Строительство и ремонт

Афанасий брестский. Прмч

Афанасий Брестский, преподобномученик. История его Святых Мощей

Мученическая кончина святого страстотерпца Афанасия, игумена Брестского , последовала 5 сентября 1648 года. В течение восьми месяцев тело страдальца за Православие лежало в земле без церковного отпевания. 1 мая 1649 года один мальчик указал братии Брестского Симеоновского монастыря место погребения игумена. Земля, в которой был погребен мученик, оказалась временно принадлежавшей иезуитам, поэтому пришлось действовать тайно. Ночью иноки выкопали нетленное тело игумена и тотчас перенесли на другое место, а утром - в свой монастырь, где спустя несколько дней, 8 мая, с честью погребли у правого клироса в главном храме монастыря в честь преподобного Симеона Столпника.

Земная жизнь преподобномученика Афанасия прекратилась, но память о нем всегда оставалась живой и священной среди православного населения западнорусского края. Глубоко чтилось здесь верующими его святое имя, а нетленные мощи святого преподобномученика, положенные в медную раку, были прославлены благодатным даром чудотворений и привлекали громадное количество верующих.

Почитание Афанасия началось сразу после его гибели. 5 янв. 1658 г. архимандрит Киево-Печерского монастыря Иннокентий (Гизель) и архим. Иосиф (Нелюбович-Тукальский) писали царю Алексею Михайловичу о том, что нетленные останки Афанасия почивают в Бресте. 20 июля 1666 г. там были открыты мощи мученика , по-видимому, в связи с этим событием было составлено его житие. О почитании святого сообщал Сильвестр (Медведев). По приказу Петра I глава от мощей Афанасия была перенесена в С.-Петербург.

8 ноября 1815 года во время пожара, происшедшего в Брестском Симеоновском монастыре, сгорела деревянная монастырская церковь, а медная рака, в которой хранились мощи преподобномученика, расплавилась в пламени пожара. Обожженные частицы святых мощей преподобномученика Афанасия, уцелевшие в пламени пожара, были найдены на следующий день священником Самуилом Лисовским и благочестивыми жителями города Бреста. Их уложили на оловянное блюдо и положили в алтаре монастырской трапезной церкви.

В 1823 году святые мощи, по благословению архиепископа Минского Анатолия, настоятель обители переложил в деревянный ковчег и поставил в церкви для поклонения. В 1824 году Симеоновский монастырь был упразднен, его храм обращен в приходской, а святые мощи преподобного Афанасия положены в Николаевском соборе. После сооружения в 1865 году в городе Бресте нового каменного Симеоновского собора, туда были перенесены святые мощи преподобного. Богу было угодно даровать им чудотворную силу, о чем свидетельствуют многочисленные исцеления страждущих.

В 1857 г. помещены в серебряный позолоченный ковчег , пожертвованный Н. А. Поливановым в благодарность за чудесное исцеление своего сына по молитве к Афанасия (в 1935 ковчег был передан в ГИМ из Антирелигиозного музея искусств в Донском монастыре). В 1894 г. над ковчегом была изготовлена сень с изображением преподобномученика. В 1893 г. в гродненском Коложанском монастыре построили храм во имя Афанасия.

Икона с частицей мощей прмч. Афанасия Брестского находится в Свято-Афанасиевском Брестском мужском монастыре.

Мощи прпмч. Афанасия почивают Симеоновском монастыре (г.Брест).

, 20 июля (обрет. мощей), в Соборах Белорусских , Волынских и Киевских святых

В скором времени по его благословению Афанасий прошел послушание в Кутеинском монастыре под Оршей , а затем - в Межигорской обители под Киевом .

Почитание

В течение восьми месяцев тело страдальца за Православие лежало в земле без церковного отпевания. 1 мая года один мальчик указал братии Брестского Симеоновского монастыря место погребения игумена. Земля, в которой был погребен мученик, оказалась временно принадлежавшей иезуитам, поэтому пришлось действовать тайно. Ночью иноки выкопали нетленное тело игумена и тотчас перенесли на другое место, а утром - в свой монастырь, где спустя несколько дней, 8 мая, с честью погребли у правого клироса в главном храме монастыря в честь преподобного Симеона Столпника.

Уже спустя десять лет после мученической кончины Брестского игумена 5 января года Киево-Печерский архимандрит Иннокентий (Гизель) и Лещинский игумен Иосиф (Нелюбович-Тукальский) доложили царю Алексею Михайловичу , что над мощами преподобного мученика Афанасия неоднократно сиял чудесный свет.

Вскоре после кончины было написано сказание о гибели его и сложено церковное песнопение в его честь; существует также тропарь и кондак, написанные архимандритом Маркианом 30 августа года. Когда было установлено официальное празднованне - неизвестно, однако Афанасий Брестский именуется преподобным мучеником, причисленным к лику киевских святых, ещё в «Истории об унии» архиепископа Могилёвского Георгия (Конисского) . В XIX веке его память совмещалась с празднованием Оршанской иконы Божией Матери .

В Синодальной библиотеке есть его "Диариум" - любопытное собрание королевских грамот, писем св. Афанасия и других лиц.

В память о святом Афанасии, игумене Брестском, на месте его кончины была воздвигнута часовня, а затем при ней появился монастырь . В Бресте также было создано православное сестричество в его честь.

Молитвословия

Тропарь, глас 2

Блажен еси, отче наш Афанасие, / яко верно пожил еси, стоя бодренно за святую Православную веру, / со умилением присно поя неседальное Пречистей, / заповедуя никомуже нарушати Православныя веры святыя,/ пострадав за свидетельство истины даже до смерти. / Мы же, чтуще святыню твою, / со дерзновением взываем ти: отче наш, преподобномучениче Афанасие, похвало и украшение наше.

Кондак, глас 4

Монашескаго жития украшение и мучеников красоту явил себе житием твоим, АФанасие, / и, яко солнце пресветдое, людем православным возсиял еси. / Темже и Христос даром чудес обогати тя, / да чтуще пресветлую память твою, зовем ти: / поминай стадо твое молитвами твоими, преподобне.

Ин кондак, глас 2

Яко постника благочестна и искусна, / и страдальца произволением честна, / и пустыни жителя сообразна, / в песнех достойно хвалим Афанасия приснохвальнаго, / той бо змия попрал есть. 1638 год.

Святой мученик за веру Православную преподобный Афанасий (Филиппович) родился в 1597 году, в Бресте. Семья его издавна принадлежала к Брестскому Православному братству. Первоначальные познания «в науках церковно-русских» он получил в одной из братских школ.

Неизвестно, где приобрёл он другие познания, так как был прекрасно образован, знал несколько языков — русский, польский, греческий и латинский. Будучи 30 лет от роду, в 1627 году, Афанасий принял монашеское пострижение в Виленском Свято-Духовом монастыре . Отсюда святой послан был на послушание сперва в Кутеинский монастырь под Оршей (тогдашняя Могилевская губ.), а затем в Межигорский около Киева . Из Киева св. Афанасий был снова направлен в Вильну, где получил посвящение в сан иеромонаха и был назначен наместником в Дубойский монастырь под Пинском. Но Канцлер литовский князь Станислав Радзивил в 1636 году отобрал Дубойский монастырь для поселившихся в Пинске иезуитов, и преподобный Афанасий был оставлен на послушании в Купятицком монастыре .

Купятицкая обитель была основана в XII на месте явления 15 ноября 1182 года чудотворной Купятицкой иконы Божией Матери. Образ Пресвятой Богородицы помещён на скрепе медного равнобедренного креста. Древняя монастырская церковь в 1240 году была сожжена татарами, и святой образ 250 лет пролежал в пепле. В XV веке чудотворная икона была вновь обретена, и на этом месте возобновлён монастырь. Купятицкая икона сопутствовала преподобному Афанасию во все дни его жизни. Когда он был назначен монастырским сборщиком, то услышал от святой иконы голос, повелевавший ему идти за милостыней к московскому царю. Божия Матерь обещала ему Своё заступничество.

Путь в Москву был очень трудный и опасный. Шла война с поляками, граница была закрыта. Но Богородица сопутствовала Своему послушнику. Преп. Афанасий был принят царем Михаилом Феодоровичем и вернулся обратно с богатой милостыней.

В 1640 году насельники Брестского Симеонова монастыря просили прислать им на игуменство одного из Купятицких иноков: Афанасия Филипповича или Макария Токаревского. Настоятель Иларион Денисович, не желая отпускать ни того, ни другого, отправил третьего кандидата, но брестские иноки не приняли его. Тогда решено было кинуть жребий, кому ехать в Брест, Макарию или Афанасию, и по воле Божией жребий пал на св. Афанасия.

По прибытии в Брест на игуменство преподобный прежде всего занялся разысканием старинных грамот, епископских и королевских, которыми утверждались права и привилегии монастыря. Исследуя эти грамоты, преп. Афанасий обнаружил записи, ясно говорившие о том, что «уния со старым Римом, принятая вопреки законам Церкви Восточной, проклята навеки». Неустрашимый свидетель истины стал открыто в церкви и в городе говорить об этом. Открытое заявление произвело сильное действие. По словам преподобного, «в месте том Берестейском и во всем округе того воеводства униаты начали испытывать величайшую тревогу». В следующем 1641 году св. Афанасий отправился на сейм в Варшаву и выхлопотал у короля Владислава IV за его собственноручной подписью грамоту (привилегий), которой подтверждались все старые преимущества православного братства в Бресте и обеспечивалось на вечное время полная свобода богослужения и обрядов по уставу Восточной Церкви. Но, по законам царства Польского, королевский привилегий не мог иметь силы без утверждения его печатью коронного канцлера или подканцлера. Св. Афанасий молился об этом и даже предлагал деньги, но напрасно.

«Будете все униатами, - говорили хранители печатей просителю, - так мы и даром запечатаем; знайте, что нам от святого отца, папы римского, под клятвой запрещено умножать здесь греческую веру».

Высшее же православное духовенство в Варшаве, занятое исключительно своими частными делами, отнеслось к делу преп. Афанасия с полным равнодушием. Об общецерковных нуждах оно совершенно не радело.

Однажды во время молитвы св. Афанасий услышал от образа Богоматери явственный голос: «Афанасий! Жалуйся теперь на сейме при помощи иконы Моей Купятицкой, в кресте изображенной, перед королем польским и государством, грозя праведным гневом и страшным судом Божиим, который вот-вот поистине наступит, если не образумятся; пусть прежде всего навеки осудят проклятую унию».

Исполняя это повеление, преподобный, как святой пророк Илия, ревнующий об истинной вере, в 1643 году отправился на генеральный сейм в Варшаве. Он взял с собой образки Купятицкой Богоматери, написанные на полотне, историю своего путешествия в Москву и «надписание» – предостережение о гневе и страшном суде Божием за преследование Православия и покровительство унии. Вместо прошения от Церкви Восточной преподобный раздал знатнейшим членам сейма иконы Богоматери с приложением и в присутствии всех членов сейма обратился к королю со следующей речью: «Наияснейший король польский, господин мой милостивый! Мы терпим несносную кривду; не хотят нам, людям православным, в делех церковного благочестия утверждать печатями привилегии, не хотят нас защищать на основании прав, скрепленных присягой вашей королевской милости, и вот уже около 50 лет вера православная и Церковь Греческая Восточная под вами, христианскими панами, в королевстве Польском в угоду проклятой унии терпит чрезмерные притеснения, и это при содействии и помощи ненавистных римских церковников, в особенности же иезуитов, чрезвычайно хитрых».

Ревнитель Православия передал королю список с Купятицкой иконы Богоматери и приложил к нему особое писание, в котором просил короля успокоить правдивую веру греческую, а унию уничтожить.

Вероятно, польское правительство выразило свое неудовольствие поведением брестского игумена представителям православной партии на сейме, и «свои отцы старшие» объявили Афанасия помешанным и посадили под стражу.

Снедаемый скорбью, что не только король с польской шляхтой, но и своя братия духовная не хочет поддержать дело успокоения веры православной, Афанасий, подражая Христа ради юродивым, притворился безумным. Вышел из темницы нагим, имея на себе только клобук и параман для показания своего звания, вымазался в болоте и, поражая себя посохом, бегал по улицам Варшавы и восклицал громким голосом: «Горе проклятым и неверам!»

Преподобный собирался вбегать в костелы и возглашать те же слова, но его догнали слуги владык, съехавшихся на сейм, и, втолкнув в болото, глубиной выше колен, продержали его до прихода с постоялого двора воза. Произошло это в марте месяце: страдалец терпел сильную стужу. Еле живой на возу был доставлен во владычную гостиницу и снова кинут в заключение. По жалобе некоего Даниловича, архиерейского писаря, «старшие отцы судят» преподобного и, «не имея на это никакого права, постановляют решение: лишают его игуменства и пресвитерства», затем препровождают его, как зачумленного, от одной духовной особы к другой и по окончании сейма отправляют на суд к Киевскому митрополиту, которым тогда был знаменитый Петр Могила.

Консистория митрополита оправдала Афанасия, и варшавское определение было уничтожено. Преподобный вернулся в Брест к своей братии. Но гонения на православных со стороны униатов не прекращались. Вновь получив повеление от Божией Матери обратиться к королю, игумен Афанасий готовился выступить на генеральном сейме 1645 года. Но преподобному не суждено было осуществить свои намерения: в ноябре 1644 г. он был арестован в Бресте, отвезен в Варшаву и брошен в оковы, в которых содержался более года.

Когда надзор за преподобным был ослаблен, он, сидя в тюрьме, усердно занялся составлением памятной записки, которая и подана была от его имени королю Владиславу во время заседания генерального сейма. В записке своей преподобный доказывает: Русь с самого принятия христианства стояла в церковной зависимости от Константинопольского патриарха, а униаты, «отбегшие пастыря своего законного» и отдавшиеся другому, не настоящему (то есть папе римскому), подлежат анафеме, как отступники от веры; самая уния принята была духовными лицами по корыстным побуждениям.

Неизвестно, как эта горячая мольба узника была принята королем. Думая, что бумага не дошла до него, преподобный из темницы пишет второе прошение, в котором обращается к королю с трогательным воззванием: «Смилуйся, наияснейший король польский, господин мой благосклонный, над гонимою Восточною Церковью, которая находится в твоем королевстве». Это прошение, оправленное в зеленый атлас, во время проезда короля по Варшаве было брошено кем-то в его карету и прочитано Владиславом IV, но распоряжения по нему не было сделано. Еще одна бумага, назначавшаяся королю, не была им принята. «Не нужно, не нужно больше ничего, - сказал он, - я уже приказал выпустить его».

Действительно, 19 октября 1645 года король Владислав предписал Киевскому митрополиту Петру Могиле взять к себе Афанасия, который «заслужил наказание, но его королевская милость оставляет без внимания». Вместе с тем от митрополита требовалось послать беспокойного для польской власти игумена в такое место, где бы он не мог уже «чинить никаких тревог». С преподобного сняли оковы и ослабили надзор, так что он мог свободно получать письма от близких ему людей.

Хотя св. Афанасий мог легко бежать из тюрьмы, но он не соблазнялся свободой и требовал суда над собой или, по крайней мере, приема у короля. Он рассылал письма и прошения к лицам, влиятельным при дворе, чтобы они испросили ему у короля прием, и король было согласился выслушать опального игумена, но католическое духовенство отговорило Владислава. Преподобный был отправлен к Киевскому митрополиту. Игумен Афанасий представил Петру Могиле подробный отчет о своих деяниях в Варшаве, надеясь, что митрополит и на этот раз оправдает его, как оправдал раньше, и отошлет опять на игуменство в Брест, но королевское повеление возымело свою силу: подвижник был оставлен в Печерском монастыре как бы под началом. До самой кончины митрополита Петра Могилы в 1647 году преподобный Афанасий жил в Киево-Печерской лавре.

По возвращении его в Брест весной 1648 года вспыхнуло казацкое восстание Богдана Хмельницкого. Все православные были огульно заподозрены в сочувствии повстанцам. 1 июля в монастырь явилась шляхта арестовать игумена по обвинению в том, что он посылал повстанцам порох. Никакого пороха не нашли, но доносчик не выдержал и при всех злобно сказал гайдукам: «Что ж вы не подкинули мешочка с порохом и не донесли, что нашли его тут у монахов?» Сами судьи убедились в неосновательности обвинения, но стали спрашивать другое: «Но ведь ты святую унию бесчестил и позорил!» Преподобный осенил себя крестным знамением и подтвердил все свои прежние слова. Его заковали в кандалы и заключили в замковую тюрьму.

В ночь на 5 сентября с него сняли оковы и перевезли в «обоз», то есть укрепленный лагерь, за город. Перед тем к нему приходили иезуиты с уговорами отступить от Православия, но ушли, ничего не добившись, и послали к нему одного из своих учеников уговаривать его в последний раз. Но он отвечал ему так: «Пусть иезуиты знают, что как им приятно пребывать в прелестях мира сего, так и мне приятно пойти теперь на смерть!» Начальник обоза отказался принять его, говоря иезуитам: «Он теперь в ваших руках, делайте с ним что хотите!»

Тогда его отвели в лесок недалеко от обоза и пытали огнем, и слышно было, как он грозно что-то говорил мучившим его. Потом крикнули гайдуку, чтобы он зарядил ружье, и приказали приготовить яму. В последний раз потребовали от него, чтобы он отказался от своих слов. Но он ясно ответил: «Что сказал — с тем умру!» Тогда велели гайдуку выстрелить ему в лоб. Гайдук, знакомый ему, встал на колени, испросил прощение его и благословение, а потом выстрелил. Преподобный продолжал стоять, прислонившись к сосне. Тогда велели сбросить его в яму. Он обернулся лицом к небу, сложил руки крестом на груди и протянул ноги, и его закопали живым. Потом так и нашли его лежащим.

1 мая, по указанию одного мальчика, было найдено тело покойного. Откопали его ночью и на другой день похоронили в монастыре в Симеоновском храме. Тление не коснулось его, но тело носило следы пыток и ружейных пуль. Лицо покойного почернело от пороха. Язык усох между зубами. «Думаем, что его похоронили еще живого, и это сделалось с ним от великой тяготы смертной. Бог благодатию Своею да утвердит нас в благочестии и да пошлет терпение имени Его ради святого», – пишут свидетели тех скорбных событий. О суде над преподобным и его казни обстоятельно рассказывает особая повесть, составленная под сильным впечатлением послушниками Брестской обители св. Симеона Столпника.

Житие его было впервые написано в XVII веке по-польски студентами Киево-Братской школы по дневникам преподобного и запискам его послушников.

Преподобный Афанасий был признан святым вскоре после своей кончины, в 1658 году. Иннокентий Гизель, архимандрит Киево-Печерский и Иосиф Нелюбович-Тукальский (с 1664 г. митрополит Киевский) писали к царю Алексею Михайловичу, что тело Афанасия «откровенно бывши, и доселе, дивну Богу во святых Своих, в Бресте пребывает нетленно».

Мощи святого игумена покоились сначала в медной раке, но 1816 году, 8 ноября, сгорели вместе с деревянной церковью св. Симеона Столпника; остались лишь обоженные частицы, которые в присутствии молящихся были уложены на оловянном блюде и помещены в Благовещенской церкви монастыря. В 1823 году для частиц мощей была устроена рака, и они поставлены открыто для всенародного чествования. В 1824 году, по причине малочисленности братии и бедности, монастырь в честь Симеона Столпника был упразднен, его церковь обращена в приходскую. Святые мощи преподобного Афанасия были перенесены в крепостной Николаевский собор. В 1833 году, во время строительства оборонительных укреплений Брестской крепости, все древние строения были снесены. После сооружения в городе Симеоновского каменного собора в 1865 году сюда были перенесены нетленные останки преподобного. Во время Первой Мировой войны св. мощи были вывезены во Францию. С 1995 года в специальной раке в Симеоновском соборе г. Бреста хранится частица мощей преподобномученика Афанасия.




Преподобномученик Афанасий, игумен Брестский
(ок. 1597 – 1648)

память 20 июля / 2 августа, 5 / 18 сентября

Cвятой преподобномученик Афанасий Брестский родился около 1597 года в благочестивой белорусской семье Филипповичей. Около времени рождения святого Афанасия в 1596 году в городе Бресте была заключена уния между частью Православной Церкви Юго-Западной Руси, входившей в то время в состав Польско-Литовского государства, и Римо-Католической Церковью. Уния имела целью латинизацию Святой Православной веры и русской народности. В ответ на заключение унии Православный Собор, состоявшийся также в 1596 году, принял постановление: «Мы даем обет веры, совести и чести за себя и за наших потомков, не слушать этих осужденных соборным приговором митрополита и владык, не повиноваться им, не допускать их власти над нами; напротив, сколько возможно противиться их определениям, действиям и распоряжениям, стоять твердо в нашей святой вере и при истинных пастырях нашей святой Церкви, особенно при наших Патриархах (имеются в виду Восточные Патриархи), не оставляя старого календаря… и сопротивляясь всем притеснениям, насилиям и новизнам, которыми бы стали препятствовать целости и свободе нашего богослужения, совершаемого по древнему обычаю».
Эти заветы, которые от лица Церкви возложили на ее верных чад представители Восточного Православия на Брестском соборе, стали призванием святого Афанасия, и их осуществлению была отдана вся его жизнь.
В молодые годы он некоторое время преподавал в домах польского шляхетства, в том числе у канцлера Литовского Льва Сапеги. Разгульная жизнь, которую он наблюдал при дворе польского вельможи, лишь укрепила в преподобном Афанасии намерение оставить мирскую суету. Он удалился в Виленский Свято-Духов монастырь, где в 1627 году принял иноческий постриг от игумена Иосифа. Отсюда преподобный Афанасий был послан на послушание сначала в Кутеинский монастырь под Оршей, а затем — в Межигорский около Киева, где «не малое время учился воле Божией и жизни по закону». Из Межигорья преподобный Афанасий был вновь вызван в Вильно, где преподобный был посвящен в сан иеромонаха и затем назначен наместником Дубойской (Дубовской) обители под Пинском. Через три года, в 1636 году, обитель оказалась в ведении иезуитов; преподобный Афанасий был переведен на послушание в Купятицкий монастырь. Отсюда он совершил для сбора подаяний весьма трудное и опасное путешествие в Москву, сопровождаемое видимым покровительством и помощью Божией Матери.
В 1640 году святой Афанасий был назначен игуменом Симеонова монастыря в Бресте. Прибыв в Брест на игуменство, преподобный Афанасий прежде всего разыскал старые грамоты, епископские и королевские, которыми утверждались права и преимущества вверенного ему монастыря. Найдя в грамотах, что «уния со старым Римом, принятая вопреки законам Восточной Церкви, проклята навеки», преподобный Афанасий стал открыто в храме и других местах поучать об этом. Это произвело столь сильное действие, что во всем воеводстве униаты начали испытывать величайшую тревогу. В 1641 году святой Афанасий отправился в Варшаву на сейм, где собирался закрепить исконные преимущества православного братства в Бресте и отстоять полную свободу богослужения и обрядов по уставу Восточной Церкви, но ему отказали. Тогда преподобный Афанасий обратился за советом и помощью к православным духовным влиятельным лицам, но и здесь не нашел он поддержки.
Воспевая однажды акафист Божией Матери, святой Афанасий вдруг явственно услышал от ее образа слова:
«Афанасий! Жалуйся теперь на сейме при помощи иконы Моей Купятицкой, в кресте изображенной, перед королем польским и государством, грозя праведным гневом и страшным судом Божиим, который вот-вот поистине наступит, если не образумятся. Пусть прежде всего на веки осудят проклятую унию, — в этом самая насущная нужда, — и им еще может быть хорошо». Исполняя это повеление, преподобный в 1643 году, уподобляясь святому пророку Илии, ревнителю об истинной вере, отправился на сейм в Варшаву, взяв с собой образки Купятицкой иконы Богоматери и записанное предостережение о гневе Божием за преследование Православия и покровительство унии, которые и раздал всем знатнейшим членам сейма, в том числе и королю. Он обратился в сейме к королю с речью, в которой изложил все притеснения и обиды, чинимые православным иезуитами и униатами. К смелым словам подвижника отнеслись с явным неудовольствием и отправили его на суд к Киевскому митрополиту Петру Могиле. В Киеве преподобный был оправдан и по просьбе братии Брестского монастыря вновь восстановлен в игуменском достоинстве. По возвращении в Брест преподобный Афанасий всецело отдался монашеским подвигам. Уединенная жизнь иноков постоянно нарушалась нападениями на монастырь, издевательствами, насмешками, препятствиями в общении со святыней и прочими притеснениями, чинившимися иезуитами и униатами. В ноябре 1644 года он был взят под стражу, отвезен в Варшаву и брошен в оковы, в которых содержался более года. В заключении святой Афанасий написал молитвословие, которое распевал для утоления душевной боли: «Пошли покой Церкви Своей, Христе Боже! Не знаю, может ли кто из нас терпеть дальше! Дай нам помощь в печали, чтобы мы всецело отдались вере святой, непорочной». Из тюрьмы преподобный Афанасий написал королю Владиславу ІV три послания, причем одно из них на генеральный сейм 1645 года, с просьбой защитить православную Церковь в Западной Руси.
Результатом этих посланий было то, что Киевскому митрополиту было предписано забрать святого Афанасия из тюрьмы и отправить его в такое место, где бы он уже не мог «чинить никаких тревог». Исполняя повеление короля, митрополит Петр Могила оставил Брестского игумена в Киево-Печерском монастыре. Под влиянием ясно обнаружившегося расположения православных к святому, после последовавшей 1 января 1647 года кончины митрополита Петра Могилы, преподобный Афанасий вновь вступил в свое игуменство. Во время пребывания в Киево-Печерской Лавре святой Афанасий создал одно из замечательнейших своих произведений — «Дневник» («Диариуш»). Как свидетельствует история создания «Дневника» и сам текст этого выдающегося памятника общественной мысли первой половины ХVІІ века, святой Афанасий стремился создать такой литературный памятник, который обличал бы унию, имел актуальность не только в то время, но и в будущем, и в котором была бы показана одна из исторических страниц напряженной борьбы православного народа против римо-католической агрессии. Вернувшись в Брест, святой Афанасий недолго ощущал покой в своей обители. В июле 1648 года его вновь арестовали по ложному обвинению в помощи восставшим казакам. Когда обвинение не подтвердилось, судьи спросили преподобного: «Ты проклинаешь унию?» «Да, — ответил святой Афанасий, — потому что она и есть проклята». Этого было достаточно для тех, кто жаждал крови Брестского игумена. Иезуиты, зная, что он осужден на смерть, подослали к нему своего человека, пытавшегося убедить святого не губить себя. Но страдалец за истину ответил ему: «Путь иезуиты знают, что как им приятно пребывать в прелестях мира сего, так мне приятно пойти теперь на смерть».
В ночь на 5 сентября 1648 года гайдуки повели преподобного Афанасия в сосновый бор возле деревни Гершановичи. Там они заставили его вырыть себе яму, а потом, пытая раскаленным железом, принуждали отказаться от слов, произнесенных игуменом против унии и католицизма. Не теряя самообладания, святой подвижник мужественно ответил палачам: «Что я сказал, то я сказал, и с тем умираю». После этих слов палачи приказали одному из прослезившихся гайдуков расстрелять святого Афанасия. Потрясенный мужеством и стойкостью святого игумена, гайдук просил у него прощения и пастырского благословения. Получив то и другое, он выстрелил, но не убил святого. Раненый двумя мушкетными пулями, преподобный Афанасий с окровавленной головой продолжал стоять, прислонясь к сосне. Страшное кровавое зрелище при внезапно разразившейся сильной грозе до такой степени испугало гайдуков, что они поспешили втолкнуть его еще живым в яму, в которой воин за веру Христову повернулся лицом вверх, сложил руки крестообразно и предал душу Господу.
В течение восьми месяцев тело страдальца за Православие, засыпанное землей, лежало в неизвестности без церковного чина погребения. 1 мая 1649 года один мальчик указал братии Брестского Симеоновского монастыря место погребения их игумена. Земля, в которой был погребен мученик, оказалась временно принадлежавшей иезуитам, поэтому пришлось действовать тайно. Иноки ночью выкопали нетленное тело игумена и тотчас перенесли на другое место, а утром – в свой монастырь. Через несколько дней, 8 мая 1649 года преподобный Афанасий был с честью погребен у правого клироса в главном храме монастыря в честь преподобного Симеона Столпника.
Преподобный Афанасий был признан чтимым святым вскоре после своей мученической кончины. 5 января 1658 года архимандрит Киево-Печерской Лавры Иннокентий Гизель вместе с Иосифом Нелюбович-Тукальским (с 1664 года митрополит Киевский) писали царю Алексею Михайловичу, что тело святого Афанасия, «откровенно бывши, и доселе, дивно Богу во святых Своих, в Бресте пребывает нетленно». В 1666 году в Бресте было составлено житие на польском языке, в котором игумен Афанасий называется «святым и преподобномучеником». Верующими западнорусского края глубоко чтилось святое имя преподобномученика, а нетленные мощи его, положенные в медную гробницу, были прославлены благодатным даром чудотворений и привлекали множество верующих. 8 ноября 1816 года во время пожара, происшедшего в Брестском Симеоновском монастыре, деревянный монастырский храм сгорел, а медная гробница, в которой хранились мощи святого, расплавилась. Обожженные частицы святых мощей преподобномученика Афанасия, уцелевшие в пламени пожара, были найдены на следующий день священником Самуилом Лисовским и благочестивыми жителями города Бреста. Их уложили на оловянное блюдо и положили в алтаре монастырской трапезной церкви. В 1823 году для частиц мощей был устроен ковчег и они были поставлены для всенародного поклонения. В 1824 году Симеоновский монастырь был упразднен, его храм обращен в приходской, а святые мощи преподобного Афанасия положены в Николаевском соборе. После сооружения в 1865 году в городе Бресте нового каменного Симеоновского собора святые мощи преподобного были перенесены в храм. Богу было угодно даровать им чудотворную силу, о чем свидетельствуют многочисленные чудеса и исцеления. Всецелое утверждение Православия и полная отмена унии — вот в чем видел святой Афанасий свою цель, осуществлению которой посвятил всю жизнь. «Я не пророк, а только слуга Бога Творца моего, посланный согласно с временем, чтобы говорить каждому правду… Он для того послал меня, чтобы я наперед возвестил об истреблении проклятой унии». Такими были слова твердого, непреклонного и вдохновенного борца за Православие, глубоко веровавшего в победную силу истинного исповедания. Не страшила его и мученическая кончина, ибо он провидел исполнение своего пророческого предсказания: «Там, где тело мое искалеченное и израненное во имя Божие положено будет, вера православная расцветет, как лилия посреди терниев». Память преподобномученика Афанасия Брестского празднуется также 5/18 сентября и в день Собора Белорусских святых (Неделя 3-я по Пятидесятнице).

(более подробно о житии прмч. Афанасия Брестского см. )

Тропарь преподобномученика Афанасия Брестского
глас 2
Блажен еси, отче наш Афанасие, / яко верно пожил еси, стоя бодренно за святую Православную веру, / со умилением присно поя неседальное Пречистей, / заповедуя никомуже нарушати Православныя веры святыя, / пострадав за свидетельство истины даже до смерти. / Мы же, чтуще святыню твою, / со дерзновением взываем ти: / отче наш, преподобномучениче Афанасие, / похвало и украшение наше.

Величание
Ублажаем тя, Преподобномучениче Афанасие, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Ин кондак преподобномученика Афанасия Брестского
глас 2
Яко постника благочестна и искусна, / и страдальца произволением честна, / и пустыни жителя сообразна, / в песнех достойно хвалим Афанасия приснохвальнаго, / той бо змия попрал есть.

Кондак преподобномученика Афанасия Брестского
глас 4
Монашескаго жития украшение и мучеников красоту явил себе житием твоим, Афанасие, и яко солнце пресветлое людям православным возсиял еси. Темже и Христос даром чудес обогати тя; да чтуще пресветлую память твою, зовем ти: поминай стадо твое молитвами твоими, преподобне.

Молитва преподобномученику Афанасию Брестскому
О великий угодниче Христов, святый преподобномучениче Афанасие! К тебе мы, грешнии и смиреннии, яко к теплому нашему заступнику и скорому помощнику, молитвенно прибегаем и из глубины сердца взываем: призри на ны скоро и умоли Человеколюбца Бога, да не осудит нас грешных по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по великой Своей милости. Охрани нас своим заступлением от облежащаго ны суемудрия и неправоверия и, яко пастырь добрый, упаси заблудшия овцы стада Христова и во дворы Господни сия всели. Огради нас от соблазнов, ересей и расколов и настави твердо в вере православней подвизатися. Потщися, скорый о нас предстателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да ниспослет нам тихое и богоугодное житие, уврачует Своею благодатию наша болезни душевныя и телесныя, согреет наша сердца любовию друг ко другу и сотворит ны братолюбны и единомысленны. Испроси такожде у Господа и всего потребнаго для жития нашего телеснаго: земли плодородия, благорастворения воздухов и мирнаго устроения. Страну нашу, веси и грады охрани молитвами твоими от огня, потопа, труса, вражескаго нашествия и внутренних нестроений. Егда же приспеет час кончины нашея, утверди в нас память смертную, да и мы в истиннем покаянии и чистем сведении совести нашея представше ко Господу, сподобимся деснаго стояния и со всеми святыми воспоем славу Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

Акафист прмч. Афанасию, игумену Брестскому

September 18th, 2013 , 03:10 am

Город Брест в Беларуссии славен не только историей и Брестской Крепостью, но и своим святым преподобным (монахом) мучеником Афанасием, жизнь которого непосредственно связана с Брестом, хотя его духовный подвиг начинался через город Вильнюс и проходил и через Киев, и через Москву с Питером и непосредственно через город Орша. В Беларуссии нет практически ни одного большого храма без иконы Афанасия Брестского. А прославился он тем, что на западных землях Руси он ревностно отстаивал чистоту православной веры. И путь его был очень трудным, даже иерархи Православной Церкви с него снимали сан, который ему вернул на Украине известнейший митрополит Пётр Могила. Но о всём по порядку...

Родился святой Афанасий в семье ремесленника, обучался в братской школе при виленском монастыре Сошествия Святого Духа. После его окончания стал учителем и около 1620 года канцлером Львом Сапегой был назначен гувернёром Яна Фаустина Лубы, которого канцлер выдавал за сына Лжедмитрия I и Марины Мнишек. Семь лет Афанасий служил у Сапеги, но когда содержание «царевича» сократили до сотни золотых в год, то оставил службу.

В 1627 году принял монашеский постриг и жил в Кутеинском Богоявленском монастыре, где ему были знамения от Оршанской иконы Богородицы , а затем в Межигорском монастыре. В 1632 году в Вильно был рукоположен во иеромонаха и назначен наместником игумена Добойского монастыря. В 1636 году монастырь был передан униатам, что заставило Афанасия покинуть его и перейти в Купятицкий монастырь. В нём он написал «жалобный лист» к Богородице в котором рассказал о притеснениях православных и собрав под ним подписи положил к чтимой Купятицкой иконе Божией Матери от которой, по его словам, он имел «голоса». В 1637 году Афанасий отправился за сбором милостыни, достиг Москвы и был принят царём Михаилом Фёдоровичем от которого получил богатые пожертвования.

В 1638 году Афанасий вернулся в свой монастырь, а в 1640 году был назначен игуменом брестского Симеоновского монастыря.


Симеоновский собор Бреста

На новом месте он начал активно добиваться возвращения переданных униатам православных храмов, проклинал Брестскую унию. В сентябре 1641 года на сейме в Варшаве Афанасий смог получить согласие короля Владислава IV на возвращение храмов, но документ об этом не был заверен канцлером и не получил законной силы. В 1643 году вновь приехал на сейм, жаловался на бесправное положение православных в Польше. Присутствовавшие на сейме православные иерархи, опасаясь непредсказуемости Афанасия, арестовали его. Сбежав из под ареста, Афанасий как юродивый бегал по улицам, бил себя посохом и проклинал унию. Был подвергнут церковному суду и лишён сана. На это решение была подана жалоба в консисторию киевского митрополита и после длительного рассмотрения митрополит Пётр Могила восстановил Афанасия в сане и вернул игуменом в прежний монастырь.

В 1645 году, повинуясь по его словам гласу от Купятицкой иконы, Афанасий вновь отправился на сейм просить короля об отмене унии. Был арестован в качестве заложника за отправленного в Москву Яна Лубу. Этот арест связан с тем, что Афанасий в 1644 году в Кракове передал русскому послу князю Львову письмо Лубы, которое говорило о его попытке самозванства и Россия потребовала его выдачи. Находясь под арестом Афанасий написал ряд сочинений в которых изложил свой взгляд на унию и её последствия для православия. Часть этих сочинений вошло в «Memorial», поданный от Афанасия король Владиславу. Король освободил Афансия и поместил его в Киево-Печерский монастырь, где был написан его автобиографический «Диариуш». После смерти в 1647 году митрополита Петра Могилы Афанасий вернулся в Брест.

После возвращения Афанасий не предпринимал активных действий по борьбе с унией. В 1648 году после восстания Богдана Хмельницкого Афанасия обвинили в связи с восставшими казаками и арестовали в начале июля после литургии в Рождество-Богородичной церкви. Обвинение не подтвердилось, но из-за критики им унии продолжили содержать под стражей, принуждая присоединиться к ней. После отказа изменить православию 5 сентября 1648 года Афанасий был подвергнут жестокой казни: его закопали живьем в землю (в других источниках говорится что его пытались застрелить, а затем полуживого забросали землёй).

Тело Афанасия было обнаружено в мае 1649 года и погребено в его монастыре. Почитание его как святого началось практически сразу после смерти: в 1658 году архимандрит Киево-Печерского монастыря писал царю Алексею Михайловичу, что тело мученика нетленно и в 1666 году мощи были открыты для поклонения в медной раке, составлено житие святого. При Петре Первом, который почитал этого святого глава Афанасия была перенесена в Санкт-Петербург. Из истории известно, что святой Афанасий был лично знаком с отцом и дедом Петра Первого, Царями Русскими Михаилом Фёдоровичем Романовым и Алексеем Михайловичем Романовым, у них Афанасий просил защитить Православие от униатов.

В начале XIX века пожар уничтожил храм Симеона Столпника: медная рака расплавилась и мощи обгорели. Священник С. Литовский собрал найденные частицы мощей и хранил их в алтаре трапезной церкви монастыря. В 1823 году для мощей изготовили деревянный ковчег и поставили в церкви. В 1857 году Н. А. Поливанов в благодарность за исцеление сына по молитве к преподобному Афанасию пожертвовал для мощей драгоценный серебряный ковчег. После закрытия монастыря ковчег был изъят в Антирелигиозный музей искусств, разместившийся в Донском монастыре, а оттуда в 1935 году поступил в Государственный исторический музей. В музее работники на свой страх и риск спрятали мощи за шкафом, чтобы они не были уничтожены начальством музея. Там в музеи эти мощи тайно почитались работниками и когда святыни стали возвращать Церкви, то вернули и мощи Афанасия.

Мощи святого в настоящее время хранятся в кафедральном соборе Бреста, там где они всегда находились и раньше.

В один день с Афанасием Брестским празднуется и Оршанская икона Богородицы, которую очень почитал святой Афанасий.

Оршанская икона Богородицы была явлена чудесным образом в 1631 году при основании мужского Кутеинского Свято-Богоявленского монастыря близ города Орши (Белоруссия) на берегу реки Кутеинки. Считается Небесной заступницей этой обители. Имеется множество свидетельств конкретной помощи после молитв к Божией Матери перед Оршанской иконой, в частности, такую помощь получал преподобномученик Афанасий Брестский. С ним Богородица разговаривала и даже открыла ему дату смерти.

Чудотворный список (копия) иконы хранился в Оршанском Успенском женском монастыре. В 1842 году, в связи с многочисленными исцелениями больных от Оршанской иконы Пресвятой Богородицы, монастырь был переведён в реестр первоклассных.

С XIX века местночтимое празднование иконы проводится в один день с памятью преподобномученика Афанасия Брестского(18 сентября и 2 августа по новому стилю), который удостоился особого водительства и заступничества от Царицы Небесной через её Оршанскую икону.

В Минском Свято-Духовом соборе находилась копия Оршанской иконы Богородицы, написанная в XVIII столетии. 13 июля 2001 года Митрополитом Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, святыня была передана в дар Витебской епархии. В настоящее время икона пребывает в Свято-Ильинском храме Свято-Успенского женского монастыря города Орши .

Сегодня Брест, это большой город называемый Западными воротами Беларуссии, а когда-то и Советского Союза.

Огромный вокзал со шпилем в духе московских высоток хорошо знаком тем, кто ездил в Европу поездом. Больше всего поражает размер — вокзальные постройки тянутся на полкилометра, а расположены на острове между путями. Правая сторона (если ехать из Москвы) — Варшавская, левая — Московская. Первый вокзал здесь был построен еще в 1886 году, но не сохранился. Ныне здесь целых три вокзальных здания: главное (1956 год) со шпилем, два польских (слева — барокко, справа — классицизм), одно новое. Трафик для такого гигантского комплекса невелик — около 30 поездов и десятка электричек в день. Но отсюда всего три километра до польской границы, и масштаб вокзала обусловлен тем, что это парадные ворота Советского Союза. К вокзалу примыкает депо, где меняют колеса: до Бреста — русская колея (1520 мм), дальше — стефенсоновская (1435 мм), стоянка около двух часов, и за сменой колес интересно наблюдать из вагона.


Вверху на фото современный вокзал, внизу вокзал 1917 года

Конечно, какой же Брест без посещения Брестской крепости. Брестская крепость столь известна, что даже трудно поверить в ее реальность. Но стометровый металлический штык хорошо виден уже с вокзала, а по количеству туристов крепость не имеет себе равных в Белоруссии. Построенная в 1836-1842 годах и модернизированная в 1870-е по проекту Э.Тотлебена крепость — настоящий город в городе, только сохранившаяся часть около полутора километров в диаметре. Хорошо сохранились укрепления — бастионы, форты, длинные корпуса казарм, двое уцелевших ворот (Холмские и Тереспольские), руины Белого дворца, где в 1917 году был подписан Брестский мир, Никольский войсковый собор (1851-1879). Везде следы пуль и взрывов. Здесь же два памятника — «Жажда» и «Мужество» (скульптура-торс высотой 30 метров и шириной 54 метра) с удивительно живыми лицами, Вечный огонь, плиты с именами защитников крепости. За воротами — Западный Буг, и до польской границы считаные сотни метров. Ради строительства крепости был полностью снесен старинный польско-литовский Брест (включая монастырь, где была подписана Брестская уния), находившийся на ее месте. На символе Брестской крепости, если приглядется, можно увидеть не только дырки от пуль, но и удивительную надпись имени Анна, выложенную кирпичиками особым образом. Это автор ворот вот так запечатлил любовь к своей дочери.


Гитлер и Мусолини въезжают в крепость в июле 1991 года

Внушающий неподдельный страх и трепет памятник героям-пограничникам и их семьям появился на месте бывшей 9-й погранзаставы у Тереспольских ворот знаменитой крепости совсем недавно, летом 2011года. Бронзовые пограничники запечетлены в момент сражения, в то время как женщина и дети помогают раненному в казематах крепости.

До войны здесь был крепостной цех для выпечки хлеба солдатам, а сейчас банкетный зал Цитадель. Одни посетители считают, что там есть уютное кафе расположенное в непосредственно в мемориальном комплексе "Бестская крепость-герой", а другие считают, что это заведение ни что иное, как издевательство над памятью тех, кто здесь сражался. Тем им поет из динамиков Стас Михайлов, а гости выпивают и закусывают.. .

Первая достопримечательность древнего Берестья, это музей руин города, его расположение: за крепостью, на Госпитальном острове, в полусотне метров от границы. Идешь прямо вдоль запретной зоны. Сам музей — стеклянный павильон, накрывающий котлован, на дне которого руины древнего города (XIII век) — срубы изб с печами внутри, деревянные улицы и вполне средневековая скученность. Напоминает руины греческих полисов — но деревянные. Вокруг котлована — экспозиция предметов из этих же домиков и макеты древнего города. У входа — могильный камень XIV века с выбитым на нем крестом. Ничего подобного нет больше нигде в мире, к тому же это древнейшие сохранившиеся деревянные постройки Руси. Кажется чудом, что под землей они пережили и строительство крепости, и битву за нее в 1941-м. Открыто Берестье было лишь в 1968 году, а музеем стало в 1982-м.

Как и многие другие города бывшего СССР, в последние годы Брест обзавелся своим «Арбатом» — на эту роль назначили Советскую улицу, которая соединяет улицу Мицкевича (ближайшая к вокзалу, параллельно железной дороге) с проспектом Машерова (ведет к главному входу в крепость). В начале улицы — Никольская церковь (1906 год), ближе к концу — круглый стеклянный кинотеатр «Беларусь» (1970-е), выстроенный вокруг шестиугольной Хоральной синагоги (1862 год). Вдоль улицы много симпатичных зданий разных эпох и все атрибуты Арбата — цветники, кафе, уличная скульптура, беседки. Все это помножено на белорусскую опрятность. самое главное.....настоящие керосиновые фонари!....не по всей улице, а участок между улицей Дзержинского и проспектом Машерова......и зажигает их по вечерам настоящий фонарщик! Место очень красивое и культурное и улица гладко вымощенная. В Бресте, такое впечатление, дороги с войны не ремонтировали.



На центральной площади недалеко от вокзала можно увидеть костел с двумя башнями 1854 года в стиле классицизма, построенный взамен храмов снесенного при строительстве крепости Старого города.

В городе имеется так же очень большая Никольская Братская церковь.

Нарядную церковь недалеко от вокзала построили в 1906 году. Храмы в псевдорусском стиле — явление в Западной Белоруссии вообще очень распространенное. Здесь их называют «муравьевками» — от имени генерала Михаила Муравьева-Виленского, подавлявшего польское восстание 1861 года и прозванного поляками «вешателем». Стилизации под московское барокко на польской границе смотрятся очень странно. Никольская церковь среди этих церквей, пожалуй, одна из самых красивых.

Памятник 1000 летию Бреста. Памятник был поставлен на пожертвования горожан и средства города в 2009 году. Под покровом Ангела-хранителя в этом символичном монументе — модели города легко ужились история с обычной жизнью. Историческую часть Бреста символизируют князь Владимир Василькович, Великий князь литовский Витовт, Радзивилл и Николай Черный, а жителей города — летописец, мать и солдат.

В составе Российской империи Брест из процветающего торгового города превратился в уездное захолустье. Старый центр с костелами и дворцами был полностью снесен для строительства Брестской крепости, так как находился в самом стратегически выгодном месте. Поэтому и гражданская застройка, и храмы Бреста — 1850-1930-х годов. Настоящих шедевров в городе нет, но старина сохранилась на удивление хорошо для места, принявшего первый удар Великой Отечественной. Особый интерес представляют здания польской эпохи Самые красивые улицы — Ленина, Мицкевича, Маркса, Советская.

Здание кинотеатра было построено архитектором Р.Шилаем как часть ансамбля улицы Советской. При его строительстве использовали восьмигранное здание синагоги XIX века, вокруг которого и были возведены стены с высокими застекленными плоскостями, за исключением дворовой части. Открыт в 1976 году. Второе рождение кинотеатра произошло в 2001 году, когда был вновь открыт большой зал, уже с современным оборудованием. Кинотеатр "Беларусь" единственное место в Беларусии где можно смотреть фильмы лежа, причем последний ряд оборудован еще и столиками.

Воскресенский собор возведен в 1995 году в честь 50-летия Победы, и это очень символичный шаг на западных рубежах бывшего Союза. Самый большой храм Бреста выглядит довольно оригинально и своей архитектурой немного напоминает крепость с четырьмя бастионами. Расположенный на окраине собор безраздельно господствует над окружающей местностью.

По улице Леваневского (и далее через парк) лежит кратчайший путь в крепость от вокзала. Это, возможно, самая оригинальная по своей архитектуре брестская улица: вдоль нее сосредоточен целый квартал… коттеджей. Но не современных таунхаусов, а изящных польских домиков 1920-30-х годов, многие из которых украшают черепичные крыши. Впрочем, новостройки среди них тоже есть — но небольшие и стилизованные под старину.

А что касается города Орши, где находится вторая сегодня почитаемая святыня Оршанская Богородица, то это городок 80 км. от Витебска с населением 116 024 человек на 2011 год данные. Город основан в 1067 году и ранее назывался Ржа
(скорее всего от коричневой ржавого цвета воды реки Оршица, которая называлась Оржаца).

Город Орша очень пострадал во Вторую Мировую войну.
Именно здесь впервые в 1941 году были применены в боях Катюши.

Орша являлась крупнейшим железнодорожным узлом,
что вызывало регулярные бомбардировки как немецкой, так и советской авиацией.

Красивое здание вокзала, а также второй по величине железнодорожный узел в стране (после Минска), являющийся так называемыми «восточными воротами» Белоруссии.

Установлен паровоз как памятник на железнодорожном вокзале в 1984 в ознаменование рабочих подвигов оршанских железнодорожников при восстановлении народного хозяйства и в связи с 40-летием освобождения Белоруси от немецко-фашистких захватчиков.


Нижнее фото и есть Кутиинский монастырь с Оршанской иконой. Здесь молился Афанасий Брестский, помолится сюда приезжало несколько святителей русской земли причисленные к лику святых, а так же император Николай Второй.
Основан в 1623 г. как православный мужской монастырь на землях, подаренных шляхецким родом Стеткевичей. Располагался в Кутейно - юго-западной окраине Орши при слиянии рек Днепра и Кутеинки. Деревянный Богоявленский собор начал строиться в 1623 г., освящен в 1626 г. митрополитом Петром Могилой. Был пятикупольным, с пятиярусным иконостасом, имел два этажа и усыпальницу под спудом. Стены собора украшали росписи с изображениями 38 сюжетов Нового Завета. Другая церковь - в честь Рождества Христова - также была деревянной, двухэтажной. После реконструкции 1868 г. переосвящена в честь Святой Троицы.

Монастырь был значительным духовно-просветительным центром и оплотом Православия в крае. При нем работала артель художников-иконописцев, которые имели там свою школу. В 1630 г. белорусский просветитель и книгопечатник Спиридон Соболь основал при монастыре Кутеинскую типографию, ставшую центром белорусского кириллического книгопечатания.

Он издал: «Брашно духовное» (1630), «Букварь», «Молитвослов» (1631), «Часослов» (1632), «Новый Закон с псалтырью» (1632), «Лексикон Памвы Беринды» (1653) и др. Книги были искусно оформлены мастерами местной школы гравюры.

В 1654 г. по благословению патриарха Никона первый игумен Кутеинского монастыря Иоиль (Труцевич) с частью братии и типографией были переведены в Россию, в Иверский монастырь под Новгородом.

После этого события значение монастыря уменьшилось, хотя жизнь там продолжалась. В 1764 г. обитель причислена к 3-му классу, а в 1842 отнесена к «заштатным» и приписана к Оршанскому Покровскому монастырю.

Деревянный Богоявленский собор сгорел от удара молнии в 1885 г. и больше не восстанавливался. Под его фундаментом в 1910-1912 гг. монахами был найден древний печерный монастырь в честь Воскрешения Праведного Лазаря. Большая печера имела 11 кв. м., было также много ниш и подземных переходов. Найден деревянный крест, укрепленный камнями.

Второй раз печеры исследовались в 1926 г., обнаружены два коридора, многочисленные печеры и ниши. Теперь печеры засыпаны.

Свято-Богоявленский Кутеинский монастырь возрожден в 1992 г. Сохранившаяся Свято-Троицкая церковь переосвящена в Богоявленскую. В монастырском здании устроена Свято-Троицкая крестильная церковь.

Преподобне отче Афанасие, воздержанием и молитвою Богу прилепляяся, страсти и невоздержания плоти твоея умертвил еси и рабом явился еси Спаса Вседержителя. Темже почитаем память твою всечестную.
Восхвалим днесь песнями страдальца земли нашей преподобномученика Афанасия, сей бо измлада Христа возлюбил, неленостию велением его угождая, во утверждение веры Православныя стране нашей послужи. Ныне же во обители небесной приятый, молит Христа Бога помиловати души наша.