратеонов, потому что подразумевает три пары конфликтов, а не войну «все против одного». Именно в таком раскладе Баратеоны будут чувствовать себя уверенно и комфортно, не опасаясь ударов в спину с неизвестной стороны. К сожалению, подобная картина встречается достаточно редко, поэтому в любом случае придется быть готовым к неравной битве.


В итоге, будучи самым конфликтным домом Вестероса, Баратеоны вынуждены очень аккуратно лавировать между четырьмя потенциальными врагами, чтобы не быть раздавленными атаки с двух-трех сторон одновременно. В течении партии им придется отбивать:
— амбиции Мартеллов о захвате Губительных валов (и соответственно победы в игре);
— поползновения Ланнистеров на прибрежные замки Черноводной;
— вылазки Тиреллов с целью помочь Мартеллам в захвате Губительных валов или самостоятельно захватить Королевскую гавань;
— попытки Старков занять Губительные валы или отбить Клешню при финальном рывке за седьмым замком.

Всё это сложные, но выполнимые задачи, если Баратеоны будут разумно вести свою внешнюю политику и смогут обезопасить себя от войны на несколько фронтов.

Карты Баратеонов

Убивающих карт – 2
Защитных карт – 1
Особых карт – 5

Колода Баратеонов одна из лучших колод в плане боевой силы, но, к сожалению, как раз применительно к Баратеонам, которые в основном нацелены на дипломатическое решение конфликтов, она мало подходит. Впрочем, боевая сила лишней не бывает. А вот чего в ней не хватает так это нормальных убивающих и защитных карт, что особенно было бы полезно при войне на несколько сторон.

Станнис Баратеон (4) – в бою против игрока находящегося выше по треку Трона, получает +1 к боевой силе (становится пятеркой). Действительно классная карта, и что самое главное – условие получения бонуса легковыполнимое. Первым же решением на ближайшей Битве королей Баратеоны как владельцы Трона ставят себя по Трону ниже всех своих потенциальных врагов (естественно сделав ставку в 0 жетонов) и у них на один бой в руке лежит карта номиналом в 5 сил. Это практически Валирийский меч, только одноразовый. Прелесть этой карты в ее устрашающем эффекте, потому что без достаточной силы войск победить на картах Станниса очень трудно, поэтому многие даже не пытаются.

Когда использовать: На первых же торгах проигрываем трек Трона, ставим себя место на 4-5 (выше Грейджоев и возможно Ланнистеров) и только потом ловим момент. Может быть использован при захвате Узкого моря Старков или Восточного летнего моря Мартеллов. В остальных случаях лучше держать на руке, чтобы отпугивать потенциальных агрессоров (пока Станнис в колоде, любой бой без нормального преимущества потенциально проигран).

Оставлять ли седьмой картой: Нет, как и любую другую четверку. Лучше всего чтобы Станнис выходил 4-5 картой, и после себя оставлял Сэра Давоса.

Ренли Баратеон (3) – при победе, может улучшить до рыцаря один из участвующих в бою пеших юнитов Баратеона (как в самом бою, так и в поддержке). Относительно неплохая карта, поскольку победить, сыграв тройку не сложно и иметь в бою пешку обычно тоже. Минус лишь в том, что побеждённый враг не несет никаких потерь.

Когда использовать: Когда в бою есть пеший юнит и бой точно выигрывается или при проигрыше нет угрозы потерять войска. В бою против Тирелла следует помнить о возможности последнего разыграть карту Мейса (немедленно уничтожает один пеший юнит), которая не даст улучшить пешку в случае победы, если таковая была единственной и Мейс ее «съел».

Оставлять ли седьмой картой: Вполне допустимо, потому что роль боевой тройки будет выполнять Сэр Давос, и с этой ролью он справится лучше, потому что будет иметь иконку меча.

Сэр Давос (2) – если Станнис Баратеон в сбросе, получает +1 к боевой силе и иконку меча. По большому счету вторая тройка в колоде, если играется после Станниса. А учитывая тот факт, что у Баратеонов ни четверка, ни тройка не имеют уничтожающих эффектов (в отличие от всех остальных домов) – такая убивающая тройка более полезна в колоде, чем Ренли.

Когда использовать: После того как Станнис ушел в сброс.

Оставлять ли седьмой картой: Нет, потому что бонусы к боевой силе на дороге не валяются, и тройка с мечом будет в колоде необходима для того чтобы успешно обороняться и атаковать.

Брианна Тартская (2) – меч и башня. Единственная защитная карта в колоде и при этом достаточно слабая. У каждого из потенциальных соперников есть карта имеющая 2 или 3 меча (Ред Вайпер, Сэр Гарлан, Сэр Грегор, Эддард Старк), и помимо этого еще хотя бы одна с меньшим количеством мечей. У Баратеонов же, чтобы сдерживать агрессию четверых до зубов вооруженных мечами врагов есть всего-навсего одна Брианна.

Когда использовать: Когда бой точно проигран и нужно защитить хотя бы одного юнита, чтобы потом успешно контратаковать или просто не потерять основную армию. Не рекомендуется использовать для уничтожения вражеских войск в атаке, потому что убивать можно будет и другими картами, а защищаться кроме как Брианной, нечем.

Оставлять ли седьмой картой: Нет, потому что, лишившись защитной карты, серьезных потерь не избежать и за пару ходов можно будет лишиться половины армии и территорий.

Саладор Саан (1) – если Вас поддерживают, то сила всех не баратеоновских кораблей равна нулю. Основная защитная карта для отражения атак на Губительные валы, по своей боевой силе обычно равна 3-4, потому что минусует боевую силу соперника на 1 за каждый его корабль. Как единица сама по себе карта достаточно бесполезна, и если на море никто не покушается, то и проку от нее обычно нет.

Когда использовать: Во время провокационных атак на Губительные валы. Если в море набирается хотя бы 5 единиц силы (например, 3 в Губительных и 2 поддержки от Черноводного залива) – побеждает против любой карты соперника.

Оставлять ли седьмой картой: Да, если Баратеон владеет Валирийским клинком или когда игра близится к завершению и уже очевидно, что море у Баратеонов не отобьют.

Мелисандра (1) – один меч. Обычная убивающая карта, только слабее чем у остальных домов, потому что в основном во всех колодах один меч приписан за двойками, а здесь нет. Победить бой с картой-единицей будет сложно, поэтому убивает Мелисандра редко, и чаще служит простой картой для сброса.

Когда использовать: Если у врага остались слабые карты на руке и есть возможность победить. Если есть большое преимущество в 3-4 силы в атаке или при отражении провокационных боев или подлых атак Тирелла/Мартелла с целью разыграть Королеву шипов/Дорана. В проигранном бою, если нет угрозы уничтожения отрядов или нет возможности защититься.

Оставлять ли седьмой картой: Да, самая бесполезная из всех карт в колоде.

Пестряк (0) – после боя можно сбросить одну карту из колоды соперника. Очень хороший тактический подлый нолик. Позволяет распланировать свою стратегию игры и, опираясь на нее заранее выбить из врага все угрожающие ее срыву карты (например, Арианну, чтобы ничто не мешало захвату Мартелловских земель).

Когда использовать: В любом бою, чтобы сбросить ключевую карту врага:
— для сброса Дорана перед потенциальными торгами за власть, чтобы взять Меч/Ворона и не бояться их потерять;
— для сброса Арианны перед вторжением в Восточное летнее море;
— для сброса Королевы шипов, чтобы обезопасить Губительные валы;
— для сброса Русе Болтона, чтобы обессилить колоду Старков;
— для сброса любой сильной карты, чтобы наказать предателя.

Очень хорошо используется комбинация, когда Пестряк играется против соперника, у которого на руке осталось 3 карты, одна из которых будет сыграна, а две остальные (вполне вероятно, что там окажется одна очень сильная) останутся в руке. В таком раскладе Пестряк сбрасывает шестой картой бесполезную, а сильную карту принудительно оставляет седьмой в руке, чтобы враг лишился ее на последующие шесть битв.

Оставлять ли седьмой картой: Нет, Пестряк один из лучших ноликов и единственная подлость в рукаве Баратеонов.

В общем и целом колода Баратеонов хороша, имеет много полезных сильных карт, но лишена одного важного элемента – мечей и башен. Защитная карта всего одна Брианна и она не способна сдержать все мечи рвущиеся к горлу Баратеонов, при этом сама же является одной из атакующих карт и практически не используется для этой цели. Мелисандра как атакующая карта весьма бесполезна, что в сухом остатке дает лишь убивающего Сэра Давоса, который получит меч и силу лишь после того как Станнис уйдет в сброс (а если опасность вокруг велика то это случится не скоро).

В остальном же колода Баратеонов практически идеальна и при хорошей игре позволяет игроку чувствовать себя достаточно уверенно в своих собственных землях и водах.

Итог

Будучи самым конфликтным домом, Баратеоны концентрируют всю свою мощь на внешней политике. Сразу четыре дома Вестероса будут пытаться уничтожить их, что требует значительного умения от игрока, чтобы не быть втянутым в войну на два-три фронта. Но даже если это и произойдет то Губительные валы и Черноводный залив обеспечат круговую, почти непробиваемую оборону всем прибрежным землям и столице, позволят успешно обороняться и контратаковать против большого количества врагов. Сильные боевые карты помогут в этом нелегком деле, хоть и не смогут уберечь войска от уничтожения при поражении, а ресурсный потенциал сбора власти даст возможность лидировать на тограх и побуждать своих оппонентов к примирению не только силой, но и влиянием. Поэтому если Баратеоны смогут удержать своё основное море и не наживут себе кучу врагов, то поражение им не страшно в принципе, хоть за победу в игре и придется хорошенько побороться.


Красочная и до мелочей проработанная геральдика является одной из отличительных черт «Песни Льда и Пламени» Джорджа Мартина – цикла книг, который лег в основу сериала «Игра престолов ». Если вы успели позабыть, у какого Великого дома на гербе изображена форель, и уже не помните, что фраза «Ланнистеры всегда платят свои долги» не является официальным девизом, предлагаем вашему вниманию краткую справку по отличительным особенностям правящей элиты Вестероса.

Таргариен

Выходцы из древней Валирии, Таргариены, не имели герба, когда пришли в Вестерос как завоеватели. Но Эйгон I Завоеватель, с помощью трех драконов покоривший шесть королевств, понимал важность символов, поэтому придумал для своего рода герб в виде трехголового красного дракона на черном поле. По замыслу, три головы зверя символизировали самого Эйгона и двух его сестёр-жен. Три драконьих наездника подчинили себе Вестерос огнем и мечом, так что неудивительно, что девизом дома стали слова «Пламя и кровь!».

Герб дома Таргариенов

Тарли

Один из крупнейших домов Простора, великий дом Тарли, правит окрестными землями из могучего замка Рогов Холм. Породивший многих храбрых воинов и выдающихся генералов, дом идет в бой под девизом «Первые в битве!», а на его стягах изображен красный охотник (мужчина с натянутым луком) на изумрудном поле.

Верные семейным узам, Талли поддержали Робба Старка в Войне Пяти королей, за что жестоко поплатились: их войска были разбиты, а земли отошли Ланнистерам и их союзникам Фреям. Номинальный глава дома, коллаборационист Эдмур Талли (Тобайас Мензис), в шестом сезоне сериала сдал Ланнистерам последний сопротивлявшийся замок своего дома, после чего был вновь брошен за решетку.

Герб дома Талли

ПОГИБШИЕ И ИСТРЕБЛЕННЫЕ ДОМА

Тирелл

«Вырастая – крепнем!» - так звучал девиз дома, правившего плодородными и густонаселенными землями Простора. По количеству накопленных богатств Тиреллы уступали лишь Ланнистерам, а по численности войск и вовсе никому. Однако, как заметила леди Оленна (Дайана Ригг) в третьей серии седьмого сезона, Тиреллы не самые лучшие бойцы – недаром у них в гербе нежная роза, а не какой-нибудь клыкастый зверь. Розу Тиреллов, золотую на зелёном, в сериале изображают по аналогии с красной и белой розами Ланкастеров и Йорков (из британской истории).

После того, как леди Оленна приняла яд из рук Джейме Ланнистера, род Тиреллов прервался, ведь ее сын (Роджер Эштон-Гриффитс), внук (Финн Джонс) и внучка (Натали Дормер) погибли во время взрыва септы Бейлора в финале шестого сезона.

Герб дома Тиреллов

Мартелл

Дорн, которым правили Мартеллы, был единственным из Семи королевств, которое Таргариены не смогли взять силой (хотя пытались сделать это почти двести лет) и присоединили к своим владениям лишь благодаря умело заключенным династическим бракам. Неудивительно, что девиз этого гордого дома – «Непреклонные, несгибаемые, несдающиеся». Мартеллы правили своими землями из замка Солнечное копье, и на их гербе изображено золотое копье, пронзающее кроваво-красное солнце. Члены этого дома именовали себя не лордами и леди, но принцами и принцессами, подчеркивая свой особый статус в составе Семи королевств.

В шестом сезоне в Дорне произошел дворцовый переворот: Эллария Сэнд (Индира Варма), желая отомстить Ланнистерам за смерть своего любовника Оберина Мартелла (Педро Паскаль), убила законного правителя этих земель, Дорана (Александр Сиддиг), и примкнула к Дейенерис Таргариен, что привело к ее гибели и смерти ее дочерей.

Герб дома Мартеллов

По слухам, любвеобильные Мартеллы наплодили немало бастардов, но все Сэнды, появлявшиеся в сериале, на данный момент мертвы и судьба дома под вопросом.

Болтон

«Наши клинки остры», - предупреждали своих врагов Болтоны, на гербе которых красовался человек с содранной кожей. Представители этого дома имели мрачную репутацию: в книгах Мартина упоминается, что они носили плащи из человеческой кожи и украшали ей стены своих замков. «У голого человека нет секретов, а у освежеванного и подавно,» - любили говорить Болтоны. Издревле орды этого дома соперничали со Старками за контроль над Севером и более чем один Старк окончил жизнь в мучениях, пока с него спускали шкуру – в буквальном смысле.

Последней попыткой Болтонов захватить Север был союз Русе Болтона (Майкл МакЭлхаттон) с Ланнистерами, который в четвертом сезоне «Игры престолов» позволил захватить Винтерфелл и принес ему титул Хранителя Севера. Увы, ненадолго – Русе был убит своим сыном Рамси (Иван Реон) во второй серии шестого сезона. А в конце того же сезона Рамси проиграл Битву Бастардов и был скормлен собственным псам мстительной Сансой. С его смертью род Болтонов прервался.

Герб дома Болтонов

Фрей

Дом Фреев обладал самой большой армией в речных землях и контролировал стратегически важную переправу, из-за чего главу дома зачастую величали Лордом Переправы. Надежную защиту переправы обеспечивал замок Близнецы, чьи двойные башни были так важны для Фреев, что даже попали к ним на герб, – серые на фоне синих вод.

Как и Талли, Фреи весьма ценили семейные узы и нерушимость данного слова, что отражал их девиз: «Стоим плечом к плечу». Поэтому глава дома Уолдер Фрей (Дэвид Брэдли) затаил обиду на Робба Старка, который обещал жениться на одной из его дочерей, но потом передумал. Это привело к печально известным событиям Красной свадьбы – когда Фреи в третьем сезоне «Игры престолов», поправ священные для всего Вестероса законы гостеприимства, убили Робба, его мать и всех, кто приехал с ними.

Герб дома Фреев

В последней серии шестого сезона Арья Старк (Мэйси Уильямс) жестоко отомстила за брата: она убила двух сыновей Уолдера и подала их ему на стол, запеченными в пирог, после чего перерезала старику горло. В первой серии седьмого сезона Арья довершила начатое, истребив всех мужчин-Фреев с помощью отравленного вина. Таким образом дом по сути перестал существовать.

Леонид Кискаркин

Мир «Игры престолов» напоминает средневековую Европу. Здесь так же в порядке вещей борьба за трон, интриги, коварство и жестокость. Неудивительно, что у многих героев эпических романов Джорджа Рэймонда Ричарда Мартина есть реальные исторические прототипы, среди которых немало королей Англии и Франции. Где же обитают самые суровые и кровожадные правители - в истории или на экране? Предлагаем сравнить.

Бриенна Тарт и Жанна д’Арк

Игра престолов: Бриенна - леди, владеющая мечом и облаченная в доспехи, известна как Дева Тарта.

Историческая параллель: Жанна д’Арк называла себя La Pucelle или «дева». Современные ей источники утверждают, что она предпочитала ходить в мужской одежде и владела доспехами и мечом.

Дейнерис Таргариен и Генрих Тюдор

Игра престолов: Дейнерис Таргариен - последняя представительница своего рода, живущая в изгнании в Эссосе, а также Мать драконов.

Историческая параллель: Генрих Тюдор был последним представителем дома Ланкастеров и одним из претендентов на трон во время Войны Алой и Белой розы. Когда в 1472 году представитель Йоркской династии Эдуард IV вернул корону, 14-летний Генрих был вынужден бежать в Бретань. На его знамени также был изображен дракон.

Дотракийцы и монголы

Игра престолов: воинственная раса кочевников, которая представляет собой племен под предводительством кхалов.

Историческая параллель: монголы-кочевники грабили Центральную Азию в XIII и XIV веках. Во главе племен стояли ханы (самый знаменитый из которых - Чингисхан).

Ночной дозор и орден Тамплиеров

Игра престолов: строгое военное братство, члены которой поклялись защищать королевство от одичалых и белых ходоков. Они носят черные одежды, а вступающий в организацию получает отпущение всех прошлых грехов.

Историческая параллель: средневековые рыцари-тамплиеры защищали паломников и Иерусалим от разбойников и давали клятву в бедности, целомудрии и послушании. При основании ордена папа отпустил рыцарям все грехи. Тамплиеров отличали белые одежды с красным крестом, а во главе ордена стоял Великий магистр, который занимал эту должность пожизненно.

Санса Старк и Анна Невилл

Игра престолов: молодая Санса Старк - завидная невеста, она наследница Севера, а большая часть членов ее семьи погибла на войне. Санса была помолвлена с тираном Джоффри, потом была женой Тириона, а после - женой чудовищного Рамси.

Историческая параллель: Анна Невилл, дочь и наследница графа Уорика, впервые вступила в брак в нежном возрасте - в 14 лет она стала женой Эдуарда Ланкастерского, сына Генриха VI. Через несколько месяцев после свадьбы ее отец и сын были убиты в битве. В 1472 году она вышла замуж за будущего Ричарда III - это должно было обеспечить сохранность ее богатства и земель для дома Йориков.

Роберт Баратеон и Эдуард IV

Игра престолов: когда Роберт Баратеон был молодым лихим лордом, он поднял восстание и сверг тиранического короля Эйриса.

Историческая параллель: обаятельный Эдуард IV из династии Йорков захватил власть у душевнобольного Генриха VI из Ланкастерской династии во время Войны Алой и Белой розы.

Станнис Баратеон и Ричард III

Игра престолов: брат Роберта Баратеона Станнис убежден, что он должен править Вестеросом, потому что его племянники (Джоффри и Томмен) не имеют законного права на престол.

Историческая параллель: брат Эдуарда IV Ричард из династии Йорков в 1483 году издал акт, согласно которому его племянники признавались незаконными наследниками, а затем сам вступил на престол.

Тайвин Ланнистер и «Уорик - Делатель королей»

Игра престолов: Тайвин Ланнистер - один из богатейших и самых могущественных лордов Вестероса. Его поддержка Роберта Баратеона стала решающим фактором в свержении короля Эйриса.

Историческая параллель: Ричард Невилл, граф Уорик, был одним из богатейших людей в Англии, а поддержка, которую он оказал Эдуарду IV, сыграла решающую роль в свержении душевнобольного короля Генриха IV.

Талиса Старк и Елизавета Вудвилл

Игра престолов: Робб Старк теряет ценных союзников, когда женится на Талисе по любви - игнорируя свое обещание жениться на одной из дочерей Уолдера Фрея.

Историческая параллель: в 1464 году Эдуард IV тайно женился на Елизавете Вудвилл, обладавшей невероятной красотой, но не имевшей ни положения, ни богатства. Его союзник граф Уорик вел переговоры по поводу женитьбы на французской принцессе и был так задет, что помог Генриху IV из рода Ланкастеров свергнуть Эдуарда в 1470 году.

Красная свадьба и Резня в Гленко

Игра престолов: Уолдер Фрей пренебрег древними законами гостеприимства и безжалостно расправился со Старками на свадьбе Рослин Фрей и Эдмура Талли.

Историческая параллель: в 1692 году 38 членов клана Макдональд были убиты гостями, воспользовавшимися их радушным приемом.

Яра Грейджой и императрица Матильда

Игра престолов: после смерти старших братьев Яру стали готовить к тому, что она станет следующим правителем Железных островов после своего отца Бейлона Грейджоя (ну ладно, Теон еще жив, но давайте смотреть правде в глаза, он никода не сможет править после того, как побывал у Рамси Болтона). После того как Бейлон встретил свой конец, упав с моста, многие жители Железных островов посчитали, что женщина не может править ими, и избрали своим королем Эурона, дядю Яры.

Историческая параллель: сын и наследник Генриха I утонул во время кораблекрушения, и у короля осталась лишь дочь, Матильда. Генрих заставил своих баронов присягнуть Матильде, признав ее наследницей английского престола. После смерти Генриха трон захватил кузен Матильды Стефан. Его поддержали представители английского дворянства, считавшие, что женщина неспособна править страной.

Фиолетовая свадьба и граф Булони Евстахий Булонский

Игра престолов: Джоффри задохнулся на собственной свадьбе - к радости фанатов во всем мире.

Историческая параллель: историки предполагают, что сын короля Стефана, Евстахий Булонский, умер при загадочных обстоятельствах на пиру в 1153 году. Евстахий не пользовался особенной популярностью у авторов «Хроники Питерборо», где он описывается так: «Он был злым человеком и приносил зла больше, чем добра, всюду, куда бы ни направился».

Таргариены и династия Птолемеев

Игра престолов: сотни лет представители династии Таргариенов заключали близкородственные браки для того, чтобы сохранить чистой свою драконью кровь.

Историческая параллель: представители династии Птолемеев также не включали в семью посторонних, чтобы право на престол оставалось неоспоримым, а родословная чистой. Самая знаменитая правительница этой династии, Клеопатра (на фото справа - Элизабет Тейлор в ее роли), вышла замуж за своего брата Птолемея XIII. После его смерти она стала женой младшего брата, Птолемея XIV.

Визерис и Марк Лициний Красс

Игра престолов: суматошному брату Дейнерис Визерису вручил «золотую корону» кхал Дрого.

Историческая параллель: Марку Лицинию Крассу, политическому союзнику Гая Юлия Цезаря, парфяне влили в горло расплавленное золото, когда захватили его в плен в битве 53 года до н.э.. Парфянам пригодилась металлическая голова - они стали использовать ее в качестве реквизита в своих театральных постановках.

Эйрис Безумный Король и король Франции Карл VI

Игра престолов: отец Дейнерис Таргариен, король Эйрис Безумный, постепенно терял рассудок (что объясняют годами близкородственных браков в доме Таргариенов) и был свергнут Робертом Баратеоном.

Историческая параллель: король Франции Карл VI известен как Карл Безумный. Одна из известных историй из его жизни датируется 1392 годом: когда паж короля выронил копье, с Карлом случился приступ, во время которого он убил одного из своих рыцарей (и несколько других людей).

Стена и вал Адриана

Игра престолов: эту колоссальную 800-футовую конструкция возвели на севере для защиты от белых ходоков и настырных одичалых из-за границы Семи Королевств.

Историческая параллель: император Адриан построил стену на севере Британии в 122 году н.э., чтобы держать варваров (в ту пору известных как шотландцы) за пределами страны.

Железный банк и флорентийский банк Медичи

Игра престолов: Железный банк - могущественная организация в Браавосе, предоставлявшая займы множеству знатных людей и монархов Вестероса.

Историческая параллель: в XV веке банк, основанный Джованни ди Биччи Медичи, предоставлял деньги европейским монархам и знати.

Воробьи и Реформация

Игра престолов: воробьи - религиозное движение, члены которого стремятся реформировать развращенную церковь Вестероса. Во главе группы, живущей в бедности и скромности, стоит проповедник - Его Воробейшество.

Историческая параллель: в XV и XVI веках уставшие от роскоши Католической церкви теологи, такие как Мартин Лютер, решили, что религия должна вернуться к своей основе - для чего нужно сосредоточиться на тексте Библии и покончить с богатством.

Серсея Ланнистер и Анна Болейн

Игра престолов: инцест Серсеи и ее брата-близнеца Джейме - краеугольный камень повествования.

Историческая параллель: хотя история и не сохранила твердых доказательств королевских инцестов, одна из причин, по которой Генрих VIII казнил Анну Болейн, - обвинения в связи с братом Джорджем.

Король Роберт Баратеон , первый этого имени, король Семи Королевств, старший сын Стеффонa Баратеона и Кассаны Эстермонт, брат Станниса и Ренли. Друг детства Эддарда Старка, вместе с которым воспитывался при дворе Джона Аррена. Муж Серсеи Ланнистер, которая в браке с ним стала матерью троих детей: Джоффри, Мирцеллы и Томмена. У Роберта были и бастарды от разных женщин – Джендри, Эдрик Шторм, Мия Стоун, Барра и другие.

Роберт пришел к власти, подняв восстание и свергнув безумного Эйриса II Таргариена. Будучи родственником Таргариенов – внуком принцессы Рейлы Таргариен и правнуком короля Эйгона V – Роберт действительно имел определенные права на Железный Трон, однако предпочитал говорить, что добыл престол своим боевым молотом. С годами этот прославленный воин превратился в толстого пьяницу и распутника, слабо озабоченного государственными делами.

Роберт Баратеон лично едет в Винтерфелл, чтобы предложить Эддарду Старку место десницы. Более того, он предлагает поженить дочь Старка Сансу на своем сыне Джоффри. Эддард соглашается, они едут в Королевскую Гавань. По дороге туда они получают весть о том, что Дейенерис Таргариен вышла замуж за кхала Дрого, чья армия, в случае, если она пересечет Узкое море, поможет последним выжившим Таргариенам начать войну за трон. Роберт предлагает убить Дейенерис, к ужасу многих, для которых она была всего лишь молодой ни в чем не повинной девушкой.

В Королевской гавани Роберт продолжил пить, охотиться и спускать деньги на проведение турниров. В это время Эддард узнал то же, что узнал Джон Аррен – предполагаемые дети Роберта на самом деле являются бастардами. На одной из охот подвыпившего Роберта смертельно ранит кабан. Получив ранение, Роберт назначает Защитником Королевства Эддарда Старка. Но после смерти Роберта Старка арестовывают как изменника, раскрывается правда о потомках Роберта, и начинается Война пяти королей.